Законы рф иерархия законов

3. Иерархия нормативно-правовых актов

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними.

Актами высшей юридической силы являются законы. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

Высшую юридическую по отношению к другим нормативно-правовым актам силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны исходить из Конституции и не противоречить ей.

Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то предпочтение должно быть отдано закону.

Подзаконные акты — указы Президента, постановления Правительства, местные и ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции) обладают меньшей юридической силой, чем законы.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества нормативно-правовые акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нижестоящие нормативно-правовые акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответ­ствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Так, в Конституции Испании говорится, что «международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства».

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

Система законодательства РФ

Система законодательства – это совокупность нормативных правовых актов, в которых содержатся правовые нормы.

Система законодательства является внешним выражением системы права. Правовые нормы не существуют сами по себе – они закреплены в нормативных правовых актах.

Нормативный правовой акт (НПА) – письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Система законодательства имеет сложную структуру. Можно выделить следующие подходы к структуре системы законодательства:

  • Горизонтальное (отраслевое) строение системы обуславливается предметом правового регулирования — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия формируются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное право — конституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство и т.д.).
  • Вертикальное (иерархическое) строение системы отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе.
  • Федеративное строение системы основано на двух критериях: 1) федеративной структуре государства и 2) круге полномочий государственных органов РФ и субъектов РФ. Данную систему составляют НПА федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации, а также органов местного самоуправления.

Вертикальное (иерархическое) строение системы законодательства – одно их наиболее важных. Все нормативные правовые акты различаются по своей силе. В РФ в настоящее время сформировалась следующая иерархия НПА (от самых сильных к самым слабым):

  1. Конституция РФ — основной закон страны. Ни один НПА не может противоречить Конституции РФ. Если норма будет противоречить Конституции РФ, она будет признана неконституционной и не будет применяться.
  2. Федеральные конституционные законы — законы, регулирующие самые важные вопросы. О необходимости принятия федеральных конституционных законов по таким вопросам написано в самой Конституции (например, ФКЗ «О судебной системе РФ»).
  3. Федеральные законы — правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.).
    Кодекс обладает такой же правовой силой, как другие федеральные законы. Отличие от любого другого закона состоит в том, что в нем собрано и систематизировано максимальное число норм, регулирующих одну сферу общественной жизни.
  4. Акты Президента РФ . Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.
  5. Акты Правительства РФ — постановления и распоряжения.
  6. Ведомственные акты — акты государственных органов РФ (регламенты, инструкции, распоряжения и др.).

Нормы международного права (конвенции, международные договоры) применяются в России только если специальным образом ратифицированы (одобрены). Это происходит в форме издания федерального закона. Поэтому в приведенной иерархии такие нормы находятся на том же уровне, что и федеральные законы.

Различия системы права и системы законодательства :

  • си­сте­ма права носит объ­ек­тив­ный ха­рак­тер, а в фор­ми­ро­ва­нии си­сте­мы за­ко­но­да­тель­ства зна­чи­тель­ное место за­ни­ма­ет субъ­ек­тив­ный фак­тор, обу­слов­лен­ный по­треб­но­стью пра­во­вой прак­ти­ки;
  • пер­вич­ным эле­мен­том си­сте­мы права яв­ля­ет­ся норма права, со­сто­я­щая из ги­по­те­зы, дис­по­зи­ции и санк­ции, а пер­вич­ным эле­мен­том си­сте­мы — ста­тьянор­ма­тив­но-пра­во­во­го акта, ко­то­рая не все­гда со­цер­жит все три струк­тур­ных эле­мен­та пра­во­вой нормы;
  • в одном и том же нор­ма­тив­ном акте могут со­дер­жать­ся нормы раз­лич­ных от­рас­лей права, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют­ся санк­ци­я­ми, со­дер­жа­щи­ми­ся в дру­гих нор­ма­тив­ных актах.

Расположите НПА в порядке от самого сильного к самому слабому.

Законы рф иерархия законов

Высшую ступень вертикальной структуры законодательства субъектов Российской Федерации занимают конституции (в республиках) и уставы (в иных субъек­тах).

Правовой формой выражения иерархического приоритета учредительных актов по отношению ко всем иным источникам права субъектов являются фор­мулировки: «не должны противоречить». Так в ч. 3 ст. 1 Устава Нижегород­ской области установлено: «Устав области имеет прямое действие на ее терри­тории. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области» 26 .

На следующем иерархическом уровне системы законодательства субъек­тов Российской Федерации находятся конституционные (уставные) законы (в тех субъектах, в которых предусмотрено их принятие).

Принятие конституционных законов предусмотрено в ряде республик. В части 3 ст. 89 Конституции Республики Мордовии установлено: «Государст­венное Собрание Республики Мордовии по вопросам, предусмотренным Конституцией Республики Мордовии, принимает конституционные законы Респуб­лики Мордовии» 27 .

Читайте так же:  Как оформить копилку из банки

Теоретическое обоснование более высокой юридической силы конституционных законов по отношению ко всем нижестоящим актам определяется их содержанием (фактор — «важность общественных отношений»). Они посвяще­ны регулированию ключевых государственных (конституционных) институтов республики — народовластие, статус органов власти, атрибуты государственно­сти.

Правовой формой выражения иерархического приоритета конституцион­ных законов является формулировка: «не должны противоречить». Так, в ч. 4 ст. 89 Конституции Республики Мордовии говорится: «Законы Республики Мордовии, постановления Государственного Собрания Республики Мордовии, а также иные нормативные правовые акты, принимаемые в Республике Мордо­вии, не должны противоречить Конституции Республики Мордовии и консти­туционным законам Республики Мордовии».

На следующем иерархическом уровне располагаются законы субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, могут наделяться различной юридической силой.

Как и на федеральном уровне можно выделить как минимум три иерархических уровня данных законов. 1 уровень — за­коны, принятые на референдуме; 2 уровень — кодифицированные законы; 3 уровень — иные (некодифицированные) законы.

В ряде субъектов в последнее время весьма активно проводятся кодификационные работы. В Республике Башкортостан приняты 16 кодексов. В Свердловской области действует Кодекс об админист­ративной ответственности. В Воронежской области — Избирательный кодекс. В Нижегородской области 16 апреля 2001 г. принят Градостроительный кодекс Нижегородской области 28 .

Следует заметить, что иерархический приоритет кодексов по отношению ко всем иным законам будет иметь место только в том случае, когда законода­тельный орган субъекта РФ выразит его в соответствующей правовой форме (Например, ст. 2 Водного кодекса Республики Башкортостан). Вместе с тем, в целом ряде случаев иерархический приоритет кодексов по отношению к некодифицированным законам не устанавливается.

Теперь перейдем к рассмотрению иерархии подсистемы подзаконных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Подчиняясь в целом общим закономерностям, она имеет ряд особенностей, которые детерминируются прежде всего особенностями иерархической структуры власти каж­дого конкретного субъекта.

Практически все законодательные (представительные) органы субъектов наряду с законами принимают и постановления, которые могут быть как нор­мативными, так и правоприменительными. При этом нормативными постанов­лениями могут регламентироваться как внутриорганизационные вопросы дея­тельности законодательного органа, так и общественные отношения, участни­ками которых являются иные субъекты права.

В ряде субъектов в структуре высшего представительного органа государственной власти субъектов создаются постоянно действующие советы или президиумы. Они также наделяются правом принимать нормативные правовые ак­ты. Так, Совет Государственного собрания Республики Мордовии принимает указы и постановления.

По мнению В.А. Толстика, противоречия между нормативными постановлениями законодательных органов и нормативными актами — указами (постановлениями) глав исполнительной власти вполне возможны, такие коллизии следует рассматривать как иерархические. В таком случае приоритет следует отдать актам представительного органа. В конечном счете, зако­нодательный орган власти вместо постановления может принять закон и тем самым придать своим нормам более высокую юридическую силу 29 .

Нормативные указы (постановления) руководителей высших исполнитель­ных органов государственной власти субъектов в свою очередь имеют более высокую юридическую силу, чем акты, принимаемые любыми иными органами соответствующей ветви власти. Определяющим в данном случае является фак­тор «иерархия государственных органов».

В тех субъектах, где созданы правительства, именно их нормативные акты должны размещаться на следующем нижестоящем после актов глав субъектов иерархическом уровне.

Правовые акты правительств принимаются в форме постановлений и распоряжений. При этом акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. По оперативным, организационным, кадровым и другим теку­щим вопросам издаются распоряжения. Правовой формой выражения иерархической зависимости рассматривае­мых актов от актов глав соответствующих субъектов является право глав субъ­ектов отменять правовые акты правительств. Так, в ст. 70 Конституции Респуб­лики Саха (Якутии) в числе полномочий Президента называется право отме­нять постановления и распоряжения Правительства республики.

В структуры исполнительных органов власти субъектов входят различные структурные подразделения (министерства, ведомства, департаменты и т. п.), которые тоже вправе принимать нормативные правовые акты. Вместе с тем, в ряде случаев рассматриваемые органы издают нормативные правовые акты, обязательные для граждан, общественных объединении и организаций, не под­чиненных данному ведомству. Правовой формой выражения иерархической подчиненности ведомственных актов по отношению к вышерасположенным так же, как и в предыдущем случае, является право правительства (если оно есть) отменять акты мини­стерств и ведомств (Например, Правительство Республики Мордовии вправе отменять акты министерств, государственных комитетов, ведомств Мордовии) 30 .

Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими ор­ганами исполнительной власти субъектов РФ или одним из них по согласова­нию с другими. И в первом и во втором случае такие акты должны иметь ие­рархический приоритет перед актами, принятыми министерствами и ведомст­вами самостоятельно. В законодательстве субъ­ектов, как правило, отсутствуют правовые формы выражения такого приорите­та. Правовой формой выражения приоритета актов, принимаемых в рамках надведомственных полномочий, должно являться положение об их обязатель­ности для иных органов соответствующего иерархического уровня. Такие положения устанавливаются в соответствующих статутных актах. Однако если они не установлены, не будет и приоритета.

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов субъектов Россий­ской Федерации может быть представлена в следующем виде:

1-й уровень — разделы (главы) конституций (уставов) субъектов РФ; 2-й уровень — конституционные законы; 3-й уровень — кодифицированные законы; 4-й уровень — некодифицированные законы; 5-й уровень — нормативные постановления (законодательных) представи­тельных органов; 6-й уровень — нормативные указы высших должностных лиц; 7-й уровень — нормативные постановления правительств (администраций); 8-й уровень — нормативные акты органов исполнительной власти субъек­тов, принятые совместно или по согласованию; 9-й уровень — нормативные акты органов исполнительной власти, приня­тые в рамках надведомственных полномочий.

Иерархия российских нормативно-правовых актов

1. Самым главным нормативным документом в Российской Федерации является Конституция, которая была принята в результате народного волеизъявления на референдуме 12 декабря 1993 года. Началом действия Конституции стала официальная публикация текста 25 декабря этого же года.

Согласно Конституции в России имеется постоянно действующий парламент (Федеральное Собрание), состоящий из двух палат:

  • Совет Федерации (верхняя палата, 170 членов, по 2 из каждого субъекта);
  • Государственная Дума (нижняя палата, 450 депутатов).

2. В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся ​ поправки ​ . При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ.

3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются:

  • введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан;
  • принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса;
  • описание и использование государственной символики;
  • порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ;
  • назначение референдума.

ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы. При этом Президент не имеет права вето на данный тип правого акта и должен подписать его в течение 2-х недель.

4. Российская Федерация является лишь одним из немногих государств на планете. Для лучшего взаимодействия между странами подписываются различные международные договоры и соглашения, которые не могут иметь более высокий правовой приоритет, чем предыдущие нормативные акты.

5. Далее идут федеральные законы (ФЗ). Процедура их принятия следующая:

  • Госдума большинством голосов принимает ФЗ;
  • Совет Федерации одобряет ФЗ (большинством голосов);
  • Президент подписывает ФЗ;
  • ФЗ публикуется в следующих изданиях: Собрание законодательства Российской Федерации, «Российская газета», «Парламентская газета»;
  • через десять дней после публикации или с даты, прямо указанной в тексте, ФЗ обретает статус действующего закона.

Если Совет Федерации отклонил ФЗ, то Госдума может двумя третями принять его и направить сразу главе государства, который имеет право наложить вето и направить документ на доработку. Чтобы преодолеть президентское вето, каждая палата Федерального Собрания должна набрать как минимум 2/3 голосов.

6. Указы и распоряжения Президента РФ обретают статус действующих актов через неделю после официального опубликования. В некоторых случаях, когда, например, речь идет о государственной тайне, акты Президента вступают в силу с момента подписания. Акты делятся на нормативные (действуют на территории всей России) и ненормативные (например, награждение конкретного человека). Как правило, указы Президента в конечном итоге приводят к принятию соответствующего федерального закона.

7. Правительством РФ принимаются постановления и распоряжения. Вступление их в действие аналогично актам Президента.

8. К ведомственным актам относятся прежде всего приказы, распоряжения, письма и прочие документы различных министерств и ведомств, адресованные подчиненным организациям, предприятиям и учреждениям. Это самый объемный и разнообразный вид документов, призванный обеспечить исполнение вышестоящих в иерархии нормативно-правовых актов.

Иерархия нормативно — правовых актов РФ

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Читайте так же:  Договор уступки права по договору участия в долевом строительстве образец

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты «Права потребителей», в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

Какова иерархия законов в Российской Федерации?

Порядок от высшей степени к низшей

1) федеральный закон кодифицированный

2) специальный закон

3) ординарный федеральный закон

Ответы юристов (5)

Здравствуйте, Сергей. Вопросы по теории государства и права не относятся к юридической консультации. Возьмите любой учебник по данному предмету, там все это расписано подробно.

Есть вопрос к юристу?

Доброго времени суток!

Порядок от высшей степени к низшей

1) федеральный закон кодифицированный

2)ординарный федеральный закон

4) специальный закон

Если необходима помощь в подготовке документов, по Вашему вопросу обращайтесь.

Под пунктами 3 и 4 один и тот же закон указан (федеральный закон и закон РФ являются равнозначными ординарными законами), посему ответить на Ваш вопрос не представляется возможными, однако, помочь нормативно разобраться с конкретной ситуацией/делом могу, если сочтете нужным обратиться.

С уважением, Райнхард Хайдрих.

На первом месте всегда будет Консультация Российской Федерации, кодифицированные законы, законы, акты главы государства, подзаконные акты (постановления правительства). Иерархия нормативных правовых актов установлена ФЗ «О нормативах правовых актах». После указанных нормативных правовых актов идут различного рада инструкции, технические нормативные акты, санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы.

На первом месте всегда будет Консультация

Вот это точно, коллега. Согласен. Возмездная консультация — прежде всего.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Иерархия нормативных правовых актов государственных органов Российской Федерации (Горлачев Р.Ю.)

Дата размещения статьи: 04.11.2015

Среди видов нормативных правовых актов государственных органов закон занимает существенное место во внутригосударственном праве.
Во Всеобщей декларации прав человека 1948 года закону уделяется особое значение, в ее преамбуле говорится, что права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения.
———————————
Российская газета. 1995. 5 апреля.

В статье 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. установлено, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона, в статье 8 сказано, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом и др.
В 1768 году в статье 6 Декларации прав и свобод человека и гражданина было закреплено: «Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями».
———————————
Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.

Под законом в Российской Федерации следует понимать нормативный правовой акт, принятый законодательным органом или в порядке референдума, проведенного в Российской Федерации, в установленном процессуальном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Подзаконный нормативный правовой акт в юридической литературе понимается как разновидность нормативного правового акта, издаваемого компетентным органом на основе и во исполнение закона, для конкретизации и развития его положений .
———————————
Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. В.М. Сырых. М.: Эксмо, 2008. С. 240.

В каждой стране, а точнее — в каждой правовой системе, устанавливается строгая иерархия, т.е. строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов. Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчества и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности .
———————————
Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004. С. 284.

В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сказано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием . Из чего следует, что суды при вынесении своих решений учитывают юридическую силу правовых актов государственных органов, где положения нижестоящего правового акта могут быть признаны недействительными в связи с несоответствием положениям закона или иного правового акта, обладающего большей юридической силой.
———————————
Российская газета. 1996. 13 августа.

В части 1 статьи 10 проекта Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации», подготовленного Министерством юстиции России 26 декабря 2014 года, сказано, что иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации основывается на их юридической силе, а также их соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам .
———————————
URL: http://home.garant.ru/#/document/56623105/paragraph/115:0 (дата обращения: 22.01.2015).

Читайте так же:  Настоящий приказ вступает в силу

Иерархия нормативных правовых актов — это правовое положение всех действующих в Российской Федерации видов нормативных правовых актов по их юридической силе друг к другу, где Конституция Российской Федерации обладает наивысшей юридической силой.
А.В. Якушев в своем пособии «Теория государства и права» представил следующую иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации:
— Конституция Российской Федерации;
— федеральные конституционные законы;
— федеральные законы;
— нормативные указы Президента Российской Федерации;
— постановления Правительства Российской Федерации;
— нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации;
— законы субъектов Российской Федерации;
— подзаконные акты органов власти субъектов Российской Федерации;
— локальные нормативные акты .
———————————
Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). М.: А-Приор, 2007. С. 174.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации, предложенную А.В. Якушевым, можно считать неполноценной.
В части 1 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации закреплена обобщенная иерархия нормативных правовых актов, на основании которых суд обязан разрешать гражданские дела, основываясь на: Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации, федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти, конституциях (уставах), законах, иных нормативных правовых актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления .
———————————
Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 46. Ст. 4532.

В силу того, что федерального нормативного правового акта, закрепляющего реальную иерархию правовых актов государственных органов, в настоящее время нет, возможно ее сформулировать исходя из положений отдельных норм права, тем или иным образом закрепляющих положение правовых актов государственных органов.
Согласно части 1 статьи 15 Конституции Российской Федерации она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации .
———————————
Российская газета. 1993. 25 декабря.

Данное правовое положение позволяет установить, что Конституция Российской Федерации занимает первое место в иерархии среди правовых актов государственных органов Российской Федерации, хотя Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме.
Статья 136 Конституции Российской Федерации определяет второе место среди правовых актов, которые могут быть приняты в случае внесения поправок к главам 3 — 8 Конституции Российской Федерации в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Согласно статье 108 Конституции Российской Федерации федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации Федерального Собрания и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.
Третье место в иерархии правовых актов государственных органов занимают ратифицированные международные правовые акты согласно положениям части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, где сказано, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Положения части 3 статьи 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» расширяют нормы части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и устанавливают, что положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 29. Ст. 2757.

Согласно части 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации она и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, в свою очередь, часть 3 статьи 76 устанавливает, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, следовательно четвертое место в иерархии занимают федеральные конституционные законы, а пятое — федеральные законы.
Часть 3 статьи 90 Конституции Российской Федерации закрепляет, что указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, тем самым определяет шестое место в иерархии правовых актов государственных органов.
Статьей 115 Конституции Российской Федерации установлено, что на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Данные положения статьи 115 Конституции Российской Федерации закрепляют за постановлениями Правительства Российской Федерации седьмое место в иерархии правовых актов государственных органов.
Согласно части 2 статьи 102 Конституции Российской Федерации Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Часть постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации относится к нормативным правовым актам, которые должны занимать определенное место в иерархии правовых актов государственных органов.
Согласно части 2 статьи 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. В силу того, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации является нижней палатой Федерального Собрания Российской Федерации, постановления, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, можно поставить на следующее место в иерархии правовых актов государственных органов.
В силу того, что этим двум видам актов палат Федерального Собрания Российской Федерации сложно определить место по отношению к указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации, целесообразно им выделить восьмое и девятое места в иерархии правовых актов государственных органов.
Следующее, десятое, место в иерархии правовых актов государственных органов следует предоставить федеральным органам власти, учрежденным нормами федерального закона, которые вправе принимать правовые акты, и данные акты не проходят регистрацию в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти .
———————————
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст. 3895.

Например, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников.
———————————
Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4472.

На десятом месте в иерархии правовых актов государственных органов также находятся правовые акты, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, которые должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
К данным органам государственной власти следует отнести федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.
Есть мнение, что правовые акты федеральных министерств выше по юридической силе по отношению к федеральным службам и агентствам. Здесь следует согласиться в части, то есть если федеральная служба или агентство находится в прямом подчинении федерального министерства, тогда действительно акты федерального министерства будут выше по юридической силе по отношению к федеральной службе или агентству.
В пункте 11 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» установлено, что Федеральное агентство по делам молодежи находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по туризму — в ведении Министерства культуры Российской Федерации .
———————————
Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. N 22. Ст. 2754.

В то же время следует отметить, что есть федеральные службы и агентства, которые находятся в прямом подчинении Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Остается неурегулированной проблема в отношении правовых актов, принимаемых государственными органами Российской Федерации, учрежденных нормами федеральных законов, которые должны занимать более высокое место в иерархии по отношению к правовым актам государственных органов Российской Федерации, учрежденных нормами подзаконных нормативных правовых актов.

1. Проблемы теории государства и права: учебник / под ред. В.М. Сырых. М.: Эксмо, 2008. С. 240.
2. Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004. С. 284.
3. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). М.: А-Приор, 2007. С. 174.