Закон осаго ст.4 п.2

Закон осаго ст.4 п.2

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 4 закона об ОСАГО. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО) в действующей редакции:

Статья 4 закона об ОСАГО. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

Вернуться к оглавлению документа: Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об ОСАГО» в действующей редакции

Комментарии к статье 4 закона об ОСАГО, судебная практика применения:

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ 2017:

В п. 11, 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» содержатся следующие разъяснения:

Новый договор ОСАГО при переходе прав на транспортное средство. Возврат предыдущим владельцем части страховой премии

После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускается.

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан заключить новый договор обязательного страхования своей гражданской ответственности (пункт 2 статьи 4 Закона об ОСАГО).

При этом предыдущий владелец транспортного средства вправе потребовать от страховщика, с которым у него был заключен договор страхования ответственности, возврата части страховой премии за период с момента перехода прав на транспортное средство до окончания предусмотренного указанным договором срока, на который осуществлялось страхование.

ОСАГО для прицепов к легковым и грузовым автомобилям. Регресс к причинителю вреда в случае отсутствия в полисе ОСАГО отметки об использовании прицепа

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан — владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО).

С 1 октября 2014 года, т.е. со дня введения утвержденных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред, возникший в результате дорожно-транспортного происшествия при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда, считается причиненным посредством одного транспортного средства (тягача), в связи с чем предельная страховая выплата не может превышать страховую сумму по одному договору страхования, в том числе и в случае, если собственниками тягача и прицепа являются разные лица.

Следует принимать во внимание, что отсутствие в полисе обязательного страхования отметки об эксплуатации транспортного средства с прицепом, как того требует пункт 7 статьи 4 Закона об ОСАГО, не может служить основанием для отказа страховой организации в осуществлении страховой выплаты. Вместе с тем применительно к подпункту «в» пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО страховщик в указанном случае имеет право регресса к страхователю — причинителю вреда.

Разъяснения Верховного Суда РФ в Обзоре практики 2016:

Новый владелец автомобиля обязан заключить договор ОСАГО

При переходе права собственности, права хозяйственного ведения или оперативного управления на транспортное средство от страхователя к иному лицу новый владелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Незаключение новым владельцем договора ОСАГО лишает его права обращаться за выплатой страховой суммы к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность предыдущего владельца ( подробнее см. п. 6 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 года)

Публикации на logos-pravo.ru:

Обязанность иметь полис ОСАГО. О том, в каком случае можно управлять транспортным средством без полиса ОСАГО см. статью «Сколько можно ездить без полиса ОСАГО?»

Разъяснения утратившего силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ 2015:

В пп. 16, 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ныне утратившем силу , указывалось следующее:

Нужен ли полис ОСАГО на прицепы к легковым и грузовым авто граждан и юридических лиц?

Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на принадлежащие гражданам прицепы к легковым автомобилям (подпункт «д» пункта 3 статьи 4 Закона об ОСАГО). При этом обязанность по страхованию гражданской ответственности юридических лиц и граждан – владельцев прицепов к грузовому транспорту с 1 сентября 2014 года исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования (пункта 7 статьи 4 Закона об ОСАГО). Подробнее см. п. 49 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Читайте так же:  Мейбес коллекторы

Изменение условий договора ОСАГО

После заключения договора обязательного страхования замена транспортного средства, указанного в страховом полисе обязательного страхования, изменение срока страхования, а также замена страхователя не допускаются. Подробнее см. п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Управление без полиса ОСАГО в течение 10 дней

Можно ли ездить в течение 10 дней без полиса ОСАГО после покупки транспортного средства? Очень распространённый вопрос. Верховный Суд в своём Решении указал, что управление без полиса ОСАГО в данном случае законно.

Законодательство

В соответствии с ПДД водитель обязан иметь полис ОСАГО только в том случае, если такая обязанность установлена Федеральным законом.

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации N 40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» при возникновении права владения транспортным средством водитель обязан застраховать свою ответственность в течение 10 дней.

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Таким образом, водитель имеет право управлять транспортным средством в течение 10 дней после приобретения без оформления полиса ОСАГО.

И, кстати, не только после приобретения в собственности, но и при возникновении иного права владения транспортным средством, например, получения транспортного средства в оперативное управление.

Решение Верховного Суда

17 апреля 2012 года Верховный Суд вынес Решение N АКПИ12-205. Заявитель ссылался на противоречие пункта 2.1.1 ПДД и Федерального закона N 40 от 25 апреля 2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Вот что указал Верховный Суд.

Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону N 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года несостоятельна. Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.

Не стоит забывать, что в случае управления без полиса ОСАГО, ответственность за любой возможный ущерб лежит на вас. Также стоит задуматься над оформлением полиса добровольного страхования ДАГО/ДСАГО. Стоит полис добровольного страхования недорого, при этом расширяя лимит выплат до нескольких сотен тысяч или даже миллионов рублей.

В последнее время законодательство, касающееся регулировки получения и использования электронных полисов ОСАГО, претерпело значительные изменения. Отдельные нормы направлены на облегчение жизни водителей, другие несколько ужесточают и упорядочивают взаимоотношения между государством, страховыми компаниями и автолюбителями.

Закон определяет организационные, экономические и правовые принципы деятельности владельцев транспортных средств, которые оформили на свое имя ОСАГО.

Центральным положением закона считается гарантии, которые получают потерпевшие на предмет возмещения ущерба в случае вреда, нанесенного имуществу, здоровью или жизни.

Реализация гарантий обеспечивается за счет удачного совмещения двух механизмов – компенсационные выплаты, за которые отвечают профессиональные объединения страховщиков и обязательное страхование владельцев автомобилей.

Закон об ОСАГО новая редакция 2015 года

В 2014 году ФЗ об обязательном страховании автомобилей претерпел значительные изменения. Новая редакция закона об ОСАГО обеспечила новое видение устоявшихся ранее положений, как то порядка оформления выплат по принципу европротокола, пересмотрены максимальные значения выплат, изменена процедура прямого возмещения, а также внесены некоторые другие правки.

Федеральный закон об ОСАГО 2015

Основное количество правок направлено на защиту интересов и прав среднестатистического автовладельца. Параллельно фиксируется возросшая финансовая нагрузка на операторов страхового рынка. Сегодня предельно ясно, что последним повышением тарифов ОСАГО дело не закончится, тенденция к удорожанию услуг наверняка продолжится в ближайшем будущем. Подорожание полисов в 2015-2016 годах станет вполне закономерным и прогнозируемым явлением на фоне возросших фиксированных страховых выплат в качестве возмещения ущерба, нанесенного имуществу, здоровью и жизни лиц, пострадавших во время зафиксированного ДТП.

Закон об ОСАГО ст. 4 п. 2

Один из ключевых пунктов ФЗ «Об ОСАГО» определяет временные рамки обязательного страхования при возникновении у автолюбителя права владения транспортным средством, которое вверяется в оперативное управление, передается в хозяйственное пользование или приобретается в собственность. Страхование гражданской ответственности необходимо провести до регистрации ТС, но позже чем через десять дней после возникновения такого права возможность уже не предоставляется.

Закон об ОСАГО старая редакция

В новой редакции существенно возросли выплаты за возмещение имущественного ущерба (до 400 000 рублей), а также ущерба нанесенного жизни и здоровью (до 500 000 рублей). При этом в старой редакции размер этих сумм составлял 120 000 рублей для одного потерпевшего и 160 000 рублей, если таких лиц зафиксировано несколько.

Закон об ОСАГО Консультант Плюс

Комплексная информационная поддержка по основным положениям закона доступна на сайте «Консультант плюс». Возможности ресурса предполагают ознакомление с содержанием самого федерального законодательного акта, изучение комментариев специалистов, участие в обсуждениях на форуме, возможность почерпнуть много полезной информации из приведенных практических примеров, а также масса других важных сведений.

Статья 4 пункт 2 закона об ОСАО

При возникновении права на автомобиль в предусмотренных законом ситуациях и в рамках отведенных сроков рекомендуется приобретать полис ОСАГО, который будет действовать минимум 12 месяцев. Оформление страховки на более короткие периоды, как правило, обходится дороже. Стоимость годового страхования соответствует значениям, которые указаны в полисе и не будет изменяться, даже если стоимость услуги вырастет в течение года. Не спешите оформлять полис на короткий срок, перед этим обязательно сравните его стоимость с ценой годовой страховки ОСАГО. Возможность приобрести оптимальный пакет доступна в любое время, как и сервис продления документа через интернет.

Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных «систем» страхования;

д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.

е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

Читайте так же:  Налог на китайские товары

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским «законодательством». При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со «статьей 12» настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

1. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 2 Закона об ОСАГО

1. Комментируемая статья определяет состав законодательства Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Примечательно, что первое место в ряду нормативных правовых актов, перечисляемых в п. 1 данной статьи, отведено ГК РФ. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что отношения в сфере ОСАГО носят, в первую очередь, гражданско-правовой (обязательственный) характер, и, несмотря на обязательность данного вида страхования, основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Особая роль ГК РФ в правовом регулировании соответствующих отношений определяется также положениями п. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которым нормы гражданского права, содержащиеся в иных законах, помимо ГК РФ, должны соответствовать ему.

Основные положения ГК РФ, имеющие отношение к сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, содержатся в гл. 2 «Возникновение гражданских прав и обязанностей, осуществление и защита гражданских прав», гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда», гл. 48 «Страхование». Так, в частности, ст. 1072 ГК РФ определяет порядок возмещения вреда лицом, застраховавшим свою ответственность, ст. 1079 ГК РФ — особенности гражданско-правовой ответственности владельца источника повышенной опасности (владельца транспортного средства), ст. ст. 935 — 937 ГК РФ — случаи применения института обязательного страхования, порядок его осуществления и правовые последствия несоблюдения требований об обязательном страховании, ст. 964 ГК РФ — общие основания от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, ст. 965 ГК РФ — порядок реализации обратного требования страховщика (суброгации) и т.п.

При применении этих и многих других норм ГК РФ, однако, следует учитывать, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ особая роль кодифицированных нормативных актов в правовом регулировании определенной сферы общественных отношений, их приоритет по отношению к другим нормативным правовым актам не являются безусловными, а ограничены рамками специального предмета регулирования. Применительно к ОСАГО единые принципы правового регулирования, легальные понятия и термины, основы правового статуса наиболее важных участников страховых отношений, сформулированные в ГК РФ, применяются постольку, поскольку из существа регулируемых отношений, специфики данного обязательного вида страхования, необходимости преимущественной защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу в результате ДТП, не вытекает иное. Приведенный постулат согласуется со ст. 970 ГК РФ, согласно которой правила гл. 48 ГК РФ применяются к отдельным специальным видам страхования в той мере, в которой законами об этих видах страхования не установлено иное.

Проиллюстрировать сказанное можно на конкретном примере: так, в частности, ст. 965 ГК РФ регламентирует порядок замены выгодоприобретателя в договоре страхования, но указанная статья не может быть применена к отношениям в сфере ОСАГО в связи с тем, что в соответствующем договоре выгодоприобретатель определен императивно, им в силу требований ст. 1 комментируемого Закона всегда является потерпевший.

Помимо ГК РФ и комментируемого Закона целесообразно указать на следующие наиболее значимые федеральные законы, имеющие отношение к сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств:

1) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» — определяет основные требования к обеспечению безопасности дорожного движения (ст. ст. 11 — 16, 18, 20, 22), права и обязанности его участников (ст. 24), условия получения права на управление транспортным средством и основания прекращения такового (ст. ст. 26, 28);

2) Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» — раскрывает понятия «страхование» и «страховое дело» (ст. 2), регламентирует правовое положение страховых организаций (ст. 6), способы и порядок обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков (ст. ст. 25 — 29), устанавливает порядок осуществления надзора за деятельностью субъектов страхового дела, включая основания и порядок ограничения и приостановления действия лицензии, отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности (ст. ст. 30 — 33);

3) Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» — определяет цели и принципы технического осмотра транспортных средств, допускаемых к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации (ст. 4), вопросы организации системы технического осмотра и полномочия ее участников (ст. ст. 7 — 19), порядок осуществления контроля (надзора) за деятельностью профессионального объединения страховщиков, осуществляющего аккредитацию операторов технического осмотра (ст. 23).

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел, вытекающих из споров, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, закреплен ГПК РФ.

Ключевым нормативным правовым актом подзаконного уровня, регулирующим отношения в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являются Правила ОСАГО. Ныне действующие Правила ОСАГО, установленные Положением Банка России 19 сентября 2014 г. N 431-П, пришли на смену утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 и содержат в себе положения, касающиеся:

1) порядка заключения, изменения, продления, досрочного прекращения договора ОСАГО;

2) порядка уплаты страховой премии;

3) перечня действий лиц при осуществлении ОСАГО;

4) порядка определения размера подлежащих возмещению страховщиком убытков и осуществления страховой выплаты;

5) порядка разрешения споров по ОСАГО.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, принцип определенности и непротиворечивости законодательного регулирования распространяется и на те правовые нормы, которыми законодатель делегирует Правительству РФ те или иные полномочия. Ранее ст. 5 комментируемого Закона предписывала Правительству РФ устанавливать правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств — сейчас таким уполномоченным органом является Банк России. Исходя из указанной позиции Конституционного Суда применение Правил ОСАГО не должно противоречить основным принципам обязательного страхования, и в особенности — гарантированности возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

Пример: ОСАО «Р-Г» обратилось в суд с иском к ОАО «РМС» о взыскании в порядке суброгации суммы выплаченного страхового возмещения. В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате ДТП автомобиль, принадлежащий гражданке В., застрахованный по договору страхования в ОСАО «Р-Г», получил механические повреждения. В связи с наступлением страхового случая истец выплатил страховое возмещение.

Отказывая в иске, суд указал, что в нарушение Правил ОСАГО истцом не была исполнена обязанность по представлению поврежденного имущества на осмотр страховщика в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. В связи с этим ответчик вправе на основании ст. 12 комментируемого Закона отказать истцу в страховой выплате или ее части.

Кассационная инстанция отменила решение суда, указав, что из содержания приведенной нормы не следует, что непредставление транспортного средства для осмотра является безусловным основанием для отказа в страховой выплате. Необходимым условием отказа законодатель установил невозможность достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков. В то же время возможность либо невозможность установления размера убытков, подлежащих возмещению по договору обязательного страхования, не была предметом исследования суда первой инстанции (см. подробнее Постановление ФАС Московского округа от 16 февраля 2006 г. N КГ-А40/13144-05 по делу N А40-26000/05-104-229).

Помимо Правил ОСАГО, следует обратить внимание на такие ключевые нормативные правовые акты подзаконного уровня, как:

1) Правила дорожного движения, устанавливающие единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации, общие права и обязанности его участников;

2) Правила проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, утвержденные Положением Банком России от 19 сентября 2014 г. N 433-П, определяющие субъектный состав и порядок проведения независимой технической экспертизы транспортного средства, организуемой в целях установления обстоятельств причинения вреда транспортному средству, причиненных повреждений и их причин, технологии, методов и стоимости восстановительного ремонта.

2. Длительное время одним из наиболее спорных оставался вопрос относительно возможности применения к отношениям в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств положений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей». Сферой применения указанного Закона являются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Читайте так же:  Фактом вступления в наследство является

В разъяснениях Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», утв. Приказом МАП РФ от 20 мая 1998 г. N 160, содержалось указание на то, что отношения, возникающие из договора страхования, регулируются гл. 48 «Страхование» ГК РФ, а также специальным законодательством о страховании. Предусматривалось применение положений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 к отношениям, вытекающим из указанных договоров, в части общих правил, при этом правовые последствия нарушений условий этого договора предлагалось определять на основании положений ГК РФ и специального законодательства о страховании. Последующая судебная практика неоднократно подтверждала невозможность применения положений Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 к отношениям, вытекающим из договора ОСАГО, в полном объеме (см., например, решение Верховного Суда РФ от 28 апреля 2004 г. N ГКПИ04-418; Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за I квартал 2008 г., утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 28 мая 2008 г. (Вопрос 2)).

Пункт 2 ст. 16.1 комментируемого Закона (введена 21 июля 2014 г.) частично разрешил проблему правовой неопределенности, указав, что связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением страховщиком обязательств по договору ОСАГО права и законные интересы физических лиц, являющихся потерпевшими или страхователями, подлежат защите в соответствии с Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 в части, не урегулированной комментируемым Законом. Пунктом 7 данной статьи, в свою очередь, установлено, что со страховщика не могут быть взысканы не предусмотренные комментируемым Законом и связанные с заключением, изменением, исполнением и (или) прекращением договоров ОСАГО неустойка (пеня), сумма финансовой санкции, штраф.

Таким образом, можно сделать вывод, что в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств применительно к отношениям с участием гражданина, являющегося страхователем, застрахованным лицом или потерпевшим (выгодоприобретателем), не преследующим в этих отношениях целей, связанных с предпринимательской деятельностью, применяются следующие положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1:

1) положения ст. 15 о праве на компенсацию морального вреда в связи с нарушением прав потребителя, независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков;

2) положения п. 2 ст. 17 об альтернативной подсудности (иски могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения страховщика, месту жительства или пребывания истца, месту заключения или исполнения договора);

3) положения п. 3 ст. 17 относительно освобождения потребителя от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. п. 2 и 3 ст. 333.36 НК РФ.

В то же время в силу прямого указания комментируемого Закона не могут применяться к страховщикам финансовые санкции, штраф, неустойка (пени), предусмотренные Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1. В отношении требований, вытекающих из договора страхования, действуют специальные санкции, предусмотренные ст. ст. 13 и 16.1 комментируемого Закона.

3. Применительно к сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств основную часть нормативных правовых актов международно-правового характера составляют документы, касающиеся применения международной системы страхования автогражданской ответственности «Зеленая карта»:

1) приложение N 1 к Сводной резолюции об облегчении международных автомобильных перевозок (RE4) в редакции, принятой на 66-й сессии Комитета по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы 17 — 19 февраля 2004 г. Указанный документ содержит определения основных понятий, имеющих отношение к системе «Зеленая карта»: собственно понятие «Зеленой карты» как страхового сертификата, свидетельствующего о наличии страхового покрытия ответственности перед третьими лицами у водителя, проезжающего через страну; понятие национального страхового бюро, создаваемого уполномоченными страховщиками страны для разрешения требований в рамках международной системы; понятие Совета Бюро — административного органа международной системы, действующего под эгидой Рабочей группы по автомобильному транспорту Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций; понятие уполномоченных страховщиков, обладающих правом выдавать международные страховые сертификаты, и т.д.

Приложение N 1 определяет также порядок удовлетворения требований о возмещении вреда в рамках международной системы и обязанности лиц, не являющихся держателями международных сертификатов;

2) Устав Совета страховых бюро, утвержденный Международной ассоциацией национальных бюро страхования автотранспортных средств 29 и 30 мая 2008 г. в Лиссабоне. Данный нормативный правовой акт регламентирует правовое положение Совета страховых бюро, структуру и полномочия его органов управления и структурных подразделений;

3) Внутренний регламент Совета страховых бюро, принятый Генеральной ассамблеей Совета Бюро 30 мая 2002 г. в Ретимно (о. Крит). Этот документ состоит из обязательных положений (которые должны быть приняты всеми национальными бюро) и опциональных положений, которые налагают обязательства только на те национальные бюро, которые сделали выбор в пользу соблюдения таких положений в рамках их взаимоотношений с другими бюро. Требование соблюдать обязательные и опциональные положения включено в краткое соглашение, подписанное на двусторонней основе между отдельными бюро (однако правило не распространяется на бюро стран — членов Европейского экономического пространства, которые обязаны достичь соглашения между собой на многосторонней основе). Относительно применения внутреннего регламента разработан пояснительный меморандум;

4) Требования по финансовым гарантиям, предъявляемым к членам Совета Бюро с переходным статусом, утвержденные Советом страховых бюро, которые содержат в себе описание вариантов предоставления необходимых финансовых гарантий (в таком качестве могут выступать предоставление банковской гарантии или денежного депозита, заключение договора перестрахования эксцедента убытка, заключение договора о перестраховании и полном обслуживании) членами Совета Бюро в течение «переходного периода» — десяти лет с момента предоставления членства.

Вышеприведенные нормативные правовые акты фактически включены в национальную правовую систему посредством внесения изменений в комментируемый Закон в декабре 2007 г. и издания распоряжения Правительства РФ о признании Российского союза автостраховщиков национальным страховым бюро системы «Зеленая карта».

Федеральный закон N 40-ФЗ Глава II Статья 4 П 2

из общения выкинули.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)

Машину купил 3 дня назад по ДКП.
Поехал за страховкой, выписали штраф. Я так понимаю, пункт про 5 дней не действует?

Вы точно знаете, что это миф?

«. Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» несостоятельна. Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом. «

[Сообщение изменено пользователем 20.06.2013 00:31]

[Сообщение изменено пользователем 20.06.2013 00:32]

Если следовать такой логике, можно просто встать у автосалона и оформлять все вновь купленные авто за езду без гос.номеров, не?

ну все верно
В связи с тем, что большая часть сотрудников ГИБДД (включая дежурного) имеет 3 класса церковно-приходской, напишу сюда суть Решения по данному вопросу.

Уважаемый В.Р.!
В размещенной Вами цитате написано:
«Ссылка заявителя на противоречие пункта 2.1.1 Правил Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» несостоятельна. »
По-моему далее приводится цитата заявления.
Я, например, не вижу противоречия между требованием ФЗ-40 застраховать ответственность владельца ИПО в течении 10 дней после приобретения такого ИПО и обязанностью иметь при себе полис ОСАГО при управлении свежеприобретенным ИПО.
по-моему смысл сочетания этих норм надо читать так:
1) В случае приобретения ИПО (автомобиля) наступает обязанность в течение 10 дней с момента приобретения застраховать гражданскую ответственность.
2) Водитель ТС (ИПО) при управлении ТС обязан иметь при себе полис ОСАГО (ПДД РФ, приложение к ФЗ о БДД).
выводы:
1) независимо от планов по эксплуатации ТС, после приобретения — ответственность застраховать надо в течение 10 дней
2) независимо от даты приобретения ТС, в случае управления водитель обязан иметь при себе полис ОСАГО.
Возможно я не прав, объясните, пожалуйста, подробнее в чем именно.

Нет. Постановка ТС на учет после приобретения производится в течение 5 суток. Если необхзодимо больше времени — понадобятся знаки «транзит».
Т.е. первые 5 суток после приобретения можно ездить без номеров, но с полисом ОСАГО.

[Сообщение изменено пользователем 20.06.2013 11:29]