Взятки грех

Взятка – недоверие Богу

Взятка – наша претензия и укор Господу, являющаяся действенным непослушанием Его воле. Человек, видя преграду своим желаниям, но не задумываясь об их причинах, как заправский шулер достаёт из рукава припрятанного там козырного туза – деньги – и хрясь! – «Твоя карта, Господи (т.е. Твой промысел обо мне), бита!». Евангельский пример – два года прокуратор Феликс ждал взятку за пленённого апостола Павла с христианских общин, зная, что тот не виновен, но ни у кого не возникло мысли давать её (Деян. 24, 26-27). А дело куда уж как благое – освободить Апостола. Словарь определяет мздоимство как получение или требование мзды, мздоимание как взяточничество, лихоимство как требование и взимание процентов с ссуды, вымогание подарков, взяток. Священное Писание определяет мздоимство как внутреннее зло и скверну (Мар. 7, 22-23), достойную страшного: «и огонь пожрёт шатры мздоимства» (Иов. 15, 34). Апостол Павел писал: «не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся… лихоимцем… извергните развращённого из среды вас» (1 Кор. 5, 9-13). Если таково отношение к грешнику, то что будет соблазняющему на такой грех – тому, кто сам приносит мзду? В Писании есть ответ: если в руке конверт, то на шее – мельничный жёрнов.

Очень сомнительным представляется праведность дачи прямой взятки за спасение храма. Лукавый хитёр и способен за самое дорогое, что есть на земле – душу праведника и мученика, – предложить и больше, чем храм. Можно задаться целью и в Церкви начать в глобальных масштабах собирать деньги на взятки, чтобы через государственных функционеров и депутатов без проблем дожить до Апокалипсиса. И уже сейчас мир предлагает свою цену за сотрудничество, и многие религиозные организации и секты не стесняются платить (вспомнить хотя бы злоключения закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Но тогда через нас и придёт «мерзость запустения» в церковь, если она не будет построена и выстрадана самим приходом, а подарена (разрешена) за взятку. И что это будет за церковь? И кому нужен духовный отец – взяточник? Понятно, что в Церкви нет места полемике по этому поводу.

Судя по словам отца Всеволода Чаплина, о которых говорится в статье («необходимость борьбы с этим злом»), эта проблема имеет место быть. По себе знаю – искушение сильнейшее: раз! – и ты вроде будешь счастлив навсегда. Не «дал на лапу» – проиграл, терпишь житейские неудачи. И только доверие Богу, зрение своих грехов приводят к пониманию – какое счастье, что всё именно так и сложилось. Опытный духовник или время подскажет, в чём промысл Божий. А приговор всем крещёным участникам мздоимства есть в Евангелии: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2 Пет. 2, 19-22), «лихоимцы – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10), а «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской» (Матф. 18, 6).

Всем помощи Божией в борьбе с этим искушением.

краткий конспект одноимённой дискуссии

Наше сегодняшнее представление о взятках несколько отличается от того понятия взятки, которое даёт Господь Бог в Своём Слове. Именно этим и объясняются разногласия в отношении к взяткам и взяточничеству в наши дни.

I. ЧТО В БИБЛИИ НАЗЫВАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ?

Ветхозаветные существительные «kopher» (взятка, выкуп) и «shachad» (взятка, подарок, вознаграждение, плата) переводятся в нашей Библии словами: взятка, мзда (мздоимство), дар или дар в пазуху, подарок или подарок тайный, подкуп и продажность.

Библейское определение «взятка» имеет два аспекта, которые описываются ниже:

1. Во-первых, в Библейском понимании взяткой является подкуп судьи (суда) с целью извратить истину и правосудие: Притчи 17:23 «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия».

Виды взяток-подкупов с целью извратить правосудие

  • Дар, подарок, принесённый судье в качестве выкупа с целью избежать заслуженного наказания.
  • Дар, подарок, принесённый судье с целью подтолкнуть или заставить его засудить невиновного.
  • Дар, подарок судье с целью подкупить его, чтобы он закрыл свои глаза на его дело и судил в пользу подателя взятки.

Вот что о взяточничестве говорится в Слове Божьем:
Исаия 1:23 «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».
Исаия 5:22-23 «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»
Михей 3:11 «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!».
Михей 7:3 «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело».

2. Во-вторых, в Библейском понимании взяткой также является подкуп человека с целью подтолкнуть его ко греху: Иезекииль 16:33 «Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою».

Кто-то скажет: «Это всё общие слова. Нельзя ли привести примеры поконкретнее?» Разумеется, в Библии есть и более конкретные примеры того, как люди давали, брали или вымогали взятки:
Сыновья пророка Самуила брали взятки и неправедно судили: 1 Царств 8:1-3 «Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Имя старшему сыну его Иоиль, а имя второму сыну его Авия; они были судьями в Вирсавии. Но сыновья его не ходили путями его, а уклонились в корысть и брали подарки, и судили превратно».
Правитель Феликс надеялся, что апостол Павел даст ему взятку: Деяния 24:26 «Притом же надеялся он, что Павел даст ему денег, чтобы отпустил его: посему часто призывал его и беседовал с ним».
Волхв Симон предлагал апостолам взятку за дар Святого Духа: Деяния 8:18-20 «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги».
Иуда Искариот предал Иисуса Христа за взятку, размером в 30 серебряников.

II. ГОСПОДЬ – НЕПОДКУПНЫЙ СУДЬЯ.

1. Господа подкупить невозможно, так как Он взяток не берёт:
Второзаконие 10:17 «…ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров».
2 Паралипоменон 19:7 «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства».
Притчи 6:35 «[Господь] не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров».

2. Господу нужны не взятки, а наши жертвы:
Господь взяток не берёт. Он принимает жертвы сокрушённых духом.
Псалом 4:6 «Приносите жертвы правды [праведности] и уповайте на Господа».
Римлянам 12:1 «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего».

3. Отношение Бога ко взяточникам:

    Господь называет взяточничество преступлением: Амос 5:12 «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных». Амос 2:6 «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий». Господь говорит, что пощады за такое преступление не будет. Такое заявление Господа свидетельствует, насколько сильно Он ненавидит несправедливость.

Господь проклинает человека, который за взятки извращает правосудие: Второзаконие 27:25 «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!»

Господь наказывает взяточников, извращающих правосудие: Иов 15:34 «Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства». Псалом 25:9-10 «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства».
Интересно сравнение, которое используется в этом стихе: взяточники сравниваются с грешниками и кровожадными злодеями. Это не просто сравнение, это определение того, кем взяточники на самом деле являются – нечестивыми: Притчи 17:23 «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия».

  • Господь не допустит в Своё жилище (в Царство небесное) тех, кто извращает истину и правосудие: Псалом 14:5 «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек».
    Исаия 33:15-16 «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет».
  • Как видите, Закон Божий запрещает брать и давать взятки с целью извратить справедливость и правосудие. Господу противен и берущий и дающий взятки с такой низкой целью.

    III. ВЗЯТКИ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

    1. Что в нашем мире считается взяткой?
    В нашем мире взяткой называется любой подарок должностному лицу. Если сравнить это определение с Библейским определением термина «взятка», то мы увидим, что не всякая взятка является подкупом с целью извратить истину и правосудие.
    Сегодня очень часто чиновники вымогают взятки не для того, чтобы извратить истину, а для того, чтобы сделать работу, которую они и так должны делать по долгу своей службы. Иными словами, люди дают взятку служащим для того, чтобы они быстрее и качественнее сделали свою работу. На наш взгляд, такая взятка должна расцениваться не как взятка в библейском понимании, а как дар, подарок, чаевые и т.п.

    Однако, мы против того, чтобы христиане брали взятки любого рода:

    • Если христианин берёт взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие, то он – не христианин, а по определению Библии, «нечестивый, грешник и кровожадный злодей».
    • Если христианин берёт взятку-подарок чтобы быстрее и лучше сделать работу, которую он обязан выполнить по долгу службы, то он – лицемер. Ибо Господь Бог заповедал нам в Своём слове следующее: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Колоссянам 3:23-25).
    Читайте так же:  Приказ 278 минздрав рф

    2. Давать взятки или не давать?
    Что же касается вопроса о том, можно ли давать взятки, то сразу скажем, что давать взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие – это преступление: Во-первых, потому что такой человек не просто даёт взятку, а подталкивает взяточника ко греху против Бога и человека. Во-вторых, такой человек становится соучастником этого греха. И, в-третьих, такой человек подпадает под то же проклятие, что и взяточник во Второзаконии 27:25.
    Господь не хочет, чтобы мы имели что-то общее с неправдой, несправедливостью Исход 23:7 «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника».

    Что касается взятки-подарка, дара, чаевых, благодарности, поощрения и т.п., то, в принципе, давать такого рода взятку – не является преступлением. Однако необходимо помнить о возможных последствиях подобных даров:

    А. Позитивная сторона взяточничества:
    Позитивная сторона дачи взяток заключается в том, что подарок смягчает сердце получающего его человека и располагает его к подателю дара:
    Притчи 21:14 «Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху – сильную ярость».
    Притчи 17:8 «Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет».

    Б. Негативная сторона взяточничества:
    Негативная сторона получения взяток заключается в том, что, во-первых, подарки портят сердце человека и зрячих делают слепыми. А во-вторых, дары «извращают дело правых»: Исход 23:8 «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и извращают дело правых». Второзаконие 16:19 «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и извращают дело правых». Екклесиаст 7:7 «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце».

    Поэтому-то Господь предупреждает нас в Своём слове, чтобы мы не брали взяток: Исход 23:8 «Даров не принимай…» и Второзаконие 16:19 «…не бери даров».

    А пример апостола Павла (Деяния 24:26), от которого правитель Феликс ждал и так и не дождался взятки, должен вдохновить каждого из христиан предлагать взяточникам не денежный дар, а дар вечной жизни через веру в Господа Иисуса Христа и Его святую жертву на кресте.

    Скачать статью в формате word

    Взятки: давать или не давать?

    Мзда – один из тяжких грехов в Исламе. Она имела место и в прошлые века. В многочисленных историях рассказывается, что она пользовалась популярностью еще в дохристианские времена. Однако взятки никогда не были столь распространены и приняты обществом как что-то обыденное и вполне нормальное, как в наше время! Взятки в некоторых обществах настолько тесно вошли в жизнь человека, что сопровождают его не с рождения, но еще до него! Если совсем недавно взятку приходилось давать, чтобы устроить ребенка в садик, то на сегодняшний день без неё невозможно лечь в роддом, равно как и тяжело или практически невозможно в крупных городах похоронить человека, если не купить место на кладбище.

    По нормам Ислама взяткой расценивается все, что дается другому лицу с целью получить то, что не причитается тебе по праву. Мзда строго запрещена в Исламе, и не имеет значения, кому она дается – мусульманину или немусульманину. Имущество, приобретенное таким способом – запретное, за использование или поедание его во многих хадисах предупреждается о наказании.

    Аллах в Коране говорит: «Помогайте друг другу в совершении обязательного и оставлении запретного, но не помогайте в совершении греха и пресечении установленных Аллахом границ, подчиняйтесь Аллаху, ибо Он сурово наказывает тех, кто ослушается его» (сура «аль-Маида», аят 2).

    وَتَعَاوَنُوا عَلَى الْبِرِّ وَالتَّقْوَى وَلَا تَعَاوَنُوا عَلَى الْإِثْمِ وَالْعُدْوَانِ وَاتَّقُوا اللَّهَ إِنَّ اللَّهَ شَدِيدُ الْعِقَابِ

    От Савбана (да будет доволен им Аллах) передается хадис: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял дающего взятку, берущего её и посредника между ними». Хадис передал имам Ахмад.

    لعن رسول الله صلى الله عليه وسلم الراشي والمرتشي والرائش, يعني الذي يمشي بينهما

    Запрет еще больше усугубляется не только, когда посредством взятки человек получает то, что по праву принадлежит другому, но и, отдав взятку, человек, не заслуживающий или заслуживающий менее другого, получает желаемое. Примером тому может быть следующая ситуация: человек стоит в очереди на получение земельного участка или устройство ребенка в дошкольное учреждение. Он дает взятку должностному лицу, чтобы обойти очередь и получить участок или место раньше, чем ему полагается, тем самым оттолкнув того, чья очередь уже настала. Здесь человек не только нарушает завет Всевышнего, но и попирает права другого человека, который, скорее всего, не простит его в Судный день, ибо он, как и все остальные, будет нуждаться даже в самом малом добродеянии, чтобы спастись от ада. Как мы знаем, если притесненный не простит притеснителя, то благие деяния последнего переведут на чашу весов добродеяний притесненного.

    Однако, как и практически во всех вопросах, здесь есть и исключения, когда за дачу взятки греха не будет. То есть можно дать взятку, чтобы получить свое по праву, если без неё это не представляется возможным. Не секрет, что многие посты в нашей стране покупаются, и те, кто заняли их, разумеется, планируют вернуть потраченные на должность средства и еще «заработать»! Например, всем известна ситуация, когда места в садике есть, но ребенка не хотят брать бесплатно, как это положено по закону. В таком случае нужно прежде всего обратиться в вышестоящее ведомство и попытаться устроить ребенка. Если такой вариант не увенчался успехом – можно дать взятку, и в этом случае грех за неё будет только на том, кто её получает, на дающем же её греха не будет, об этом говорят большинство ученых. Аналогично решение Шариата и в отношении тех моментов, когда человек посредством взятки хочет спастись от чьего-то притеснения или избавиться от вреда. Передается, что Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах), будучи в Эфиопии, отдал в качестве взятки два динара, чтобы его пропустили, и сказал: «Грех будет берущему, но не дающему».

    وورد في الأثر أن ابن مسعود رضي الله عنه كان بالحبشة فَرَشَا بدينارين، حتى خلي سبيله، وقال: إن الإثم على القابض دون الدافع

    Еще раз хотим обратить внимание на вышеупомянутый хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в котором говорится о проклятии всем участникам порочного круга взяток. Что может быть хуже проклятия любимца Всевышнего? Готовы ли мы ради малого мирского подвергнуть себя такому?

    Да поможет Всевышний всем нам соблюдать все Его веления и сторониться всех запретов! Амин.

    Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

    Взятки и Библейское отношение к ним

    Наше сегодняшнее представление о взятках несколько отличается от того понятия взятки, которое даёт Господь Бог в Своём Слове. Именно этим и объясняются разногласия в отношении к взяткам и взяточничеству в наши дни.

    I. ЧТО В БИБЛИИ НАЗЫВАЕТСЯ ВЗЯТКОЙ?

    Ветхозаветные существительные «kopher» (взятка, выкуп) и «shachad» (взятка, подарок, вознаграждение, плата) переводятся в нашей Библии словами: взятка, мзда (мздоимство), дар или дар в пазуху, подарок или подарок тайный, подкуп и продажность.

    Библейское определение «взятка» имеет два аспекта, которые описываются ниже:

    1. Во-первых, в Библейском понимании взяткой является подкуп судьи (суда) с целью извратить истину и правосудие: Притчи 17:23 «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия».

    Виды взяток-подкупов с целью извратить правосудие

    • Дар, подарок, принесённый судье в качестве выкупа с целью избежать заслуженного наказания.
    • Дар, подарок, принесённый судье с целью подтолкнуть или заставить его засудить невиновного.
    • Дар, подарок судье с целью подкупить его, чтобы он закрыл свои глаза на его дело и судил в пользу подателя взятки.

    Вот что о взяточничестве говорится в Слове Божьем:
    Исаия 1:23 «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них».
    Исаия 5:22-23 «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного!»
    Михей 3:11 «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: не среди ли нас Господь? не постигнет нас беда!».
    Михей 7:3 «Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело».

    2. Во-вторых, в Библейском понимании взяткой также является подкуп человека с целью подтолкнуть его ко греху: Иезекииль 16:33 «Всем блудницам дают подарки, а ты сама давала подарки всем любовникам твоим и подкупала их, чтобы они со всех сторон приходили к тебе блудить с тобою».

    Кто-то скажет: «Это всё общие слова. Нельзя ли привести примеры поконкретнее?» Разумеется, в Библии есть и более конкретные примеры того, как люди давали, брали или вымогали взятки:

    II. ГОСПОДЬ – НЕПОДКУПНЫЙ СУДЬЯ.

    1. Господа подкупить невозможно, так как Он взяток не берёт:
    Второзаконие 10:17 «…ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров».
    2 Паралипоменон 19:7 «Итак да будет страх Господень на вас: действуйте осмотрительно, ибо нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства».
    Притчи 6:35 «[Господь] не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров».

    • Господь называет взяточничество преступлением: Амос 5:12 «Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши и как тяжки грехи ваши: вы враги правого, берете взятки и извращаете в суде дела бедных». Амос 2:6 «Так говорит Господь: за три преступления Израиля и за четыре не пощажу его, потому что продают правого за серебро и бедного – за пару сандалий». Господь говорит, что пощады за такое преступление не будет. Такое заявление Господа свидетельствует, насколько сильно Он ненавидит несправедливость.
    • Господь проклинает человека, который за взятки извращает правосудие: Второзаконие 27:25 «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную!»
    • Господь наказывает взяточников, извращающих правосудие: Иов 15:34 «Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства». Псалом 25:9-10 «Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство, и которых правая рука полна мздоимства».
      Интересно сравнение, которое используется в этом стихе: взяточники сравниваются с грешниками и кровожадными злодеями. Это не просто сравнение, это определение того, кем взяточники на самом деле являются – нечестивыми: Притчи 17:23 «Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия».
    • Господь не допустит в Своё жилище (в Царство небесное) тех, кто извращает истину и правосудие: Псалом 14:5 «Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего; тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек».
      Исаия 33:15-16 «Тот, кто ходит в правде и говорит истину; кто презирает корысть от притеснения, удерживает руки свои от взяток, затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии, и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла; тот будет обитать на высотах; убежище его — неприступные скалы; хлеб будет дан ему; вода у него не иссякнет».
    Читайте так же:  Выморочное имущество исковое заявление

    III. ВЗЯТКИ И СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ

    1. Что в нашем мире считается взяткой?
    В нашем мире взяткой называется любой подарок должностному лицу. Если сравнить это определение с Библейским определением термина «взятка», то мы увидим, что не всякая взятка является подкупом с целью извратить истину и правосудие.
    Сегодня очень часто чиновники вымогают взятки не для того, чтобы извратить истину, а для того, чтобы сделать работу, которую они и так должны делать по долгу своей службы. Иными словами, люди дают взятку служащим для того, чтобы они быстрее и качественнее сделали свою работу. На наш взгляд, такая взятка должна расцениваться не как взятка в библейском понимании, а как дар, подарок, чаевые и т.п.

    Однако, мы против того, чтобы христиане брали взятки любого рода:

    • Если христианин берёт взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие, то он – не христианин, а по определению Библии, «нечестивый, грешник и кровожадный злодей».
    • Если христианин берёт взятку-подарок чтобы быстрее и лучше сделать работу, которую он обязан выполнить по долгу службы, то он – лицемер. Ибо Господь Бог заповедал нам в Своём слове следующее: «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия» (Колоссянам 3:23-25).

    2. Давать взятки или не давать?
    Что же касается вопроса о том, можно ли давать взятки, то сразу скажем, что давать взятку-подкуп с целью извратить истину и правосудие – это преступление: Во-первых, потому что такой человек не просто даёт взятку, а подталкивает взяточника ко греху против Бога и человека. Во-вторых, такой человек становится соучастником этого греха. И, в-третьих, такой человек подпадает под то же проклятие, что и взяточник во Второзаконии 27:25.
    Господь не хочет, чтобы мы имели что-то общее с неправдой, несправедливостью Исход 23:7 «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника».

    Что касается взятки-подарка, дара, чаевых, благодарности, поощрения и т.п., то, в принципе, давать такого рода взятку – не является преступлением. Однако необходимо помнить о возможных последствиях подобных даров:

    А. Позитивная сторона взяточничества:
    Позитивная сторона дачи взяток заключается в том, что подарок смягчает сердце получающего его человека и располагает его к подателю дара:
    Притчи 21:14 «Подарок тайный тушит гнев, и дар в пазуху – сильную ярость».
    Притчи 17:8 «Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет».
    Б. Негативная сторона взяточничества:
    Негативная сторона получения взяток заключается в том, что, во-первых, подарки портят сердце человека и зрячих делают слепыми. А во-вторых, дары «извращают дело правых»: Исход 23:8 «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и извращают дело правых». Второзаконие 16:19 «…не извращай закона, не смотри на лица и не бери даров, ибо дары ослепляют глаза мудрых и извращают дело правых». Екклесиаст 7:7 «Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце».

    Поэтому-то Господь предупреждает нас в Своём слове, чтобы мы не брали взяток: Исход 23:8 «Даров не принимай…» и Второзаконие 16:19 «…не бери даров».

    А пример апостола Павла (Деяния 24:26), от которого правитель Феликс ждал и так и не дождался взятки, должен вдохновить каждого из христиан предлагать взяточникам не денежный дар, а дар вечной жизни через веру в Господа Иисуса Христа и Его святую жертву на кресте.

    Друзья и читатели христианского портала «Голос Истины». На протяжении многих лет, редактором трудился брат Виталий Бойко. Так как журнал был учрежден церковью «на Горе», города Спокен, а Виталий, по приглашению другой баптистской церкви, перешел на служение пресвитера в ту церковь, на сегодня В. Бойко более не является редактором этого издательства.

    Много сил, здоровья, времени и знаний было отдано Виталием как в организацию, так и в развитие этого журнала. Мы благодарны Богу и брату за труд во имя Его.

    Надеемся, что Господь пошлет работников и этот сайт послужит для многих полезным ресурсом в жизни хождении за Господом. Оставляйте свои пожелания, комментарии, отзывы.

    Интересно, Джон Макартур представляет свое личное отцовство, пасторство на условиях своей догматики, т.е. свое полное молчание после выдачи своих письменных всеобъемлющих общих указаний? 🙂

    Отличная статья! Спасибо. Правильное (Библейское) соотношение виртуального и реального в вере, действительно, очень важно для ее истинности.

    Побольше бы таких открытых практических статей да ещё бы и по разным темам христианской жизни. И “урим и тумим”, и голоса с неба, и даже соответствующие сновидения часто подгоняют под свою волю, диктуя Богу свои условия. А «судя логике статьи» хорошо предложено самое наилучшее — Библия и её изучение — не “впрягаться с неверным” (как и отмечено автором), а «бороться с ослепляющим эффектом влюбленности» любому — верующим или неверующим. Спасибо Геннадий!

    «Оказалось, что брат не использовал “урим и тумим”, и голоса с неба не было, и даже соответствующие сновидения его не посещали. Что это, как не ложь?» А что? других методов Божьих откровений не существует? Я думаю обвинять человека во лжи из-за узости знаний и опытов — грех не менее тяжкий. как-никак — клевета.

    Диалог из реальной жизни

    А. А как вы будете бороться с извечной российской проблемой грандиозных откатов?

    Б. Видите ли. Я недавно вернулся на Родину и не знаю слово откаты. Взятки, что ли?

    А. Не совсем так. Взятка – это разрешение чего-то. К примеру, я — вам взятку, а вы —

    мне квартиру на Тверской. Откат же – разновидность взятки, но не в бытовой сфере, а в производстве, при заключении контрактов. Он идёт с дохода. Например, вы даёте выгодный контракт именно мне, а не другому, потому что я вам обещаю «карманный» откат в виде 4%, 10%

    Б. А я о таком значении этого слова и не слышал! Спасибо… Что значит не в бизнесе я. Во всяком случае, не в русском… Но ведь во взятках и в откатах заложена огромная сила, которая развращает и берущих, и дающих. Это разрушает страну!

    А. Дружище, это — потом! Это — после нас…

    Так могут ли христиане

    давать взятки?

    Давайте поразмышляем о теме, одно упоминание о которой некоторых верующих вгоняет в краску. Тем не менее, сегодня эта тема настолько стала обыденной, что на нее другие люди не обращают внимания, считая сложившееся положение дел нормой. Давайте поговорим о взятках и об отношении к ним христиан, так как перед нами непростые вопросы: можно давать взятки или нет? что об этом говорит Бог? что делать, когда к нам отнеслись несправедливо?

    Перед тем, как исследовать Писание, я хотел бы рассказать о случае, произошедшем несколько дней назад.

    Моя семья только что вернулись из Беларуси. Через три дня мы поехали в церковь на богослужение. По дороге меня остановил сотрудник ГАИ и попросил документы, при этом уточнив, есть ли у меня талон к водительскому удостоверению. Посмотрев в свою сумку, я понял, что этого талона у меня нет. Начал объяснять, что, видимо, оставил со всеми общими документами, когда ездили в Беларусь, что со стороны, конечно, выглядело наивно. Меня попросили пройти и подписать протокол. Я расстроился, но подумал, что ничего не могу сделать: это была моя вина.

    Мы прошли в машину инспектора. Сотрудник ГАИ начал заполнять протокол, а заодно ознакомил меня с нарушением и суммой штрафа, немного более 400 гривен. Когда я услышал эти цифры, а ожидал я меньшую сумму, то расстроился еще больше. Я понимал, что дача 100 гривен в руки инспектора, видимо, решила бы все вопросы, и хотел сначала так и поступить. Но потом понял, что уже поздно, да и неправильно это будет. Несмотря на то, что этот талон я имел, что он лежал в «бардачке» и я его потом нашел, мне пришлось заплатить штраф. Я не понимал, почему Бог такое допустил, а главное — для чего? Я и сейчас не знаю точно, для чего, но кое-что в той ситуации я все-таки увидел.

    Сотрудники ГАИ стояли на этом же месте в течение недели. И этот инспектор останавливал меня еще несколько раз. Когда он остановил меня в третий раз, мы разговорились. И мне пришла мысль: раз Господь допустил все это, я должен рассказать ему о Христе. Я достал брошюру с 4-мя духовными законами, подарил ему, пожелав, чтобы инспектор встретился с Христом.

    Я не знаю дальнейший путь этого человека, но не удивлюсь, если Бог приведет его к Себе. Оставаясь чистыми перед законом, а значит и свободными, мы, христиане, имеем большую возможность рассказывать людям о Том, в Кого мы верим. Я рассказал эту историю, чтобы мы подумали, как Бог может использовать такие моменты для блага нашего или другого человека.

    «Если не давать взятки — не выживешь, – думает большинство граждан, в том числе и многие верующие. — Все дают. Здесь нет ничего плохого». Поэтому человек часто испытывает сильное искушение — дать взятку и забыть об этом. Посмотрим, что говорит Библия на этот счет.

    В Ветхом Завете под словом взятка подразумевается «выкуп», «подарок», «вознаграждение», «плата». Взятку можно брать, а можно ее и давать. Сыновья Самуила, став судьями над Израилем, брали взятки в виде подарков – и судили превратно (1Цар.8:1-3). В Новом Завете правитель Феликс надеялся, что апостол Павел даст ему денег, чтобы он отпустил его (Деян. 24:25, 26). Так что проблема взяточничества — не что-то новое. Это достаточно распространенное явление во все времена.

    Что нам говорит Слово Божье

    О взятке Бог говорит к нам часто и недвусмысленно:

    «Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх.23:8);

    «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис.1:23);

    «… ибо Господь, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный, Который не смотрит на лица и не берет даров» (Втор.10:17);

    «Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева» (Ис.5:22-24).

    Итак, Писание учит: дети Божьи ни в коем случае не должны брать взяток. Оно предупреждает, что горе ожидает тех людей, кто, отвергая закон Бога, берет взятки.

    Теперь о другой стороне взяточничества, когда взятки даем мы. И именно это чаще всего порождает среди нас много интересных вопросов, например, такой: ведь Библия нигде не упоминает о том, что давать взятки — грех. Действительно, в Писании мы не найдем ни одного места, которое бы негативно говорило об этом. Но… Я прошу дочитать статью до конца, чтобы подобное утверждение не ввело вас в заблуждение и чтобы вы смогли понять, о чем я говорю.

    Читайте так же:  Президент рф федеральные законы утверждает

    Когда я обнаружил это, я вообще запутался, так как всегда считал, что взятки — это недопустимо для христиан. Более того, я увидел, что некоторые стихи, напротив, говорят вроде бы положительно об этом, например: «Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет» (Пр. 17:8); «Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его» (Пр. 18:17).

    Я подумал: «Пусть так. Но что говорит об этом Уголовный кодекс Украины? Может, закон Украины не так строг? «

    Нахожу кодекс, читаю. Раздел 17, статья 369 говорит: «Дача взятки наказывается штрафом (от 200 минимальных заработных плат) или лишением свободы (от 2-х лет)». Наказание зависит от суммы, которую дает гражданин, и от того, совершил ли он это однажды или несколько раз. Таким образом, закон Украины говорит, что дающий взятку — преступник перед законом.

    После этого я открыл 13 главу послания к Римлянам. 1-й стих говорит о том, что каждый христианин должен быть покорным властям. А если он не покоряется им, то он противится Божьему установлению, то есть, преступая законы страны, дающий взятку идет против Бога!

    Я начал читать истории разных людей, которые непосредственно столкнулись с вопросом, давать или не давать. Как я уже говорил, часто в наших умах этот вопрос даже не возникает: мы уверены, что ее просто необходимо дать. Но теперь, понимая Писание, мы каждый раз должны задавать себе вопрос: как же правильно поступить?

    Сталкиваясь с разными ситуациями

    Хочу привести примеры того, как Бог разрешает различные ситуации и показывает выход. После чего поговорим о том, что же делать, когда мы все-таки не получили ожидаемого. Итак, первый пример.

    Группа парней решила выехать за город, чтобы отдохнуть, пообщаться и половить рыбу. Перед выездом владелец машины обнаружил, что срок техосмотра недавно закончился. Надеясь на то, что их не остановят, они все же поехали. На обратном пути, уже рядом с городом, их остановили, чтобы проверить документы. Естественно, сразу выяснилось, что необходимо пройти техосмотр. Водителю заявили, что он оштрафован, при этом указали размер штрафа. Парни призадумались: что делать? Платить штраф, да еще и немалый, не хочется. И водитель решает дать взятку сотруднику ГАИ.

    Правильное ли это для христианина?

    Думаю, что ответ однозначен: нет. Водитель нарушил закон и должен за это ответить. Когда мы нарушаем закон, мы, христиане, должны понимать, что нам придется неизбежно отвечать за это. А если мы даем взятку, то нарушаем закон дважды: государственный и Божий. Бог же желает, чтобы мы были светом для этого мира, подобно городу, стоящему на горе. Мы должны быть светом, подчиняясь законам.

    Или другой пример.

    Предположим, вы купили дом. На момент покупки жилья в нем уже был телефон. После того, как вы обратились в телефонную компанию с просьбой сменить имя владельца и номер, вы обнаруживаете, что компания вообще отключила телефон. Вы начинаете выяснять, в чем проблема. Вам отвечают: чтобы сменить владельца, нужно сделать новую линию, а для этого необходимо время. Проходит одна неделя, две, три, пять. Ничего не делается. Что предпринять? Каждому понятно, что, если дать взятку, компания включит ваш телефон уже на следующий день.

    У меня есть замечательный друг, который меня в свое время удивил. Когда у него возникли вопросы по действиям местного чиновника по поводу прописки жены, он подал в суд на чиновника, предварительно почитав законы. И он выиграл дело.

    Но есть и другие истории, например, вам необходимо сделать операцию. Ваш родственник подходит к хирургу и спрашивает, сколько это будет стоить. Хирург называет сумму в зависимости от того, насколько операция сложна. Будет ли это считаться взяткой? Без этого врач, возможно, даже не будет браться за операцию. Я знаю, что докторам государство очень мало платит. Получается, что это моя плата за дело, которое государство по каким-то причинам не может достойно оплатить. Не считаю, что, оказавшись в такой ситуации, я пошел бы против Бога, расплачиваясь таким образом за лечение.

    Павел в послании к Галатам пишет: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал.5:16). То есть мы должны руководствоваться Духом Святым, живущим в каждом верующем, каждый раз, когда мы сталкиваемся с подобными ситуациями. Обращайтесь к Богу с этими вопросами, ищите Его руководства в своей жизни. Он желает того, чтобы мы учились доверять Ему свои нужды.

    Зачастую, когда мы даем взятки, мы даже не задумываемся о том, что Бог говорит нам по этому поводу. Мы добровольно даем взятки, а потом ропщем, что наша страна погрязла в коррупции.

    Бог отвечает на молитвы

    Еще одной историей недавно поделился верующий брат. Они с женой решили отдать сына в детский сад. Им, конечно, хотелось устроить ребенка в приличный детский сад, где ему будет хорошо. По отзывам выяснилось, что в их районе есть детские сады, но репутация у них невысокая, а сад, куда можно было бы отдать сына, находится в другом районе. Родители пришли в конце учебного года. Секретарь, узнав, что семья проживает в другом микрорайоне, предложила прийти в середине июля. Эта пара пошла домой и молилась все это время. Эту нужду они принесли Тому, Кто может решить такие проблемы. Они пришли в середине июля — им ответили, что надо прийти в конце августа. Естественно, возникало желание дать взятку. Полагаю, это сразу бы решило проблему. Но семья взятку не давала, а продолжала молиться. В конце августа они еще раз обратились в администрацию.

    После слов брата о том, что этот детский сад пользуется уважением в городе, заведующая спросила: «Вы не будете против, если в вашей группе будет немного больше детей, чем положено?» — «В чем вопрос? Мы не против», — ответил брат. — «Если у Вас есть возможность, не могли бы Вы пожертвовать нам на ремонт или строительные материалы?» — и заведующая перечислила, что им необходимо. Брат согласился помочь. И это расценивалось именно как помощь.

    Примеры из жизни верующих людей подтверждают, что молитва к Господу может многое. Нам нужно учиться доверять Ему.

    В прошлом году я сдавал экзамены в ГАИ для получения водительских прав. В Харькове (полагаю, что во многих других городах Украины тоже) для успешной сдачи экзаменов необходимо вносить определенную сумму. Если не внесете — не сдадите. Во время учебы я хотел, чтобы Бог показал на мне, что Он может решить такие проблемы. Поэтому в молитве доверил этот вопрос Ему. Приближаясь к завершению практики, инструктор сообщил мне о сумме, которую необходимо внести. Я сказал, что хочу экзамен сдать честно. Он ответил: «Я только предложил. Сдавай, как тебе удобно». Ближе к экзаменам он еще раз задал этот вопрос и получил такой же ответ. Пожелав мне успехов, он попросил меня позвонить ему и сообщить о результатах. Когда настал день экзамена, все собрались в небольшом фойе для сдачи документов. Вдруг вышел инспектор и, назвав мою фамилию, попросил пройти вместе с ним. Я пошел, еще не догадываясь, для чего меня вызвали. Когда мы оказались наедине, он спросил, знаю ли я о том, что необходимо вносить определенную сумму. Я ответил, что знаю. «Вы можете сделать это сейчас», — сказал он. Честно сказать, я такого не ожидал и в ответ лишь произнес: «Спасибо за предложение. Но я буду сдавать честно». Он пожелал мне удачи, и мы возвратились в зал.

    Сдал ли я экзамен? Да. И я благодарен Богу за то, что Он ответил таким образом.

    Когда перед нами закрывают дверь

    Возможно, читая все описанное, вы скажете, что молились, что доверили ваш вопрос Богу, а власти так и не соизволили что-либо сделать: они без взятки перед вами закрыли дверь. Что делать в случаях, когда вы сделали все правильно, а к вам отнеслись несправедливо?

    Когда я размышлял над этим, Бог указал на первых христиан. Их убивали несправедливо, убивали только потому, что они были верующими. Бог указал мне, что тогда дело касалось не каких-либо денег, домов или автомобилей — речь шла о жизни человека. Может, справедливо ли отнеслись к Христу Его современники? Нет, ни о какой справедливости тогда и речи не было.

    Когда кто-либо закрывает перед нами дверь, у нас есть две возможности: либо начать роптать на Бога, упрекая Его, либо твердо оставаться верным Ему, зная, что все, что Он ни делает в нашей жизни, Он делает для нашего же блага. Пророк Исайя говорит: «Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников» (Ис. 42:6).

    Друзья, Бог держит нас за руку. Он не хочет, чтобы мы вырывались из этой руки. Если мы поступаем верно, но с нами обходятся несправедливо, значит Бог имеет какой-то другой план для нас. Возможно, мы не знаем и даже не узнаем в течение нашей жизни, почему Господь поступил именно так. Но мы должны довериться Его Слову о том, что Он всегда рядом, Он поддерживает и хранит нас.

    Оставаясь чистым перед Богом и законом

    В книге Даниила описана история, как три молодых человека под угрозой смерти следовали за Богом: «Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? … если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскаленную огнем, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей? И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (3:14-18).

    Эти люди настолько доверяли Богу, что для них неважно было, как именно Он выведет их из этой ситуации. Но они желали остаться Ему верными, зная силу Своего Бога, Его мощь, Его всезнание. Не зная, для чего Бог допустил это, они не поколебались в вере.

    Дорогой читатель, знаю, что далеко не просто принять в свое сердце Истины Бога. Трудно смириться с тем, что, несмотря на нашу честность, власти относятся к нам несправедливо. Порой мысль о том, чего мы можем достичь, дав взятку, начинает побеждать голос Святого Духа. Но, если Слово Бога дорого для нас, нам нужно учиться подчиняться ему и в вопросе взятки, потому что Бог желает нас видеть чистыми и перед Ним, и перед законом страны, в которой живем.

    Пусть Господь благословит вас, даст мудрости в отношениях с властями, страх перед Богом, терпение в ожидании ответа от Бога и смирение, если мы не знаем, почему Он поступил не так, как бы мы хотели.

    Господь да будет прославлен в нашей стране и во всех народах по всей земле!