Выплата социального пособия по уходу за ребенком

Содержание:

Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком

После рождения ребенка его семье, безусловно, требуется дополнительная государственная социальная поддержка, поскольку необходимость осуществления ухода за детьми предполагает дополнительные семейные затраты и снижение (или полную потерю) возможности заработка от трудовой деятельности для одного из родителей. В связи с этим в России на 2016 год в послеродовом периоде предусматривается выплата следующих ежемесячных пособий:

  • Пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • Ежемесячная компенсация находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет;
  • Пособия по уходу за третьим ребенком и последующими детьми от рождения до трех лет (по состоянию на начало 2016 года выплаты осуществляются в 69 субъектах федерации);
  • Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, до достижения ребенком возраста трех лет.

Изменения федерального и регионального законодательства последних лет не только дополнили систему поддержки семей, имеющих детей, новым региональным пособием на третьего ребенка и последующих детей до достижения ими возраста трех лет (с 2013 года), но и изменили порядок начисления традиционных декретных выплат — пособия по беременности и родам и выплаты по уходу за ребенком.

Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет

Одним из основных форм поддержки родителей в России в первые полтора года послеродового периода являются ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до полутора лет. Их финансирование в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» осуществляется за счет средств федерального Фонда социального страхования (ФСС), взносы в который в обязательном порядке уплачиваются работодателями на всех официально трудоустроенных граждан.

Право на получение данных выплат имеет не только мама малыша, но и другие лица, обеспечивающие непосредственный уход за ребенком и его воспитание до 1,5 лет. Законодательство предусматривает возможность получения пособия родителями, другими родственниками, опекунами, фактически осуществляющими уход за ребенком.

  • Работающие граждане за оформлением пособия должны обращаться к своим работодателям.
  • В случае же, если в семье ребенка никто не работает, его выплата осуществляется через отделение Соцзащиты населения (УСЗН).

При этом работодатели выплачивают пособия изначально из собственных средств, а затем ФСС компенсирует выплаты на счет предприятия по каждому конкретному страховому случаю.

Размер выплат по уходу за ребенком составляет 40% от среднего ежемесячного заработка, для расчёта которого берется период — 2 последних года работы.

В случае, если страховой стаж лица, получающего пособие, меньше 6 месяцев, либо средний заработок меньше установленного минимального размера оплаты труда, тогда его величина рассчитывается исходя из минимальных значений установленных законом.

С 1 июля 2016 года МРОТ составляет 7500 руб., а минимальный размер выплат по уходу за ребенком после 1 февраля 2016 года — 2908,62 руб. в месяц на первого и 5817,24 руб. на каждого из последующих родившихся детей.

Если в семье появляется второй малыш, за которым осуществляется уход, то суммы пособий складываются, однако они не могут превышать 100% от среднего заработка за два последних года работы, предшествующих выходу в отпуск по уходу за ребенком.

Также, Федеральным законом, установлен максимальный размер среднего заработка, от которого может рассчитываться размер выплат. Он равен максимальной базе взносов в Фонд социального страхования и не может превышать:

  • за 2009 и 2010 годы — 415 000 рублей;
  • за 2011 год — 463 000 рублей;
  • за 2012 год — 512 000 рублей;
  • за 2013 год — 568 000 рублей;
  • за 2014 год — 624 000 рублей;
  • за 2015 год — 670 000 рублей;
  • за 2016 год — 718 000 рублей.

Документы для оформления

Работающему лицу, для оформления ежемесячных выплат по уходу за ребенком, необходимо предоставить в кадровое подразделение своего предприятия следующий пакет документов:

  • Заявление, в свободной форме, об уходе в отпуск по уходу за ребенком до полутора лет;
  • Копия приказа по предприятию о предоставлении этого отпуска;
  • Заявление о начислении выплат;
  • Справка, о том, что второй родитель не оформлял и не получает такое же пособие;
  • Копия приказа по предприятию о назначении выплат;
  • Оригинал и копия свидетельства о рождении;
  • Копия паспорта заявителя.

Неработающие родители, уволенные по сокращению в случае ликвидации предприятия, либо студенты-очники, подают в региональные органы социальной защиты населения:

  • Заверенную копию или выписку трудовой книжки о последнем месте работы или службы;
  • Копию приказа об увольнении с последнего места работы, а также расчет предоставленного пособия по беременности и родам (если оно предоставлялось);
  • Справку с места жительства о составе семьи;
  • Справку о среднем заработке.

Сроки назначения и выплаты

Для работающих право на отпуск и получение пособия по уходу за ребенком до полутора лет предоставляется со следующего дня после окончания отпуска по беременности и родам. Выплаты назначаются со дня начала отпуска по уходу за ребенком, и прекращаются в момент достижения им возраста 18 месяцев. Обратиться за назначением пособия можно не позднее шести месяцев после достижения ребенком возраста полутора лет.

После предоставления работодателю или Управлению СЗН полного пакета документов, они обязаны в течение 10-ти дней начислить ежемесячные выплаты и принять решение о начале их выдаче.

Пособие по уходу за третьим ребенком и последующими детьми до 3-х лет

С 1 января 2013 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» стартовала программа поддержки многодетных семей при рождении 3 или последующего ребенка, которая по состоянию на начало 2016 года охватывает 69 регионов.

В соответствии с этой программой, теперь в регионах оказывается дополнительная помощь малообеспеченным семьям с детьми. Этот вид пособия выплачивается ежемесячно при рождении 3 ребенка и последующих детей с 1 января 2013 года до достижения возраста 3-х лет. Для того, чтобы оформить выплаты, средний доход на члена семьи должен быть ниже установленного в регионе прожиточного минимума.

Поскольку особенностью данной ежемесячной выплаты является ее региональный характер, каждый субъект федерации самостоятельно устанавливает ее размер и порядок выдачи. В большинстве регионов страны размер выплаты привязан к установленному в субъекте федерации размеру прожиточного минимума для детей на период ее назначения.

Оформлением и выплатой данного вида помощи занимаются региональные Управления СЗН. Для того, чтобы начать получать пособие, заявителю необходимо предоставить в УСЗН следующий пакет документов:

  • Заявление на пособие;
  • Оригинал и копию свидетельства о рождении малыша;
  • Справка о доходах с Налоговой службы на заявителя и членов семьи;
  • Справка с места проживания о составе семьи.

Более подробный перечень документов в каждом конкретном случае необходимо уточнять в своем отделении СЗН. Подробнее об этом можно прочитать на странице Пособие на ребенка до 3-х лет.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком военнослужащего по призыву

Данное пособие выплачивается матери ребенка военнослужащего, проходящего срочную службу, а также другому родственнику или опекуну, осуществляющему фактический уход за ребенком. При этом право на получение выплат предоставляется только одному из указанных лиц.

Сроки осуществления выплаты, установленные законодательством:

  1. Пособие выплачивается начиная с момента рождения ребенка, но не раньше дня начала несения его отцом военной службы по призыву.
  2. Выплаты пособия прекращаются по достижении ребенком трехлетнего возраста, но не позднее окончания армейской службы.

Подробнее о данном виде пособия можно прочитать на этой странице.

Ежемесячные пособия на ребенка после трех лет

Порядок начисления и ежемесячной выплаты пособий на ребенка старше 3-х лет определяется требованиями ст. 16 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Эти меры поддержки в большинстве регионов направлены, прежде всего, на помощь малоимущим семьям с низким среднедушевым доходом. Кроме того, устанавливаются дополнительные выплаты матерям-одиночкам либо семьям, которые воспитывают детей-инвалидов.

Согласно действующему законодательству, величина, порядок назначения и выдача детских с 3 лет устанавливаются региональными законами и подзаконными нормативными актами. Кроме того, дополнительные выплаты регулируется местными нормами, исходя из возможностей муниципальных бюджетов и социально-демографической ситуации на конкретной территории.

В 2016 году регионы получили право выплачивать федеральное пособие на ребенка не чаще одного раза в квартал («ежеквартальное пособие»), дополнительно устанавливая адресный принцип с применением критериев нуждаемости.

Пособия на ребенка до 14 лет

Общая политика региональной помощи строится на основе Указов Президента России, и направляется, прежде всего, следующим категориям граждан:

  • Семьям, в которых родился третий ребенок, при условии, что средний подушевный доход у ее членов не превышает показатель минимального размера оплаты труда в данном регионе.
  • Матерям одиночкам, не имеющим работы, либо уволенным по сокращению с предприятий или частными предпринимателями.
  • Опекунам и попечителям ребенка, неработающим, либо уровень дохода которых ниже регионального размера МРОТ.

Как правило, для получения этих выплат, необходимо обращаться в местные отделения Соцзащиты населения (УСЗН) со следующим пакетом документов:

  1. Заявление на пособие;
  2. Паспорт с регистрацией места проживания в данном регионе;
  3. Свидетельства о рождении детей, либо документ о назначении опеки;
  4. Справку о составе семьи с места жительства;
  5. Копию трудовой книжки;
  6. Справка из налоговой службы о доходах за последний год;
  7. Если родитель (или усыновитель, опекун) работает, то справку о заработной плате с места работы.

При назначении конкретного вида социальной помощи работниками УСЗН на основании региональных правительственных постановлений могут потребоваться дополнительные документы. Более конкретные условия необходимо уточнять по каждому конкретному региону России.

Средняя величина ежемесячных выплат на ребенка в субъектах достаточно небольшая и составляет от 500 до 1300 рублей в месяц.

Пособия на ребенка до 16 и 18 лет

В каждом субъекте размер такого пособия также различный, фактически оно чаще всего является продолжением пособия до 16 лет для детей, обучающихся по очной форме. Средняя его величина колеблется от 150 до 1000 рублей в месяц.

Также продление срока выплат может применяться в отношении матери-одиночки (неполная семья). При этом в УСЗН бывает необходимо предоставить следующий пакет документов:

  1. Заявление на получение пособия;
  2. Паспорт заявителя;
  3. Копию свидетельства о рождении ребенка;
  4. Справку о составе семьи с места жительства;
  5. Копию свидетельства о расторжении брака, либо другой документ, подтверждающий отсутствие брака.

Пособие выплачивается за счет средств местного бюджета до наступления 16-ти летнего возраста у ребенка (подробнее об этом), а при его обучения на этот момент в общеобразовательном учебном заведении, выплаты могут быть продлены до 18-го дня рождения (подробнее на странице «Детское пособие до 18 лет»).

Читайте так же:  Налог на накопительную часть пенсии

Выплаты на ребенка-инвалида

Кроме указанных выше региональных пособий, существуют ежемесячные выплаты на ребенка-инвалида, гарантированные на всей территории России.

Регулируются они Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Указом Президента РФ от 13 мая 2008 года №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами». Причем в 2013 году, по инициативе Президента России, в данные нормативно-правовые акты были внесены изменения, существенно повлиявшие на порядок начисления пособий и их размер.

Эти выплаты являются одним из видов социальных пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Их начисление производится за счет средств Пенсионного фонда России, и за оформлением необходимо обращаться в территориальные отделения фонда по месту жительства.

Основанием для оформления пенсии является заключение медико-социальной экспертизы (МСЭК), указывающие на наличие у ребенка установленной группы инвалидности.

Оформлять данный вид государственной поддержки имеют право неработающие родители и опекуны, воспитывающие детей-инвалидов 1 группы до 18 лет. Причем, не реже одного раза в 3 года, необходимо подтверждать установленную МСЭК категорию инвалидности.

Для того, чтобы оформить пенсию, необходимо в региональное отделение ПФР подать следующие документы:

  1. Заявление на оформление пенсии;
  2. Свидетельство о рождении ребенка;
  3. Паспорт родителя, либо опекуна;
  4. Заключение МСЭК с указанием группы инвалидности ребенка;
  5. Копию трудовой книжки заявителя, или справку из Службы занятости, о нахождении на учете, в качестве безработного (данные документы также необходимо предоставить от второго родителя, либо опекуна);
  6. Справку с места жительства о составе семьи.

До 1 апреля 2016 года социальная пенсия ребенку-инвалиду и инвалиду с детства 1 группы в соответствии со ст. 18 закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ устанавливается в размере 11445,68 руб. в месяц.

В дополнение к этому в соответствии с законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2016 году устанавливаются ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) на детей-инвалидов в размере 2240,74 руб.

При этом возможно прекращение выплат по следующим основаниям:

  • Появление у родителя (опекуна, усыновителя) официального постоянного дохода;
  • Истечение срока установленной инвалидности;
  • Трудоустройство родителя или опекуна;
  • Прием ребенка-инвалида на полное государственное содержание;
  • Смена постоянного места жительства заявителя или ребенка-инвалида.

Кроме этих гарантированных государством выплат практически в каждом регионе России существуют дополнительные меры поддержки семей, воспитывающих детей с установленной группой инвалидности. Они оформляются отдельно в местных органах СЗН и финансируются за счет средств муниципальных бюджетов.

Пособие по уходу за вторым ребенком

Размер пособия по уходу за ребенком в соответствии с действующими нормами российского законодательство зависит от наличия предыдущих детей и очередности их рождения (усыновления) матерью. До 1 февраля 2016 года минимальная ежемесячная выплата до 1.5 лет на второго ребенка составляет 5436,67 рублей (против 2718,34 за первого ребенка). После этого сумма будет проиндексирована на 7%.

Меню для навигации по странице

При этом необходимо иметь в виду: если мать была лишена родительских прав в отношении первого из детей, то пособие на второго будет начисляться без его учета. То есть согласно законодательству РФ при назначении пособия учитывается не только факт рождения или усыновления детей, но и их должное воспитание и содержание в рамках родительских обязанностей.

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет регулируется Приказом Минздравсоцразвития № 1012н от 23.12.2009 «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Размер ежемесячного пособия на второго ребенка

Существуют два варианта (формы) получения ежемесячного пособия до 1.5 лет на детей:

  • по месту работы или в Фонде социального страхования (ФСС) — для работающих граждан;
  • через Управление соцзащиты населения (УСЗН) — для неработающих (включая безработных, состоящих на учете в службе занятости населения, если они не получают пособие по безработице).

В связи с этим размер пособия по уходу за ребенком существенно зависит от специфики конкретного случая.

  • если первый ребенок в семье еще не достиг 1.5 лет и на него также начисляются ежемесячные выплаты по уходу, величина пособий на двух детей суммируется;
  • если первенец уже достиг полутора лет, пособие будет начисляться только на второго ребенка в соответствующем размере;
  • если в отношении первого сына или дочери мать или отец ребенка лишены родительских прав, ежемесячные выплаты на второго из детей будут назначаться, как на первого (это имеет большое значение в случае назначения пособия до 1.5 лет в минимальном размере);
  • специфический случай — когда первенец умер, выплата будет рассчитывается с его учетом, если у родителей на руках имеется свидетельство о рождении.

Расчет выплаты по месту работы или в ФСС

Для лиц, подлежащих обязательному соцстрахованию (то есть тех, за которых работодатель платит взносы в Соцстрах), выплата на второго малыша из средств ФСС как и на первого (по общему правилу) составит 40% от среднемесячной зарплаты.

Формула расчета учитывает не только размер материнской зарплаты, но и другие факторы. Она выглядит так:

П = СЗ × 30,4 × 0,4,

  • П — размер ежемесячного пособия;
  • СЗ — средняя дневная зарплата, которая равна сумме доходов за два года перед уходом в отпуск по уходу за ребенком, деленной на 730 (среднее количество дней в двух годах). Из 730 вычитается количество невыходов на работу по временной нетрудоспособности;
  • 30,4 — среднемесячное количество дней в расчете на год (365 / 12 = 30,4);
  • 0,4 — 40% от заработка.

Если пособия на нескольких детей до 1.5 лет в сумме составят больше, чем 100% от среднего заработка матери, ей будет начислена выплата в этом максимально возможном размере.

Единожды начисленное соцпособие от работодателя или за счет ФСС не пересчитывается до выхода женщины на работу или до конца выплат при достижении ребенком 1.5 лет. Рассчитанная по формуле сумма также не может быть меньшей, чем установленный законом минимум.

Минимальный размер ежемесячного пособия до 1.5 лет

Минимальная сумму, которую могут назначить в качестве пособия по уходу на второго ребенка, пересматривается из года в год. Она определяется путем умножения значения, актуального в предыдущем году, на коэффициент годовой инфляции, планируемой Правительством на следующий год.

  • Как уже было сказано выше, до 01.02.2016 г. минимальный размер пособия на второго ребенка составляет 5436,67 руб. На такую сумму, как минимум, может рассчитывать любой родитель независимо от заработка и факта трудоустройства.
  • Чтобы оформленная ежемесячная выплата на второго ребенка была больше минимальной, среднемесячный заработок женщины за предыдущие годы должен составлять более 13592 рубля.
  • В противном случае ежемесячная выплата будет установлена в размере 40% от средней зарплаты за 2 предыдущих года.

Пособие по уходу до 1.5 лет в минимальном размере положено нескольким категориям лиц, среди которых можно выделить две основные:

  • Неработающие или безработные, которые получают пособие в виде государственного социального обеспечения;
  • Работающие с небольшим заработком, 40% от которого не превышает минимальной суммы пособия на второго ребенка. Им деньги перечисляет работодатель или напрямую ФСС.

Минимальный размер социального обеспечения на первого малыша в 2 раза меньше, что составляет всего 2718,34 рублей, тогда как на третьего и следующих детей размер выплаты равен сумме на второго ребенка.

Для индивидуальных предпринимателей (ИП), добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию, вместо среднего заработка при расчете пособия как на первого, так и на второго ребенка используется величина минимального размера оплаты труда (МРОТ), пропорционально отработанному времени. Для 2017 года он составляет 7800 руб. Однако этот вариант при расчете все равно приводит к назначению пособия до 1.5 лет в минимальном размере (даже для первого ребенка).

Выплаты по уходу за двумя детьми

Исходя из установленных на 2016 год минимальных размеров, выплаты на двоих детей до 1.5 лет при оформлении отпуска по уходу за ребенком до 1 февраля не могут быть меньше указанных:

  • на первого и второго — 8155,01 руб. (2718,34 + 5436,67);
  • на второго и третьего, третьего и четвертого и так далее — 10873,34 руб. (5436,67 руб. + 5436,67 руб.).

Ввиду невысокого размера приведенных значений матери или отцу, осуществляющим уход за ребенком, по месту работы исходя из величины среднего заработка редко рассчитываются суммы, которые не превышали бы приведенных.

Пособие на второго ребенка, если первый умер

В случае, если первый из детей матери умер через некоторое время после рождения, закон предусматривает, что второй будет считаться именно вторым — со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, включая выплату пособия по уходу в двойном размере. А именно:

  • будет возможно оформить ежемесячную выплату в размере, положенном второму ребенку;
  • можно будет также воспользоваться правом матери получить федеральный материнский капитал.

Чтобы доказать очередность рождения детей по месту работы, в ФСС или в органах соцзащиты населения (УСЗН), при подаче заявления о назначении пособия заявителю будет необходимо предоставить также свидетельство о рождении первого младенца и его свидетельство о смерти.

  • В соответствии с Федеральным законом № 143-ФЗ от 15.11.1997 «Об актах гражданского состояния», с августа 2010 года возможна выдача свидетельства о рождении на ребенка, умершего на первой неделе жизни.
  • Этим же документом регулируется положение, в соответствии с которым в случае перинатальной смерти (в утробе) свидетельство о рождении не выдают.

Часто сотрудники по месту работы, в ФСС или УЗСН не знают этих подробностей. Однако они не вправе отказывать в оформлении пособия на второго ребенка без учета свидетельства о рождении умершего ребенка!

Декрет после отпуска по уходу за ребенком

Если после отпуска по уходу за первым ребенком мать уходит повторно в декретный отпуск для рождения второго, она имеет права на все предусмотренные государством пособия.

Если после отпуска по уходу мама успела выйти на некоторое время на работу, оформление отпуска по беременности и родам происходит так же, как это имело место при первой беременности. Основная сложность возникает в случае, если заработка у нее было слишком мало для получения пособия, превышающего минимальный размер.

Специалисты при этом рекомендуют заменить расчетные годы на те, когда у женщины был высокий доход (производится только по ее заявлению в предусматриваемых законом случаях).

Для этого она подает соответствующее заявление работодателю или в ФСС. После окончания декретного отпуска можно оформить пособия по уходу за каждым ребенком до 1.5 лет. Выплаты на обоих при этом будут суммироваться.

Пособие до 1.5 лет на второго ребенка может выплачиваться ежемесячно в стандартном размере(40% от среднемесячной зарплаты для работающих) или в виде минимальной социальной выплаты, размер которой для второго и последующих детей в 2016 году пока составляет 5436,67 руб. Для получения этой суммы нужно доказать наличие (факт рождения) предыдущих детей, для чего при оформлении пособия необходимо предоставить их свидетельства о рождении.

Можно одновременно получать выплаты на двоих, троих детей или более (если старшим еще нет полутора лет). Ребенок, умерший после рождения, учитывается как предыдущий при назначении ежемесячного пособия, если органами ЗАГС на него выдано свидетельство о рождении.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет

После рождения ребенка каждая мама, а также лица, которые обеспечивают за ним фактический уход и воспитание, получают право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. С 1 февраля 2017 года базовые фиксированные суммы, в размере которых производятся минимальные и максимальные выплаты (как работающим гражданам, так и безработным), проиндексированы на 5.4% относительно размеров, установленных на предыдущий год. Правила назначения и расчета пособия в 2017 году при этом не изменятся.

Читайте так же:  Заявление о вступлении в кпрф

Меню для навигации по странице

Как и в случае выплат декретного пособия по беременности и родам, предоставление этой государственной социальной помощи обеспечивается из бюджета Фонда социального страхования (ФСС), формирующегося из страховых взносов.

Основные аспекты начисления пособия рассчитаны на тех, кто официально трудоустроен, т.е. на кого в соответствии с законом «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» работодатели производят отчисления в страховой фонд.

Выплаты до 1.5 лет в размере, превышающем минимальный, назначаются только тем лицам, кому предоставляется отпуск по уходу за ребенком. В соответствии с Трудовым кодексом (далее ТК), это могут быть родители и любые работающие родственники ребенка, а также его законные опекуны.

Если родители или родственники, осуществляющие уход за ребенком, официально трудоустроены, то за назначением выплат они обращаются по месту работы или напрямую в региональное отделение ФСС. Неработающие граждане, а также студенты очной формы обучения для оформления пособия должны обратиться в Управление социальной защиты населения (УСЗН) по месту жительства (Собес).

Как оформить ежемесячное пособие до 1.5 лет (пошаговая инструкция)

Право на получение данного пособия и отпуска появляется на следующий день после окончания отпуска по беременности и родам, то есть:

  • через 70 дней после рождения ребенка при обычных родах;
  • 86 дней при осложнениях во время родов;
  • 110 дней при рождении двух или более детей.

Если вы трудоустроены и непосредственно осуществляете уход за ребенком, то для получения пособия необходимо предпринять следующие шаги:

    Подать в отдел кадров своего предприятия заявление, написанное в свободной форме, об оформлении отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет и предоставлении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (целесообразно вместе с ежемесячной компенсацией до 3 лет). Оно пишется на имя руководителя предприятия.

Получить в отделе кадров предприятия копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком с указанием даты его начала и окончания (вместе с назначением ежемесячных выплат на ребенка).

Неработающие родители имеют право оформить пособие до 1.5 лет в минимальном размере (3065,69 руб. на первого ребенка и 6131,37 — на второго и последующих) непосредственно с месяца рождения ребенка через Соцзащиту.

Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. После того, как работодатель или УСЗН получает заявление и полный пакет документов к нему, им отводится 10 дней на принятие решения об определении величины и начале выплат.

Документы на пособие по уходу за ребенком

К заявлению о назначении ежемесячной выплаты обязательно должны быть приложены следующие документы для оформления пособия по уходу до 1.5 лет:

  • Справка о неиспользовании отпуска по уходу за ребенком вторым родителем (что означает неполучение им пособия до 1.5 лет);
  • Оригинал и копия свидетельства о рождении;
  • Копия паспорта заявителя.

Те же родители и лица, осуществляющие уход за ребенком, которые не работают и не получают выплаты по безработице, а также студенты-очники для оформления подают заявление в местные Управления социальной защиты населения, к которому прикладывают следующие документы:

  • выписку из трудовой книжки о последнем месте работы или службы;
  • в случае, если выдавалось пособие по беременности и родам, необходимо предоставить расчет этого пособия;
  • копию приказа с последнего рабочего места об увольнении с должности;
  • справку о составе семьи.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет

С 2011 года действует новая система расчета размера пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет. Данные ежемесячные выплаты осуществляются в объеме 40 процентов от среднего месячного заработка, для расчета которого используется период за последние два года работы. Вся заработная плата за это время складывается и делится на 730 дней. Получившийся дневной заработок умножается на среднее число дней в месяце — 30,4. От получившейся суммы берутся 40 процентов, которые и начисляются в виде пособия. При этом, в расчет среднего заработка не включаются периоды нахождения на больничном и в отпуске по беременности и родам.

При появлении в семье второго ребенка, требующего ухода до 1,5 лет, либо двойни, размер выплат на каждого малыша складываются, но в сумме не могут превышать величины 100% среднего заработка за последние два года.

Государством установлены гарантированные минимальные размеры пособия, которые применяются для тех, у кого страховой стаж менее полугода, либо средний месячный заработок меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ = 7500 руб.). Данным категориям лиц в 2017 году выплата обеспечивается в размере 3065,69 рубля в месяц, а при уходе за вторым и последующим ребенком — 6131,37 рублей.

Кроме минимальных гарантий, государством определена максимально возможная величина среднего заработка, с которого назначаются детские пособия до 1,5 лет. Эта цифра не должна превышать максимальную годовую базу формирования взносов в ФСС, которая составляет:

    • за 2009 и 2010 годы — 415 000 рублей;
    • за 2011 год — 463 000 рублей;
    • за 2012 год — 512 000 рублей;
    • за 2013 год — 568 000 рублей;
    • за 2014 год — 624 000 рублей;
    • за 2015 год — 670 000 рублей;
    • за 2016 год — 718 000 рублей;
    • за 2017 год — 755 000 рублей.

Учитывая, что средний заработок рассчитывается за два полных календарных года, предшествующих году предоставления отпуска по уходу за ребенком, максимальный размер пособия в 2017 году (с учетом размера страховой базы за 2015 и 2016 годы) не может превышать суммы 23089,03 руб. в месяц.

Для наглядности приведем пример расчета.

С 8 сентября 2016 по 26 января 2017 года Мария Иванова находилась в декретном отпуске. После этого, начиная с 27 января 2017 года, ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком. В январе 2017 года она обратилась по месту своей работы за расчетом пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет.

При этом бухгалтерия предприятия предоставила следующий расчет выплат:

Средний заработок сотрудницы за 2015 год — 670 000 руб., за 2016 год — 718 000 руб. Общее количество календарных дней за два указанных года составляет 731 (поскольку 2016-й год — високосный). Периоды-исключения у сотрудницы на указанные годы не представлены.

Размер пособия при таких условиях считается следующим образом:

(670 000 руб. + 718 000 руб.) / 731 дн. × 30,4 дн. × 0,4 = 57722,57 руб. × 0,4 = 23089,03 руб.
в месяц, что соответствует максимальному размеру ежемесячных выплат до 1,5 лет в 2017 году.

С дополнительными примерами расчета суммы ежемесячного пособия до 1.5 лет на одного, двух и более детей можно ознакомиться в специальном материале на нашем сайте по следующей ссылке.

Согласно ТК РФ каждая женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, имеет право в любой момент приступить к работе. Работодатели по законодательству обязаны обеспечить ее работой на ее рабочем месте и осуществлять дальнейшую оплату труда в соответствии с законом.

Возвращаясь на прежнее место работы до достижения ребенком возраста 1,5 лет, женщина должна понимать, что выплата пособия по уходу за ребенком будет прекращена в ее первый рабочий день в связи с фактическим завершением отпуска по уходу за ребенком.

Однако при этом неиспользованный период отпуска по уходу за ребенком может быть оформлен на других членов семьи с предоставлением им права на получение соответствующих ежемесячных выплат.

О других пособиях, выплачиваемых в послеродовой период по уходу за ребенком, можно прочитать на этой странице. Для навигации по основным разделам сайта можно воспользоваться представленной ниже схемой.

Компенсация за детский сад

Чаще всего плата за детсады в регионах России стартует от суммы в 1000 руб. Однако по факту она может существенно отличаться даже в муниципальных учреждениях в пределах одного города, зачастую многократно превышая указанный минимальный размер, не говоря уже о самостоятельно устанавливаемых ценах в частных детских садах, зачастую многократно превышающих официальные государственные расценки.

В связи с этим российским семьям с небольшим доходом зачастую сложно оплачивать услуги детского дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), особенно при наличии нескольких детей дошкольного возраста. Для частичного решения этой проблемы региональными и местными властями в городах и других населенных пунктах страны вводятся компенсации за детский сад.

Меню для навигации по странице

  • Предусматриваемые сейчас региональные компенсации за детсады частично решили проблему, связанную с высокой стоимостью содержания ребенка в ДОУ. Например, в Москве и других городах многодетные семьи, в которых в детсад определены сразу трое детей, освобождаются от оплаты за содержание.
  • Однако до сих пор более актуальной продолжает оставаться проблема, связанная с нехваткой мест в государственных и муниципальных детских садах, особенно ощутимая для родителей детей от 1.5 до 3 лет (когда прекращаются выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком и в связи с нехваткой ясельных групп устроить ребенка в детсад не представляется возможным). Сейчас строятся детсады в основном для детей младшего и дошкольного возраста от 3 до 7 лет, а ясли до сих пор остаются без должного внимания.

По данным Министерства образования и науки РФ, на начало второго полугодия 2015 года количество детей, не обеспеченных местами в муниципальных и государственных ДОУ, составляло:

  • 430 708 человек — в возрасте до 3 лет;
  • 243 986 человек — дети от 3 до 7 лет.

В последние годы государство делает акцент на развитие сети дошкольных образовательных организаций. Правительством в большинстве субъектов федерации ведется активная работа по строительству новых детских садов, призванная в обозримом будущем (в течение нескольких ближайших лет) полностью ликвидировать имеющиеся очереди. Однако несмотря на это, ситуация до сих пор во многих городах и регионах страны продолжает оставаться очень сложной.

Однако на данный момент на федеральном уровне помощь такого рода не предусмотрена, а проблема остается катастрофически актуальной — прежде всего, в семьях, где не с кем оставлять ребенка для возможности трудоустройства или возобновления работы матери по постоянному месту занятости.

Компенсация родительской платы за детский сад

По действующему федеральному российскому законодательству любая семья, которой все же повезло устроить своего ребенка в детсад, имеет право на возмещение части ежемесячной оплаты за его посещение.

Как формируются цены на посещение детских образовательных учреждений

Размер родительской платы за содержание детей в ДОУ меняется из года в год. Она устанавливается органом исполнительной власти (правительством) на местах и зависит от категории детсада, возраста ребенка, количества детей в семье и некоторых других критериев.

С 1 января 2015 года размер платы во многих регионах существенно вырос. В частности, в Москве стоимость пребывания детей в 12-часовых группах увеличилась сразу на 75%, в Забайкальском крае повышение составило в среднем 55%, в Кемеровской области — 40%.

Однако рассмотрение этой законодательной инициативы затягивается, примерная дата обсуждения установлена на ноябрь 2015 года. В настоящее время стоимость оплаты за детсад вообще не регулируется законом (как это было до 2013 года) и устанавливается самим дошкольным учреждением (организацией).

Закон о компенсационной выплате за детский сад

Возможность получить частичную компенсацию за содержание ребенка в детсаду регулируется ч. 5 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

Читайте так же:  Льготы молодым семьям в самаре

В соответствии с документом минимальные размеры компенсационной выплаты, на которые могут рассчитывать родители по федеральному законодательству, составляют:

  • 20% от фактически внесенной суммы ежемесячной оплаты — на первого ребенка в семье;
  • 50% — на второго;
  • 70% — на третьего и следующих.

В регионах с учетом возможностей местных бюджетов на основе данных нормативов устанавливаются конкретные размеры компенсаций, которые не могут быть меньше вышеуказанных.

Например, ни в одном регионе не требуется оплата за детей-инвалидов, сирот и оставшихся без родительского попечения. А в городе федерального значения Севастополе компенсация на первого ребенка предусмотрена в повышенном размере — 30%, на второго и последующих — 50% и 70% соответственно, причем считая не от фактической родительской платы, а от средней по городу.

Сумма компенсационной выплаты пропорциональна нескольким факторам:

  • количеству детей в семье до 18 или до 23 лет (последнее — при обучении ребенка на очном отделении);
  • фактической стоимости услуг дошкольного образовательного учреждения;
  • установленным льготам на региональном и федеральном уровнях (например, в зависимости от дохода семьи, количества детей, их состояния здоровья и других обстоятельств).

Заявление на компенсацию оплаты детского сада

Подать заявление на возмещение платы за детсад может один из родителей или опекун ребенка, с которым заключен договор на посещение детского учреждения. Как правило, заполняется заявление на специальном бланке дошкольной образовательной организации, возможный образец которого приводится ниже.

Образец заявление на возмещение оплаты за детсад

Заявление в общем случае содержит следующие данные:

  • название ДОУ, в которое обращается заявитель;
  • ФИО и место проживания родителя;
  • содержание заявления с просьбой предоставить частичную компенсацию родительской платы на ребенка;
  • перечень прилагаемых документов;
  • обязательство сообщать обо всех существенных изменениях, которые влияют на право предоставления компенсации.

Заявитель вместе с заявлением также должен предоставить (в оригиналах и копиях) следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт);
  • свидетельства о рождении всех детей в семье (если оформление компенсации осуществляется на второго ребенка и последующих);
  • данные о номере счета в банке и реквизитах кредитной организации для перечисления денег (обычно указаны на титульном листе сберкнижки или по справке из банка о реквизитах счета).

Последующая процедура рассмотрения заявления и принятия решения происходит в соответствии с законодательными актами конкретных субъектов РФ и муниципалитетов.

Как правило, уполномоченный представитель организации, реализующей дошкольную образовательную программу, при приеме заявления:

  • заверяет копии документов, а оригиналы возвращает заявителю;
  • формирует и подает в уполномоченный орган (например, Департамент образования, соцзащиты и здравоохранения) списки заявителей на получение компенсации;
  • ежеквартально актуализирует эти списки и направляет в уполномоченный орган данные о фактически произведенной оплате родителями стоимости посещения ребенком детсада.

Пример расчета размера компенсационной выплаты за детсад

Предположим, что для семьи с детьми 3.5 и 5 лет, проживающей в Петрозаводске, плата за посещение детского сада составляет 3410 руб. в месяц (за каждого ребенка). При обращении за компенсацией родителям будет ежемесячно возмещаться:

  • 682 руб. (20%) — на первого ребенка;
  • 1705 руб. (50%) — на второго 50%.

Итого государство за каждый месяц компенсирует родителям 2387 руб. (682 + 1705) из 6820 руб., ранее уплаченных ими за посещение детьми дошкольного учреждения. За счет этого фактический размер ежемесячной оплаты на двух детей составит 4433 руб., что составляет 65% от исходной суммы.

Компенсация за непредоставление детского сада

Как уже было сказано выше, законом «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено право граждан на бесплатное детское дошкольное образование. Несмотря на оптимистичное заявление Премьер-министра Дмитрия Медведева на Всероссийском форуме социальных работников, проведенном 27 марта 2015 года партией «Единая Россия» в Ярославле, об успешном строительстве детских садов в стране, фактически очереди в дошкольные учреждения зачастую растягиваются во многих городах страны на несколько лет вперед. Из-за этого не все матери, которым необходимо выходить на работу в связи с завершением отпуска по уходу за ребенком, имеют такую возможность.

Несколько лет назад данную проблему пытались решить на федеральном уровне внесением поправок и изменений в действовавший тогда закон «Об образовании» с помощью проекта законопроекта № 556611-5, который в итоге так и не был принят, но предложенные в нем меры поддержки семей с детьми до сих пор остаются очень актуальными.

Проект федерального закона 556611-5

В 2011 году в Госдуму был вынесен законопроект № 556611-5, который предусматривал изменения в закон «Об образовании», действовавший еще до принятия нового аналогичного закона № 273-ФЗ от 29.12.2012.

В документе предлагалось на федеральном уровне решить вопрос предоставления денежных пособий и компенсационных выплат родителям, которые не смогут получить на своих детей место в государственном или муниципальном дошкольном учреждении. Тогда сумму компенсации за непосещения детского сада предполагалось установить фиксированной — в виде ежемесячного пособия в размере 5000 руб.

Данное предложение законодателей преследовало одновременно несколько целей:

  • частично разгрузить действующие детсады от наплыва желающих, в том числе стоящих в очередях;
  • дать возможность родителям решить вопрос подготовки ребенка к школе самостоятельно, в том числе в частных детских садах и с помощью репетиторов;
  • предоставить матерям материальную поддержку на детей, если они не смогут выйти на работу после окончания декрета.

В то же время необходимо понимать: нежелание государства заботиться о дошкольниках часто приводит к ухудшению условий детского содержания. Например, в негосударственных «группах доверительного пребывания», где родители вынуждены оставлять детей из-за необходимости идти на работу при отсутствии мест для детей в детсадах, нарушаются санитарные и бытовые условия.

Компенсация за отсутствие места в детском саду в регионах

На данный момент в некоторых субъектах РФ действуют местные компенсационные выплаты родителям детей, которым не предоставлено место в детских садах или яслях. Сумма ежемесячной компенсации не унифицирована, устанавливается с учетом возможностей местных бюджетов, а условия получения (в частности — возраст детей, дающий право на компенсацию) могут существенно отличаться.

В большинстве регионов подобная помощь предусматривается на детей в возрасте от 1.5 до 6 лет, однако в каждом конкретном случае акцент на проблему может ставиться по-своему:

  • в Липецке она предусмотрена для детей от 3 до 6 лет;
  • в Самаре, Кирове, Краснодаре — от 1.5 до 3 лет.

В некоторых регионах, независимо от возраста детей, сумма унифицирована (Архангельск, Томск), а в других населенных пунктах может устанавливаться дифференцировано. Например, в 2014 году:

  • в Перми компенсация для детей 1.5-3 лет составляла 5295 руб., а в возрасте 3-6 лет — 4490 руб.;
  • в Самаре на первого ребенка компенсируют 1000 руб., второго — 1500 руб., третьего — 2000 руб.

Официального списка регионов, в которых действует на данный момент программа, не существует. Узнать, актуально ли денежное возмещение для конкретного населенного пункта РФ, можно в органах соцзащиты населения по месту жительства. Однако существует проблема информирования сотрудников местных органов соцзащиты, которые часто не могут предоставить необходимую информацию родителям. В таком случае следует подавать запрос в Департамент образования.

Необходимые документы вместе с заявлением на предоставление компенсации подаются в отделения Управления соцзащиты населения (УСЗН) по месту жительства. Перечень документов может меняться в зависимости от региона, но обычно включает в себя:

  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке (разводе) родителей;
  • номер и реквизиты его счета в банке;
  • свидетельства о рождении всех несовершеннолетних детей;
  • справка из ДОУ о постановке ребенка на очередь и отсутствии мест;
  • приказ о предоставлении матери декретного отпуска с места работы (или трудовая книжка для неработающих);
  • справка о составе семьи;
  • медицинский полис матери и ребенка.

Необходимо также помнить, что региональные компенсации и пособия устанавливаются в субъектах федерации исключительно по собственной инициативе — никакого обязывающего их закона на федеральном уровне пока не существует!

Оплата материнским капиталом услуг по присмотру и уходу за ребенком

В России на федеральном уровне также закреплена возможность вносить оплату за услуги дошкольных образовательных организаций из средств материнского (семейного) капитала. С 2015 года обсуждается возможность расширения круга лиц, оказывающих образовательные услуги по присмотру и уходу за детьми-дошкольниками, до индивидуальных предпринимателей — частных детских садов и нянь-ИП.

Постановлением Правительства РФ № 926 от 24.12.2007 года регулируются Правила направления средств материнского капитала на получение образования детьми. В соответствии с ними средства по сертификату на маткапитал разрешается использовать полностью или частично на оплату услуг образовательных учреждений, которые работают по программам, получившим государственную аккредитацию.

Для распоряжения средствами владелец сертификата должен подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда России (ПФР), к которому прилагается копия договора об оплате образовательных услуг с детским садом. Деньги перечисляются на счет организации, предоставляющей услуги, в безналичной форме в двухмесячный срок.

Таким образом, в 2015 году на уровне высшего руководства страны рассматривается законопроект, по которому мат. капитал можно будет расходовать на оплату услуг ИП. Это могло бы способствовать решению проблемы нехватки мест в государственных детсадах и яслях, а также расширить возможности женщин в отношении трудоустройства или возобновления рабочей деятельности.

Компенсация за частный детский сад

Во многих регионах компенсационные выплаты предусматриваются также родителям детей, которые посещают не только государственные, но и частные детсады. Однако оплата за частный детский сад часто составляет существенную сумму (до нескольких десятков тысяч рублей в месяц), и проблематичным для регионального бюджета может стать даже возмещение 20% от оплаты за одного ребенка.

  • В связи с этим размеры компенсаций за частные детские сады зачастую привязываются к средней плате за ДОУ в регионе в государственных или муниципальных учреждениях того же субъекта федерации, к которому относится коммерческая организация.
  • Средний размер платы за посещение государственных или муниципальных детских садов определяется местными органами власти субъекта РФ каждый год и приводится по состоянию на 1 января.
  • Возмещение расходов не предусматривается для специализированных (музыкальных, спортивных, художественных) платных образовательных организаций.

Региональные программы поддержки частных детсадов

Для уменьшения дефицита мест в детсадах некоторые регионы внедряют местные программы поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

Например, в Свердловской области для частичного решения проблемы с очередями в детские сады решили поддерживать уже работающие частные учреждения путем выделения субсидий для сокращения размера устанавливаемо родительской платы. Это даст возможность родителям посещать коммерческие детские сады на условиях оплаты, схожих с государственными и муниципальными ДОУ.

Аналогичные предложения были направлены в федеральные органы власти для внесения изменений в действующий закон «Об образовании в РФ». Законодательная инициатива предусматривает:

  • субсидии муниципалитетам, поддерживающим развитие в регионе частных детсадов;
  • компенсации родителям за содержание ребенка в мини-садике.

По мнению губернатора Омской области, привлечение на рынок услуг частных детсадов способно улучшить экономику региона. В области действует 12 видов поддержки частным социальным предпринимателям.

Однако подобные инициативы сталкиваются с рядом сложностей.

Проблема предоставления детям мест в детсадах и оплаты за услуги дошкольных образовательных учреждений в стране еще не решена даже на уровне нормативных правовых актов.

  • Федеральной программы компенсационных выплат родителям, которые не могут устроить ребенка в дошкольное учреждение, не существует. В отдельных субъектах РФ разработаны и внедрены местные компенсации из региональных бюджетов.
  • На федеральном уровне введены компенсации родителям за фактическую оплату услуг детсадов, размер которых зависит от количества детей в семье, их возраста и региональных особенностей денежных возмещений. Они частично снимают с плеч родителей финансовый груз.
  • В некоторых регионах действуют компенсации за частные детсады, однако для их получения образовательная программа коммерческой организации должна соответствовать утвержденной государством, а размер возмещения обычно невелик по сравнению со стоимостью ежемесячной платы.