Врачебная летная комиссия требования

ВРАЧЕБНО-ЛЁТНАЯ КОМИССИЯ (ВЛК)

ВРАЧЕБНО-ЛЁТНАЯ КОМИССИЯ (ВЛК) — орган врачебно-летной экспертизы в Вооруженных Силах СССР и ДОСААФ. В гражданской авиации врачебно-летную экспертизу проводят врачебно-летные экспертные комиссии (ВЛЭК).

ВЛК осуществляет мед. отбор лиц, способных по состоянию здоровья выполнять полеты на современных летательных аппаратах; кроме того, проводит профилактические мероприятия по сохранению здоровья летного состава и курсантов авиационных училищ.

В России специальные мед. требования к состоянию здоровья летного состава введены в 1911 г. («Расписание болезней и телесных недостатков, препятствующих службе офицеров, нижних чинов и вольнонаемных техников в воздухоплавательных частях, на аэростатах и аэропланах»). Тогда же для экспертизы летного состава была организована первая врачебная комиссия при клиническом военном госпитале в Петербурге. В Советской Армии мед. требования к летному составу были разработаны в 1924 г. За рубежом (во Франции, Германии, США и других странах) врачебная экспертиза летного состава организовалась в 1911 — 1920 гг.

Организация ВЛК, ее права и обязанности изложены в «Положении о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах СССР».

Особенностью врачебно-летной экспертизы, определяющей ее организацию и методы исследования, являются высокие требования, предъявляемые летной работой к состоянию здоровья, физической выносливости и психологическим качествам обследуемых лиц. Вследствие этого при мед. обследовании ВЛК особое значение придает выявлению начальных форм заболеваний и оценке функциональных возможностей организма для определенной летной деятельности. Решение этих задач достигается систематическим наблюдением врачей авиационных частей за состоянием здоровья и работоспособностью летного состава в полетах, широким использованием специальных клинико-физиол. методов исследования в специальных мед. учреждениях и изучением данных командования об особенностях профессиональной деятельности членов летных экипажей (см. Полеты, врачебный контроль за летным составом) .

Центральным органом врачебнолетной экспертизы для всей авиации Вооруженных Сил независимо от ее подчиненности и предназначения является Центральная врачебно-летная комиссия (ЦВЛК). В военных округах организацию и руководство врачебно-летной экспертизой осуществляют окружные военно-врачебные комиссии (ОВВК), на флотах — лаборатории авиационной медицины. ВЛК организуются в авиационных соединениях и авиационных училищах для проведения ежегодного освидетельствования летного состава, курсантов авиационных училищ и кандидатов, поступающих в учебные заведения но подготовке летного состава. Лица, для к-рых вынесение экспертного постановления связано со стационарным обследованием, проходят освидетельствование в ВЛК окружных, авиационных и других госпиталей, летный состав запаса — в ВЛК военкоматов и ОВВК, а при наличии показаний — в ВЛК военных госпиталей. Наиболее сложные экспертные вопросы решаются в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.

В состав ВЛК входят: председатель — авиационный врач, врачи-специалисты (терапевт, невропатолог, офтальмолог, хирург, оториноларинголог) и секретарь (из числа среднего медперсонала). Для стоматологического осмотра свидетельствуемых к работе в ВЛК привлекается стоматолог или зубной врач. При необходимости в работе ВЛК принимает участие летчик-консультант, выделяемый распоряжением соответствующего командира (начальника). При освидетельствовании летного состава и курсантов в воинских частях, соединениях и военно-учебных заведениях в работе ВЛК на правах ее членов участвуют врач войсковой части, летный и курсантский состав к-рой проходит освидетельствование, а также командир части или его заместитель по летной подготовке.

ВЛК и ВЛЭК в своей работе руководствуются положениями о мед. освидетельствовании летного состава, кандидатов и курсантов учебных заведений по подготовке летного состава, вводимыми в действие соответственно приказами министра обороны СССР и министра гражданской авиации СССР, а также указаниями и методиками исследования, изложенными в пособии для ВЛК.

Порядок освидетельствования в учебных организациях ДОСААФ определяется специальным положением ЦК ДОСААФ.

Медкомиссия для пилотов или ВЛЭК по-новому

С нее начинается обучение на пилота в АУЦ, без нее немыслима работа пилотом, поэтому между собой ее часто зовут «хлебной карточкой».

Процедура медосвидетельствования летного состава в России, по признанию многих, является одной из самых сложных в мире. Для сравнения, в США свидетельство пилота может получить даже человек с ограниченными возможностями, тогда как у нас пилот самолета должен быть здоров как космонавт. Все потому, что принцип работы ВЛЭК (врачебно-летная экспертная комиссия) практически не менялся десятилетиями, с советских времен, когда частной и малой авиации в стране в принципе не существовало.
Между тем, научиться управлять самолетом вроде Цессна-172 сейчас не многим сложнее, чем управлять машиной. Обладать для этого суперспособностями и возможностями совершенно необязательно. Но в существующей системе координат проходить ВЛЭК пилоту маленького самолета АОН приходится практически по тем же критериям, что пилоту огромного «Боинга».

Изменится ли такое положение дел после предложенных Президентом РФ нововведений, пока непонятно, но факт остается фактом: Владимир Путин дал поручение Правительству в срок до 1 октября изменить порядок работы врачебно-летных комиссий гражданской авиации.

Как минимум, полномочия по ее проведению планируется передать Росавиации. Сейчас ВЛЭК для пилотов подведомственны Минтрансу. Медицинские требования к здоровью пилотов разбиты на три графы:

  • Первая (она же самая жесткая) – для тех, кто поступает и проходит обучение в летном училище гражданской авиации
  • Вторая – для тех, кто уже имеет свидетельство пилота гражданской авиации
  • Третья – для тех, кто начинает обучение на пилота в летной школе или АУЦ по программе частный пилот, он же пилот-любитель.

Полностью требования к здоровью летчиков прописаны в Федеральных Авиационных Правилах (ФАП-50) от 2002 года «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава ».

Поменяются ли сами требования, или только порядок работы медкомиссий, пока не ясно. Поэтому на всякий случай для тех, кто начинает обучение на пилота прямо сейчас, мы подготовили список советов, как успешно преодолеть самый нелюбимый эпизод из жизни человека летающего под названием ВЛЭК. Итак:

  • Заранее (за несколько месяцев) вылечить зубы.
  • Проверить зрение. Раньше к кандидатам в пилоты в этом отношении предъявляли очень жесткие требования. Зрение должно быть строго 100-процентным без коррекции. Сейчас позволяется лазерная коррекция, после которой зрение должно быть на «единичку» по первой графе или 0,8 по третьей.
  • Сходить в свою «домашнюю» поликлинику, померить давление, сделать ЭКГ. Если обнаружатся какие-то отклонения, останется время пропить курс препаратов для нормализации давления, чтобы явиться на ВЛЭК с нормальными показателями.
  • Проверить вестибулярный аппарат. Летчиков, конечно, проверяют гораздо проще, чем космонавтов, но несколько оборотов на специальном кресле придется сделать. Если с детства не переносите качели, знаете, что вас регулярно укачивает в машине, это может стать проблемой. Но есть и хорошая новость – вестибулярный аппарат можно тренировать. Например, прыжками на батуте.
  • Вылечить любые малейшие намеки на простуду. Дело в том, что всевозможные гаймориты, синуситы, тонзиллиты и прочие хронические заболевания дыхательных путей являются серьезным противопоказанием к полетам, и объяснить ЛОРу, что у вас всего лишь заложен нос, скорее всего, будет крайне сложно.
  • За несколько дней до обследования отказаться от алкоголя, курения, вредных привычек
  • Накануне: как следует выспаться, чтобы придти на медкомиссию бодрым и в отличном настроении. В конце концов, вы же не просто за какой-то там справкой пришли, вы пришли получить пропуск в небо, чтобы научиться управлять самолетом и получить свидетельство пилота в АУЦ.

Приказ Министра обороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455 «Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министра обороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455
«Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании
летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

Утвердить прилагаемое Положение о медицинском освидетельствовании летного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны Российской Федерации
Маршал Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 1999 г.

Регистрационный N 1973

Приказ Министра обороны РФ от 9 октября 1999 г. N 455 «Об утверждении Положения о медицинском освидетельствовании летного состава авиации Вооруженных Сил Российской Федерации»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 1999 г.

Регистрационный N 1973

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» (выпуск выходного дня N 17) от 28 апреля 2000 г., N 84, в приложении к «Российской газете» N 20, 2000 г., в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 6 декабря 1999 г., N 49

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Министра обороны РФ от 19 июня 2009 г. N 561

Читайте так же:  Как можно расторгнуть договор пожизненного содержания с иждивением

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

ВЛЭК – Врачебно-летная экспертная комиссия

Первостепенным требованием для начала обучения пилотов и парашютистов-спортсменов является наличие допуска медицинской комиссии ВЛЭК. В Казани имеется сертифицированный центр ВЛЭК, в котором можно пройти комиссию и получить заключение. Как правило, само прохождение комиссии занимает 1 – 2 дня, однако, как и в любом деле, здесь есть свои требования и условия. Перед тем, как пройти ВЛЭК в Казани, рекомендуем вам связаться с ними по телефону и узнать о всех требованиях заранее. Это поможет вам пройти комиссию быстрее.

Адрес ВЛЭК:

Медико-санитарная часть ОАО «Казанское авиапредприятие»

Республика Татарстан, г. Казань, ул. Патриса Лумумбы, дом 45

Телефон:

Время работы: Будни с 8:30 до 16:00

Схема проезда.

Рекомендуем проходить комиссию до середины июня, т.к. ВСЕ специалисты ВЛЭК с конца июня уходят в отпуск на месяц. И комиссию можно будет пройти только в августе.

Требования по здоровью к спортсменам – летчикам, планеристам, парашютистам.

Медицинские требования по 3 графе ВЛЭК:

  • Вес не менее 48 кг, не более 110 кг.
  • Рост не ниже 155 см и не выше 190 см.
  • Рост, сидя не более 95см.
  • Избыточная масса тела не более 1 степени ожирения.
  • Острота зрения – не менее 0,5 на каждый глаз, с коррекцией 0,8 (разрешено в линзах).
  • Дальнозоркость и близорукость не более 3,0 Д.
  • Астигматизм +(-) 2,0 Д.
  • Отсутствие травм, операций за период – последние 6 месяцев.
  • При хронических синуситах (катаральных, серозных, вазомоторных, аллергических, кисты гайморовых пазух) годны по индивидуальной оценке.
  • Негодны при гнойных синуситах с полипозом или дистрофией слизистой.
  • При незначительно нарушающих функцию лор-органов и не затрудняющих использование спецоборудования годны по индивидуальной оценке.
  • Хронический тонзиллит – годны при компенсированной форме, при декомпенсированной форме негодны.
  • Наличие легко выраженных, не влияющих на разборчивость речи дефектов — годны по индивидуальной оценке.

Справки, которые необходимо предоставить на ВЛЭК

  • Справка (выписка) из амбулаторной карты о перенесенных заболеваниях, травмах, обращениях и диспансерном учете за последние 5 лет – берется из поликлиники по месту жительства у терапевта.
  • Заключение терапевта (дается в выписке из амбулаторной карты).
  • Справка из психоневрологического диспансера.
  • Справка из наркологического диспансера.
  • Справка о прохождении флюорографии.
  • Снимок пазух носа с заключением врача.
  • Для девушек – справка от гинеколога об отсутствии беременности.

Вместо справок из психоневрологического и наркологического диспансера можно предоставить действующую медицинскую водительскую справку не старше 2 лет.

Адреса диспансеров в г. Казань.

Для Вахитовского, Советского и Приволжского района.

— ул.Бутлерова,41 — телефон 236-47-11 (напротив ГИДУВа), проезд травмаем № 2 до остановки ГИДУВ.

Для Московского, Ново-Савинского и Кировского района.

— ул.Гагарина, 77а-телефон 543-42-11

Для Вахитовского, Советского и Приволжского района.

— Республиканский ул.Фаткуллина, 9, телефон: 278-29-23

— Городской ул.Ш.Камала, 2, телефон 293-38-10

Для Московского, Кировского, Авиастроительного и Ново-Савинского р-на

— ул.Тунакова, 64 (бывшая К.3намени,64), телефон 543-49-31,

— ул.Ямашева,82, телефон 545-74-28

Для Юдино, Аракчино и Залесный (частично для Кировского р-на)

ул.Красикова, 15 (Юдино), телефон 516-03-29

Как проходить ВЛЭК

Для прохождения ВЛЭК при себе иметь: паспорт, полис, военный билет и перечисленные выше справки.

Со всеми документами прийти по адресу: ул. Патриса Лумумбы, дом 45 (напротив Старого Аэропорта) к председателю ВЛЭК Гимадиевой Гульнаре Шафиковне.
Вам выдадут направление на прохождение специалистов ВЛЭК: хирурга, невропатолога, окулиста, ЛОРа, и терапевта.

По времени Вы затратите 1-2 дня на прохождение предварительных специалистов, и 1-2 дня на прохождение специалистов ВЛЭК, если, конечно придете с утра.

После прохождения ВЛЭК подойти со справкой о прохождении к врачу аэроклуба, чтобы он сделал отметку в журнале.

Медицинская комиссия для пилота или прохождение ВЛЭК пошагово

ВЛЭК – это врачебно-лётная экспертная комиссия, которая является пропуском для гражданских и частных пилотов к процессу обучения лётному делу или непосредственно к внедрению в рабочую деятельность. Прохождение комиссии ВЛЭК занимает от 1-14 дней, в зависимости от организации, которая её устраивает. После прохождения вы получите заключение, которое будет являться вашим основным документом по прохождению ВЛЭК.

В настоящее время издан указ об обязательном прохождении комиссии на территории России и других государств. ВЛЭК можно пройти только в тех учреждениях, которые имеют разрешение, а также все необходимые документы на свою деятельность. Прежде чем начать проходить ВЛЭК, вам придётся пройти собеседование, на котором проверят ваш паспорт и выдадут соответствующую анкету вместе со списком необходимых медицинских справок, которые вам предстоит собрать.

Требования к здоровью: справки, врачи и анализы

Самый главный документ – это паспорт с пропиской, без него можете не приходить на комиссию. Военный билет для молодых людей, если таковой имеется. Обязательна выписка из амбулаторной карты по месту наблюдения, которую вам даст терапевт. Важно выписать все заболевания за последние 6 месяцев, а также указать хронические и в стадии обострения. Документ заверяется личной подписью терапевта, и ставиться печать учреждения.

Справки из наркологического и психиатрического диспансеров по месту проживания. Направление на обследование вам выдаст ВЛЭК. Флюорография, которая должна быть с полным описанием и приложением снимка. Общий анализ крови и мочи. Биохимический анализ крови требуется только в том случае, если возраст кандидата перешёл 40 летний рубеж. Могут быть проведены дополнительные лабораторные исследования, только по показаниям и сомнениям врачей в сдаче предыдущих.

ЭКГ проходится обязательно в движении. Как правило, кандидату предлагают выполнить приседания, примерно 15-20 раз. Важно предоставить сведения о группе крови, это должно быть зафиксировано медицинской справкой. Обязательный осмотр самими специалистами центра ВЛЭК: терапевт, офтальмолог, хирург, невролог и отоларинголог. Кандидатам старше 40 лет необходимо дополнительно пройти: ФГС, УЗИ ОБП, УЗИ ОМТ, сделать УЗИ щитовидной железы. Бывшим пилотам необходимо предоставить медицинскую книжку, если таковая имеется. 3 фотографии размером 3*4. Папка для бумаг. Все справки, заключения, а также другие документы должны сопровождаться печатью учреждения и подписью лечащего врача. Без этого они будут недействительны.

Требования к здоровью кандидатов и персонала предъявляются в зависимости от их категории. По 2 графе: пилоты частного пилотирования, линейные пилоты авиакомпаний (самолёт, вертолёт), штурманы, а также бортмеханики и бортинженеры. Лица, поступающие на работу и курсанты последних курсов лётных училищ. По 3 графе: бортрадисты, бортоператоры, пилоты – парашютисты, лётчики и пилоты — любители, курсанты выпускного курса.

Медицинские требования к гражданским и частным пилотам по графе 2 и 3

Список ограничений:

  • Вес тела должен быть в пределах 48-110 килограмм, избыточный вес не более, чем 1 стадия ожирения. Это допускается, при наличии идеального здоровья у конкретного кандидата
  • Рост в пределах 155-190 сантиметров, сидя не более 95 сантиметров
  • Отсутствие серьёзных травм, операций за период в 6 месяцев
  • При наличии хронических синуситов, тонзиллитов кандидат оценивается по индивидуальной шкале. Хронический тонзиллит компенсированного вида является профессионально пригодным, декомпенсированного вида — нет.
  • Гнойные синуситы или дистрофия слизистой являются полной непригодностью пилота к лётному делу
  • Незначительные нарушения в зоне ЛОР-органов оцениваются также по индивидуальной шкале
  • Лёгкие дефекты речи, которые не влияют на разборчивость речи, могут быть также оценены по индивидуальной шкале
  • Проблемы с сердечной деятельностью являются серьёзным препятствием к лётному делу
  • Практически все заболевания отправят вас в статус «непригоден», кроме редких исключений и незначительных сбоев в работе сердца. Всё это оценивается по индивидуальной шкале в каждом отдельном случае
  • Слабое зрение определяется врачом офтальмологом по индивидуальной шкале
  • Эпилепсия и психические расстройства являются барьером для лётного дела, этот пункт ставит вас автоматически в непригодность
  • Наличие переломов за последние несколько лет могут также стать препятствием к прохождению комиссии. Этот пункт идёт на усмотрение хирурга, только после полного обследования. Возможно, вас попросят сделать снимки перелома и только на основании их поставят диагноз. Будьте готовы к трате лишнего времени в связи с обследованием
  • Лица, имеющие проблемы с давлением, автоматически отправляются к кардиологу, который обязан им предложить пройти дополнительное обследование

Распространенные вопросы по ВЛЭК

Ценовой диапазон колеблется в пределах 5000 — 7000 рублей. Оплата по основной квитанции составляет 2800 рублей, плюс в цену входят все основные анализы и обследования.

Список основных центров прохождения ВЛЭК

Список основных центров прохождения ВЛЭК можно найти на сайте ФАВТ «Росавиации». Здесь можно скачать список центров с контактными данными.

Срок, на который выдается заключение ВЛЭК

Коммерческие пилоты, штурманы и бортинженеры в возрасте до 40 лет получают заключение ВЛЭК на срок 12 месяцев, после 40 лет — на полгода. Пилоты-любители, пилоты-планеристы, а также парашютисты имеют право не проходить следующий медицинский осмотр в течение 2 лет.

Инструкция прохождения ВЛЭК частного пилота пошагово

  1. Перед приходом во ВЛЭК необходимо подготовить следующие документы и анализы, которые должны быть свежими: ФЛГ, анализ мочи, крови, крови на сахар и резус фактор. В поликлинике узнайте ответ заранее, чтобы в случае чего можно было пересдать и не тратить лишнее время, своё и представителей ВЛЭК. Анализы важно делать накануне перед посещением ВЛЭК, иначе вас могут попросить их переделать.
  2. Делаем ЭКГ, дожидаемся отличного результата и консультации специалиста. Если возникают проблемы, возможно, придётся прислушаться к рекомендациям кардиолога или пройти дополнительное обследование. Будьте готовы к этому.
  3. Необходима выписка из амбулаторной карты, где терапевт обязан выписать все ваши болезни и недомогания. Без этой справки ВЛЭК вас не примет. Должны быть подписи и печати на документах. Справка действительна неделю, придётся поторопиться с походом во ВЛЭК.
  4. Едете во ВЛЭК по нужному адресу, стоите очередь, к председателю, который проверяет наличие всех документов. С его разрешения идёте дальше, где вам оформят медицинскую карту и дадут направления в психиатрический и наркологический диспансеры. Здесь придётся потратить время, очереди достаточно большие, стоит отправляться туда к самому открытию.
  5. По полученным направлениям отправляетесь в данные инстанции и проходите освидетельствование, ждёте заключения и с результатом отправляетесь во ВЛЭК. Если на этом этапе возникают трудности, придётся их решать. Дальнейшее ваше продвижение отодвигается.
  6. Проходим ЛОРа, хирурга, окулиста, невропатолога и терапевта, женщинам дополнительно придётся пройти гинеколога. Невропатолога необходимо проходить строго после окулиста. На основании всех заключений вы направляетесь к терапевту. Врачи-специалисты должны записывать все факторы и изменения в здоровье пациента, оставлять свои рекомендации по устранению недомоганий и ставить статус: пригоден или нет. Любое заключение вы можете опровергнуть и пройти его повторно, а также имеете возможность обратиться в ЦВЛЭК для разъяснения разногласий.
  7. Если у вас всё в порядке и терапевт с этим согласен, то он подпишет вам все необходимые справки и даст заключение.
  8. Получаете квитанцию на оплату ВЛЭК в размере 2800 рублей и идёте к председателю за окончательным заключением. Как правило, заключение выдаётся на два года, но требуется через год посетить терапевта.
  9. Пройти ВЛЭК можно достаточно быстро, как правило, всё заведения, где вам необходимо получить заключение находятся в ближнем радиусе. Многие кандидаты умудряются пройти комиссию за один день, это скорее исключение из правил, чем закономерность, но, тем не менее, такое может быть. Большая часть пилотов проходит комиссию за 3-4 дня. Если вы будете действовать оперативно и у вас всё как говориться, срастётся, то шансов получить ВЛЭК в минимально короткие сроки у вас предостаточно.
Читайте так же:  Требования к сайту гост

Есть ли необходимость обманывать ВЛЭК, и где это можно сделать

У многих кандидатов не получается пройти ВЛЭК, на пути встречаются подводные камни, которые никак не устранить. А летать хочется, что делать в данной ситуации? У многих возникает вопрос: можно ли вообще обмануть ВЛЭК? Конечно можно, если постараться и случаев в жизни масса. Например, у одного пилота было плоскостопие, которое блокировало ему прохождение ВЛЭК. Он умудрялся настолько напрячь ногу, что в результате отпечатка на мокрой поверхности оставался правильный след. ВЛЭК он прошёл, но стоит ли таким способом подвергать здоровье опасности и потом плоскостопие может негативно отразится на полёте. Малейшее, неправильное движение ноги на педаль, и самолёт пойдёт не под тем углом.

Есть другой вариант — отправиться в ЦВЛЭК. Это считается неплохой альтернативой ВЛЭК. Деятельность ЦВЛЭК направлена на рассмотрение и устранение разногласий в результате проведения ВЛЭК. Врачи способны делать ошибки, которые могут отразиться в неправильном диагнозе. Если такое произошло и вы уверенны, что полностью здоровы, стоит отправиться в ЦВЛЭК для повторной медицинской экспертизы. Большинство кандидатов при помощи данной организации опровергают решение ВЛЭК и всё же получают заключение на лётную деятельность. Вы также можете получить консультацию в данной медицинской организации по тому или иному вопросу.

Если нет проблем со здоровьем, то нет проблем с прохождением ВЛЭК. Если всё же есть проблемы, которые никак не удаётся преодолеть, а без лётного дела жить не можете, то стоит прорывать оборону. Например, если у вас анемия, перед сдачей крови примите несколько таблеток железа, гемоглобин повысится и анализ пройдёт на ура. Можно выпить большую чашку с шоколадкой, которая также повысит гемоглобин, но в этом случае могут подскочить лейкоциты.

Если проблемы с давлением, то заранее сходите к врачу и пропейте курс препаратов, которые помогут его нормализовать на время прохождения экспертизы. Такой вариант также срабатывает и очень неплохо. На самом деле вариантов привести себя в норму перед сдачей анализов большое количество. Вопрос в другом: стоит ли рисковать своим здоровьем и маскировать проблемы. Возможно, в лётном деле они вам будут мешать. Подумайте и взвесьте, насколько важны для вас полёты и ваше здоровье, а потом смело бросайтесь на амбразуру.

Врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК) для частного пилота.

Давно я не проходил ВЛЭК, причин у меня было несколько — это проблемы со зрением (близорукость), высокая стоимость и отсутствие лишнего времени на сбор справок. Крайний раз, по честному, я проходил ВЛЭК ещё в Тушино, рядом с Центральным аэроклубом им. В.П. Чкалова — когда учился летать сначала в ЮПШ, потом во 2-м Московском аэроклубе и в последствии в аэроклубе при КБ Сухого.

Хочу сказать сразу, что требования медицины к нашим пилотам крайне избыточны.

Вокруг меня летает много людей, которые честно пройти наш ВЛЭК не могут. Пилоты, у кого есть диагнозы решают данную проблему по разному, линейные и коммерческие сколько могут уговаривают врачей, частные пилоты либо забивают на ВЛЭК, либо делают «липу» на принтере. Каждый честный поход ВЛЭК для пилота — это подвиг и личное достижение. Но ведь это не нормально! В США медицинские требования к частным пилотам аналогичны требованиям на водительские права. У нас же всё иначе.

Помню, как ещё на первом ВЛЭК в аэроклубе как я уговаривал окулиста пропустить, обещал есть морковку и чернику ящиками, делать зарядку для глаз. И искренне не понимал, как врач, а не инструктор может решать — могу я летать или нет? Врач пошёл мне на встречу и пропустил. В утешение мне врач сказал, что близорукость это болезнь современного городского общества, когда очень много информации проходит через глаза и глаз адаптируется, при этом живя в городском «каменном мешке», где мы за неделю можем ни разу не увидеть горизонта глаз не может отдохнуть и настроиться на большое расстояние. Когда я начал летать на своём самолёте, то ознакомившись с требованиями медицины понял, что честно пройти ВЛЭК не получится. Но в силу вступили Федеральные авиационные правила «медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП-50), а потом и изменения в них, которые позволили мне получить надежду легализоваться в плане медицины.

И вот я решил рискнуть, пройти ВЛЭК.

Вся подготовка началась со сбора справок:

  • Справки из психиатрического и наркологического диспансеров;
  • Справка из поликлиники по месту жительства об обращаемости за медицинской помощью за последние 5 лет;
  • Флюорография органов грудной клетки;
  • Общий анализ крови;
  • Общий анализ мочи;
  • Скрининг-тест на определение наркотических веществ;
  • ЭКГ;
  • Электроэнцефалография;
  • УЗИ сосудов головного мозга

Диспансеры стали платными и больше напоминают компании по торговле бумажками за достаточно приличные деньги.

Справка из наркодиспансера + тест на определение наркотических веществ стоит в Москве 2100р

Справка из психиатрического диспансера — 950р

Электроэнцефалография — в коммерческом мед.центре — 1500р

Дальше предстоял поход в поликлинику, в которой я не был лет 8. (слава богу просто не болел и причин для обращений не было)

Городская поликлиника, как не странно порадовала хорошей организацией обслуживания. Всё по талонам, внизу внимательный консультант. Анализы выдаются на отдельном сёстренском посту. Но идти туда надо с направлением, это поможет быстро сделать анализы. Я взял направление на ВЛЭК в АОПА-Россия.

Анализы, ЭКГ, УЗИ, флюорография — всё было быстро сделано в городской поликлинике по месту жительства. На те процедуры, на которые не было свободных талонов на ближайшие дни я записался через платный кабинет (оказывается сейчас в поликлиниках и такое тоже есть). Цены — дешевле, чем в коммерческих центрах. Например УЗИ в ком. центре стоит 2500р, а в поликлинике делают за 1800р. Четыре анализа крови (общий, биохимия, группа крови и на сифилис) обошлись в 1505р.

Итого, подготовка к ВЛЭК вышла: 2100 + 950 + 1500 +1800+1505 = 7855р

Но морально я был рад, что хотя бы сделал для себя диспансеризацию. (крайний раз в институте ведь проходил)

Дальше стоял выбор — на какой ВЛЭК ехать? Открыл сайт Росавиации, посмотрел список действующих мед. комиссии.

Последнее время Росавиацию лихорадит в плане аннулирования пилотских и ликвидации АУЦ, ВЛЭКи тоже задевает.

Хотелось попасть на ВЛЭК, где не будет суеты, толпы посетителей и в то же время будут грамотные врачи. Друзья порекомендовали присоединиться к ним и поехать в Воронеж в ООО «Медико-санитарная часть «Полет» . Данный ВЛЭК находится прямо в аэропорту, поэтому можно прилетев на самолёте в аэропорт тут же пройти ВЛЭК. Незнаю уж кто и за какое место «укусил» Росавиацию, но своим приказом она отняла возможность у данного ВЛЭКа с 15.01.2018г. выдавать медицинские заключения I класса (линейным пилотам, пилотам коммерческой авиации, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам), поэтому сейчас там нет очередей к врачам. А ведь данный приказ фактически убивает ООО «МСЧ «Полёт», т.к. живут они за счёт медкомисии.

Читайте так же:  Пошлина иск суд рассчитать

И вот мы вчетвером ранним утром приехали в Домодедово, прыгнули на рейсовый самолёт и уже через час были в Воронеже.

Первым делом зашли к главному врачу, председателю ВЛЭК — Александру Петровичу Дубовику. Это военный хирург, настоящий специалист в своей области. Заполнили заявления, получили бегунок и пошли по специалистам:

— окулист ( с трудом прошёл — получил диагноз в мед. книжку), проверили и остроту зрения и глазное дно и цветовосприятие;

— ЭКГ (сделали второй раз)

— терапевт (общий осмотр, оценка показателей анализов, ЭКГ)

— лор (осмотр, проверка вестибюлярного аппарата)

— хирург (полный осмотр, опрос, замер веса, роста)

— сделали аудиметрию (какие частоты слышит ухо)

— стоматолог (зубы осмотрел)

— невропатолог (заставил раздеться, стучал молоточком, водил перед глазами, проверял координацию, куча вопросов)

— анализы приняли из поликлиники

— психолог (30 минут пришлось на компьютере решать тесты: показания компаса определять, показания приборов считать и кучу кружочков друг в друге сравнивать)

Т.к. анализы сдавать не пришлось — ВЛЭК мы прошли за один полный день. Стоимость ВЛЭК: 9300р

Результатом стало Медицинское заключение II класса на 5 лет. (тоже кстати достижение Минтранса, позволившее проходить полноценный ВЛЭК не каждый год).

Внимание врачей в Воронежском ВЛЭКе достаточно дотошное. Ощущение, что не на частного пилота тебя проверяют, а как будто на 1 графу. Но при этом все врачи внимательные и относятся к тебе по доброму.

По финансам вышло: 7855 + 9300 = 17155р

P.S. сейчас после прохождения комиссии — медицинское заключение сканируется и отправляется в Росавиацию. Уж не знаю зачем, но видимо что-то там снова удумали.

Отчёты других пилотов и врачей:

ВЛЭК для бортпроводников

Бортпроводники, а также курсанты, обучающиеся по специальности бортпроводник освидетельствуются во ВЛЭК по III графе.

На основании приказа ФА ВТ № 01.03-1458 от декабря 2011 г. в целях соблюдения требований Федеральных авиационных правил весь объем медицинского обследования, предусмотренный приложением 5 к ФАП МО ГА от 2002 г., необходимо проводить в нашем медицинском центре.

При необходимости проведения дополнительных медицинских обследований в целях ВЛЭ на базе других медицинских учреждений, необходимо предоставить правильно оформленные результаты обследований: наличие штампа медицинского учреждения, подписи и личной печати врача, проводившего обследование или консультацию.

Для вновь поступающих бортпроводников

Вновь поступающие на бортпроводников

Правила освидетельствования регламентируются приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. N 50 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП МО ГА-2002)

Исследования и специалисты могут быть пройдены в любой медицинской организации

1.
Справка из поликлиники по месту жительства за последние 5 лет.

В справке отражается, чем болел/а в течение последних 5 лет. Если в течение 5 лет не было обращений в поликлинику, то запись «В течение последних пяти лет не болел/а, в поликлинику не обращался/ась».

Обязательные требования к оформлению справки:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу,

· круглая печать и подпись каждого специалиста

· круглая печать, ФИО, подпись врача, выдавшего справку

· ФИО, подпись главного врача медиц. организации

· круглая печать медиц. организации

2.Приобрести санитарную книжку для проживающих в г. Новосибирске: ул. Спартака 6.

· Иногородние могут приобрести санитарную книжку по месту жительства или в г. Новосибирске, ул. Спартака 6.

3.Для кандидатов в бортпроводники с пропиской г. Новосибирска справка от врача-нарколога, ул. Владимировская 2 или ул. Коммунистическая 48а.

Для иногородних справка от врача-нарколога из областных/краевых диспансеров.

Обязательные требования к оформлению справки:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу

· круглая печать и подпись врача-нарколога

· запись – «на диспансерном учете в наркологическом диспансере не состоит»

· запись – «наркологических заболеваний не выявлено»

· справка действительна 3 мес.

NB ! Не допускается запись «данная справка не несет юридической силы…» или аналогичная по смыслу.

4.Для кандидатов в бортпроводники с пропиской г. Новосибирска справка от врача-психиатра, ул. Владимировская 2 или ул. Коммунистическая 48а.

Для иногородних справка от врача-психиатра из областных/краевых диспансеров.

Обязательные требования к оформлению справки:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу

· круглая печать и подпись врача-психиатра

· запись – «на диспансерном учете в психо-неврологическом диспансере не состоит»

· запись – «психиатрических заболеваний не выявлено»

· справка действительна 3 мес.

NB ! Две отдельные справки от психиатра и нарколога.

6.1 (одно) фото 3х4 см.

7.Военный билет (при ограничении годности — справка из военкомата с номером статьи).

8. NB ! В случае наличия в анамнезе оперативного вмешательства, в том числе эксимер-лазерной коррекции зрения, предоставить во ВЛЭК выписки об оперативном лечении (при полостных операциях необходимо предоставить протокол операции )

· все зубы должны быть вылечены,

· число отсутствующих зубов — менее 6 (шести)!)

Обязательные требования к оформлению справки (заключения) врача-стоматолога:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу,

· круглая печать и подпись врача-стоматолога

· круглая печать медиц. организации

2.Исследование крови методом РНГА: тифопаратифозная группа.

3.Общий анализ крови с развернутой формулой и тромбоцитами.

4.Кровь на сахар, общий холестерин.

5.Общий анализ мочи (сахар, ацетон, уробилин, желчные пигменты).

6.Бактериальный посев кала на дизентерийную группу: шигеллы, сальмонеллы.

7.Анализ кала на яйца глист.

8. Соскоб на энтеробиоз.

Обязательные требования к оформлению анализов:

· штамп медиц. организации (лаборатории) в верхнем левом углу

· круглая печать медиц. организации (лаборатории)

· срок годности анализов 1 месяц

9.ФЛГ/ Rg органов грудной клетки (описание + снимок на пленке, срок действия — 1 год)

10.ФЛГ/ Rg придаточ-ных пазух (описание + снимок на пленке, срок действия — 1 месяц)

Обязательные требования к оформлению результатов рентгенологического исследования:

· штамп медиц. организации в верхнем левом углу

· круглая печать и подпись врача-рентгенолога

· круглая печать медиц. организации

Исследования и специалисты могут быть пройдены ТОЛЬКО НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛЭК

2.Гинеколог (для женщин).

NB ! Для женщин после 25 лет – УЗИ органов малого таза.

NB ! При наличии эрозии шейки матки, необходимо провести лечение. Осмотр гинеколога проводится не ранее чем через 10 дней после окончания лечения.

Cпециалисты и исследования могут быть пройдены ТОЛЬКО НА БАЗЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛЭК

Далее специалисты, исследования могут быть пройдены в любом порядке.

2.ХТИ (химико-токсикологическое исследование) на определение содержания в моче наркосодержащих веществ.

При прохождении ВЛЭК по показаниям возможно назначение дополнительных обследований, консультации узких специалистов.

8.Психиатр, психиатр-нарколог (после ХТИ).

· Окончательное оформление санитарной книжки после допуска врача-терапевта у врача-профпатолога.

· Заключение председателя ВЛЭК и оформление документов секретарем ВЛЭК.

Информация для планирования сроков прохождения медицинского освидетельствования с целью ВЛЭК для иногородних кандидатов в бортпроводники.

Уважаемые кандидаты в бортпроводники, просим при планировании времени прохождения комиссии учитывать следующее:

1.Полностью подготовить предварительный пакет документов, справок, анализов, указанных в первом этапе (см. таблицу выше). Принимаются только оригиналы справок, заключений, анализов.

2.В первый день прохождения ВЛЭК необходимо сначала пройти ЭКГ (в порядке живой очереди). Далее с результатами обследований и пакетом документов подойти к секретарю ВЛЭК (каб. 22).

4.Секретарь ВЛЭК анализирует документы и выдает маршрутный лист с перечнем специалистов, исследований.

5.После секретаря ВЛЭК необходимо пройти гинеколога (для женщин) каб. 9 и дерматовенеролога каб. 24.

6.Вторую половину первого дня и второй день запланируйте для прохождения специалистов ВЛЭК.

7.Окончательное оформление санитарной книжки после допуска врача-терапевта у врача-профпатолога.

8.Заключение председателя ВЛЭК и оформление документов секретарем ВЛЭК.

ВЛЭК / Годовой осмотр для действующих бортпроводников

ВЛЭК ДЛЯ ДЕЙСТВУЮЩИХ И ПРОХОДЯЩИХ ГОДОВОЙ ОСМОТР БОРТПРОВОДНИКОВ

В ходе ВЛЭК Вы пройдете:

  1. Прием специалистов:
    • Нарколог
    • Психиатр
    • Дерматовенеролог (мазок на ГН и флору)
    • Гинеколог + цитограмма ( для женщин)
    • Отоларинголог
    • Стоматолог
    • Терапевт — годовой осмотр
  2. Анализы и исследования:
    • ФЛГ/ Rg органов грудной клетки (описание + снимок, срок действия — 1 год)
    • ЭКГ
    • Общий анализ крови + тромбоциты + ЭМДС+ холестерин + сахар
    • Общий анализ мочи
    • Соскоб на энтеробиоз — анализы годны 10 дней (для санитарной книжки)
    • Кал на яйца глистов — анализы годны 10 дней (для санитарной книжки)
    • Экспресс-тест на определение содержания в моче наркосодержащих веществ
    • УЗИ молочных желез или маммография (для женщин после 40 лет) 1 раз в 2 года

1. По показаниям возможно назначение дополнительного обследования.

2. При наличии заболевания необходима предварительная консультация со специалистом-экспертом ВЛЭК!