Воронкова л.п история туризма учебное пособие

Воронкова л.п история туризма учебное пособие

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 558 708
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 501 238

История туризма и гостеприимства: учебное пособие

Рекомендовано экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки/специальности «Туризм» и «Сервис:

В.И. Бажуков, д-р культурологии, проф. кафедры ЮНЕСКО ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова

Люди путешествовали во все времена. В ранние периоды человеческой культуры были эпохи Великих переселений, когда гонимые холодом и голодом, а нередко под натиском вражеских орд целые народы вынужденно покидали обжитые места в поисках лучшей доли и осваивали новые территории. Проходят века, и вот уже по дорогам движутся караваны торговцев и шеренги воинов, бредут сиротливые путники и целеустремленные пилигримы. Здесь можно встретить и одиноких странников, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущие развлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искатели приключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. В эпоху Великих географических открытий практически из всех гаваней мира под парусами удачи и надежды в море уходят корабли. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий. Многообразны цели путешественников, различны их дороги, но не менее разнообразны и традиции гостеприимства у разных народов. В фольклоре каждого народа найдется немало преданий и легенд о великих странниках, история наполнена фактами и свидетельствами первооткрывателей чужедальних стран, описаниями нравов и обычаев населявших их людей.

Как часто, листая старые, не раз уже прочитанные нами книги с пожелтевшими страницами, мы находим для себя нечто новое и неожиданное. Так же и с историей: вновь обращаясь к той или иной эпохе, ее событиям, мы вдруг открываем в ее многозначительном подстрочнике то, что ранее нами было не замечено или опускалось как несущественное. Столько раз мы при изучении истории мировой культуры заучивали имена и даты, в череде исторических событий, описанных на страницах многочисленных учебников, встречали упоминания о путешествиях и плаваниях. Их история наверняка заслуживает хвалебного эпитета «широко известная», однако это не делает ее менее интересной в глазах читателей. Какие-то из дальних странствий сразу оценивались как «великие», ибо они приносили человечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим же суждено было пройти через забвение современников, чтобы потом, в отдаленном будущем, люди смогли постичь подвиг первопроходцев. Многие события истории растворялись в контексте конкретных культурных эпох и не всегда связывались в единую цепь – историю путешествий. Именно через ее реконструкцию можно понять, воспроизвести логику развития культуры, воссоздать определенные типы и модели поведения «человека путешествующего».

Базируясь на достижениях прикладной культурологии, история туризма рассматривает эволюцию «человека путешествующего» в разных странах и в разные времена. Понять, как менялись цели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можно, изучив особенности самой культуры, которая, являясь для человека «второй природой», способствует его формированию, определяет стиль его жизни, его идеалы, предпочтения и те цели, которые он ставит перед собой, в том числе и в сфере отдыха и путешествий.

Изучение истории путешествий поможет нам разобраться в появлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Это непростой вопрос. В научной литературе имеются разные мнения о становлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Одни ученые считают временем рождения туризма как явления середину XIX в., другие утверждают, что он возник еще в XVIII в., есть и такие, кто смело говорит о туризме в античном Риме.

Историю туризма трудно отделить от истории гостеприимства не только потому, что это две важные составляющие современной сервисной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы. Развитие туризма, появление новых его видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства содействовали развитию туристских потоков. Развитие туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей. Вот почему история туризма и гостеприимства будет неполной, если мы не ознакомимся со становлением и развитием различных традиций, сложившихся у народов в этих сферах. Для нас особенно важно также понять человека современной культуры, его отношение к активному отдыху и развлечениям. Сможет ли человек в новом тысячелетии сохранить связь с традициями путешествий и туризма, сформировавшимися на протяжении столетий? Не утратит ли наш современник тягу к дальним странствиям, заменив их бдением у экранов телевизоров или «путешествиями» по Интернету? Каким будет туризм в новом тысячелетии и как разовьется сфера услуг в индустрии гостеприимства? Ответ на эти и другие вопросы кроется в истории.

В настоящее время учебная дисциплина «История туризма и гостеприимства» читается в российских вузах и колледжах туристско-гостиничного профиля. Разделы по истории содержатся во многих учебных пособиях, адресованных студентам, специализирующимся в области туризма и гостеприимства. Наряду с этим написано также несколько специальных книг и учебников по истории туризма, большая часть которых появилась за последнее время.

Структура учебного пособия определена поставленными задачами. Его построение позволяет проявлять максимальную гибкость, учитывая различные аудитории, сохраняя при этом теоретическую компоненту. Во всех случаях в основе должна быть вводная глава «История туризма и гостеприимства как наука», в которой обозначены подходы к определению статуса и места этой научной дисциплины. В этой главе выявлены предмет, методы и цель изучения истории туризма и гостеприимства, а также рассматривается понятийный аппарат этой отрасли человеческого знания. Учебное пособие включает в себя главы, в которых подробно рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и других ведущих странах мира. В них содержится конкретная информация, которая не только значительна сама по себе, но в то же время аргументирует, иллюстрирует и раскрывает основные положения учебного курса. В данном издании учебного пособия значительно расширены главы, связанные с развитием туризма и гостеприимства в XXI в.

После каждой темы приведены вопросы для повторения. В приложении даны основные даты истории путешествий, туризма и гостеприимства, тесты, а также список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована студентами при подготовке докладов и рефератов по истории туризма и гостеприимства.

В тексте учебного пособия упоминается немало художественных произведений, авторы которых либо сами путешествовали, либо на страницах своих книг описывали реальные или мнимые путешествия. Знакомство с путевыми заметками, историческими хрониками, романами о путешествиях и другой художественной литературой поможет студентам составить более полное представление о той или иной культурной эпохе. Приведенный список художественных книг, путевых дневников и заметок поможет студентам сориентироваться в одном из самых интересных разделов всемирной истории, связанном с путешествиями и туризмом.

История туризма и гостеприимства

Рекомендовано экспертным советом УМО в системе ВО и СПО в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по направлению подготовки/специальности «Туризм» и «Сервис:

В.И. Бажуков, д-р культурологии, проф. кафедры ЮНЕСКО ФГП МГУ имени М.В. Ломоносова

Люди путешествовали во все времена. В ранние периоды человеческой культуры были эпохи Великих переселений, когда гонимые холодом и голодом, а нередко под натиском вражеских орд целые народы вынужденно покидали обжитые места в поисках лучшей доли и осваивали новые территории. Проходят века, и вот уже по дорогам движутся караваны торговцев и шеренги воинов, бредут сиротливые путники и целеустремленные пилигримы. Здесь можно встретить и одиноких странников, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущие развлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искатели приключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. В эпоху Великих географических открытий практически из всех гаваней мира под парусами удачи и надежды в море уходят корабли. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий. Многообразны цели путешественников, различны их дороги, но не менее разнообразны и традиции гостеприимства у разных народов. В фольклоре каждого народа найдется немало преданий и легенд о великих странниках, история наполнена фактами и свидетельствами первооткрывателей чужедальних стран, описаниями нравов и обычаев населявших их людей.

Как часто, листая старые, не раз уже прочитанные нами книги с пожелтевшими страницами, мы находим для себя нечто новое и неожиданное. Так же и с историей: вновь обращаясь к той или иной эпохе, ее событиям, мы вдруг открываем в ее многозначительном подстрочнике то, что ранее нами было не замечено или опускалось как несущественное. Столько раз мы при изучении истории мировой культуры заучивали имена и даты, в череде исторических событий, описанных на страницах многочисленных учебников, встречали упоминания о путешествиях и плаваниях. Их история наверняка заслуживает хвалебного эпитета «широко известная», однако это не делает ее менее интересной в глазах читателей. Какие-то из дальних странствий сразу оценивались как «великие», ибо они приносили человечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим же суждено было пройти через забвение современников, чтобы потом, в отдаленном будущем, люди смогли постичь подвиг первопроходцев. Многие события истории растворялись в контексте конкретных культурных эпох и не всегда связывались в единую цепь – историю путешествий. Именно через ее реконструкцию можно понять, воспроизвести логику развития культуры, воссоздать определенные типы и модели поведения «человека путешествующего».

Читайте так же:  Судебные приставы официальный сайт новосибирская область

Базируясь на достижениях прикладной культурологии, история туризма рассматривает эволюцию «человека путешествующего» в разных странах и в разные времена. Понять, как менялись цели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можно, изучив особенности самой культуры, которая, являясь для человека «второй природой», способствует его формированию, определяет стиль его жизни, его идеалы, предпочтения и те цели, которые он ставит перед собой, в том числе и в сфере отдыха и путешествий.

Изучение истории путешествий поможет нам разобраться в появлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Это непростой вопрос. В научной литературе имеются разные мнения о становлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Одни ученые считают временем рождения туризма как явления середину XIX в., другие утверждают, что он возник еще в XVIII в., есть и такие, кто смело говорит о туризме в античном Риме.

Историю туризма трудно отделить от истории гостеприимства не только потому, что это две важные составляющие современной сервисной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы. Развитие туризма, появление новых его видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства содействовали развитию туристских потоков. Развитие туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей. Вот почему история туризма и гостеприимства будет неполной, если мы не ознакомимся со становлением и развитием различных традиций, сложившихся у народов в этих сферах. Для нас особенно важно также понять человека современной культуры, его отношение к активному отдыху и развлечениям. Сможет ли человек в новом тысячелетии сохранить связь с традициями путешествий и туризма, сформировавшимися на протяжении столетий? Не утратит ли наш современник тягу к дальним странствиям, заменив их бдением у экранов телевизоров или «путешествиями» по Интернету? Каким будет туризм в новом тысячелетии и как разовьется сфера услуг в индустрии гостеприимства? Ответ на эти и другие вопросы кроется в истории.

В настоящее время учебная дисциплина «История туризма и гостеприимства» читается в российских вузах и колледжах туристско-гостиничного профиля. Разделы по истории содержатся во многих учебных пособиях, адресованных студентам, специализирующимся в области туризма и гостеприимства. Наряду с этим написано также несколько специальных книг и учебников по истории туризма, большая часть которых появилась за последнее время.

Структура учебного пособия определена поставленными задачами. Его построение позволяет проявлять максимальную гибкость, учитывая различные аудитории, сохраняя при этом теоретическую компоненту. Во всех случаях в основе должна быть вводная глава «История туризма и гостеприимства как наука», в которой обозначены подходы к определению статуса и места этой научной дисциплины. В этой главе выявлены предмет, методы и цель изучения истории туризма и гостеприимства, а также рассматривается понятийный аппарат этой отрасли человеческого знания. Учебное пособие включает в себя главы, в которых подробно рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и других ведущих странах мира. В них содержится конкретная информация, которая не только значительна сама по себе, но в то же время аргументирует, иллюстрирует и раскрывает основные положения учебного курса. В данном издании учебного пособия значительно расширены главы, связанные с развитием туризма и гостеприимства в XXI в.

После каждой темы приведены вопросы для повторения. В приложении даны основные даты истории путешествий, туризма и гостеприимства, тесты, а также список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована студентами при подготовке докладов и рефератов по истории туризма и гостеприимства.

В тексте учебного пособия упоминается немало художественных произведений, авторы которых либо сами путешествовали, либо на страницах своих книг описывали реальные или мнимые путешествия. Знакомство с путевыми заметками, историческими хрониками, романами о путешествиях и другой художественной литературой поможет студентам составить более полное представление о той или иной культурной эпохе. Приведенный список художественных книг, путевых дневников и заметок поможет студентам сориентироваться в одном из самых интересных разделов всемирной истории, связанном с путешествиями и туризмом.

Результатом освоения дисциплины «История туризма и гостеприимства» является овладение будущими выпускниками следующими общекультурными, инструментальными и профессиональными компетенциями, которые позволят им получить представление о роли и значении путешествий и туризма в истории человеческой культуры.

Студент должен иметь представление:

• о путешествиях и туризме как об одном из видов осуществления межкультурных коммуникаций в истории человеческой культуры;

• исторических и социокультурных истоках путешествий в различных типах культур;

• изменении модели «человека путешествующего» в истории культуры.

Студент должен знать:

• специфику путешествий и туризма в различных типах культур и у разных народов;

• основные закономерности становления и развития организованного туризма;

• национальные особенности и традиции путешествий в России;

• отечественный и мировой опыт становления международного туризма;

• виды и формы международной туристской деятельности;

• роль ООН в формировании и системе мирового туристского движения.

Студент должен уметь:

• выявлять причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием туризма;

• анализировать процессы и явления, происходящие в развитии туризма;

• анализировать и сопоставлять особенности развития гостиничной индустрии;

• работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами;

• ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности.

Студент должен владеть:

• методами познания, обобщения и анализа информации, алгоритмом постановки цели и задач исследования состояния индустрии туризма и гостеприимства;

• способами определения влияния социально-политических и культурно-исторических процессов на сферу туризма;

• методами сбора, обобщения и использования культурно-исторического и страноведческого материала для работы в сфере практического туризма;

• методами оценки достижений в сфере туризма на основе знания исторического контекста их появления;

• методами оценки основных этапов развития путешествий и туризма в России и мире;

• должен демонстрировать способность и готовность использования полученных знаний в практической деятельности.

Общекультурные компетенции (ОК):

• способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

• способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

• способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способность работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Вводная глава
История туризма и гостеприимства как наука

Роль путешествий в развитии культуры

Ученые, изучающие истоки человеческой цивилизации, полагают, что становление и развитие человеческой культуры было неразрывно связано с путешествиями древнего человека. Путешествие – это поиск путей сообщения. В древние времена путешествия способствовали расширению ойкумены, возникновению новых очагов цивилизации. Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей.

История мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Наряду с научными теориями, доказывающими, что человек является творцом культуры, существуют и концепции, считающие человека лишь ее «носильщиком». Во время путешествий он распространяет, «переносит» культуры с одно места на другое, способствуя расширению географии культуры. В этом отношении интересна концепция немецкого этнографа, африканиста Лео Фробениуса (1873–1938). Он полагал, что культуры являются живыми, подобно организмам, обладают «душой», переживающей стадии рождения, взросления, старения и смерти. Поэтому каждая из них уникальна и самобытна. Фробениус подчеркивал, что культура растет сама по себе, без человека. Но распространяется она только благодаря путешествующему человеку. Этот процесс может, по мнению ученого, происходить как через контакты отдельных людей, так ив результате масштабных перемещений народов в результате воин, торговли и других миграций.

Эти идеи Фробениуса нашли отражение в теории диффузии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Изучая материальную культуру, обряды, искусства и мифологию Америки, различные формы африканской культуры и доисторической Европы, ученые – сторонники диффузионизма нашли множество подтверждений своей теории. Следы этих процессов выявляются не только методом сравнительного изучения; на нее указывает и обширный полевой материал.

Вся история культуры – это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»). Следовательно, диффузионисты противопоставили понятию эволюции, культурного прогресса понятие культурной диффузии, которая основывается на представлениях о пространственном перемещении, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров. И хотя эта концепция не является общепризнанной и оспаривается большинством ученых, но в ней дан интересный вариант объяснения роли «человека путешествующего» в развитии культуры.

Читайте так же:  Тяжкий вред здоровью ук рф по неосторожности

Вокруг концепции культурной диффузии долго не утихали теоретические споры. За проверку идеи пространственного перемещения культур брались не только кабинетные ученые, но и путешественники. Самый известный пример тому – плавания Тура Хейердала [1] , приложившего немало усилий для подтверждения гипотезы о первоначальном заселении островов Полинезии южноамериканскими индейцами культуры Тиауанако, начиная примерно с конца I тысячелетия до н. э. С этой целью он вместе с командой из шести человек совершил плавание на судне «Кон-Тики», построенном по древней технологии из бревен бальсового дерева. Им предстояло преодолеть путь в 4300 миль (8000 км) к островам Полинезии. Это путешествие, полное приключений и неимоверных трудностей, длилось 101 день. Мужественным мореплавателям удалось подтвердить гипотезу, что древние жители Перу могли доплыть до островов Полинезии не только на крепких судах, но и на добротно построенных плотах, если умело использовать благоприятные природно-климатические условия.

Удивление первых путешественников-европейцев, пересекших величайший из всех океанов, вызвало то, что в центральной его части было расположено множество маленьких гористых островов и низких коралловых рифов, отделенных друг от друга огромными пространствами воды. Большинство из этих островов было населено удивительными людьми, встречавшими европейцев на берегу с собаками, свиньями и домашней птицей. На острове Пасхи обнаружились следы древнейшей мегалитической культуры.

Ученые предлагали различные варианты ответа на вопрос: кто эти люди и откуда они пришли? Малайя, Индия, Китай, Япония, Аравия, Египет, Кавказ, Атлантида, даже Германия и Норвегия всерьез выдвигались в качестве родины полинезийцев. По мнению Тура Хейердала, «таинственные монолиты на острове Пасхи и все остальные памятники неизвестного происхождения, найденные на этом маленьком, открытом всем ветрам уединенном острове, который лежит на полпути между ближайшими островами и берегом Южной Америки, дали пищу для самых различных теорий. Некоторые исследователи обратили внимание на то, что находки на острове Пасхи во многом напоминают памятники доисторической цивилизации Южной Америки. Может быть, когда-то между островом и материком существовал мост из суши, который впоследствии опустился? Может быть, остров Пасхи и все другие острова Южного моря, на которых мы находим сходные памятники, представляют собой остатки погрузившегося вводу континента?» [2] . Ответы на эти вопросы и стремился найти Тур Хейердал, подтвердивший своими плаваниями древние истины о миграции людей и доказавший, что именно путешествие служило не только средством открытия новых земель, но и средством передачи и распространения культуры, превращая тем самым путешествия в основу культурно-исторического процесса.

Важность изучения истории туризма и гостеприимства

Вопросы изучения роли путешествий находятся в центре внимания истории туризма. История – это наша культурная память. Она запечатлевается в фольклоре, фиксируется в летописях, оседает документами в архивах и библиотеках, ей посвящены научные труды историков. О важности изучения истории немало сказано. Еще в древности римский оратор и философ Цицерон называл историю свидетелем прошлого, светом истины, живой памятью, учителем жизни. О значении знания истории писал испанский писатель Мигель Сервантес, когда сравнивал ее с сокровищницей наших деяний, свидетельницей прошлого и поучением для настоящего, предостережением для будущего.

Многое в необъятных просторах прошлого, несомненно, кануло в Лету и в настоящее время не упоминается ни в одной из летописей, ни в одном из более или менее достойных трудов историков. Но есть и такие явления истории, которые привлекают пристальное внимание ученых. Одно из них – история путешествий.

Как любая история, эта история открывает перед современным человеком дорогу в прошлое, дает возможность прикоснуться к наследию великих путешественников, понять, как формировались представления об окружающем мире, куда стремились люди в поисках нового, неизведанного. Прослеживая хронологию путешествий, человек расширяет горизонты познания. Это интересный и увлекательный поиск знаний, который к тому же имеет большое практическое значение по дальнейшему осуществлению туристской деятельности в современном мире.

Перед исследователями истории туризма стоит непростая задача: необходимо, основываясь на фактах и исторических свидетельствах, проследить ее логику развития, понять социально-культурную обусловленность истории путешествий, объяснить, почему туризм появился на определенном этапе этой истории. При этом понять историю туризма можно, только рассматривая это явление в широком социокультурном контексте.

Для научных исследований в науках о туризме используются различные источники. Такие как:

• вещественные (предметы быта, изобразительно-художественные источники, архитектурные сооружения и т. д.);

• письменные (летописи, журналы, документы, научные труды и т. д.);

• устное народное творчество (фольклор, мифы и легенды и т. д.);

• лингвистические (географические названия, личные имена и т. д.).

В последние годы активно используют ресурсы Интернета. Только привлечение всех видов источников позволит смоделировать историческое развитие туризма в разных культурах.

История странствий, художественное или документальное описание дальних стран и диковинных заморских чудес, удивительных обычаев и народов составляют целые пласты мировой культуры. Мотив странствий можно найти во многих жанрах художественной поэзии и прозы. Путешествие как самостоятельный литературный жанр возник достаточно давно. Определенную роль в его развитии сыграли легенды, путевые рассказы и записи самих путешественников, как это было еще у отца истории Геродота. И позднее были опубликованы многочисленные записки и дневники о путешествиях, которые составили всемирное литературное наследие и принесли практическую пользу тем, кто собирался в путешествие. Так, произведения Жан-Жака Руссо, повествование которых разворачивается на фоне пейзажей Швейцарии, во многом предопределили интерес путешественников к этой стране. Многие художественные произведения стали своеобразными источниками информации о странах, гостиницах и способах передвижения для туристов.

В мировой и отечественной художественной литературе часто используются приемы описания путешествия в виде путевого дневника и очерка. Интересны с познавательной точки зрения и книги-воспоминания о странах и народах, написанные купцами и послами. Среди наиболее известных упомянем «Хожение за три моря» русского купца Афанасия Никитина и «Книгу о разнообразии мира» итальянского купца Марко Поло, «Записки о Московии» немецкого посла С. Герберштейна и «Исторический рассказ о путешествии польских послов в Московию, ими предпринятом в 1667 г.» и др.

Особое внимание заслуживают художественные описания научно-географических путешествий, к примеру, книги «Путешествие в Уссурийском крае», «Монголия и страна тангутов. Трехлетнее путешествие в Восточной нагорной Азии» Н.М. Пржевальского или книги «Открытие Антарктиды» Ф.Ф. Беллинсгаузена и «Камчатские экспедиции» В.Й. Беринга и многие другие, из которых можно почерпнуть немало важных сведений, конкретных фактов по влиянию путешествий на развитие человека и его культуры.

В свое время немецкий философ Иммануил Кант заметил, что сами путешествия, как и чтение книг о путешествиях, следует отнести к средствам расширения науки о человеке, антропологии. Отечественный ученый П.Ф. Каптерев вначале XX в. был убежден в том, что настанет время, когда необходимым элементом хорошего, полного образования будет «кругосветное путешествие».

В свою очередь, изучая историю путешествий людей, можно понять сущностные механизмы самой культуры, ее наиболее значимые механизмы коммуникаций и возможные перспективы развития. В нашей стране становление истории туризма как науки началось достаточно поздно, лишь со второй половины XX столетия. В начале 80-х гг. стали появляться первые учебники по истории туризма. Среди ученых, занимающихся вопросами истории туризма и гостеприимства, можно отметить таких, как В.А. Квартальное, М.Б. Биржаков, И.В. Зорин, Г.П. Долженко, Г.С. Усыскин, В.В. Дворниченко, Ю.С. Путрик, Л.П. Воронкова, Г.Ф. Шаповал, М.В. Соколова и других.

Людмила Воронкова: История туризма и гостеприимства (для бакалавров). Учебное пособие

Аннотация к книге «История туризма и гостеприимства (для бакалавров). Учебное пособие»

Рассмотрены основные периоды развития туризма и гостеприимства на фоне историко-культурных, социально-политических процессов отечественной и мировой истории. Представлена панорама путешествий, многообразные традиции гостеприимства и развлечений, характерные для всех периодов развития культуры. Показаны основные причины становления и факторы развития туризма и гостеприимства в России. В приложении приведены основные даты истории туризма и гостеприимства, тесты, дан обзор литературных путешествий и путевых записок известных писателей, паломников, купцов-путешественников и первооткрывателей.
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.
Для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих историю туризма и гостеприимства.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Книга: История туризма и гостеприимства — Людмила Воронкова

Автор книги: Людмила Воронкова

Жанр: Учебная литература, Детские книги

Рассмотрены основные периоды развития туризма и гостеприимства на фоне историко-культурных, социально-политических процессов отечественной и мировой истории. Представлена панорама путешествий, многообразные традиции гостеприимства и развлечений, характерные для всех периодов развития культуры. Показаны основные причины становления и факторы развития туризма и гостеприимства в России. В приложении приведены основные даты истории туризма и гостеприимства, тесты, дан обзор литературных путешествий и путевых записок известных писателей, паломников, купцов-путешественников и первооткрывателей. Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.

Для студентов высших и средних учебных заведений, изучающих историю туризма и гостеприимства.

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Воронкова л.п история туризма учебное пособие

В этом учебном пособии рассмотрены основные периоды развития туризма и гостеприимства на фоне историко-культурных, социально-политических процессов отечественной и мировой истории. Здесь представлена панорама путешествий и традиций гостеприимства и развлечений, характерных для разных народов.
Учебное пособие разработано на основе нового поколения государственных образовательных стандартов по программам профессиональной подготовки специалистов и предназначено для студентов и учащихся колледжей, специализирующихся в области туризма и гостеприимства, а также для всех, кого интересует данная тема.

С 2001 года книга «История туризма и гостеприимства: учебное пособие» переиздавалась 3 раза. Дата первого издания «История туризма»: январь 2001 года, последнее, 3-е издание вышло в мае 2004 года.

Читайте так же:  Притязание права на иск

2004, май: книга на бумаге «История туризма и гостеприимства: учебное пособие», ISBN: 5-8183-0649-6, издательство «ФАИР-ПРЕСС», 304 стр., тираж 5000 экземпляров

2002, январь: книга на бумаге «История туризма», ISBN: 5-89395-331-2, издательство «Московский психолого-социальный институт», 304 стр., тираж 5000 экземпляров

2001, январь: книга на бумаге «История туризма», ISBN: 5-89502-254-5, издательство «Московский психолого-социальный институт», 304 стр., тираж 5000 экземпляров

Развитие туризма в странах Запада в XIX – XX вв

Цель занятия: рассмотрение особенностей туризма и гостиничного хозяйства в странах Западной Европы и США в указанный хронологический период

1. Социально-экономические и социально-психологические причины становления туризма в Западной Европе и США.

2. Совершенствование мировой транспортной системы и системы качества обслуживания туристов.

3. Развитие гостиничного и ресторанного бизнеса.

4. Международные и национальные туристские организации в указанный период.

Литература: 1; 16; 23; 24; 39; 41

Занятие 8

Туризм и гостиничная сфера в СССР (1920-е – 1990-е гг.)

Цель занятия: изучить особенности развития туристской и гостиничной сферы СССР в обозначенный период

1. Особенности развития туризма в СССР в начале 1920-х – 1930-е гг.

2. Туристская индустрия Советского Союза в 1940-х – 1980-х гг.

3. Основные проблемы советского туризма в конце 1980-х – 1990-х гг.

4. Общая характеристика развития гостиничного хозяйства СССР в 1920 – 1990-х гг.

Литература: 1; 5; 6; 21; 33; 36; 38; 41

1. Туристские организации Советского Союза.

2. Взаимодействие советских и международных туристских организаций.

Занятие 9

Современное состояние туристской индустрии России

И зарубежных стран

Цель занятия: анализ современной ситуации мировой

1. Туристская деятельность в Российской Федерации.

2. Особенности развития туризма США на современном этапе.

3. Модели туризма ведущих туристских стран и регионов Европы.

4. Модели туризма ведущих туристских стран и регионов Азии.

5. Динамика и анализ перспектив развития туризма в современном мире.

Литература: 1; 16; 24; 33; 36; 38; 39; 41

1. Туризм в Омске и Омской области в XX веке.

2. Управление туризмом на современном этапе в России, Европе, Америке и Азии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История туризма – это наука, изучающая путешествия (походы, экскурсии), начиная от самых простых, наиболее элементарных в глубокой древности и до настоящего времени.

В итоге изучения материала студент должен иметь представления об основных этапах формирования туризма и связанных с ними организационных форм инфраструктуры; об особенностях туристской деятельности на разных исторических фазах развития общества; о смежных и конкретных исторически преходящих региональных факторах развития туризма и туристских организаций; об эволюции организационных форм, средств и методов, нашедших применение в сфере туризма.

Тест

1. Как называлась в древности страна благовоний:

2. Первые общепринятые олимпийские игры:

3. Автор 9-и томной «Истории», в которой были собраны географические, этнографические и прочие научные знания:

4. «Родоначальники туристского бизнеса»:

5. Своеобразные клубы, общественные бани в Древнем Риме:

6. В каком году был организован первый Крестовый поход:

7. Какое государство в период второго Крестового похода давало отпор крестоносцам:

8. Сколько всего было организовано Крестовых походов:

9. Что означает «хадж»:

2) паломничество в Мекку

10. Какая религия преобладает в Индии:

11. В каком году турки захватили Константинополь:

12. В каком веке португальцы захватили первые опорные пункты на побережье Африки:

13. Как называется самая крайняя южная точка Африканского континента:

1) мыс Светлой звезды

2) мыс Доброй надежды

3) мыс Теплой земли

14. Кто открыл морской путь в Индию

1) Васко да Гамма

2) Христофор Колумб

3) Генрих Мореплаватель

15. Кто привел научные аргументы в пользу того, что Колумб открыл новый континент:

1) Америго Веспуччи

2) Сантьяго Палермо

16. Кто подтвердил идею шарообразности Земли:

17. Кто достиг крайней южной точки Африки, назвав ее мысом Бурь:

1) Бартоломеу Диаш

2) Генрих Мореплаватель

3) Васко да Гамма

18. Второе кругосветное путешествие совершил:

1) Фрэнсис Дрейк

3) Рафаэль Сабатини

19. Какой народ до прихода русских имел свою государственность:

20. В каком году начался поход Ермака:

21. Автором многотомной «Истории великих путешествий» является:

22. Автором «Писем русского путешественника» является:

23. Традиция описания внутреннего мира путешествующего героя начинается с романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», автором которого был:

24. Дайте определение термина «турист»:

25. Перечислите 7 чудес света:

1. Воронкова, Л. П. История туризма: учебное пособие / Л. П. Воронкова. – М.: МПСИ, 2001. – 304 с.

2. Геродот, История / Геродот // Сочинения в 9-ти кн. М., 1999.

3. Готье, Т. Путешествие в Россию / Т. Готье. – М.: Мысль, 1998. – 396 с.

4. Гумилев, Н. С. Открытие Америки / Н. С. Гумилев // Собр. соч. в 3-х тт. М., 1994.

5. Детский туризм в России: Очерки истории 1918 – 1998 годов. – М., 1998. – 78 с.

6. Долженко, Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР / Г. П. Долженко. – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та. 1988. – 190 с.

7. Дэфо, Д. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо / Д. Дефо. – М.: Детская литература, 1979. – 271 с.

8. Дюма, А. Путевые впечатления. В России / А. Дюма. Соч. в 3-х тт. М., 1993.

9. История Востока. Восток в древности. – М.: Изд-во «Восточная литература» РАН, 2000. – 688 с.

10. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. – М.: Наука, 1983. – 536 с.

11. История Китая. – М.: Высшая школа, 2002. – 736 с.

12. История предпринимательства в России. От средневековья до середины XIX в. – М.: РОССПЭН, 1999. – 480 с.

13. История предпринимательства в России. Вторая половина XIX — начало XX в. – М.: РОССПЭН, 2000. – 575 с.

14. Карпини, Дж. дель Плано. История монголов / Дж. дель Плано Карпини. – М.: Географгиз, 1957. – 270 с.

15. Карамзин, Н. М. Письма русского путешественника / Н. М. Карамзин. – М.: Правда, 1988. – 540 с.

16. Квартальнов, В.А. Иностранный туризм / В. А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика. 2001. – 305 с.

17. Ключевский, В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве / В. О. Ключевский. – М., 2000. – 450 с.

18. Ковальченко, И. Д. Методы исторического исследования / И. Д. Ковальченко. – М.: Наука, 1987. – 440 с.

19. Кудинов, Б.Ф. Из истории развития туризма / Б. Ф. Кудинов. – М., 1986. – 345 с.

20. Кюстин, А. Николаевская Россия / А. Кюстин. – М.: Политиздат, 1990. – 350 с.

21. Логинов, Л. М., Рухлов Ю. В. История развития туристско-экскурсионного дела / Л. М. Логинов, Ю. В. Рухлов. – М., 1989. – 367 с.

22. Окладников, А. П. Открытие Сибири / А. П. Окладников. – М.: Молодая гвардия, 1981. – 223 с.

23. Павсаний, Описание Эллады / Павсаний. – М.: Искусство, 1938. – 363 с.

24. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения / Г. А. Папирян. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 208 с.

25. Путешествие стольника П. А. Толстого по Европе 1697-1699. М., 1992.

26. Путешествия в Святую землю: записки русских паломников и путешественников XII – XX вв. – М.: Лента, 1995. – 256 с.

27. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни / Ф. Ницше // Сочинения в 2-х тт. – М., 1998. Т. 1. – С. 159 – 232.

28. Самые красивые города Европы: открытия, путешествия, отдых, современность. – М.: «Бертельшани Медиа Москау», 2003. – 479 с.

29. Семенов, Л. С. Путешествие Афанасия Никитина / Л. С. Семенов. – М.: Наука, 1980. – 145 с.

30. Сто великих музеев мира. – М.: Вече, 2000. – 511 с.

31. Сто великих мореплавателей. – М.: Вече, 2002. – 506 с.

32. Сто великих путешественников. – М.: Вече, 2001. – 655 с.

33. Соколова, М. В. История туризма / М. В. Соколова. – М.: Мастерство, 2002. – 352 с.

34. Стендаль, Ф. Записные книжки / Ф. Стендаль. – М.: Вагриус, 2001. – 158 с.

35. Стерн, Л. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии / Л. Стерн. – М.: Аст, 2004. – 845 с.

36. Третьякова, Т. Н., Тарханова Н. П. Основы гостеприимства: учебное пособие / Т. Н. Третьякова, Н. П. Тарханова. – Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2000. – 66 с.

37. Флобер, Г. Путешествие на Восток. Путевые заметки / Г. Флобер. – М., 1995. – 542 с.

38. Усыскин, Г. С. Очерки истории российского туризма / Г. С. Усыскин. – Спб.: Герда, 2000. – 219 с.

39. Уокер, Д. Введение в гостеприимство / Д. Уокер. – М., 1999. – 675 с.

40. Хейердал, Тур. Путешествие на «Кон-Тики» / Т. Хейердал. – М., 1958. – 267 с.

41. Шаповал, Г. Ф. История туризма / Г. Ф. Шаповал. – Минск: Экоперспектива, 1999. – 303 с.

42. Цвейг, С. Америго. Повесть об одной исторической ошибке / С. Цвейг // Избранные произведения в 2-х тт. Т. 2. – М., 1956. – 457 с.

Ахтямов Виктор Владимирович

Методические указания к практическим занятиям

Подписано в печать Формат 60х84 1/16

Бумага типограф. Оперативный способ печати.

Усл. печ. л. 0, 93 Уч.-изд. л. 0, 88 Тираж 40 экз.

Заказ № Цена договорная

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 367 . Нарушение авторских прав