Военная экспертиза порядок проведения

Военная экспертиза порядок проведения

Основы законодательства Российской Федерации

об охране здоровья граждан

от 22 июля 1993 года N 5487-1

С изменениями 02.02.2006 г.

Раздел IX. МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Статья 51. Военно-врачебная экспертиза

Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.

Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.

Гражданам предоставляется право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, предусмотренном статьей 53 настоящих Основ.

Заключение учреждения, производившего военно-врачебную экспертизу, может быть обжаловано в суд самим гражданином или его законным представителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 61. Военно-врачебная экспертиза

Статья 61 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Статья 61 . Военно-врачебная экспертиза

1. Военно-врачебная экспертиза проводится в целях:

1) определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);

2) установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

3) решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 31 января 2019 г. — Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 309-ФЗ

Федеральным законом от 3 апреля 2017 г. N 61-ФЗ часть 2 статьи 61 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

2. Положение о военно-врачебной экспертизе, предусматривающее порядок проведения военно-врачебной экспертизы в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), и в создаваемых на военное время специальных формированиях, в том числе порядок проведения медицинского обследования и медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призываемых на военные сборы (проходящих военные сборы), поступающих на военную службу по контракту, в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, утверждается Правительством Российской Федерации. При этом медицинское освидетельствование граждан, изъявивших желание заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Положением.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ в часть 3 статьи 61 настоящего Федерального закона внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

3. Требования к состоянию здоровья граждан, за исключением указанных в части 4 настоящей статьи, устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых граждане проходят военную службу (приравненную к ней службу).

4. Требования к состоянию здоровья граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу или проходящих альтернативную гражданскую службу, аналогичны требованиям, предъявляемым к гражданам, призываемым на военную службу или проходящим военную службу по призыву.

5. Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.

6. При несогласии граждан с заключением военно-врачебной экспертизы по их заявлению проводится независимая военно-врачебная экспертиза. Положение о независимой военно-врачебной экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.

7. Экспертиза признается независимой, если проводящие ее эксперт либо члены экспертной комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, проводивших военно-врачебную экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой военно-врачебной экспертизы.

8. При проведении независимой военно-врачебной экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

9. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение военно-врачебной экспертизы являются обязательными.

См. комментарии к статье 61 настоящего Федерального закона

Независимая военно-врачебная экспертиза

Независимая военно-врачебная экспертиза — комплекс мероприятий по определению состояния здоровья призывника или военнослужащего, проводящихся в случае несогласия обратившегося с решением штатной военно-врачебной комиссии.

[править] Законодательная база

1. [Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

  • Ст. 61 (Военно-врачебная экспертиза)

2.Положение о независимой военно-врачебной экспертизе и о внесении изменений в Положение о военно-врачебной экспертизе утверждённое постановлением Правительства РФ № 574 от 28.07.2008 г.

Независимая военно-врачебная экспертиза проводится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление данного вида медицинской деятельности.

Гражданину предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов. При этом экспертиза признаётся независимой, если производящие её эксперты не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или военно-врачебной комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, организаций, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.

Читайте так же:  Компенсация за садик волжский

Оплата мероприятий, входящих в военно-врачебную экспертизу, производится гражданином на основании заключённого двустороннего договора между обратившимся и медицинским учреждением.

[править] Актуальность проблемы

Имеющиеся официальные данные позволяют сделать вывод о том, что по состоянию на 2008—2009 год к службе в армии не годны примерно 32,5 % призываемых граждан. Кроме того, многочисленные независимые исследования устанавливают более высокие значения данного показателя (от 70 %(2) до 99 % [нет источника] ). Фактически в указанный период складывается ситуация, при которой качественное и всестороннее медицинское обследование любого гражданина позволяет выявить заболевание, подпадающее под требование Расписания болезней и предусматривающее предоставление отсрочки, либо освобождающее гражданина от призыва.

[править] Принципы независимой экспертизы

  • законность (наличие лицензии, сертификатов у врачей, наличие лицензии на военно-врачебную экспертизу у организации);
  • независимость экспертизы (отсутствие какой-либо зависимости экспертов от иных организаций, учреждений, органов и тому подобного, заинтересованных в результатах экспертизы);
  • объективность (изучение всех имеющихся документов, медицинский осмотр, инструментальные и лабораторные исследования);
  • всесторонность (осмотр врачами-специалистами, состав которых соответствует составу комиссии, решение которой оспаривается);
  • полнота исследований (соблюдение всех методик).

[править] Порядок проведения

При обращении гражданин подает заявление в медицинское учреждение, в котором указываются паспортные данные и причины, послужившие основанием для обращения. При подаче заявления предъявляется паспорт, удостоверяющий личность. К заявлению о производстве независимой экспертизы прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии, заверенная в установленном порядке. В случае наличия медицинских документов, значимых для проведения экспертизы, они прилагаются к заявлению, либо указываются организации и их адреса для направления запроса о предоставлении таких документов. Руководитель экспертного учреждения в 5-дневный срок с даты поступления заявления в письменной форме извещает гражданина о дате и времени явки гражданина (его законного представителя) в экспертное учреждение для согласования условий договора и состава экспертов. Состав экспертов должен соответствовать по врачебным специальностям составу врачей-специалистов, участвовавших в вынесении заключения военно-врачебной комиссии.

Договор определяет: предмет независимой ВВЭ; объем лабораторных, диагностических и иных исследований; состав экспертов; сроки её производства и условия оплаты производства независимой экспертизы в соответствии с утверждёнными для данного экспертного учреждения тарифами на оказание медицинских услуг; права, обязанности и ответственность сторон. Срок начала производства независимой экспертизы устанавливается не позднее 3 рабочих дней с даты заключения договора. Условия договора, касающиеся видов и объема лабораторных и диагностических исследований, определяются с участием экспертов. Договор составляется в 2 экземплярах. Один экземпляр находится в экспертном учреждении, второй — у гражданина. Расходы, связанные с производством независимой экспертизы, оплачиваются в соответствии с договором в порядке, установленном Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27. В случае досрочного расторжения договора оплате подлежат работы (услуги), оказанные гражданину до расторжения договора.

При производстве независимой экспертизы гражданин (его законный представитель) имеет право:

  • знакомиться с материалами независимой экспертизы;
  • задавать эксперту вопросы, относящиеся к предмету независимой экспертизы;
  • письменно отказаться от проведения независимой экспертизы, медицинского вмешательства, в том числе необходимого для проведения независимой экспертизы, лабораторных и диагностических исследований, осмотров врачами-специалистами, что фиксируется в медицинской документации соответствующим врачом-специалистом с приложением письменного заявления гражданина;
  • получать по письменному заявлению копии протоколов заседаний комиссии.

Организация, получившая запрос от экспертного учреждения, в течение 5 рабочих дней с даты его получения представляет оригиналы или заверенные в установленном порядке копии указанных в запросе документов в экспертное учреждение или направляет их ценным (заказным) почтовым отправлением. Медицинская карта амбулаторного больного и медицинская карта стационарного больного представляется только в подлиннике. Оригиналы документов в течение 3 рабочих дней с даты оформления заключения независимой экспертизы возвращаются экспертным учреждением в соответствующую организацию непосредственно или ценным (заказным) почтовым отправлением. Независимая экспертиза предусматривает медицинское обследование гражданина, в том числе проведение медицинских осмотров экспертами, а также необходимых лабораторных и диагностических исследований. Медицинское обследование начинается с осмотра гражданина экспертом-куратором, который производит соответствующие записи в медицинской карте стационарного больного (медицинской карте амбулаторного больного), заведенной на гражданина в экспертном учреждении, и оформляет гражданину направления на лабораторные и диагностические исследования и на медицинский осмотр экспертами. Данные лабораторных и диагностических исследований, медицинских осмотров экспертов, в том числе с участием иных врачей-специалистов, заключения экспертов отражаются в медицинской документации в соответствии с установленными требованиями.

Эксперт имеет право:

  • назначать гражданину необходимые исследования и обследования;
  • знакомиться со всеми полученными экспертным учреждением документами, относящимися к производству независимой экспертизы;
  • ставить вопросы перед председателем комиссии о необходимости получения дополнительных документов, о проведении не предусмотренных договором дополнительных медицинских обследований или о прекращении проведения независимой экспертизы;
  • оформлять особое мнение в случае несогласия с заключением комиссии.
  • проводить медицинский осмотр гражданина, исследовать и осуществлять всесторонний объективный анализ представленных на независимую экспертизу документов, в том числе результатов проведенных исследований и обследований гражданина;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов своего заключения;
  • соблюдать установленные порядок и сроки проведения независимой экспертизы;
  • обеспечивать сохранность полученных документов, в том числе результатов исследований и обследований гражданина, и конфиденциальность сведений, полученных при проведении независимой экспертизы;
  • давать разъяснения по поводу своих назначений и заключения.

По результатам медицинского осмотра гражданина экспертом составляется письменное заключение, в котором отражаются:

  • дата и основания осмотра;
  • фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, квалификационное звание, ученая степень и (или) ученое звание, место работы и занимаемая должность;
  • вопросы, поставленные перед экспертом в соответствии с заключенным договором;
  • рассмотренные экспертом документы с указанием их реквизитов;
  • выводы по поставленным вопросам с обоснованием.

В случае если для производства независимой экспертизы необходимо направление запроса о предоставлении документов немедицинского характера, а медицинское обследование завершено в полном объеме, производство независимой экспертизы приостанавливается на срок до получения соответствующих документов, который в общий срок проведения независимой экспертизы не засчитывается. Заключение эксперта выносится на дату приостановления производства независимой экспертизы, о чем делается соответствующая запись в медицинской документации.

В случае если в ходе медицинского обследования состояние гражданина ухудшилось и врачебно-экспертный исход не может быть определен, а также в случае отказа гражданина от проведения медицинского вмешательства, лабораторных и диагностических исследований, осмотров врачами-специалистами, необходимых для вынесения заключения независимой экспертизы, эксперт в своем заключении обосновывает вывод о досрочном прекращении производства независимой экспертизы. Заключение эксперта, обосновывающее досрочное прекращение производства независимой экспертизы, рассматривается комиссией в течение 3 рабочих дней с даты его оформления в соответствии с пунктами 26-29 настоящего Положения.

По результатам медицинского обследования экспертами, изучения медицинских и иных документов эксперт-куратор оформляет и подписывает представление на медицинское освидетельствование гражданина (далее — представление), в котором указываются:

  • дата оформления представления;
  • фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, паспортные данные с указанием регистрации по месту жительства (пребывания), место работы (учебы) гражданина;
  • фамилия, имя, отчество и паспортные данные законного представителя гражданина (при наличии законного представителя);
  • сведения об отношении гражданина к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам (воинское или специальное звание, периоды прохождения военной службы (по призыву, по контракту), иной службы или учебы), военный комиссариат, в котором гражданин состоит на учёте;
  • фамилии, имена, отчества, образование, специальность, стаж работы, квалификационные звания, ученые степени и (или) ученые звания, места работы и занимаемые должности экспертов, проводивших медицинское обследование гражданина;
  • причины проведения независимой экспертизы и вопросы, поставленные перед ней;
  • рассмотренные документы с указанием их реквизитов;
  • экспертный диагноз;
  • причинная связь полученных гражданином увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний с прохождением им военной службы (военных сборов), службы в органах в случаях, предусмотренных Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123 (в случае необходимости);
  • предварительное заключение независимой экспертизы и его обоснование.
Читайте так же:  Простой договор купли продажи авто

Представление, медицинские и иные документы, необходимые для проведения медицинского освидетельствования гражданина, их комплектность и правильность оформления, а также своевременность и полнота исследований и обследования гражданина рассматриваются председателем комиссии (в его отсутствие — заместителем председателя комиссии), который назначает место, дату и время медицинского освидетельствования гражданина.

Эксперт-куратор извещает экспертов и гражданина (его законного представителя) о месте, дате и времени проведения медицинского освидетельствования.

Медицинское освидетельствование гражданина проводится очно на заседании комиссии, которое ведет председатель комиссии (в его отсутствие — заместитель председателя комиссии). При медицинском освидетельствовании гражданина должно присутствовать не менее двух третей общего числа экспертов.

При медицинском освидетельствовании гражданина эксперт-куратор докладывает о вопросах, поставленных гражданином в заявлении, результатах медицинского обследования и наличии материалов, необходимых для медицинского освидетельствования гражданина. При необходимости в ходе медицинского освидетельствования экспертами может проводиться медицинский осмотр гражданина. Обсуждение результатов медицинского освидетельствования с вынесением заключения комиссии осуществляется в отсутствие гражданина. Заключение комиссии выносится открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании экспертов. При равенстве голосов принятым считается заключение, за которое проголосовал председательствующий на заседании комиссии. Заключение комиссии объявляется гражданину в присутствии всех участвовавших в медицинском освидетельствовании экспертов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

В ходе медицинского освидетельствования гражданина секретарь комиссии ведет протокол, в котором указываются сведения о гражданине, экспертах, вопросы, рассмотренные в ходе заседания комиссии, выводы экспертов, особые мнения экспертов (при их наличии), перечень документов, рассмотренных в ходе заседания комиссии, и другая информация, послужившая основанием для вынесения заключения, заключение комиссии.

Протокол медицинского освидетельствования гражданина и заключение независимой экспертизы оформляются секретарем комиссии в течение 5 рабочих дней с даты объявления гражданину заключения комиссии, подписываются председательствующим на заседании комиссии и участвующими в заседании экспертами и заверяются печатью экспертного учреждения.

Эксперт, не согласный с заключением комиссии, в течение 3 рабочих дней с даты объявления гражданину заключения комиссии письменно излагает своё особое мнение, которое приобщается к заключению независимой экспертизы и в котором указываются:

  • дата;
  • фамилия, имя и отчество эксперта, его образование, специальность, стаж работы, квалификационное звание, ученая степень и (или) ученое звание, занимаемая должность;
  • выводы, вызвавшие несогласие эксперта;
  • особое мнение эксперта по медицинскому освидетельствованию гражданина и его обоснование.

Заключение независимой экспертизы оформляется в 3 экземплярах по форме согласно приложению.

По согласованию с гражданином (его законным представителем) экземпляр заключения с копиями особого мнения экспертов (при их наличии) выдается ему (его законному представителю) под роспись или направляется по почте с уведомлением о вручении.

Второй экземпляр заключения с копиями особого мнения экспертов (при их наличии) направляется в военно-врачебную (врачебно-летную) комиссию, решение которой послужило основанием для обращения гражданина с заявлением о производстве независимой экспертизы, а при несогласии гражданина с результатами медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учёт, — в военный комиссариат по месту воинского учёта гражданина.

Третий экземпляр заключения вместе с представлением, протоколом заседания комиссии, копиями запрошенных документов, рассмотренных при производстве независимой экспертизы, особыми мнениями экспертов (при их наличии) оформляется секретарем комиссии в отдельное дело и хранится в экспертном учреждении в течение 50 лет.

Экспертное учреждение осуществляет регистрацию и отдельный учёт всех заключённых договоров.

Медицинская документация (медицинская карта амбулаторного больного и (или) медицинская карта стационарного больного), оформленная при производстве независимой экспертизы в установленном для ведения медицинской документации порядке, хранится в экспертном учреждении в порядке, установленном для хранения медицинской документации в учреждениях здравоохранения.

После предоставления результатов независимой военно-врачебной комиссии в военный комиссариат штатная военно-врачебная комиссия анализирует имеющиеся результаты обследований, в случае, если заключение независимой военно-врачебной комиссии не совпадает с решением штатной, организуется проведение дополнительной военно-врачебной экспертизы с учётом полученных результатов обследования. Военный комиссар при получении заключения независимой военно-врачебной экспертизы приобщает его к личному делу призывника.

Если на момент получения военным комиссаром заключения независимой военно-врачебной экспертизы работа призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учёт завершена, то заключение независимой военно-врачебной экспертизы рассматривается при медицинском освидетельствовании гражданина, проводимом в рамках работы последующей призывной комиссии.

При получении военным комиссаром заключения независимой военно-врачебной экспертизы о признании военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ограниченно годным к военной службе или не годным к военной службе указанное заключение в течение 3 рабочих дней направляется по месту прохождения военнослужащим военной службы для освидетельствования его военно-врачебной комиссией (врачебно-лётной комиссией).

Копия заключения независимой военно-врачебной экспертизы подшивается в личное дело призывника.

[править] Основные причины негодности

По результатам анализа состояния здоровья призываемых граждан в 2008—2009 г. основными причинами оформления категории «В», «Д» явились плоскостопие, сколиоз, нарушение слуха и зрения, хронические кожные заболевания.

Перечень учреждений, имеющих лицензию на проведение независимой военно-врачебной экспертизы:

Военная экспертиза порядок проведения

Вопросы годности к воинской службе лиц с психическими расстройствами решаются в зависимости от нозологической природы имеющихся нарушений, степени их компенсации, ближайшего и отдаленного клинического прогноза.

Как и все мужское население России, подростки с психической патологией проходят первичное освидетельствование в возрасте 15 лет при постановке на воинский учет в районных военных комиссариатах (РВК) и повторно — в 18-летнем возрасте при призыве на военную службу.

В состав военной комиссии при РВК наряду с хирургом, терапевтом, невропатологом, окулистом, другими специалистами обязательно входит психиатр. Последний выносит свое заключение, основываясь на результатах личного осмотра, данных медицинской документации, предоставляемой ПНД и стационарами. Ежегодно около 10 % призывников признаются негодными к воинской службе вследствие психических болезней и умственной отсталости.

С 1996 г. вступили в действие Постановление правительства РФ от 20.04.95 г. № 390 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе» и новый приказ министра обороны РФ № 315 от 22.09.95 г. «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных силах Российской Федерации». В новом положении впервые узаконена военно-врачебная комиссия (ВВК) и определены ее функции, введен термин «медицинское освидетельствование», под которым понимается изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе, обучению (службе) по военно-учетной специальности, службе в органах внутренних дел, а также разрешение других предусмотренных Положением вопросов с вынесением письменного заключения. В содержащемся в нем расписании болезней психическая патология представлена 7 статьями, соответствующими различным группам болезней: статья 15 «Эндогенные психозы», ст. 17 «Неврозы, реактивные состояния», ст.20 «Умственная отсталость» и т.д. Наименования болезней совпадают с принятыми в гражданской экспертизе.

Читайте так же:  Возврат на кукурузу

Рассматривая состояние здоровья призывника, ВВК учитывает следующие основные критерии: 1) наличие нарушений в функциях отдельных органов и систем организма; 2) степень имеющихся патологических изменений; 3) частоту обострений. При индивидуальной оценке пригодности к несению воинской службы принимаются во внимание также особенности службы в тех или иных родах войск, место ее прохождения.

Установлено 5 категорий годности к воинской службе: А — годен к воинской службе; Б — годен к воинской службе с незначительными ограничениями; В — ограниченно годен к воинской службе; Г — временно негоден к воинской службе; Д — негоден к воинской службе.

Категорию А составляют лица с отсутствием заболевания или имеющие хронические болезни вне стадии обострения на протяжении ряда лет, с незначительными нарушениями функций, не препятствующими выполнению воинских обязанностей. Относимые к категории Б лица страдают физическими недостатками или хроническими заболеваниями с редкими обострениями, не препятствующими выполнению обязанностей воинской службы. Категория В подразумевает устойчивое ограничение в жизнедеятельности индивидуума и ограниченную годность к воинской службе (в частности, такие лица не призываются в мирное время). К категории Г относятся лица, утратившие способность выполнять воинские обязанности вследствие болезни на какое-то время. Они получают так называемую отсрочку от службы в армии длительностью от 6 до 12 мес и после прохождения соответствующего лечения повторно направляются на ВВК. Категория Д подразумевает наличие у освидетельствуемого нарушений жизнедеятельности вследствие болезни или увечья, приводящих к стойкой утрате способности к воинской службе. Имеются некоторые различия в требованиях, предъявляемых к состоянию здоровья граждан, становящихся на воинский учет и призываемых на военную службу, проходящих воинскую службу по призыву и по контракту. Предусмотрены дополнительные ограничения по здоровью к прохождению воинской службы в «тяжелых» родах войск, т.е. в особо сложных и вредных условиях (плавсостав, морская пехота, служба в контакте с радиоактивными веществами, источниками радиоактивного заражения и т.д.).

Больные эндогенными психозами признаются негодными к воинской службе (категория Д) и снимаются с воинского учета. Исключение составляют лица, страдающие аффективными психозами с редкими приступами и длительными интермиссиями, которых относят к категории В (ограниченно годные). Все формы тяжелой умственной отсталости являются основанием для освобождения от воинской службы (категория Д); лица с легкими степенями умственной отсталости, например с легкой дебильностью, признаются ограниченно годными к воинской службе (категория В). При эпилепсии с наличием частых эпилептических припадков и выраженных психических расстройств больные считаются негодными к воинской службе вообще, а в случаях единичных и редких припадков без психических нарушений — ограниченно годными.

Не призываются на воинскую службу больные хроническим алкоголизмом и токсикоманиями. Их относят в зависимости от степени выраженности и стойкости психических нарушений к категориям Д и В. При расстройствах личности вопрос о годности к воинской службе решается в зависимости от их тяжести. Так, лица с резко выраженными не поддающимися компенсации формами ядерных психопатий и патологического развития личности, характеризующимися наиболее глубокими и стойкими болезненными проявлениями, на длительное время мешающими способности исполнять обязанности воинской службы, относятся к категории Д. Умеренно выраженные формы личностных расстройств, психопатий и патологического развития личности с аффективными срывами, легкостью развития реактивных состояний, отчетливой неуравновешенностью вегетативной нервной системы, а также психическим инфантилизмом дают основание для признания лиц, ими страдающих, ограниченно годными к воинской службе (категория В). И только, если личностные расстройства парциальны, не достигают уровня психопатии, характеризуются стойкой (более 5 лет) компенсацией эмоционально-волевых и других патологических проявлений, речь может идти о годности к воинской службе с незначительными ограничениями (за исключением «тяжелых» родов войск).

В расписании болезней психические нарушения вследствие общих инфекций, интоксикаций, соматических заболеваний, нарушений обмена, а также обусловленные воздействием ионизирующего излучения, радиоактивных и высокотоксичных веществ рассматриваются в рубрике симптоматических психозов и других психических расстройств экзогенной этиологии. Больные с этой патологией имеют различные категории годности к воинской службе: от Д (при резко выраженных стойких психических нарушениях) и В (при наличии умеренно выраженного длительного астенического состояния, патологических изменений личности) до Б (в случаях легкой и кратковременной астении после острого заболевания).

Не призываются на воинскую службу или признаются ограниченно годными к ней больные психозами и психическими расстройствами вследствие органических поражений головного мозга (травм, опухолей головного мозга, энцефалита, менингита, сифилиса мозга, сосудистых и дегенеративных его заболеваний). Вопрос о годности к воинской службе с незначительными ограничениями может быть решен положительно только при стойкой подтвержденной стационарным обследованием компенсации болезненных расстройств (после острых заболеваний головного мозга или закрытой черепно-мозговой травмы).

Лицам с легкими кратковременными психическими нарушениями вследствие органических поражений головного мозга, а также с умеренно выраженными астеническими состояниями при симптоматических психозах предоставляется отсрочка по призыву в армию от 6 до 12 мес для прохождения лечения. Больные, единожды признанные негодными к воинской службе, остаются и далее в этой категории. Лица же, признанные ограниченно годными, проходят повторное переосвидетельствование каждые 2—3 года вплоть до окончания призывного возраста. Если в предшествующие десятилетия в приписное свидетельство и военный билет вносился номер статьи, по которой больной признавался негодным к воинской службе, то теперь в них указывается только категория годности, что позволяет сохранить врачебную тайну в отношении имеющегося у освидетельствованного психического заболевания.

При выявлении психических нарушений в период прохождения воинской службы проводится стационарная военная экспертиза на предмет досрочного освобождения от дальнейшего выполнения воинских обязанностей. Наибольший процент среди таких лиц приходится на больных с психопатиями и резидуально-органическими заболеваниями головного мозга, у которых в условиях несения воинской службы легко развиваются состояния декомпенсации.

Следует подчеркнуть некоторые значимые для реабилитации психически больных аспекты военной экспертизы. К ним могут быть отнесены раннее выявление заболевания — в ходе освидетельствования при постановке на воинский учет и призыве в армию лиц с психическими нарушениями; направление больных с целью оздоровления на амбулаторное или стационарное лечение в ПНД и больницы; предоставление отсрочки от службы в армии для завершения лечения и восстановления здоровья; констатация ограничения к службе в «тяжелых» родах войск (плавсостав, морская пехота, химические войска и т.д.) при наличии минимальных психических нарушений; отсутствие в воинском билете формулировок, свидетельствующих о наличии психиатрического диагноза.