Внесение дополнений и изменений в коллективный договор

Содержание:

Каков порядок внесения изменений в коллективный договор? Как исключить из коллективного договора одно из приложений — «Положение об оплате труда»? Возможно ли утвердить его как самостоятельный локальный акт?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Действующее законодательство не содержит запрета на внесение изменений и дополнений в коллективный договор и другие локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
Коллективный договор может быть изменен по соглашению заключивших его сторон. Такие изменения (в том числе, например, исключение приложений к договору) производятся в том же порядке, как и его первоначальное заключение, то есть с проведением коллективных переговоров (если иной порядок не установлен непосредственно в коллективном договоре).
После того как «Положение об оплате труда» будет оформлено в виде отдельного локального нормативного акта, в тексте коллективного договора в разделах, разъясняющих вопросы оплаты труда, необходимо будет сделать ссылку на новый локальный акт, указав его полное наименование, номер и дату принятия.

Обоснование вывода:
В части 1 ст. 8 ТК РФ говорится, что работодатели в пределах своей компетенции вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Согласно ст. 40 Трудового кодекса РФ коллективный договор — это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.
В силу ст.ст. 43, 44 ТК РФ коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. При необходимости коллективный договор может быть изменен или дополнен по соглашению заключивших его сторон (ст. 44 ТК РФ). Законодательство не предусматривает возможности изменения коллективного договора в одностороннем порядке.
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения, либо в порядке, установленном самим коллективным договором (смотрите апелляционное определение СК по гражданским делам Иркутского областного суда от 25.10.2012 по делу N 33-8672/2012). Например, коллективным договором может быть предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в него производится в упрощенном порядке. Если условиями действующего коллективного договора не предусмотрен иной порядок согласования изменений коллективного договора, то процедура по внесению изменений начинается с проведения коллективных переговоров между представителями сотрудников и работодателей (ст. 40 ТК РФ).
Важно при проведении коллективных переговоров соблюдать сроки, предусмотренные законодательством (ч. 7 ст. 37 ТК РФ; ч. 2 ст. 40 ТК РФ). Сторона-инициатор направляет представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров (часть 1 ст. 36 ТК РФ). Сторона, получившая предложение, должна вступить в переговоры в течение семи календарных дней (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).
Представлять интересы работников при ведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора могут: первичная профсоюзная организация (часть 3 ст. 37 ТК РФ), единый представительный орган, который будет представлять всех сотрудников учреждения (часть вторая ст. 37 ТК РФ), либо иные представители, избираемые сотрудниками (часть вторая статьи 29 ТК РФ) (смотрите определение Московского областного суда от 02.09.2010 N 33-16981). Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров может представлять руководитель учреждения или уполномоченные им лица (часть 1 ст. 33 ТК РФ).
Стороны должны согласовать изменение коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров (часть 2 ст. 40 ТК РФ). Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров» ТК РФ. Поскольку установленная данной главой ТК РФ процедура довольно сложна, сторонам целесообразно урегулировать все вопросы на стадии переговоров.
Проект изменений коллективного договора и приложений к нему разрабатывается комиссией по заключению коллективного договора. Согласованные изменения вступают в силу с момента подписания соответствующего соглашения между работодателем и председателем первичной профсоюзной организации (либо — при отсутствии профсоюзной организации — представителем трудового коллектива). Изменения оформляются отдельным документом, в котором обязательно должны быть указаны:
— реквизиты изменяемого коллективного договора;
— наименование работодателя;
— представители сторон — участников переговоров;
— причины изменений;
— сами изменения;
— порядок вступления изменений в силу.
Коллективный договор с изменениями направляется на уведомительную регистрацию в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ по труду или орган местного самоуправления (если это предусмотрено региональным законодательством) (ст. 44 и 50 ТК РФ).
Необходимо учесть, что «Положение об оплате труда», как самостоятельный локальный нормативный акт, должно быть утверждено работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. После того как «Положение» будет оформлено в виде отдельного локального нормативного акта, в тексте коллективного договора в разделах, разъясняющих вопросы оплаты труда, необходимо будет сделать ссылку на новый локальный акт, указав его полное наименование, номер и дату принятия.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Евсюкова Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

3 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Порядок внесения изменений в коллективный договор по инициативе работодателя

«Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 1

Порядок внесения изменений в коллективный договор по инициативе работодателя

Для тех работодателей, у которых на предприятии существует представительный орган работников (профсоюз), основные положения корпоративной и кадровой политики закреплены, как правило, в коллективных договорах. В условиях финансового кризиса вариантом оптимизации расходов для работодателя может стать внесение изменений и дополнений в действующий коллективный договор организации. Какие из обязательств по договору для работодателя слишком финансово обременительны, необходимо решать исходя из конкретных обстоятельств.

Согласно ч. 1 ст. 40 ТК РФ коллективный договор представляет собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Коллективный договор организации предусматривает обеспечение дополнительных прав и гарантий для работников. Заключается он обычно по инициативе работников с целью улучшения условий труда, повышения социальной защищенности и др.

Процедура заключения коллективного договора определяется нормами ТК РФ. Но ТК РФ устанавливает только основы социального партнерства, общий порядок ведения коллективных переговоров. Конкретные нормы по ведению переговоров, заключению коллективных договоров, внесению в него изменений и дополнений, а также по организации контроля за его выполнением могут устанавливаться в порядке, определенном сторонами в самом коллективном договоре либо в отдельно разработанном локальном нормативном акте организации (Положении), принимаемом в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В ст. 41 ТК РФ представлен примерный перечень вопросов (обязательств работодателя и работников), которые могут включаться в коллективный договор.

В коллективном договоре с учетом финансово-экономического состояния работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными ТК РФ и иными законами.

Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:

— уважение и учет интересов сторон;

— соблюдение сторонами трудового законодательства;

— полномочность представителей сторон;

— свобода выбора при обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора;

— добровольность принятия сторонами на себя обязательств;

— реальность обеспечения принимаемых обязательств;

— систематичность контроля и неотвратимость ответственности.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном действующим законодательством для его заключения, либо в порядке, установленном этим коллективным договором.

Основное отличие коллективного договора от других локальных нормативных актов состоит в том, что это двустороннее соглашение, в то время как основная масса внутренних документов принимается в одностороннем порядке — только работодателем. Подписав коллективный договор на определенный срок, составляющий не более трех лет, работодатель не может изменить его условия в одностороннем порядке (ст. 43 ТК РФ).

Обязательное создание комиссии

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях социального партнерства на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон. Перечень таких комиссий на различных уровнях социального партнерства устанавливает ст. 35 ТК РФ.

В организации (на локальном уровне) на равноправной основе образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (ч. 6 ст. 35 ТК РФ). Однако полномочия подобных комиссий не завершаются заключением коллективного договора, комиссии также осуществляют контроль за выполнением коллективного договора на период его действия. Исходя из подобных полномочий такой комиссии, она является постоянно действующей, по крайней мере, на период действия коллективного договора (исходя из ч. 1 и 2 ст. 43 ТК РФ — до 3 — 6 лет).

Читайте так же:  Жилгородок нотариус

Поэтому при необходимости внесения изменений и дополнений в коллективный договор их проект разрабатывается той же комиссией. В случае необходимости (выбытия одного или нескольких членов комиссии, например в связи с увольнением) в установленном порядке в комиссию включаются другие представители сторон.

Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.

Допустимое количество представителей работников

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным лицом.

ТК РФ исходит из приоритетности первичной профсоюзной организации в представительстве интересов работников как при ведении коллективных переговоров и заключении коллективного договора, так и в случае внесения в него изменений и дополнений (ч. 2 ст. 29 ТК РФ). Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения, дополнения коллективного договора и контроля за его выполнением.

В современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов работников будут претендовать на заключение коллективного договора. Все зависит от численности первичных профсоюзных организаций. Различные случаи, которые могут возникнуть при этом в конкретной организации, приведены в ст. 37 ТК РФ.

Так, если первичная профсоюзная организация объединяет более половины работников организации, на коллективных переговорах она имеет право представлять всех работников без создания единого представительного органа (ч. 3 ст. 37 ТК РФ).

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников (ч. 2 ст. 37 ТК РФ).

И только в том случае, когда ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, окончательное решение о создании представительного органа работников принимает общее собрание (конференция) работников.

При этом также могут возникнуть два случая: либо тайным голосованием определяется первичная профсоюзная организация, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В другом случае, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (ч. 4 ст. 37 ТК РФ).

Другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия, подкрепленные уставом предприятия, приказами или распоряжениями руководителя предприятия или доверенностью.

В чьих руках инициатива

Коллективные переговоры — это основанные на диалоге (обмене мнениями) представителей работников и работодателей взаимоотношения. В общем случае предметом таких переговоров являются подготовка и заключение коллективного договора, в таком же порядке ведутся переговоры по внесению в него изменений и дополнений.

Коллективные переговоры могут проводиться и при решении вопроса о сохранении действия коллективного договора на более длительный срок, при преобразовании организации или смене собственника имущества.

Порядок, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора, состав комиссии, место проведения и повестка дня переговоров определяются сторонами и оформляются приказом по организации и решением представительного органа работников.

Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора могут выступать работники или работодатель, то есть любая сторона такого договора, которая направляет другой стороне письменное уведомление о начале переговоров.

Таким образом, если работодатель сочтет невозможным дальнейшее выполнение условий коллективного договора, он должен уведомить об этом другую сторону письменно с указанием причин расторжения коллективного договора или исключения из него отдельных положений. При этом другая сторона (в данном случае представители работников) обязана вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения переговоров ответ (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

Поскольку комиссия по ведению коллективных переговоров была создана ранее, при переговорах по заключению коллективного договора, в данном случае указывать в ответе перечень представителей от своей стороны нет необходимости (если не произошли изменения в их составе в связи с выбытием).

Согласно ч. 7 ст. 37 ТК РФ стороны должны предоставлять друг другу не позднее 2 недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Поэтому работодатель должен предоставлять другой стороне имеющуюся у него информацию, необходимую для ведения переговоров, в данном случае прежде всего о финансовом состоянии организации и перспективах на будущее.

Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.

Созданная комиссия в действии

В дальнейшем работает комиссия, как это предусмотрено для заключения коллективного договора. На комиссию и ее членов распространяются полномочия, предусмотренные гл. 6 и 7 ТК РФ. Эта работа должна завершиться в течение 3 месяцев со дня начала коллективных переговоров подписанием принятых изменений и дополнений коллективного договора на согласованных сторонами условиях (ч. 2 ст. 40 ТК РФ).

Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, ими составляется протокол разногласий, что является предметом дальнейших переговоров (ч. 3 ст. 40 ТК РФ).

Как установлено ст. 38 ТК РФ, урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном ТК РФ. В данном случае необходимо руководствоваться гл. 61 ТК РФ, поскольку неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу в том числе и внесения изменений в коллективный договор составляют предмет коллективного трудового спора.

Однако сама возможность работодателя урегулировать подобный спор представляется достаточно проблематичной, поскольку действующее законодательство в этой части ориентировано, прежде всего, на защиту интересов представителей работников.

Так, например, все нормы указанной главы ТК РФ устанавливают необходимость рассмотрения требований работников и их представителей (ст. ст. 398 — 400 ТК РФ). О необходимости рассмотрения представителями работников требований работодателя, например по рассматриваемым нами здесь предложениям об изменении коллективного договора, нигде не прописано.

Работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора (ч. 8 ст. 401 ТК РФ). В порядке исключительной меры, если между сторонами не достигнуто согласие, в установленном порядке допускается организация и проведение забастовок.

Однако со стороны работодателя все это невозможно, поскольку согласно ч. 5 ст. 409 ТК РФ представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

Неравноправие в вопросах ответственности

Несмотря на провозглашенную гл. 9 ТК РФ ответственность сторон социального партнерства, на деле ответственность предусматривается только для работодателя и лиц, его представляющих.

Так, например, КоАП РФ предусмотрена административная ответственность работодателя или лица, его представляющего, за:

— уклонение от участия в переговорах об изменении или о дополнении коллективного договора (ст. 5.28 КоАП РФ);

— непредоставление информации для проведения коллективных переговоров (ст. 5.29 КоАП РФ);

— уклонение от получения требований работников или от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ).

Односторонний отказ от обязательств по коллективному договору со стороны работодателя расценивается как нарушение или невыполнение его обязательств, что также влечет административную ответственность (ст. 5.31 КоАП РФ).

Поэтому в случае, когда первичная профсоюзная организация либо иной представитель работников не согласны с ухудшением положения работников по сравнению с действующим коллективным договором, провести предложения по внесению изменений и дополнений в коллективный договор в сторону снижения льгот и компенсаций работникам работодателю в принципе невозможно.

Исходя из п. 3 ст. 401 ГК РФ, в предпринимательских отношениях действует принцип повышенной ответственности сторон. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство, несет ответственность даже при отсутствии вины. От ответственности оно может быть освобождено, только если надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. На практике к числу обстоятельств непредвиденного характера относят аварии, стихийные бедствия, а также другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства.

Читайте так же:  Бланки книга учета материальных ценностей

В то же время п. 3 ст. 401 ГК РФ предусматривает перечень обстоятельств, которые нельзя относить к обстоятельствам непреодолимой силы: нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, сложное финансовое положение нельзя отнести к обстоятельствам, не зависящим от работодателя, поскольку это относится к категории предпринимательского риска, за который отвечает работодатель. Такие обстоятельства следует рассматривать как вину работодателя. А следовательно, оплата времени простоя в подобных случаях должна производиться в соответствии с ч. 1 ст. 157 ТК РФ, то есть в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника.

Внесение изменений в коллективный договор

Подборка наиболее важных документов по запросу Внесение изменений в коллективный договор (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Внесение изменений в коллективный договор

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Внесение изменений в коллективный договор

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Внесение изменений в коллективный договор

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Изменения и дополнения к коллективному договору (образец)

Образец изменений и дополнений к коллективному договору

Стороны коллективного договора вправе предложить друг другу изменить какие-либо условия договора. Для этого оформляются изменения и дополнения к коллективному договору. Образец оформления таких изменений будет приведен в данной статье.

Общие положения о колдоговоре

Общие положения о колдоговоре содержатся в гл. 7 ТК РФ. Она закрепляет официальное определение данного договора, как он должен выглядеть, порядок его разработки, заключения, изменения и регистрации, а также содержит ответы на другие вопросы, возникающие по этой теме.

Исходя из ст. 40 ТК РФ, коллективный договор регулирует отношения в социально-трудовой сфере в конкретной организации или у конкретного предпринимателя и заключается между работодателем и его работниками в лице представителей.

Данное соглашение входит в систему актов, содержащих нормы трудового права, и решает вопросы, связанные непосредственно с трудовой деятельностью в конкретной организации. При этом положения колдоговора не должны противоречить ТК РФ. В случае несоответствия ТК они не должны применяться.

ТК РФ предлагает урегулировать в колдоговоре следующие вопросы:

  • оплата труда (форма, размер, система премий, надбавок, порядок повышения с учетом инфляции и т.д.);
  • пособия и компенсации;
  • гарантии и льготы;
  • обучение работников;
  • время работы и отдыха, включая отпуска;
  • охрана труда, в том числе определенных категорий работников, например, женщин;
  • выполнение, изменение договора, права и обязанности, а также ответственность сторон и другие вопросы.

Изменения в коллективный договор: как оформить

Исходя из ст. 44 ТК РФ, порядок внесения изменений в коллективный договор (образец в данной статье) может быть следующим:

  • он может основываться на установленном ТК порядке заключения колдоговора (путем коллективных переговоров);
  • может быть определен сторонами в самом договоре.

Согласно установленному законом порядку:

  1. Заинтересованная сторона направляет другой стороне письменное предложение начать коллективные переговоры, в данном случае по вопросу изменения определенных условий договора или дополнения договора новыми положениями.
  2. Вторая сторона в семидневный срок с момента получения письма направляет инициатору ответ с указанием своих представителей — участников переговоров.
  3. Работодателем выносится приказ о создании комиссии для ведения коллективных переговоров.
  4. Подготавливается проект изменений и дополнений колдоговора, который обсуждается всем трудовым коллективом. Срок ведения переговоров не должен превышать трех месяцев.
  5. После этого изменения вносятся в договор и утверждаются приказом работодателя. Подписи в приказе проставляются всеми представителями работников, участвовавшими в переговорах.
  6. Коллективный договор с изменениями направляется работодателем в орган по труду на уведомительную регистрацию.

Изменения могут вступать в силу с момента вынесения утвердившего их приказа или с определенной даты независимо от регистрации. Исключение составляют случаи, когда новые условия коллективного договора ухудшают положение работников по сравнению с установленным законодательством. Тогда изменения считаются недействительными и не подлежат применению.

Внесение изменений в коллективный договор: образец

Основаниями для внесения изменений в колдоговор могут служить:

  • изменение наименования или организационно-правовой формы работодателя;
  • отмена социальных или материальных мер поддержки, которые предусмотрены договором;
  • изменение класса условий труда по результатам специальной оценки условий труда и т.д.

Изменения оформляются отдельным документом, который согласовывается со всеми заинтересованными лицами и утверждается приказом работодателя.

В этом документе обязательно должны содержаться указания на:

  • реквизиты коллективного договора;
  • наименование работодателя;
  • представителей сторон – участников переговоров;
  • причины изменений;
  • сами изменения;
  • порядок вступления изменений в силу.

Скачать образец изменений и дополнений к коллективному договору

Изменение и дополнение коллективного договора

Условия коллективного договора касаются исключительно трудовых взаимоотношений, а действие документа распространяется на всех работников и работодателя.

Этот договор является важным нормативным документом, регулирующим трудовые отношения между сотрудником и работодателем. Условия коллективного договора касаются исключительно трудовых взаимоотношений, а действие документа распространяется на всех работников и работодателя. Но что делать в случае, если внесение изменений в коллективный договор является необходимостью? Например, изменения касаются наименования организации и других важных вещей.

Как внести изменения в коллективный договор. Дополнение к коллективному договору

Положения о том, как внести изменения в коллективный договор содержаться в трудовом законодательстве или в самом документе. Нередко возникает вопрос о том, а может ли работодатель вносить в этот документ любые изменения в одностороннем порядке? Законодатель отвечает на этот вопрос просто – нет, не может.

Договор является двухсторонней сделкой, поэтому любые изменения должны согласовываться обеими сторонами. Это касается и дополнений к коллективному договору. Поэтому если работодатель решил подкорректировать содержание документа, то он обязан действовать по закону. Любые изменения должны приниматься специально сформированной комиссией и быть одобренными всем работниками. Иначе заключение договора будет незаконным.

Порядок изменения коллективного договора и регистрация изменений

Сам порядок внесения изменений и дополнений мало чем отличается от разработки проекта коллективного соглашения. Сначала по инициативе одной из сторон оппонентам отправляется предложение о проведении собрания. Образец, с помощью которого составляется уведомительная записка, законом не установлен, поэтом ее оформление происходит в произвольном порядке.

У второй стороны есть семь дней для того, чтобы ответить и предоставить своих представителей. Отказаться от проведения собрания нельзя, поэтому создается специальная комиссия. Правила и процедура создания этого органа содержатся в нормативных актах. У комиссии есть свои задачи и функции, которые касаются принятия изменений и дополнений к действующему коллективному договору.

Например, все собрания в обязательном порядке ведутся под протокол. В комиссию входят представители с обеих сторон и если можно, то лучше, чтобы их было одинаковое количество. Тогда обсуждение и принятие различных вопросов пройдет гораздо быстрее.

Кроме этого, происходит разработка проекта изменений, которые должны принять все сотрудники организации.

От выполнения этого пункта напрямую зависит внесение изменений в договор организации. Только после этого проект изменений может быть подписан. Если же остались условия, в отношении которых стороны не пришли к единому мнению, то они заносятся в протокол разногласий для дальнейшего обсуждения.

Проект подписывают обе стороны. От лица работодателя чаще всего выступает начальник отдела или другой руководитель, а со стороны работников – профсоюзная организация. Если нет профсоюза, то сотрудники самостоятельно выбирают уполномоченное лицо.

Далее одобренный проект коллективного договора необходимо предоставить для регистрации. Это нужно сделать в течение недели после его принятия. Регистрируют такие документы обычно органы по труду, например, комитеты занятости.

Правила предусматривают, что регистрация находится в обязанности работодателя или его представителя. Эту норму содержит и Трудовой кодекс.

В компетенцию регистрирующего органа входит проверка соответствия указанных в договоре положений российскому законодательству. В противном случае, договор не будет зарегистрирован. Если работодатель не отправит соответствующее заявление и документ с внесенными изменениями для проверки и регистрации, это может быть расценено как нарушение трудового законодательства. И ответственность может понести как должностное лицо, так как вся организация.

Внесение изменений в коллективный договор

Довольно часто требуется внести в коллективный договор учреждения изменения. Причиной может стать изменение законодательства, (например, установление новых льгот), утверждение нового отраслевого соглашения, инициатива работников или работодателя. В любом случае необходимо соблюдать определенную процедуру. Кто может инициировать внесение изменений в коллективный договор? Нужно ли проводить коллективные переговоры? Какова процедура согласования изменений? На эти и некоторые другие вопросы вы получите ответ, прочитав статью.

Немного о коллективном договоре

Содержание и структура коллективного договора определяются ст. 41 ТК РФ, однако с учетом финансово-экономического положения работодателя в нем могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с тем, что установлено законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.

Порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором (ст. 44).

Читайте так же:  Как оформить поездку в грузию

Отметим, что коллективный договор – это двухстороннее соглашение, и изменять его положения в одностороннем порядке работодатель не может.

Вносим изменения

1. Предложение о внесении изменений в коллективный договор. Любая из сторон – как работодатель, так и работники – вправе проявить инициативу, начав коллективные переговоры об изменении условий данного договора. Для этого представители стороны-инициатора должны направить представителям другой стороны письменное предложение в произвольной форме о начале коллективных переговоров с приложением проекта изменений. Представители стороны, которые получили такое предложение, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня его получения (ч. 2 ст. 36 ТК РФ). Согласие вступить в переговоры по изменению коллективного договора необходимо выразить в письменной форме с указанием представителей и их полномочий. День, следующий за днем получения инициатором ответа, является моментом начала переговоров (ч. 2 ст. 36 ТК РФ).

Если инициатором переговоров выступили представители работников, одновременно с направлением работодателю предложения необходимо известить об этом также все иные первичные профсоюзные организации и в течение последующих пяти рабочих дней создать с согласия остальных профсоюзов единый представительный орган либо включить их представителей в состав уже имеющегося органа. Если в указанный срок данные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия, однако в течение месяца со дня начала переговоров право направить своих представителей за ними сохраняется.

Обратите внимание

В связи с началом коллективных переговоров работодатель обязан освободить работников, участвующих в коллективных переговорах, от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев (ч. 1 ст. 39 ТК РФ). Кроме этого, работников, участвующих в переговорах по внесению изменений в коллективный договор без предварительного согласия органа, уполномочившего их представлять интересы трудового коллектива, работодатель не имеет права подвергать дисциплинарному взысканию, переводить на другую работу, увольнять по своей инициативе. Исключение составляют случаи расторжения трудового договора за совершение проступков, за которые в соответствии с законодательством предусмотрено увольнение с работы.

Если инициатором изменений является работодатель, предложение о начале переговоров направляется в адрес выборного органа полномочной профсоюзной организации. А если профсоюза нет, например, если он распался в течение действия договора? В таком случае нужно обратиться к работникам, чтобы они выбрали своих представителей. Для этого работодатель сам организует общее собрание (конференцию) трудового коллектива, на котором работники могут сделать такой выбор.

2. После того, как стороны вступили в переговоры, создается комиссия (ч. 7 ст. 35 ТК РФ). Возможно, она уже была создана раньше – при проведении переговоров по заключению коллективного договора. Однако если некоторые члены выбыли из комиссии или срок ее работы был ограничен локальным нормативным актом, необходимо все-таки формировать комиссию заново. Именно она будет определять сроки, место, порядок проведения переговоров и разработки проекта изменений договора.

Для правильного формулирования изменений договора сторонам понадобятся различные сведения, а также, не исключено, помощь экспертов и специалистов. Помните, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Таково требование ст. 37 ТК РФ. При этом, если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной), участники коллективных переговоров и другие лица, связанные с ведением таких переговоров, не должны их разглашать, иначе им не избежать дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

3. Соблюдайте сроки. Стороны должны подписать изменения коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров (ч. 2 ст. 40 ТК РФ). Если в ходе переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, производится в порядке, установленном гл. 61 «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров»ТК РФ. Поскольку порядок разрешения трудовых споров довольно сложный, сторонам лучше постараться разрешить все возникшие разногласия путем переговоров.

4. Подписание. После согласования проекта изменений коллективного договора сторонами он подписывается представителями работодателя и работников. Со стороны работодателя его подписывает руководитель организации или уполномоченное лицо, а со стороны работников – председатель профсоюзной организации или иной представитель, избранный на общем собрании тайным голосованием.

5. Регистрируем изменения. Как и сам коллективный договор, изменения в него должны быть зарегистрированы в соответствующем органе по труду. Например, в Москве уведомительная регистрация коллективных договоров и их изменений осуществляется комитетом общественных связей Правительства г. Москвы , а в Санкт-Петербурге – комитетом по труду и занятости населения. Скажем сразу, что практически в каждом субъекте и административном округе существуют административные регламенты по предоставлению государственной (муниципальной) услуги «Уведомительная регистрация коллективных договоров», которыми определены перечень документов и количество их экземпляров, необходимых для регистрации договора.

Направить на регистрацию изменения в коллективный договор работодатель должен в течение семи дней с момента подписания сторонами изменений.

При проведении регистрации орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством. Если таковые будут выявлены, об этом сообщают представителям сторон, подписавшим договор, и в соответствующую государственную инспекцию труда (ч. 3 ст. 50 ТК РФ). Подобные условия признаются недействующими. Вместо них стороны обязаны будут руководствоваться положениями трудового законодательства.

Ответственность работодателя

Кроме административной ответственности, работодатель может нести материальную ответственность, если не будет соблюдать порядок внесения изменений в коллективный договор. Этому есть множество подтверждений в судебной практике.

Б. обратилась в Надымский городской суд с иском к ООО о взыскании оплаты проезда к месту отдыха и обратно за 2010 – 2011 годы и материальной помощи на оздоровление. В обоснование иска Б. указала, что согласно положениям коллективного договора ООО работодатель обязан ежегодно оплачивать работнику и членам его семьи, находящимся на его иждивении, проезд к месту отдыха и обратно, а также предоставлять ежегодно материальную помощь на оздоровление к отпуску. В 2010 – 2011 годах по выходу из отпусков Б. передавала работодателю авансовые отчеты о расходах на проезд к месту отдыха и обратно на себя и своего несовершеннолетнего ребенка с приложением необходимых документов, однако ответчик не компенсировал ей понесенные расходы на проезд и не выплатил материальную помощь на оздоровление.

Представитель ООО исковые требования не признал, пояснил, что требуемые истцом выплаты действительно предусмотрены коллективным договором при наличии финансово-экономических возможностей общества, однако в связи с тяжелым финансовым положением на предприятии выплата данных социальных компенсаций приостановлена со II квартала 2010 года.

Городской суд отказал Б. в удовлетворении требований о взыскании материальной помощи, а расходы на проезд к месту отдыха взыскал. Не согласившись с таким решением суда, Б. подала апелляционную жалобу.

Изучив материалы дела, судебная коллегия апелляционной инстанции посчитала, что ранее состоявшееся решение суда подлежит отмене и вот почему.

Пунктом 7.2.1 коллективного договора ООО на 2010 – 2012 годы предусмотрена оплата работодателем расходов, понесенных работником на проезд к месту отпуска и обратно любым видом транспорта. Кроме того, работодатель производит оплату стоимости проезда членам семьи, находящимся на иждивении работника. Пунктом 7.1.1 коллективного договора предусмотрена обязанность работодателя оказывать материальную помощь на оздоровление к ежегодному отпуску работникам, отработавшим не менее двух лет в данной организации. В разделе «Условия оплаты труда» (п. 4.4) трудового договора, заключенного ответчиком с истцом, предусмотрена выплата работнику материальной помощи к отпуску на оздоровление.

Вывод городского суда в части правомерности приостановления предусмотренных коллективным договором социальных выплат на оздоровление к отпуску в связи с тяжелым финансовым положением ООО основан на неправильном толковании норм трудового законодательства. Апелляционная инстанция обосновала свою позицию следующим.

В соответствии со ст. 44 ТК РФ изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором. Коллективным договором данный порядок не установлен, комиссия по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями по изменению коллективного договора не наделена. В связи с этим изменения в коллективный договор ООО, в том числе в части временного приостановления действия отдельных пунктов коллективного договора, могли быть внесены в том порядке, в котором коллективный договор был принят, – на конференции трудового коллектива.

ООО не предоставило доказательств, свидетельствующих о внесении в коллективный договор изменений в определенном законом порядке, следовательно, доводы апелляционной жалобы о незаконности и необоснованности приостановления ответчиком социальных выплат являются обоснованными.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании материальной помощи на оздоровление подлежит отмене, а исковые требования Б. – удовлетворению (Апелляционное определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.06.2012 по делу № 33-1136/2012).