Вирус административное правонарушение

Комментарии к СТ 6.1 КоАП РФ

Статья 6.1 КоАП РФ. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения

Комментарий к статье 6.1 КоАП РФ:

1. Объектами данного правонарушения выступают здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Целями данной нормы являются предупреждение распространения ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний, а также своевременное проведение в отношении больных этими заболеваниями необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

2. Согласно ст. 33 Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп.) больные инфекционными, в том числе и венерическими, заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными, а также лица, являющиеся носителями возбудителей таких заболеваний, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению. В отношении ВИЧ-инфицированных применяются положения Федерального закона от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» (с изм. и доп.). Так, при выявлении ВИЧ-инфекции лицо уведомляется медицинскими работниками об этом, а также о необходимости соблюдения мер предосторожности, чтобы исключить дальнейшее распространение инфекции, и об уголовной ответственности за поставление в опасность заражения или заражение другого лица (ст. 13). Аналогичная информация предоставляется и больным венерическими заболеваниями.

3. С объективной стороны правонарушение совершается путем бездействия — лицо не сообщает медицинским работникам необходимую для проведения эпидемиологического расследования информацию. При этом надо иметь в виду, что ВИЧ-инфицированный нередко может и не знать время и, соответственно, источник своего заражения. Что же касается лиц, поставленных в опасность заражения в связи с контактами с больным ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием, то это прежде всего члены семьи больного, половые партнеры, а в случае, если больной является наркоманом, употребляющим наркотики внутривенно, — то и партнеры по совместному инъекционному употреблению наркотических средств.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

5. Субъект — достигшее 16-летнего возраста лицо, которому в результате проведенного медицинского освидетельствования стало известно о наличии у него ВИЧ-инфекции или венерического заболевания.

6. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1). Протоколы о таких правонарушениях составляются должностными лицами органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 19 ч. 2 ст. 28.3).

Вирус административное правонарушение

Структурными подразделениями Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия и Пензенской области, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность на территории Республики Мордовия, за первое полугодие 2017 года проведено 1247 проверок, выявлено 856 нарушений, выдано 323 предписания (175 — выполнено), составлено 815 протоколов, вынесено 699 постановлений, наложено штрафных санкций на сумму 3985,2 тыс. рублей, взыскано 2309,4 тыс. рублей с учетом поступивших за 2016 год.

Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора по Республике Мордовия за указанный период проведено 455 проверок, из них 95 — плановых, 96 — внеплановых и 264 — прочие проверки. При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлено 307 нарушений, выдано 85 предписаний, составлено 312 административных протоколов, общая сумма наложенных штрафных санкций составила 1381,9 тыс. рублей, взыскано 960,8 тыс. рублей.

Специалистами отдела ведется работа по выявлению нарушений требований технических регламентов Таможенного союза. В течение текущего года по ст. 14.43 КоАП РФ составлено 36 административных материалов, сумма наложенных штрафов только по этой статье КоАП РФ составила 289 тыс. рублей.

На 1 июля 2017 года Республика Мордовия благополучна по африканской чуме свиней (АЧС), в то время как в соседних регионах продолжают фиксироваться новые вспышки АЧС. В рамках исполнения мероприятий по недопущению вируса АЧС на территорию Мордовии за 6 месяцев проведено 99 контрольно-надзорных мероприятий в отношении поднадзорных объектов и 202 рейдовых мероприятия. В ходе проверок выявлено 127 нарушений, выдано 20 предписаний, вынесено 105 постановлений о наложении штрафов на сумму 360 тыс. рублей.

В целях обеспечения мониторинга эпизоотической ситуации по АЧС среди домашних свиней с начала 2017 года произведен отбор 587 проб материала в рамках федерального мониторинга. Во всех случаях получен отрицательный результат на наличие вируса АЧС.

В первом полугодии в рамках реализации мероприятий Россельхознадзора для обеспечения выполнения Соглашения ВТО по СФС при вступлении России в ВТО на 2017 год проведена работа по организации и отбору проб для проведения государственного лабораторного мониторинга заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, мониторинга качества и безопасности пищевой продукции. Отделом отобрано и направлено для проведения лабораторных исследований в ФГБУ «Саратовская МВЛ», ФГБУ «ВНИИЗЖ», ФГБУ «ВГНКИ» 3889 проб биологического материала от животных, 262 пробы животноводческой продукции и кормов для животных, из них 19 проб на показатели фальсификации молочной продукции — на соответствие жирнокислотному составу. При исследовании биологического (патологического) материала от животных получено 48 положительных результатов. При проведении лабораторных исследований животноводческой продукции получено 19 положительных результатов. По выявленным положительным пробам и результатам проведено 5 внеплановых проверок, согласованных с прокуратурой Республики Мордовия. По выявленным нарушениям составлено 3 протокола, выдано 4 предписания, наложен административный штраф на сумму 10 тыс. рублей, один материал дела об административном правонарушении направлен в Арбитражный суд. Кроме того, выдано 3 предостережения.

Специалистами отдела государственного ветеринарного надзора на Государственной границе РФ и транспорте по Республике Мордовия за 6 месяцев 2017 года проведены 132 проверки, выписано 5 предписаний, составлено 48 административных протоколов. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 336,1 тыс. рублей. Проконтролированы поступление и отправка 582 партий — 36 617 тонн подконтрольных грузов, 308 388 голов сельскохозяйственной птицы, 23 головы цирковых животных.

В рамках проведения мероприятий по недопущению перемещения и реализации подконтрольных товаров за указанный период проведено 116 различного рода рейдовых мероприятий, в ходе выявленных нарушений составлен 41 протокол, общая сумма наложенных штрафных санкций составила 27,1 тыс. рублей, возвращено по месту отправки 457,46 килограмма продукции животноводства, 46,3 килограмма кормов и кормовых добавок, 111 голов сельскохозяйственных животных.

Специалистами отдела рассмотрено 8 заявлений на предоставление и переоформление лицензий на осуществление фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения. По результатам их рассмотрения предоставлено 3 лицензии, переоформлено 4 лицензии.

В рамках осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и контроля за обращением лекарственных средств для ветеринарного применения проведено 15 проверок, из них 4 плановые и 11 внеплановых проверок. По выявленным нарушениям выписано 5 предписаний, оформлено 7 административных протоколов, сумма наложенных штрафных санкций составила 309 тыс. рублей.

По результатам комплекса мероприятий государственного контроля, проведенных отделом, выявлено и изъято из обращения 7 единиц незарегистрированного лекарственного препарата для ветеринарного применения.

В рамках исполнения полномочий в сфере осуществления государственного земельного надзора на территории Республики Мордовия в первом полугодии 2017 года проведено 239 контрольно-надзорных мероприятий, в том числе 114 плановых и 61 внеплановая проверка, 4 административных расследования по факту выявленного нарушения, 3 административных обследования объектов земельных отношений, 28 плановых (рейдовых) осмотров, зафиксировано 23 факта непосредственного выявления нарушения, специалисты отдела принимали участие в 6 проверках, организованных органами прокуратуры. В ходе контрольно-надзорных мероприятий выявлено 110 нарушений обязательных требований законодательства, составлено 113 протоколов об административных правонарушениях, выдано 16 предписаний об устранении нарушений.

Основные выявляемые нарушения:

— самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы (ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ) — 34 протокола;

— невыполнение мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв (ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ) — 18 протоколов;

— неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ) — 46 протоколов;

— нарушение правил эксплуатации, повреждение или уничтожение мелиоративных систем, защитного лесного насаждения (ч. 2 ст. 10.10 КоАП РФ) — 5 протоколов;

— воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок (ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ) — 1 протокол;

Читайте так же:  Госпошлина мчс 2019

— невыполнение в установленный срок законного предписания (ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ) — 8 протоколов;

— неуплата административного штрафа (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ) — 1 протокол.

За указанный период Управлением вынесено 94 постановления по делам об административных правонарушениях в области земельного законодательства. Мировым судьям передано на рассмотрение 10 административных дел. К нарушителям предъявлено штрафов на общую сумму 1868 тыс. рублей, взыскано 662 тыс. рублей, из них 64 тыс. рублей — по постановлениям прошлого года.

В результате проводимых мероприятий по контролю исполнения предписаний нарушения устранены на площади 178,3 гектара.

На проконтролированных землях сельскохозяйственного назначения выявлен 1 несанкционированный карьер по добыче общераспространенных полезных ископаемых. Общая площадь карьера составила 0,44 гектара. За данное нарушение к административной ответственности было привлечено как юридическое, так и должностное лицо. На них наложен административный штраф на общую сумму 35 тыс. рублей.

В первом полугодии 2017 года специалистами отдела надзора в области карантина растений, качества и безопасности зерна и семеноводства по Республике Мордовия проведено 440 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе которых выявлено 335 нарушений, составлено 328 административных протоколов, выдано 162 предписания об устранении выявленных нарушений. Общая сумма наложенных штрафных санкций составила 498,6 тыс. рублей, из них взыскано 272,6 тыс. рублей.

В области обеспечения внешнего карантина растений осуществлен контроль за поступлением импортной продукции растительного происхождения общим количеством 413,4 тонны, в том числе шрота соевого — 259,5 тонны, овощей и фруктов — 62,9 тонны, семян сельскохозяйственных культур — 64,5 тонны. Остальное количество представлено прочими продовольственными грузами. Кроме этого, проконтролировано поступление 9604 штук горшечных растений и срезов цветов, 500 штук посадочного материала, 217 пакетов семян овощных и цветочных культур, 17,33 куб. метра прочих лесоматериалов и 5 штук древесного упаковочного материала.

За указанный период инспекторами отдела проконтролирован вывоз из региона на экспорт: 3290 тонн продовольственных грузов, 10 612 тонн зерновых культур, 20,2 тонны семенного материала, 199 400 штук срезов цветов, 279,9 куб. метра пиломатериалов, 767,59 куб. метра прочих лесоматериалов и 1617 штук древесных упаковочных материалов, 80 штук гофрокоробок. При этом оформлено 373 фитосанитарных сертификата.

В области обеспечения внутреннего карантина растений проконтролировано поступление 62 440 тонн растительных грузов (в основном зерновые культуры, продовольственные и фуражные грузы, семенной материал). Кроме этого, проконтролировано поступление 9950 пакетов семян овощных и цветочных культур, 10 327 штук посадочного материала, 4300 штук горшечных растений, 229 109 куб. метров деловой древесины, 37,9 куб. метра пиломатериала, 8 куб. метров прочих лесоматериалов, 1198 штук древесного упаковочного материала, 4521 штука и 816 пакетов прочих непродовольственных грузов.

При вывозе из республики оформлено и выдано 2196 карантинных сертификатов на отгрузку 72 051 тонны растительных грузов (в основном зерновые культуры, продовольственные и фуражные грузы). Кроме этого, проконтролирован вывоз 286 куб. метров пиломатериалов, 27,6 куб. метра прочих лесоматериалов.

По контролю за выполнением правил и норм в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений проведено 118 проверок, выявлено 129 нарушений, составлено 125 протоколов, выдано 16 предписаний, сумма наложенных штрафов составила 38,3 тыс. рублей.

В рамках реализации Госзадания специалистами отдела проконтролированы семена ячменя в количестве 10 тонн. По посевным качествам семена ячменя не соответствовали требованиям ГОСТ Р 52325-2005 (по чистоте).

В сфере качества и безопасности зерна и продуктов его переработки отделом проведено 25 проверок, выявлено 8 нарушений, составлено 7 протоколов, выдано 4 предписания, наложено штрафных санкций на сумму 385 тыс. рублей.

При проведении проверок проинспектировано 44,1 тонны зерна и продуктов его переработки. Отобрано 38 проб от партий в количестве 37,1 тыс. тонн. Несоответствия зерна требованиям нормативных документов не выявлено. Объем партий реализованного зерна без подтверждения его безопасности, без деклараций о соответствии его требованиям технического регламента ТС составил 7,0 тыс. тонн. Одному предприятию выдано предписание о прекращении действия 8 оформленных деклараций о соответствии на зерно в связи с недостоверным декларированием. Информация доведена до Росаккредитации. Действие данных деклараций о соответствии прекращено.

Статья 6.1 КоАП РФ. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения

Новая редакция Ст. 6.1 КоАП РФ

Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Комментарий к Статье 6.1 КоАП РФ

1. Первоначально необходимо определить, что больной ВИЧ-инфекцией — это лицо, зараженное вирусом иммунодефицита человека. В рамках действия ФЗ от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» предусмотрена возможность применения дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Так, статьями 121, 122 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.12.2006) урегулирован порядок применения уголовной ответственности за заражение ВИЧ-инфекцией и венерической болезнью.

Соответствующие положения применяются и к лицам, больным венерическими заболеваниями.

Предоставление информации о подозрении или наличии перечисленных в статье заболеваний медицинским работникам является обязательным условием и согласно, в частности, ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 31.12.2005) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», где предусмотрены меры в отношении больных инфекционными заболеваниями, в частности больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих, — обязательной госпитализации или изоляции.

Относительно лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, п. 22 статьи 10 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 27.07.2006) «О милиции» гласит, что для оказания медицинской помощи осуществляется привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей), уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих непосредственную опасность для себя или окружающих. Относительно указанных лиц, совершивших общественно опасные деяния, обеспечивается совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, наблюдение за лицами, представляющими опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений.

2. Данный состав административного правонарушения направлен на предупреждение распространения ВИЧ-инфекции, а также на своевременное проведение необходимых мероприятий для ограничения их распространения, а дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями на основании процессуальных документов (см. комментарии к статьям 23.1 и 28.3 КоАП).

3. Объектом рассматриваемого правонарушения выступает здоровье граждан.

Объективную сторону правонарушения составляет умышленное сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием, соответственно источника заражения либо лиц, имевших с ним контакты, в связи с чем создается опасность распространения инфекционного заболевания.

Субъектом правонарушения является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, больное ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием.

Субъективная сторона деяния выражается в форме прямого умысла.

Другой комментарий к Ст. 6.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения является здоровье граждан. Данной статьей предусмотрена административная ответственность за сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения. В Российской Федерации действуют федеральные законы от 30 марта 1995 г. «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которые предусматривают меры, направленные на профилактику распространения ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний.

2. Объективную сторону правонарушения составляет умышленное сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с ним контакты. Сокрытие как противоправное деяние, предполагает, что указанное лицо не выполняет требования врача назвать источник заражения и всех лиц, имевших с ним контакты за период, указанный врачом, и тем самым создает опасность распространения инфекционного заболевания.

3. Субъектом правонарушения является физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, больное ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием.

4. С субъективной стороны деяние характеризуется умыслом; больной ВИЧ-инфекцией или венерическим заболеванием знает о наличии у него инфекционного заболевания и осознает степень вреда, который он может причинить, скрывая требуемую информацию.

Вирус административное правонарушение

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статьи и комментарии ПЦ «Логос»
  • Административное правонарушение. Понятие, состав, признаки
Читайте так же:  Развод в 2019 году через суд

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 КоАП РФ).

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия). Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие). Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ:

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения. К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (статья 2.3 КоАП РФ).

Иностранные граждане. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях (статья 2.6 КоАП РФ).

4. Наказуемость деяния: за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях, ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Деяние, содержащее такие признаки административного правонарушения как противоправность, виновность, наказуемость, не всегда может являться административным правонарушением, поскольку в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения — это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения — это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения — это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ («Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего») не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (статья 12.1 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство (статья 12.3 КоАП);
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена (статья 12.5 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 КоАП РФ);
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (статья 12.8 КоАП РФ);
  • Превышение установленной скорости движения (статья 12.9 КоАП РФ)
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак «характер совершения«), и именно в общественных местах (признак «место«).

3) Субъект административного правонарушения — физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения — любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения — должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения — военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • Статья 17.2 КоАП РФ содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • Статья 20.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности».

Виды административных наказаний по КоАП РФ

Статья 3.2 КоАП содержит исчерпывающий перечень наказаний за совершение административных правонарушений. Самым распространенным наказанием является штраф, размеры которого разняться в зависимости от объекта посягательства и совершившего правонарушение субъекта. Самым мягким видом наказания является предупреждение, наиболее суровым – административный арест. Неприятным для бизнеса видом наказания остается административное приостановление деятельности, а для автолюбителей — лишение специального права, предоставленного физическому лицу (т.е. лишение прав управления транспортным средством).

Читайте так же:  Пособия домана

Ответственность физического и юридического лица за одно и то же правонарушение

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (см. статью 2.1 КоАП РФ с комментариями).

Рекомендуем по теме:

Александр Отрохов, Правовой центр «Логос», 12.04.2015г.

Кассация разъяснила проблемные аспекты признания административного правонарушения малозначительным

Арбитражный суд Поволжского округа представил на своем сайте обобщение по судебно-арбитражной практике признания административного правонарушения малозначительным и применению статьи 2.9 КоАП РФ.

Кассационным судом была изучена практика по 38 делам, в которых арбитражные суды квалифицировали административное правонарушение согласно статье 2.9 КоАП как малозначительное. Обобщение подготовлено с учетом разъяснений постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Также учтены правовые подходы Президиума ВАС по арбитражным делам № 11417/12 от 05.02.2013 и № 14495/11.

Так, в частности, анализируя одно из дело, АС ПО отмечает, что незначительный пропуск срока представления отчетности, если не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причиняет вреда интересам граждан, общества и государства, направленности на нарушение закона судом не установлено, нарушитель за аналогичное правонарушение к административной ответственности не привлекался, может по оценке суда послужить основанием для квалификации правонарушения как малозначительного.

Министерство строительства по Самарской области постановлением привлекло общество к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 200 000 рублей за непредставление отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214‑ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об участии в долевом строительстве) контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

В силу пункта 3 части 5 статьи 23 Закона об участии в долевом строительстве контролирующий орган вправе ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства», утверждены «Правила представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства».

Срок предоставления отчетности в уполномоченный орган определен в пункте 4 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств невозможности соблюдения обществом названных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло представить или предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не были представлены.

Суд не согласился с доводами общества относительного того, что формальный состав и последствия административного правонарушения не имеют квалифицирующего признака.

Последствия противоправного деяния, подчеркивает АС ПО, всегда имеют значение для применения той или иной меры ответственности, вплоть до освобождения от нее в силу статьи 2.9 КоАП РФ.

Отсутствие в действиях общества признаков пренебрежительного отношения к своим публично-правовым обязанностям и поскольку пропуск срока незначительный (8 дней), по совокупности оценив обстоятельства административного правонарушения, суды квалифицировали правонарушение как малозначительное (дело № А55-33926/2012).

С полным текстом обобщения (справки) АС ПО по судебно-арбитражной практике признания административного правонарушения малозначительным и применению статьи 2.9 КоАП РФ можно ознакомиться здесь.

Статья 6.1 КоАП РФ. Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения (действующая редакция)

Сокрытие лицом, больным ВИЧ-инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями, —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 6.1 КоАП РФ

1. Под ВИЧ-инфекцией понимается заболевание, вызываемое вирусом иммунодефицита человека. О социальной защите ВИЧ-инфицированных, членов их семей, а также лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении ими своих служебных обязанностей, см. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». Согласно ст. 24 данного Федерального закона предусмотрена административная ответственность за нарушение его предписаний.

В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» порядок обязательного медицинского освидетельствования с целью выявления ВИЧ-инфекции установлен для иностранных граждан, лиц без гражданства, а также для лиц, находящихся в местах лишения свободы (см. Правила проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1017; Правила обязательного медицинского освидетельствования лиц, находящихся в местах лишения свободы, на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 221).

Наличие ВИЧ-инфекции, а также люэса и других венерических заболеваний может быть выявлено при проведении медицинского обследования донора крови и ее компонентов. Проведение скрининга в указанных случаях, в частности, предусматривает серологическое исследование. Порядок медицинского обследования донора крови и ее компонентов утвержден Приказом Минздрава России от 14 сентября 2001 г. N 364.

2. Эпидемия или пандемия при распространении ВИЧ-инфекции, венерических болезней, которые могут быть следствием проступков, предусмотренных комментируемой статьей, сказываются не только на здоровье отдельных граждан, но и на санитарно-эпидемиологическом благополучии всего населения. Название «венерические болезни» (morbus venerus) введено в обиход в 1527 г. Жаком де Бетанкуром, он связывал их распространение с результатом служения культу Венеры (ex Venere).

3. По смыслу комментируемой статьи к венерическим болезням не может относиться ВИЧ-инфекция. УК также разграничивает составы преступлений, определенных ст. 121 (заражение венерической болезнью) и 122 (заражение ВИЧ-инфекцией). КоАП определяет обязанность инфицированных лиц сообщать все, что им известно об источнике заражения и последующих контактах, содействующих распространению инфекционного заболевания. Правонарушитель должен осознавать, что сокрытие соответствующих данных создает опасность распространения болезни. Сокрытие источника заражения, повлекшее тяжкие последствия — инфицирование венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией другого лица, квалифицируется как преступление (ст. 121, 122 УК).

4. Рассматриваемое правонарушение характеризуется умышленной виной: лицо знает о наличии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, венерического заболевания, и осознает степень вреда, который может быть причинен сокрытием информации об источнике инфицирования. Лица, имевшие контакты с инфицированными больными, подлежат административной ответственности лишь в том случае, если они были осведомлены органом здравоохранения о наличии ВИЧ-инфекции, венерического заболевания и продолжали асоциальные действия, создающие опасность распространения инфекции. К контактам, создающим опасность заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью, относятся не только половая связь с инфицированным, но и бытовые контакты, угрожающие распространению заболевания.