Верховный арбитражный суд что делает

Верховный арбитражный суд что делает

§ 4. Высший Арбитражный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим органом по разреше­нию экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст. 127 Конституции РФ).

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает арбитражные дела в первой инстанции и в порядке надзора.

По первой инстанции Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает дела:

1) о признании недействительными (полностью или частично) ненорма­тивных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих законные ин­тересы организаций и граждан;

2) об экономических спорах между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

В порядке надзора Высший Арбитражный Суд РФ проверяет вступившие в законную силу судебные акты всех нижестоящих арбитражных судов. Кроме того, Высший Арбитражный Суд РФ может обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности законов, иных норматив­ных актов, договоров, изучает и обобщает судебную практику, разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов.

Высший Арбитражный Суд РФ руководит деятельностью арбитражных судов. Это выражается в том, что он вправе давать разъяснения по вопросам судебной практики, подлежащим обязательному применению нижестоящи­ми арбитражными судами. Он также осуществляет меры по созданию усло­вий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кад­ровому, организационному и материально-техническому обеспечению. Высший Арбитражный Суд РФ обладает правом законодательной инициа­тивы по вопросам его ведения.

В составе Высшего Арбитражного Суда РФ действуют следующие структурные подразделения: Судебная коллегия по рассмотрению споров, возника­ющих из гражданских и иных правоотношений, Судебная коллегия по рас­смотрению споров, возникающих из административных правоотношений, Президиум и Пленум.

Судебные коллегии рассматривают дела, отнесенные законом к компе­тенции Высшего Арбитражного Суда РФ, в первой инстанции. Кроме того они изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов, анализируй судебную статистику.

Президиум рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов. Осуществляя руководство деятельностью нижестоящих арбитражных судов, он pac сматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды Российской Федерации. В состав Президиума входят Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители и председатели судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ. Собирается Президиум по мере необходимости. Он правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда в его работе могут участвовать Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ.

АРБИТРАЖ . Передача дела из одного арбитражного суда в другой.

области, города в другой арбитражный суд вопрос о том, в какой арбитражный. суд передать дело, решает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации по запросу.

В связи с такими делами, главным образом, Высший Арбитражный Суд РФ оценивает с учетом международных правил решения арбитражных судов субъектов РФ и федеральных окружных судов.

суд осуществляет и путем вынесения частных определений (ст. 141 АПК). Задачи, перечисленные в ст. 2 АПК, арбитражный суд выполняет строго в. АРБИТРАЖ.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным … АРБИТРАЖ. Состязательность и равноправие сторон.

9.4. Исполнение решений иностранных третейских судов (арбитражей) 9.5. … Арбитражный процессуальный кодекс. Арбитражный суд вправе отложить .

Возглавляет систему федеральных арбитражных судов Высший Арбитражный суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по.

в арбитражный суд: 1) заинтересованные лица, обращающиеся в суд за защитой. своих прав и охраняемых законом интересов, и 2) лица, обращающиеся в арбитражный.

Арбитражный суд прекращает производство по делу … Иное дело, если решение принято международным коммерческим арбитражем.

ими по поручению арбитражного суда, если эта работа не входит в круг их служебных. обязанностей. 3. Гражданам, вызванным в арбитражный суд в качестве свидетелей, возмещаются.

Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127
Конституция Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации имеет официальный отличительный символ, указывающий на принадлежность к системе арбитражных судов Российской Федерации, геральдический знак — эмблему Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Регламент арбитражных судов Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

  • Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
  • судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Главным в деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений Пленумом или Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В состав Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации входят Председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях Пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На Высший Арбитражный Суд Российской Федерации закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов, являющийся совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Научно-консультативный совет. В его составе образованы секции: процессуального законодательства, административно-правовая, гражданско-правовая и международного частного права.

Печатным органом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

Арбитражный суд. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России.

Jurist_arbitr — 19/12/2011 06/09/2016

На своем сайте я много писал о судебной практике рассмотрения арбитражных дел: налоговых споров и строительных, по взысканию долгов, по банкротству и т.д. Однако, судя по поступающим вопросам, зачастую, посетители сайта, а, иногда, это юристы по арбитражным спорам, не имеют представления о базовых понятиях: что такое арбитражные суды, какие из них являются вышестоящими по отношению к другим и какими полномочиями они наделены. В этой статье я постараюсь раскрыть основы, как это принято называть, теории арбитражного суда.

Арбитражные суды в РФ представляют из себя единую систему судов, определяемую Федеральным Конституционным Законом (ФКЗ) «О судебной системе Российской Федерации», а также ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Согласно последнему, в России действует Высший Арбитражный Суд – ВАС РФ, десять федеральных арбитражных судов округов (кассационные суды), арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов.

Система арбитражных судов

Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является органом судебной власти по рассмотрению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет в указанных федеральным законом случаях надзор за их деятельностью, дает разъяснения по судебной практике применения Закона (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).

ВАС РФ – это вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным федеральным судам (кассационным судам), апелляционным и арбитражным судам.

Федеральный арбитражный окружной суд (федеральный кассационный суд, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа) в рамках своих полномочий рассматривает экономические и иные споры в качестве кассационной судебной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная инстанция является вышестоящей по отношению к апелляционной и суду первой инстанции.

Апелляционный суд (по городу Москве – это Девятый арбитражный апелляционный суд) рассматривает не вступившие в законную силу решения арбитражного суда в качестве второй инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Соответственно, арбитражный суд субъекта РФ, например, Арбитражный суд города Москвы, является судом первой инстанции, рассматривающим подведомственные арбитражу споры.

Арбитражный суд. Устройство

Внутренняя структура арбитражного суда является его устройством. Высший Арбитражный Суд РФ имеет следующее устройство:

  • Пленум ВАС РФ
  • Президиум ВАС РФ
  • Судебная коллегия по рассмотрению гражданских и иных споров;
  • Судебная коллегия по административным спорам.

Каждый арбитражный суд имеет свой аппарат, который осуществляет: прием входящих документов, содействие судьям при подготовке дел к судебным заседаниям, удостоверение копий судебных актов и их выдачу, рассылку документов, проверяет уплату гос. пошлины и другие полномочия. Внутренняя структура суда включает в себя канцелярию, экспедицию, судебные отделения (куда входят судьи, помощники, специалисты, секретари), судебные составы и их председателей, отдел судебных приставов и др.

Функции арбитражных судов, задачи арбитражного судопроизводства

В настоящее время арбитраж имеет две основные функции:

  1. рассмотрением подведомственных дел занимаются все арбитры
  2. изучение и обобщение судебной практики, подготовка и внесение законодательной инициативы – ВАС РФ

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет в виде Постановлений всем арбитражам порядок применения действующего законодательства. Совместно с Пленумом Верховного Суда РФ, он разрабатывает и принимает обязательные для всех судов постановления. Например, 01.06.1996 г. было принято постановление 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ», которое регулирует основы гражданских правоотношений и по настоящий момент.

Президиум ВАС РФ, публикуя в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», издает Информационные письма, разъясняющие арбитражную судебную практику законодательного регулирования по различным направлениям.

Общими задачами арбитражного судопроизводства, согласно АПК РФ, являются:

  • обеспечение защиты оспариваемых или нарушенных прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также государственных и муниципальных образований
  • реализация доступности правосудия для вышеуказанных лиц
  • соответствующее закону судебное разбирательство в разумный срок беспристрастным и независимым судом.

Судья арбитражного суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и работать по совместительству. Исключение из этого правила составляют только научно-исследовательская и педагогическая деятельность.

Также, судьи не вправе публично, где бы-то ни было, высказывать свое мнение относительно рассматриваемого спора. Полномочия судей не ограничены сроком и действуют до ухода судьи в отставку.

Подведомственность и подсудность споров арбитражному суду

Перед обращением за защитой нарушенного права в судебном порядке, арбитражный представитель должен понимать, какой суд уполномочен рассматривать данное дело. Подведомственность спора – означает принадлежность спора конкретному компетентному суду: арбитражному, суду общей юрисдикции (мировому судье), Конституционному суду РФ. Процессуальным законодательством каждой судебной ветви урегулированы вопросы подведомственности споров. Также, соглашением сторон может быть установлено рассмотрение споров в третейском суде, Международном коммерческом арбитражном суде и в других судейских образованиях. Следует уделять особое внимание перечню дел, рассматриваемых арбитражными судами, т.к. это не только экономические и административные споры.

Подсудность дел может быть родовой или территориальной. Родовая подсудность призвана разграничить рассмотрение дел между арбитражными судами различных уровней. Территориальная подсудность, как становится ясно из названия, подразумевает под собой разрешение спора в территориальном арбитражном суде в зависимости от места нахождения истца либо ответчика. Данное разграничение относится к арбитражным судам субъектов РФ.

Это основные понятия, которыми следует владеть, работая с арбитражным судопроизводством. На все другие вопросы я готов дать ответ, с использованием формы комментирования статьи.

Создание органов государственного арбитража датируется 1922 годом. 21 сентября 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР было издано «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1922 г., 60, ст. 769). Этим Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах — арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.

Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.

В соответствии с Конституцией СССР Верховный Совет СССР 30 ноября 1979 г. принял Закон СССР «О государственном арбитраже в СССР», который был введен в действие с 1 июля 1980г. Этим Законом определялись задачи — организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.

4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года.

Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.

Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти,

Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).

Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Место в судебной системе

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд (ВАС РФ)

Высший арбитражный суд Российской Федерации (ВАС РФ) (упразднен 06.08.2014 с передачей функций Верховному Суду Российской Федерации) — высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

Осуществлял в предусмотренных законодательством процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и давал разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС РФ рассматривал в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к его подсудности (дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ и некоторые иные), а также обеспечивал единое толкование и применения законодательства всеми арбитражными судами путем обобщения судебной практики (в форме обзоров судебной практики, информационных писем по отдельным вопросам).

Так, по вопросу применения к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров судьи посчитали, что банк не должен устанавливать мораторий на досрочное погашение кредитов и вводить штрафные санкции, взимать с заемщиков комиссию за открытие и ведение ссудного счета; относительно подсудности споров с гражданами-заемщиками ВАС РФ высказывал мнение, что банки не вправе включать в кредитные договоры положения о том, что споры с гражданами рассматриваются в суде по месту нахождения банка, а в случае включения такого положения в кредитный договор оно считается ничтожным.

ВАС РФ действовал в составе:

— Пленум ВАС РФ (решал важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов, в том числе рассматривал материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и давал разъяснения по вопросам судебной практики, решал вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке соответствия законов, иных нормативных актов Конституции России);

— президиум ВАС РФ (рассматривал в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов, а также отдельные вопросы судебной практики);

— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

— судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Официальный сайт ВАС РФ , который и сейчас предлагает много полезной для участников споров информации, в том числе:

— обобщения судебной практики, иные документы ВАС РФ, а также проекты таких документов, что позволяет не только выяснить позицию ВАС РФ по тому или иному вопросу, но и определить тенденции арбитражной практики;

— сервисы для помощи участникам споров: информация об арбитражных судах; требования, предъявляемые к форме и содержанию документов, используемых при обращении в суд; порядок представления документов в суд и обжалования судебных актов и т.д.;

— «картотека арбитражных дел», позволяющая отследить ход конкретных дел (как находящихся в производстве, так и уже разрешенных арбитражными судами), найти принятые по делу судебные акты и получить информацию о датах судебных заседаний. На сегодняшний день в картотеке содержится информация приблизительно по 7 млн дел;

— «система «Мой Арбитр» » дает возможность участникам дел в режиме онлайн совершать ряд процессуальных действий (например, подавать исковые заявления, отзывы на исковые заявления и встречные иски, жалобы на состоявшиеся судебные акты, ходатайства о назначении экспертизы, приобщении документов).

Высший арбитражный суд РФ

МОСКВА, 21 июн — РАПСИ. Президент РФ Владимир Путин в пятницу предложил объединить Верховный суд и Высший арбитражный суд и внести соответствующие изменения в Конституцию.

Высший арбитражный суд (ВАС) РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

ВАС действует в составе пленума, президиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Главным в деятельности ВАС является обеспечение единообразного толкования и применения всеми арбитражными судами законодательства, регулирующего экономические отношения. Эта важнейшая задача решается путем обобщения судебной практики и разъяснений пленумом или президиумом ВАС.

В состав пленума ВАС входят председатель и его заместители, а также судьи. В заседаниях пленума могут принимать участие представители других ветвей судебной власти, законодательной и исполнительной властей, научных учреждений и граждане. Пленум решает вопросы о выступлении с законодательной инициативой, об обращении в Конституционный суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, утверждает регламент арбитражных судов.

Судебные коллегии ВАС рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и нормативных правовых актов, осуществляют иные полномочия в соответствии с регламентом.

На ВАС закон возлагает организационное обеспечение деятельности арбитражных судов, подбор и подготовку кандидатов в судьи, работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, финансирование арбитражных судов.

Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формулированием практики исполнения законов и иных нормативных актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при ВАС действует научно-консультативный совет.

Руководство и состав

С января 2005 года Высший арбитражный суд РФ возглавляет Антон Иванов.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются Конституцией РФ, Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Федеральным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральным законом «О судебной системе Российской Федерации», Федеральным законом «Об органах судейского сообщества», законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации», законом РСФСР «О судоустройстве РСФСР» в части, не противоречащей законодательству РФ, и другими нормативными актами.

История

В дореволюционной России дела, подобные тем, которые находятся в компетенции современных арбитражных судов, разбирали коммерческие суды, которые рассматривали торговые и вексельные дела, а также дела о банкротстве или торговой несостоятельности. В 1922 году были созданы арбитражные комиссии — Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) и арбитражные комиссии при областных экономических совещаниях (ЭКО СО).

В мае 1931 года был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями. До 1974 года нижестоящие арбитражи не находились в соподчинении вышестоящим инстанциям, состояв при исполнительных органах. Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 года.

ВАС РФ в существующем виде работает с 1991 года. За все это время у суда было два председателя — Вениамин Яковлев, руководивший ВАС с 1992 по 2005 годы, и ныне возглавляющий суд Антон Иванов.

Высший арбитражный суд. Эпитафия

Вчера завершил свою работу Высший арбитражный суд РФ. Не помогло ни прямое указание в Конституции, ни высокопрофессиональный состав судей и консультантов этого суда. Последнее, скорее, способствовало его ликвидации, однако не это было главным, когда принимали решение об изничтожении этого суда. Главным было то, что этот вновь созданный в 1992 году орган, все же, был до некоторой степени судом, а не отделом администрации.

Конечно, этот орган был судом лишь частично. Многим юристам памятно дело о ликвидации НТВ. Тогда арбитражные суды первых инстанций ликвидировали компанию, несмотря на совершенно надуманный характер претензий. Но третья инстанция – Федеральный арбитражный суд Московского округа, председателем которого была Майкова Л.Н. – отменил эти решения именно в связи с абсолютной надуманностью иска. В течение недели, сколько я помню, Президиум Высшего арбитражного суда вернул всё обратно и ликвидировал НТВ. Обычно дела в Президиуме ВАС РФ на предварительном этапе рассматриваются месяца три, да и в самом Президиуме столько же. А тут – неделя. Майкову Л.Н. потом ушли в 2009 году: то ли она была слишком самостоятельной, то ли слишком московской (в смысле лужковской) неясно, но ушла она не добровольно – её выгнали.

Также и в деле ЮКОСа Высший арбитражный суд проявил себя не слишком судом. Решение Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП РФ о взыскании займов, выданных Юганскнефтегазу, было отменено под совершенно надуманным предлогом, и вообще, по всем арбитражным делам ЮКОСа были приняты решения, которые вряд ли можно назвать судебными.

Но все это по политическим делам. Трудно по таким делам ожидать в современной России чего-либо иного.

Но вот по обычным делам Высший арбитражный суд сделал очень много полезного. Прежде всего, практически с первых дней своего существования он начал вырабатывать и систематизировать правовые позиции по сложным делам, их публиковать и следить за тем, чтобы нижестоящие суды их придерживались. Это важнейшая функция высшего суда во всех странах – она во многом препятствует произволу. И Высший арбитражный суд в первые годы своего существования противостоял произволу. И это несмотря на то, что кадровый состав арбитражных судей поначалу составляли государственные арбитры, которые вообще не привыкли иметь дело с законом. Государственный арбитраж основывал свои решения преимущественно на ведомственных инструкциях. Но ведь инструкции — тоже правила и эти бывшие государственные чиновники, внезапно ощутившие себя судьями и носителями справедливости, в период с 1992 года по 2003 год отлично показали всему российскому бизнесу и тем государственным органам, которые контролировали бизнес, что такое жить по правилам. Но потом закона стало меньше, а произвола стало больше везде и трудно было ожидать, что арбитражная система окажется этим не затронута. Тем не менее, Высший арбитражный суд до последнего дня что-то пытался сделать. В результате мы сегодня можем с уверенностью сказать, что российские судьи ничуть не хуже заграничных понимают, что такое правосудие и прекрасно умеют его творить. Правда, пока они не умеют за себя постоять и их легко задавить.

Второе важнейшее дело¸ которое осуществил Высший арбитражный суд – он сделал деятельность судов более открытой. Не совсем, конечно. Материалы дел нам недоступны, да и не могут быть доступны. Но все решения, определения, постановления судов, все основные процессуальные действия, совершаемые судом, видны на интернет-сайтах судов и в единой картотеке арбитражных дел. Знакомство участников дел с их материалами поставлено на систематическую основу. Арбитражный процессуальный кодекс изменен в сторону большей открытости и информированности. У недобросовестных людей стало гораздо меньше возможностей манипулировать судом, неожиданно для всех перед самым вынесением решения представлять новые материалы и сведения. Продолжит ли Верховный суд эту практику – неизвестно.

В общем, с ликвидацией Высшего арбитражного суда закончился в России важный эксперимент. «У нас нет для вас других судей» — сказал как-то один из прорабов нынешней административной системы. У них для нас, может, и нет. Но у нас для них точно есть. Завершившийся эксперимент, на мой взгляд, это ясно подтвердил.

Читайте так же:  Тюмень медицинская страховка