Увеличится налог дохода физических лиц

Правительство выбрало самый простой путь

Увеличение НДФЛ в условиях, когда реальные доходы граждан падают четыре года подряд, нельзя назвать правильным, говорит экономист Игорь Николаев.

13:16, 23.03.2018 // Росбалт, Бизнес

В Кремле подтвердили сообщения СМИ о том, что правительство России на одном из первых заседаний после президентских выборов в числе прочих мер обсуждало возможность увеличения ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 15 процентов (при введении необлагаемого минимума).

О том, с чем связанны такие намерения кабинета министров и как эта мера, в случае ее принятия, отразится на россиянах, обозревателю «Росбалта» рассказал директор Института стратегического анализа Игорь Николаев.

— Чем на ваш взгляд, вызвана сегодня к жизни такая идея, как повышение налога на доходы физических лиц?

— Как известно, нам пообещали увеличение расходов на образование и здравоохранение. В президентском послании такие обнадеживающие слова прозвучали, хотя оно все-таки было посвящено другому — боеголовкам и так далее…

— Насколько велики шансы на то, что расходы на социалку действительно увеличат?

— После того, как стало очевидно, что такое решение (о повышении НДФЛ), как минимум, обсуждается, стало ясно, что шансы на то, что оно будет принято, достаточно велики. Но получается, что все эти дополнительные расходы на здравоохранение и образование будут профинансированы за наш счет.

НДФЛ ведь, как известно, налог не федеральный, а местный. Расходы на образование и здравоохранение в бюджетах регионов значительны. За счет чего-то их надо финансировать, а НДФЛ администрируется хорошо. Цена вопроса — около 600 млрд рублей. Это то, что будет получено дополнительно за счет повышения подоходного налога на два процента.

— Хватит этого на нормальное финансирование социальной сферы?

— Это существенные деньги. За счет них можно прилично поднять финансирование образования и здравоохранения. Другое дело, что никто не гарантирует, что эти средства пойдут на эти цели. Средства, которые мы платим по НДФЛ, «не окрашены». Это ведь не деньги каких-то целевых фондов. Здесь принцип такой, что они идут в общий котел, а дальше (распределяются) в зависимости от того, какое решение принимают власти о том, что и в каких объемах надо финансировать.

Поэтому нет гарантий, что эти средства дойдут до этих статей расходов, хотя региональные бюджеты, как было сказано, в значительном объеме тратятся именно на эти цели.

— А как вы оцениваете саму эту меру — увеличение подоходного налога до 15%?

— Вообще, на мой взгляд, это неправильно. Когда четыре года подряд реальные доходы населения падали, мы теперь будем поднимать НДФЛ! А потом еще и пенсионный возраст собираемся увеличить. Замечу, что только рост доходов населения в этом феврале дает какую-то небольшую надежду на укрепление благосостояния людей. Впрочем, мы понимаем, чем был вызван февральский рост доходов на четыре с лишним процента — президентскими выборами и увеличением зарплат бюджетников.

Сам подход к решению этой проблемы неправильный. Вначале реальные доходы должны начать устойчиво расти. В нынешней же ситуации поднимать подоходный налог — это неверно. Динамика доходов населения должна быть совершенно другой, ситуация с бедностью в стране (напомню, что у нас только по официальным данным 20 миллионов бедных) также должна быть другой. Только после этого подобные проблемы можно начать обсуждать.

— А в принципе само увеличение подоходного налога вы считаете верным?

— Не это правильное решение вопроса. Прогрессивная шкала налогообложения — вот, что нужно, а не повышение общей ставки НДФЛ. Увеличение общей ставки подоходного налога — это решение вопроса за счет всех, а не за счет наиболее богатых граждан.

— Причем мы же понимаем, что бедные ощутят рост НДФЛ на 2% сильнее всего, а богатые этого вообще особенно не заметят…

— Конечно! Для бедных эти два процентных пункта гораздо более весомы, чем для богатых. Поэтому такая мера будет ударом по бедным, небогатым, по среднему классу и станет ярким доказательством того, что правительство не собирается дополнительно обкладывать налогами богатых, чтобы кто не говорил о том, что «это коснется всех». Кстати говоря, я еще год назад, когда велись разговоры о прогрессивной шкале, спрогнозировал, что этим все и закончится. Поговорят-поговорят, а потом возьмут и поднимут общую ставку налогообложения.

Кроме того, надо понимать, что богатые живут не на одну зарплату. Например, предприниматель зачастую удовлетворяет те или иные свои потребности не за счет своих средств, а за счет компании. Это наемный работник удовлетворяет те же личные потребности, скажем, оплату автомобиля или покупку мебели, за счет своей зарплаты. А предприниматель зачастую «вешает» эти расходы на фирму. Только этот момент показывает, что богатые от увеличения подоходного налога вряд ли сильно пострадают.

Кроме того, непонятно, будут ли облагаться налогом доходы от дивидендов. Эта тема вообще не поднимается…

— Правильно ли я понимаю, что повышая НДФЛ правительство признает, что других источников денежных доходов у него нет?

— Мне кажется, что правительство таким шагом скорее признает, что оно готово идти по самому простому и гарантированному пути — так ему проще. Зачем ему еще чего-то придумывать?

Налог на доходы физических лиц: новации 2016 года

Баева Татьяна Евгеньевна,студентка 3 курса, учетнофинансового факультета ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», РФ, г. Ставрополь[email protected]

Глотова Ирина Ивановна,научный руководитель, канд. экономических наук, доцент ФГБОУ ВПО СтГАУ, РФ, г. Ставрополь

Налог на доходы физических лиц: новации 2016 года

Аннотация.С 2016 года в порядке исчисления налога на доходы физических лиц произойдут некоторые изменения.

В частности, всем привычный размер ставки должен вырасти с 13 до 16%. Особенности данных изменений в полной мере отражены в данной статье. Ключевые слова: налогообложение, налог на доходы физических лиц, минимальный размер оплаты труда, налоговая декларация 2 –НДФЛ, налоговый кодекс.

Налог на доходыфизическихлиц(НДФЛ)является одним из видов прямых налогов в Российской Федерации (РФ). Исчисляется он,в процентах от совокупного дохода физических лиц без включения в налоговую базу налоговых вычетов и сумм, освобожденных отналогообложения.НДФЛ уплачивается со всех видов доходов, полученных в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме.Основнаяставка НДФЛв России составляет13%. Для отдельных видов доходов установленыдругиеставки. Основная часть НДФЛ, прежде всего, с заработной платы, рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем. Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно.По итогам года, если необходимо, заполняется декларацияи рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию надо сдавать в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.На сайте нижней палаты российского парламента появились сведения, подтверждающие то, что на рассмотрение в Государственную Думу совсем недавно был внесен законопроект. Суть его такова –осуществить повышение с января 2016 года налоговые ставки на доходы физических лиц. Размер ставки, как гласит информация, должен вырасти с 13 до 16%. Такое предложение внес депутат от коммунистической партии Николай Рябов. Но здесь есть и примечательное отступление. От повышенного налогообложения планируется освободить такие доходы граждан, которые ежемесячно не превышают установленный минимальный размер оплаты труда. С 2015 года он составляет 5 965 рублей в месяц. Введение подобной меры, по мнению Рябова, поспособствует более корректному и дифференцированному подходу к системе начисления налогов на доходы россиян. А также позволит соблюсти все законодательные нормы в процессе нивелирования неравенства в оплате труда. Все это должно стать гарантом соблюдения единых и равных условий налогообложения для всех граждан. По расчетам самого депутата действительное увеличение налогов на доходы физических лиц с 2016 года коснется порядка 20% налогоплательщиков, имеющих наиболее высокие заработки. Реальный процент увеличения в данном случае будет составлять от 0,5 до 3%.Наряду со всем прочим, господин Рябов говорит о том, что предлагаемые изменения НДФЛ фактически не затронут 10% россиян, доходная часть которых близка к номинально начисленной средней зарплате за месяц. Также, по его словам, размер налогов должен снизиться примерно для 70% россиян, чьи доходы будут ниже, чемсредняя цифра по стране. Депутат отмечает, что такая система позволит установить налог в рамках не более 7% для тех людей, чей доход будет на уровне прожиточного минимума. С1 января 2016 года фактически вводится отчетный период. Поокончании первого квартала, полугодия и9 месяцев уналоговых агентов появляется новая обязанность—представить расчет овыплаченных суммах дохода, исчисленном, удержанном иперечисленном НДФЛ.Расчеты необходимо будет представлять непозднее последнего дня месяца, следующегозасоответствующим периодом, загод–непозднее 1 апреля года, следующего заистекшим налоговым периодом. Как ипрежде, налог исумма дохода исчисляются настающим итогом.Исходя изобсуждаемых проектов новой справки 2НДФЛ, вероятнее всего, будет утверждена принципиально новая форма, которая позволит более детализировать данные иинформацию поиностранным работникам, лицам сдвойным гражданством ит.д.Обсуждаются направления совершенствования контроля заправильным определением налогового статуса физических лиц. Сегодня взаконодательстве, вчастности, встатье207 Налогового Кодекса (НК)РФ, большие пробелы вподсчете количества дней нахождения физических лиц натерритории РФ. Предположительно, поэтому вопросу будут объединены базы таможенных иналоговых органов, чтопозволит автоматически проводить сопоставление ианализ данных.Помимо основного источника дохода –заработной платы, основная ставка составляет 13% от дохода налоговых резидентов РФ и начисляется в следующих случаях:1)при ведении преподавательской и консультационной деятельности; 2)при продаже или сдаче в аренду транспортных средств и недвижимости; 3)при получении дивидендов согласно долевому участию в организациях; 4)при выпадении выигрыша в лото, лотерее и пр. Помимо этого, НДФЛ в размере 15% облагаются граждане, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие дивиденды, установленные долей участия в деятельности организаций.С2016 года вся отчетность поНДФЛ, иквартальная игодовая, вбольшинстве случаев налоговыми агентами будет представляться вэлектронном виде. Исключение—организации, укоторых численность сотрудников вналоговом периоде составит до25 человек.Занепредставление расчетов поНДФЛ вводятся поправки в1 часть НК РФ. Так, вчастности, предусматривается штраф вразмере 1000рублейзакаждый полный инеполный месяц занепредставление налоговым агентом расчета сумм НДФЛ.С1 января 2016 года вводится новая статья 126.1, которая устанавливает штраф вразмере 500рублей запредставление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения. Данный штраф будет взиматься закаждый документ «сошибкой».Приведены всоответствие сотчетностью поНДФЛ ивсе другие санкционные меры занарушение норм Налогового кодекса вчасти представления отчетности (блокировка счета итд.).С2016 года датаполучения дохода ввиде материальной выгоды пополученным заемным средствам—последний день каждого месяца втечение срока, накоторый были предоставлены заемные средства. Сейчас это дата уплаты процентов позаемным средствам (ст. 223 НК РФ).Ачтоделать, если кредит беспроцентный? Возникает абсурдная ситуация, если процент запользование заемными средствами минимальный (например, 1%), тодоход ввиде материальной выгоды есть, аесли средства выданы под0% годовых, тотакого дохода нет. Илидругая ситуация: средства выданы на25 лет подопределенный процент, приэтом поусловиям договора ипроценты исумма займа выплачиваются единовременно через25 лет. Когда возникнет доход икак его считать, если срок исковой давности 3 года? С1 января 2016 года эти имногие другие вопросы снимаются вчасти определения даты дохода поматериальной выгоде от

Читайте так же:  Договор проката транспортного средства с экипажем

кредитных средств.Еще один важный вопрос поопределению даты получения дохода тоже снят: дата получения дохода посуммам, выданным вподотчет накомандировку—последний день месяца, вкотором утвержден авансовый отчет после возвращения работника изкомандировки.Решен вопрос одате перечисления удержанного налоговым агентом НДФЛ:1.непозднее дня, следующего заднем выплаты налогоплательщику дохода—касается, заработной платы, премий, дивидендов ит.д.;2.непозднее последнего числа месяца, вкотором произведены выплаты ввиде пособий повременной нетрудоспособности иотпускных.Любые изменения в регламенте оформления и подачи официальной документации требуют от ответственных лиц предельной внимательности. Во избежание ошибок эксперты настоятельно рекомендуют тщательно изучить все нововведения.Подводя итог, стоит отметить, что основные новшества, вводимые Федеральным законом №113ФЗ с2016года, осуществляются сцелью повышения собираемости НДФЛ иоперативности выявления ипресечения нарушений законодательства обисчислении иуплате данного налога.

Ссылки на источники1.Российская Федерация. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах»: ФЗ от 02.05.2015 № 113 // НК РФ. 2015. № 126. –Ст. 207. 2.Пансков В.Г. Налоги и налогообложениев Российской Федерации. –

М.: Издательский Дом «МЦФЭР»–М., 2013 г. –346 с. 3.

ЧерникД. Налоги и налогообложение: учебник–М.: ИнфраМ, 2014. –324 с.

Налог на доходы физических лиц в 2018 году

Налог на доходы физлиц является одним из источников, при помощи которых государство пополняет бюджет и обеспечивает расходные статьи основного финансового документа страны. Естественно, что в кризисные времена, когда каждый рубль, заработанный обычным россиянином, находится на счету, слухи по поводу повышения данного сбора вызывают серьезную тревогу.

Платить еще больше в условиях, когда продукты, услуги ЖКХ, проезд и одежда дорожают с завидной регулярностью, жителям страны совершенно не хочется. Сегодня эксперты в области политики и экономики успокаивают граждан РФ. Якобы, пока не пройдут президентские выборы, назначенные на 2018 год, о пересмотре налоговой политики речь идти не будет – такая мера слишком непопулярна для правящих кругов, которые желают остаться у власти.

Повышение ставки НДФЛ – непопулярная, но необходимая для бюджета мера

Тем не менее, уже к концу 2018 года с россиян могут начать взимать повышенную ставку НДФЛ. Согласно мнению представителей Минфина, повышение ставки на 2% может обеспечить поступления в размере 0,5 триллионов рублей в год. Сейчас данный сбор обеспечивает бюджету около 3,4 триллионов в национальной валюте. Давайте разберемся с вопросом, какие ставки НДФЛ уплачивают россияне сейчас, а также узнаем планы правительства на будущее.

Текущие ставки НДФЛ

Подоходный налог с физлиц налоговики собирают со всего работающего населения страны, облагая этим сбором зарплату, дивиденды, вклады и выигрыши. Исключение составляют лишь те виды доходов, которые получены в виде социальных выплат от государства – они, согласно законодательству России, освобождаются от уплаты НДФЛ. В 2017 году показатели НДФЛ по разным видам доходов выражаются следующим образом:

  • граждане Российской Федерации, получающие зарплату, уплачивают НДФЛ в размере 13% от ее суммы;
  • физические лица, получившие доход в виде дивидендов, также отчисляют в бюджет 13% сбора;
  • граждане Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Армении – стран, входящих в состав ЕАЭС, официально трудящиеся в России, являются плательщиками сбора в 13%;
  • такую же ставку (13%) должны уплачивать личности, относящиеся к категориям беженцев и иммигрантов;
  • жители страны, получившие выигрыш или осуществившие вложение, должны отчислить 35% с данного дохода;
  • нерезиденты, осуществляющие трудовую или предпринимательскую деятельность в России, уплачивают налог в размере 30% с доходов.

Таким образом, сегодня в российской налоговой практике применяется плоская шкала налогового обложения доходов россиян. При этом, согласно данным специалистов из Росстата, размер средней номинальной зарплаты в стране равен 38590 рублям, т.е. человек, получающий такую сумму, ежемесячно платит отчисление в размере чуть более 5000 рублей. Несложно посчитать, что в годовом выражении это будет примерно 60000 – сумма, которая для россиян с озвученным выше доходом является весьма существенной.

При этом эксперты, настаивающие на необходимости введения прогрессивной шкалы налогообложения, говорят, что сегодня увеличение сумм собираемых налогов чаще всего осуществляется за счет наименее обеспеченных категорий лиц. Такая практика приводит к тому, что разрыв между самыми богатыми и самыми бедными россиянами увеличивается катастрофическими темпами.

В 2018 году налог с доходов физических лиц может быть поднят на 2%

Возможные инновации 2018 года

К сожалению, речь о прогрессивном налогообложении доходов пока не идет. Минфин, Минэкономразвития и Центр стратегических разработок обсуждают совершенно иной налоговый маневр. Представители данных ведомств собираются оставить плоскую шкалу, но при этом считают, что налоговая нагрузка на население должна быть повышена. Единственное, в чем может выразиться «прогрессивность» новой системы налогообложения, так это в том, что будет введен некий необлагаемый налогами минимальный доход.

Данные инновации в правительстве обсуждаются еще с осени 2016 года. Напомним, что согласно распоряжению Владимира Путина Федеральное собрание должно разработать предложения по налоговому реформированию до декабря 2017 года. Президент заявил, что реформы фискальной сферы – это важная часть реализации плана по ускорению экономического роста России в период 2018-2024 годов. Что же касается предложений отдельных ведомств, то их можно выразить следующими тезисами:

  • Минфин настаивает, что НДФЛ нужно повысить до 15%, из которых от 6 до 8 процентных пункта следует перенаправлять в общефедеральный бюджет. Увеличение данного сбора можно компенсировать путем снижения ставки страховых отчислений, уменьшив ее до 21% (сейчас она составляет 30%);
  • Представители Минэкономразвития предлагают увеличить ставку НДФЛ до 15% и ввести понятие вычета, равного сумме прожиточного минимума. При этом из данного ведомства поступают предложения по увеличению НДС до 21% (текущая ставка равна 18%) и снижению страховых сборов до 21%;
  • В Центре стратегических разработок говорят о том, что НДФЛ нужно увеличить до 17%, однако предоставлять всем или самым бедным россиянам право на вычет в размере прожиточного минимума.

Стоит отметить, что некоторые эксперты из правительственных структур предлагают, чтобы каждая региональная власть утверждала ставки НДФЛ самостоятельно.

Россияне могут получить право на вычет в размере прожиточного минимума

Отдельно нужно упомянуть о законопроекте, который был внесен на парламентское рассмотрение от инициативной группы депутатов из ЛДПР. В данном документе предлагается освободить от уплаты подоходных сборов тех россиян, которые получают зарплату в сумме меньше чем 15000 рублей. А вот для всех остальных категорий предлагается ввести прогрессивную налоговую шкалу, которая заставит раскошелиться обладателей сверхдоходов. Основные тезисы и предложения законопроекта выражаются в следующем:

  • люди, получающие в год доход от 180 тысяч до 2,4 миллионов рублей, уплачивают налог в размере 13%. При этом налогообложению предлагается подвергать лишь ту часть дохода, которая выходит за планку в 180 тысяч;
  • личности, сумевшие получить доход от 2,4 миллионов до 100 миллионов рублей, должны уплачивать фиксированный налог в размере 289 тысяч в год и еще 30% от сумм дохода, которые выходят за пределы 2,4 миллионов;
  • категория лиц, получающая в год свыше 100 миллионов, должна платить фиксированный НДФЛ в сумме 29,6 миллионов рублей и дополнительно отчислять 70% от дохода, который вышел за пределы 100 миллионов.
Читайте так же:  Приказ 186 мвд рф от

Согласно словам Игоря Шувалова, занимающего пост первого вице-премьера страны, перестройка налоговой системы планируется уже в 2018 году.

Частные эксперты выражают мнение, что такие эксперименты с НДФЛ могут стать провальными. Прежде всего, они прогнозируют повсеместный возврат серой схемы зарплатных выплат в коммерческих структурах. Фирмы могут использовать вполне официальные лазейки – например, регистрировать своих работников в качестве ИП, чтобы уплачивать налог в 6%, либо выплачивать зарплату, замаскированную под проценты от депозитов. При этом сегодня теневая часть выплаты вознаграждения работникам оценивается в сумму около 5 триллионов рублей.

(0 оценок)

Увеличение подоходного налога до 20% может забрать у россиян месячный доход

50 процентов серого

В России разгорелся скандал, вызванный публикацией «Уолл-стрит-джорнел» (Wall Street Journal). Если верить этому одному из крупнейших и влиятельнейших американских изданий, речь идет о повышении налогов для физлиц, которое российским властям нужно, чтобы сократить дефицит бюджета. Якобы прорабатываются два варианта. Первый: ввести прогрессивную шкалу, подробности, правда, неизвестны. Второй: оставить плоскую шкалу налогообложения, но резко увеличить подоходный налог (он же налог на доходы физических лиц — НДФЛ). И вот здесь детали как раз приводятся: с нынешних 13% до 20%.

Подождем до выборов

Подоходный налог могут повысить после окончания выборного цикла, то есть после 2018-го года. Иначе никак. Сырьевых поступлений для исполнения бюджета правительству не хватает. Разрыв между доходами и расходами слишком велик, и без роста налогов, по данным «Уолл-стрит-джорнел», отечественные чиновники обойтись не могут.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков информацию опроверг: «Никаких решений на этот счет нет, какая будет экономическая конъюнктура в 2018 году после президентских выборов, сейчас вряд ли кто-то сможет спрогнозировать». Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что ведомство не готовит предложения по повышению фискальной нагрузки. Не знают об этом и в Минэкономразвития.

Завоевание российской экономики

Что интересно, недавно МЭР опубликовало очередной экономический прогноз. Судя по документу, предполагается, что в ближайшее время россиянам не видать роста зарплат. Средства же, сэкономленные на оплате труда, пойдут на инвестиции в экономический рост. При этом не очень понятно, за счет чего появятся деньги. А сообщения о возможном повышении налогов в эту концепцию прекрасно укладываются. Иными словами, чиновники готовы снова залезть в карман граждан.

В России с 2001 года действует плоская шкала налогообложения. Подоходный налог для всех, независимо от заработка, составляет 13%. Власти обычно преподносят это как «завоевание российской экономики», потому что в других странах налоги гораздо выше. На самом деле завоевание сомнительное. Плоская шкала характерна для отсталых экономик, в развитых используется прогрессивная: богатые платят много, бедные — мало или вообще ничего.

Депутаты Госдумы регулярно пытаются принять закон о прогрессивной шкале. Но до сего времени попытки успехом не увенчались и сомнительно, что в России отменят плоскую шкалу. Интересы тех, кто не желает делиться с государством высокими доходами, видимо, перевешивают. Забавно, что ввести «прогрессивку» хотят коммунисты: они по примеру цивилизованных демократий желают забрать у богатых и отдать бедным. А вот те, кто с восхищением смотрят на экономические успехи западного мира, принимать его правила не хотят.

Налог для бедных

Пока цены не нефть были высокими, власти все устраивало. После прошлых президентских выборов в правительстве обещали несколько лет не повышать налоги. Сейчас ситуация в корне изменилась. По сути чиновники уже нарушили свои обещания. Каждый год повышаются тарифы на газ, электроэнергию, грузоперевозки. Один из последних примеров – плата за проезд по трассам для дальнобойщиков. После введения системы «Платон» даже в Центробанке признали, что это внесет свой вклад в инфляцию.

Сын первого президента Гвинейской Республики и его супруга обвиняются в том, что на протяжении 16 лет удерживали в качестве рабыни в США гвинейскую девочку.

Рост потребительских цен недаром называют «налогом для бедных». Можно убеждать граждан потерпеть высокую инфляцию, которую страна «заработала» из-за вражеских санкций, из-за обрушивших курс рубля финансовых спекулянтов. Но немалый вклад внесли и сами чиновники, повышая все что можно, ища хоть малейший повод, чтобы увеличить сборы.

Впрочем, все вышеперечисленное – косвенные налоги. Прямые власти пока не трогали. Реакция на повышение подоходного налога вполне предсказуема. Часть компаний, чтобы сохранить для работников зарплаты, уйдет в тень. Все это мы уже проходили в 1990-х. Правда, есть принципиальная разница. Во-первых, аппарат налоговой за это время окреп, и ФНС собирает налоги гораздо эффективнее. А, во-вторых, в государстве выросла роль силовиков.

Во время «медведевской» либерализации следователям запретили самостоятельно возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям. Сейчас Следственному комитету это право вернули. И те, кому в голову придет поменять белую схему на серую, могут столкнуться с большими проблемами. Власти наверняка дадут правоохранителям установку за этим проследить.

Масштаб бедствия легко может представить каждый россиянин. Достаточно отнять из своей зарплаты 7%. С одной стороны эта «счастливая» цифра не кажется слишком большой. С другой, такое повышение очень негативно отразится на жизни граждан.

Для примера возьмем среднее по стране жалованье: около 34 тысяч рублей (по последним данным Росстата). Если власти повысят подоходный налог на 7%, то обладатель этой зарплаты каждый месяц будет лишаться почти 2400 рублей. За год эта сумма приблизится к 30 тысячам рублей. То есть, по сути, правительство может забрать у россиян месячный доход. По идее он должен вернуться к честным налогоплательщикам в виде всяких бюджетных благ. Но вернется ли – большой вопрос.

Не надо забывать и о большой закредитованности россиян. Четверть жителей страны, по данным ЦБ, должны банкам 10 триллионов рублей. В условиях, когда цены, в отличие от доходов, резко выросли, да еще и висит кредит – 7% могут составлять и половину свободных денег. Аргумент, что граждан никто не заставлял занимать деньги, не слишком справедлив. Не секрет, что перед прошлыми выборами банки, в первую очередь государственные, активно предлагали средства жителям. Возьми и купи стиральную машинку, почувствуй заботу властей.

Счастливые времена, когда зарплаты росли, а деньги раздавали на каждом углу – ушли и, вероятно, надолго. Та активность, с которой чиновники опровергают возможное повышение налогов, наводит на мысль, что оно неизбежно. Власти словно дают сигнал: вы, уважаемые физлица, по нашему мнению, и так слишком долго жили хорошо, настало время расплаты. Кстати, чем не фраза для героя-сантехника из какого-нибудь фильма для взрослых.

Увеличится налог дохода физических лиц

​Депутат Госдумы Николай Рябов (фракция КПРФ) внес в нижнюю палату парламента законопроект, предусматривающий повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Рябов предложил увеличить ставку НДФЛ с 13% до 16%, «освободив от налогообложения доходы, в отношении которых указанная ставка предусмотрена, в части, не превышающей минимальный размер оплаты труда [МРОТ] ежемесячно». С 1 января 2015 года МРОТ составляет 5 тысяч 965 рублей в месяц.

Как отмечает депутат-коммунист в пояснительной записке к проекту закона, в России довольна высока дифференциация в доходах различных групп населения. Он ссылается на приводимые им данные Росстата, согласно которым средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами превышает средний уровень денежных доходов 10% населения с самыми низкими доходами более чем в 16 раз. А свыше 70% населения имеет среднедушевой ежемесячный доход ниже номинально начисленной среднемесячной заработной платы по стране.

Хотя Рябов считает, что прогрессивная шкала налогообложения могла бы обеспечить уменьшение рисков, связанных с социальной напряженностью, однако, отмечает парламентарий, ее введение «может привести к уклонению от уплаты налога и снижению поступлений в бюджет». Кроме того, согласен он, единая ставка налогообложения значительно упрощает исчисление и уплату налога.

В связи с этим Рябов и предлагает схему, увязывающую повышение ставки налогообложения физических лиц с МРОТ.

В пояснительной записке он приводит таблицу, из которой следует, что граждане, чей доход ниже прожиточного минимума, будут освобождены от НДФЛ. Увеличение ставки выше нынешних 13% коснется тех, чей доход превышает примерно 35 тыс. руб. в месяц. У тех, у кого он равняется 35 тыс. руб., НДФЛ составит 13,3%. Для лиц, чей доход составляет 40 тыс. руб. в месяц, ставка составит примерно 13,6%, 50 тыс. руб. — 14,1%, 100 тыс. руб. — 15%, 1 млн руб. — 15,9%.

Читайте так же:  Ходатайство о малозначительности административного правонарушения

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Экономический словарь . 2010 .

Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» в других словарях:

Налог на доходы физических лиц — (сокращ. НДФЛ) является прямым налогом. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физлица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физлица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не… … Бухгалтерская энциклопедия

Налог на доходы физических лиц — (сокращ. НДФЛ) является прямым налогом. Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физлица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физлица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не… … Бухгалтерская энциклопедия

Налог на доходы физических лиц — (англ. tax on private income) в РФ налог, заменивший собой подоходный налог с физических лиц после введения в действие части второй НК РФ* (с 1.01.2001 г.). Налогоплательщиками Н. на д.ф.л. признаются … Энциклопедия права

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ налог, которым облагается сумма совокупного дохода физического лица в денежном исчислении за истекший налоговый период. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде… … Юридическая энциклопедия

Налог на доходы физических лиц — (Income tax ) налог , плательщиками которого являются физические лица, налоговые резиденты РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в России. Налогом облагаются все доходы,… … Экономико-математический словарь

налог на доходы физических лиц — Налог, плательщиками которого являются физические лица, налоговые резиденты РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в России. Налогом облагаются все доходы, получаемые гражданами в… … Справочник технического переводчика

Налог на доходы физических лиц — Подоходный налог основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством. Противники подоходных налогов часто… … Википедия

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — федеральный налог по НК (глава 23) и Закону об основах налоговой системы. Взимается с 1 января 2001 г., до этого взимался подоходный налог с физических лиц. Приказом МНС от 29 ноября 2000 г. № БГ 3 08/415 утверждены Методические рекомендации… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Налог на доходы физических лиц — (подоходный налог) 1. Налог федеральный. Регулируется главой 23 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 217 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. 2. Предусматриваются 4 группы налоговых вычетов: Стандартные налоговые вычеты … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ — введен с 1 янв. 2001 (гл. 23 Налогового кодекса РФ). Плательщики: физич. лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также не являющиеся налоговыми резидентами РФ, но получающие доходы от источников, расположенных в России (налоговые резиденты… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Увеличится налог дохода физических лиц

Повышение ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с нынешних 13 до 17% позволило бы почти сбалансировать бюджетную систему России, а вместе с ускорением налогового маневра в нефтяной отрасли и отменой неэффективных налоговых льгот вывело бы бюджет расширенного правительства в зону профицита без учета расходов на обслуживание долга. Это следует из расчетов экспертов, представленных в начале февраля на заседании рабочей группы Экономического совета при президенте (документ есть у РБК). Расчеты готовили сотрудники РАНХиГС, Института Гайдара и ВАВТ по просьбе Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, говорит один из авторов доклада — директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский.

Власти сейчас готовят контуры новой налоговой политики вслед за поручением президента Владимира Путина провести «настройку» налоговой системы. Общий уровень налоговой нагрузки на экономику они менять не хотят, но предлагают перераспределить различные налоги и социальные взносы, чтобы стимулировать деловую активность, повысить конкурентоспособность экономики и улучшить структуру доходов бюджетной системы.

Плюс 1% ВВП за счет подоходного налога

Сценарий, представленный в рамках Экономического совета, предполагает рост подоходного налога с 2020 года. Последствия просчитаны для бюджета расширенного правительства — федеральный бюджет, региональные и муниципальные бюджеты плюс бюджеты социальных фондов (в прошлом году дефицит расширенного бюджета составил почти 3,7% ВВП). Если в существующих налоговых условиях дефицит в 2020 году составит 1,5% ВВП, то повышение НДФЛ позволило бы сократить его сразу на 1% ВВП, следует из расчетов. В текущей ситуации дефицит расширенного правительства будет сохраняться каждый год вплоть до 2035-го, когда он достигнет пика — 3,4% ВВП. В основе расчетов лежит цена нефти в $45 за баррель.

Расчеты были представлены в рамках доклада «Ограничения и задачи бюджетной политики до 2024 года» на заседании рабочей группы, которое прошло в ЦСР в начале февраля, говорит РБК один из участников встречи. Презентацию показал ректор ВАВТ Сергей Синельников-Мурылев, уточняет представитель ЦСР. Он подчеркивает, что это не предложения ЦСР — те будут готовы только к маю вместе со всей программой, которую пишут эксперты центра. На заседании присутствовал министр финансов Антон Силуанов. На лекции в Финансовом университете 15 февраля он упомянул про оценки, предполагающие повышение НДФЛ на 4 п.п., но не уточнил, кому они принадлежат (пресс-служба Минфина не смогла это уточнить позднее). Минфин придерживается точки зрения, что трогать ставку НДФЛ не нужно, говорит источник РБК в ведомстве. Представители Минэкономразвития не присутствовали на заседании в ЦСР, предложения или расчеты о повышении НДФЛ в ведомство не поступали, сообщила РБК представитель министерства.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью пяти телеканалам в середине декабря заявил, что шкала подоходного налога останется плоской. Однако на вопрос, останется ли ставка на том же уровне, что и сейчас, или будет «повыше», прямого ответа он не дал. «Что же касается конкретных цифр, дайте возможность правительству поработать. Очевидно, что эти изменения не должны быть существенными, если они вообще будут», — сказал глава правительства.

Отдельно эксперты просчитали результат повышения подоходного налога до 15%, но в условиях 2015 года. В таком случае доходы консолидированных региональных бюджетов (именно туда идут поступления от НДФЛ) выросли бы на 0,5% ВВП.

Риски есть, но их можно нивелировать

Рост ставки НДФЛ влечет риск ухода граждан в теневой сектор, допускает Дробышевский, но этот риск можно снизить при одновременном сокращении тарифа страховых взносов до 22% (сейчас — 30%). Подоходный налог в 13% — низкий, однако его повышение должно идти в комплексе с другими реформами, считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Согласно долгосрочному бюджетному прогнозу, доходы государства относительно размера экономики при неизменных налоговых условиях в предстоящие годы будут сокращаться — с 33,3% ВВП в 2016 году до 29,9% в 2034 году. Это произойдет в связи с изменением условий торговли, снижением доли нефтегазового сектора в ВВП и ухудшением условий добычи. Еще одна проблема — недостаточный объем производительных расходов, которые способствуют экономическому росту. Увеличить их благодаря уменьшению непроизводительных трат «в полном объеме невозможно», так как российское общество традиционно предъявляет высокий запрос на перераспределение доходов и предоставление благ, указывают эксперты.

По мнению авторов доклада, повышать налоги в 2017–2018 годах не следует, но прибегнуть к этой мере стоит с 2019 года, когда начнется экономический рост и доверие граждан к государству повысится. Силуанов считает, что уровень налоговой нагрузки в экономике целесообразно будет зафиксировать по состоянию на 2019 год и не менять в течение хотя бы шести лет, сказал он 15 февраля. Минэкономразвития и Минфин сейчас обсуждают схему «21/21», при которой снижение страховых взносов до 21% будет профинансировано за счет повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с нынешних 18 до 21%, говорили источники РБК. Впрочем, дискуссия еще не закрыта.

Повышение ставки НДФЛ не единственная налоговая мера, рассматриваемая экспертами, хотя и самая эффективная. Так, налоговый маневр в нефтяном секторе дал бы положительный фискальный эффект в 0,7–0,9% ВВП в 2019–2035 годах. Постепенная отмена налоговых льгот и улучшение администрирования помогли бы увеличить доходы на 0,1–0,5%. Общая идея — в том, чтобы достичь в бюджетной системе нулевого первичного дефицита или даже профицита (первичный баланс — без учета расходов на обслуживание долга).

Авторы документа не направляли его в правительство или Минфин, говорит Дробышевский.

При участии Ивана Ткачева, Анны Могилевской