Ук рф статья 178

Статья 178. Ограничение конкуренции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ наименование статьи 178 изложено в новой редакции

Статья 178 . Ограничение конкуренции

См. комментарии к статье 178 УК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ в часть 1 статьи 178 внесены изменения

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 178 внесены изменения

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 3 статьи 178 внесены изменения

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ пункт 1 примечания к статье 178 изложен в новой редакции

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ пункт 2 примечания к статье 178 изложен в новой редакции

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ пункт 3 примечания к статье 178 изложен в новой редакции

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарии к ст. 178 УК РФ

1. Исключительно важное значение для уяснения положений ст. 178 имеет Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. от 01.03.2011). В нем, в частности, раскрыто содержание понятий: «конкуренция», «монополистическая деятельность», «товарный рынок» и ряд других, уяснение которых необходимо для применения антимонопольного, в том числе уголовного законодательства. В ст. ст. 10, 11, 15 и 16 Федерального закона «О защите конкуренции» содержатся запреты совершения различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I) Ст. 3434; 2009. N 29. Ст. 3618.

2. Объективная сторона может быть выражена различными действиями, указанными непосредственно в законе.

Монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (при наличии такого рынка в России или за ее пределами), в том числе установленная путем:

1) повышения прежней цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо его изменение незначительно; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились; б) состав продавцов или покупателей обусловливают возможность снижения цены товара; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону ее уменьшения.

Соответственно, монопольно низкой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена ниже суммы необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке (при наличии такого рынка в России или за ее пределами), в том числе установленная путем:

1) снижения прежней цены, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара; б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо его изменение незначительно; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом: а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли; б) состав продавцов или покупателей обусловливают возможность повышения цены товара; в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение и тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения.

Применительно к оказанию финансовых услуг названным Законом выработаны понятия необоснованно высокой и необоснованно низкой цены — цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию.

Понятие доминирующего положения подробно раскрывается в ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции». Неоднократным признается совершение лицом злоупотребления доминирующим положением более двух раз в течение трех лет, за которые оно было привлечено к административной ответственности.

3. Под рынком в комментируемой статье понимается товарный рынок, т.е. сфера обращения товара (в том числе иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из их экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность или целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

4. Федеральный закон «О защите конкуренции» запрещает соглашения или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами на товарном рынке, которые приводят или могут привести к: установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу товарного рынка по территориальному принципу, по объему продажи или покупки товаров, по ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); созданию препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам и т.д.

Читайте так же:  Договор гпх с менеджером

Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, иным органам и организациям, наделенным функциями или правами указанных органов власти, государственным внебюджетным фондам, Центральному банку РФ запрещается принимать акты и (или) совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (ст. ст. 15 и 16 Федерального закона «О защите конкуренции»).

5. Ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности может выражаться в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может быть введение необоснованных запретов на продажу (покупку) товара из одного региона в другой, создание неблагоприятного режима деятельности, воспрепятствование перевозке, размещению или хранению товаров, принудительная скупка товаров у хозяйствующих субъектов, запрет на производство тем или иным хозяйствующим субъектам определенных товаров (работ, услуг), отказ в легитимации предпринимателей, уничтожение или повреждение товаров, физическое или психическое воздействие и т.д.

6. Установление единых высоких или низких цен достигается в результате соглашения (согласованных действий) конкурирующих хозяйствующих субъектов.

Преступление признается оконченным с момента: а) причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству (более 1 млн. руб.) либо б) извлечения дохода в крупном размере (свыше 5 млн. руб.).

7. Все названные выше действия совершаются умышленно. Причинение крупного ущерба при этом желается либо сознательно допускается.

Целями совершения деяний являются недопущение, ограничение или устранение конкуренции, что дает возможность извлекать более высокую прибыль.

8. Субъектом преступления могут быть руководители коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных соответствующими функциями органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка РФ, которые могут действовать в сговоре с хозяйствующими субъектами или самостоятельно.

Недопущение, ограничение или устранение конкуренции, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, предусмотрено в качестве квалифицированного состава рассматриваемого преступления (п. «а» ч. 2 ст. 178).

9. При подобной деятельности должностных лиц возникает конкуренция нескольких уголовно-правовых норм: ст. 169, ч. 2 ст. 178 и ст. 285 (или ст. 286) УК. В этом случае специальной нормой по отношению к двум другим является норма, содержащаяся в п. «а» ч. 2 ст. 178, по которой следует квалифицировать действия должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения и направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

10. Квалифицированным видом рассматриваемого преступления является его сопряженность с уничтожением или повреждением чужого имущества или угрозой его уничтожения или повреждения при отсутствии признаков вымогательства (п. «б» ч. 2 ст. 178). В этих случаях совершается посягательство не только на установленный порядок осуществления экономической деятельности, но и на личность или на собственность.

В отличие от вымогательства недопущение, ограничение или устранение конкуренции с применением насилия, уничтожением или повреждением чужого имущества либо угрозами совершения подобных действий будут иметь место, когда данные действия и угрозы не связаны с требованием безвозмездной передачи имущества или права на имущество либо совершения действий имущественного характера, результатом которых будет нарушение отношений собственности. Умысел виновного в этом случае направлен именно на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.

11. Понятия «особо крупный ущерб» и «доход в особо крупном размере» (п. «в» ч. 2 ст. 178) раскрываются в п. п. 1 и 2 примечания к комментируемой статье.

12. Частью 3 ст. 178 охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, уничтожение или повреждение чужого имущества любым способом и в любом размере. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, а также убийство требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям УК.

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрен специальный вид освобождения от уголовной ответственности. Это возможно при наличии следующих условий: лицо, виновное в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, способствует его раскрытию; возместит причиненный ущерб или перечислит в федеральный бюджет доход, полученный в результате действий, предусмотренных ст. 178; в его действиях не содержится иного состава преступления.

Госдума переписала статью 178 УК и не подпустила ФАС к оперативным разработкам

Госдума в пятницу приняла со значительными правками в ключевом втором чтении правительственный законопроект, призванный повысить эффективность предупреждения и пресечения картельных соглашений, сообщается в материалах ГД.

Этим документом вносятся изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ. Статья, которая сейчас именуется «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции», получает название «Ограничение конкуренции». Состав преступления, предусмотренный этой статьей, теперь формулируется в части первой в новой редакции – «ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере».

«Предлагаемые правки юридико-технического характера обусловлены сложившейся практикой неправильного толкования действующей редакции указанной статьи», – отмечали разработчики законопроекта из ФАС России. Действующая редакция части первой статьи 178 позволяет правоприменителю рассматривать такие способы нарушения антимонопольного законодательства, как картельное соглашение и неоднократное злоупотребление доминирующим положением, не в качестве альтернативных, а в качестве обязательных в совокупности. Кроме того, исходя из возможного толкования действующей редакции статьи 178, уголовному преследованию подлежат не сами по себе картельный сговор или неоднократное злоупотребление доминирующим положением, а такие сговор или злоупотребление, которые привели к недопущению, устранению или ограничению конкуренции.

В примечании к статье 178 законопроектом увеличены размеры дохода и ущерба для ее целей. Размер крупного дохода возрос с 5 млн до 50 млн руб., особо крупного – с 25 млн до 250 млн руб. Крупного ущерба – с 1 млн до 10 млн руб., а особо крупного ущерба – с 3 млн до 30 млн руб.

Одновременно устанавливается, что по статье 178 будет освобождаться от уголовной ответственности лишь лицо, которое «первым из числа соучастников преступления добровольно сообщил об этом преступлении» (пока для этого достаточно способствовать раскрытию преступления, возместить ущерб или иным образом загладить вред).

Напомним, что в первом чтении законопроект был принят еще в апреле 2013 года. Первоначально он содержал также поправки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» о возможности использования органами ФАС при рассмотрении заявлений, материалов или дел о нарушении антимонопольного законодательства результатов ОРД, полученных в целях выявления признаков преступления по статье 178 УК РФ. Предполагалось, что они должны будут направляться в антимонопольный орган органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность.

И наконец, во внесенной правительством редакции законопроекта «для уточнения практики возбуждения уголовных дел по статье 178 УК РФ» предлагались поправки в статью 23 закона «О защите конкуренции», предусматривающие наделение антимонопольного органа полномочием по направлению правоохранительным органам материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

В итоговом варианте законопроекта сохранились лишь поправки в Уголовный кодекс.

С текстом законопроекта № 260190-6 «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части уточнения критериев ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции) можно ознакомиться здесь.

Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции

Текущая редакция ст. 178 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —
наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

2. Те же деяния:
а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;
в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к статье 178 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — отношения, возникающие в связи с гарантированными Конституцией РФ (ч.1 ст. 8) единством экономического пространства, свободным перемещением товаров, услуг и финансовых средств, поддержкой конкуренции, свободой экономической деятельности, а также (ч.2 ст. 34) недопустимостью экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; дополнительный — отношения, возникающие в связи с экономической деятельностью хозяйствующих субъектов, здоровьем человека, отношениями собственности;
2) объективная сторона: действия (бездействия), выражающиеся в недопущении, ограничении или устранении конкуренции посредством:
а) заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля);
б) неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся:
— в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
— в необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

Обязательным условием данного преступного посягательства являются общественно-опасные последствия в виде причинения крупного ущерба гражданам, организациям или государству либо извлечения дохода в крупном размере;
3) субъект: вменяемое физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста (это может быть индивидуальный предприниматель, руководитель юридического лица (коммерческой или некоммерческой организации), их представители). По п.»а» ч.2 ст. 178 УК РФ — лицо, совершившее преступное посягательство с использованием своего служебного положения;
4) субъективная сторона: характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел).

Читайте так же:  Ходатайство об опросе свидетелей в суде

Преступление считается оконченным после наступления общественно-опасных последствий (причинение крупного ущерба — более 1 млн. рублей; извлечение дохода в крупном размере — более 5 млн. рублей), а до их наступления при наличии умысла квалифицируются как покушение на совершение преступления.

К квалифицирующим признакам (ч.2 ст. 178 УК РФ) преступления относятся характеризируемые по ч.1 ст. 178 УК РФ деяния:
1) совершенные лицом с использованием своего служебного положения (см. примечание к ст. 201, 285 УК РФ);
2) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства (см. комментарий к ч.2 ст. 35 УК РФ). Дополнительной квалификации по ст. 167 УК РФ не требуется;
3) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере.

Преступление, квалифицируемое по ч.2 ст. 178 УК РФ, считается оконченным после наступления общественно-опасных последствий (использование служебного положения; сопряженное с уничтожением или повреждением чужого имущества либо угрозой этого; причинением особо крупного ущерба (более 3 млн. рублей) либо повлекшее извлечение дохода в особо крупном размере (более 25 млн. рублей), а до их наступления при наличии умысла квалифицируется как покушение на совершение преступления.

Особо квалифицированный состав преступления предусмотрен в ч.3 ст. 178 УК РФ — совершение деяний, предусмотренных ч.1 и 2 ст. 178 УК РФ, с применением насилия или с угрозой его применения. Состав преступления, предусмотренный ч.3 ст. 178 УК РФ охватывает нанесение побоев (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ и комментарий к ней), умышленное причинение легкого (ст. 115 УК) и средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ). Причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ с комментариями), а также умышленное причинение смерти другому человеку (статья 105 УК РФ с комментариями) требуют дополнительной квалификации.

Пункт 3 примечания к комментируемой статье предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности лица, его совершившего. Для этого необходимо, чтобы оно способствовало раскрытию этого преступления, возместило ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате действий, предусмотренных комментируемой статьей, и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ст. 8 — в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; ст. 34 — каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).

2) ФЗ «О защите конкуренции»;
3) КоАП РФ (ст. 14.9, 14.31);
4) ЛК РФ (ст. 50);
5) ГрК РФ (ст. 55.5);
6) ВК РФ (ст. 40);
7) ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 10);
8) ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (ст. 14.1);
9) ФЗ «О естественных монополиях»;
10) постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»;
11) постановление Правительства РФ от 19.12.2007 N 896 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов»;
12) приказ Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»;
13) приказ Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

3. Судебная практика:
1) кассационное определение СК по уголовным делам ВС РФ от 12.04.2010 N 46-010-26сп, 46-010-27сп;
2) приговор Вологодского городского суда г.Вологды от 13.02.2012 по делу N 1-15/2012 в отношении гр.К., признанного виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 286, ч.1, п.»а», «в» ч.2 ст. 178 УК РФ.

________________
URL: http://www.gcourts.ru/case/6872522.

Консультации и комментарии юристов по ст 178 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 178 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 178 УК РФ. Ограничение конкуренции

Новая редакция Ст. 178 УК РФ

1. Ограничение конкуренции путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года либо без такового.

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

б) сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства;

в) причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет.

Примечания. 1. Доходом в крупном размере в настоящей статье признается доход, сумма которого превышает пятьдесят миллионов рублей, а доходом в особо крупном размере — двести пятьдесят миллионов рублей.

2. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает десять миллионов рублей, а особо крупным ущербом — тридцать миллионов рублей.

3. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно первым из числа соучастников преступления добровольно сообщило об этом преступлении, активно способствовало его раскрытию и (или) расследованию, возместило причиненный этим преступлением ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Статье 178 УК РФ

1. Нормативный материал: ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» ; ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 26.07.2006) ; ФЗ от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. от 04.05.2006) ; письмо ГКАП России от 14.03.1996 N ВБ/1034 «О выявлении монопольно высоких цен»; Приказ МАП России от 20.12.1996 N 169 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках» (в ред. от 25.04.2006) и др.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Ведомости РФ. 1991. N 16. Ст. 499; 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066; 2002. N 41. Ст. 3969; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3429; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2003. N 2. Ст. 168, N 13. Ст. 1181; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 1. Ст. 10, N 19. Ст. 2063.

БНА. 1997. N 3; 1999. N 18 — 19; 2006. N 32.

2. Объективная сторона составов преступления представлена тремя самостоятельными формами: а) недопущением конкуренции; б) ограничением конкуренции; в) устранением конкуренции.

Любая из названных форм может быть совершена одним из шести указанных в законе способов: 1) установлением или поддержанием монопольно высоких цен; 2) установлением или поддержанием монопольно низких цен; 3) разделом рынка; 4) ограничением доступа на рынок других субъектов экономической деятельности; 5) устранением с рынка других субъектов экономической деятельности; 6) установлением или поддержанием единых цен.

3. В отличие от прежней редакции коммент. статьи состав сформулирован как материальный. Преступление окончено (составом), если результатом недопущения, ограничения или устранения конкуренции явилось причинение крупного ущерба.

4. Все формы деяния — недопущение, ограничение, устранение конкуренции — направлены на одно и то же: на минимизацию конкуренции в хозяйственной деятельности. Виновные сводят к минимуму, вплоть до полного ее исключения, состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из хозяйствующих субъектов односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Разным по формам является только объем минимизации конкуренции и тот момент, с которого начинаются действия виновного.

При недопущении конкуренции виновный своими действиями делает невозможным конкуренцию в конкретной сфере функционирования товарного рынка. Состязательности хозяйствующих субъектов здесь не было в принципе «благодаря» предпринятым виновным мерам.

Ограничение конкуренции означает такое состояние на товарном рынке, когда состязательность хозяйствующих субъектов в некоторой мере сохраняется, но ее рамки искусственно регулируются действиями виновного.

Наконец, устранение конкуренции есть тогда, когда в результате действий виновного конкуренция была исключена из той сферы функционирования товарного рынка, где она ранее имела место.

5. В определенной степени само деяние по составу — недопущение, ограничение или устранение конкуренции — является и последствием, которого, однако, недостаточно для наличия оконченного (составом) преступления. Требуется еще и причинение крупного ущерба.

6. Установление или поддержание монопольно высоких или монопольно низких цен как способы недопущения, ограничения или устранения конкуренции отличаются друг от друга тем, что при установлении цен они изначально являются монопольно высокими или низкими, при осознании этого виновным; собственно, последний и назначает эти цены, преследуя при этом свою выгоду. При поддержании цен лицо (представитель хозяйствующего субъекта) само не назначает такую цену, но включается в ее обеспечение, при осознании того факта, что цена относится к монопольным.

В любом случае монопольные цены связаны с субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара. Его понятие см. в анализе субъекта преступного посягательства.

Читайте так же:  Как делается страховка на авто

7. Понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены даны в ст. 6, 7 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

8. Раздел рынка представляет собой: 1) достижение в любой форме соглашений (договор, иные сделки, соглашения, согласованные действия) между хозяйствующими субъектами, действующими на рынке одного товара (взаимозаменяемых товаров); 2) соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органы или организации между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом — о разграничении сфер влияния на рынке, деление последнего на части: а) по территориальному принципу; б) по объему продаж или закупок; в) по ассортименту реализуемых товаров; г) по кругу продавцов или покупателей (заказчиков).

9. Два следующих способа недопущения, ограничения или устранения конкуренции похожи между собой, поскольку оба представляют создание препятствий другим хозяйствующим субъектам по проникновению на товарный рынок, вне зависимости от того, в качестве кого собираются выступать на рынке эти субъекты — в качестве продавцов или покупателей. При этом создавать указанные препятствия может один хозяйствующий субъект, если он занимает доминирующее положение, или хозяйствующие субъекты, действующие согласованно (соглашение — в любой форме), или федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органов или организаций, действующие согласованно между собой либо между ними и хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке также может быть любой.

При ограничении доступа на него у других хозяйствующих субъектов остается возможность присутствовать на рынках, хотя и в меньшем объеме.

При устранении с рынка других субъектов экономической деятельности рынок представлен только одним хозяйствующим субъектом.

10. Конкретные разновидности ограничения доступа на рынок и устранения с него хозяйствующих субъектов могут носить физический и психологический характер. К физическим относятся, например, уничтожение или повреждение товара (особо квалифицированный состав), блокирование транспортных коммуникаций, скупка всех возможных торговых мест, закрытие (незаконное) предприятий торговли, незаконный отказ в выдаче лицензии на занятие предпринимательской деятельностью в сфере производства или реализации товаров, причинение вреда оборудованию производственных предприятий (особо квалифицированный состав) и т.д. Должностные лица органов власти и управления привлекаются в этих случаях дополнительно по ст. 169, 285, 286 или 289.

Психологические способы заключаются в психическом воздействии на потерпевшего — угрозах различного содержания: насилием, уничтожением или повреждением чужого имущества (признается особо отягчающим обстоятельством), разглашением позорящих сведений, применением дисциплинарных мер, привлечением к УО и т.п.

Кроме названных, разновидностями ограничения доступа на рынок или устранения с него других субъектов экономической деятельности являются, например: распространение ложных, неточных или искаженных сведений о деловой репутации хозяйствующих субъектов; введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества товара; некорректное сравнение в процессе рекламной деятельности своих производимых или реализуемых товаров с товарами других хозяйствующих субъектов и др.

11. Установление или поддержание единых цен наказуемо также, если имело место соглашение об этом указанных субъектов. Названная форма ограничения конкуренции заключается в договоренности об одинаковых ценах на одинаковые виды товаров, услуг и т.п. у различных хозяйствующих субъектов с целью извлечения дополнительной прибыли или устранения других хозяйствующих субъектов с рынка. Для установления единых цен могут быть предприняты такие действия, как временное изъятие товаров из обращения, сдерживание их от реализации, сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеется спрос или заказ потребителей, при наличии безубыточной возможности их производства, и т.п.

12. Недопущение, ограничение, устранение конкуренции окончено, когда в результате причинен крупный ущерб. Его понятие дано в примеч. к статье; его размер должен превышать 1 млн. руб. Следует, таким образом, констатировать, что ФЗ от 08.12.2003 N 162-ФЗ произвел значительную декриминализацию в сфере отклоняющегося поведения, связанного с монополистической деятельностью. По прежнему уголовному законодательству преступным признавалось любое деяние, вне зависимости от причиненного ущерба. Ущерб не был предусмотрен даже в числе квалифицирующих или особо квалифицирующих признаков состава.

13. Местом совершения преступления выступает товарный рынок, т.е. сфера обращения товаров (включая работы и услуги), предназначенных для продажи, обмена или иного введения в оборот, не имеющих заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами.

14. Параметры товарного рынка определены в Порядке проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утв. Приказом МАП России от 20.12.1996 N 169. К ним относятся: продуктовые границы рынка, состав продавцов и покупателей, географические границы рынка, объем товарных ресурсов рынка и доли хозяйствующего субъекта на рынке. Определение продуктовых границ рынка представляет собой процедуру определения товара, товаров-заменителей и формирование товарной группы. Географические границы товарного рынка определяют территорию (географическую область, регион), на которой покупатели из выделенной группы приобретают или могут приобрести рассматриваемый товар и не имеют такой возможности за ее пределами.

15. Субъективная сторона составов преступления характеризуется умышленной формой вины.

16. Субъекты преступного посягательства различны, в зависимости от примененных виновными способов деяния.

17. Установить или поддерживать монопольные цены (как высокие, так и низкие) могут только представители хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение.

Доминирующее положение означает исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на рынок новых конкурентов и других критериев, признается антимонопольным органом и положение хозяйствующего субъекта, доля которого менее 65%, однако более 35%.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) формирует и ведет Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара более 35%.

Исходя из изложенного, субъекты недопущения, ограничения или устранения конкуренции путем установления или поддержания монопольных цен — индивидуальные предприниматели, а также руководители и рядовые члены организаций — коммерческих и некоммерческих, осуществляющие предпринимательскую деятельность, российские и иностранные, занимающие доминирующее положение на товарном рынке.

18. Субъектом недопущения, ограничения или устранения конкуренции, совершенных другими указанными в коммент. статьи способами, могут быть отмеченные лица — представители хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, а также представители федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций (должностные лица, как правило), которые приняли акты и (или) совершили действия, направленные на ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, или создали дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов и т.д.

Достаточно часто, из смысла закона, недопущение, ограничение или устранение конкуренции совершается группой лиц по заключенному между собой соглашению. В эту группу могут входить: представители хозяйствующих субъектов (необязательно, чтобы кто-нибудь из них или они вместе занимали доминирующее положение); представители органов власти и управления; представители тех и других лиц. Действия представителей такой группы подпадают под ч. 2 коммент. статьи, поскольку в содеянном обязательно присутствует группа лиц с предварительным сговором.

Конкретно в качестве субъекта могут выступать любые лица, действующие от имени хозяйствующего субъекта (руководители, учредители, рядовые члены, уполномоченные на это руководителями или учредителями), а также должностные лица, индивидуальные предприниматели и т.д.

19. Квалифицирующим признаком недопущения, ограничения или устранения конкуренции (ч. 2) является совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору.

20. Особо квалифицирующими признаками (ч. 3) выступают: а) применение насилия или угроза его применения; б) уничтожение или повреждение чужого имущества либо угроза его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства; в) организованная группа.

21. Насилие по составу включает в себя причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью, побои, истязание, неквалифицированное незаконное лишение свободы. Если недопущение, ограничение или устранение конкуренции сопровождались причинением тяжкого вреда здоровью, последний требует дополнительной квалификации по ст. 111. Угроза применением насилия включает в себя также угрозу убийством и причинением тяжкого вреда здоровью.

22. Понятия уничтожения и повреждения чужого имущества отличаются друг от друга возможностью и целесообразностью восстановления причиненного вреда.

23. В особо квалифицированном недопущении, ограничении или устранении конкуренции должны отсутствовать признаки вымогательства; если же виновный, угрожая насилием или причинением вреда имуществу, требует передать ему какое-либо имущество или право на него либо выполнить действия имущественного характера, он привлекается к УО по ст. 163.

24. Деяния, предусмотренные ч. 1 коммент. статьи, отнесены к категории преступлений небольшой тяжести; ч. 2 — к категории преступлений средней тяжести; ч. 3 — к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 178 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется следующими обязательными признаками: общественно опасным деянием — недопущение, ограничение или устранение конкуренции; способом — заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, неоднократное злоупотребление доминирующим положением; последствием — крупный ущерб (свыше 1 млн. руб.) гражданам, организациям, государству или извлечение дохода в крупном размере (свыше 5 млн. руб.).

2. Понятия «конкуренция», «соглашение», «доминирующее положение», «злоупотребление доминирующим положением» раскрываются в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Понятие «неоднократного злоупотребления доминирующим положением» содержится в примечании 4 к статье.

4. Перечисленные способы совершения преступления в ст. 178 УК РФ конкретизируются и заключаются:

— в установлении и (или поддержании) монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (ст. ст. 6, 7 указанного Федерального закона);

— в необоснованном отказе или уклонении от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами;

— в ограничении доступа на рынок, т.е. совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к товарному рынку или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований. Это может, например, выражаться: в уничтожении или повреждении товаров, запрете на производство тем или иным хозяйствующим субъектом определенных товаров или услуг, введение необоснованных запретов на реализацию продукции из одного региона в другой, установлении или поддержании единых высоких или низких цен и т.д.

5. Действия должностного лица, использующего свои должностные полномочия для недопущения, ограничения или устранения конкуренции, перечисленными в законе способами квалифицируются по ч. 2 ст. 178 УК РФ и дополнительной квалификации по ст. ст. 169, 285 или 286 УК РФ не требуют.

6. Частью 3 ст. 178 УК РФ охватывается нанесение потерпевшему побоев, совершение иных насильственных действий, вызвавших физическую боль, причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью.

7. В отличие от вымогательства рассматриваемое преступление не связано с требованием безвозмездной передачи имущества или права на имущество либо совершения действий имущественного характера, результатом которых будет нарушение отношений собственности. Умысел виновного в данном случае направлен на ограничение, недопущение или устранение конкуренции.