Ук не получил лицензия

Содержание:

Три управляющие компании Новочеркасска не получили лицензии

Три новочеркасские управляющие компании ООО «Донтехстрой», ООО «Управляющая компания ЖКО» и ООО «Возрождение» не прошли процедуру лицензирования. Две из них — «Донтехстрой» и «ЖКО» являются крупнейшими управляющими компания в городе. «Донстехстрой» и «Возрождение» занимались управлением многоквартирных домов в Первомайском районе, а «ЖКО» — в микрорайоне Соцгород. Кроме того, УК «Донтехстрой» уже четыре месяца находится в процессе банкротства. Теперь жителям многоэтажек, которыми управляли эти компании, предстоит выбрать новые управляющие компании и заключить с ними договор.

Напомним, изменения в Жилищный кодекс России, которыми введена процедура лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, действуют с 1 сентября 2014 года. До 1 мая 2015 года все управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, должны получить специальную лицензию для дальнейшей работы. Лицензии выдает специальная комиссия, сформированная при Министерстве ЖКХ Ростовской области.

УК-клонам откажут в выдаче лицензий

Нередки случаи, когда управляющие компании открывают так называемые свои “двойники” — организации со схожими или идентичными названиями. Цели у всех разные. Но не об этом речь. Раньше этот факт оставался незамеченным.

Но после введения лицензирования Минстрой и Правительство РФ стали наблюдать за поведением управляющих организаций. В результате чего появился ряд инициатив, связанный с ужесточением наказаний для УК и отказом в выдаче лицензии за недобросовестную работу или ведение сомнительной предпринимательской деятельности.

Двойники УК не получат лицензии

Ранее мы уже писали о том, что Минстрой предлагает ограничить срок действия лицензии для управляющих организаций без МКД в управлении. Например, если у УК в течение 6 месяцев нет многоквартирных домов в управлении, то по истечении этого срока она будет лишаться своей лицензии.

Соответствующие изменения будут внесены в Жилищный Кодекс РФ. В частности ст.199 ЖК РФ будет дополнена ч.2.2, согласно которой “лицензия аннулируется по решению лицензионной комиссии на основании предоставления органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации, в случае если в течение 6 месяцев с момента выдачи лицензии либо с момента исключения из реестра лицензий всех многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществлял лицензиат, в реестр лицензий не было включено ни одного многоквартирного дома, за исключением случая аннулирования лицензии, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 199 настоящего Кодекса”.

Ещё одна инициатива в отношении отзыва лицензий у УК поступила от Общероссийского народного фронта (ОНФ). Он предложил Минстрою не выдавать лицензии управляющим компаниям-двойникам. Поводом послужили многочисленные проверки УК в 27 регионах страны.

В ходе мероприятия выяснилось, что некоторые управляющие компании зарегистрированы с одинаковыми или близкими названиями по одному и тому же адресу и с одним общим учредителем. Бывает, что названия совпадают полностью. А бывает, что различаются буквой, знаком тире или кавычками. Уставная деятельность у УК-клонов одинаковая, а вот банковские реквизиты разные.

Поэтому контролирующие органы, Минстрой и другие уполномоченные ведомства считают, что такие схемы создаются специально для ведения мошеннической деятельности по выводу денежных средств, получаемые от населения за ЖКУ, на счета своих двойников.

Второй вариант, это когда управляющая компания объявляет себя банкротом, а её деятельность подхватывает УК-двойник, чтобы уйти от ответственности за долги перед РСО и гражданами и не нести административное наказание за неэффективное управление МКД. В связи с этим инициаторы идеи предлагают пресечь дальнейшие подобные попытки управляющих организаций и отказывать УК-клонам на самом начальном этапе их создания в выдаче лицензии.

Сейчас жилищное законодательство не запрещает создавать управляющим компаниям своих двойников, чем и пользуются недобросовестные организации. Есть в этом и доля вины лицензионных комиссий, которые закрывают глаза на схожесть или полное совпадение названий УК при получении лицензии. И вот именно этот пробел в законодательстве предстоит устранить в ближайшее время.

Данная инициатива должна послужить уроком и предупреждением для управляющих организаций от соблазна создавать свои двойники с какой бы то ни было целью.

ОНФ выведет УК на чистую воду

Представители Общероссийского народного фронта провели своё расследование и выяснили 3 схемы мошенничества УК. К первой относится схема, при которой договоры с РСО заключает одна управляющая организация, а квитанции собственникам выставляет УК-двойник. Таким способом недобросовестные УК присваивают себе денежные средства, полученные от потребителей ЖКУ.

Вторая схема касается тех управляющих организаций, которые подобным способом пытаются избавиться от накопившихся долгов перед РСО. Это могут быть долги как собственников, так и самой УК. Если управляющая организация не ведёт работы с должниками и долги накапливаются, то ей ничего не остаётся, как искать способы избавления от них. Чаще обычного УК прибегают к процедуре банкротства организации.

Для этого УК предварительного “клонирует” свою организацию, чтобы после процедуры банкротства начать свою деятельность с чистого листа без долгов. Недобросовестные управляющие организации считают, что им будет проще и быстрее перерегистрировать свою УК, чем взыскивать долги с собственников помещений в МКД или повышать эффективность своей деятельности по управлению домами.

Иногда собственникам предлагается проголосовать на общем собрании за реорганизацию УК. Известны также случаи, когда реорганизация управляющей компании проводится без общего собрания собственников. В любом случае после этой процедуры все долги потребителей ЖКУ переходят в новую УК, а долги самой управляющей организации перед РСО остаются за прежней, то есть, «списываются» при банкротстве.

Третья схема касается расходов по текущему ремонту и содержанию общего имущества в МКД, что является прямой обязанностью управляющей организации. Дело в том, что собственники не знают точных объёмов и сроков выполнения этих работ. Поэтому недобросовестные УК этим пользуется. Собственники исправно платят за содержание общего имущества, а работы не выполняются. Если собственники начинают жаловаться, то вместо старой управляющей организации появляется новая компания-клон.

Но чтобы доказать это, мало просто жалобы со стороны собственников. Доказательствами должны служить акты некачественного выполнения работ или услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. В противном случае контролирующие органы, хотя и инициируют проверку, но могут расценить подобные действия УК неэффективную хозяйственную деятельность.

Чтобы избежать всей этой волокиты, а также призвать управляющие организации к ответственности, ОНФ совместно с Минстроем предлагает разработать законопроект, который запретит выдачу лицензий УК-двойникам. Поэтому управляющим организациям стоит быть осторожными и “не клонировать” свои компании с идентичными или похожими названиями. Иначе возрастает риск попасть под аннулирование лицензии.

Минстрой предложил лишать лицензий УК, которые более двух месяцев не платят за ресурсы

МОСКВА, 25 октября. /ТАСС/. Министерство строительства и ЖКХ РФ подготовило проект закона, который предусматривает лишение лицензий тех управляющих компаний, которые больше двух месяцев не погашают долг перед ресурсоснабжающими организациями. «Если управляющая компания не будет платить за ресурсы, если ее долг превысит двухмесячный размер, то мы будем ее лишать лицензии», — рассказал замглавы министерства Андрей Чибис корреспонденту ТАСС о содержании законопроекта.

«Это позволит очистить рынок управляющих компаний: мы должны встряхнуть рынок, чтобы на нем находились те, кто умеет работать», — подчеркнул Чибис. «Управляющая компания может зарабатывать далеко не только на оказании жилищных услуг, но и на любых других дополнительных сервисах, — отметил он. — Прогрессивные компании так и делают. Нам вот такие компании нужны, нам не нужны жулики, которые воруют чужие деньги».

Исключение управляющих компаний из схемы платежей за ресурсы

Чибис также уточнил, что управляющие компании могут быть исключены из схемы оплаты гражданами ресурсов ЖКХ уже в 2018 году. «Если нас поддержит парламент, этот закон [о прямых платежах гражданами за жилищно-коммунальные ресурсы] может начать работать уже со следующего года, — заявил ТАСС заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис, — Возможно, с января 2018 года или немного позже, но мы планируем, что в 2018 году он однозначно заработает».

Он отметил, что для рынка важен тот импульс, который премьер-министр РФ Дмитрий Медведев придал этому законопроекту 23 октября на совещании с вице-премьерами. «Мы очень рады, что председатель правительства поддержал этот документ, потому что для рынка важно максимально быстро обеспечить его принятие», — подчеркнул замминистра. «Мы очень оперативно, в течение этой недели дорабатываем документ по предложениям коллег, надеемся, что на этой и следующей неделе проект закона мы окончательно подготовим, после чего он пойдет в правительство и Государственную Думу», — заявил он в ответ на вопрос о стадии готовности законопроекта.

«Потребитель на себе никаких неудобств не почувствует: ему не нужно будет подписывать никаких документов, новая схема начнет работать автоматически в силу закона», — заверил Чибис. По его словам, такие прямые договоры потребителей с ресурсоснабжающими организациями особенно актуальны для тех регионов, где нет, как в Москве, единого расчетного центра, ответственность которого за правильность начислений обеспечена бюджетом города. По словам замминистра, существующая схема оплаты услуг ресурсоснабжающих организаций при посредничестве управляющих компаний иногда приводит к злоупотреблениям. «Деньги попадают в управляющую компанию, начинают крутиться и не доходят до поставщика ресурсов — к сожалению, таких примеров достаточно много в регионах», — пояснил он.

«Мы считаем, необходимо исключить управляющую компанию из этой схемы, чтобы деньги в силу закона автоматически шли от граждан на счет ресурсоснабжающей организации, — озвучил Чибис позицию Минстроя. — Это позволит и проблему долгов снять, и очистить рынок от недобросовестных управляющих компаний».

Он пояснил, что новая схема не затронет расходов на общедомовые нужды. «Все, что связано с общедомовыми нуждами, входит в услугу управляющей компании, поэтому будет по-прежнему уплачиваться управляющей компании», — сообщил замминистра.

Поручение премьера

23 октября премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил внести в правительство проект закона, предусматривающий прямое перечисление гражданами средств за коммунальные услуги организациям-поставщикам, минуя управляющие компании.

По данным вице-премьера Дмитрия Козака, по итогам прошлого года было выявлено 97 организаций с нарушениями в этой сфере — к примеру, управляющая компания, имея огромные задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, перечисляет на благотворительные цели 30 млн рублей.

Читайте так же:  Требования к котельным в жилом доме

Общий долг в стране за услуги ЖКХ составляет почти 1 трлн рублей, основную лепту в задолженность вносят фирмы-посредники.

Лицензии не спасли ЖКХ от хаоса

Насколько виноваты в этом исполнительная власть и ресурсоснабжающие организации

Как оценивают результаты программы лицензирования чиновники и независимые эксперты? Почему оценки получаются кардинально противоположными? Кому можно предъявлять претензии и чего ждать жителям в ближайший год от властей и «ресурсников»? Жесткое мнение эксперта — в нашем материале.

Как известно, с 1 мая 2015 года осуществлять деятельность по управлению многоквартирными жилыми домами без наличия соответствующей лицензии категорически запрещено. Подразумевается, что управляющие компании, не прошедшие сито придирчивых лицензионных комиссий, на треть состоящих из членов СРО, НКО и представителей общественных объединений, и не получившие заветного документа в региональных отделениях, покинут рынок. В итоге в сфере ЖКХ должно наступить спокойствие и благоденствие.

Уже 27 мая министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Михаил Мень подвел предварительные итоги подобной деятельности. По его словам, перед стартом программы времени для обсуждения было не просто предостаточно, а даже и с некоторым избытком. В связи с этим чиновник оценил результаты процесса на твердую «четверку», признавшись, что ожидал гораздо более болезненного его протекания. То есть дела в сфере ЖКХ, по мнению Меня, идут хорошо, почти отлично. Но так ли это на самом деле?

Да, целых 13% организаций лицензий не получили. Их дома распределили между другими, более расторопными управленцами. Но уже известны случаи, что некоторые лицензии по факту достались тем же самым компаниям. «Обходной путь» стар как мир и прост как три копейки — создание фирмы-клона. Штат тот же, учредители те же, а название другое. Значит, поменяли шило на мыло. Такой вариант развития событий, к слову, был предвосхищен нашим экспертом (см. материал от 20 марта «Спасет ли ЖКХ от кризиса новый федеральный закон»).

Да, данные о «добропорядочных» управляющих компаниях должны быть внесены в общедоступный реестр. Но бюрократическая волокита приводит к тому, что граждане в массовом порядке начинают получать двойные квитанции от разных компаний на оплату коммунальных услуг. Причем каждый «претендент» на деньги жильцов уверенно сообщает, что именно он железно получил лицензию, а конкурент — нет (как поступать в этой ситуации, мы уже рассказывали в материале от 10 мая «Кому и как платить за коммуналку»)

Дальше — больше. Под давлением общества защиты прав потребителей Минстрой отменяет приказ, регламентирующий порядок деятельности лицензионных комиссий. Потому что на его основании представителям региональных общественных организаций на местах отказывают во включении в комиссии, вводя туда, по сути, только удобных лиц.

И при таких раскладах — твердая «четверка»?!

Об этом мы поговорили с членом экспертного совета по ЖКХ при Комитете по строительству и земельным отношениям при Государственной Думе V созыва Андреем Кузнецовым.

«СП»: — Андрей Геннадьевич, как лично вы оцениваете итоги проведенного лицензирования УК? Решены ли поставленные перед программой задачи?

Лицензирование любой отрасли — это стресс, а такой социально значимой сфере и в очень сжатые сроки — тем более. Стресс сейчас испытывают и управляющие компании, и контролирующие органы. Ни те, ни другие не знают, как работать в новых условиях.

Все хорошо лишь у исполнительной власти, которая заблаговременно вела работу по коррекции, а местами и переделу рынка, распределяя районы, как лоты, среди приближенных структур. Теперь все дома, освобождающиеся от «гнета» не получивших лицензию УК, передаются зачастую без всяких оснований в руки тех самых приближенных.

Рынок нервничает, процедура лицензирования не закончена, будут еще громкие скандалы.

«СП»: — То есть безоговорочно доверять результатам лицензирования нельзя?

Конечно, нет. Ввиду примитивности критериев отбора получить лицензию могла абсолютно любая компания без малейших усилий, если не была по какой-то причине неугодной. А неугодных пластали по полной. Примеров не просто предвзятых, а противоправных действий при подготовке решений я знаю немало.

В суды же почти никто не идет, все боятся ссориться с жилищной инспекцией, устраняют высосанные из пальца и надуманные нарушения, и подаются снова.

«СП»: — Параллельно с лицензированием говорилось о том, что непосредственной формы управления многоквартирным домом уже не будет. Домами будет управлять только УК или ТСЖ. То есть, по логике вещей, если у домовладения есть задолженность по оплате перед ресурсоснабжающей организацией, то гасить его должна именно УК, а потом уже, задним числом, разбираться с жителями.

Сейчас начинается плановый останов котельных. Какова вероятность того, что из-за долгов ресурсникам без горячей воды муниципалитеты вновь будут сидеть месяцами (как это было в прошлом году в некоторых районах Московской области), а УК будут просто разводить руками и говорить, что это проблема неплатежей самих жителей?

Форма управления не поменялась. Но поскольку введение лицензирования лоббировалось именно ресурсоснабжающими организациями, то задолженность УК перед ними может повлечь отзыв лицензии. Это, к сожалению, не решит проблему неплатежей, потому как если жители не заплатили, то и деньги взять на оплату ресурсов негде. И бессмысленно требовать это от УК, у нее денег лишних нет, кредиты им на покрытие дебеторки никто не дает.

Зато теперь при непоступлении платежей от части жителей придется менять приоритеты. И в первую очередь платить не за вывоз мусора, мытье подъездов и работу лифтов, а за потребленную воду. То есть ресурсоснабжающие организации решили у добросовестных плательщиков отобрать последнее. Управляющим же компаниям придется туго. И уверен на 100%, ими будут найдены схемы работать без лицензии.

Кстати, лично для меня до сих пор остается актуальным вопрос: если ресурсоснабжающие компании так страдают от долгов со стороны УК, почему они изо всех сил уворачиваются от прямых договоров с жителями? Уверен, управляющие компании отдали бы это бремя им с огромным удовольствием.

«СП»: — 19 мая на пленарном заседании Госдумы Александр Сидякин, зампред думского комитета по жилищной политике и ЖКХ, в «довесок» к договору управления многоквартирным домом предложил еще разработать и внедрить некий «свод правил поведения собственников», регулирующий «добрососедские отношения». Имеет ли это смысл? И не перегружается ли сейчас нормативными актами и прочими подобными инициативами коммунальная сфера?

Законодатели и переписчики Жилищного кодекса увлеклись вопросами содержания МКД, хотя это, вообще-то, сфера компетенции Гражданского кодекса и технических регламентов. Жилищный же кодекс в реальности и должен как раз регулировать вопросы соседствования при компактном размещении в стенах МКД. Но регулировать взаимоотношения в социальной среде пользователей объекта вне зависимости от их прав на этот объект.

Однако все дело в том, что кодекс может установить лишь базовые принципы, а каждый дом должен разработать и принять собственные правила, которые вполне могут устанавливать конкретные условия для конкретных домов: где и что хранить, в какое время шуметь, где выгуливать собак и так далее. Эта тема очень актуальная, поскольку дом — сложный живой организм, в котором порой бушуют страсти. Либо на законодательном уровне подскажут, как их утихомирить, либо все будет как в средние века, кто сильнее, тот и прав.

Что ж, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что спокойствия в сфере ЖКХ нам не видать еще очень и очень долго. И новых «судьбоносных» и «поворотных» решений ждать совсем недолго. Ведь Михаил Мень вдогонку к оценке деятельности программы лицензирования многообещающе заметил: для окончательной оценки потребуется не менее года. «Год нужно будет посмотреть, где мы были неправы», — цитируют новостные порталы слова министра. Хорошо, год прошел, А что потом?

Процедура прохождения лицензирования управляющими компаниями в сфере ЖКХ в 2018 году

Начиная с мая 2015 года жизнь организаций, занимающихся управлением в сфере ЖКХ, значительно усложнилась. Ужесточились и требования, предъявляемые к УК.

Теперь деятельность таких организаций подлежит обязательному лицензированию. Без действующей лицензии на обслуживание и управление многоквартирными домами работать они не имеют право.

Как данный вопрос регламентируется законом?

В сентябре 2014 года начал свое действие Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ, который внес некоторые дополнения в положения Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности он направлен на ужесточение требований к компаниям, осуществляющим управление и обслуживание многоквартирных домов.

Принятый закон внес изменения не только Жилищное законодательство, но и в некоторые другие правовые акты.

Так, с 1 января 2015 года управляющие организации несут административную ответственность за какие-либо нарушения правил ведения предпринимательской деятельности в сфере ЖКХ. А с 1 мая 2015 года они могут функционировать только при условии получения лицензии.

К 2018 году никаких нововведений в федеральном законодательстве о деятельности УК не произошло, за исключением того, что со 2 июня 2016 г. участниками УК не могут являться субъекты РФ и муниципальные образования. Все положения упомянутого выше закона действуют по сей день.

Предъявляемые к УК требования

В соответствии с законом о лицензировании управляющих компаний, последние должны соответствовать определенным требованиям:

  1. Управляющая организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя в Российской Федерации.
  2. Она должна обладать необходимой материально-технической базой (необходимые для ведения деятельности нежилые помещения, оборудование).
  3. Наличие необходимых для полноценной работы сотрудников (сантехников, монтажников и прочих).
  4. Отсутствие неисполненных предписаний от Государственного Жилнадзора и нарушений в течение года, предшествующего лицензированию.
  5. Организация не должна быть банкротом или находиться в процессе ликвидации.
  6. Отсутствие препятствий к раскрытию информации о деятельности компании.

Предъявляются и особые требования к руководителю УК:

  • он должен иметь квалификационный аттестат;
  • работа в должности руководителя УК должна быть постоянным местом работы;
  • отсутствие судимости на момент подачи заявления о лицензировании.

Куда обратиться для получения лицензии?

Выдача лицензий на возможность управления и обслуживания многоквартирным домом осуществляется при взаимодействии двух структур:

  • Государственного жилищного надзора субъекта РФ;
  • Лицензионной комиссией региона по управлению многоквартирными домами.

Если заключение положительное, то комиссией издается решение о выдаче управляющей организации лицензии. На его основании Жилищным надзором оформляется лицензия, которая затем выдается УК.

Какие документы потребуются?

Вместе с заявлением о получении лицензии для управляющей компании в сфере ЖКХ в территориальный орган Госжилнадзора необходимо подать следующую документацию:

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица или ИП;
  • Свидетельство о постановке на учет в налоговых органах (ИНН);
  • Устав организации;
  • оригинал выписки из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) (допускается предоставление заверенной копии);
  • Решение учредителей о создании организации;
  • Приказ о назначении руководителя;
  • свидетельство о собственности нежилого помещения;
  • копии дипломов и трудовых книжек сотрудников УК;
  • техническая документация на электроинструмент, технические средства, оборудование и документы, свидетельствующие право собственности на них;
  • удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации руководителем компании.
Читайте так же:  Приказ мз рф 914-н

Если помещение, где располагается УК, не является ее собственностью, то наряду со свидетельством настоящего собственника нужно предоставить заключенный договор аренды.

Сдача квалификационного экзамена

Прежде чем переходить непосредственно к получению лицензии руководителю управляющей организации необходимо сдать квалификационный экзамен.

Если этот этап будет пройден успешно, то руководящее лицо получает квалификационный аттестат. Наличие этого документа у лица, возглавляющего УК, является непременным условием для успешного прохождения процедуры лицензирования.

Экзамен предполагает проверку знаний и требований законодательства РФ, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, связанной с управлением многоквартирными домами.

Для допуска к сдаче экзамена в территориальное отделение Жилищной инспекции или непосредственно в адрес лицензионной комиссии нужно подать соответствующее заявление.

Оно подается лично руководителем или через представителя при наличии доверенности. В любом случае при себе нужно иметь удостоверение личности (паспорт).

Сам экзамен имеет форму компьютерного тестирования. Всего для проведения экзамена подготовлено 200 вопросов. Для тестирования из них программой выбирается 100 случайных.

Проходной балл равняется 86%. На проведение тестирования отводится 2 часа.

При условии успешного прохождения экзамена руководитель получает квалификационный аттестат, действующий в течение 5 лет.

Общий срок и стоимость лицензирования

Пройти лицензирование все действующие управляющие компании должны были еще до начала мая 2015 года. Вновь созданным компаниям также требуется пройти эту процедуру.

С момента подачи в территориальный орган Жилищной инспекции заявления о лицензировании до получения лицензии должно пройти не более 30 дней.

Именно такой срок отводится Жилинспекции и лицензионной комиссии для оценки предоставленных документов и принятия решения по лицензиату.

Лицензирование каждая управляющая компания проходит один раз в течение всей деятельности. Полученная лицензия действует бессрочно.

Причины отказа в выдаче лицензии и как быть в данном случае?

Причины вероятного отказа в лицензировании управляющей компании указаны в Жилищном кодексе РФ. В законодательном акте говорится, что это может произойти, если:

  1. У лица, занимающего руководящую должность в управляющей организации, имеется неснятая (непогашенная) судимость за особо тяжкие, тяжкие, средней тяжести и экономические преступления.
  2. Если руководитель не прошел квалификационный экзамен и не получил аттестат.
  3. Директор компании включен в реестр дисквалифицированных лиц.

Не смогут получить лицензию компании, имеющие заграничную регистрацию. А также те организации, которые находятся в процессе ликвидации или банкротства.

Но, как показывает практика, чаще всего в выдаче лицензии отказывают организациям, не соблюдающим положения Жилищного кодекса (часть 10 статья 161) в области раскрытия информации.

Компании неохотно выполняют это требование, несмотря на то, что оно является непременным условием лицензирования.

В качестве заключения стоит сказать, что ведение деятельности управляющей компанией без получения лицензии является незаконным и ведет к привлечению к административной ответственности.

При этом штраф накладывается как на юридическое лицо, так и на руководителя организации. Госжилнадзором осуществляется непрерывный контроль деятельности организаций по управлению в сфере ЖКХ.

Видео: Доступное ЖКХ — как происходит процесс лицензирования УК в России

В видеосюжете показано, как на практике проходит процедура лицензирования управляющих компаний в свере ЖКХ.

Разъясняется, чем регламентирована данная процедура, в какой форме проходит процесс получения лицензии на работу УК, какие документы для того потребуются, какие действия поэтапно нужно пройти для получения разрешительных документов.

Подводные камни закона о лицензировании деятельности управляющих компании в сфере ЖКХ

1 сентября вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ (далее – Закон), предусматривающий ужесточение требований к организациям, которые занимаются управлением многоквартирными домами. Так, с 1 января 2015 года для них вводится административная ответственность, в частности, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности в данной сфере, а с 1 мая 2015 года они смогут работать только на основании лицензии. Для этих целей Жилищный кодекс РФ дополнен новым разделом. При этом изменения не затронут ЖСК и ТСЖ.

Предпосылки принятия Закона очевидны: ЖКХ – одна из самых проблемных сфер. По данным заместителя председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александра Сидякина, 57% обращений поступающих в государственные органы, содержат жалобы, которые связаны именно с ЖКХ. Похожая ситуация наблюдается и в Общественной палате РФ – более 50% обращений также касаются этой темы. Если учесть, что по статистике Минстроя России порядка 80% жилья обслуживается управляющими организациями, то «виновник» всех бед становится очевиден.

По данным этого же министерства, в 2013 году государственными жилищными инспекторами было проведено более 240 тыс. проверок. Из них только 5 тыс. носили плановый характер, а остальные проводились по заявлениям граждан, недовольных работой управляющих организаций. Как отметил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис, благодаря Закону с рынка могут уйти около 15% управляющих компаний (всего их в России около 16 тыс.). Оставшиеся же за счет лицензирования подвергнутся тщательному учету и надзору со стороны государства.

«С помощью лицензирования мы проведем «генеральную уборку» среди управляющих компаний. Сегодня в России сложился «серый» рынок управления жильем. Достоверное количество компаний никто не знает. А ведь через них проходит ежегодно более 1 трлн руб. Введя лицензирование, мы пересчитаем все управляющие компании страны. Любой собственник сможет увидеть всю достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России», – заявил он.

Между тем, у многих экспертов есть претензии к принятому Закону. Некоторые из них, например председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор, указывают на существенные недоработки и противоречия в самом документе. Другие же, в частности председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская, считают, что лицензирование деятельности управляющих компаний с учетом текущего уровня коррупции недопустимо в принципе и негативно скажется на конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг.

Проблема выдачи лицензий

Лицензии управляющим организациям будут выдавать органы государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. Не менее чем 1/3 ее членов должна быть представлена саморегулируемыми организациями, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющим общественный жилищный контроль. Данная норма призвана обеспечить объективность принятия решения о выдаче лицензий (ст. 201 Жилищного кодекса РФ).

Стоит отметить, что на данный момент Минстроем России подготовлен проект Методических указаний о порядке формирования и деятельности лицензионной комиссии, которые несколько расширяют упомянутые положения 1 . Так, предполагается, что создаваться комиссии будут распоряжением или приказом высшего должностного лица субъекта РФ. Рекомендуемое число членов – не более 20 человек, из них представителей органов государственной власти региона – не более 30%, а остальные члены – от профильных саморегулируемых, общественных организаций и муниципальных образований.

С одной стороны тот факт, что решение о выдаче лицензии будет приниматься не только государственным органом, является несомненным плюсом. Однако здесь может возникнуть ряд проблем. Поскольку рекомендации не являются обязательными для исполнения, то субъекты РФ, могут и не соблюдать их положения и ограничиться выполнением базовых требований. Минимальное же количество членов лицензионной комиссии не прописано ни в Жилищном кодексе РФ, ни в рекомендациях. Соответственно есть риск формального подхода к их формированию.

Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»:

«В методических рекомендациях есть оговорка, что лицензионная комиссия формируется не более чем из 20 человек, но из регионов мы уже получаем ответы, что где-то будет девять человек, где-то семь человек. Такой маленький состав лицензионных комиссий это, наверное, неправильно. Решение о выдаче или аннулировании лицензии должны приниматься наибольшим количеством представителей. Чем больше будет лицензионная комиссия, тем ее решение будет более объективно».

При этом председатель профильного комитета ОП РФ Игорь Шпектор считает, что необходимо более конкретно прописать, представители каких организаций должны входить в состав лицензионной комиссии. «Кто может войти в состав лицензионной комиссии? Можно ввести кого угодно, и в результате управляющая компания лишится лицензии. Будет вводить руководитель нужных ему людей и произойдет захват [домов], поэтому нужно внести в Закон, кто должен войти в комиссию», – заявил он.

По мнению Александра Козлова, в лицензионные комиссии должны в обязательном порядке входить представители крупнейших саморегулируемых организаций, объединяющих управляющие компании в соответствующем субъекте РФ. Данные меры должны обеспечить объективность принимаемых решений о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Кроме того, он высказался за создание апелляционной лицензионной комиссии на федеральном уровне в качестве альтернативы судебному обжалованию решений региональных лицензионных комиссий. Подобная мера должна снизить и коррупционные риски, и сговоры на уровне региона, а также сэкономить время, так как в суде дела могут рассматриваться месяцы или даже годы.

В свою очередь Галина Хованская считает, что лицензирование деятельности управляющих организаций может привести к переделу рынка и уничтожению конкуренции, что повлечет уход добросовестных компаний. По ее мнению, с учетом имеющегося уровня коррупции, от изменений выгоду получат, прежде всего, аффилированные с государственными органами управляющие организации.

«Скажите, организация, которая «своя», она лицензию потеряет? Да никогда!» – пояснила Галина Хованская. Кроме того, по ее словам, в основном проблемы управляющих компаний связаны с ресурсоснабжающими организациями.

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«Огромное количество жалоб на управляющие организации! Когда анализируешь это, понимаешь, что их «раздевают» и банкротят ресурсоснабжающие организации. ТСЖ даже банкротят – более 100 судебных дел по банкротству ТСЖ. Надо было людям сказать, что мы принимаем меры. Вот приняли меры. Идея красивая – мы уберем с рынка «грязные», непрофессиональные, мошеннические управляющие организации. Однако нужно не только лозунги произносить, а понимать реальную ситуацию».

В связи с введением лицензирования помимо непосредственно выдачи разрешительных документов, каждый субъект РФ должен обеспечить ведение реестра лицензии. На федеральном уровне будет функционировать сводный реестр лицензий и реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций (ст. 194 Жилищного кодекса РФ). Также должны быть приняты региональные нормативные акты, сформированы лицензионные комиссий, проведена аттестация должностных лиц управляющих организаций.

На данный момент Минстрой России разработал проекты необходимых федеральных нормативных актов, однако они пока не приняты и находятся в диапазоне от уведомления о разработке до процедуры оценки регулирующего воздействия (в ходе которой у Минэкономразвития России также возникают замечания). В связи с этим существует риск, что до 1 мая 2015 года не все регионы успеют решить организационные моменты и выдать управляющим организациям лицензии. По словам Галины Хованской, в ходе осенней сессии Госдумы может быть принят закон о переносе срока введения лицензий на 1 сентября 2015 года.

Проблема аннулирования лицензий

Читайте так же:  Приказ газодымозащитная служба

Законом предусматривается две крайних меры воздействия на недобросовестную управляющую организацию. Для начала, она может лишиться права обслуживать конкретные дома, по которым органом государственного жилищного надзора были выявлены нарушения и вынесены предписания об их устранении. Назначение судом административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний два и более раза в течение календарного года является основанием для исключения таких домов из реестра лицензий субъекта РФ (по решению органа государственного жилищного надзора).

В подобной ситуации собственники на общем собрании должны заново выбрать способ управления домом (управляющая организация или ТСЖ), иначе орган местного самоуправления сам привлечет новую управляющую организацию на конкурсной основе. Исключение составляют случаи, когда собственники на общем собрании, несмотря на наличие нарушений со стороны управляющей компании, все равно решили сохранить с ней договорные отношения. В такой ситуации она может продолжить обслуживать дом, невзирая на претензии государственного жилищного надзора (ст. 200 Жилищного кодекса РФ).

Кроме того, предусмотрено аннулирование лицензий управляющей организации в судебном порядке по заявлению органа государственного жилищного надзора (ст. 199 Жилищного кодекса РФ). При этом решение об обращении в суд будут принимать лицензионные комиссии субъекта РФ. Произойти это может в случае, когда из реестра лицензий субъекта РФ исключены дома управляющей компании, общая площадь помещений в которых составляет 15% или более от общей площади помещений всех обслуживаемых ей домов в течение календарного года. В этом случае управляющая организация вообще лишается права осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами.

По мнению ряда экспертов, нормы, позволяющие исключить дом из реестра лицензий субъекта РФ после невыполнения двух предписаний, являются чрезмерными и могут использоваться как инструмент передела рынка. «Наше мнение – это очень жесткая мера, которая приведет к рейдерству, не секрет, что можно создать условия, при которых лицензия будет отбираться чуть ли не за один день», – считает директор НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая. Также указанные положения закона могут повлечь массовые отказы управляющих компаний от обслуживания домов, которые находятся в плохом состоянии, так как риск потери лицензии очень высок.

Галина Хованская, председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«При введении лицензирования и при большой вероятности потерять эту лицензию после двух предписаний, станут управляющие организации брать дома, которые остро нуждаются в капитальном ремонте? Нет, конечно. Как черт от ладана они будут от этих домов открещиваться. На кого эта проблема ляжет? На муниципалитеты. То есть на их бюджеты, которые и так на 98% на сегодняшний день являются дотационными».

По мнению Александра Козлова, проблему можно решить либо создавая муниципальные управляющие организации либо, что более эффективно, вводить экономические меры стимулирования управляющих компаний.

Проблема контроля и ответственности

Несмотря на достаточно широкие инструменты воздействия на управляющие организации, некоторые эксперты отмечают, что на самом деле возможности государства контролировать их деятельность достаточно ограничены. Дело в том, что государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, так как они работают на основании лицензии (данное положение вступит в силу с 1 мая 2015 года). В итоге жилищные инспекции смогут проверять только соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, перечень которых крайне мал, и к тому же является закрытым.

«Ничего, кроме раскрытия информации, по сути дела, лицензионный орган не сможет контролировать после того, как выдаст управляющей организации лицензию. Поэтому если мы действительно хотим, чтобы в рамках лицензионного контроля органы государственного жилищного надзора проверяли соблюдает ли управляющая организация требования технических регламентов и вообще в целом Жилищного кодекса РФ, то нужно скорректировать ст. 193 Жилищного кодекса РФ в части перечня лицензионных требований», – считает руководитель жилищного сектора направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» Ирина Генцлер.

Стоит отметить, что Минстрой России попытался решить данную проблему на уровне постановления Правительства РФ 2 . В проекте министерство прописало широкий перечень требований, соблюдение которых может проверяться в рамках лицензионного контроля. Однако документ получил отрицательное заключение Минэкономразвития России в ходе оценки регулирующего воздействия, в том числе потому, что он не согласуется с закрытым перечнем лицензионных требований. Таким образом, очевидно, что коллизию придется разрешать на уровне федерального законодательства.

Кроме того, нормы, предусматривающие административную ответственность за осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии, вступают в силу с 1 января 2015 года, в то время как сама обязанность иметь лицензию возникает лишь 1 мая 2015 года. Данное противоречие также на практике может привести к затруднениям и требует устранения.

В связи с принятием закона стоит и вопрос разграничения ответственности между собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями. По мнению Татьяны Вепрецкой, на данный момент практически за все отвечают управляющие компании.

«Нужно разделить такие понятия как коммунальный ресурс, коммунальная услуга и кто за что отвечает, ведь поступающий к дому ресурс изменить управляющая компания в самом доме уже не может – это редкое исключение в новых домах. Поэтому наше мнение сводится к тому, что ресурсоснабжающие организации должны осуществлять доставление коммунальных услуг до дома, а управляющая компания должна обеспечить предоставление коммунальных услуг уже в доме. И разграничить на этом ответственность. Тем самым уйти от ответственности за некачественное предоставление услуг, которые не зависят от управляющей компании», – считает она.

Павел Качкаев, заместитель председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:

«Часть вещей, которые мы обсуждали на рабочих группах, не вошла в закон о лицензировании по разным причинам. Идет на осеннюю сессию законопроект, который называется в просторечии «О повышении платежной дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве» 3 . В нем, я уверен, будут приняты решения по формулировке функции управления, которая пока отсутствует в Жилищном кодексе РФ. Причем в тех поправках, которые сегодня есть, она рассматривается как для собственников, ТСЖ, так и для управляющих организаций. Каждая из этих сфер получит четкую формулировку функции управления. Управляющие организации будут отвечать за управление многоквартирным домом и надлежащее содержание общего имущества.

В тех же поправках, которые сегодня рассматриваются, функции коммунальных услуг четко разделяются между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Ресурсоснабжающие организации получают статус исполнителя коммунальных услуг – платежи пойдут отдельно ресурсоснабжающим организациям и управляющим организациям. Причем по желанию ресурсоснабжающей организации, управляющие организации могут заниматься сбором платежей за коммунальные услуги по отдельному договору, с отдельной оплатой. Также в этих поправках есть значительные изменения в проведении общих собраний – мы должны подвигать собственников, чтобы они занимались содержанием собственного жилья».

Говоря о разграничении функций управляющих, ресурсоснабжающих организаций и собственников, также поднимается и вопрос об усилении ответственности последних. Неуплата коммунальных платежей негативно влияет на финансовое положение и качество услуг, управляющих компаний, поскольку ресурсоснабжающие организации взыскивают задолженность именно с них. Управляющая организация в свою очередь зачастую не имеет физической возможности взыскать задолженность с гражданина.

«Мы подаем в суды, тратим деньги, госпошлину платим – результат нулевой. Судебный исполнитель возвращает [исполнительный документ] – нечего брать, не с кого брать. Если так будет продолжаться, этот круг невозможно будет разрубить», – обрисовал проблему заместитель председателя НП «Союз управляющих организации» Корюн Лазян.

Игорь Шпектор, председатель комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры и ЖКХ:

«Мы, конечно, строим гражданское общество, демократизация у нас, но не надо заигрывать с жителями. Нужно повысить их ответственность, потому что у нас в прессе почитаешь – все классно – 85-90% [граждан исправно платят за жилищно-коммунальные услуги]. На самом деле это не так, неуплаты идут повсеместно, и не надо это скрывать. До тех пор, пока мы не будем жестко относиться к потребителю, ничего не изменится, уговоры не помогут. Нужны жесткие меры».

Проблема обучения руководителей

Одним из условий выдачи управляющей организации лицензии является получение ее должностными лицами квалификационного аттестата (ст. 202 Жилищного кодекса РФ). Документ будет выдаваться сроком на пять лет по результатам экзамена, порядок проведения которого уже разработал Минстрой России 4 . Всего кандидатам придется ответить на 100 вопросов, связанных с управлением многоквартирным домом, в течение 120 минут. При этом чтобы сдать экзамен, правильных ответов должно быть не менее 86.

Александр Козлов, первый заместитель исполнительного директора НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль»:

«Квалификационные экзамены будут проводиться с момента запуска этой системы до 1 мая 2015 года. Мы с нашей сетью центров общественного контроля очень внимательно посмотрели вопросы, которые сейчас в проекте Минстроя России разработаны. Очень много неоднозначных формулировок, как самих вопросов, так и предлагаемых вариантов ответов. Крайне важно внимательно до момента запуска подойти к подготовке этих вопросов и ответов, чтобы впоследствии не было двойного толкования или неточностей. В целом, порядок, который предложен – 2 часа, 86 правильных вопросов из 100, наверное, это нормальный регламент
проведения экзамена».

При этом вопросы имеют очень узкую специализацию и требуют высокого уровня знаний в соответствующей области. В связи с этим необходимо обеспечить возможность подготовки, в том числе и действующих руководителей управляющих организаций, к сдаче экзамена. Такой позиции придерживается, в частности, Игорь Шпектор: «Это сложный вопрос и достаточно неприятная тема, нужно подумать о том, чтобы все-таки организовать учебу для желающих, чтобы потом не получился взрыв».

Как отметил Александр Козлов, не во всех регионах система профессиональной подготовки, переподготовки сформирована и поэтому, возможно, подготовить должностных лиц управляющих компаний к сдаче экзаменов не получится. «Я думаю, что экзамены будут сданы раньше, чем во многих регионах будет предоставлена возможность проходить обучение и переподготовку», – пояснил он.

По мнению Галины Хованской, в связи с проведением аттестации, возможно в ходе осенней сессии Госдумы придется переносить срок вступления закона в силу. «Получить лицензию можно только имея аттестат, но я не знаю, как коллеги из Минстроя России за полгода сумеют «обаттестатить» все управляющие организации. Это большой вопрос», – заметила она. По ее словам, проблема повышения профессионального уровня должностных лиц управляющих организаций стоит достаточно остро, и в идеале ее нужно было решать до введения лицензирования.

Таким образом, закон имеет очевидные недостатки, которые отмечают многие эксперты, как из числа общественников и государственных служащих, так и представители самой отрасли. Очевидно, что без внесения в Жилищный кодекс РФ необходимых изменений, введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами может привести к ухудшению ситуации в сфере ЖКХ. В связи с этим, например, ОП РФ уже объявила о намерении направить Президенту РФ соответствующие предложения, выработанные совместно с Госдумой, Фондом содействия развитию ЖКХ, общественными организациями жилищного контроля и саморегулируемыми организациями управляющих компаний.