Трудовая пенсия по возрасту в рб 2019

Новое в пенсионном законодательстве

11 апреля 2016 г. Президентом Республики Беларусь принят Указ № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее – Указ).

Указом предусматривается повышение общеустановленного пенсионного возраста с 1 января 2017 г. ежегодно на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 года, женщинами 58 лет.

Повышение пенсионного возраста будет осуществляться постепенно, с 1 января каждого года – на шесть месяцев, одновременно для обоих полов, с сохранением действующей пятилетней разницы в пенсионных возрастах у мужчин и женщин (подпункт 1.1 пункта 1 Указа).

Год обращения за пенсией

Общеустановленный пенсионный возраст

2017
2018
2019
2020
2021
2022

60 лет 6 месяцев
61 год
61 год 6 месяцев
62 года
62 года 6 месяцев
63 года

55 лет 6 месяцев
56 лет
56 лет 6 месяцев
57 лет
57 лет 6 месяцев
58 лет

Необходимо отметить, что повышение пенсионного возраста предусмотрено для всех категорий граждан в целях обеспечения одинакового, равного подхода. Одновременно с повышением общеустановленного пенсионного возраста предусматривается повышение:пенсионных возрастов для назначения льготных (досрочных) трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет в соответствии с законами Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», от 6 января 2009г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий», от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь», а также для назначения ежемесячного денежного содержания по Указу Президента Республики Беларусь от 30 ноября 2006 г. № 705 «О ежемесячном денежном содержании отдельных категорий государственных служащих». Пенсионные возраста, дающие право на указанные виды пенсий и ежемесячное денежное содержание, повышаются ежегодно с 1 января на 6 месяцев, но не более чем на 3 года в общей сложности (подпункт 1.2 пункта 1 Указа).

Указом также рекомендуется руководителям организаций (независимо от форм собственности) с учетом имеющихся финансовых возможностей шире применять практику участия работодателей и работников в программах добровольного страхования дополнительной пенсии (пункт 3 Указа).

Законодательством Республики Беларусь предусмотрено добровольное страхование дополнительной пенсии. Программы добровольного страхования дополнительной пенсии, предоставляемые страховыми организациями на финансовом рынке Беларуси, позволяют формировать дополнительную к государственной пенсии пенсионную выплату, т.е. больший пенсионный достаток. Формирование дополнительной пенсии возможно непосредственно самим гражданином и (или) его работодателем (корпоративное страхование).

Одновременно с вопросом повышения пенсионного возраста Указом регулируются вопрос повышения предельного возраста состояния на военной службе (службе в военизированных организациях), а также отдельные вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций) (подпункт 1.3 пункта 1 и пункт 4 Указа). Сопровождение вопросов, касающихся прохождения военной службы (службы в военизированных организациях) и пенсионного обеспечения военнослужащих (сотрудников военизированных организаций), осуществляется соответствующими силовыми министерствами и ведомствами.

Когда белорусы будут выходить на пенсию

в зависимости от даты рождения

дата рождения

время выхода на пенсию

пенсионный возраст , лет

с 1 января по 30 июня 1957 года

с 1 января по 30 июня 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2017 года

с 1 июля по 31 декабря 1957 года

с 1 июля по 31 декабря 1962 года

с 1 июля по 31 декабря 2018 года

с 1 января по 30 июня 1958 года

с 1 января по 30 июня 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2019 года

с 1 июля по 31 декабря 1958 года

с 1 июля по 31 декабря 1963 года

с 1 июля по 31 декабря 2020 года

с 1 января по 30 июня 1959 года

с 1 января по 30 июня 1964 года

с 1 июля по 31 декабря 2021 года

с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше

с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше

с 1 июля 2022 года

В итоге поэтапное повышение пенсионного возраста закончится во второй половине 2022 года. Далее все будут выходить на пенсию в возрасте 58/63 лет.

Следует обратить внимание, что возраст выхода на пенсию будет зависеть не только от даты рождения, но и от даты обращения за назначением пенсии. Так, если женщина, родившаяся во втором полугодии 1962 года (например, в декабре), обратится за назначением пенсии не в период возникновения права на пенсию (в декабре 2018 года), а позднее, скажем, в феврале 2019 года, то право на пенсию ей может быть предоставлено не ранее достижения пенсионного возраста, установленного для женщин в 2019 году (56 лет 6 месяцев), то есть не ранее июня 2019 года.

25 февраля 2015 г. Советом Министров Республики Беларусь принято постановление № 134 «Об утверждении Положения о порядке подтверждения личности граждан Республики Беларусь, не имеющих документа, удостоверяющего личность, для целей пенсионного обеспечения» (далее – постановление). Данное постановление направлено на реализацию решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 9 июля 2014 г. № Р-944/2014 «О правовой неопределенности в правовом регулировании удостоверения личности при назначении пенсии органами по труду, занятости и социальной защите».

Реализация права на государственное пенсионное обеспечение неразрывно связана с личностью гражданина. В связи с этим в целях подтверждения личности гражданина при обращении за назначением пенсии гражданин должен предъявить документ, удостоверяющий личность. Документом, удостоверяющим личность гражданина Республики Беларусь, является паспорт гражданина Республики Беларусь.

Вместе с тем, некоторые граждане Республики Беларусь не имеют паспорта в связи с отказом от его получения по религиозным и иным мотивам. Это не позволяет им реализовать право на пенсионное обеспечение.

Постановлением предусмотрено, что для целей пенсионного обеспечения в органах по труду, занятости и социальной защите личность гражданина Республики Беларусь, не имеющего паспорта, подтверждается заключением о подтверждении личности гражданина, выдаваемым органом внутренних дел по месту последней регистрации по месту жительства этого гражданина.

Для этого гражданин представляет в орган по труду, занятости и социальной защите по месту регистрации по месту жительства либо по месту фактического жительства заявление о подтверждении личности по установленной форме, свидетельство о рождении , десять одинаковых цветных фотографий, соответствующих его возрасту (40 x 50 мм), другие имеющиеся документы, которые, по мнению гражданина, могут быть использованы для подтверждения его личности .

На основании представленных документов органом по труду, занятости и социальной защите формируется запрос о подтверждении личности в орган внутренних дел.

При рассмотрении запроса орган внутренних дел проводит процедуру идентификации гражданина с изучением совокупности представленных им документов. Запрос рассматривается в течение месяца со дня его получения с вынесением по результатам рассмотрения заключения о подтверждении (не подтверждении) личности гражданина.

Заявление о назначении пенсии и необходимые для её назначения документы будут приниматься органом по труду, занятости и социальной защите не ранее даты поступления заключения о подтверждении личности.

Выплата пенсии, назначенной гражданину, личность которого подтверждена соответствующим заключением, будет осуществляться объектом почтовой связи по месту фактического жительства гражданина на основании поручения на выплату пенсии органа по труду, занятости и социальной защите. При получении пенсии в объекте почтовой связи гражданином должен предъявляться второй экземпляр данного поручения. В случае утраты (хищения) такого поручения, закрытия (переименования) объекта почтовой связи, перемены места жительства гражданину по его обращению органом по труду, занятости и социальной защите будет выдаваться новое поручение.

Постановление вступает в силу с 1 марта 2015 г.

С 12 июля 2015 г. вступает в силу Закон Республики Беларусь от 8 января 2015 г. № 238 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам донорства крови и ее компонентов», которым внесены изменения в пункт «д» статьи 68 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» в части установления повышения в размере 40 процентов минимальной пенсии по возрасту лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, награжденным нагрудным знаком отличия Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Ганаровы донар Рэспубл i к i Беларусь» . Документом, подтверждающим право на повышение пенсии по указанному основанию, является удостоверение к нагрудному знаку.

Справочно: До 12 июля 2015г. право на повышение предоставлено только донорам, награжденным знаком почета «Почетный донор Республики Беларусь», знаками «Почетный донор СССР», «Почетный донор Общества Красного Креста БССР».

Новое в пенсионном обеспечении с 1 января 2016 года

31 декабря 2015 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 534 «О вопросах социального обеспечения».

закрепляется сложившаяся в последние годы практика проведения перерасчетов трудовых пенсий на основании целевых указов не реже одного раза в год в пределах имеющихся средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – бюджет фонда);

Читайте так же:  Сто в собственность

c 1 января 2016 года увеличивается с 15 до 15 лет 6 месяцев минимальный стаж работы с уплатой страховых взносов в бюджет фонда (далее – страховой стаж), необходимый для пенсии по возрасту и за выслугу лет. Начиная с 1 января 2017 года страховой стаж постепенно (пошагово) будет увеличиваться ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения 20 лет.

Для назначения трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца сохранены прежние требования по страховому стажу.

Увеличение страхового стажа также не затронет социально уязвимые категории лиц, для которых формирование длительного страхового стажа объективно затруднительно (родителей детей-инвалидов (инвалидов с детства), многодетных матерей, инвалидов с детства и др. (статьи 17-22 Закона “О пенсионном обеспечении”). Для назначения им досрочных пенсий по возрасту требуется, как и прежде, 5 лет страхового стажа;

с 1 января 2016 года обязательное государственное социальное (пенсионное) страхование распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь или являющихся индивидуальными предпринимателями, а также на всех физических лиц (граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства), работающих в представительствах иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Беларусь.

С 1 января 2016 года также вступают в силу нормы Указа Президента Республики Беларусь от 8 декабря 2014 г. № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения», предусматривающие:

увеличение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, за каждый полный год стажа работы сверх 40 лет по 45 год включительно у мужчин и сверх 35 лет по 40 год включительно у женщин на 0,1; 0,2; 0,3; 0,4; 0,5 процента среднемесячного заработка (либо 0,7 процента средней заработной платы работников — в случаях, когда данная величина превышает среднемесячный заработок) соответственно;

учет при исчислении пенсий (статья 56 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон) заработка в пределах от 130 до 500 процентов при стаже работы 36 лет и более у мужчин и 31 год и более у женщин средней заработной платы работников в размере 10 процентов. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами (абзацы первый — третий пункта «а» части первой статьи 12 и часть первая статьи 15 (список № 1) Закона), этот заработок учитывается в размере 20 процентов, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах (статья 13 Закона), — в размере 30 процентов.

Пенсии, назначенные до 1 января 2016 г., пересмотрены с учетом приведенных норм Указа № 570. То есть они перерассчитаны в автоматическом режиме без участия пенсионеров.

С 1 августа 2017 года вступает в силу Указ Президента Республики Беларусь от 29 июня 2017 г. № 233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

Документ направлен на урегулирование вопроса о повышении уровня пенсионного обеспечения граждан, которые длительное время осуществляли социально-значимые виды деятельности (например, осуществляли уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет‚ а также за лицами, достигшими 80-летнего возраста, и др.) и по этой причине не смогли сформировать стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда, требуемый для назначения пенсии по возрасту.

В связи с этим указом предусматривается возможность назначения трудовой пенсии по возрасту по достижении общеустановленного пенсионного возраста при страховом стаже не менее 10 лет гражданам, имеющим общий стаж работы (предусмотренный в статье 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении») не менее 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин.

Продолжительность стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов также уменьшается для граждан, которые длительное время (не менее 10 календарных лет) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не имеют права на пенсию по законодательству о пенсионном обеспечении военнослужащих. Право на трудовую пенсию по возрасту предусмотрено предоставить этой категории граждан при наличии не менее 10 лет страхового стажа и общего стажа работы не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин.

Примечание: в требуемые 10 лет военной службы (службу в военизированных организациях) включаются периоды предусмотренные пунктом «а» части второй статьи 51 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», за исключением периодов военной службы (службы в военизированных организациях), приходящихся на период нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми. В требуемые 25(20 лет) стажа работы – периоды работы и иной деятельности, предусмотренные статье 51 названного Закона.

Напомним, что в 2017 году требуемый страховой стаж для начисления трудовой пенсии составляет 16 лет и постепенно повышается (ежегодно на 6 месяцев) до достижения 20 лет к 2025 году.

Увеличение пенсионного возраста в Беларуси: таблица выхода на пенсию

11 апреля 2016 года Президентом Республики Беларусь был подписан указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», на основании которого минимальный возраст, необходимый для оформления трудовой пенсии, будет увеличен на три года и к 2023 г. достигнет отметок 58 и 63 лет для представителей слабого и сильного полов, соответственно.

Пенсионный возраст – это определенное законодательством количество лет, по истечении которых гражданин получает право на заслуженный отдых и начисление пенсии по возрасту. На протяжении всей трудовой деятельности сотрудники и их наниматели делают взносы в Фонд социальной защиты населения на пенсионное страхование в размере 1 и 28 процентов соответственно, тем самым обеспечивая государственный бюджет средствами на выплату пособий нетрудоспособному населению.

В общемировой практике средний пенсионный возраст колеблется в пределах 60-65 лет, выход на пенсию в Беларуси в настоящий момент происходит в 55 лет для женщин и 60 для мужчин. В связи с тем, что в нашем государстве этот показатель ниже среднемирового и чаще всего не соответствует реальной потере трудоспособности, а также из-за ежегодно увеличивающейся численности пенсионеров был подписан указ о постепенном повышении пенсионного возраста. Так, 1-го января каждого года, начиная с 2017 и заканчивая 2022, минимальный возраст для выхода на пенсию будет возрастать на шесть месяцев. Таким образом, с начала 2022 года он установится на отметках 58 и 63 лет; дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.

Для подробного разъяснения и расчета выхода на пенсию каждого конкретного человека была составлена таблица ухода на пенсию по годам на основании даты рождения. Данная реформа будет непосредственно относиться к примерно 100 тысячам человек ежегодно, 50 тысяч из которых будет ожидать пенсии дополнительные шесть месяцев, а оставшиеся – один год.

Повышение пенсии в 2019 году пенсионерам в Белорусии

Белоруссия, как и остальные страны Евросоюза, сегодня производит ряд реформ, особого внимания среди которых заслуживает пенсионная. Мировой экономический кризис коснулся буквально каждой страны мира, в результате чего многим пришлось существенно сократить и оптимизировать свои расходы. Властям пришлось идти даже на такие непопулярные меры, как уменьшение размеров социальных пособий, поэтому вопрос о том, когда будет повышение пенсии в Белоруссии в 2019 году и стоит ли вообще этого ожидать, необходимо рассмотреть как можно подробнее.

Как менялись пенсии в Белоруссии последние 5 лет?

Если брать размеры пенсионных выплат за промежуток около 20 лет, то самые низкие выплаты в Белоруссии были в 1999 году, тогда они составляли всего 17,5 долларов. В дальнейшем ситуацию можно было охарактеризовать стабильным, но медленным увеличением роста пенсий, спустя много лет пенсия уже перевалила за отметку в 100 долларов, испортила весь график девальвация 2009 года, а затем и 2001 когда сумма снизилась до 79 долларов. В 2014 году пенсия сделала максимальный скачок вверх, тогда она составляла 230 долларов. Не смогло правительство удержать подобный уровень и снова в 2015 году показатель выплаты упал до отметки в 118 долларов, впрочем это еще не самое дно. В 2016 году на каждого пенсионера в среднем выплачивалось по 140 долларов, государство немного стабилизировало положение после резкого падения рубля.

Какое было последнее повышение пенсий?

Напомним, как и в других странах пенсионная система Белоруссии питается от работающих граждан и тех отчислений, которые они туда делают. Повышение в 2017 году значительно улучшило бы ситуацию, тем более, что в планах было увеличение базовой пенсии. Разговоров об этом было много, но только на этом уровне так все и осталось увеличили только возраст. Объясняют это тем, что положение и без того печальное, каждый год число пенсионеров увеличивается, а работать люди не хотят, каждый трудится на себя.

Последнее повышение для тех, кто уже получает пенсию, произошло в 2016 году, тогда ее размер увеличился на 5%, что существенно не помогло, а даже вызвало резонанс у населения. Люди посчитали такие реформы копеечными в сравнении с тем, как сильно увеличились в последнее время цены на товары. Но не для всех увеличение стало таковым, размер пенсии зависит от индивидуальных параметров, в том числе какого типа это выплата, каков уровень заработной платы, отработанный стаж. В правительстве признали, что повышение незначительное, но это лучше чем вообще ничего.

Читайте так же:  Входит ли практика в трудовой стаж

Мнение экспертов

Власти страны недавно приняли новый законопроект, в соответствии с которым пенсионные выплаты будут рассчитываться по новым правилам. До этого в Белоруссии на протяжении большого количества лет действовала единая для союза схема начисления пенсий, которая долгое время считалась идеальной. Однако сегодня в стране изменилась социально-демографическая ситуация, и теперь можно наблюдать то, что люди пенсионного возраста могут похвастаться относительно хорошим здоровьем, энергичностью и подвижностью, что является хорошей новостью, но при этом уровень рождаемости существенно снизился, значит работающих граждан по отношению к неработающим стало намного меньше. Пагубнее всего это отражается на Пенсионном Фонде, которому приходится тратить огромное количество средств на выплату пенсионных пособий.

Каким будет повышение?

Согласно последним заявлениям представителей власти средняя пенсия в 2019 году для жителей Белоруссии оставит около 800 000 белорусских рублей, а если говорить про процентное соотношение, то ее размер увеличится примерно на 15%. Однако нужно понимать, что уровень роста пенсионных пособий будет зависеть от количества отработанных лет, потому что за основу при расчете будут приниматься средние суммы окладов (каждый человек должен подавать данные, касающиеся уровня его заработной платы в единую базу персонального учета, которая впоследствии используется при определении пенсионных выплат). Еще в 2015 году власти Белоруссии ввели правило о том, что при расчете пенсии будет учитываться заработок за 21 год фактического стажа и в этом вопросе никто пока ничего менять не планирует.

При этом стоит дельное внимание уделить тому, что индексация пенсий в Беларуси в 2019 году будет постепенной, то есть проводить ее планируют в несколько этапов, один из которых запланирован на лето, а второй на зиму (последний месяц года), при этом сначала пенсионные пособия будут индексироваться на больший процент, а потом на тот, который останется (вероятнее всего, 11 и 4 %).

Сложно сказать о том, повысят ли пенсии в январе 2019 года в Беларуси, потому что на начало года власти не планировали никаких подобных мероприятий и заявлений по этому поводу (по крайней мере, официальных) никто не давал. Однако все может измениться, поэтому за этим вопросом необходимо следить, чтоб быть в курсе развивающейся ситуации.

Пенсионный возраст

Еще в 2016 году в СМИ начали появляться заявления о том, что президент Белоруссии планирует увеличить пенсионный возраст на три года, и идти на столь непопулярные меры ему необходимо по причине того, что у них обнаружился очень большой дефицит финансовых средств в Пенсионном Фонде (около триллиона белорусских рублей). Соответственно, стоит подготовиться к тому, что на пенсию люди смогут выходить только в 58 лет (женщины) и 63 года (мужчины). Нужно сказать, что возраст будет повышать постепенно (по аналогии с другими странами), то есть по шесть месяцев за год, хотя ранее обсуждался вариант того, чтоб прибавлять по три и даже по оному месяцу (дефицит слишком большой и медлить с принятием решения по словам экспертов уже просто нельзя).

Соответственно, повышение пенсии в 2019 году в Беларуси будет сопровождаться еще и реформой, причем власти делают акцент на том, что дефицита рабочих мест в стране при этом наблюдаться не будет, потому что они планируют создавать по 50 000 рабочих мест ежегодно (именно для несостоявшихся пенсионеров).

Нужно сказать, что в качестве альтернативного варианта власти раздумывали на тем, чтобы не увеличивать пенсионный возраст, а снизить размер пенсионных пособий. Однако президент высказался резко против такого предложения, объяснив это тем, что людей обижать нельзя. Он признает тот факт, что современна пенсионная реформа является вынужденной мерой, потому что финансовых средств на материальное обеспечение граждан пенсионного возраста катастрофически не хватаете, а их численность по отношению к работающим белорусам увеличивается, однако обойтись без подобных нововведений сегодня не получится.

Пенсия в Беларуси: особенности пенсионной системы

С 2017 года в Республике Беларусь началось последовательное увеличение пенсионного возраста. Сегодня право на пенсию имеют мужчины с 61 года и женщины с 56 лет. Пенсионная реформа не решит проблемы, если в РБ сохранится распределительный характер системы обеспечения лиц преклонного возраста

Одной из важнейших составляющих системы соцзащиты населения Республики Беларусь выступает пенсионное обеспечение. Каждый нетрудоспособный гражданин Беларуси имеет право на выплаты от государства. Размер их зависит от места и стажа работы, занимаемой должности. Поговорим о том, какая пенсия в Белоруссии, кому и в каком порядке она начисляется, с какого возраста гражданин имеет право выйти на заслуженный отдых.

Система пенсионного обеспечения в Беларуси действует на распределительной основе. Принцип ее действия – взносы работающих уходят на выплату пенсий.

Республика Беларусь выплачивает пенсии своим гражданам и иностранным подданным, постоянно живущим здесь. Распространяется оно и на граждан Беларуси, проживающих в странах, с которыми у РБ заключены международные договоры.

Таб. 1. Пенсионные выплаты, назначаемые в Республике Беларусь

1%, уплачиваемый работником

Те, кто заработать самостоятельно на жизнь не способен, могут рассчитывать на социальную пенсию.

Пенсионный возраст в Беларуси

Определение белорусского пенсионера ровно такое же, как в любой другой стране мира – это человек, который достиг пенсионного возраста, установленного законодательством, и которому положены выплаты от государства. Еще недавно пенсия по возрасту назначалась:

  • 60-ти летним мужчинам при стаже работы в 25 лет;
  • 55-ти летним женщинам со стажем в 20 лет.

Начиная с 2017 года, законодатель постановил, что пенсионный возраст в Беларуси должен постепенно увеличиться. В 2018 году он достиг для мужчин 61 года и 56 лет для женщин. В 2019 мужчины будут получать пенсию в 62,5 года, а женщины – в 57,5 года.

При этом страховой стаж им потребуется в 2018 году – 16,5 лет, а в 2019 – 17 лет.

Завершение реформы ожидается в 2020 году. К этому времени для женщин пенсионный возраст наступит в 58 лет и в 63 года – для мужчин.

Мера эта была вынужденной. Население стареет, рождаемость падает, средний возраст белорусов растет. А в результате один работающий должен содержать одного неработающего. С точки зрения экономистов, подобное соотношение фатально.

Кстати, РФ тоже приняла подобный законопроект. В отличие от Беларуси, его принятие прошло не так гладко и вызвало волну возмущения.

Как формируется ФСЗН

Механизм следующий: ежемесячно в Фонд соцзащиты населения отчисляется за каждого работающего гражданина налог с заработной платы:

  • 34% от работодателя;
  • 1% от работника.

Эти средства направляются на обеспечение пенсионных выплат и различных пособий. Работает распределительная система – никаких накоплений пенсионных взносов, все идет на выплаты нынешним гражданам пенсионного возраста.

Размер пенсионных выплат по стране

На конец 2017 года пенсионер в Беларуси в среднем получал от государства пособие в размере 314 белорусских рублей. Минские пенсионеры получали больше всех – 316 рублей, а старики Брестской области меньше всех – 299 рублей. С начала текущего года среднемесячная выплата увеличились на 15,8% и составила 363,9 рублей.

Рис. 1. Минские пенсионеры

Средний размер назначенной пенсии по возрасту составил в августе 2018 года 374,8 рублей, что на 3% выше средней по стране.

Таб. 2. Изменение среднего размера назначенных пенсий в Белоруссии в 2017–2018 гг. (белорусских рублей)

Источник: Минтруда и соцзащиты РБ

Минимальный потребительский бюджет для пенсионеров с 1 ноября 2018 установлен Министерством труда и соцзащиты на уровне 349 белорусских рублей. Пенсионных выплат старикам едва хватает на самое необходимое.

В отличие от пенсии по возрасту, которая назначается пожизненно при наступлении пенсионного возраста, пособие по инвалидности может быть установлено на конкретный срок, для продления которого придется пройти переосвидетельствование.

Минимальные гарантии

Законодательство Беларуси регламентирует размер пенсий и доплат к ним, а также порядок начисления выплат.

Трудовая пенсия

В 2018 году она рассчитывается из заработанных средств за последние 24 года подряд, не превышая реального стажа трудовой деятельности.

Минимальный размер для нее установлен:

  • по возрасту – 25% наибольшей величины прожиточного минимума, утвержденного за два последних квартала;
  • по случаю потери кормильца – 100%, детям-сиротам – 200%;
  • по инвалидности: I и II групп – 100%, по III группе – 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту;
  • пенсии за выслугу лет – 100%.

Тем, у кого трудовые пенсии оказались минимальными, государство доплачивает 20% среднего заработка в РБ.

Пенсия по возрасту должна превышать минимум для пенсионных выплат, утвержденный законодательством, не быть ниже чем 55% среднего заработка пенсионера в месяц.

Социальная пенсия

Это вид пособий, исчисленный из максимального размера прожиточного минимума за 2 последних квартала в размерах:

  • 110% – инвалидам I группы, включая инвалидов с детства;
  • 95% – инвалидам с детства II группы;
  • 85% – инвалидам II группы (исключая инвалидов с детства), детям по потере кормильца на каждого ребенка;
  • 75% – инвалидам III группы, включая инвалидов с детства;
  • 50% – мужчинам с 65, женщинам – с 60 лет;
  • 80% – детям-инвалидам I степени утраты здоровья, 85% – II степени, 95% – III степени, 110% -– IVстепени.
Читайте так же:  Требования санпин к административным зданиям

Правительство Беларуси намерено поддерживать пенсионное обеспечение на определенном уровне. С этой целью периодически осуществляются перерасчеты пенсий. Основания:

  • рост среднемесячной заработной платы – не реже раза в год;
  • изменение размера прожиточного минимума.

Рис. 2. В Минском городском клубе ветеранов «Маэстро»

Порядок оформления

Автоматически пенсия никому не назначается. Гражданину Республики Беларусь следует с соответствующим заявлением обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите населения.

Работодатель оформляет и предоставляет все документы на своих работников. Неработающий должен все сделать сам.

Комплект документов будет зависеть от вида пенсионных выплат. Но для любого из них обязательными являются оригинал и копия трудовой книжки и справка о заработной плате. Потребуются также удостоверение личности: паспорт гражданина РБ или национальный паспорт и ВНЖ для иностранного гражданина.

Это перечень основных документов. При необходимости представляются и другие: военный билет, документы о получении образования, свидетельства о рождении детей и т.д. Полный список можно уточнить в органе соцзащиты по месту жительства.

Все вышеназванные документы (оригиналы) прикладываются к заявлению. После рассмотрения их владелец получит все бумаги обратно.

Результаты и перспективы пенсионной реформы

Два прошедших года принесли свои результаты. Правда, население их не прочувствовало. Не изменились существенно размеры пенсионных пособий и уровень жизни людей преклонного возраста. Зато рынок труда последствия ощутил. Благодаря тем, кто теперь признан трудоспособным (они уже имеют работу и вряд ли ее оставят), для молодых специалистов оказались «закрытыми» перспективы карьерного роста на родине. Об обновлении кадров в народном хозяйстве Беларуси придется забыть лет на десять.

Пенсионный возраст повышают во всех странах Европы. Подняли его и в Республике Беларусь. Но, задерживая пенсионеров на рынке, необходимо создавать новые рабочие места, предоставить больше возможностей для малого и среднего бизнеса. Поможет ли это спасти экономику от «пенсионной» перегрузки и одновременно обеспечить каждому достойную старость?

«Повышением возраста полностью искоренить проблему нельзя. Пенсионную систему действительно нужно менять. Желательно перейти на смешанную – солидарная плюс накопительная» (Валерий Бороденя, депутат палаты представителей Национального собрания РБ)

К тому же пенсии в странах Европы значительно превышают уровень выплат в Беларуси.

Сейчас в Беларуси выплаты пенсионерам обеспечивают взносы работающих и нанимателей в Фонд соцзащиты. Принятыми правительством республики мерами проблему дефицита ФСЗН не решить. Сегодня доля граждан пенсионного возраста составляет 25%, к 2050 году она вырастет и окажется на уровне 35%.

Стране нужны масштабные реформы. В государстве должна работать не только распределительная модель, но и дополнительные механизмы накопления. Для снижения риска бедности для самих пенсионеров также нужно изменить механизм расчета пенсии. А пенсионный возраст придется повышать и дальше.

Всё о пенсионных выплатах в Беларуси в 2018 году в видеосюжете

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Очередное повышение трудовых пенсий произойдет в Беларуси с 1 ноября

Очередное повышение трудовых пенсий произойдет в Беларуси с 1 ноября. Такое поручение дал глава государства Александр Лукашенко, рассказал журналистам премьер-министр Сергей Румас, передает корреспондент БЕЛТА.

«Сегодня глава государства поручил внести пакет документов по еще одному, третьему в течение этого года, повышению пенсий в среднем на 5,3%. Таким образом, с учетом этого повышения реальный рост пенсий в этом году (с учетом инфляции. — Прим. БЕЛТА) составит около 8%», — сказал премьер-министр.

По его словам, правительство в ближайшее время внесет соответствующие документы. «С 1 ноября пенсионеры получат 5-процентную прибавку к пенсии», — добавил Сергей Румас.

Еще одно принципиальное поручение главы государства заключается в том, чтобы выдерживалось предусмотренное программой социально-экономического развития Беларуси на 2016-2020 годы соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы на уровне не менее 40%.

Как отметил Сергей Румас, в нынешнем году не удалось удержать данное соотношение. По состоянию на 1 августа этот показатель был равен 36,2%. «Что касается 2019 года, то глава государства жестко поручил, чтобы соотношение в 40% средней пенсии к средней зарплате было восстановлено, и исполнение поручения будет одним из ключевых показателей в работе правительства», — заявил премьер-министр.

Пенсии в Беларуси в 2019 году вырастут на 14 процентов

В Беларуси, где, согласно статистике, продолжается устойчивый рост числа пенсионеров, прогнозируется повышение уровня пенсионных выплат в 2019 году на 14 процентов. Об этом сообщила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич, передает БЕЛТА.

Минимальные трудовые и социальные пенсии, которые привязаны к размеру бюджета прожиточного минимума, в последний раз повышали в РБ месяц назад. Сейчас минимальная пенсия по возрасту с учетом доплаты в размере 20% от средней зарплаты выросла до 216,03 рубля (1 белорусский рубль по курсу нацбанка равняется 31, 38 российскому рублю).

Министр отметила, что поставлена задача достичь в будущем году соотношения среднемесячного размера пенсии по возрасту и среднемесячной заработной платы в 40%. «Для этого среднегодовой темп роста пенсий по возрасту составит более 114%», — уточнила она.

Отвечая на вопрос, как часто в году будут повышаться пенсии, министр пояснила, что это зависит от доходной части национального бюджета. Министерством будет производиться перерасчет пенсий, увязанных с размером бюджета прожиточного минимума. Кроме того, в будущем году, по словам министра, предусмотрен и рост пособий по уходу за ребенком семьям, воспитывающим детей.

Палата представителей, уточняет агентство, уже приняла 18 декабря в двух чтениях проект государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения.

Представляя законопроект парламентариям, Костевич пояснила, что общая сумма доходов государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения запланирована в размере Br15 млрд. Расходная часть бюджета фонда рассчитана в сумме Br14,8 млрд.

Основная сумма расходов направляется на пенсионное обеспечение — 77,5% (Br11,5 млрд, темп роста — 107,9%). В целом бюджет фонда сформирован с превышением доходов над расходами в сумме Br223,7 млн за счет средств профессионального пенсионного страхования.

Депутаты приняли сегодня в первом чтении также проекты обновленного Налогового кодекса и республиканского бюджета, социальная направленность которого в 2019 году возрастет. Палата представителей ратифицировала также международные документы, среди которых соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и его государствами-членами, с одной стороны, и КНР, с другой.

Пенсии по старости проиндексируют с 1 января 2019 года

МОСКВА, 6 сентября. /ТАСС/. Пенсии по старости проиндексируют с 1 января на 7,05% в 2019 году, на 6,6% в 2020 году и на 6,3% в 2021 году. Об этом сообщили в четверг в пресс-службе Пенсионного фонда России (ПФР).

«Расходы на выплату страховых пенсий на 2019-2021 годы определены с учетом принятых решений по изменению пенсионного законодательства, подготовленных по итогам обращения президента Российской Федерации от 29 августа 2018 года. Так, было учтено среднемесячное увеличение страховой пенсии по старости неработающим пенсионерам на тысячу рублей ежегодно при индексации с 1 января на 7,05% в 2019 году, на 6,6% и 6,3% в 2020 и 2021 годах соответственно и обеспечивающего рост к 2024 году пенсии указанной категории пенсионеров до 20 тыс. рублей», — отметили в пресс-службе ПФР.

Там напомнили, что в результате среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2019 году составит 15,4 тыс. рублей.

«Социальные пенсии планируется проиндексировать с 1 апреля по индексу роста прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. В 2019 году — на 2,4%. Среднегодовой размер социальной пенсии в 2019 году составит 9 215 рублей (104,2% к ПМП)», — уточнили в ПФР.

В настоящее время размер социальной пенсии составляет 9052 рубля.

В целях поддержания минимального уровня материального обеспечения неработающих пенсионеров в бюджете Фонда предусмотрены расходы на федеральную социальную доплату до уровня прожиточного минимума пенсионера в субъекте, пояснили в пресс-службе.

«Все остальные предложения президента России Владимира Путина по смягчению параметров законопроекта о пенсионном возрасте были также учтены при подготовке проекта бюджета ПФР (они будут оформлены как поправки ко второму чтению)», — добавили в фонде.

Согласно законопроекту, бюджет ПФР на 2019 сформирован по доходам в сумме 8,6 трлн рублей и по расходам — 8,6 трлн рублей, что превышает показатели 2018 года на 358,2 млрд рублей (на 104,3%) по доходам и на 115,9 млрд рублей (на 101,4%) по расходам. Поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2019-2021 годы определено на постоянной основе с учетом тарифа в размере 22% и тарифа 10% с сумм выплат, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов. Для финансового обеспечения выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в 2019 году предусмотрено поступление трансфертов из федерального бюджета в объеме 3,3 трлн рублей, в том числе на выплату страховых пенсий — 1,9 трлн рублей.