Требования к школьным учебникам в начальной школе

Гигиенические требования к школьным учебникам

Родители, обеспокоенные здоровьем своего ребенка, стараются ограничить его времяпровождение у телевизора и компьютера, заменив эти развлечения на чтение книг. И, безусловно, книга — лучшая альтернатива компьютеру, особенно для детей младшего школьного возраста. Но и к печатным изданиям, в том числе, учебной литературе, предъявляются определённые требования, несоблюдение которых также может сказаться на здоровье ещё неокрепшего детского организма.

Давайте заглянем в ранцы нашим школьникам, посмотрим какие книги они читают. При этом речь пойдет не о содержании произведения, а о печатных изданиях, их правильном оформлении.

Требования к учебным изданиям для детей и подростков устанавливаются положениями:

  • Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»,
  • Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • техническим регламентом Таможенного союза «Обезопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (ТРТС007/2011) (далее — Технический регламент)
  • и санитарными правилами СанПиН 2.4.7.1166-02. 2.4.7. «Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».

Гигиеническая характеристика учебного издания складывается из оценки качества бумаги и полиграфических материалов, печати, набора, формата, переплета, предъявляются требования к весу, шрифтовому оформлению. Как видим, не всё так просто.

Приведем основные направляющие моменты, на которые стоит обратить внимание :

1. В зависимости от возрастной категории издания предназначаются для:

— начального образования (первая ступень) — 1 — 4 классы;

— основного образования (вторая ступень) — 5 — 9 классы;

— среднего образования (третья ступень) — 10 — 11 классы.

Рекомендуется выпускать издания, содержащие информацию для одной возрастной категории. Учебники, учебные пособия, практикумы должны включать материалы, рассчитанные не более чем на:

— 1 год обучения для 1 класса;

— 2 года обучения для 2 — 6 классов;

— 3 года обучения для 7 — 11 классов.

Если издательская продукция рассчитана на 2 или 3 возрастные группы, то такая продукция должна соответствовать требованиям, установленным к наименьшей из указанных в читательском адресе возрастных групп.

2 . Вес издания должен соответствовать функциональным возможностям организма учащегося и не должен быть более:

— 300 г для 1 — 4 классов;

— 400 г для 5 — 6 классов;

— 500 г для 7 — 9 классов;

— 600 г для 10 — 11 классов.

Учебник для 1 — 4 классов, предназначенный для работы только в классе, не должен весить более 500 г, при этом с обязательным указанием специфики использования издания на титульном листе. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.

Применение больших форматов, утяжеленных переплетов, толстой бумаги, завышение объема учебника делают его неудобным в использовании, увеличивают массу ежедневно переносимого ребенком груза. Поэтому учебники, учебные пособия, практикумы могут быть изготовлены в мягкой обложке, главное чтобы материал был прочным, минимально подвергающийся загрязнению.

3. Издательская продукция должна соответствовать требованиям химической безопасности и не должна выделять вредные вещества (фенол, формальдегид, цинк, мышьяк, хром). На полиграфические материалы, применяемые для изготовления издания, должны быть представлены документы, подтверждающие их безопасность для здоровья.

4. Для изготовления учебников, учебных пособий, практикумов следует применять бумагу, предназначенную только для печати книжных изданий , не допускается применение газетной бумаги, кроме издательской продукции, не предназначенной для повторного использования (экзаменационные билеты, карточки с заданиями, тестовые задания, кроссворды и другие).

5. Учебники, учебные пособия, практикумы должны выпускаться с учетом обеспечения их удобочитаемости , что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления. В связи с этим предъявляются следующие требования к оформлению, печати и шрифту в издательской продукции для школьников:

  • не допускается применять способы скрепления страничного блока, приводящие к ухудшению условий чтения, исключение составляют издания, функционально предназначенные к постраничному разъединению, например дидактические материалы, карточки с заданиями;
  • не допускается применение узкого начертания шрифта, а также печать текста с нечеткими штрихами знаков;
  • нельзя использовать цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма, для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
  • не стоит применять для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок (допускается двухколонный набор текста для стихов);
  • пробел между словами в издательской продукции для дошкольного и младшего школьного возраста должен быть равен кеглю шрифта (размер высоты буквы),
  • корешковые поля на развороте текстовых страниц издания должны быть не менее 26 мм;
  • на полях страницы, кроме корешковых, допускается размещать условные обозначения, наглядные изображения и текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы;
  • в изданиях литературно-художественных, развивающего обучения, для дополнительного образования и научно-популярных для текста не рекомендуется применять цветные краски и выворотку шрифта (написание белым шрифтом по черному полю);
  • В изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать, затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании, деформация блока или переплетной крышки.

Важно отметить, что особенно велико значение качества учебного издания для детей младшего школьного возраста , это связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения. Поэтому к изданиям первой ступени предъявляются более жесткие требования, например, в прописях для освоения начальных навыков письма регламентируется расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв (от 5 до 8 мм), а также рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15 град.

Учебная литература должна отвечать возложенным на нее задачам, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения.

Учебник и его дидактическая характеристика. Требования к современному учебнику

Содержание образования на уровне учебного материала раскрывается в учебной литературе, к которой относятся учебники, учебные пособия, хрестоматии, сборники задач и упражнений, атласы. Прежде всего, необходимо различать такие виды учебной литературы, как учебник и учебное пособие.

Учебник – это учебное издание, адресованное учащимся и содержащее систематизированное изложение учебного предмета.

По своему содержанию и структуре учебник полностью соответствует учебной программе того или иного учебного предмета.

Учебное пособие – это учебное издание, содержание которого соответствует программе лишь частично.

В учебном пособии ряд тем и разделов программы может быть не освещен, но могут присутствовать темы и разделы, не предусмотренные программой. Учебное пособие только дополняет учебник или частично (либо полностью) заменяет его, если учебник по данному предмету еще не создан.

Учебник является носителем содержания образования и основным книжным средством обучения в школе.

Структура и функции учебника.

Д.Д. Зуев выделяет следующие структурные компоненты учебника:

1) тексты как главный компонент:

2. Внетекстовые вспомогательные компоненты:

1) организация усвоения (вопросы и задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы и шрифтовые выделения, подписи к иллюстрациям и упражнения);

2) собственно иллюстративный материал;

3) аппарат ориентировки (предисловие, примечания, приложения, оглавление, указатели).

Функции школьного учебника

1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.

5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Современные требования к учебнику.

К учебнику предъявляются требования: дидактические, психологические, эстетические, гигиенические.

Учебник должен обеспечивать полное освоение учащимися учебного материала. Однако текст учебника (в отличие от текста справочника) служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Поэтому учебник должен быть интересным, кратким и доступным, одновременно стабильным и вариативным. Он должен отвечать требованию научности, задачам формирования научного мировоззрения, патриотизма, интернационализма. Он должен содержать материал высокой степени обобщения и вместе с тем конкретный, оснащенный основными фактологическими сведениями. Школьный учебник должен реализовывать связь обучения с жизнью и практикой, практическое применение знаний в учебной деятельности, взаимосвязь между отдельными учебными предметами. Он должен быть снабжен необходимыми иллюстрациями в виде картин, карт, схем, диаграмм, фотографий.

Информация по педагогике:

Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффекти .

Сущность и цель образования
При раскрытии этих ведущих философско-педагогических понятий Дьюи продолжает гуманистическое направление, заложенное Руссо. Идея великого швейцарца об образовании как процессе естественного роста является исходной для Дьюи. Он полностью разделяет положение Руссо о том, что «истинное образование ест .

Читайте так же:  Приказ минэкономразвития от 25.03.2019 155

Методические подходы к изучению действия умножения
Действие умножения рассматривается как суммирование одинаковых слагаемых. А также умножение – это математическое действие, посредством которого из двух чисел (или величин) получается новое число (или величина), которое (для целых чисел) содержит слагаемым первое число столько раз, сколько единиц во .

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Требования к школьным учебникам в начальной школе

Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения

10. Специализированные педагогико-эргономические требования к школьному учебнику

10.1. Состав и сфера применения

10.1.1. Учебник — учебная книга, содержащая систематическое изложение учебного предмета или его части в соответствии с программой, и официально утвержденная в качестве учебника.

10.1.2. Нормативный документ распространяется на учебники, используемые в средних образовательных учреждениях России.

10.1.3. Педагогические требования определяют пригодность учебника формировать определенные образовательные, общеучебные знания, умения, навыки, способствовать развитию личности учащихся.

10.1.4. Эргономические требования должны учитывать комплекс физиологических, психофизиологических и психологических особенностей человека, проявляющиеся в процессе использования учебника.

Учебник — это средство для усвоения основ наук, предназначенное для обучающихся.

Учебник является основной учебной книгой, предназначенной для использования обучающимися под руководством учителя на уроке и при выполнении домашних заданий.

Учебники создают для каждого класса или по учебному курсу, изучаемому в последовательных классах.

10.2. Педагогико-эргономические требования

10.2.1. Информация, передаваемая с помощью учебника должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию изучаемой науки.

10.2.1.2. Научный материал в учебнике должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.

10.2.1.3. Учебник должен формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о предмете.

10.2.1.4. В учебнике должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью.

10.2.1.5. В соответствии с требованиями принципа научности все проводимые в учебнике факты должны быть достоверными, знакомить с методами научного познания окружающего мира.

10.2.1.6. В учебнике должна быть изложена система знаний по учебному курсу, дано критическое осмысление материала, ценностные представления о фундаментальных научных понятиях.

10.2.1.7. В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике.

10.2.1.8. Изложение и организация методического материала учебника должно иметь личностно-ориентированный характер.

10.2.2. Содержание, объем и глубина заложенной в учебнике информации должны соответствовать содержанию программы.

10.2.2.1. Учебник должен определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у учащихся необходимые умения и навыки.

10.2.2.2. Знания в учебнике должны быть представлены в определенной логической системе, удовлетворяющей принципам преемственности и последовательности.

10.2.2.3. Для осуществления принципа систематичности обучения необходимо изложение в учебнике научных фактов, гипотез, теорий в определенной логической системе, определения с помощью учебника обоснованной последовательности овладения умениями и навыками.

10.2.3. Учебник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовка обучающихся.

10.2.3.1. Учебник должен быть доступен для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося к моменту использования учебника.

10.2.3.2. Для формирования опыта эмоционально-чувственного отношения к явлениям материального мира и событиям в общественной жизни в учебнике должны содержаться материалы, рассчитанные на эмоциональное воздействие с учетом психологических особенностей обучающихся данного возраста.

10.2.4. Учебник должен быть пригоден к применению современных методов и организационных форм обучения.

10.2.4.1. Учебник должен быть направлен на коммуникативность в организации деятельности обучающихся по использованию готового учебного материала и на применение полученных знаний для решения задач и проблем окружающей действительности, на формирование интегрированных знаний, мировоззрения, отражающего естественно-научную картину мира.

10.2.4.2. При создании и компоновки различного материала учебника следует выделить следующие подходы:

— коммуникативность, позволяющую организовать диалог обучающегося с книгой;

— комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения;

— моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении;

— автономность, позволяющую рассматривать учебник как автономную систему.

10.2.5. Структурными компонентами учебника должны быть текст (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).

10.2.5.1. Текст учебника должен быть написан понятным языком с учетом детской психологии.

10.2.5.2. В предложении должно быть не более 16 слов. Для повышения понятности предложений целесообразно уменьшать в них число придаточных предложений, причастных и деепричастных оборо-

тов, а также определений и наречий. Повышению понятийности предложений способствует предпочтение актива пассиву. Связанные между собой слова следует помещать в предложении ближе друг к другу.

10.2.6. При использовании специализированных тержинов следует дать правильное определение термина, перевод термина иностранного происхождения, составить указатель терминов, разработать систему вопросов и заданий для работы с терминами.

10.2.6.1. Применяемые в учебнике термины, определения понятий, формулировки законов, объяснения явлений должны соответствовать общепринятым в науке и практике.

10.2.6.2. Учебник не должен быть перегружен незнакомой терминологией.

10.2.7. В учебнике кроме основного текста следует использовать аппарат ориентировки, который должен содержать: оглавление, сигналы-символы, справочные материалы, алфавитный, именной и тематический указатели, памятки, пояснения, комментарии, указания, планы, подписи к иллюстрациям.

10.2.8. В учебнике следует использовать аппарат организации усвоения, который должен содержать названия глав, параграфов, выводы, вопросы и задания после параграфа.

10.2.9. В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков: это

10.2.9.1. Контрольные задания по темам;

10.2.9.2. Проверочные задания для воспроизведения текущего изучаемого материала;

10.2.9.3. Задания творческого характера на применение новых знаний;

10.2.9.4. Задания для наблюдения;

10.2.9.5. Задания для проведения практических и лабораторных работ;

10.2.9.6. Задания разного уровня трудности;

10.2.9.7. Задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей. Межпредметные связи должны проектироваться

внутри содержания тем, разделов, курсов и не обозначаться в отрыве от контекста предмета;

10.2.10. В учебниках должны излагаться некоторые сведения из истории научного познания, В учебниках по естественно-научным предметам должны приводиться описания научных гипотез, наблюдений, экспериментов. В учебниках по истории — сведения об археологических раскопках, отрывки из исторических документов. В учебниках по географии — описания географических экспедиций и т.д. Целесообразно включать портреты деятелей науки и искусства.

10.2.11. Вес учебника должен соответствовать силовым возможностям, обучающихся и быть не более: ЗООг для 1-3(4) классов; 400г для 5-6 классов; 500г для 7-9 классов; бООг для 10-11 классов.

10.2.12. Шрифтовое оформление и качество печати учебника Эолжно соответствовать эргономическим требованиям соответствия возможностям органов зрения человека, соответствия способа коЭи-рования информативных элементов возможностям восприятия и переработки человеком информации, соответствия закрепленным и вновь формируемым навыкам человека.

10.2.12.1. Основной и дополнительный тексты следует выделять различной гарнитурой и кегелями*;

10.2.12.2. Окраска должна быть интенсивной, равномерной, шрифт четкий, читаемый как на белом, так и на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций*;

10.2.12.3. Бумага должна иметь определенные белизну, качество поверхности, просвечиваемость, массу*;

10.2.12.4. При наборе следует использовать определенную длину строки, расстояние между строками, плотность, размеры полей*;

10.2.12.5. Формат учебника должен соответствовать требованиям удобства пользования на занятиях и при переноске в портфеле (ранце)*;

* см. Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.7.702.98. Министерство здравоохранения РФ.

10.2.12.6. Переплет учебника должен отвечать требованиям прочности и сохранения внешнего вида (с точки зрения загрязнения и повреждения поверхности*;

10.2.13. В учебнике следует использовать разнообразные иллюстрации:

10.2.13.1. При подборе иллюстративного материала учебника следует выделить следующие подходы:

— преемственность, предусматривающую подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся;

— композиционный, определяющий наиболее совершенные формы предъявления информации.

10.2.13.2. Иллюстрации следует использовать также для облегчения правильного понимания неизвестных слов, обозначающих данные предметы или явления.

10.2.13.3. Иллюстрации должны раскрывать содержание, заменяющее основной текст, т.е. являться самостоятельным источником информации.

10.2.13.4. Иллюстрация должна быть равнозначна тексту, должна помочь выразить мысль, изложенную в тексте, компенсировать то, что трудно выразить словами.

10.2.13.5. Иллюстрациями могут служить сюжетные, предметные и научно-прикладные рисунки, чертежи, карты, схемы, диаграммы, фотоиллюстрации.

10.2.13.6. Работа с иллюстрациями должна быть организована на основе заданий репродуктивного, проблемного и творческого характера.

10.2.14. При необходимости в учебнике используют приложения. К ним предъявляются требования, аналогичные требованиям к самому учебнику.

Требования к школьным учебникам в начальной школе

Форма проведения: лекция (4ч.)

Цель: изучить особенности, структуру современных учебно-методических комплексов, назначение отдельных компонентов УМК, возможности их использования в учебном процессе.

Категория слушателей: учителя-предметники, работающие в системе профильного обучения.

План лекции:

  1. Требования к современному учебнику как основному средству обучения
  2. Структура и содержание вариативных УМК
  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/2007 учебный год (http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m321.html)
  4. Методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования

Ключевые слова: учебник, учебное пособие, обязательный минимум содержания образования, учебный план, учебная программа, учебник, учебно-методическое пособие, справочное издание, хрестоматия, вариативность образования.

Литература:

  1. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.
  2. Концепция УМК «Перспективная начальная школа» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=10
  3. Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_06/m321.html)
  4. Попкова Е. В., Бауман М. Л. Методические рекомендации по составлению учебно-методических комплексов. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ozo.nspu.ru/sotrud/umk/normdoc/metodnmo.html
  5. Г.К. Селевко. Технологии учебников и учебно-методических комплексов «Школа 200-2100». Проект Национального Фонда Подготовки Кадров. Региональный информационный центр учебного книгоиздания № 5(9). Май 2003 г. Ежемесячное информационное издание [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
    http://ric.iro.yar.ru:8101/our_development/vestnik/vestnik9/vestnik9.shtml желтый
  6. Цветкова М.С. ЦОР к УМК как средство расширения его образовательных возможностей. «Бином. Лаборатория знаний» (БИНОМ), г. Москва [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ito.edu.ru/2006/Moscow/I/1/I-1-6621.html
  • Требования к современному учебнику как основному средству обучения
Читайте так же:  499 приказ минобрнауки

Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.

Поскольку учебник был и остается основным средством обучения в школе, возникла необходимость создания нового поколения школьных учебников.

Каким должен стать школьный учебник нового поколения?

С одной стороны учебник – хранитель знаний, накопленных современной наукой, средство трансляции этих знаний, с другой — комплекс познавательных материалов, заданий, упражнений, стимулирующих учащихся к дальнейшему приобретению знаний, формированию учебно-познавательной компетентности.

Получаемые знания должны стать в будущем для ученика инструментом, который он сможет использовать не только в узкопредметной сфере.

Издательство “Просвещение” считает, что задача современной образовательной системы — не напичкать ученика фундаментальными знаниями (большинство которых никогда не будет востребовано), а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способность к самообразованию. Это особенно важно в условиях, когда идет быстрая смена информации. И традиционные учебники просто не смогут отражать происходящие перемены. Отсюда и новое отношение к роли учебника — как навигатора получения знаний.

Содержание современного учебника определяется следующими принципами:

гуманитаризации – основой содержания образования является человек, ученик, развитие его способностей, умений, ценностных отношений гармонии и культуры мира;

научности — т.е. предлагаемое содержание должно иметь глубокую методологическую основу;

Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание учеником разнообразных связей между его объектами и явлениями [2].

культуросообразности – отбору содержания, соответствующего достижениям и требованиям научной и профессиональной, общечеловеческой культуры народов России.

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка [2].

Принцип наглядности определяет школьный учебник как учебник с обилием графического материала (диаграммы, рисунки, картинки, иллюстрации). Это учебник с огромным количеством фактов, примеров, статистики – с тем, чтобы ученик мог, опираясь на этот материал, делать самостоятельный и осмысленный выбор. Это учебник с огромной библиографией, множеством ссылок на существующую литературу, с аннотированным указателем. Это учебник со структурированным текстом, обыгрыванием шрифтов, с удобными для чтения организованными кусками текста.

Современный учебник характеризуется разнообразными заданиями для самопроверки, проблемными вопросам, упражнениями. Учебник написан живым языком с использованием метафор, игрой стилей.

Современное образование должно позволить быть разным учебникам – в зависимости от того, какие модели и практики обучения применяются.

Очевидно, что введение профильного обучения и предпрофильной подготовки требует принципиально новых подходов к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Скорее всего, более перспективными при введении профильного обучения окажутся те учебники, которые будут пригодны для работы в нескольких профилях, то есть в классах с разными целями обучения и разным уровнем подготовки учащихся. Работа по таким учебникам может вестись в каждом профиле на своем уровне.

2. Структура и содержание вариативных УМК
В настоящее время в Российском образовании провозглашен принцип вариативности, дающий возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать педагогический процесс по определенной модели.

Вариативность образования – это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся [5].

Для обеспечения вариативности образования необходимо многообразие учебно-методических комплексов, способствующих удовлетворению различных образовательных потребностей

Учебно-методический комплект – это новый подход к формированию учебных ресурсов и материалов для школы, сформированный за последние десять лет. Он должен … быть гибким к обновлениям, иметь параметры настройки на различный уровень ресурсного обеспечения школы и индивидуальный выбор ученика, а также быть партнером в решении социокультурных и воспитательных задач образовательного процесса. Его основные качества:

  • Комплексность учебно-методических материалов, направленных на реализацию ступени образовательного стандарта по предметной области: каждый элемент комплекта дополняет содержание и функциональные возможности другого. Все виды учебных и методических материалов должны иметь отражение в комплекте: бумажные издания, электронные приложения мультимедиа объектов на CD, цифровое приложение виде объектов на DVD, сайт-представительство УМК авторским коллективом с Hot-box методической поддержки.
  • Полнота охвата этими материалами ступени образовательного стандарта по предмету и целостность представления. Все дидактические единицы предмета в данной ступени образовательного стандарта имеют обязательное отражение в материалах УМК на различных уровнях реализации: минимальный, расширенный, углубленный для представления содержания предмета и простейший, стандартный и развернутый для практико-инструментального наполнения предмета.
  • Доступность УМК школе любой технической комплектации и для учителя (адаптируемость и навигационная характеристика)[6].

Итак, хороший учебно-методический комплекс должен иметь соответствующую структуру:

  • концептуальный каркас (список понятий, категориальный аппарат, словарь терминов);
  • набор ключевых базовых текстов, из которых и состоит концепт предмета;
  • описание технологий, методов, методик, с помощью которых строится освоение материала;
  • зрительные и эмпирические опоры (иллюстрации, таблицы, примеры, статистика, диаграммы, рисунки), без которых текст трудно называть собственно учебником.

Основные компоненты УМК:

Учебный план — документ, определяющий список учебных дисциплин, изучаемых в учебном заведении, их распределение по годам обучения, недельное и годовое количество времени, отводимое на изучение дисциплины.

Учебная программа — нормативный документ, определяющий цели обучения, содержание обучения и требования к подготовке учащихся.

Структура программы

Учебная программа формируется на основе регионального (национально-регионального) компонента учебного плана и образовательного стандарта высших учебных заведений. Учебная программа должна включать:

  • название курса;
  • пояснительную записку (актуальность учебной программы; количество часов, выделяемых на дисциплину; компетентности (или описание знаний, умений), формируемые у обучающихся);
  • цели и задачи дисциплины (формулировка целей и мотивация изучения дисциплины. Задачи раскрываются через изложение требуемых результатов изучения дисциплины);
  • теоретический и практический разделы дисциплины;
  • содержание программы (перечень тем и их реферативное описание);
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • перечень вопросов для итогового контроля;
  • ре комендуемый список литературы (основной и дополнительной).

Базовые требования к содержанию программ элективных курсов:

Программы элективных курсов разрабатываются, принимаются и реализуются образовательными учреждениями самостоятельно.

Базовыми требованиями к содержанию программ элективных курсов являются следующие:

    • ориентация на современные образовательные технологии;
    • соответствие учебной на грузки учащихся нормативам;
    • соо тветствие принятым правилам оформления программ;
    • наличие пособия, содержащего необходимую информацию;
    • краткосрочность проведения курса (не более 72 часов)

Правила оформления программ:

В структуру программы должны входить следующ ие компоненты:

    • пояснительная записка (цель, задачи обучения, продолжительность обучения, основные принципы отбора и структурирования материала);
    • содержание программы (перечень тем и их реферативное описание);
    • требования к уровню подготовки учащихся;
    • инструментарий оценивания результатов
    • методические рекомендации по реализации программы;
    • список литературы, а также других видов учебно-методических материалов и пособий, необходимых для изучения курса.

Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в соответствии с учебной программой и предназначенная для целей обучения.

Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, соответствующие усвоению пройденного материала.

Методические требования:

Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Практикум может включать в себя: лабораторные работы и/или практические занятия;

Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

Учебные пособия в школе — специально изготовленные и натуральные предметы и материалы, использующиеся в качестве источника знаний. К Учебным пособим, в широком смысле слова, относятся различные учебники, словари, справочники, карты учебные, картины учебные, таблицы учебные, кинофильмы учебные, диафильмы, диапозитивы, звукозаписи, приборы, модели, макеты учебные и др. В качестве т.н. Учебных пособий используются фрукты, овощи, коллекции семян, зоологические препараты, гербарии, предметы, техники и др. Применение учебных пособий в учебном процессе способствует активизации учебно-познавательной деятельности, развитию самостоятельности учащихся. Учебные пособия принято классифицировать на печатные, объемные, экранные и звукотехнические. Учебные пособия должны соответствовать содержанию учебных программ, уровню развития и знаний учащихся, отвечать экономическим и техническим требованиям, а также требованиям гигиены и техники безопасности.

Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Задачник — практикум, содержащий учебные задачи.

Справочное издание — издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Х рестоматия — учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Свойства методической системы:

Комплектность как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Выход за пределы учебника в зону словарей.

Инструментальность — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.
Кроме того, инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов для решения конкретных учебных задач. Инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

Читайте так же:  Нотариус мокрушина мария александровна

Интерактивность — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации [2].

  1. Методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования

В связи с проведением эксперимента по профильному обучению (10-11кл.) Издательство «Просвещение» представляет методические рекомендации по использованию действующих учебников в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.

Методические рекомендации рассмотрены на Федеральном экспертном совете и рекомендованы Министерством образования.

Вы можете открыть необходимые документы выбирая ссылки на этой странице.
Методические рекомендации (в формате Word):

Основные дидактические требования к школьному учебнику

Основные дидактические требования к школьному учебнику

Школьный учебник является одним из важнейших дидактических средств обучения. Он должен отвечать основным требованиям и положениям дидактики, соответствовать целям обучения (образования и воспитания) в современной школе; содержанию обучения в целом и по конкретным дисциплинам, общепринятым принципам обучения, организационным формам обучения. Одним из основополагающих дидактических оснований для конструирования учебника является учет единства содержательной и процессуальной сторон обучения, а также единство преподавания и учения. В связи с этим учебник выступает одновременно как носитель содержания образования и форм фиксации различных элементов содержания образования и как проект (модель) учебного процесса.

1. Соответствие учебника содержанию образования

К содержанию обучения предъявляются определенные научные требования: отражение основ современных научных знаний, раскрытие концепций тем, выступающих в качестве содержательно-логических элементов единой структуры учебного материала.

В содержание обучения включаются как предметные знания, так и определенные виды познавательной деятельности.

Требования к содержанию образования на практике означают его соответствие учебной программе по предмету.

2. Соответствие учебника принципам обучения

В процессе создания школьного учебника необходимо учитывать основные дидактические принципы (общие нормы организации учебного процесса), поскольку они тесно взаимосвязаны с целями обучения.

В наибольшей мере с помощью учебника реализуются принципы систематичности, доступности, наглядности обучения и связи с практикой.

Принцип систематичности применительно к учебнику предполагает последовательное изложение материала, обеспечивающее взаимосвязь категорий, понятий, методов и формирование определенной понятийной системы учебника.

Принцип систематичности предполагает разделение учебника на темы,

темы на параграфы и подпараграфы. Это определяет организацию урока, последовательность изложения материала. В конце параграфов, тем и разделов следует предусмотреть обобщение материала — в параграфе и темах в виде вопросов и заданий, кратких резюме, выделения главных положений, в конце разделов — в виде обобщающих текстов и тем.

Принцип доступности предполагает соответствие изложения учебного материала и его содержания уровню возрастного развития учащихся и их предшествующей образовательной подготовке.

Одним из критериев доступности учебника является его доступность для самостоятельного изучения школьниками.

Принцип наглядности обучения реализуется в ходе конструирования учебника через разработку иллюстративного материала издания, взаимосвязь текста с наглядными пособиями различного рода (таблицами, слайдами, настенными картами и т.д.).

Формы реализации принципа наглядности зависят от психологических и возрастных особенностей учащихся. По мере развития школьников наглядно-образный компонент мышления заменяется словесно-логическим.

Иллюстративный материал учебников для старших классов, как правило, будет представлен различного рода схемами, графиками, диаграммами и т.д., а не изображением реальных объектов.

Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения конкретизируется в требованиях к методическому аппарату и текстам учебника. Хорошая разработка методического аппарата, включающая дифференциацию и разнообразие вопросов и заданий, творческих заданий для самостоятельного выполнения с помощью «методических ключей», направлена на реализацию данного дидактического принципа в учебниках.

3. Основные логико-психологические требования к школьному учебнику

В основе требования соответствия текста учебника психолого-возрастным особенностям учащихся лежат логико-психологические особенности понимания текстов учениками.

В процессе создания учебника необходимо учитывать нормы времени, отведенные на изучение материала.

Это предполагает прежде всего необходимость придерживаться среднего объема учебного материала, предназначенного для изучения на одном уроке, т.е. объема одного параграфа (темы). Фактический объем параграфа вычисляется на основании скорости чтения школьников разного возраста и составляет:

— учебники для начальной школы — 1-2 страницы компьютерного набора (шрифт Times New Roman, размер шрифта 14);

— учебники 5-6 классов — 2,5-3,0 страницы;

— учебники 7 классов — 3,0-3,5 страницы;

— учебники 8 классов — 3,5-4,0 страницы;

— учебники 9 классов — 4,0-4,5 страницы;

— учебники 10 классов — 4,5-5,0 страниц;

— учебники 11-12 классов — 5,0-5,5 страницы.

Рекомендуемые объемы относятся к основному тексту. В параграф включаются также дополнительный и пояснительный тексты в объеме около 30% от основного текста.

Рекомендуемый объем иллюстративного материала для учебников 5-7 классов — 40%, 8-12 классов — 30% от общего (фактического) объема учебника.

Приведенные нормы прежде всего относятся к учебникам по некоторым естественным и ряду гуманитарных дисциплин.

Требование к ясности языка учебника определяет и объем учебных текстов с точки зрения психологии усвоения материала. Для учебников 1-4 классов рекомендуются предложения из 8 слов, для 5 классов — 8-9 слов; для 6-8 классов — 10-12 слов; 8-9 классов — 12-14 слов; 10-12 классов — 14-16 слов.

От психолого-возрастных особенностей школьников зависит и рекомендуемая средняя длина слов с количеством букв не более 6.

Желательно не превышать длину таких слов: в учебниках для 1-4 классов — более 8 букв; 9 классов — более 9 букв; 8-9 классов — более 11 букв; 10-12 классов — более 12 букв.

В окончательном виде вопрос о соответствии учебника психологическим и возрастным особенностям учащихся решается в ходе опытной проверки (апробации) и доработки учебника.

4. Структура школьного учебника

4.1 Оглавление является важным элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника. Краткость (лаконичность) заголовков значимых частей текста, их цветовое и шрифтовое оформление способствуют быстрому поиску необходимой информации.

4.2 Предисловие — это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала учебника. В предисловии отмечается значение учебной дисциплины, ее место среди других дисциплин, основные задачи изучения предмета и т.д. В нем авторы раскрывают структуру учебника, а при необходимости и логику рассмотрения предмета.

4.3 Основной текст является структурой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учебный материал в строгом соответствии с программой по предмету. Данный текст служит основным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения.

4.4 Приложения. В качестве приложений целесообразно использовать официальные и справочные материалы, которые дополняют или иллюстрируют основной текст. В состав приложений входят таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д. Приложения по частным вопросам помещаются в соответствующих частях текста. В конце учебной книги помещаются приложения, относящиеся по своему характеру и содержанию к книге в целом или к ее отдельным разделам. Все приложения группируются по содержанию и пронумеровываются.

4.5 Указатели (словари — алфавитные, предметные, именные)

являются справочными путеводителями по учебнику. Они должны располагаться в алфавитном, хронологическом или ином порядке, ориентирующем учащихся в содержании и структуре учебной книги.

В предметные указатели включаются основные термины и понятия, встречающиеся в учебной книге, а в именные — фамилии и инициалы лиц, сведения о которых находятся в учебнике.

4.6 Литература (библиография) — раздел учебника, включающий список литературы, используемой в учебнике, а также дополнительно рекомендуемой для изучения по данному предмету. Выступает в виде построчных ссылок, затекстованных ссылок, специальных списков и обзоров в конце учебника. Дополнительная литература подбирается с учетом содержания предмета и возраста учащихся. Работы монографического характера в рекомендуемой школьникам литературе должны быть исключены.

Основные текстовые структурные компоненты учебника

Тексты различаются по тем доминирующим функциям, которые позволяют наиболее полно и эффективно использовать каждый из них в процессе обучения.

Основной текст учебника служит главным источником учебной информации, обязательной для изучения и усвоения учащимися. Ядро основного текста составляют знания об основных понятиях, законах, теориях и способах деятельности. В нем раскрывается содержание изучаемых понятий и других форм знаний.

Дополнительные тексты содержат учебный материал, служащий для подкрепления и углубления положений основного текста. Этот материал может выходить иногда за рамки школьной программы.

Особая роль принадлежит дополнительным текстам в осуществлении воспитательной функции учебника.

Пояснительный текст содержит необходимый для понимания и наиболее полного усвоения учебный материал. Пояснительные тексты составляют главную часть справочного аппарата книги, непременными требованиями к которому выступают его неразрывная связь с основным текстом учебника и отсутствие в нем излишнего материала.

Аппарат организации усвоения — структурный компонент учебника, призванный стимулировать и направлять познавательную деятельность учащихся в процессе усвоения ими содержания учебника.

Основные элементы аппарата организации усвоения:

вопросы и задания;

упражнения (формирующие умение работать с учебником и другими печатными пособиями, справочной, художественной, научно-популярной

памятки или инструктивные материалы;

подписи к иллюстративному материалу.

Иллюстративный материал по своей доминирующей функции является наглядной опорой мышления, призванной усилить познавательный, идейный, эстетический и эмоциональный аспект учебного материала.

Аппарат ориентировки представляет совокупность дополнительных и справочно-вспомогательных материалов, которые помогают учащимся быстро и безошибочно находить в учебной книге необходимый материал, создавая условия для успешной самостоятельной работы с ним. Аппарат ориентировки включает в себя следующие структурные элементы: