Требования к научно-исследовательским работам учащихся

Требования к научно-исследовательским работам учащихся

• Принимается только машинописный вариант текста – компьютерный набор. Текст печатают 12-м размером шрифта, с интервалом 1,5. Отступ от левого края 3 см; правый, верхний и нижний – 2 см. Текст работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А 4 (размер – 210 х 297). Объем работы – 10-25 стандартных страниц формата А4, без учета страниц приложения.

• Титульный лист содержит следующие атрибуты: название общественной организации; название учебного заведения; название работы, населенного пункта; год выполнения работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс) и научных руководителях (фамилия, имя, отчество, ученая степень, должность, место работы). Титульный лист не нумеруется, но учитывается в общей нумерации (приложение 1).

• Содержание/Оглавление – это вторая страница работы. Она также не нумеруется, но учитывается в общей нумерации. Здесь последовательно приводят все заголовки разделов текста и указывают страницы, с которых эти разделы начинаются. В содержании/оглавлении все названия глав и параграфов должны быть приведены в той же последовательности и в той же форме, что и в тексте работы. Заголовки глав и параграфов печатаются строчными буквами; после каждого заголовка (введение, название главы, параграф, список литературы, приложения) указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе без слова «стр»/«страница». Главы нумеруются римскими цифрами, параграфы – арабскими.

• Страницы работы должны быть пронумерованы, включая и приложения; их последовательность должна соответствовать плану работы. Нумерация начинается с 3 страницы. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в правом углу верхнего или нижнего поля страницы.

• Каждый новый раздел работы (план, введение, раздел/глава, заключение, литература, приложения) должны начинаться с новой страницы. Параграфы продолжают текст после 2 строк пробела.

• После названия темы, подраздела, главы, параграфа (и таблицы, рисунка тоже) точка не ставится. В тексте заголовки печатаются прописными, параграфы – строчными буквами. Размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен пяти знакам (или 1-1,5 см). В заголовках не допускается разрыв слова. После каждого заголовка должна быть пропущено две строки (через пробел).

• Текст форматируется «по ширине».

• Все цифровые данные и прямые цитаты должны быть подтверждены сносками об источниках, включая страницу. Это требование распространяется и на оформление таблиц, диаграмм, карт, графиков, рисунков. При авторском выполнении делается ссылка на источник цифровых данных (Составлено по …).

• Количество источников литературы для работы в любом случае не менее пяти. Отдельным (нумеруемым) источником считается как статья в журнале, сборнике, так и книга. Таким образом, один сборник может оказаться упоминаемым в списке литературы и 2, и 3 раза, если вы использовали в работе 2-3 статьи разных авторов из одного сборника.

Структура работы

1.Краткая аннотация

Объемом не более 10 строк, представляет собой краткое описание работы на простом, понятном широкой публике языке с указанием элементов новизны проведенных исследований и полученных результатов. Краткая аннотация печатается на отдельной стандартной странице.

2.Введение

Введение является важной составной частью каждой работы, и следует тщательно проработать в нем каждую строку. Именно во введении отражается роль научного руководителя. Во введении представляется обоснование работы (выявление проблемы, степень ее изученности).

Введение обычно отражает следующую логику рассмотрения текста:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему; чем она значима для текущего момента, для современной ситуации;
  • постановка проблемы – в чем выражается какое-либо противоречие, обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;
  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;
  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности. Цель не стоит формулировать как «изменение общественного мнения», «воспитание другого отношения» — во-первых, непосредственно в результате написания работы не может измениться общественное мнение или отношение других людей к данной проблеме; во-вторых, такая формулировка цели носит не исследовательский характер (развивающий, образовательный и т.д.). Другое требование к формулировке — цель должна быть проверяема, конечна. Поэтому в качестве цели не может быть заявлен процесс, который развивается бесконечно, в течение всей человеческой жизни (изучение, анализ, рассмотрение и т.п.). Формулировка цели вызывает наибольшие затруднения для учащихся, это один из наиболее сложных моментов разработки плана действий и оформления работы.
  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат (проанализировать литературу, сопоставить, измерить, сравнить, оценить, …). Целей не может быть много – классическим считается наличие одной или двух целей. К каждой цели должно быть представлено не менее трех задач.
  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат.

Количество используемых методов в ученических работах обычно также невелико – от одного до трех.

Объем введения составляет 1-3 страницы.

3.Научная статья (описание работы)

Название раздела/главы/параграфа должно быть выделено шрифтом иной величины (большей, чем основной текст) и пробелом (пропуском строки). В конце каждой структурной части основного текста (т.е. раздела/главы/параграфа) автором работы должен быть сформулирован вывод. Специально в тексте вывод ничем не оформляется, кроме расположения – он находится в последнем абзаце текста.

Таблицы, графики, диаграммы. Расположение данных в форме таблиц является одним из наиболее эффективных средств их подготовки для сравнения и оценки. Главная цель составления таблицы – сжатое представление и систематизация данных. Соответственно, любое значительное (10 пунктов и более) перечисление лучше представить именно в виде таблицы. Не должно быть более 1-2 таблиц (и перечислений) на одной странице, таблицы не могут располагаться подряд, друг за другом, без разделяющего их текста.

Те таблицы, которые имеют больший объем, переносятся в приложение. Анализ этих таблиц проводится со ссылкой на приложение.

Объем заключения – 1-2 страницы.

5. Литература

Список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе проведения учебно-исследовательской работы. Важно наличие работ последних лет издания и статей из научных журналов.

Заголовок этого раздела формулируют на практике по разному: литература, список литературы, список использованных источников и т.д. Наиболее распространенным вариантом для научных текстов является название ЛИТЕРАТУРА. Возможна разбивка источников по подразделам, в этом случае список использованной литературы именуется БИБЛИОГРАФИЯ. Но Библиографией в классических научных работах принято называть полный список всех публикаций по данной тематике.

  • различные положения, инструкции, копии документов;
  • схемы, графики, диаграммы, таблицы, которые нецелесообразно размещать в тексте, так как они носят прикладной или иллюстративный характер (или превышают объем 0,5 страницы);
  • бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;
  • иллюстративный материал, в том числе и примеры, на которые имеется ссылка в тексте и пр.

Все приложения нумеруются (без знака №) и должны иметь тематические заголовки. В тексте работы должна быть ссылка на каждое приложение.

Требования к оформлению научно-исследовательской работы

  • Что такое научно-исследовательская работа?
  • Для чего она необходима?
  • Что может относиться к научной работе?
  • Титульный лист.
  • Содержание.
  • Введение: аналитический обзор литературы по избранной теме, обоснование актуальности данного исследования, цель и задачи, описание методов исследования.
  • Основная часть: теоретическая база исследования, исследовательская (опытно-экспериментальная) часть; разделы, подразделы, пункты.
  • Заключение: обобщающие выводы по всей работе, рекомендации к внедрению.
  • Список использованных источников (оформление согласно ГОСТу).
  • Приложения (таблицы, иллюстрации, схемы).

Строка (горизонтальный ряд)

  • информация об авторе;
  • заголовок документа;
  • имя и адрес компании, опубликовавшую документ;
  • дату публикации;
  • количество страниц материала.
  • Цитирование будет полезно для всех, кто хочет найти больше информации, связанной с вашими идеями и источниках их появления.
  • Не все источники хороши или правдивы — ваши собственные идеи могут часто быть более точными или интересными, чем те, которые были в источнике. Уместное цитирование защитит вас от нападений на неверные идеи автора.
  • Цитирование источников покажет объем проведенных вами исследований.
  • Цитирование укрепит опубликованную работу благодаря внешней поддержке ваших идей.
  • когда вы используете цитаты;
  • при перефразировании идей;
  • в случае использования идеи, уже раннее высказанной;
  • когда вы упоминаете чужую работу;
  • когда какая-либо работа оказала существенное влияние на формирование ваших собственных идей.
  • цитировании;
  • заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;
  • необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;
  • анализе опубликованных работ.

Мельников В. П. , Клейменов С. А., Петраков А. М. Информационная безовасность и защита информации: учеб. пособие. М., 2006

1 Тарасова В. И. Политическая история Латинской Америки. М., 2006. – С. 305.

Журналы, периодические издания:

2 Адорно Т.В. К логике социальных наук // Вопросы философии. – 1992. — № 10. – С. 76-86.

Электронные ресурсы:

3 Официальные периодические издания 6 электрон. путеводитель / Рос. Нац. Б- ка, Центр правовой информации. [СПб.], 2005-2007. URL: http//www.nlr/lawcenter/izd/index.html (дата обращения: 18.01.2007)

В затекстовой ссылке:

10. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 175 с.

(Аганин А.Р., Соловьева З.А. Современная Иордания. М.. 2003. 406 с.)

(Аганин А.Р., Соловьева З.А. Современная Иордания. С. 126)

Требования к написанию и оформлению исследовательских работ учащихся

Столичный учебный центр
г. Москва

Требования к написанию и оформлению научно-исследовательской работы

1. Цели и задачи научно- исследовательской работы

Научно–исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Читайте так же:  Пенсия у служителя

Задачами научно – исследовательской работы являются :

-развитие навыков самостоятельной научно- исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

-проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

-проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

-демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные;

-привитие интереса к научной деятельности.

2. Организация выполнения работы

2.1. Выдвижение проблемы исследования

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы.

В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений.

Выдвижение обучающимся проблемы для научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой,

информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения.

2.2. Алгоритм работы над научной проблемой

Существует единый алгоритм, который отражает этапность работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:выбор проблемы;

сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;

анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;

разработка концепции и планирование исследования;

подбор методов и методик осуществления исследования;

обработка полученных данных;

письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;

представление работы на рецензирование;

представление к защите и защита работы.

2.3.Структурные компоненты научно-исследовательской работы

Структура работы должна быть представлена следующим образом:

главы основной части;

Титульный ли ст является первой страницей научно-исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. После заглавия указывается вид научно – исследовательской работы. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя и далее фиксируется фамилия, имя отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы.

Содержание помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

Во введении , фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Работа начинается с постановки проблемы , которая способствует определению направления в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и определение противоречий.

Выдвижение проблемы предполагает далее обоснование актуальности исследования . При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования .

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на что направлено познание или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Кроме объекта и предмета исследования, во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования .

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начало до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы , которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

не включает в себя слишком много положений;

не содержит не однозначных понятий;

выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их

объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;

проверяема и приложима к широкому кругу явлений;

не включает в себя ценностных суждений;

имеет правильное стилистическое оформление.

Главы основной части посвящены раскрытию содержания научно – исследовательской работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы . При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы, сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;

изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке,

а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;

обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;

перечислить особенности формирования (факторы, условия,

механизмы, этапы) и проявления (признаки, нормативное и патологическое функционирование) изучаемого явления.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами . Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида работы обучающегося.

В последующих частях работы, имеющей опытно-экспериментальную часть, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов .

При описании методик обязательными данными является: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возраст, пол и другие данные, значимые для интерпретации.

Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, описание математико-статистического анализа, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше дать в приложении. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов . Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их составлении необходимо учитывать следующие правила:

выводы должны являться следствием данного исследования

и не требовать дополнительных измерений;

выводы должны соответствовать поставленным задачам;

выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;

выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.

Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

В конце, после заключения, принято помещать список литературы , куда заносятся только использованные в тексте работы источники. Причем использованными считаются только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения научно — исследовательской работы.

В приложении определяются материалы объемного характера. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, продукты деятельности испытуемых и др. По своему содержанию приложения могут быть разнообразного плана: справочники, нормативно-правовая документация и т.д.

3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы

3.1. Общие требования к оформлению

Научно- исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.

Текст представляется на белой бумаге форматом А4 (297*210) на одной стороне листа.

При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

Размер полей: левое — 3 см, правое — 1 см, верхнее — 2 см,

Нумерация страниц—по центру внизу страницы;

Текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков);

На листе 29—30 строк;

Нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы;

Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку,

Название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными, выделение глав и параграфов из текста осуществляется за счет пропуска дополнительного интервала;

Читайте так же:  Подача на алименты по месту жительства ответчика

Заголовки следует располагать по середине строки симметрично к тексту, между заголовком и текстом пропуск в 3 интервала.

Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа;

Для компьютерного набора размер шрифта —14;

Порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1,2,3), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к

главе, вторая — на собственную нумерацию.

3.2. Требования к оформлению цитат и ссылок

Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:

При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в

первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы.

При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер

источника в списке литературы без указания конкретных страниц, на

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому

изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. По…» или «Цит.

по кн….» и указать номера страниц и номер источника в списке литературы, например: (Цит. По кн. [6. С. 240]).

Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она

начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата,

включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, по

тому что) заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже

если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.

При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в

тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.

В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.

Если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые

слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например:

(подчеркнуто мною — О. К. или (курсив наш — О. К.).

В современной научной литературе используются внутри текстовые ссылки. Их оформление возможно в двух вариантах. Первый: за упоминанием автора в квадратных скобкахуказываются порядковые номера тех источников, на которые идет ссылка в тексте. Например: В трудах С. Л. Рубинштейна [4; 5; 7] раскрываются… Второй вариант: вслед за упоминанием автора, указывается год издания монографии, статьи в соответствии со списком использованной в работе литературы. Пример: В ряде работ С. Л. Рубинштейна (1957), А. Н. Леонтьева (1965), Б. М. Теплова (1956), А. А. Смирнова (1966) сформулированы новые подходы к изучению сознания.

Когда на одну страницу попадает две-три ссылки на один и тот

же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в квадратных скобках принято писать [Там же]

или при цитировании [Там же. С. 309].

3.3. Требования к оформлению таблиц

Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно соответствовать следующим требованиям:

Слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами без знака номер и точки в конце. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется.

Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему

тексту работы или самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно главам и параграфам. Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре работах.

Второй — предпочтителен при наличии развернутой структуры работы

и большого количества наглядного материала.

Название таблицы располагается между ее нумерацией и собственным содержанием. Пишется с прописной буквы без точки в

При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных граф следует пронумеровать и повторять только их номер.

Предварительно над таблицей поместить слова «Продолжение таблицы

При фиксации сырых баллов в таблицах, если для этого нет

прямой необходимости, не принято писать фамилии, имена респондентов. Это профессионально неэтично.

Название таблицы, ее отдельных строк не должно содержать

сокращений, аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы.

3.4. Требования к оформлению иллюстраций

В качестве иллюстраций в исследовательских работах могут быть использованы рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте. При оформлении иллюстраций следует помнить:

Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Если в работе представлены различные виды иллюстраций, то нумерация отдельно для каждого вида.

В текст работы помещаются те иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки типа «сказанное выше подтверждает рисунок…».

Остальной иллюстрационный материал располагают в приложениях.

Номера иллюстраций и их заглавия пишутся внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без номера после слова «Рис.».

На самой иллюстрации допускаются различные надписи, если

этому позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения, которые расшифровываются ниже изображения.

На схемах всех видов должны быть выражены особенности

основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей, связей

изображаемых предметов или процесса.

При построении линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладываются независимые факторные признаки, на оси ординат – показатели на определенный момент или период времени или измененные размеры какого-либо признака. Вершины ординат обычно соединяются штрихом, в результате чего получается ломанная прерывистая линия. На координатное поле можно наносить несколько линейных диаграмм для

наглядного сравнения результатов. На столбиковых и секторных диаграммах размер прямоугольников или секторов должен быть пропорционален изображаемым ими величинам.

3.5. Требования к оформлению приложений

Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила оформления.

Приложения оформляются как продолжения основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или

формате приложения оформляются в виде самостоятельного блока в

специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу, например: Приложение 1.

Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.

При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку без знака номер и точки в конце.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна

быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного

3.6. Требования к оформлению библиографического списка

Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке.

Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1.84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1.84 — введ. 01.01.86. — М., 1984. — 75 с. И с учетом кратких правил «Составления библиографического описания» (2-е изд., доп. — М.: Изд-во «Кн. Палата», 1991).

Правила оформления библиографических списков:

Для книг одного или нескольких авторов указывается фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991. — 248 с.

Для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово

«Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запятая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с прописной буквы «с».

Например: Советы управляющему /Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. — Свердловск.: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1991. — 304с.

При оформлении сборника с коллективом авторов под общей

редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия) да

лее могут быть либо слово «Сост.» и перечисляется ряд составителей

(точка с запятой), слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство

(запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная

«с», точка), либо слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство

(запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная

Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Горецкая, Т. Н. Половцева, М Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. — М.: Русск. Яз., 1990. — 251 с..

Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

Для статей в сборнике указывается фамилия и инициалы автора (точка), название работы (точка, две наклонные линии), название

сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква

«С» (точка), номер первой и последней страниц (точка).

Читайте так же:  Как найти подоходный налог на сумму

Пример: Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна.—М.: Междунар.педагогич. академия, 1994. — С. 112—121.

Для статей в журнале указывается фамилия и инициалы автора (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала

без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала

(точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).

Пример: Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. — 1999. — № 3. — С. 34—42.

3.6 Требования к тезисам

Тезисы – это положение, кратко излагающее идею, а также основные мысли исследования.

Требования к содержанию тезисов.

1.Обоснованность актуальности и новизны темы проекта.

2. Цели и задачи исследования.

3. Краткое изложение основной идеи исследования.

Тезисы принимаются на бумажном и электронном носителях.

Требования к оформлению тезисов на бумажном носителе

В направляемых тезисах обязательно должны быть отражены:

1. Название секции.

2. Название работы.

3. Фамилия, имя, отчество автора.

4. Название учреждения, класс.

5. Фамилия, имя, отчество руководителя с указанием должности.

6. Объём не более одной страницы.

7. Параметры страницы: в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003

поля должны быть не менее – верхнее, нижнее, левое – 20 мм,

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы учащихся

Главная > Методические рекомендации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ.

Важный источник развития педагогики — научно-исследовательская деятельность в учреждениях образования. Все больше педагогов и педагогических коллективов принимают участие в научно — экспериментальных исследованиях, много учителей ведут самостоятельную и научную работу.

Научная деятельность и ученых и педагогов — практиков обладает одинаковой структурой, имеет общий алгоритм. Здесь появляются обязательные компоненты научных исследований, их этапы, виды работ и т.д. Каждый исследователь также ведет и оперирует понятным аппаратом, определенной терминологией. Остановимся на структуре научно — исследовательской деятельности.

Субъект — тот, кто занимается научной деятельностью, объект — то, на что направлена деятельность. Субъектом педагогических научных исследований являются учителя, руководители образовательных учреждений. Субъектом может быть один учитель, или целый коллектив. Субъект научных исследований выявляет актуальную научную проблему, разрабатывает методику её реализации на практике, диагностирует эффективность новаций, Объект педагогических научных исследований — изучаемая научная проблема, имеющая теоретические, и практические аспекты.
К объектам и субъектам научно — исследовательских работ в школе предъявляется ряд требований:

— развитие мотивов научной деятельности;

— заинтересованность в повышении эффективности учебно-воспитательного процесса;

— овладение понятийным, терминологическим аппаратом;

— умение создавать научные тексты;

— глубокое знание научной дисциплины, лежащей в основе содержания учебного предмета;

— глубокое знание педагогики, психологии и частных дидактик;

— владение методикой научных исследований и т.д.

Требования к объектам исследования:

— повышение результативности, эффективности;

— соответствие целям научно — воспитательного процесса;

— возможность существенных позитивных изменений в учебно — воспитательном процессе;

— возможность применения в представлении других предметов;

— внесение инновационности в учебно — воспитательном процессе.

Как правило, объектами научных исследований становятся проблемы, разрешаемые в современных реалиях, имеющие важное значение для педагогической практики, а так же способные существенно повысить уровень подготовки учащихся. В возникновении педагогических научных проблем играет роль ряд факторов: это

— низкая успеваемость учащихся;

— низкий уровень воспитанности;

— правонарушения и преступления среди учащихся

— ухудшение состояния здоровья субъектов УО;

— низкая эффективность учебно — воспитательного процесса;

— недостаточное материально — техническое обеспечение систем образования.

Педагоги, непосредственно сталкиваясь с недостатками обучающей деятельности принимают меры по их преодолению, ищут пути и направления инновирования учебно — воспитательного процесса. Новаторство, опирающееся на позитивный опыт педагогов и их стремление обновить учебный процесс — важнейший фактор стимулирования научных исследований. Новаторство проявляется в образовательной практике или в виде зрелого научного исследования с использование эмпирических методов или в виде совершенствования методик обучения на основе интуиций педагога. И в первом, и во втором случаях необходимо дополнение деятельности научными исследованиями.

Научными руководителями учащихся могут быть учителя, преподаватели вузов, педагоги дополнительного образования.

Направление и содержание научно-исследовательской работы определяется учащимся совместно с научным руководителем. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления стратегии развития школы и индивидуальные интересы учащегося и педагога. Тема утверждается научным руководителем по согласованию с методическим объединением учителей (или кафедры).

Лучшие работы учащихся (по решению научного общества учащихся школы) могут быть поощрены дипломами, ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, направлены на конкурсы, олимпиады.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Основными видами научно-исследовательской деятельности учащихся являются:

проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);

изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;

экспериментально-исследовательский: проверка предложения о подтверждении или опровержении результата;

проектнопоисковый: поиск, разработка и защита проекта- особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

КРИТЕРИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Актуальность выбранного исследования.

Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

Владение автором специальным и научным аппаратом.

Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

Практическая и теоретическая значимость исследования.

Четкость выводов, обобщающих исследование.

Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

работа над рефератами;

олимпиады по предметным областям;

экскурсии и занятия в музеях, библиотеках;

сотрудничество с внешними партнерами.

Алгоритм научных исследований:

— выявление и обнаружение проблемы;

— определение статуса проблемы;

— формирование темы научного исследования;

— определение исходных теоретических положений;

— научный отчет, «документальное подтверждении результатов научно — исследовательской деятельности».

Научный отчет характеризует процесс научных исследований и их результаты. Обязательными структурными элементами отчета являются:

— титульный лист — оформляется согласно требованиям организаторов конференции;

— содержание — оглавление всех разделов и составных частей работы;

— введение — содержит актуальность выбранной темы, знакомит с сущностью излагаемого вопроса или его историей. Во введении представлен аппарат исследования, первоначальная гипотеза, предполагаемые этапы и методы исследования, ожидаемый результат. Объем введения не должны превышать двух страниц машинописного текста;

— основная часть (теория, эксперимент, результаты, обсуждения результатов);

— заключение (выводы, рекомендации) — в этом разделе кратко формируются основные результаты в виде утверждения, а не перечисления всего того, что было сделано. Выводы должны быть краткими и, как, правильно, состоять из двух — трех пунктов;

— приложения — включают в себя материалы (таблицы, схемы, графики, рисунки, фотографии), которые нужны автору работы для иллюстрации научных исследований.

Научный отчет может быть использован при создании других жанров научных текстов, таких как учебные планы и программы, методические рекомендации, методические пособия, научные или научно-методические_статьи.
Защита работ учащихся проводится на научно-практической конференции.

Для проведения научно-практической конференции администрация школы

составляет программу конференции и обеспечивает ее реализацию;

назначает конкретные сроки проведения конференции;

определяет условия участия, устанавливает регламент выступлений;

направляет работы победителей на районную конференцию

Рекомендуется создавать комиссию по защите рефератов, которая разрабатывает критерии оценки творческих работ, рефератов, исходя из требований к оформлению работ и рекомендаций по их содержанию, готовит представление к поощрению. Председателем комиссии может быть директор школы.

Накопленный педагогический опыт показывает, что учителя, владеющие методами научно — исследовательской работы, ведут целенаправленную работу по развитию творческих способностей учащихся, моделируют в учебно — воспитательном процессе самостоятельные работы с элементами исследования. Такая работа ведется ими не всегда осознанно, педагог спонтанно под воздействием собственного интереса к научному осмыслению педагогической действительности организует виды учебной деятельности, имеющие сходство с деятельностью ученых (эмпирические наблюдения, социологические опросы, анализ научной литературы и т.д.)

Он может не диагностировать развитие умений учащихся, только на уровне интуиции судить об эффективности такой работы. Между тем опыт показывает, что более высокой результативности можно добиться, если научно — исследовательская деятельность учащихся подчиняется общеизвестным алгоритмам, правилам. Более того, научной деятельностью учащихся можно и нужно управлять.

В современном (мире) обществе стало очевидной успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творческий перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно — исследовательской деятельности уже в школе. Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.

Работа над исследовательской темой зарождает, кроме интеллектуального соперничества, дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи, т.е. сути, благодаря совместной работе складывается временный творческий коллектив.

Сегодняшний старшеклассник — это завтрашний студент. Поэтому подобные навыки, полученные в школе, могут сослужить добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в вузе. Может оказаться так, что кто — то продолжит изучение выбранной в школе темы, и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.