Требования к квалификации специалистов различных профессий

Новые требования к работникам

Сложно не заметить, что последние годы интенсивное развитие экономики привело к качественному изменению и развитию бизнеса в нашей стране. В связи с этим работодателю необходим «новый» работник – гибкий, универсальный и готовый к непрерывному обучению.

Новые требования к работникам профессионального образования – что это для работодателя?

Развитие бизнеса в регионе привело к тому, что работодатель ужесточил требования, предъявляемые к работникам. Раньше требования высшего профессионального образования часто являлось пожеланием к культурному уровню работника, сейчас же гораздо важнее профессиональная состоятельность и компетентность.

И если экономика уже перестраивается, то для потенциальных работников до сих пор высшее образование воспринимается как единственный «счастливый билет» к успешной профессиональной карьере.

Учитывая сложившийся рынок образовательных услуг, работодателю всё сложнее удовлетворить свои потребности в кадрах. Есть надежда, что нововведения в системе высшего профессионального образования смогут приблизить компетенции работника к потребностям работодателя, где второй уровень – магистратура – призван быстро реагировать на изменения в спросе работодателя.

Сложнее ситуация со средним профессиональным образованием. Работодатель, как и сам работник, в современных условиях не воспринимает данный уровень. И часто на должности, которые как раз соответствуют среднему профобразованию, берут людей с высшим или начальным, как более практикоориентированным, образованием.

Таким образом, для работодателя наличие диплома о профессиональном образовании не является окончательным вердиктом, и он оценивает каждого работника по совокупности факторов.

Непрерывное профессиональное образование – для чего оно необходимо?

Как известно, нет предела совершенству и всегда есть чему учиться. Непрерывное профессиональное образование – это пополнение своих знаний или изменение квалификации в течение всей профессиональной жизни. Сегодня это становится необходимостью для работников, заботящихся о карьерном росте, повышении материального благополучия или изменении своего социального статуса.

В скором будущем это может стать обязательным условием для работника. Если ранее, получив профессиональное образование, можно было работать, продвигаясь по карьерной лестницы только за счет приобретения опыта, то сейчас всё чаще необходимо осваивать дополнительные области знаний.

Здесь важно отметить личную инициативу и ответственность человека за свое развитие. Конечно, работодатель в силу производственной необходимости, видя потенциал работника, может направлять его получать дополнительное профессиональное образование или повышать квалификацию, но цена работника существенно возрастает, когда он сам в состоянии замечать пробелы своих знаний, и предлагать варианты своего развития.

Кризис повлиял на требования работодателя к работникам?

Да. Кризис продиктовал свои условия. Отчасти они оказались «на руку» работодателю, так как, с ростом безработицы, у него появилась возможность устанавливать свои правила. С другой стороны, в условиях дефицита профессионалов, квалифицированный и желающий работать и зарабатывать работник, имеет также возможность диктовать свои условия. Проанализировав вакансии последних лет, можно выделить 5 качеств, ставших более актуальными в период кризиса:

  1. Универсальность. Данное качество стало ценным из-за желания работодателя сократить численность, не сокращая объемы работ. То есть работодатель всегда предпочтет работника, совмещающего различные функции: инженер, разбирающийся в маркетинге, бухгалтер с функциями кадрового работника и пр.
  2. Рост внимания к уровню подготовки и качеству образования нового работника.
  3. Стаж и возраст. Несмотря на праведное возмущение молодых специалистов, работодатель при возможности примет опытного работника, как более уверенного и универсального в выполнении различных задач.
  4. Личные качества. К счастью отсутствие опыта и молодой возраст можно компенсировать своими индивидуальными качествами и способностями, соответствующими особенностям и потребностям предприятия.
  5. Работодатель всегда рад большим профессиональным амбициям ималеньким финансовым запросам работника. Или хотя бы разумному компромиссу. Если ты только начинаешь карьеру – стоит быть скромнее в своих зарплатных притязаниях, конечно, не в ущерб своим правам и профессионализму.

На что обращает внимание работодатель?

Требования работодателя разнообразны, в зависимости от отрасли, организационно-правовой формы предприятия и должности. Но любой работодатель обращает внимание на следующие факторы, представленные в порядке значимости:

  • опыт работы – как правило, 1-2 года. Правда сейчас государство уделяет этой проблеме большое внимание, и иногда предприятию становится даже выгодно взять выпускника профессионального учебного заведения;
  • уровень образования;
  • сложившиеся связи и знание отрасли – преимущественно для торговли, сферы услуг, рекламы, туризма, маркетинга;
  • профессиональные и личные качества;
  • внешний вид – на соответствие компании и профессии;
  • здоровье – отсутствие вредных привычек;
  • рекомендации;
  • дополнительные профессиональные навыки – две трети вакансий предъявляют к знаниям работника дополнительные требования (компьютерные программы, специальные программы, иностранные языки пр.). Молодому специалисту есть смысл еще во время обучения заинтересоваться этим вопросом и узнать, что требуют от работника определенных профессий и при возможности получать дополнительные квалификации.

Какой это «новый работник» современной экономики?

Всё больше спрос на работников, способных работать на новых рабочих местах, которые чаще появляются в промышленности, торговле, сфере услуг, туризма, гостиничном и ресторанном бизнесе. Здесь речь, в большей степени, идет о таких должностях, на которых человек от лица предприятия сотрудничает с другими людьми и структурами, и от подобного сотрудничества и общения напрямую зависит прибыль компании.

Это могут быть разные специалисты – от менеджера по снабжению на промышленном предприятии до официанта в ресторане. В данном случае требование образования – это, в большей степени, желание работодателя, чтоб работник обладал определенным набором этических принципов, коммуникативности и навыков решения конфликтов.

Остальные знания работодатель готов дать сам, при наличии у работника потенциала.

Представления работодателя о хорошем современном работнике включает наличие следующих качеств:

  • клиентоориентированность;
  • потенциал к обучению и ответственность за собственное развитие;
  • приверженность профессии и компании;
  • стрессоустойчивость;
  • системное мышление;
  • самостоятельность и способность взять на себя ответственность за результат;
  • умение работать в команде;
  • умение решать нестандартные задачи;
  • работоспособность;
  • гибкость мышления;
  • творческий, или даже, инновационный образ мысли;
  • широкий профессиональный кругозор.

Представления работника о работодателе

Раздражающий фактор для любого выпускника учебного заведения – это предпочтение работодателя кандидатам с опытом работы. Вполне объяснимо недоумение молодого специалиста, но работодатель в некоторых случаях отдает предпочтение опыту работы, а не наличию образования.

Выпускник считает невозможным индивидуально изменить сложившуюся ситуацию, предпочитая приспособиться и соответствовать. Многие молодые люди в последний год обучения, пытаются найти разумный компромисс между учебой и возможностью получить опыт работы, так как нередко практика на предприятии, являющаяся обязательной в учебной программе, носит формальный характер.

Рейтинг качеств необходимых для карьеры, по мнению работника, выглядит следующим образом:

  • работоспособность;
  • предприимчивость;
  • способность работать в коллективе;
  • целеустремленность;
  • умение рисковать;
  • компромиссность;
  • ответственность;
  • самостоятельность и независимость.

В тоже время многие молодые люди признают отсутствие у себя подобных качеств. И если с опытом работы могут возникнуть сложность, то подготовить себя индивидуально во власти работника. Главное ещё во время обучения попытаться понять, что требует от работника осваиваемая профессия.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих 4-е издание, дополненное (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37) (с изменениями и дополнениями)

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих
4-е издание, дополненное
(утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37)

С изменениями и дополнениями от:

21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г., 7 ноября 2006 г., 17 сентября 2007 г., 29 апреля 2008 г., 14 марта 2011 г., 15 мая 2013 г., 12 февраля 2014 г., 27 марта 2018 г.

О Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) см. справку

См. Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 9 февраля 2004 г. N 9

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих является нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. В настоящее издание включены дополнения, внесенные постановлениями Минтруда России от 24 декабря 1998 г. N 52, от 22 февраля 1999 г. N 3, от 21 января 2000 г. N 7, от 4 августа 2000 г. N 57, 20 апреля 2001 г. N 35, от 31 мая 2002 г. и от 20 июня 2002 г. N 44. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.

Новый Квалификационный справочник призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников в современных условиях. Справочник содержит новые квалификационные характеристики должностей служащих, связанные с развитием рыночных отношений. Все ранее действовавшие квалификационные характеристики пересмотрены, в них внесены существенные изменения в связи с осуществляемыми в стране преобразованиями и с учетом практики применения характеристик.

В квалификационных характеристиках проведена унификация нормативов регламентации труда работников для обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. В Квалификационных характеристиках учтены новейшие законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации.

Нормативные материалы приведены по состоянию на 10 октября 2002 г.

Глубокие социально-экономические преобразования российского общества в условиях перехода к рыночной экономике требуют коренных изменений в регулировании трудовых отношений, организации труда и регламентации трудовой деятельности работников.

Изменение технологического способа производства на базе широкого внедрения компьютерной техники и информатизации, возрастание роли науки и научно-технического прогресса как фактора экономического роста, усиление социальной ориентации производственной деятельности, осуществление приватизации, развитие предпринимательства, в том числе среднего и малого бизнеса, обусловили эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении разнообразия и множественности их форм, взаимоотношений между работодателем и наемным работником, активизацию их участия в акционерном капитале и управлении, развитие коллективно-договорных отношений.

Читайте так же:  Когда можно подавать на налоговый вычет при покупке квартиры

Программой социальных реформ в Российской Федерации предусматривается в сфере труда и трудовых отношений в качестве главных задач создание экономических и социальных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и деловой инициативы, а также внедрение надежных механизмов соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности правовых гарантий, предоставляемых работникам наемного труда. Решение этих задач может быть достигнуто путем качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полного использования профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышения его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности. При этом для преодоления кризисных явлений, становления и эффективного функционирования рыночного механизма требуется максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических факторов, соблюдение принципов правильного подбора, расстановки и использования кадров на основе установления и соблюдения квалификационных требований к ним, четкого распределения обязанностей работников, повышения уровня их профессионализма и ответственности каждого за порученное дело.

Настоящий Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.

Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.

Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниями квалификации.

Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ.

Особого внимания требует характеристика должности менеджера. В странах с высокоразвитой рыночной экономикой менеджерами называют профессиональных управляющих, обладающих специальным образованием, часто полученным в дополнение к инженерному, юридическому, экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью предприятия (высшее звено), его структурных подразделений (среднее звено) или обеспечивают выполнение определенной деятельности и сфере бизнеса (низовое звено).

Менеджерами высшего и среднего уровня применительно к действующей должностной структуре можно считать всех руководителей — директоров предприятий, учреждений и организаций и других линейных руководителей — начальников цехов и иных структурных подразделений, а также функциональных отделов.

Что касается менеджеров низового уровня, то в условиях развития коммерческой деятельности, малого и среднего предпринимательства возникла потребность в определении их места и функциональной роли как организаторов этой деятельности, обеспечивающих ее соответствие условиям внешней среды (экономическим, правовым, технологическим и другим требованиям).

Менеджеры соответствующего профиля осуществляют следующие основные функции: маркетинга, управления кадрами, материально-технического обеспечения, рекламно-информационного обслуживания и др.

Поскольку разница между уровнями менеджмента заключается в масштабе, пределах полномочий, ответственности, степени детализации выполняемых функций, то в Справочнике приводятся должностные характеристики менеджера (низового уровня без функциональной специализации), а также менеджера по персоналу и менеджера по рекламе. Именно эти функциональные направления деятельности особо нуждаются в работниках соответствующего уровня квалификации, в четком определении их роли и места и существующих структурах управления. При необходимости на основе базовой должностной характеристики менеджера могут быть разработаны квалификационные характеристики или должностные инструкции для менеджеров других конкретных наименований при условии, что функциональная направленность и содержание их деятельности соответствуют должности менеджера.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль работников, осуществляющих оценочную деятельность на объектах, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям. Установление стоимости объектов оценки необходимо при их приватизации, проведении бухгалтерского учета, коммерческом использовании, что требует определения балансовой, арендной, ликвидационной, страховой, заемной и других видов стоимости в зависимости от конкретных потребностей и поставленных целей. В связи с этим в Справочник включена базовая квалификационная характеристика должности оценщика. Учитывая требования жизни, данное издание Справочника дополнено утвержденной Минтрудом России квалификационной характеристикой должности оценщика интеллектуальной собственности.

Вместе с тем объективной необходимостью явился пересмотр действующих квалификационных характеристик традиционных должностей, внесение в них существенных изменений и дополнений в связи с происшедшими преобразованиями, а также с учетом практики применения этих характеристик. Во всех квалификационных характеристиках, как новых, так и пересмотренных, проведена регламентация трудовых функций различных категорий служащих в целях обеспечения единого подхода к подбору персонала соответствующей квалификации и соблюдения единых принципов тарификации работ, основанных на их сложности. При подборе персонала и определении требований к уровню квалификации работников следует учитывать изменения, внесенные федеральным законодательством. Так, по должностям, квалификационными характеристиками которых предусмотрено наличие высшего образования, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4135). В соответствии с этим законом высшее профессиональное образование имеет три ступени: бакалавр, дипломированный специалист, магистр.

При приеме на работу и проведении аттестации следует исходить из того, что квалификация (степень) «бакалавр» присваивается выпускнику высшего учебного заведения после 4-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация «дипломированный специалист» — после 5-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования; квалификация (степень) «магистр» присваивается после 6-летнего освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования.

Включенные в Справочник квалификационные характеристики должностей служащих пересмотрены с учетом Конституции Российской Федерации, а также принятых за последние годы законодательных и нормативных правовых актов.

Каждая квалификационная характеристика является нормативным документом, определяющим трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание, способствующим обеспечению оптимальной технологии выполняемой работы, рационального разделения труда, высокой организованности, дисциплины и порядка на каждом рабочем месте, а также совершенствованию системы управления персоналом. В качестве нормативной базы квалификационные характеристики должностей служащих предназначены для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных форм собственности, организационно-правовых форм и отраслей экономики независимо от их ведомственной подчиненности.

На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников, при составлении которых уточняются обязанности, предусмотренные в характеристиках, с учетом особенностей организации производства, труда и управления, технологии выполнения трудовых процессов. При этом важно, чтобы как в квалификационных характеристиках, так и в должностных инструкциях службы управления персоналом, организации труда и заработной платы, подготовки и повышения квалификации кадров обеспечивали точное соответствие наименования должностей Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

В настоящий Справочник включены квалификационные характеристики массовых должностей, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко используемых на практике. Квалификационные характеристики должностей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются министерствами (ведомствами) и утверждаются в установленном порядке.

Новым этапом развития и совершенствования всей правовой базы трудовых отношений явилось принятие и введение в действие с 1 февраля 2002 г. Трудового кодекса Российской Федерации, законодательно закрепившего права и обязанности как работников, так и работодателей. В Трудовом кодексе большое внимание уделено вопросам регламентации труда работников, которая означает установление и строгое соблюдение определенных правил, нормативов и стандартов, в соответствии с которыми осуществляется трудовая деятельность персонала.

Регламентация труда работников и ее составные элементы — наименования профессий и должностей, обусловленные выполняемой трудовой функцией, а также квалификационные характеристики и квалификационные справочники, — находятся в тесной связи с важнейшими направлениями правового регулирования труда — трудовыми отношениями, трудовым договором и заработной платой. Так, в ст. 15 Кодекса трудовые отношения определены как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В ст. 57 Трудового кодекса установлено, что одним из существенных, т.е. обязательных условий трудового договора, заключаемого между работодателем и работником, является наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям и профессиям связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, определяя содержание трудового договора, Кодекс устанавливает следующие три важных условия: во-первых, в договоре наименования должностей, специальностей, профессий должно указываться в соответствии с характеризующей их трудовой функцией, обусловленной соглашением сторон; во-вторых, наименования должностей, специальностей или профессий в случае, если федеральными законами выполнение работ по ним связано с предоставлением льгот либо наличием ограничений, должно соответствовать их наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках; и, в-третьих, данные квалификационные справочники должны утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Планом подготовки проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Трудового кодекса (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 516-р, пункт 6), в частности, предусмотрено установить порядок утверждения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст. 1596).

Читайте так же:  Возможен возврат ювелирных изделий

Правильное применение в соответствии с квалификационными справочниками наименований должностей, специальностей и профессий, обусловленных трудовой функцией, обеспечивает работникам, имеющим право на установленные законодательством различные льготы, гарантии и компенсации, их получение в виде: дополнительного отпуска и сокращенного рабочего дня за работу во вредных условиях труда; льготного пенсионного обеспечения; бесплатной выдачи им специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и др.

Трудовой кодекс РФ (ст. 143) наряду с указанием о применении при тарификации Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) предусматривает применение и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее ЕКСДС). И если ЕТКС рабочих в течение многих лет используется на практике при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов, т.е. накоплен значительный опыт его применения, то Единый квалификационный справочник, регламентирующий трудовую деятельность руководителей, специалистов и других служащих, в настоящее время отсутствует.

Как свидетельствует практика, ныне назрела необходимость с учетом накопленного опыта и нового трудового законодательства пересмотреть действующие отраслевые тарифно-квалификационные характеристики и квалификационные справочники служащих, в особенности принятые много лет назад, создать Единый квалификационный справочник должностей служащих подобный ЕТКС рабочих. В Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 — 2004 годы, в частности, предусматривается осуществить разработку национальной системы профессиональных стандартов, а также подготовить предложения с соответствующими обоснованиями о придании этому Квалификационному справочнику статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (Бюллетень Минтруда России, 2002, N 2, с. 80).

При разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих важно обеспечить четкое и обоснованное установление общих принципов тарификации всех выполняемых работ, прежде всего по сложности, с учетом специфики управленческого труда и группировки этих работ, исходя из их функционального назначения в системе управления. Учитывая особенности организации труда служащих, обусловленные характером и содержанием выполняемых ими трудовых функций, в Квалификационном справочнике необходимо дать описание работ и определить требования к знаниям (образованию), умению и необходимому опыту (стажу) для работников, которые будут занимать соответствующие должности.

Подготовка Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих должна базироваться на принятом разделении их на три категории: руководители (осуществляют общее и функциональное руководство, принимают управленческие решения и организуют их выполнение, координируют деятельность структурных подразделений и исполнителей и др.), специалисты (заняты решением инженерно-технических, конструкторских, экономических, информационных, плановых, снабженческих и других задач) и технические исполнители (выполняют учетные, копировально-множительные работы, ведут первичную обработку и передачу информации, осуществляют табельный учет и т.д.).

Разработке Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих могут способствовать научно-исследовательские работы, выполненные Институтом труда Минтруда России, а также в рамках его сотрудничества с научными организациями государств СНГ.

В настоящее время основным общеотраслевым нормативным документом, применение которого создает возможности установления единства в определении должностных обязанностей служащих и квалификационных требований к ним, является публикуемый Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, разработанный Институтом труда и утвержденный постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37, с внесенными в него дополнениями. Наряду с данным Квалификационным справочником для работников бюджетной сферы, которая охватывает 15 миллионов человек, или каждого четвертого занятого работника в стране, применяются отраслевые тарифно-квалификационные характеристики (требования). К таким нормативным актам, определяющим должностные обязанности и другие требования к работникам, относятся тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений образования, работников здравоохранения, работников науки и научного обслуживания и др. В ряде отраслей экономики действуют квалификационные справочники руководителей и специалистов. Примером такого справочника может служить Квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов атомных станций, утвержденный постановлением Минтруда России от 3 мая 2001 г. N 36 (Бюллетень Минтруда России, 2001, N 5).

Общеотраслевой Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, отраслевые справочники и тарифно-квалификационные характеристики, утвержденные Минтрудом России, могут составить надежную базу для разработки и принятия ЕКСДС и его выпусков, применение которых будет способствовать дальнейшему совершенствованию организации и повышению эффективности труда всех категорий служащих.

Главный редактор журнала
«Бюллетень Минтруда России»

Перечень специалистов, квалификация которых должна соответствовать профстандарту

Актуальность: Июль 2016

Категории работников, которым Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными НПА РФ установлены требования к квалификации (работодатели обязаны применять требования к квалификации работников, установленные профессиональными стандартами — ст. 195.3 ТК РФ)

Группы должностей

Категории работников

ТК РФ, другие ФЗ и иные НПА РФ

Статьи 52, 53, 56, 57 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ;

приказ Минтранса России от 04.08.2015 № 240 «Об утверждении Перечня специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации»;

приказ Минтранса России от 12.09.2008 № 147 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации»

Высококвалифицированные специалисты, осуществляющие руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли

Пункт 1.3 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

Приказ Минтруда России от 23.09.2013 № 475н «Об утверждении перечня профессий (должностей, специальностей) иностранных работников, осуществляющих руководство и координацию деятельности, связанной с ведением торговли, и квалификационных требований к таким работникам»

Должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля

Статьи 7, 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», постановление Правительства РФ от 29.05.2014 № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»

Единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера кредитной организации, руководитель, главный бухгалтер филиала кредитной организации и кандидаты на указанные должности,

Статья 60 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Единоличный исполнительный орган жилищного накопительного кооператива (в т.ч. руководитель управляющей организации или управляющему)

Пункт 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (при установлении квалификационных требований Банком России)

Иностранные граждане, направляемые для работы в расположенные на территории РФ филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств — членов ВТО

Подпункт 2 п. 2 ст. 13.5 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 30.04.2015 № 424

«О требованиях к уровню квалификации иностранных граждан, направляемых для работы в расположенные на территории Российской Федерации филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств — членов Всемирной торговой организации»

Командный и рядовой состав судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, несущей ходовую навигационную, машинную вахту

Приказ Госкомрыболовства России от 01.05.2002 № 202 «Об утверждении Требований к получению дипломов о присвоении квалификации и свидетельств персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации»; приказ Минтранса России от 15.03.2012 № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов»

Лица, занимающиеся педагогической деятельностью

статья 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

постановление Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»

Лица, осуществляющим государственный портовый контроль

Пункт 5 статьи 38.1 Федерального закона от 07.03.2001 № 24-ФЗ «Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации»

Лица, ответственные за обеспечение безопасной эксплуатации судов

Пункт 3 ст. 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ; раздел 3 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утв. приказом Минтранса России от 11.09.2013 № 287

Лица, оказывающие бесплатную юридическую помощь

Статья 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа негосударственных пенсионных фонда, члена коллегиального исполнительного органа фонда, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) негосударственных пенсионных фонда

Пункт 4 ст. 6.2 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа управляющих ипотечным покрытием и специализированных депозитариев, и работники этих организаций

Абзац 6 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»;

приказ ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка»

Лица, осуществляющие, в том числе временно, функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, контролера (руководителя службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства

Части 1 и 4 ст. 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Лица, работающие на опасном производственном объекте

Пункт 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководитель ее филиала, должностное лицо или руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками, руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга

Статья 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»,

приказ ФСФР России от 04.10.2012 № 12-84/пз-н «Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц, указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»«

Читайте так же:  Работающие пенсионеры и пенсия в 2019 году

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, члены совета директоров (наблюдательного совета) и члены коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководитель его филиала, должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками (руководитель отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководитель службы внутреннего аудита, контролер (руководитель службы внутреннего контроля), руководитель структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов

Часть 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»;

приказ ФСФР России от 04.10.2012 № 12-84/пз-н

«Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц, указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»

Медицинские и фармацевтические работники

Статья 350 ТК РФ, ст. 69 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

приказ Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»; приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»

Статья 9 Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»; Методические рекомендации по установлению детализированных квалификационных требований к претендентам на замещение должностей муниципальной службы и муниципальным служащим, организации отбора и оценки на соответствие указанным требованиям» (утв. Минтрудом России)

Научные работники и иных лиц, осуществляющих научную (научно-техническую) деятельность

Статья 4 Федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Персонал (специалисты) в области неразрушающего контроля

Абзац 8 п.1 ст. 9Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

Раздел II и III Правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2002 № 3

Работы, профессии, должности, непосредственно связанные с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств

ст. 25, 26 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,

ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и т.д.

Работники, занятые на подземных работах

Статья 330.2 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 24.05.2012 № 506 «Об утверждении Правил проверки соответствия знаний и умений лица, принимаемого на подземные работы, соответствующим квалификационным требованиям»

Работники, деятельность которых связана с использованием атомной энергии

Статьи 38 и 52 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»

Работники контрактной службы, контрактный управляющий в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Часть 6 статьи38, ч. 23 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Работники в области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции

Пункт 8 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утв. постановлением Минтруда России от 27.09.1996 № 1

Работники (не из числа членов экипажей судов), ответственные за обеспечение безопасной эксплуатации судов

Раздел 2 и 3 Правил разработки и применения системы управления безопасностью судов, утв. приказом Минтранса России от 11.09.2013 № 287

Статьи 10.1, 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Указание Банка России от 01.09.2015 № 3770-У «О функциях работников форекс-дилера, определяемых для целей пункта 1.1 статьи 10.1 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», и требованиях к работникам форекс-дилера, их выполняющим»

Работники организаций, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом:

  • водитель транспортного средства категорий «B», «BE» (включая водителя легкового такси);
  • водитель транспортного средства категорий «C», «C1», «CE», «C1E» (далее — водитель грузового автомобиля);
  • водитель транспортного средства категорий «D», «D1», «DE», «D1E» (далее — водитель автобуса);
  • водитель транспортного средства категории «Tb» (далее — водитель троллейбуса);
  • водитель транспортного средства категории «Tm» (далее — водитель трамвая);
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку опасного груза;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза или сопровождающий данную перевозку;
  • водитель, управляющий транспортным средством, оборудованным устройством для подачи специальных световых и звуковых сигналов;
  • водитель автомобиля, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов в международном сообщении;
  • диспетчер автомобильного и городского наземного электрического транспорта;
  • контролер технического состояния автотранспортных средств;
  • контролер технического состояния городского наземного электрического транспорта;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов.

Приказ Минтранса России от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»

Работники организаций, подведомственных Федеральной фельдъегерской службы РФ

Приказ ГФС России от 28.09.2007 № 296

(ред. от 30.11.2012)

«Об утверждении Положения о порядке установления квалификационного разряда (класса, категории) некоторым категориям сотрудников ГФС России и организаций, подведомственных ГФС России»

Работники, занятые на работах с химическим оружием

Статья 2 Федерального закона от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием»;

пункты 36, 74, 97 Административного регламента Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по хранению и уничтожению химического оружия, утв. приказом Минпромторга России от 12.07.2012 № 944

Работники организаторов торгов на товарном и (или) финансовом рынках

Статья 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»,

приказ ФСФР России от 04.10.2012 № 12-84/пз-н «Об утверждении Квалификационных требований и требований к профессиональному опыту лиц, указанных в части 2 статьи 6 Федерального закона от 07.02.2011 № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности», части 2 статьи 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах»«

Работники органов управления центрального депозитария (совет директоров (наблюдательный совет); коллегиальный исполнительный орган; единоличный исполнительный орган ; временный единоличный исполнительный орган; заместителей лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа)

Части 2 и 4 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»; приказ ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка»; приказ ФСФР России от 20.03.2012 № 12-14/пз-н «Об установлении квалификационного требования к членам коллегиального исполнительного органа, лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа (временного единоличного исполнительного органа) центрального депозитария»

Работники (специалисты, имеющие высшее или среднее специальное образование, и персонал — лица рабочих профессий), осуществляющие монтаж, наладку, ремонт,

реконструкцию или модернизацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов в процессе эксплуатации опасных производственных объектах

Раздел II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533

Работники опасных производственных объектах, осуществляющие эксплуатацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов

Раздел III Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утв. приказом Ростехнадзора от 12.11.2013 № 533

Руководители кредитной организации, руководители службы управления рисками, руководители службы внутреннего аудита, руководители службы внутреннего контроля кредитной организации и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок

Пункт 6 ст. 11.1-1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности»; Указание Банка России от 01.04.2014 № 3223-У «О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации»

Руководители, специалисты и должностные лица страховых организаций, в т.ч. являющийся субъектом страхового дела индивидуальные предприниматели

Статья 32.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»

Руководители и члены специализированных органов, осуществляющих контроль за осуществлением кадастровой деятельности членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров

Пункт 6 ч. 4 ст. 30.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

(при установлении квалификационных требований постоянно действующим коллегиальным органом управления саморегулируемой организации кадастровых инженеров)

Специалисты финансового рынка

Статья 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»,

приказ ФСФР России от 28.01.2010 № 10-4/пз-н «Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка»

Специалисты в области ветеринарии

Статья 4 Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»

Специалисты, включаемые в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений

Пункт 18 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303; приказ Минтранса России от 16.10.2014 № 288 «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам, включаемым в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений»

Специалисты, получившие разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии

Статья 27 Федерального закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии»;

постановление Правительства РФ от 03.03.1997 № 240 «Об утверждении Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, которые должны получать разрешения Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на право ведения работ в области использования атомной энергии»

Члены экипажа судна внутреннего водного транспорта

Статья 27 Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, постановление Правительства РФ от 31.05.2005 № 349 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего плавания»

Члены экипажа морских судов

Статья 54 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ, Приказ Минтранса России от 15.03.2012 № 62 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов», Приказ Минтранса России от 22.10.2009 № 185 «Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей спортивных парусных судов»