Требования к кабинету дефектолога в доу

Сайт для воспитателей детских садов

Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя-дефектолога

Цель:Адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Задача: Обеспечениеспециализированной помощи детям дошкольного возраста с особенностями психофизического развития:

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

  • Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
  • Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов занятий и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, проведение разнообразных по форме занятий.
  • Соответствие возрасту ребенка обеспечение условий, отвечающих возрастным и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ.
  • Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

В кабинете созданы две рабочие зоны по отношению к детям:

  • Учебная — обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья по количеству детей в подгруппе (до 5-ти человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, детский компьютерный стол с компьютером; учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона соответствует требованиям САНПиНа .
  • Двигательная —обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений, игр и т.д.

Игровая зона оборудована в группе (современная кукольная мебель, шкафы с игровым материалом, природная зона, уголок театрализованной деятельности и др.).

Функции кабинета учителя-дефектолога

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста следует выделить следующие развивающие среды, созданные в кабинете:

Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.

Организационно-планирующая деятельность учителя-дефектолога

сопровождается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами.

График работы учителя-дефектолога

Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

  • «Душа просит слова. «
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы для логопедов, дефектологов и их воспитанников
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина «ЛОГОМАГ»
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра «Логомаг»
  • Центр «Логомаг»
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Паспорт кабинета дефектолога → Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда

Информацию подготовила студентка Тарасова Светлана.

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны. Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать учащихся на учебную деятельность. Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.
Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
• Соответствие возрасту ребенка — обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
— учебную зону
— двигательную зону
— игровую зону
Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
— диагностическую зону
— коррекционно-развивающую зону
— консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся .
Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся.Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.
Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стилажи или шкафы для хранения материалов.

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния учащихся. В соответствии с особенностями учащихся, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста с этими учащимися следует выделить следующие развивающие среды.
Сенсорная среда – обеспечивает развитие и коррекцию отдельных сенсорных систем и полисенсорики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими сенсорное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры и пособия из серии SPECTRA, LOGO VERLAG, комплекты Монтессори)
Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):
Материал для развития зрительной функции (цвет, форма, размер, толщина объектов, целостность и контактность и дифференцированность зрительных образов, цифровой и буквенный гнозис): наборы цветных предметов; мозаики; пирамидки; цветные пособия из комплекта Монтессори; дидактические игры: «Зоопарк из Тарамбуко», «Сенсино» и др; наборы геометрических фигур; парные картинки, буквенные и цифровые лото; трафареты и вкладыши к ним в виде целостных и разрезных предметных изображений и геометрических фигур; разрезные картинки (пазлы); зашумленные, наложенные, теневые, контурные изображения; картинки с реалистичными и стилизованными изображениями
Материал для развития слуховой функции (звукоразличение и идентификация, фонематический слух; слуховое внимание и память): звуки природы; звуковые лото; шумовые коробочки Монтессори; музыкальные инструменты; игровые пособия «Звуковое лото», «Назови и подбери» и др.
Материал для развития тактильного и тактильно-кинестетического восприятия (внимания к тактильным стимулам и их локализации, тактильного исследования, восприятия и памяти, кинестетический гнозис и стереогноз): различные виды массажных инструментов; наборы контрастных по текстуре и температуре материалов для касания; наборы мячей с различной фактурой поверхностей; объемные резиновые игрушки и мячи с шипами; тактильные коврики; ванночка и игрушки для игры с водой; контейнеры с природными материалами; Монтессори материалы для тактильного развития; наборы образных объемных игрушек в мешочке; наборы геометрических и стереометрических форм в мешочке; Монтессори материалы для развития различения объемных форм стереогнозиса; пособие «Почтовый ящик».
Материалы для развития сенсорной интеграции (полисенсорное восприятие объектов): наборы для полисенсорного восприятия; сыпучие материалы; комбинирование природных материалов; наборы Лего-конструктора; Лего-мозаики.
Моторно-двигательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию мелкой и общей моторики. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими моторное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, «Пособие тактильные игры», образовательные конструкторы «ЛЕГО», развивающе-обучающие игры: «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик»; пособия из серии SPECTRA, LOGO VERLAG ; игры на полу ««Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
Оборудование (демонстрационное, игры, пособия, раздаточный материал):
Материалы для развития мелкой моторики: наборы для неопосредствованного и опосредованного манипулирования с предметами; наборы для двуручного манипулирования; наборы мелких предметов, природный материал; трафареты, обводки; массажные мячи, счетные палочки; пособия для развития графомоторных функций (прописи буквенные и цифровые, штриховки, пособия с графическими диктантами и др), дидактические игры «Магнитный лабиринт», «Мозаика для развития пальцев», «Гонщик» и др
Материалы для развития общей моторики: комплексы профилактических физических упражнений; мячи, дидактические игры «Сырный ломтик», «Бамболео», игры на полу «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Кочки на болоте» и др.
Учебно-познавательная среда – обеспечивает развитие и коррекцию когнитивных процессов, формирование учебных знаний, умений и навыков. Данная среда максимально насыщается материалами, стимулирующими умственное и когнитивное развитие. Рекомендуется использование современного оборудования и материалов, информационных технологий (например, образовательные конструкторы LEGO, LEGO Education, развивающе-обучающие игры и пособия из серии SPECTRA (счетные материалы, магнитные доски и плакаты), LOGO VERLAG, компьютерные развивающие игровые пособия, например, «Мир за твоим окном» Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)

Читайте так же:  Глинкина юлия алексеевна нотариус

Материалы для развития учебного поведения, организации деятельности, произвольности: учебные пособия; развивающе-обучающе игры «Палитра», «Мозаика для развития пальцев», «Карточки Кайе» и др.
Материалы для развития памяти и внимания: учебные пособия; дидактические игры на развитие памяти и внимания: «Запомни и назови», «Опосредованное запоминание», «Найди отличия», «Найди пару», «Лабиринты» и др.
Материалы для развития пространственно-временной ориентировки: учебные пособия; кирпичи из конструктора LEGO; демонстрационный материал «Элементарные пространственные представления. Дошкольный и младший школьный возраст. Демонстрационный материал», «Пространственные представления в речи».
Материалы для развития мышления: учебные пособия; развивающие пособия «Логические блоки Дьенеша», развивающие игры Никитина «Сложи узор»; упражнения «Девятая клеточка», «Установление закономерностей», «Логические задачи», «Аналогии», «Классификация», «Четвертый лишний» и др.; пособия с пословицами и поговорками; сюжетные картинки с очевидным и скрытым смыслом; серии картинок, связанных единым сюжетом; рисунки с эмоциями людей и сюжеты, раскрывающие эмоции; конструкторы LEGO; LEGO-мозаика и др.
Материалы для развития речи и представлений об окружающем: учебные пособия ,магнитные плакаты серии SPECTRA (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др); предметные и сюжетные картинки; опорные схемы для пересказов, рассказов-описаний; наглядный материал сезонных изменений в природе; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела.
Материалы для формирования учебных навыков: магнитные плакаты и счетные материалы серии SPECTRA (Природное сообщество водоема, Природное сообщество леса, Птицы зимой и др), комплекты рабочих тетрадей с печатной основой для детей с ЗПР; наборы букв, цифр; пособия для закрепления учебных навыков для 1-4 классов начальной школы; демонстрационный и раздаточный материал по тематике раздела).

-Лидерс А.Г. Формирование «внимательного письма» у учащихся 3¬ – 4 классов // В кн. Маркова А.К., Лидерс -А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития школьном возрасте. – Петрозаводск, 1992
2.4 Формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи
-Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи – М., 2001г.
— Т.А. Ткаченко Формирование и развитие связной речи – СПб, 1999
-Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.,1995
— Шевченко С.Г. Программа по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи– М., 2005
2.5 Готовность к восприятию учебного материала, формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков:
-Программа Подготовки к школе детей с задержкой психического развития / Под общей редакцией С.Г. Шевченко – М., 2004
— Коррекционно-развивающее обучение: Начальные классы (I – IV). Подготовительный класс/ Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная пресса, 2004.
-Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром: Развитие мышления и речи детей 5 – 7 лет с ЗПР (комплект из 3-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
-Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике детей с ЗПР 5 – 7 лет. — М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. , Цыпина Н.А. Почитаем – поиграем (комплект из 2-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
-Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму детей с ЗПР 5 – 7 лет (комплект из 2-х тетрадей). — М.: Школьная пресса, 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? Учебник-тетрадь № 1, № 2, № 3. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать: Рабочая тетрадь Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
-Тригер Р.Д. Методические комментарии к рабочей тетради «Слова – названия предметов, действий, признаков предметов»: 2 класс – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Слова – названия предметов, действий, признаков предметов: Рабочая тетрадь: 2 класс. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2004.
-Шевченко С.Г., Капустина Г.. Предметы вокруг нас: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.
Шевченко С.Г. Природа и мы: Методические рекомендации и тетрадь с печатной основой № 1-2. Смоленск: Ассоциация «XXI век», 2005.

1. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата М: «Владос», 2004
2. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И., Детский церебральный паралич Издательство: Институт общегуманитарных исследований, 2001
3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата М: «Академия», 2001

Организация пространства в кабинете учителя-дефектолога

Людмила Моисеенко
Организация пространства в кабинете учителя-дефектолога

Кабинет учителя-дефектолога состоит из нескольких помещений функционального назначения

Рабочие зоны кабинета делятся в соответствии с видами работ с учащимися на:

Место проведения занятий: содержит парты и стулья в соответствии с численностью в группах, классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстративный и раздаточный материал.

Двигательная зона

Обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство, оснащенное ковровым покрытием для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре, мягком диванчике.

В соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога выделяют:

Диагностическая зона

Содержит тесты, компьютерные диски для диагностики, наборы методик для обследования, диагностические альбомы.

Коррекционно-развивающая зона

Дидактический стол содержит коррекционные игры и пособия

Консультативная зона

Это информативное поле для родителей: информационный стенд, библиотечный фонд, сайт, публикации и рабочее место для проведения консультаций с родителями.

Список использованных источников:

Статья «Методические требования к кабинету учителя-дефектолога»

Индивидуальное занятие учителя-дефектолога по теме «Животные жарких стран» Запорожцевой Г. В. Тема: «Животные жарких стран». Цель: Расширить и закрепить знания о животных жарких стран, закрепить навыки.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога При организации коррекционно – развивающей работы учителя –дефектолога, необходимо использовать здоровьесберегающие технологии. Я познакомлю.

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога с детьми 6–7 лет с нарушением зрения «Теремок» Конспект интегрированного занятия учителя – логопеда, учителя — дефектолога в подготовительной группе для детей с нарушением зрения. Сказка:.

Коррекционно — развивающая работа учителя — дефектолога максимального достижения эффективности при проведении коррекционно- образовательной работы учитывается: Структура отклоняющегося.

«Почему у снегиря грудка красная?» Открытое занятие учителя-дефектолога НОД для 4–6 лет 1. Орг. момент. — Здравствуйте, ребята! Садитесь правильно, красиво! Успокаивайтесь! У нас сегодня будет интересное занятие. Мы повторим.

Применение здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ Как говорил Сократ: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто». Эти слова актуальны и сегодня. Нет ничего более ценного для человека,.

Рабочая программа учителя-дефектолога по математике и конструированию Пояснительная записка Программа по курсу «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения.

Развитие двигательной активности на занятиях учителя-дефектолога (из опыта работы) Актуальность организации двигательной активности — особенностью детей с ЗПР является высокая утомляемость, из этого следует, что активизация.

Видеопрезентация кабинета учителя-дефектолога Мой кабинет предназначен для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, имеющими отклонения в развитии познавательной деятельности.

Эссе-размышление о труде учителя-дефектолога Эссе-размышление о труде учителя-дефектолога Приветствую всех Вас, мои коллеги! Давайте поговорим о Нас, о профессии о нашей необыкновенной,.

Учебно-методическое пособие на тему:
Паспорт кабинета учителя-дефектолога.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад № 10

Директор МБС (К)ОУ Грубая Л.П.

КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Фамилия, Имя, Отчество: Андреева Светлана Николаевна

Занимаемая должность: учитель-дефектолог

Образование: высшее, Свердловский педагогический институт, дефектологический факультет, 1987 год.

Общий трудовой стаж 30 лет, стаж педагогической работы 30 лет , в данной должности 8 лет .

Наличие квалификационной категории (год присвоения):высшая 2013 год.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа — детский сад № 10

Контингент детей по состоянию здоровья:

заболевания ЦНС, РДА, ДЦП, дети с задержкой психического развития

Общая характеристика кабинета: площадь- 12м 2

Место проведения фронтальных занятий: кабинет, группа

А) Оборудование кабинета:

Столы детские- 2 шт.

Зеркало настенное – 1шт.

Стол письменный– 1шт.

Стулья детские – 10 шт.

Стулья взрослые — 1шт.

Доска ученическая – 1шт.

ТСО – компьютер (1шт.)

1. Федеральный закон «Об Образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013), текст с изменениями и дополнениями на 2014 год.

2. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальное образование)» от 02.06.1999г.

3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 24.07.1998 (в ред. от 20.07.2000, от 22.08.2004, от 21.12.2004 № 179-ФЗ), с поправкой от 28.04.2009 № 71-ФЗ.

4.О создании условий для получения образования детьми с ограниченными

возможностями здоровья и детьми-инвалидами (Письмо МО РФ № АФ-150/06 от

5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2011г. № 2151 «Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям

Читайте так же:  Ip-видеонаблюдение. Наглядное пособие

реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

6.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

7.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях. СаНПиН 2.4.1.3049-13.

8.Приказ МО РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования». Зарегистрировано Минюстом РФ 26.09.2013 г. № 30038.

Перспективный план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога на учебный год.

Циклограмма рабочей недели учителя-дефектолога.

Отчет о работе учителя-дефектолога.

Протоколы комплексного психолого-педагогического обследования по методике

Е. А. Стребелевой

По количеству детей

Календарный план учебно-образовательной работы.

По годам обучения

Журнал учета посещаемости занятий детьми

Тетрадь взаимодействия специалистов.

Паспорт оснащения кабинета учителя-дефектолога.

Программы и материалы, дополняющие программы.

1. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева «Программа дошкольных образовательных

Учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» —

2. Е.В. Прима, Л.В. Филиппова, И.Н. Кольцова, Н.Ю. Молостова –

«Развитие социальной уверенности у дошкольников» — Издательство ВЛАДОС 2003 г

3. О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина Программа «Я, ты, мы»:

Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет.

М., Просвещение, 2004г. рекомендована Министерством образования РФ для реализации как парциальная программа ДОУ.

4. Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. «Педагогическая коррекция и социальное

развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Детство-Пресс,

Санкт Петербург , 2010 г.

5. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

— М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2 — http://www.twirpx.com/file/265013/

6. Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005. — http://www.twirpx.com/file/258624/

7.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования ( Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).

Методическая литература — библиотека кабинета

— Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. М., 1984.

-Баряева Л.Б. Формирование элементарных математическиз представлений у дошкольников (с проблемами в развитии). — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, СОЮЗ, 2002.

-Баряева Л.Б., Вечканова И.Г. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками- Спб.; Каро, 2009, 255 с.

-Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Яр., 1997.

-Белошистая А. В. Занятия по развитию математических способностей детей.: Пособие для педагогов дошк. учрежд.: В 2 кн.- М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.-160с.

-Большев А.С., Вайнерман С.М., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений (под науч.ред. Безруких М.М.). -издательство Владос – 2001.

-Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР.М., 1999.

-Бунько А. Вокруг сказки: Система коррекц.-пед. работы над сказками с детьми с интеллектуал. недостаточностью. Дет. сад со всех сторон. – 2006. — N 20. – С. 14-32.

-Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972. — 142 с.

-Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г. Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988

-Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. М., 1978.

-Гаврилушкина О. п. Особенности конструктивной деятельности дошкольников со сниженным интеллектом // Дефектология.- 1987.- 5.- 48-53 с.

-Давыдова С. И. Роль действий по подражанию, образцу и словесной инструкции в обучении умственно отсталых дошкольников.-М., 1976.-20 с.

-Екжанова Е. А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Дефектология. — 2006. – N 6. — С. 3-14.

-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интелллекта.-2-е изд., М., Просвещение, 2005, 272с.

-Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 2009.- 175с.

-Ермолаева С.Д., Ушакова Е.А. Педагогическая коррекция и социальное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ЭКСПРЕСС 2010 г., 173 с.

-Завражин С. А. Методы психотерапии как средства психологической коррекции детей с интеллектуальной недостаточностью. С. А. Завражин, 20. Л. К. Фортова . Адаптация детей с ограниченными возможностями. С. А. Завражин, Л. К. Фортова. – М., 2005. – С. 330-357.

-Зорина С. В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 16-19.

-Ильина, М. Ю. Метод расширения речевых моделей, как один из приемов развития фразовой речи детей с выраженным недоразвитием интеллектуальной деятельности. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 6. — С. 58-61.

-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.- М.: Владос, 2001.- 220 с.

-Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.: Просвещение, 2001.- 144 с.

-Кинаш Е. А. Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта к овладению письмом в условиях специализированного дошкольного учреждения // Дефектология. — 2003. — 3 – 50-55 с.

-Князева О. Л. Я-Ты-Мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников/ Сост.: О.Л. Князева.-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-168с.

-Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития. 1996.- 208с.

-Кузнецова, Е. В. Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 3. — С. 51-54.

-Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития дошкольников. Изд.

2-ое. дополн. — М.: педагогическое общество России, 2000.-220с.

-Локтева, Е. В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР.

Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. – N 4. — С. 22-26.

-Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). М., 1997.

-Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. — 3-е изд.. доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160с.

-Программа воспитания и обучение в детском саду/ под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., М. — 2005

-Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М., 1983.

-Прима Е. В., Филлиппова Л. В., Кольцова И. Н., Молостова Н. Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 234с.-(Здоровьесберегающая педагогика).

-Сековец Л. В., Разумова Л. И.. Дюнина Н. Я.. Ситникова Г. П. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Программно-методическое пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002.-301с.

-Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр – М.; Владос, 2008. – 256 с.

-Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии – М.: Владос, 2001.- 184 с.

-Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста – М; Владос, 2008. – 141 с.

-Тихомирова Л. ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: академия развития, 1996.-192с.

-Усова А.П. , Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника.- В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.

-Харламова Ю. Н. Формирование предметных действий у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями: из опыта работы. Коррекц. педагогика. — 2005. – N 5-6. — С. 42-46.

-Хельга Зиннхубер. Как развивается ваш ребенок? Методика сенсомоторного развития, игры и упражнения. От 4 до 7,5 лет. Издательство Теревинф-2009

-Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказка терапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.:ТЦ Сфера, 2008. — 208с.-(Программа развития).

-Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»- М.: Школьная пресса, 2003. Книга 1, 2

-Щелованов Н. М. Ясли и дома ребёнка – задачи воспитания. — В кн.: Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. М., 1960.

-Янчева С. В. Особенности готовности к школьному обучению детей-сирот с нарушениями интеллекта в условиях специального (коррекционного) детского дома. Коррекц. педагогика. — 2006. – N 3. — С. 26-30.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:

-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.

-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

-Пирамидки разного размера и разной конструкции.

-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

-Неваляшки разного размера.

-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

-Аудиокассеты с записями различных звуков.

-Набор муляжей фруктов и овощей.

-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

-Коробки-вкладыши разных размеров.

-Машины и куклы разных размеров.

-Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

-Наборы сыпучих материалов.

-Материалы М. Монтессори.

-Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

-Разрезные и парные картинки.

-Логические блоки Дьенеша.

-Цветные счётные палочки Кюизенера.

-Коробочки с запахами.

— дидактическая игра «Бусы»;

— дидактическая игра «Заплатка»;

— дидактическая игра «Сравни и подбери»;

— дидактическая игра «Форма и цвет»;

— дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

— дидактическая игра «Четвертый лишний»;

— дидактическая игра «Что лишнее»;

— дидактическая игра «Навстречу радуге»;

— дидактическая игра «Цветные коврики»;

— дидактическая игра «Фигуры и счет»;

— объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);

— материал для лепки, аппликации, рисования;

— предметы для развития конструктивного праксиса;

— наборы из геометрических фигур;

-Центр «Песок-вода» (камешки, песок, вода; мелкие игрушки).

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ:

-Набор предметов-орудий: сачок, удочка, палочка с колечком, палочка с крючком, палочка с вилкой и другие.

-Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-

молоток, гаечный ключ, отвёртка.

-Трубки прозрачные и непрозрачные.

-Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

-Кольца с подставками.

-Шарики с дырками для соединения с помощью палки.

-Игрушки с крепящимися деталями.

-Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

-Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

-Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ МАТЕМАТИКИ:

-Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

-Формы для песка.

-Геометрические фигуры, объёмные формы.

-Счётные палочки, полоски разной длины.

-Мелкий счётный материал.

-Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

-Наборы цифр до 10.

-Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

— Рабочие тетради и альбомы.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ:

-Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

-Иллюстрации разных времён года и частей суток.

-Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

Читайте так же:  Приказ о назначении лица ответственного за электробезопасность образец

«Дикие и домашние животные и птицы», « Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий

-Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей

-Различные варианты настольных игр для развития речи.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГРЫ:

-Настольный театр по народным и авторским сказкам.

-Наборы кукол, маски.

-Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.

-Одежда и обувь для кукол.

-Мебель и постельные принадлежности для кукол.

-Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.

-Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.

-Костюмы сказочных персонажей.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ КОНСТРУИРОВАНИЯ:

-Деревянный строительный материал.

-Графические схемы построек.

-Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников

-цветные карандаши (фломастеры)

-сюжетные картинки (простой сюжет)

-10 предметных картинок

-игра ”Цветик — семи цветик” (для соотнесения цвета)

-разрезная картинка (2,3,4ч.), доска Сегена

-сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.)

-игры для соотнесения по цвету и форме

-разрезные картинки (2-6 частей)

-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.)

-игра «Времена года»

-предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед)

-сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.)

-предметные картинки (сложная слоговая структура слов)

-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе.1-ая кн. Восприятие, память, мышление, внимание.

-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 2-ая кн. Окружающий мир.

-Тесты: Готов ли ваш ребенок к школе. 3-я кн. Речь, математика.

— Настенные часы — 1

— Песочные часы – 1

— Лунтик (математика малышам; русский язык малышам; подготовка к школе – развивающие игры)

— Считаем со Смешариками

Работа с детьми:

— Иллюстрированные энциклопедии для детей

Интернет-ресурсы одни из важнейших источников информации, обеспечивают доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям,

создают единую, образовательную, информационную среду,

Использование ресурсов Сети позволяет не на словах, а на деле обеспечить россиянам равный доступ к знаниям и передовым образовательным технологиям, создать единую образовательную информационную среду, делают российскую систему образования более открытой и эффективной.

Электронные поисковые системы

Индексные поисковые системы обеспечивают всесторонний поиск и доступ к миллионам документов Наиболее известными поисковыми системами являются — Яndex, Rambler, Aport, Google.

Яndex – к настоящему времени является самой объемной поисковой системой, располагающей самой мощной и сложной системой составления запросов. http://www.redline.ru — Российская образовательная телекоммуникационная сеть «REDLINE» («Russian EDucational LINE», или «Российская образовательная линия»).

Российская образовательная телекоммуникационная сеть «REDLINE» ведет отсчет своей деятельности с 29 июня 1994 года. Учредители сети — Министерство образования России, ЦК профсоюза работников образования и науки, «Учительская газета», фирма «Иннотек».

Страницы сайта «REDLINE

  • Организации (Общественные, некоммерческие)
  • Организации (Коммерческие)
  • Средние учебные заведения
  • Высшие учебные заведения
  • Профессиональное и средне-специальное образование
  • Образовательная пресса ( Газеты)
  • Образовательная пресса ( Журналы и бюллетени)
  • Информационные структуры
  • Повышение квалификации и учебные центры
  • Образовательные серверы
  • Образовательные проекты

http://www.unesco.ru — официальный сервер ЮНЕСКО в России (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) )

www.mon.gov.ru — МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

http://web66.coled.umn.edu/schools.html — обширная коллекция ссылок на все известные высшие учебные заведения и средние школы, представленные в Сети.

http://www.lib.msu.su — Научная библиотека Московского государственного университета.

Материал сайта составляют психологические тесты, книги, программы обработки результатов тестирования, ссылки на полезные для специалистов ресурсы по психологии.

http://www.alledu.ru/about / — Все образование.

Портал сообщает о различных новостях, событиях, так или иначе связанных с образованием

www.defectolog.ru — Дефектолог Сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребёнка. Узнать о возрастных нормах развития ребёнка от рождения до семи лет. Найти рекомендации дефектолога, психолога, логопеда по интересующим вопросам

www.1september.ru — Издательский дом «Первое сентября»

Сообщество для педагогов, стремящихся к профессиональному развитию. На этом сайте можно найти много периодических изданий (посмотреть архив и анонсы новых номеров). Предоставлена информация об образовательных проектах для педагогов (описание проекта, условия участия, что получат по окончанию курсов). Так же есть раздел «Методкабинет» (в т.ч. и психолога), где представлена информация о предстоящих мероприятиях, которые могут заинтересовать и быть полезными для данного специалиста.

www.prosv.ru — ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» www.prosv.ru

Журнал знакомит педагогов с современными нормативными материалами, учебными программами и пособиями.

pedlib.ru — Педагогическая библиотека «Коррекционной педагогики и специальной психологии»

forchel.ru – Челябинский дошкольник

detsad-kitty.ru — сайт для дошкольного образования

vlados.ru — Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС одно из ведущих издательств России, основанное в 1991 году. Ежегодно ВЛАДОС выпускает более 300 наименований учебной, учебно-методической и справочной литературы по всем предметам для всех типов образовательных учреждений: вузов, средних специальных учебных заведений, массовых и специальных (коррекционных) школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования детей, музыкальных учебных заведений.

drofa.ru — российское специализированное издательство учебной и детской литературы. Выпускает учебную и методическую литературу для дошкольных учреждений

http://www.schoolpress.ru — Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

Копилка дидактических игр

(где можно посмотреть и скачать).

Игры для развития речи:

Игры для формирования элементарных математических представлений:

Игры для развития фонематического слуха и обучения детей грамоте:

Мои друзья – помощники.

-Сайт президента РФ

-Сайт Министерство образования и науки РФ

-Федеральный портал «Российское образование»

-Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)

-Российский общеобразовательный портал

-Социальная сеть работников образования «Наша сеть»

-ЛОГОПЕД.РУ (Электронный портал логопедов и дефектологов)

Обоснование и использование педагогических теорий и технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

-Понятие о зоне актуального развития ( в процессе обучения ребёнок может

Выполнить предложенное ему задание, опираясь уже на имеющиеся знания,

-Понятие о зоне ближайшего развития (ребёнок самостоятельно не может

справится с каким-либо заданием, но может выполнить его с помощью педагога, который использует для этого дополнительные объяснение, показ,

-Теория о компенсаторных возможностях ребёнка, суть, которой заключается

В создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы

П.Я. Гальперин Теория поэтапного формирования умственных действий.

-материальные действия с реальными предметами;

-действия в громкой речи с образами (без предметов);

-действия «во внешней речи» про себя (чётко осознаваемое);

-действия «во внутренней речи» без слов (неосознаваемое)

А.Р.Лурия Теория локализации психических функций.

Выделяет 3 основных структурно-функциональных блока, обеспечивающих

интегративную деятельность мозга:

-«энергетический блок» или «блок регуляции тонуса и бодрствования»;

-«блок приёма и переработки и хранения информации»;

-«блок программирования, регуляции и контроля».

Локальные поражения коры больших полушарий головного мозга вызывают

Различные варианты 3 основных синдромов:

-Агнозии – расстройство восприятия (зрительного, слухового, кожно-кинестетического).

-Афазии – нарушение речи (системное расстройство различных форм речевой деятельности).

-Апраксии – нарушение произвольных движений и действий (параличи,

Технологии, используемые в педагогическом процессе

1. Здоровьесберегающая образовательная технология

(Н.К. Смирнов) — является составной и отличительной особенностью всей образовательной системы.

2. Технология уровневой дифференциации (Н.П. Гузик); технология обучения и воспитания с учётом типов НС (Н.М. Зверева, С.П.Гапонова, И.В.Ильичёва) – представляют собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.

3. Технология индивидуального обучения (Унт Инге, А.С. Границкая, В.Д. Шадрикова) – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетной.

4. Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская – предполагает, что педагог должен изучить ребёнка, как личность. Результаты этого обследования фиксируют в индивидуальной карте психического развития и создают условия для проявления познавательной активности ребёнка.

5. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-интенсификация обучения на основе схемных моделей учебного материала.

Коррекционные технологии, используемые

в педагогическом процессе

1. Игротерапия – технология воздействия на психику ребёнка с целью устранения болезненных проявлений и их предупреждение, развитие адекватного отношения к себе и окружающей среде

2. Сказкотерапия – технология интегративной деятельностью в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний. Элементы сказкотерапии:

  1. облачение занятия сказочным сюжетом,
  2. использование отрывков из сказок,
  3. введение в занятие сказочного героя,
  4. сочинение сказок.

Во время работы над сказкой идет обогащение словаря, автоматизация поставленных звуков, введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной, логичной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера (желание помочь, сопереживание, доброта).

3. Психогимнастика – курс специальных занятий, этюдов, упражнений, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка с учётом влияния на различные типы индивидуальных особенностей двигательной сферы детей (Е.М. Мастюкова).

4. Песочная терапия

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно дефектологические задачи: мощно развивается тактильно — кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, я учу детей прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными;
на занятиях нет места монотонности и скуке; более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Включение в практику методику выбора цвета позволило быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние ребенка и преобладающие в данный момент поведенческие тенденции.

Широко используются в своей работе рисунки, т.к. рисование — один из главных способов познания и отражения окружающего мира. Рисование вызывает у детей интерес и радость, снимает психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, и позволяет быстрее и легче усвоить предлагаемый материал, преодолеть нарушение.

Часто использую музыкальное сопровождение в ходе занятия целью, которого, является снятие напряжения, тревожности; стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), сенсорных способностей, растормаживание речевой функции. Наиболее важным для детей является развитие чувства ритма, темпа, мыслительных способностей и фантазии; вербальных и невербальных коммуникативных навыков, развитие общей тонкой и артикуляционной моторики посредством музыкально-ритмических упражнений. Использую музыкальные классические произведения во время выполнения самостоятельных работ, когда исключается речевое общение.

Перспективный план оборудования и оснащения кабинета

Изготовить новый материал для развития памяти, внимания, речи, мелкой моторики, дыхания, дополнить картинный раздаточный материал по лексическим темам.

Учитель дефектолог________________Андреева С.Н..