Требования к договорам с поставщиками 2019

Содержание:

Стоит ли заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями?

С 3 апреля собственники квартир получили право заключать договоры ЖКХ напрямую с ресурсоснабжающими организациями. На самые злободневные вопросы ответили юристы и представитель управляющей организации.

Для чего это сделано?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Смысл вступивших в силу изменений в Жилищный кодекс – это попытка законодателя попробовать упростить собственникам и нанимателям жилых помещений процедуру заключения напрямую с ресурососнабжащими организациями договоров, в случае если управляющая компания по каким-либо причинам не исполняет надлежащим образом свои обязанности и качество ее услуг оставляет желать лучшего. Одновременно, данные изменения объективно делают более прозрачным процесс прохождения коммунальных платежей конечному получателю, исключают из цепочки отношений между потребителями (собственники и наниматели жилых помещений) и ресурососнабжащими организациями посредника – управляющую компанию.»

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Прямые договоры – это некая попытка введения института персональной ответственности потребителей и поставщиков ресурсов друг перед другом в сфере ЖКХ.

Как группа управляющих компаний мы, конечно, за переход на прямые договоры и прямые платежи. Это избавит нас от ненужного посредничества при контроле денег потребителей, которые транзитом идут через наши счета на счета поставщиков ресурсов. Для нас это лишняя нагрузка – никаких наценок сверх установленного ресурсоснабжающими организациями мы не делаем, выгоды от этого посредничества для нас нет никакой. Наоборот, мы еще и в минусе: ведь собираемость коммунальных платежей не превышает 95% – и это еще в лучшем случае. Всегда есть те потребители, которые не платят, – и деньги за них поставщикам ресурсов платим мы.

В среднем управляющие компании доплачивают ресурсоснабжающим организациям за недобросовестных потребителей от 5% до 30%. Эти деньги мы вынуждены «изымать» из планируемых затрат на текущий ремонт и содержание домов – так и получается, что вместо покраски подъездов или замены окон на лестницах мы оплачиваем счета тех, кто сам за коммуналку не платит. А при больших неплатежах населения управляющая компания становится вечным должником ресурсоснабжающей организации – до благоустройства ли тут?

К тому же прямые договоры потребителей с поставщиками ресурсов снимают с нас примерно половину проблем, связанных с недолжным оказанием услуг со стороны монополистов. Ведь в таком случае ресурсоснабжающие организации отвечают за то, что происходит на пути ресурса к дому – а мы за то, что случается внутри дома. Сейчас чуть что не так – потребители идут к нам, и мы вынуждены разбираться с поставщиками ресурсов. А так зоны ответственности будут четко разграничены. И если, допустим, где-то прорвало трубу и в дом не поступает отопление – это проблема ресурсоснабжающей организации. А если трубу прорвало в подвале – тот тут уже да, наша зона компетенций, и мы с ней работаем.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«С переходом на прямые договоры удастся минимизировать риски банкротства управляющих компаний и связанных с этим последствий. Напомню, что в результате банкротства управляющих организаций жильцы многоквартирных домов могут столкнуться с изменением тарифов, цен и качества предоставляемых услуг по соглашениям, заключенным ранее.

Также переход поможет избежать «так любимой» для управляющих организаций солидарной ответственности всех жителей за неплательщиков – то есть, когда долги жильцов-неплательщиков раскидывают на добросовестных соседей. Как бы это не казалось абсурдным, управляющая организация вправе распределять долги на соседей пропорционально размеру их общей площади, однако все расходы на общедомовые нужды не могут превышать установленного в регионе норматива, а разницу вынуждена оплачивать управляющая организация.»

Получится ли платить за коммуналку меньше?

«Нет, стоимость услуг при этом дешевле не станет – тарифы на услуги ЖКХ как росли в среднем на 4% по стране в год, так и будут расти. Зато у потребителя появится твердая уверенность, что его платежи ушли по назначению. Прямые договоры между жильцами и поставщиками ресурсов исключают посредника в лице управляющей компании, делая поставки коммунальных ресурсов и их оплаты более прозрачным для всех.

К тому же, при некачественно оказанных услугах, потребитель может их не оплачивать, предварительно осуществив необходимые замеры и поставив в известность монополиста. Если оплата идет через общую квитанцию, то «вычленять» некачественную услугу из оплаты становится сложнее.»

Как осуществить переход?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Для того чтобы платить напрямую поставщику за холодную и горячую воду, электричество, газ, отопление и водоотведение собственники квартир должны сначала собраться на общее собрание, затем на нем принять соответствующее решение, зафиксировать его в протоколе и передать документ в ресурсоснабжающую организацию (Федеральный закон от 3 апреля 2018 г. № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).»

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Прямой договор считается заключенным с даты принятия соответствующего решения общим собранием. Срок вступления договора в силу может быть перенесен ресурососнабжающей организацией не более чем на три месяца, о чем она должна уведомить собственников помещения в течение пяти рабочих дней с даты получения ресурососнабжающей организацией протокола и решения общего собрания (подп. 1 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

Если собственники не хотят переходить на прямые договоры, возможен ли переход по инициативе управляющей компании?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Нет, у управляющей организации таких полномочий нет.»

А по инициативе ресурсоснабжающей организации?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Да, сама ресурсоснабжающая организация может стать косвенным «виновником» заключения прямых договоров с потребителями. Это произойдет тогда, когда управляющая организация накопила двухмесячную или более задолженность перед поставщиками ресурсов. Процедура регламентирована Законом № 59-ФЗ. В этом случае поставщик ресурсов может через суд расторгнуть договор с управляющей компанией – после чего договоры на поставку ресурсов автоматически, с соответствующим уведомлением, будут заключаться напрямую с собственниками жилья. По нашим оценкам, из примерно 1,2 трлн руб. общероссийской задолженности по услугам ЖКХ около 250-300 млрд рублей – это долги именно управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.»

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Как уже было сказано, собственников помещений проинформируют одновременно с направлением уведомления об отказе от договора путем размещения информации в общедоступных местах. По истечении 30-дневного срока с даты отправки уведомления в адрес управляющей компании прямой договор между ресурсоснабжащей организацией и каждым собственником помещения в многоквартирном доме будет считаться заключенным (подп. 2 п. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).»

Что будет с должниками?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Если это возможно технически, то ресурсоснабжающие организации сначала предупредят, а потом ограничат или приостановят подачу коммунальных ресурсов, но только если это не нарушает права других абонентов (п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354).

В случае, когда ограничить или приостановить поставку коммунальных ресурсов не представляется возможным, а требование должником добровольно не исполнено, следующим шагом будет предъявление поставщиком услуг иска в суд. Если сумма долга не превышает 500 тыс. руб., то результатом рассмотрения требований о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг будет вынесение судом судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом (ст. 151 Гражданского процессуального кодекса). Ответчиком по иску будет непосредственно гражданин-должник.»

А если есть долг по общедомовому потреблению?

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Если с неплательщиками в отношении пользования ими услуг в своей квартире все ясно, то проблема накопления долгов дома перед ресурсоснабжающими организациями остается. И принцип работы с таким долгом пока законодателем не разъяснен. Правда, за сбор этих средств будет отвечать обслуживающая компания, если это будет предусмотрено в вашем договоре. Кстати, такие долги могут переложить на плечи добропорядочных собственников, так как в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. № 344 ответственность по уменьшению потерь того или иного ресурса, а также необходимость борьбы с незаконными подключениями и действий по сокращению долгов можно вполне законно переложить на плечи жителей.»

Читайте так же:  Приставы новомосковский ао

Что делать, если переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями произведен, а управляющая компания продолжает присылать квитанции?

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Законодатель сделал попытку предотвратить возможные злоупотребления со стороны управляющей компании: в таком случае она будет обязана уплатить собственникам штраф в двухкратном размере суммы, которую собственник уплатит по такому счету (п. 5 ст. 3 Закона № 59-ФЗ). Данная норма работает, в случае если платеж был совершен. Денежные средства могут истребованы гражданами от управляющей компании в судебном порядке. Штраф возместит гражданам расходы при повторной оплате услуг ЖКХ напрямую поставщику коммунальных ресурсов.»

С какими сложностями могут столкнуться собственники, если примут решение перейти на прямые договоры с ресурсоснабжающами организациями?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Как в любом нововведении, в заключении прямых договоров, конечно же, есть узкие места. Потребителям может показаться неудобным наличие большого числа разных квитанций и счетов. К привычным «платежкам» за услуги управляющей компании, электричество и капремонт прибавятся квитанции на отопление, водоснабжение и газ. Технически оплатить услуги станет сложнее и дольше. К тому же по вопросам платежей или перерасчетов придется обращаться в организации, которые счета выставляли, – и это вместо контактов с бухгалтерией управляющей компании. Именно управляющие компании до сих пор являлись для жильцов ответственным лицом по качеству предоставляемых услуг. Их персонал следил за своевременностью начислений и за выставлением счетов по коммунальным ресурсам. Управляющие компании, по сути, являются тем самым «одним окном», куда жильцы направляют все свои претензии по поводу качества ресурсов или их оплате.

В случае заключения прямых договоров эти функции «регулировщика» лягут непосредственно на плечи самих жильцов. То есть выяснять, что, почему, когда и сколько, они будут непосредственно с региональными «энерго…», «водо…», «тепло…». А в новом законе остается не до конца определенными границы зон ответственности между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией. Очевидно, что за то, что «вне дома», отвечает поставщик ресурсов, а то, что «внутри дома» – на совести управляющей компании. Но с юридической точки зрения эти понятия все-таки еще размыты, что оставляет поле для манипуляций. Могу предвидеть, что именно это в будущем станет камнем преткновения в спорах между жильцами, ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями, а претензии жильцов о, скажем, слабом напоре воды или недостаточно горячих батареях будут «перекидываться» между организациями. Ресурсоснабжающие организации, ответственные за трубы «до границы дома» будут кивать на управляющие компании, чьи трубы «внутри дома» прогнили, сломались и т.п., а те, в свою очередь, будут апеллировать к изношенным коммуникациям поставщика ресурса. Конечно, подобные истории сплошь и рядом происходят и без прямых договоров, но здесь у жильцов есть крайний – управляющая компания, с которой они вправе требовать.

Большое количество новых договоров, счетов, актов и прочего документооборота осложнит и жизнь монополистов, точнее, сотрудников низшего и среднего звена, которые вплотную столкнутся с этим бумажным валом. Ведь на деле подобный закон уже действует: собственники нежилых помещений уже давно имеют право заключать прямые договора с поставщиками ресурсов – эта норма закреплена Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354. Но в действительности монополисты это саботируют под различными предлогами – как раз из-за нежелания взваливать на себя лишнюю работу.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Увеличение числа квитанций, и как следствие, проведение соответствующих расчетов в большем размере, а также необходимость проведения взысканий с неплательщиков должны привести к расширению штата ресурсоснабжающих организаций, а это значит, что и к возрастанию затрат предприятия. Возникает вопрос: каким образом будет производиться компенсация таких расходов? Не получится ли, что заложенные денежные средства на прокладку и ремонт коммуникаций направят на печать, изготовление квитанций и оплату труда юристов?

Законодатель также не разъяснил порядок и не указал, кто будет отвечать за готовность внутридомового хозяйства к отопительному сезону, а это важнейший вопрос.

Еще можно добавить, что в случае судебных споров каждому потребителю придется самостоятельно решать возникающие вопросы с монополистами, в то время как до нововведений это делают управляющие организации.»

Какие перспективы у данного нововведения?

Никита Скорняков, генеральный директор группы компаний «ГОСТ»:

«Так как по нашим оценкам, в среднем по России подобную активность проявляет лишь один дом из трех, то можно предположить, что на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями по собственной инициативе в обозримом будущем перейдут лишь 30% домов.»

Виктория Аптекина, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

«Потенциально новая система сможет снизить до минимума количество просрочек в области ЖКХ, так как сейчас ситуация по долгам в этой сфере считается катастрофической.»

Анна Слобожанинова, начальник юридического отдела ООО «СК Наружные Инженерные Коммуникации»:

«Как уже было сказано неоднократно: расчеты за потребленные коммунальные ресурсы в сфере ЖКХ должны стать более прозрачными.»

НДС в договорах до 2019 года

С 1 января 2019 года ставка НДС увеличивается до 20%. У компаний на общей системе налогообложения возникает вопрос: какую ставку писать в договорах, если поставка будет после Нового года. Ситуация спорная.

Юрист Андрей Чумаков рассказывает, что писать в договорах, чтобы себя обезопасить и не заплатить лишннего.

Поставщики часто работают по договорам, которые длятся несколько лет. Сначала покупатель платит аванс, поставщик поставляет товары по графику, а через время получает полную оплату. В этом случае с НДС по закону поставщику нужно поступать так:

  • начислить НДС на сумму аванса;
  • после поставки товара начислить НДС с полной суммы договора вместе с авансом;
  • вернуть НДС с аванса от государства.

Давайте на примере. Будет много цифр, но иначе не получается.

ООО «Карл Маркс» в марте 2017 года подписал договор на поставку ООО «Чистая вода» насосы.

Сумма договора 118 000 рублей: 100 000 рублей и НДС 18 000 рублей.

«Чистая вода» заплатила аванс 11 800 рублей.

С аванса «Карл Маркс» должен заплатить НДС: 11 800 * 18/118 = 1800 рублей.

В феврале 2018 года «Чистая вода» расплачивается за насосы, платит оставшиеся 106 200 рублей.

«Карл Маркс» платит НДС с общей суммы договора: 118 000*18/118 = 18 000 рублей.

Из бюджета «Карл Маркс» возмещает 1800 рубля, которые заплатил с аванса.

Получается, он заплатил НДС: 18 000 + 1800 = 19 800 рублей. А потом 2124 рубля вернул.

В итоге компания получает 118 000 — 18 000 = 100 000 рублей. Такая сумма и была в договоре без НДС.

Всё понятно, если ставка НДС не менялась. Но с 1 января 2019 она станет 20%. Картина будет такой:

В марте 2018 «Карл Маркс» подписал договор на 18 000 рублей: 100 000 рублей и НДС 18 000 рублей.

В апреле «Чистая вода» заплатил аванс 11800 рублей.

С аванса «Карл Маркс» платит НДС 1800 рублей.

В феврале 2019 года ставка НДС уже 20%. Но сумма договора осталась прежней — 118 000 рублей. «Чистая вода» платит оставшиеся 106 200 рублей.

«Карл Маркс» платит НДС с общей суммы договора уже с новым НДС: 118 000*20/120 = 19 666 рублей.

Он возмещает от государства 1800 рублей, которые заплатил с аванса.

«Карл Маркс» со сделки получает 118 000 − 19 666 рублей = 98 334 рублей. Это меньше, чем он планировал.

Получается, на изменении ставки компания может потерять деньги, если заключила договор с авансом. С верной формулировкой в договоре этого можно избежать.

Неверные формулировки в договоре

Компании по-разному прописывают в договоре стоимость с НДС. Я знаю по крайней мере восемь вариантов формулировок. Самая опасная — «стоимость 118 000 рублей, в том числе НДС».

при НДС 18% → «100 000 рублей за товар и 18 000 рублей НДС»;

при НДС 20% → «98 330 рублей + 19 670 рублей НДС». Правда некоторые юристы спорят и говорят, что должно стать «100 000 рублей за товар и 20 000 рублей НДС».

То есть при увеличении ставка компания за товар получит меньше.

В соцсетях руководители говорят, что клиенты стали дописывать в договоры даже такие формулировки:

Но она вряд ли решат проблему, а в суде окажется недействительной.

Безопасная формулировка в договоре

В идеальном мире при изменении ставки НДС сумма в договоре должна автоматически пересчитываться, а покупатели с ней соглашаться и тут же подписывать договор с изменениями. В реальной жизни такого почти не бывает.

Можно прийти к покупателю, объяснить ситуацию и сказать, что сумма в договоре изменится. Было 118 00 рублей, а теперь будет 120 000 рублей. Но не факт, что покупатель с этим согласится. Он может сказать: «В договоре 118 000 рублей, я столько и заплачу». Юристы до сих пор спорят, насколько такие требования будут правомерны.

Читайте так же:  Договор подряда для рабочего

Мой совет — разделять сумму за товары и НДС в договоре. Подойдет такая формулировка:

«Стоимость 100 000 рублей. Эта стоимость не включает НДС, который дополнительно предъявляет продавец покупателю по требованиям Налогового кодекса РФ по ставке на дату выставления счета-фактуры»

В этом случае нет указания на то, по какой ставке покупатель должен оплатить НДС. Изменится — должен оплатить по той, которая будет действовать в момент оплаты по договору.

Со стороны покупателя

Покупатели на общей системе налогообложения, скорее всего, не пострадают, если сумма НДС в договоре увеличится. Они могут вычесть этот НДС и уменьшить свой.

«Чистая вода» подписал договор на покупку насосов. Сумма по договору 100 000 рублей и НДС. В 2018 году это 118 000 рублей.

Он расплачивается за насосы в 2019, когда ставка по НДС уже 20%. Он должен заплатить 120 000 рубей: 100 000 рублей за насосы и 20 000 рублей НДС.

На 20 000 рублей «Чистая вода» заявляет вычет по НДС и уменьшает налог. Компания ничего не теряет.

Проблема возникает, когда поставщик продает товары клиенту на упрощенке или на ЕНВД.

«Аркадий и сыновья» покупает насосы. По договору это 100 000 рублей за насосы и НДС.

По старой ставке он должен был бы заплатить 118 000 рублей, а по новой — 120 000 рублей.

Он работает на упрощенке. Для него 2000 рублей — просто увеличение себестоимости товара, который он покупае.

В примере суммы маленькие, но контракты могут быть на миллионы. Тогда дополнительные расходы компании тоже будут существенными.

2 запрета для торговых сетей на возврат товаров поставщикам

16 октября 2018 года Правительство России одобрило и внесло в Госдуму ряд поправок к законопроекту, который вводит запрет для торговых сетей на возврат товаров поставщикам. Рассказываем, почему понадобилась такая мера в отношении торговой деятельности.

Речь идёт о проекте Федерального закона № 364444-7. Он вносит изменения в два ФЗ:

  • «О развитии сельского хозяйства» (ст. 5);
  • «Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ» (ст. 13).

Решено изменить правовое регулирование возврата торговыми сетями (так называемыми ритейлерами) непроданных продовольственных товаров поставщикам.

Закон об основах госрегулирования торговой деятельности в России дополнят положением, которое запрещает ритейлерам заключать договор, содержащий условие о возврате поставщику продовольственных товаров, не реализованных по истечении определённого срока.

Как видно, запрет для торговых сетей на возврат товаров поставщикам касается только продовольствия.

Вдогонку к нему поправки вводят запрет на заключение договоров поставки, которые содержат условие о возврате поставщику продовольственных товаров:

  • срок годности на которые установлен до 30 дней включительно;
  • о замене таких товаров на такие же;
  • либо о возмещении их стоимости.

Кроме того, установят (сохранят) запрет на навязывание торговыми сетями поставщику условий о возврате продовольственных товаров, срок годности которых составляет свыше 30 дней.

Также скорее всего, формулировку «по истечении определённого срока» заменят на понятие «срок годности» по причине неопределённости толкования и неоднозначности прочтения и применения.

Причины введения запретов

В первую очередь, это поддержка отечественного сельхозпроизводителя, поэтому поправки к законопроекту подготовлены Минсельхозом России.

Так, часть 4 ст. 5 Закона от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» определяет основные направления аграрной политики государства. Законопроект предлагает одно из основных направлений – «защита экономических интересов российских сельхозтоваропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках» – изложить в новой редакции. А именно – дополнить содействием расширению доступа российских сельхозтоваропроизводителей на рынки сбыта с/х продукции.

Во-вторых, в последние годы усилилась тенденция к росту возвратов отечественным производителям качественных товаров, не проданных по истечении определённого срока. А такая практика причиняет серьёзный ущерб отечественным производителям.

Будет переходный период

В отношении запрета для торговых сетей на возврат товаров поставщикам со дня вступления законопроекта в силу, конечно, предусмотрен переходный период по перезаключению договоров поставки с учётом нового правового регулирования этой ситуации.

Причем привести в соответствии с новыми требованиями условия договоров поставки и иных подобных договоров – это обязанность торговой сети и поставщика. Установлен предельный срок – в течение 180 дней со дня вступления в силу поправок.

Переход на электронные закупки: основные изменения

Какова специфика электронных процедур, по каким правилам они осуществляются и что изменится с 1 января 2019 года.

С 1 июля 2018 года вступила в силу часть поправок, затрагивающая систему госзаказа. Инфраструктура, которая обеспечит бесперебойную работу процесса, будет дорабатываться до октября. Но пока стоит разобраться, что уже изменилось и какие нововведения ожидают заказчиков и поставщиков с 1 января 2019 года.

Закон 44-ФЗ пополнился новыми понятиями

В законе о контрактной системе в сфере закупок появились такие понятия, как «электронная площадка» и «оператор электронной площадки».

Электронная площадка — это сайт, соответствующий установленным в соответствии с п. 1 и 2 ч. 2 ст. 24.1 Закона 44-ФЗ требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме, за исключением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.

Оператор электронной площадки — непубличное хозяйственное общество, в уставном капитале которого иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам принадлежит не более чем 25% долей (акций) и которое владеет электронной площадкой и обеспечивает ее функционирование.

Вводятся также понятия «специализированная электронная площадка» и, соответственно, «оператор специализированной электронной площадки». В качестве специализированной электронной площадки понимается информационная система, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи и на которой проводятся закрытые конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме.

Оператор специализированной электронной площадки — российское юрлицо, владеющее специализированной электронной площадкой и обеспечивает ее функционирование.

Переход на электронные процедуры

Поскольку проведение всех видов конкурентных закупок переводится на электронные площадки, то важно отметить появление ст. 24.1 в новой редакции Закона 44-ФЗ. В этой статье говорится об особенностях проведения электронных процедур. Закрытые электронные процедуры осуществляются на специализированной закрытой площадке.

Электронные способы закупок начали тестироваться заказчиками с 1 июля 2018 года. Они включают все виды: открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

При проведении электронных процедур невозможно выделение лотов, как это происходит в бумажных процедурах конкурса. То есть один предмет закупки равен одному конкурсу.

Введение единого реестра участников закупок

В ч. 3 ст. 4 Закона № 44-ФЗ появляется пп. 6.1, в котором уточняется, что в Единой информационной системе (ЕИС) с 1 января 2019 года федеральное казначейство начнет вести Единый реестр участников закупок.

Реестр представляет собой совокупность сведений об ИП, юрлицах, которые участвуют в закупочных процедурах. Если сведения об участнике отсутствуют в реестре, он не сможет подать заявку на участие. При этом попасть в реестр можно только после прохождения регистрации в ЕИС.

Изменение требований к электронной подписи

В ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 44-ФЗ подчеркнута необходимость использования усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП) для обеспечения электронного документооборота. То есть усиленная неквалифицированная электронная подпись, которую ранее использовали заказчики и поставщики, заменяется на усиленную КЭП. Для заказчиков удостоверяющими центрами (УЦ) по-прежнему будут выступать федеральные казначейства, для поставщиков — УЦ, аккредитованные Минкомсвязи.

Если вы поставщик, успейте вовремя получить электронную подпись, чтобы без проблем участвовать в закупках. Укажите, где и как вы собираетесь использовать электронную подпись, — и мы автоматически подберем вам подходящий сертификат.

Изменения в обеспечении заявок для всех участников закупок

В части проведения электронных процедур изменилась норма об обеспечении заявок. По общим правилам устанавливать такое обеспечение заявки заказчик сможет, если НМЦК превысит 1 млн руб. Данный вопрос регламентируется Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 и ст. 44 закона о контрактной системе.

Диапазон размеров обеспечения заявки, которые могут использовать заказчики:

  • при НМЦК от 1 до 20 млн руб. включительно вилка составляет от 0,5% до 1 % НМЦК.
  • если НМЦК превышает 20 млн руб., то от 0,5% до 5 % НМЦК. При этом, если закупка осуществляется для преференциальных групп поставщиков в соответствии со ст. 28 и ст. 29, то диапазон от 0,5% до 2 % НМЦК.

Что касается преференциальных участниках субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, то их преференция входит в первую группу рассмотренной вилки диапазонов обеспечения заявки, то есть до 20 млн руб.

Еще одно новшество — это освобождение от обеспечения заявки казенных учреждений.

Появление возможности взимания платы с участников

Обеспечение заявки, в отличие от действующей ранее системы, может предоставляться в форме денежных средств. Открывать счета необходимо в специальных кредитных организациях. Операторы будут заключать с ними соответствующие договоры. Это регламентировано ч. 4,7 ст. 24 Закона 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 № 564.

В соответствии с нормативными документами размер платы, которая устанавливается для участника, определяется следующим образом. По общему правилу предельный размер платы устанавливается в 1% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), но при этом не может составлять более 5 000 руб. без учета НДС.

Читайте так же:  Федеральный закон 532 от 31.12.2019

Если закупка проводится для субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций, в этом случае размер платы для участника не может составлять более 1% НМЦК и превышать сумму 2 000 руб.

Утратят силу ст. 61 и ст. 62 Закона 44-ФЗ

С 1 января 2019 года утрачивают силу ст. 61 Закона 44-ФЗ, которая устанавливает порядок аккредитации на электронной площадке, поскольку вводится обязательная регистрация в ЕИС участников закупочных процедур.

Порядок регистрации участников закупок в ЕИС определит правительство. Операторы электронных площадок не позднее 1 рабочего дня после регистрации в ЕИС должны аккредитовать участника на электронной торговой площадке. Срок аккредитации составляет 3 года. В качестве участников закупок будет невозможна регистрация офшорных компаний.

В законе указано, что с 1 января по 31 декабря 2019 года аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок обязаны пройти регистрацию в ЕИС.

Также обратите внимание, что с 1 января 2020 года перестанет действовать ст. 62, которая устанавливает порядок ведения реестра участников электронного аукциона.

В целях мониторинга поведения участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС на электронной площадке создается государственная информационная система (ГИС). Ее функции:

  • мониторинг доступности ЕИС, электронной площадки и хранение информации о работоспособности;
  • фиксация, в том числе видеофиксация, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке;
  • хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в ЕИС, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной ЭП.

Более подробно об изменениях в сфере закупок можно узнать, посмотрев бесплатный вебинар «Готовимся к переходу на электронные закупки: что нужно учесть заказчика».

НДС с 1 января 2019 года

Повышение НДС до 20% произошло с 1 января 2019 года. Мы расскажем обо всех изменениях и последних новостях для бухгалтера. Также узнайте, как разрешить ситуации с налогом в переходном периоде, как прописать новую ставку в договоре. Также посмотрите таблицу ставок.

С 2019 года вместо НДС в 18% нужно будет применять ставку 20%. Чтобы изменение не вызвало проблем, предлагаем оценить: какие правки нужно внести в договоры, какие суммы указывать в счетах-фактурах и какие моменты сделок согласовать с контрагентами.

Повышение НДС с 1 января 2019 года: закон принят

Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ, который внес поправки в Налоговый кодекс, начал действовать с 03.08.2018 года. Исключение – отдельные положения. К ним, в частности, относят и увеличение ставки НДС. Оно вступил в силу с нового года. Поэтому применять ставку 20% надо будет к товарам, отгруженным после 1 января 2019 года. Льготы по НДС для некоторых категорий сохранились прежними. Посмотрите таблицу ставок налога с 2019 года.

Ставка в 2018 году

Ставка с 2019 года

При реализации, если операция не входит в перечень облагаемых по льготной/нулевой ставке.

  • продовольственных, медицинских, детских товаров;
  • периодических печатных изданий;
  • книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
  • услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа
  • товаров на экспорт;
  • услуг по международной перевозке товаров;
  • работ (услуг), выполняемых организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов; (весь перечень в ст. 164 НК).
  • при получении авансов в счет предстоящей поставки товаров (работ, услуг);
  • при расчете суммы НДС, перечисляемой в бюджет налоговым агентом;
  • при уступке новым кредитором денежных требований

Изменение ставки НДС до 20% в договоре

НДС включается в стоимость товаров, работ и услуг, которые продает или покупает компания. Поэтому изменение ставки налога требует проработки вопросов, в которых фигурирует стоимость продаж. Это сводится к согласованию с контрагентами новых расценок и оформлению этих соглашений документами. Предлагаем использовать следующий порядок действий.

Пересмотрите ценовую политику

Продумайте, по каким ценам в 2019 году будете продавать товары, работы или услуги. Стоимость поставки складывается из цены товара и НДС. При росте налога сумма к уплате для покупателя тоже вырастет. Если вы не можете допустить увеличение стоимости из-за конкуренции, договорных обязательств, придется снизить цену на сам товар. Тогда для покупателя сумма останется неизменной, а ваш доход продавца уменьшится.

Проверьте, что сказано в договорах о стоимости товаров, работ, услуг

Новую ставку нужно применять к товарам, которые отгрузите после 1 января 2019 года. Дата договора при этом не имеет значения. Если отгрузка будет в рамках договора 2018 года и раньше, к ней нужно будет применять НДС 20%.

Поэтому обратите внимание на то, как прописано в договорах, переходящих на 2019 год, условие о стоимости. По итогам ревизии договоров составьте дополнительные соглашения:

  • если в договоре указана стоимость, включая НДС 18%, перепишите этот пункт, исходя из договоренностей с покупателем. При согласии на увеличение стоимости, укажите новую стоимость и ставку 20%. Если стоимость останется на прежнем уровне, измените только ставку;

  • если в договоре указана стоимость без пояснения о том, включен в нее НДС или нет, целесообразно также оформить дополнительное соглашение. Это позволит избежать конфликтов с контрагентами и лишних расходов, если фактически налог начисляется сверх стоимости в договоре. Пленум ВАС еще в 2014 году указал, что такое условие в договоре рассматривается как стоимость с налогом (п. 17 постановления от 30.05.2014 № 33). Продавец в этом случае может потерять часть дохода, заплатив НДС из своих средств. Рост налога делает эту ситуацию еще более невыгодной.

По договорам, в которых указана стоимость без НДС, налог начисляется сверх нее по актуальной ставке. Чтобы не возникло недоразумений, есть смысл напомнить покупателю об увеличении платежей по отгрузкам 2019 года. Оформлять дополнительное соглашение не обязательно, это можно сделать и в обычной переписке.

Тех, чьи операции облагают НДС по ставкам 10% и 0%, изменения не затрагивают. Дополнительных действий им не требуется.

НДС с 2019 года: переходный период

При реализации применяют ту ставку НДС, которая действует на момент отгрузки. Сложности из-за изменения ставки могут возникнуть, если по какой-то операции значимые действия приходятся на периоды с разными ставками. Самые запутанные случаи разберем подробнее.

Аванс получили в 2018 году, товар отгрузили в 2019

При получении аванса от покупателя продавец выделяет сумму налога расчетным путем. При отгрузке налоговая база определяется окончательно, авансовый НДС продавец ставит к вычету, а покупатель восстанавливает.

В 2019 году эта операция может создать проблемы, если аванс поставщик получил в 2018 году. Ведь к вычету можно заявить НДС по ставке 18%, а поставить налог к уплате по отгрузке 2019 года уже по ставке 20%. Покажем на примере.

Пример

В 2018 году покупатель перечислил 100% аванс в сумме 1180 рублей. Продавец рассчитал НДС — 180 рублей (1180*18/118). Эту сумму покупатель поставил к вычету, а продавец к уплате.

В 2019 году в счет аванса продавец отгрузил товары и начислил налог по ставке 20%. При прежней цене в отгрузочном счете-фактуре стоимость составит 1200 рублей, из которых 200 рублей — НДС. Хотя фактически продавец получил только 1180 рублей.

Отгрузочные 200 рублей налога продавец поставит к уплате, к вычету — авансовый НДС в сумме 180 рублей. То есть разницу в 20 (200 -180) рублей продавцу придется платить из собственных средств.

У покупателя наоборот образуется выгода — 200 рублей к вычету и 180 рублей он восстановит.

Как быть с разницей в сумме НДС стороны должны решить самостоятельно. Возможны такие варианты действий:

  • подписать дополнительное соглашение об увеличении стоимости товара. Тогда покупатель доплатит на основании него разницу;
  • продавцу уплатить разницу из своих средств, если покупатель не согласен на увеличение стоимости. Эту сумму продавец отразит в учете как дебиторскую задолженность, по истечении срока исковой давности ее можно будет списать;
  • оформить скидку для покупателя. За счет уменьшения стоимости товара «лишние» средства аванса направить на НДС.

Есть и еще один способ избежать сложностей с разницами в суммах налога. Это можно сделать, если организовать поставки так, чтобы все авансы на конец года были закрыты. Покупателю это тоже выгодно — стоимость меньше за счет более низкой ставки налога.

Отгрузка прошла в 2018 году, возврат товара в 2019

Возврат товара поставщику для целей НДС признают реализацией. Если недостатки «прошлогоднего» товара обнаружите в новом году, то возвращать его нужно будет уже с 20% налогом. Это лишние траты. Чтобы их избежать, по возможности, не откладывайте приемку товара, проведите ее в 2018 году.

Вернуть товар без лишнего налога можно, если его не успели принять на учет. В этом случае оформлять обратную реализацию не нужно. Такой возврат будет проходить в рамках отгрузки 2018 года с НДС 18%. Его продавец зарегистрирует в книге покупок или укажет в корректировочном счете-фактуре, если возвращается часть товара.