Требования к административно правовым актам управления

Содержание:

§ 3. Требования к правовым актам управления

Важнейшим условием действия правовых актов управления является их соответствие установленным требованиям, предъяв­ляемым к их юридическому содержанию и к порядку их издания. В основе всех таких требований – строгая подзаконность этого вида правовых актов.

Конкретно данные требования заключаются в следующем.

Правовой акт управления:

а) не должен противоречить Конституции РФ, законодательст­ву РФ, нормативным указам Президента РФ. Аналогичное требо­вание адресуется правовым актам органов исполнительной власти субъектов РФ с добавлением того, что они не должны противоре­чить конституциям и уставам этих субъектов, а также их законо­дательству;

б) должен учитывать разграничение предметов ведения и пол­номочий между органами исполнительной власти РФ и ее субъ­ектов;

в) должен учитывать правовые акты вышестоящих органов ис­полнительной власти;

г) должен быть издан полномочным органом (должностным лицом) в рамках закрепленной за ним компетенции;

д) должен быть юридически обоснован, в нем должны быть четко определены цели его издания, основания и желаемые юри­дические последствия;

е) не должен ограничивать или нарушать компетенцию и опе­ративную самостоятельность нижестоящих звеньев системы госу­дарственного управления;

ж) не должен ограничивать или нарушать установленные дей­ствующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного уп­равления;

з) должен быть издан с соблюдением установленных для этого правил (процедур).

§ 3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Важнейшими требованиями, предъявляемыми к правовым актам управления, являются их законность и целесообразность.

Законность актов означает, что:

всякий акт управления может быть издан лишь в пределах компе­тенции соответствующего органа;

предписания акта не могут противоречить нормам законов и актов вышестоящих органов исполнительной власти;

при издании акта должны применяться лишь те его формы и наиме­нования, которые предусмотрены законодательством в отношении данного органа (соблюдение единых реквизитов);

должен соблюдаться установленный порядок подготовки, принятия и издания актов.

В соответствующих случаях правовой акт управления должен осно­вываться на конституционном и договорном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти России и соответствующими органами исполнительной власти субъектов Фе­дерации.

Статья 76 Конституции требует, чтобы законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не противоречили федеральным законам. При наличии противоречий действует федеральный закон или норма­тивный акт федеральных органов исполнительной власти. Во всех иных случаях действует акт, принятый на уровне субъекта Федерации.

Акт управления не должен ограничивать или нарушать права и за­конные интересы граждан, негосударственных организаций и других участников административно-правовых отношений.

Целесообразность правового акта управления означает его полез­ность с точки зрения государственных интересов. Поэтому акты управ­ления должны быть научно обоснованными по содержанию и грамот­ными по форме. Они должны четко и ясно выражать цели издания, содержать точные сведения и проверенные факты. Крайне важно, чтобы они предусматривали и механизм их претворения в жизнь.

Чтобы обеспечить законность и целесообразность правовых актов исполнительной власти, действующее законодательство предусматри­вает определенный порядок их подготовки, принятия, опубликования, вступления в силу и действия*.

* Подробно см. в главе 11.

Все правовые акты, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения, за исключением тех, которые отменены в установленном порядке.

Не исключены оспариваемые акты управления. При обжаловании акт может быть признан или правомерным после устранения в нем недостатков, или недействительным. Акт отменяется в случаях: устаре­лости; незаконности; незаконности акта, положенного в его основу; нецелесообразности.

Статья 87 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»* предусматривает, что Конституционный Суд по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности нормативного акта государственной власти (в том числе по вопросам исполнительно-распорядительной деятельности) может принять решение о признании нормативного акта либо отдель­ных его положений не соответствующими Конституции Это — осно­вание отмены в установленном порядке положений других норматив­ных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконсти­туционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же по­ложения, какие были предметом рассмотрения Положения этих нор­мативных актов не применяются судами, другими органами и долж­ностными лицами.

Формы государственного управления. Административно-правовые акты

12.1. Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления

Форма государственного управления — внешнее выражение деятельности органов государственного управления и их должностных лиц, осуществляемое в рамках их компетенции по разрешению стоящих задач и вызывающее определенные последствия.

Общие черты форм государственного управления:

  1. являются способом внешнего выражения деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;
  2. зависят от содержания деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;
  3. оказывают влияние на содержание деятельности органов государственного управления и их должностных лиц;
  4. обусловлены реализацией задач и функций субъектов государственного управления в рамках их компетенций;
  5. требуют юридической регламентации в большинстве случаев;
  6. выбор форм управленческой деятельности обусловлен спецификой стоящей цели, предопределяет наиболее эффективный вариант деятельности;
  7. влекут за собой определенные последствия.

В зависимости от порождаемых последствий формы управленческой деятельности бывают правовые (влекут определенные юридические последствия) и неправовые (влекут наступление последствий неюридического характера).

По содержанию выделяют правотворческие, правоприменительные, договорные и иные юридически значимые формы управленческой деятельности.

По целенаправленности формы делятся на внешние (формы реализации полномочий органов исполнительной власти (органов государственного управления)) и внутренние (формы внутриорганизационной (внутриаппаратной) работы по организации самого субъекта управления, по поддержанию его в работоспособном состоянии).

По способу выражения выделяют словесные (излагаемые при помощи знаковых единиц языка как в письменном, так и устном виде) и конклюдентные (излагаемые при помощи неязыковых знаков, телодвижений, дорожных знаков, дорожной разметки) формы управленческой деятельности.

12.2. Правотворчество и правоприменение

Правотворчество – деятельность органов и должностных лиц государственного управления, осуществляемая в установленных формах, в пределах компетенции по выработке правовых норм.

Правотворчество отвечает принципам демократизма, законности, научности, своевременности, профессионализма, плановости.

Стадии правотворческой деятельности:

  • решение субъекта правотворческой деятельности о необходимости разработки проекта нормативного правового акта;
  • подготовка проекта нормативного правового акта, предварительное обсуждение, доработка;
  • обсуждение проекта нормативного правового акта в правотворческом органе;
  • принятие или утверждение проекта нормативного правового акта;
  • опубликование (доведение до адресатов) принятого нормативного правового акта.

Правоприменение – деятельность уполномоченных субъектов государственного управления в установленном процессуальном порядке по разрешению индивидуальных конкретных дел с вынесением правоприменительных актов.

Стадии правоприменительной деятельности:

  • установление и анализ фактических обстоятельств управленческого дела (определение круга юридических значимых фактов, сбор и процессуальное оформление добытых фактов (доказательств), исследование полученных фактов, установление их допустимости и истинности);
  • юридическая квалификация управленческой деятельности (выбор юридической нормы, проверка действенности нормы, толкование нормы);
  • разрешение дела по существу, принятие индивидуального акта (подготовка дела к рассмотрению, непосредственное рассмотрение дела, вынесение акта применения, доведение принятого решения до адресатов);
  • пересмотр дела (факультативная стадия, в рамках которой акт правоприменения может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором);
  • исполнение принятого решения (воплощение решения, содержащегося в правоприменительном акте, в поведение участников управленческих отношений).

12.3. Административный договор: понятие, признаки, виды

Административный договор – это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

  • является разновидностью правового договора;
  • основывается на нормах административного права;
  • его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;
  • заключается между двумя и большим числом субъектов;
  • одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;
  • является результатом взаимного согласования мнений его участников;
  • рассчитан на определенный срок действия;
  • заключается в соответствии с установленной процедурой;
  • не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;
  • несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;
  • целью является реализация публично-правовых интересов его участников;
  • обеспечивается при помощи системы правовых средств.
Читайте так же:  Риторическое заявление

По предметному критерию среди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойств можно назвать правоустановитель-ные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.

В зависимости от числа субъектов существуют двусторонние и многосторонние договоры.

12.4. Неправовые формы государственного управления

К неправовым формам государственного управления относятся организационные действия и материально-технические операции.

Организационные действия — совокупность действий, выполняемых субъектами государственного управления по организационному обеспечению собственной деятельности.

К ним относят проведение совещаний, семинаров, круглых столов, распространение передового опыта, разработку прогнозов, программ, организацию взаимодействия, координацию действий, инструктирование, проведение проверок, контроль за деятельностью, исполнение, инспектирование объектов и др.

Материально-технические операции — разновидность внешнего проявления управленческой деятельности, не влекущей юридических последствий, направленная на обеспечение реализации правовых форм и организационных действий в сфере управления.

Выделяют такие виды материально-технических операций, как регистрация (учет) документов, статистический учет, оформление документов, разработка документов, обработка информации, стенографирование, ведение делопроизводства, составление справок и отчетов и др.

12.5. Понятие, основные черты и виды правовых актов управления

Правовой акт управления – вид юридического акта, основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление органов государственного управления и их должностных лиц, принятое в установленном процессуальном порядке и направленное на установление либо возникновение, изменение и прекращение административно-правовых отношений.

Основные черты правового акта управления:

  1. является разновидностью юридического акта;
  2. представляет собой юридический вариант управленческого решения;
  3. носит подзаконный характер, основывается на Конституции и законах РФ, законах субъектов РФ;
  4. исходит от компетентного субъекта государственного управления;
  5. является результатом одностороннего юридического волеизъявления;
  6. определяет правила поведения в сфере государственного управления или индивидуально определяет поведение адресата;
  7. применяется в определенном процессуальном порядке;
  8. издается, как правило, в форме документа;
  9. имеет определенную структуру;
  10. обеспечивается системой правовых средств;
  11. несоблюдение, неисполнение правового акта влечет наступление негативных юридических последствий.

По юридическим свойствам выделяют нормативные акты управления (содержат административно-правовые нормы, создающие юридическую основу управленческой деятельности), индивидуальные (содержат разрешение индивидуально-конкретного управленческого дела), нормативно-индивидуальные (содержат как нормы административного права, так и разрешение конкретного управленческого дела).

По форме выражения правовые акты управления могут быть словесными (письменные и устные; нормативные и нормативно -индивидуальные только в письменной форме) и конклюдентными; по сроку действия — бессрочными, срочными и временными; по территории действия — действующие на всей территории Российской Федерации, действующие на территории нескольких субъектов РФ (межтерриториальные), действующие на территории субъектов РФ, действующие на территории муниципального образования, действующие на территории предприятия, учреждения (локальные).

По органу, издавшему акт, выделяют акты Президента РФ, акты Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность, акты руководителей предприятий, учреждений; по характеру компетенции — общей компетенции, межотраслевой компетенции, отраслевой компетенции и специальной компетенции.

По наименованиям правовые акты бывают указами, постановлениями, распоряжениями, приказами, указаниями, инструкциями, решениями, правилами, положениями и др.; по функциональной роли — плановыми, методическими, кадровыми, финансовыми и др.

В зависимости от порядка принятия есть коллегиальные (принимаются коллегиальными органами простым или квалифицированным большинством) и единоличные (принимаются руководителями органа государственного управления) правовые акты.

По степени сложности различают простые (рутинные), сложные и уникальные акты управления.

12.6. Действие правового акта управления

Правовой акт управления вступает в силу:

  1. с момента принятия;
  2. по истечении семи дней после дня первого опубликования;
  3. со дня подписания;
  4. со дня получения адресатом (содержащие сведения, составляющие государственную тайну или имеющие конфиденциальный характер);
  5. с наступлением срока, указанного в акте.

Правовой акт управления может утрачивать силу:

  1. в случае отмены в установленном порядке;
  2. в случае признания недействительным;
  3. вследствие наступления события, которое влечет за собой прекращение действия правового акта;
  4. в случае окончания срока, на который был принят акт;
  5. вследствие волеизъявления заинтересованных сторон в случаях, когда акт обусловлен осуществлением данным лицом субъективных прав.

12.7. Государственная регистрация нормативных правовых актов

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется в следующем порядке:

  • для регистрации нормативных правовых актов необходимо основание – наличие вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
  • документы представляются для регистрации в Министерство юстиции РФ;
  • срок государственной регистрации – семь дней со дня получения;
  • составляется заключение о законности акта, представленного на регистрацию;
  • утверждается заключение, присваивается регистрационный номер.

12.8. Юридическое значение правовых актов управления

Правовые акты управления имеют следующее юридическое значение:

  1. выступают средством объективизации управленческой деятельности субъектов государственного управления;
  2. устанавливают, изменяют или отменяют нормы права;
  3. устанавливают правовой статус субъектов административного права;
  4. выступают в качестве юридических фактов;
  5. служат основанием для издания других актов управления;
  6. служат основанием для возбуждения гражданского судопроизводства и уголовного дела;
  7. являются доказательством в суде и в других органах юрисдикции;
  8. могут быть условием действенности других актов.

12.9. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

  1. состояние системы управления;
  2. ранее принятые акты;
  3. возможные варианты решения проблемы;
  4. интересы участников управленческих отношений;
  5. права и свободы человека;
  6. научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

  1. должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;
  2. соответствовать закону по существу;
  3. соответствовать цели закона;
  4. приниматься в установленном процессуальном порядке;
  5. не противоречить правовым актам большей юридической силы;
  6. иметь соответствующую форму (акт-документ);
  7. в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

  1. лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);
  2. грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);
  3. акт должен быть своевременно доведен до адресатов;
  4. иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);
  5. своевременно сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.

Ничтожный правовой акт — правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт — правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).

Читайте так же:  Судебная практика по сделкам совершенным под условием

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

  • не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;
  • не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;
  • в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.

Требования, предъявляемые к правовым актам государственного управления, и последствия их несоблюдения

К правовым актам управления предъявляются определенные требования: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. При несоблюдении этих требований наступают неблагоприятные последствия.

На федеральном уровне требования к подготовке и изданию правовых актов управления в настоящее время регулируются Указом Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства Российской Федерации». Порядок внесения в Правительство и рассмотрения там проектов правовых актов урегулирован в разд. VI Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260. Для федеральных министерств и ведомств действуют специальные требования, изложенные в постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

В субъектах РФ по этому вопросу приняты свои нормативные правовые акты.

Требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве и вступлению их в законную силу. Действующее законодательство четко определяет временные моменты вступления правовых актов управления в законную силу и временные рубежи действия их в пространстве.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания. Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» установлено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия, а международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Акты Президента РФ и акты Правительства РФ. Порядок издания, опубликования и вступления в силу устанавливается Конституцией РФ, а также в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru) в течение 10 дней со дня их подписания. При этом акты Президента РФ и Правительства РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней со дня их первого официального опубликования.

Иные акты Президента Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

В актах Президента РФ и актах Правительства РФ может быть установлен и другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (т.е. министерств и ведомств), прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Они вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими этими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Таким образом, пространственная сфера действия правовых актов управления определяется территориальными масштабами деятельности принявших их органов, а временные параметры вступления их в силу имеют три рубежа: с момента принятия (подписания) правового акта; с того срока, который определен в самом конкретном акте; по истечении определенного количества дней после официального опубликования нормативного правового акта.

Требования к содержанию правовых актов управления можно разделить на три группы: социально-политические, организационно-правовые и организационно-технические.

К требованиям социально-политического характера относятся ясность цели принятия правового акта управления и допустимость ее социально-политической сущностью государства, отраженной и закрепленной в нормах действующей Конституции страны, а также в национальных доктринах, концепциях и федеральных целевых программах, например: Национальной доктрине образования Российской Федерации (см. постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751), Военной доктрине Российской Федерации (см. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 14), Доктрине информационной безопасности России (см. Указ Президента РФ от 9 сентября 2000 г. № Пр-1895), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (см. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020

гола (см. распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы (см. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761) и др. Соблюдение заключенных в них требований организационно-политического характера во всей многогранной деятельности органов и должностных лиц исполнительной власти призваны обеспечивать высшие государственные органы всех ветвей власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Общее правовое требование ко всем без исключения правовым актам управления – их законность, т.е. полное соответствие всему действующему в Российской Федерации законодательству.

В сфере реализации государственной исполнительной власти любого иерархического уровня общими требованиями ко всем правовым актам является их принятие: 1) уполномоченными на то органами и должностными лицами; 2) по вопросам и в пределах их компетенции; 3) в установленном порядке; 4) без какого-либо нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. На страже реального исполнения всех этих требований стоят органы прокуратуры и многочисленные специальные государственные контрольно-надзорные органы, призванные обеспечивать соблюдение законности и государственной дисциплины в действиях всех субъектов управленческих административно-правовых отношений.

Организационно-технические требования, предъявляемые к правовым актам управления, включают: установленную форму и требуемые реквизиты (наименование органа или органов, издавших акт; наименование вида акта и его название; дата подписания или утверждения акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт); четкость структуры нормативного правового акта, обеспечивающую логическое развитие темы правового регулирования; опрятный внешний вид (надлежащие формат, шрифт, расположение текста), официально-деловой стиль, грамотность изложения и т.д.

Читайте так же:  Заказчик вправе расторгнуть договор в случаях

Последствиями нарушения требований, предъявляемых к правовым актам управления, являются приостановление их действия, а также частичная или полная отмена этого акта. Так, Президент РФ на основании ст. 85 Конституции РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов федеральному законодательству, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения их правомерности соответствующим судом. А на основании ст. 115 Конституции РФ он может отменять постановления и распоряжения Правительства РФ и случае их противоречия федеральным законам и указам Президента РФ.

На основании ст. 12 Закона о Правительстве РФ Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

Отменять частично или полностью, а также приостанавливать действие правовых актов управления могут так же сами принявшие их органы и должностные лица по своему усмотрению, требованию вышестоящего органа, протесту или представлению прокурора. Принесение прокурором протеста на незаконность того или иного акта управления приостанавливает действие этого акта впредь до результатов его рассмотрения.

13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления

— 1999. — № 42. — Ст. 2114.
2 Там же. — 1999. — № 50. — Ст. 2501.

ния является их соответствие предъявляемым требованиям относительно юридического содержания, порядка принятия и издания.
В административной науке нет единого мнения по поводу перечня требований, которым должен соответствовать правовой акт управления. В. М. Манохин в качестве основных требований к актам управления выделяет следующие: 1) требования по разработке и принятию актов управления; 2) требования по их вступлению в действие; 3) требования к содержанию и форме актов управления. По мнению Д. Н. Бахраха и С. Д. Хазанова к таким требованиям относятся: 1) целесообразность административного акта, его полезность с точки зрения публичных интересов (научная обоснованность, соответствие реальной обстановке, своевременное принятие, комплексность в решении вопроса, квалификация и профессионализм должностных лиц; 2) законность (наличие компетенции у его автора, соответствие акта закону по сути, соответствие цели закона, принятие в установленный законом срок, соблюдение процессуальных правил издания административного акта); 3) организационно-технические требования (лаконичность, соблюдение грамматических норм и правил, структура документа и др.)1.
Представляется, что основными требованиями к действенности правовых актов управления являются:
а) законность правового акта управления, которая проявляется прежде всего в том, что он должен быть принят уполномоченным государственным органом или должностным лицом в пределах их компетенции. Наряду с этим, законность правовых актов управления можно рассматривать и в широком смысле, согласно которому она должна обеспечиваться на всех этапах разработки, принятия и вступления правового акта в силу;
б) правовой акт управления должен отвечать закону, быть при-
нятым на основании закона или иного правового акта высшей юридической силы во исполнение закона. Он не может им противоречить, поскольку, в таком случае, правовой акт будет признан недействительным;
в) правовой акт управления должен быть принят с соблюдением установленной процедуры его разработки, принятия, издания и государственной регистрации (в тех случаях, если это предусмотрено действующим законодательством).

Установленная процедура принятия правовых актов управления призвана обеспечить их целесообразность, своевремен-
• ность, полезность, обоснованность, научность в процессе регулирования публичных интересов;
1 Бахрах Д. Н, Хазанов С. Д. Формы и методы деятельности государственной администрации: Учеб. пособ. — Екатеринбург, 1999. — С 28-29.

г) правовой акт управления должен быть юридически обосно-
ванным, то есть иметь четко определенные цель и задачи, для которых он издается, средства по его реализации, ожидаемые результаты его реализации и возможные трудности при этом;
д) правовой акт управления не должен ограничивать или нарушать гарантированные действующим законодательством права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных организаций, предприятий, учреждений;
е) должна соблюдаться установленная форма правового акта управления со всеми реквизитами (разумная структура акта и его грамотная разбивка на конкретные части, разделы, главы, параграфы, пункты и т. д.; хороший стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов, допускающих двусмысленность толкования или понимания акта; правильное грамотное оформление; отсутствие других ошибок; наличие подписей, регистрационного номера, даты принятия; публикация на специальных бланках, которые имеют все предусмотренные атрибуты; четкие печати; установленные сроки исполнения и ответственные за исполнение; механизм контроля)1;
ё) правовые акты управления (если это необходимо) должны пройти государственную регистрацию. В соответствии с Указом Президента Украины от 28 декабря 1992 года «О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти» нормативно-правовые акты, которые издаются министерствами, другими органами исполнительной власти, органами хозяйственного управления и контроля, касающиеся прав, свобод и законных интересов граждан или носят межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в органах юстиции.

Требования к административно правовым актам управления

12.9. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

1) состояние системы управления;

2) ранее принятые акты;

3) возможные варианты решения проблемы;

4) интересы участников управленческих отношений;

5) права и свободы человека;

6) научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

1) должен быть принят компетентным субъектом государственного управления;

2) соответствовать закону по существу;

3) соответствовать цели закона;

4) приниматься в установленном процессуальном порядке;

5) не противоречить правовым актам большей юридической силы;

6) иметь соответствующую форму (акт-документ);

7) в отдельных случаях, в зависимости от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

1) лексические требования (язык должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

2) грамматические требования (при оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

3) акт должен быть своевременно доведен до адресатов;

4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати и т. д.);

5) своевременно сдаваться на хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость.

Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение и т. д.) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия и т. п.

Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт).

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

• не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;

• не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;

• в зависимости от принятого решения утрачивает юридическую силу, продолжает действовать полностью либо в части.

Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.

Правительство РФ в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории страны в пределах своей компетенции имеет право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений правительств республик.

Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.

Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Подача жалобы на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до ее рассмотрения.