Требования фгос к практике

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования

Минобрнауки России Приказом от 27.11.15 г. № 1383 утвердило Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования

Приказ Минобрнауки России от 27.11.15 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования» за подписью министра образования Д.В. Ливанова

Текст Приказа можно скачать в подразделе ПРИКАЗЫ МИНОБРНАУКИ раздела НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФГОС ВО по ссылке:

Учебно-методическое обеспечение практики обучающихся колледжа как одно их условий реализации ФГОС СПО

Руководствуясь целями и задачами среднего профессионального образования, зафиксированными в Законе «Об образовании в Российской Федерации», колледж обеспечивает достижение поставленной цели соответствующим содержанием профессионального образования, которое отражено в основной профессиональной образовательной программе по реализуемой специальности [1].

В ФГОС СПО сформулировано одно из условий реализации ОПОП – это обеспеченность учебно-программной документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным комплексам и профессиональным модулям. Практика является обязательным разделом образовательной программы и представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся [2]. Поэтому учебно-методическое обеспечение практики обучающихся колледжа представляет собой совокупность средств обучения и технологий их использования, организационно-педагогических условий, проектируемых руководителем практики в целях достижения обучающимися запланированных результатов.

Структура учебно-методического обеспечения практики обучающихся состоит из трёх блоков: блок нормативной и программной документации, блок методических материалов, блок средств контроля.

В блок нормативной и программной документации входят следующие документы: ФГОС СПО [2]; Положение о практике обучающихся, осваивающих ОПОП СПО [3]; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам СПО [4]. Указанные документы являются основополагающими для разработки рабочих программ учебной и производственной практик. Целью разработки рабочей программы практики является конкретизация требований ФГОС СПО к результатам освоения программы практики и объёма практики, необходимых для достижения обучающимися запланированных результатов по практике. Рабочая программа практики разрабатывается в соответствии с требованиями, закреплёнными в локальном положении. Далее программа проходит техническую и содержательную экспертизу, которую осуществляют эксперты из числа преподавателей колледжа и работодателей; требования к уровню компетентности экспертов и порядок проведения экспертизы регламентированы положением об экспертном совете колледжа. Затем программа практики представляется на заседание экспертного совета колледжа, в ходе которого рассматривается вопрос о рекомендации для использования программы в практике обучающихся. В обязательном порядке программа практики проходит процедуру согласования с работодателями; по итогам данной процедуры оформляется лист согласования. Дополнения и изменения в рабочую программу практики оформляются приказом директора колледжа.

Рабочая программы практики является основополагающим документом для разработки методических материалов и средств контроля.

Блок методических материалов составляют: методические рекомендации по организации и проведению конкретного вида практики для обучающихся колледжа, руководителей практики от колледжа и баз практики; методические рекомендации по выполнению задания практики обучающимися колледжа; методические рекомендации по заполнению форм отчётной документации обучающимися и др.

Блок средств контроля предназначен для осуществления контроля и оценки качества выполнения задания практики. При разработке содержания данного блока руководитель практики учитывает требования, изложенные в ФГОС СПО и рабочей программе практики.

Контроль и оценка практики обучающихся проводится на основе: результатов выполнения задания практики, аттестационного листа оценки освоения компетенций по итогам практики, характеристики практиканта, дневника практики, отчёта практиканта о выполнении задания практики.

Задание на практику составляется в соответствии с рабочей программой практики и направлено на формирование практического опыта, общих и профессиональных компетенций в рамках освоения профессиональных модулей ОПОП по специальности. Задание на практику согласовывается с организацией (базой практики).

Аттестационный лист оценки освоения компетенций содержит сведения об уровне освоения обучающимися компетенций и формируется руководителем практики от организации (базы практики) и колледжа.

Характеристика на практиканта составляется руководителем практики от организации и колледжа на основании аттестационного листа. Аттестационный лист и характеристика заполняется на каждого обучающегося.

По результатам практики обучающимся составляется отчёт, который утверждается организацией (базой практики). В отчёте практикант указывает результаты выполнения задания практики и трудности, возникшие при его выполнении.

Итоговая отметка по практике выставляется на основании разработанных критериев.

По итогам практики руководитель практики от колледжа заполняет ведомость, в которой указывает уровень освоения компетенций, наличие положительной или отрицательной характеристики, своевременность и качество заполнения дневника, отчёта и качество выполнения задания практики и выставляет общую отметку на основании вышеизложенных критериев.

Руководитель практики составляет отчёт, в котором указывает проблемы, возникшие в процессе прохождения практики и предложения, направленные на улучшение подготовки специалистов.

Таким образом, нормативное, программное и методическое обеспечение практики обучающихся колледжа представляет собой, с одной стороны, необходимое условие реализации образовательной программы, а с другой стороны – способ реализации содержания образования, обеспечивающий соответствие индивидуальных достижений обучающихся требованиям ФГОС СПО.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 05.11.2009 № 535 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего специального образования по специальности 050146 Преподавание в начальных классах».

3. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования».

4. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 14.06.2013 № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».

Оренбургский государственный университет

Положение о практике обучающихся ОГУ, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования

от 05.04.2016 № 20-Д, с изменениями № 1 от 10.07.2017 № 50-д

Скачать Положение с изменениями

Скачать изменения № 1 от 10.07.2017

Приложение А. Программа практики

Приложение Б. Форма приказа о направлении на практику

Приложение В. Договор о базах практики обучающихся

Приложение Г. Договор на проведение практики обучающихся

Приложение 1 к изм. № 1. Смета планируемых расходов

Приложение 2 к изм. № 1. Проект приказа о направлении обучающихся на выездную практику

Приложение 3 к изм. № 1. Задание при направлении обучающегося на выездную практику

Приложение 4 к изм. № 1. Заявление обучающегося о возмещении расходов

Приложение 5 к изм. № 1. Заявление обучающегося о возмещении перерасхода

1 Общие положения

1.1 Настоящее Положение о практике обучающихся федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет», осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее — Положение), разработано в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.11.2013 г. № 1259 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)»;
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.11.2015 г. № 1383 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»;
  • уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет».

1.2 Положение определяет порядок организации и проведения практики обучающихся (студентов, аспирантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, формы и способы ее проведения, а также виды практики обучающихся. Объемы и виды практики определяются соответствующими ФГОС ВО.

1.3 Цели и задачи практики определяются соответствующими ФГОС ВО, образовательными программами высшего образования (ОП ВО) направлений подготовки (специальностей).

2 Программа практики

2.1 Программа практики включает в себя (приложение А):

  • указание вида практики, способа и формы (форм) ее проведения; перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;
  • указание места практики в структуре образовательной программы;
  • указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях (либо в академических или астрономических часах);
  • содержание практики; указание форм отчетности по практике;
  • фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;
  • перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения практики;
  • перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);
  • описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.
Читайте так же:  Объяснительная записка образец по делопроизводству

3 Виды, способы, формы практики

3.1 Видами практики обучающихся являются: учебная практика и производственная практика, в том числе преддипломная практика (далее вместе — практики). Если стандартом ФГОС ВО предусмотрена защита выпускной квалификационной работы, то в составе производственной практики обязательно проводится преддипломная практика.

3.2 Учебная практика проводится в целях получения первичных профессиональных умений и навыков.

3.3 Производственная практика (педагогическая как разновидность) проводится в целях получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Конкретный тип учебной и производственной практики, предусмотренной ОП ВО, разрабатывается и устанавливается в соответствии с ФГОС ВО.

3.4 Организация проведения практики, предусмотренной ОП ВО, осуществляется на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОП ВО. Практика может быть проведена непосредственно в университете.

3.5 Способы проведения практики:

Стационарной является практика, которая проводится в университете либо в профильной организации, расположенной на территории г. Оренбурга.

Выездной является практика, которая проводится вне г. Оренбурга. Выездная производственная практика может проводиться в полевой форме в случае необходимости создания специальных условий для ее проведения.

Конкретный способ проведения практики, предусмотренной ОП ВО, разработанной на основе ФГОС ВО, устанавливается выпускающей кафедрой самостоятельно с учетом требований ФГОС ВО.

3.6 Практика проводится в следующих формах:

    непрерывно — путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения всех видов практик, предусмотренных ОП ВО;

— по видам практик — путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики;

— по периодам проведения практик — путем чередования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения практик с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.

Возможно сочетание дискретного проведения практик по их видам и по периодам их проведения.

4 Организация практики

4.1 Деканы факультетов (директора институтов), заведующие выпускающими кафедрами, руководители подготовки кадров высшей квалификации несут ответственность за организацию и проведение практики:

  • ежегодно, не позднее чем за три месяца до начала соответствующей практики, заключают договоры с организациями о базах практики обучающихся на предстоящий календарный год (приложение В) и за два месяца до начала практики согласовывают с ними программы и календарные графики прохождения практики. Регистрация договоров (приложение Г) на проведение практики осуществляется деканатами факультетов (институтов).

Регистрация договоров о базах практики (приложение В) осуществляется отделом по продвижению образовательных услуг и работе с выпускниками. Деканаты факультетов (институтов) осуществляют учет настоящих договоров.

4.2 Для руководства практикой, проводимой в университете, назначается руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу.

Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначаются руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу университета, и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации (далее — руководитель практики от профильной организации).

4.2.1 Руководитель практики от университета:

  • составляет рабочий график (план) проведения практики;
  • разрабатывает индивидуальные задания для обучающихся, выполняемые в период практики;
  • участвует в распределении обучающихся по рабочим местам и видам работ в организации;
  • осуществляет контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания требованиям, установленным ОП ВО;
  • оказывает методическую помощь обучающимся при выполнении ими индивидуальных заданий, а также при сборе материалов к выпускной квалификационной работе в ходе преддипломной практики;
  • оценивает результаты прохождения практики обучающимися.

4.2.2 Руководитель практики от профильной организации:

  • согласовывает индивидуальные задания, содержание и планируемые результаты практики;
  • предоставляет рабочие места обучающимся;
  • обеспечивает безопасные условия прохождения практики обучающимся, отвечающие санитарным правилам и требованиям охраны труда;
  • проводит инструктаж обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

4.3 При проведении практики в профильной организации руководителем практики от университета и руководителем практики от профильной организации составляется совместный рабочий график (план) проведения практики.

4.4 При наличии в организации вакантной должности, работа на которой соответствует требованиям к содержанию практики, с обучающимся может быть заключен срочный трудовой договор о замещении такой должности.

4.5 Направление на практику оформляется приказом по университету (приложение Б) с указанием закрепления каждого обучающегося за организацией или профильной организацией, а также с указанием вида и срока прохождения практики.

4.6 Обучающиеся, совмещающие обучение с трудовой деятельностью, вправе проходить учебную, производственную, в том числе преддипломную, практики по месту трудовой деятельности в случаях, если профессиональная деятельность, осуществляемая ими, соответствует требованиям к содержанию практики.

4.7 Обучающиеся в период прохождения практики:

  • выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программами практики;
  • соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.

4.8 При прохождении практик, предусматривающих выполнение работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) в соответствии с Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 г. № 302, руководителям практики необходимо соблюдать требования указанных нормативных актов.

4.9 Исключен в ред. изм. № 1 от 10.07.2017 г. № 50-Д.

4.10 Оплата преподавателям (руководителям практики от университета) суточных, за проезд к месту проведения практики с выездом из г. Оренбурга и обратно, а также возмещение расходов по найму жилого помещения производится университетом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации об оплате служебных командировок.

5 Порядок возмещения расходов обучающимся при проведении выездных производственных практик

(Добавлен в ред. изм. № 1 от 10.07.2017 г. № 50-Д.)

5.1 Не позднее 1 декабря каждого календарного года деканаты (учебные части институтов) совместно с учебно-методическим управлением оформляют и представляют в планово-экономический отдел университета планы проведения выездной практики на предстоящий календарный год.

5.2 На основании представленных планов проведения выездной практики планово-экономический отдел совместно с деканами (директорами институтов), начальником учебно-методического управления осуществляет планирование видов расходов на проведение выездной практики с оформлением предварительных смет и включает данные виды расходов в план финансово-хозяйственной деятельности (далее — план ФХД) в разрезе источников финансирования. Предварительные сметы планируемых расходов согласовывает начальник управления бухгалтерского учета и отчетности — главный бухгалтер.

5.3 При направлении обучающихся на выездную практику декан (директор института) совместно с начальником учебно-методического управления назначают руководителя практики, который оформляет следующие документы:

  • смету планируемых расходов (по форме согласно приложению № 1);
  • проект приказа о направлении обучающихся на выездную практику (по форме согласно приложению № 2);
  • задание при направлении обучающегося на выездную практику (по форме согласно приложению № 3).

5.4 При направлении обучающихся на выездную практику в целях проезда до места назначения и обратно могут предоставляться транспортные средства университета. Для предоставления транспортного средства руководитель практики совместно с деканом факультета (директором института), начальником учебно-методического управления дополнительно оформляют служебную записку на имя проректора по административно-хозяйственной работе и капитальному строительству, который принимает решение о возможности предоставления транспортного средства.

5.5 Руководитель практики не позднее чем за 5 рабочих дней до планируемой даты отъезда на выездную практику представляет на проверку и согласование в соответствующие структурные подразделения университета документы, указанные в пункте 5.3.

5.6 Проверка и согласование предварительной сметы расходов осуществляется следующими структурными подразделениями:

  • планово-экономическим отделом — на предмет наличия запланированных средств в плане ФХД университета, за счет которых предполагается осуществить расходы, и источника финансирования расходов;
  • управлением бухгалтерского учета и отчетности — на предмет экономической обоснованности и правильности отражения расходов по видам классификации расходов;
  • учебно-методическим управлением — на предмет соответствия задания для направления обучающегося на выездную практику графику учебного процесса.

Проверка и согласование проекта приказа о направлении обучающегося на выездную практику осуществляется учебно-методическим управлением, управлением бухгалтерского учета и отчетности, планово-экономическим отделом. Служба охраны труда осуществляет проверку приказа о направлении обучающегося на выездную практику на предмет наличия в приказе сведений о проведении необходимых инструктажей по соблюдению правил техники безопасности во время поездки и ответственных лиц за их проведение.

Лица, осуществляющие проверку и согласование документов, ставят свою подпись на документе.

5.7 После того как смета планируемых расходов, задание и проект приказа о направлении обучающегося на выездную практику прошли проверку и согласование руководителями вышеуказанных структурных подразделений, ответственных за проверку, руководитель практики представляет полный пакет документов проректору по учебной работе, который принимает решение о направлении обучающегося на выездную практику путем подписания приказа о направлении обучающегося на выездную практику и утверждения сметы планируемых расходов либо об отказе в направлении обучающегося в поездку.

Читайте так же:  Приказ 307 2008

5.8 В случае принятия проректором по учебной работе положительного решения и направлении обучающегося на выездную практику, пакет надлежащим образом оформленных и подписанных документов руководитель практики представляет в управление бухгалтерского учета и отчетности не позднее чем за 2 рабочих дня до даты отъезда.

5.9 Обучающимся в университете по очной форме обучения при прохождении выездной производственной практики возмещаются за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг либо средств от приносящей доход деятельности вид расходов 113 статья 290 «Прочие расходы» в пределах запланированных на указанные цели средств в плане ФХД, в соответствии с утвержденной сметой расходов 1 , по возвращении из поездки следующие виды расходов:

    суточные в размере 50 % от норматива суточных, установленного действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных с командировками работников, за каждый день, включая время нахождения в пути к месту проведения мероприятия и обратно;

суточные в размере 15 % от нормативов суточных, установленных действующим законодательством для возмещения дополнительных расходов, связанных со служебными командировками на территории иностранных государств, за каждый день, включая время нахождения в пути к месту проведения практики за пределами Российской Федерации и обратно.

При следовании обучающегося с территории Российской Федерации дата пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, за которые суточные выплачиваются в иностранной валюте, а при следовании на территорию Российской Федерации дата пересечения государственной границы Российской Федерации включается в дни, которые суточные выплачиваются в рублях. Даты пересечения государственной границы Российской Федерации при следовании с территории Российской Федерации и на территорию Российской Федерации определяются по отметкам пограничных органов в паспорте (при направлении на территории государств — участников СНГ дата пересечения государственной границы определяется по проездным документам).

При направлении обучающегося для прохождения практики на территории двух и более иностранных государств суточные за день пересечения границы между государствами выплачиваются в иностранной валюте в размере 15 % от нормативов суточных, установленных действующим законодательством для государств, в которые направляется обучающийся. Компенсация суточных в иностранной валюте осуществляется в рублях по курсу Центрального банка России, действующему на дату подачи личного заявления обучающимся;

  • расходы по найму жилого помещения в период нахождения в поездке, в том числе в случае вынужденной остановки в пути, в размере фактических расходов по проживанию в стандартных номерах (экономичный класс размещения), но не более 550 рублей в сутки, как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств;
  • расходы по проезду обучающегося возмещаются в размере фактических расходов на приобретение проездного документа транспорта общего пользования (кроме такси) или железнодорожного транспорта в плацкартном вагоне, но не выше стоимости проезда. Решение о возмещении расходов по проезду железнодорожным транспортом выше плацкартного вагона и авиационным транспортом принимается ректором университета или проректором по учебной работе на основании письменного мотивированного обоснования руководителя практики.
  • 1 В случае направления на выездную производственную практику обучающегося на платной основе с полным возмещением затрат, расходы возмещаются только за счет средств от приносящей доход деятельности.

    5.10 Расходы по оплате суточных, проезду и проживанию возмещаются университетом при представлении в управление бухгалтерского учета и отчетности в течение трех рабочих дней с момента возвращения из поездки следующих документов:

    • личного заявления обучающегося (по форме согласно приложению № 4);
    • задания при направлении обучающегося на выездную практику, содержащего заключение руководителя практики о выполнении выданного обучающемуся задания для прохождения выездной практики;
    • документов, подтверждающих произведение расходов.

    5.11 В случаях фактического превышения норм расходов, установленных настоящим Положением, решение о возмещении расходов сверх норм принимает ректор университета или проректор по учебной работе на основании заявления обучающегося (по форме согласно приложению № 5), но не более предельных норм возмещения расходов, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

    5.12 При необходимости, в случае направления обучающихся на выездную практику с сопровождающим преподавателем или другим ответственным лицом (далее — подотчетное лицо), состоящим в штате университета, денежные средства на приобретение проездных билетов, проживание и выплату суточных на всю группу обучающихся могут быть выданы данному лицу в подотчет авансом.

    Выдача производится на основании письменного заявления подотчетного лица, согласованного с проректором по учебной работе, содержащего назначение аванса, расчет (обоснование) размера аванса и срок, на который он выдается. По возвращении из поездки в течение трех рабочих дней подотчетное лицо составляет авансовый отчет в установленном порядке с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы.

    5.13 При прохождении стационарной практики проезд к месту проведения практики и обратно не оплачивается, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), не возмещаются.

    6 Подведение итогов практики

    6.1 В качестве основной формы и вида отчетности устанавливается дневник практики и письменный отчет. Форма, примерное содержание и структура дневников и письменных отчетов определяются выпускающей кафедрой. Форма контроля прохождения практики — зачет или дифференцированный зачет (устанавливается учебным планом и программой практики с учетом требований ФГОС ВО). Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся.

    6.2 По окончании практики обучающийся в семидневный срок составляет письменный отчет и сдает его руководителю практики от университета одновременно с дневником, подписанным непосредственным руководителем практики от предприятия, учреждения или организации.

    Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной обучающимся работе в период практики.

    6.3 По окончании практики обучающийся не позднее десяти дней после завершения практики сдает зачет комиссии, назначенной заведующим кафедрой. В состав комиссии входят заведующий кафедрой, руководитель практики от университета, ведущий профессор, доцент или преподаватель кафедры и, по возможности, руководитель практики от предприятия, учреждения или организации.

    При оценке итогов работы обучающегося принимается во внимание характеристика, данная ему руководителем практики от предприятия, учреждения или организации.

    6.4 Итоги практики обучающихся обсуждаются в обязательном порядке на заседаниях ученых советов факультетов (институтов), на научно-практических конференциях кафедр с участием представителей предприятий, учреждений или организаций, на производственных совещаниях предприятий, учреждений или организаций.

    6.5 Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время.

    6.6 Обучающиеся, не выполнившие программу практики без уважительных причин или получившие неудовлетворительную оценку, отчисляются из университета как имеющие академическую задолженность в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами университета.

    7 Порядок утверждения и изменения настоящего Положения

    7.1 Настоящее Положение, а также вносимые в него изменения рассматриваются на заседании ученого совета университета, утверждаются его решением и вводятся в действие приказом ректора университета.

    ФГОС и учителя-практики: почему не складывается любовь?

    В учительской группе в социальной сети «ВКонтакте» педагоги обсуждают ФГОС: его смысл, применимость, результаты. И, судя по комментариям, учителя не испытывают особо теплых чувств к ФГОС и всему, с чем он связан. Почему же не сложилось любви педагогов к ФГОС?

    Поводом для разговора послужило сообщение мамы шестиклассницы:

    «Коллеги! Моя дочь учится в 6 классе, у нас это первый класс ФГОС, а я сама работаю в другой школе и вот что я могу сказать :
    1.ФГОС у нас не реализуется, все учителя работают по старинной системе «а-ля пересказ параграфа, дома почитаете приготовила пересказ» по учебникам которые вообще не предназначены для подобного рода уроков (к примеру Боголюбов, Торкунов)
    2.Никакого системно-деятельностного подхода даже в помине нет.
    3.Большая часть педагогов вообще не понимает и не желает понимать, в чем суть ФГОС
    4.школы отчитываются, что стандарт замечательно внедрен и все идет по плану.
    При этом постоянно подсовывают анкетки на тему «оцените качество образования и успешность внедрения ФГОС»
    Вопрос:
    1. ваше отношение к ФГОС как он есть ?
    2. как относитесь к тому что он не реализуется в некоторых школах и что ждать дальше от такого обучения, ведь требования будут как надо».

    Вот такие ответы поступили на сообщение:

    «Бесполезная вещь»

    «Пусть летят тапки и гнилые помидоры. Зачем нужен ФГОС, если он направлен на то, чтобы в нач.школе родители учили детей писать, считать и т.д., а затем делали за них проекты, презентации, просто потому что дети не могут создать такое сами».

    «Я хочу, чтобы мой ребенок учился по той системе, по которой училась я. Мне фгос напоминает игрульки какие-то. Все классы, которые приходят сейчас из началки, слабые, в голове никакой системы и целостной картины, может это только по моему предмету. Язык учить надо, а литературу читать)) все просто».

    Читайте так же:  Договор про совместную деятельность

    «ФГОС будет работать, когда в классе не больше 10 человек»

    «Я против ФГОС. Цели и задачи в 1, 2 классе — это же смешно. индивидуальные проекты со всем классом — нереальное издевательство. Да и деятельностный подход не на каждом уроке можно реализовать. Нет должной методической базы для реализации этого ФГОС. Хотите, чтобы я его реализовывала в должной мере? Дайте мне готовые программы, готовые контрольные уровневые работы, и не садите в класс по 30-34 учеников».

    «Коллеги, мы учились «по старинке», по-советски! Всё время задаю вопрос: разве мы не компетентны? разве у нас плохие знания? Разве мы не обладаем УУД. Да получше, чем у современных учеников! Так что все эти нововведения ни к чему хорошему не приведут современных школьников! Разрушают нашу замечательную образовательную систему. Очень жаль!»

    «Ну да, а ОГЭ-ЕГЭ проверяют ЗНАНИЯ, а не системно-деятельностный подход. Я историк, школу закончила в 1986 году, в той самой системе «открыли книжку, прочитали параграф». Я до сих пор способна привести на уроках обществознания примеры из биологии, физики, химии. Я уж не говорю о литературе, русской грамотности и т.п. И никакого ФГОСа. »

    «Я никогда не вела урок по ФГОС. И не буду»

    «Думаю, ничего хорошего не принесет новая система от Европы! Они тупые и наших детей такими делают. Нет ничего лучше старого образования! И для учителя понятна деятельность, а не сплошные бумажки-отчеты по теме и без темы. »

    «Почему-то, разрабатывая всякие новшества, работники Министерств не игнорируют научно обоснованные факты. Ну, для других министерств — это простимо, но для Мин.Обра игнорировать признанные научные труды. Например, Таксономия Блума Ведь расписаны все этапы познания, доказано, что к высшим проявлениям мозговой деятельности способны приблизительно 2% людей. А ФГОС требует проявление этой деятельности от всех. Тогда — или работать на эти 2 %, но ведь остальные 98% не будут тихо сидеть, или делать то, что все и делают».

    «Создать все условия для его реализации для начала необходимо, а не сидеть в министерстве и делать вид, что работают, придумывая это. Пришли бы в школу, показали своим примером как это работает, причем не на один урок, а целиком на курс! Зачастую работают люди, которые никогда не сталкивались с школой. Написать всегда проще, чем реализовать! Во многих кабинетах даже проектором обеспечить не могут, не говоря об интерактивной доске».

    «Лично я уроки по ФГОС даю крайне редко, больше для развлекухи детей, нежели с серьезной целью идти в ногу со временем. Да, какие-то нововведения интересны, но, как показывает опыт коллег, «стандартный» урок куда более эффективен, чем 5 по ФГОС».

    «Самое интересное будет, когда шестиклассники будут сдавать ОГЭ, и что самое страшное — ЕГЭ. Каждый предметник, плотно занимающийся подготовкой к выпускным экзаменам знает — уровень требуемых знаний просто. А теперь сопоставьте этот уровень с ФГОСом. Сама веду 6 класс. Не смейтесь, когда познакомилась с ними в пятом классе, некоторые читали 36-45 слов в минуту. Извините, они не в состоянии за урок прочитать про себя параграф. Некоторые элементы ФГОС интересны и их можно применять. НО классы, которые идут по этой системе от урока ждут шоу и фейерверков, а просто учить они не приучены. Бесконечные проекты не могут дать фундаментальных знаний».

    «Проблема эффективности ФГОС — это проблема УЧИТЕЛЕЙ»

    «Коллеги, не понимаю вашего недовольства. Принципы ФГОС были сформулированы некоторыми отечественными педагогами 100 лет назад (Ушинский писал, например, что дети должны сами осваивать знания, а учитель направлять!). И вы можете закидать тут меня тапками, но на мой взгляд, ФГОСы — это не всегда проекты на каждом уроке и не обязательно шоу каждый раз! Это деятельный подход (а разве вы его не использовали до введения этих самых ФГОС?), это индивидуальный подход, развивающее обучение (разве не к этому мы всегда стремились?). И да, даю уроки по ФГОС, иногда даже в классах старше 6-го».

    «Из всех комментариев, я поняла одно! Если каждый учитель, с нашими детьми, будет вести все уроки по ФГОС. Репетиторы будут получать миллионы. Надеюсь, репетиторство не по ФГОС будет».

    «Я сейчас обучаюсь в магистратуре (после специалитета) так у нас лекции читают профессора, Академики РАО, заслуженные учителя РФ, признанные общественностью и обучающимися Педагоги. Дискутировать о проблемах реализации ФГОС на практике можно бесконечно. Самая главная, на мой взгляд, проблема — это не желание учителей «заморачиваться» над реализацией. конечно, проще вести уроки по написанным 10 лет назад конспектам и давать те же знания, без ориентации на формы деятельности и сферы их применения, у нас ведь была хорошая система образования в СССР. »

    Какие фгос, если у учителя 2,5 ставки?

    «Эффективность обучения в конечном итоге проблема государства. Хотите, чтобы граждане были компетентные или хотя бы банально грамотные? Создайте для этого условия. И речь тут не об икт на самом то деле. А о грамотном научном и методическом сопровождении процесса обучения, соблюдении режима работы и отдыха. И учителей и детей. Какие фгос, если у учителя 2,5 ставки? А ребенок учится в третью смену? Что самое удивительное, что большинство моих коллег даже в этих условиях достигают огромных успехов. Кто-то и без фгос, кто-то с ними. Но не благодаря, а исключительно вопреки».

    «Учебники не продуманы, контрольно-измерительных материалов нет. Почему я, учитель, должна сама составлять контрольную работу, учитывая 2 уровня результатов? Почему я, учитель, должна писать программы? Работаю в началке. Из 9 предметов под ФГОС подогнали только 1. В остальных я лично логики вообще не вижу. Плюсом куча ошибок в выборе заданий. Второклассникам даются сложные случаи разборов, которые без словарей не одолеть. А детям потом не объяснить, почему нужно так, ведь авторы комплекта не учли исторические процессы, произошедшие с языком. Заданий либо много, либо не хватает. И те не всегда развитие за собой ведут. Почему я, учитель, должна вечерами перебирать кучу литературы, чтобы качественно подготовиться к урокам, фактически полностью изменяя задумку автора УМК? По этому Ваш ФГОС не работает, потому что нет методической базы, а не потому, что мы ленимся».

    «Фгос — штука хорошая, нужная, интересная. Смущает только слово «стандарт», ибо я считаю, что людей нельзя подогнать под стандарт, но нужно договариваться, учитывая особенности. Фгос мало где работает, это верно. И это жаль, т.к. приемы там современные и эффективные. Мне трудно понять, пока сам не увидел, как будут экзаменоваться дети обученные по фгос. Ведь в стандарте продвигается личностное развитие. В итоге, что будут проверять: соответствие стандарту или развитие личности? Теоретики пока не дали четких представлений об этом. Все сложно, нужно думать и перестраиваться, а на это нет времени, т.к. отчитаться об успешном внедрении надо было уже вчера, а значит мы все всё усвоили и применяем. Это ложь, конечно. И от этого тошнит уже. Живем надеждой на торжество здравого смысла, но чувство, что надежда готова отдать концы. »

    «Фгос не работает и работать не будет, ибо утопия»

    «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань. » Конь — это суровая реальность в виде непроработанности методической базы, отсутствия познавательной мотивации у 90% учащихся, огромной наполняемости классов и невозможности индивидуального подхода, строгого следования программе по предмету, из-за чего нет времени на отработку и усвоение материала, выжимания соков из учителей и излишней бюрократизации учебного процесса».

    «Очень бы мне хотелось не относиться к ФГОС. Точнее, к тому, как его себе представляют ответственные органы. И в каких условиях предлагают реализовывать. Ну не будет действовать СДП в условиях огромных классов, двух смен и большой нагрузки учителя! Плюс отсутствия оборудования. Ну вот как я научу детей искать информацию в интернете, имея один ноутбук на весь класс и тот с заблокированным интернетом? А у других и того нет. Короче, сперва сделали, а потом подумали».

    Уважаемые пользователи Педсовета!

    Поделитесь вашим отношением к госстандарту и опытом его применения в преподавательской деятельности. Ждем ваши комментарии.