Требования для обучения на водолаза

Водолаз — специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении и имеющий допуск к производству водолазных спусков.

Особенности профессии

Профессия водолаза относится к числу опасных профессий мужских профессий. Хотя иногда в ней работают и женщины.

Важно! Часто путают понятия «водолаз» и «дайвер» (англ. diving — ныряние). В России дайвингом называют только погружения ныряльщиков-любителей. Всё остальное называется водолазными работами и водолазными спусками.

Для погружения под воду используется водолазное снаряжение, обеспечивающее дыхание в водной среде и защиту тела от непосредственного соприкосновения с водой.

До глубины 50–60 метров водолазы дышат сжатым воздухом и самостоятельно поднимаются на поверхность. На большие глубины водолазы погружаются с искусственными газовыми смесями, а для подъема на поверхность применяют так называемый водолазный «колокол» и декомпрессионную камеру на борту корабля.

Ошибки при поднимании с большой глубины могут привести к кессонной болезни, инвалидности и даже смерти.

В воде водолазы работают по одиночке или небольшими группами. Они общаются друг с другом с помощью жестов и специальных технических средств.
Их работу сопровождают специалисты, оставшиеся на поверхности.

На больших глубинах водолазы испытывают серьёзное давление воды, а низкие температуры (4 – 15 о С) не позволяют долго находиться в воде. Тем четче и быстрее водолаз должен выполнять свою работу – это нелегко, если учесть, что вода может быть мутной, а на больших глубинах мало света.

Работа водолаза под водой зависит от его специализации.

Например, он может специализироваться по сварочным работам.

Для работы водолаз-сварщик помимо средств связи с поверхностью использует специальные приспособления для монтажа или разборки конструкций, инструмент и щиток для подводной сварки.

Всего в этой профессии существует три группы специализации.

1 группа – водолазы заняты на строительстве, в промышленном производстве: участвуют в подъеме затонувших судов, прокладке кабелей, ремонтируют пробоины, размечают места котлованов и пр.
2 группа – водолазы участвуют в научно-исследовательских работах.
3 группа – водолазы проводят спасательные работы с оказанием первой доврачебной помощи.
Работы по сварке и резке металлов, подводные взрывные работы, деятельность в особых условиях выполняется только водолазами 1 класса 1-2 групп специализации.

Военные водолазы делятся на две группы:

1 группа – специалисты-водолазы, выполняющие подводно-технические и аварийно-спасательные работы.
2 группа – специалисты-подводные пловцы, выполняющие боевые задачи.

Рабочее место

Водолаз работает на спасательных станциях, в портах, строительных и научно-исследовательских организациях.
Военные водолазы служат в специальных армейских водолазных подразделениях.

Специалисты водолазного дела нередко организуют собственные фирмы по выполнению работ под водой.

Важные качества

Для обеспечения эффективной и устойчивой работы водолаза ему необходимы: спокойный, уравновешенный характер, хорошие мыслительные способности, умение принимать взвешенные решения в неожиданных ситуациях, стрессоустойчивость, способность не ослаблять внимание в неожиданной ситуации, способность концентрировать внимание и распределять его между двумя задачами (выполнением рабочего задания и соблюдением техники безопаснисти).
Важны хороший слух, разборчивая речь, физическая выносливость.

К противопоказаниям относятся нарушения опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, органов зрения и слуха, сердечно-сосудистые заболевания, вредные привычки, лишний вес.

Кессонная болезнь – профессиональный недуг водолазов, которого можно избежать, соблюдая технику безопасности при подъёме с глубины.
Кессонная болезнь не совместима с дальнейшими погружениями. Однако она не мешает работе сопровождающего, который отвечает за безопасность группы, оставаясь на поверхности.

Водолазные работы имеют возрастные ограничения – 20-45 лет.

Знания и навыки

Требуется знание организации водолазных спусков и правил безопасности, умение обращаться со снаряжением, владение орудиями труда.

Где учат

Государственная инспекция маломерных судов –
готовит водолазов 3 группы специализации (спасательные работы).

Подводречстрой – готовит водолазов 1 и 2 группы специализации.

Морфлот – готовит водолазов 1 и 2 группы специализации с получением одной из дополнительных профессий (газорезчика, электросварщика, взрывника).
Для овладения специальностью необходимо среднее общее, начальное профессиональное или среднее профессиональное образование.

Водолаз — специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении и имеющий допуск к производству водолазных спусков.

Водолаз — специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении и имеющий допуск к производству водолазных спусков. Профессия подходит тем, кого интересует физкультура и ОБЖ (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

Профессия водолаза относится к числу опасных профессий мужских профессий. Хотя иногда в ней работают и женщины.

Важно! Часто путают понятия «водолаз» и «дайвер» (англ. diving — ныряние). В России дайвингом называют только погружения ныряльщиков-любителей. Всё остальное называется водолазными работами и водолазными спусками.

Для погружения под воду используется водолазное снаряжение, обеспечивающее дыхание в водной среде и защиту тела от непосредственного соприкосновения с водой.
До глубины 50–60 метров водолазы дышат сжатым воздухом и самостоятельно поднимаются на поверхность. На большие глубины водолазы погружаются с искусственными газовыми смесями, а для подъема на поверхность применяют так называемый водолазный «колокол» и декомпрессионную камеру на борту корабля.

Ошибки при поднимании с большой глубины могут привести к кессонной болезни, инвалидности и даже смерти.
В воде водолазы работают по одиночке или небольшими группами. Они общаются друг с другом с помощью жестов и специальных технических средств.
Их работу сопровождают специалисты, оставшиеся на поверхности.
На больших глубинах водолазы испытывают серьёзное давление воды, а низкие температуры (4 – 15 о С) не позволяют долго находиться в воде. Тем четче и быстрее водолаз должен выполнять свою работу – это нелегко, если учесть, что вода может быть мутной, а на больших глубинах мало света.

Работа водолаза под водой зависит от его специализации.
Например, он может специализироваться по сварочным работам.
Для работы водолаз-сварщик помимо средств связи с поверхностью использует специальные приспособления для монтажа или разборки конструкций, инструмент и щиток для подводной сварки.

Всего в этой профессии существует три группы специализации.
1 группа – водолазы заняты на строительстве, в промышленном производстве: участвуют в подъеме затонувших судов, прокладке кабелей, ремонтируют пробоины, размечают места котлованов и пр.
2 группа – водолазы участвуют в научно-исследовательских работах.
3 группа – водолазы проводят спасательные работы с оказанием первой доврачебной помощи.
Работы по сварке и резке металлов, подводные взрывные работы, деятельность в особых условиях выполняется только водолазами 1 класса 1-2 групп специализации.

Военные водолазы делятся на две группы:
1 группа – специалисты-водолазы, выполняющие подводно-технические и аварийно-спасательные работы.
2 группа – специалисты-подводные пловцы, выполняющие боевые задачи.

Водолаз работает на спасательных станциях, в портах, строительных и научно-исследовательских организациях.
Военные водолазы служат в специальных армейских водолазных подразделениях.
Специалисты водолазного дела нередко организуют собственные фирмы по выполнению работ под водой.

Важные качества

Для обеспечения эффективной и устойчивой работы водолаза ему необходимы: спокойный, уравновешенный характер, хорошие мыслительные способности, умение принимать взвешенные решения в неожиданных ситуациях, стрессоустойчивость, способность не ослаблять внимание в неожиданной ситуации, способность концентрировать внимание и распределять его между двумя задачами (выполнением рабочего задания и соблюдением техники безопаснисти).
Важны хороший слух, разборчивая речь, физическая выносливость.
К противопоказаниям относятся нарушения опорно-двигательного и вестибулярного аппарата, органов зрения и слуха, сердечно-сосудистые заболевания, вредные привычки, лишний вес.
Кессонная болезнь – профессиональный недуг водолазов, которого можно избежать, соблюдая технику безопасности при подъёме с глубины.
Кессонная болезнь не совместима с дальнейшими погружениями. Однако она не мешает работе сопровождающего, который отвечает за безопасность группы, оставаясь на поверхности.
Водолазные работы имеют возрастные ограничения – 20-45 лет.

Знания и навыки

Требуется знание организации водолазных спусков и правил безопасности, умение обращаться со снаряжением, владение орудиями труда.

Государственная инспекция маломерных судов –
готовит водолазов 3 группы специализации (спасательные работы).

Подводречстрой – готовит водолазов 1 и 2 группы специализации.

Морфлот – готовит водолазов 1 и 2 группы специализации с получением одной из дополнительных профессий (газорезчика, электросварщика, взрывника).
Для овладения специальностью необходимо среднее общее, начальное профессиональное или среднее профессиональное образование.

Школа водолазов

17-я военно-морская школа младших специалистов

Первая и единственная в России школа водолазов была создана 5 мая 1882 года по указу Императора Александра III в Кронштадте и была первым и единственным в мире учебным заведением, где готовили специалистов водолазного дела. На обучение в школу принимались лица офицерского состава и нижние чины. За первые четыре года своего существования школа подготовила около 200 квалифицированных водолазов из нижних чинов и 40 водолазных специалистов из офицерского состава.
С 1919 года по 1928 год школа сменила несколько мест своей дислокации: Петроград, Саратов, Казань, Вольск, Кронштадт, Балаклава.
В 1928 году школа водолазов была объединена с Балаклавскими водолазными курсами ЭПРОНа (Экспедиции подводных работ особого назначения). С 1931 по 1941 год школа водолазов именовалась Военно-Морским водолазным техникумом. В нём проходили подготовку водолазы ЭПРОНа. При нём также существовали командирские классы, в которых обучался командный состав. Окончившим курс подготовки присваивалось звание водолазного специалиста.
В октябре 1941 года, когда враг вплотную подошёл к Севастополю, школа водолазов была передислоцирована сначала в Астрахань, а затем в посёлок Слюдянка на берегу озера Байкал.
Уже через два месяца после передислокации, несмотря на жестокий мороз, была продолжена подготовка водолазов.
После освобождения Крыма в 1944 году школа водолазов вернулась в Балаклаву, а в 1957 году была перебазирована в бухту Карантинная, в Севастополь, где и находится по настоящее время.
За все время своего существования школа подготовила около 86 тысяч квалифицированных водолазов. Пять выпускников школы удостоены звания Героя Советского Союза, это контр-адмирал Трипольский А.В., капитан 1 ранга Державин П.И., подполковник Филоненко П.Е., летчик-космонавт Рождественский В.И., водолаз-глубоководник Солодков Л.В. Водолазы Символоков А.Ф. и Миллиант С.С. удостоены звания Героя социалистического труда, 12 специалистов водолазного дела стали Лауреатами государственной премии, тысячи водолазов награждены орденами и медалями.
В декабре 2009 года из состава учебного центра флота отдельно выделена 17-я военно-морская школа младших специалистов имени адмирала Ф.С. Октябрьского.

На данный момент 17-я школа – единственное учебное заведение, которое готовит водолазов для всего военно-морского флота России.
В течение 2010 года подготовлено для ВМФ 253 младших специалиста различных водолазных квалификаций и дополнительно обучено по водолазным специальностям 14 военнослужащих по контракту. Школа за один учебный период (в году их два) готовит 160 специалистов, на данный момент набрано 159 (набор продолжается). Берут в курсанты лиц, как минимум имеющих полное среднее или средне-специальное образование. В этот учебный период из 159 человек – 42 курсанта с высшим образованием.
Специальности таковы: водолаз, водолаз – сварщик, инструктор – водолаз, водолаз – глубоководник, водолаз – разведчик специального назначения, подводного минирования и подводно-технических работ. Кроме того в школе готовят специалистов аварийно-спасательных и судоподъемных работ в количестве 60 человек ежегодно (два набора по 30 человек).
Если ранее срок обучения для водолазов составлял пять месяцев, а для водолазов-глубоководников – семь месяцев, то сейчас он для всех един – пять месяцев. В программе подготовки подверглись сокращению общекорабельная подготовка, знание морского дела (это матросы получат потом, после распределения на корабли), приоритет отдан именно водолазному делу. Из отвлекающих процедур остались внутренние наряды и два-три раза в месяц гарнизонные караулы на гауптвахте.
Кроме 160 человек переменного состава (курсантов) в 17-й школе 50 человек постоянного состава: 17 офицеров, 30 контрактников-старшин и 3 водителя-срочника (эти должности тоже должны перевести на контракт).
Отбор кандидатов для обучения по водолазным специальностям производится на приемно – технической комиссии флота по различным критериям. Руководящими документами определен отбор для обучения только лиц, имеющих полное среднее или техническое образование, имеющих высокий уровень нервно – психической устойчивости, кандидаты проходят профессионально-психологическое тестирование и военно-врачебную комиссию, которая предусматривает проведение:
1. Исследований барофункции ушей и околоносовых пазух.
2. Определение устойчивости к декомпрессионному газообразованию.
3. Гипоксической пробы.
4. Проверку чувствительности к токсическому действию кислорода.
5. Проверку чувствительности к азотному наркозу.
Дополнительные требования к физическому развитию и состоянию здоровья кандидатов для обучения водолазной специальности и штатных водолазов:
Для водолазов – глубоководников предел роста от 170 до 185 см, для водолазов от 170 см до 180 см.

Читайте так же:  Пособие по проектированию градирен к снип 2.04.02 84

Главе Слюдянского муниципального образования В.Н.Сендзяк

Иркутская область, г. Слюдянка,ул. Советская д.34

Уважаемый Владимир Николаевич!

5 мая в России отмечается день водолаза, учрежденный президентом России в 2002 году. Дата 5 мая выбрана по дню образования первой в России водолазной школы, созданной по указу императора Александра III в 1882 году в Кронштадте. Школа стала первым в мире учебным заведением, специализирующемся на подготовке водолазов для нужд Военно-Морского флота.

5 мая 2017 года состоится 135-ая годовщина со дня водолазной школы, За годы своего существования, в годы гражданской войны и Великой Отечественной войны, школа неоднократно передислоцировалась и с 1944 года по настоящее время продолжает подготовку водолазов для Военно-Морского флота в Севастополе.

С октября 1942 года по ноябрь 1944 года водолазная школа находилась и продолжала подготовку в городе Слюдянке, куда был передислоцирован из города Астрахань (октябрь 1941 – июнь 1942 гг). Путь из Астрахани в Слюдянку занял много времени и на Байкал школа добралась лишь в конце сентября. Для размещения школы водолазов были выделены клуб железнодорожников, здание райвоенкомата, школа и интернат школы. Клуб был использован под казарму, школа под учебный корпус, а интернат под мастерские, лаборатории и склады. Хозяйственным способом личный состав построил ряд вспомогательных помещений, тренажеров, макетов, бассейн для водолазных спусков. Некоторые макеты носили капитальный характер, например, затапливающийся отсек корабля и разборный макет танка. За время пребывания в Слюдянке велась усиленная подготовка контингента для нужд армии и флота, в том числе офицеров. Впервые началась подготовка такелажников. В 1943 году проводились испытания и опытные спуски в инжекторном снаряжении, под руководством генерал-майора Бресткина.

О школе водолазов в последние годы пишут много, но отдельного издания о ней нет. Совет ветеранов и коллектив учебного центра (правопреемника водолазной школы) проводит работу по сбору информации и подготовке отдельного издания, а также восстановлению комнаты боевой славы (музея) части. Период пребывания школы водолазов в Слюдянке описан крайне мало. Нет фотографий, свидетельств, архивных справок, газетных вырезок и любой другой полезной информации о периоде пребывания в Слюдянке.

Прошу Вас оказать содействие и приглашаю принять участие в нашей работе. Период пребывания первой русской водолазной школы в Слюдянке должен занять свое достойное место в истории.

Рейтинг пользователей сайта

В жизни бывают ситуации, когда необходимо под водой найти ценную вещь, улику, затонувшую машину или настоящий корабль. Этим занимаются водолазы. На дне водоёма он находит древние якоря, военную технику и снаряжения, золотые украшения.

Водолаз также умеет делать любую инженерную работу на различной глубине. Проводит съёмки морских обитателей, научные подводные исследования. Ведет поиск пострадавших.

Первая в мире школа водолазов была открыта в России 5 мая 1882 года в городе Кронштадте. Долгое время российская школа считалась лучшей. Начиная с 2002 года, в этот день отмечается профессиональный праздник – День водолаза.

Описание деятельности

Работа водолаза считается одной из самых тяжелых и вредных для здоровья. Водная среда оказывает негативное воздействие на человеческий организм – это давление, увеличивающееся с глубиной погружения, и низкие температуры (до 4 о С). Движение в воде дается тяжело. По словам водолазов, час работы в воде сравним с дневной физической нагрузкой на суше. При этом работать приходится в скафандре, вес которого достигает 80 кг (масса водолазного шлема составляет 20 кг, а ботинок – 24 кг). Такие условия труда подходят далеко не каждому, и, чтобы попасть в эту профессию, нужно пройти строгий отбор.

Главный критерий, по которому отбирают водолазов – это состояние здоровья. Под водой организм человека подвергается серьезным испытаниям: грудная клетка находится в сжатом состоянии, дыхание нарушается, нередки судороги. Если водолаз не обладает должным здоровьем, то погружение даже на небольшую глубину может закончиться для него летальным исходом. Поэтому перед поступлением в водолазную школу все кандидаты проходят строгую медкомиссию с участием терапевтов, кардиологов, психологов, невропатологов и других врачей.

Во время обучения будущие водолазы проходят тест в барокамере (это специальная кабина, в которой имитируется давление под водой). От того, как испытуемый перенесёт созданные условия, зависит, станет он водолазом или нет.

Оказаться в этой профессии – задача не простая, но ещё сложнее – остаться в ней. Многие уходят из-за перенапряжения и постоянного стресса. Работа водолаза – постоянный риск. В любой момент может произойти остановка подачи кислорода, отравление азотом и углекислым газом, повреждение скафандра и т.д. Каждая неисправность может стоить жизни, и все, что ему остаётся – это надеяться на помощь товарищей.

Во избежание таких ситуаций водолазы работают в команде. Первый находится под водой, второй (водолаз-страховщик) находится на суше в полной экипировке. Его задача немедленно прийти на помощь. Третий следит за показаниями манометра (прибор, указывающий глубину погружения и подачу кислорода водолазу под водой). В составе команды также есть специально обученный врач или фельдшер – они знают особенности «водолазных» болезней.

С сушей водолазы постоянно поддерживают связь с помощью подводного телефона (он представляет собой провод, подсоединенный к водолазному шлему). Между собой водолазы общаются при помощи жестов: например, поднятый вверх палец означает «всплываем», а кулак на вытянутой руке указывает на опасность. Иногда используется трос: если на суше трос водолаза дернули три раза, значит, ему пора всплывать.

Примечательно, что выход из воды отнимает больше времени, чем сама работа. Связано это с резким перепадом давления: если водолаз быстро всплывет наружу, его организм не выдержит, и он умрет. Так, рабочий день у водолаза длится 6 часов: 2 часа отводятся на подводные работы, и 4 – на всплытие.

Несмотря на такую разницу, учитывается полностью все то время, которое водолаз провел под водой. Оно фиксируется в личном документе – водолазной книжке. Когда водолаз набирает определенное количество часов, он может рассчитывать на досрочную пенсию даже в относительно молодом возрасте (известны случаи выхода на пенсию в 36 лет).

Многое также зависит и от характера работы водолаза. На сегодняшний день в рамках этой профессии существует множество специализаций. Например, в армии служат водолазы-разведчики и водолазы-саперы (взрывники, минеры). Ежегодно они сдают заплыв на 10 миль с грузом в 40 кг, а также постоянно упражняются в боевых искусствах не только в воде, но и на суше. Это работники морского спецназа, и они способны взорвать корабль, подводную лодку и даже военно-морскую базу.

Не менее тяжелая работа у водолазов-бетонщиков, водолазов-сварщиков (резчиков) и водолазов-бурильщиков. Они оказывают свои услуги в строительных компаниях: строят и ремонтируют мосты, нефте- и газопроводы. В судостроении занимаются починкой кораблей и подводных лодок. Водолазы-спасатели работают, как правило, в МЧС и поисковых отрядах. Также водолазы работают при научно-исследовательских институтах и помогают учёным совершать открытия в области биологии и океанологии.

Положение о присвоении квалификации водолаза

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРИСВОЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДОЛАЗА

КЛАССЫ КВАЛИФИКАЦИИ ВОДОЛАЗОВ

1. Водолазы всех групп специализации водолазных работ в зависимости от теоретических знаний, практического опыта и выполнения работ подразделяются на 3 класса квалификации:

водолаз 3-го класса; водолаз 2-го класса; водолаз 1 -го класса.

2. Класс квалификации водолазам присваивается после их обучения или переподготовки в соответствующих учебных заведениях (школах, центрах) или на курсах и сдачи экзаменов водолазным квалификационным комиссиям (ВКК), на которые также возлагается ежегодная проверка у водолазов и лиц, руководящих водолазными paботами, знания государственных стандартов по безопасности труда; на водолазных работах.

Присвоение класса квалификации объявляется приказом руководителя предприятия (организации) на основании протокола ВКК о результатах экзаменов.

3. Местные и центральные водолазные квалификационные комиссии (ВКК и ЦВКК) создаются в соответствии с Положением о водолазных квалификационных комиссиях (см. приложение 5).

На предприятиях и в организациях, не имеющих водолазных специалистов и врачей со специальной подготовкой, функции во­долазных квалификационных комиссий возлагаются на постоянно действующие квалификационные комиссии этих предприятий и ор­ганизаций, имеющих право приглашать указанных специалистов со стороны

4. Квалификация водолазов определяется их теоретической и практической подготовкой и сложностью водолазных работ, выполняемых ими.

Документами, удостоверяющими квалификацию водолаза, являются свидетельство об окончании учебного заведения и личная книжка водолаза, в которую заносятся первоначальная квалификация и последующие ее изменения.

5. Квалификационные характеристики водолазов, предусмотренные настоящим Положением, не охватывают всех водолазных работ, встречающихся в отраслях. Поэтому в необходимых случаях министерства и ведомства по согласованию с соответствующими ЦК профсоюза могут разрабатывать и утверждать дополнительные работы, которые по сложности исполнения должны соответствовать работам, предусмотренным квалификационными характеристиками водолазов соответствующего класса и группы специализации водолазных работ.

Читайте так же:  Как оформить договор купли продажи автомобиля с рук

6. Квалификационными характеристиками предусматривается, что водолазы более высокой квалификации помимо работ, перечисленных в квалификационных характеристиках присвоенного им класса, должны обладать знаниями и навыками для выполнения всех работ, предусмотренных квалификационными характеристиками водолазов низшей квалификации.

7. При присвоении водолазу класса квалификации он должен, в соответствии с квалификационной характеристикой соответствующего класса, устно ответить на вопросы из раздела «Должен знать» и сдать пробу, т.е. самостоятельно выполнить отдельные работы, указанные в разделе «Характеристика работ». При сдаче пробы водолазной квалификационной комиссии предприятия (организации) водолаз выполняет пробные работы из числа имеющихся на данном предприятии (в организации) и приведенных в разделе «Характеристика работ» по соответствующему классу квалификации.

8. Наряду с требованиями, изложенными в квалификационных характеристиках и предъявляемыми к уровню теоретических и практических знаний, водолазы всех классов квалификации и всех групп специализации водолазных работ должны знать:

правила техники безопасности на водолазных работах;

правила технической эксплуатации водолазного снаряжения’, средств обеспечения водолазных спусков, приспособлений и инс­трументов в соответствующей группе специализации водолазных работ;

правила техники безопасности, относящиеся к объекту, в составе которого работает водолаз (порт, судно, строительство и т.п.);

технологию производства выполняемых работ;

порядок организации рабочего места;

правила внутреннего трудового распорядка объекта работ.

9. Квалификации «водолаз 3-го класса», «водолаз 2-го класса», «водолаз 1-го класса» присваиваются с указанием группы специализации водолазных работ (I и II группы не разделяются). Например, «водолаз 2-го класса I—II групп специализации».

10. Квалификация «водолаз 3-го класса» присваивается водолазу по месту первоначального обучения в учебном заведении или на курсах по программам, утвержденным Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

11. Квалификация «водолаз 2-го класса» присваивается водолазу 3-го класса, прошедшему переподготовку в учебном заведении или на курсах по программе водолаза 2-го класса, утвержденной Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию.

При этом водолаз должен проработать под водой с начала водолазной практики в любых типах водолазного снаряжения не менее 1000 ч (для водолазов I—II групп специализации работ) или не менее 300 ч (для водолазов III группы специализации работ).

12. Квалификация «водолаз 1-го класса» присваивается водолазу 2-го класса, прошедшему переподготовку в учебном заведении или на соответствующих курсах по программе водолаза 1-го класса, утвержденной Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию. При этом водолаз должен проработать под водой с начала водолазной практики в любых типах водолазного снаряжения не менее 2000 ч (для водолазов I—II групп специализации работ) или не менее 400 ч (для III группы специализации работ).

Водолаз 1-го класса I—II групп специализации водолазных работ должен уметь выполнять подводные работы по одной из допол­нительных профессий — газорезчика, электросварщика или взрыв­ника.

13. Водолаз, имеющий дополнительную профессию электросварщика или газорезчика, должен знать устройство аппаратуры подводной сварки и резки металлов, правила эксплуатации и технику безопасности при производстве указанных работ под водой.

Водолаз, имеющий дополнительную профессию взрывника, должен знать взрывное дело, уметь производить подводные взрывные работы и иметь Единую книжку взрывника.

14. Лицам, служебными обязанностями которых предусматриваются эпизодические спуски под воду, прошедшим в надлежащем объеме обучение водолазному делу, медицинское освидетельствование на предмет определения годности к водолазным спускам и сдавшим зачеты водолазной квалификационной комиссии, присваивается квалификация «водолаз».

Допускается переход водолазов всех классов из I—II групп специализации водолазных работ в III группу специализации водолазных работ и обратно при условии сдачи теоретических экзаменов водолазной квалификационной комиссии предприятия (организации) в объеме квалификационных требований, предъявляемых к водолазам соответствующего класса, и прохождения практических испытаний.

16. Водолазы сохраняют присвоенные классы квалификации только при выполнении ими следующих обязательных годовых норм часов пребывания под водой:

В случаях, когда указанные в п. 16 настоящего Положения обязательные годовые нормы пребывания под водой не обеспечиваются фактическим объемом выполненных работ, руководители предприятий (организаций) и капитаны судов должны организовывать для водолазов тренировочные спуски под воду и это время засчитывать в обязательные годовые нормы пребывания под водой.

Медицинские работники, обеспечивающие водолазные спуски, должны проходить тренировки в декомпрессионных камерах 2 раза в месяц при давлении 1 МПа (10 кгс/см 2 ) и времени пребывания под наибольшим давлением до 10 мин.

Водолазам 2-го и 1-го классов может быть понижен класс квалификации, а водолазы 3-го класса и водолазы могут быть дисквалифицированы на срок до 3 месяцев в случаях неудовлетворительной оценки при ежегодной проверке знаний водолазной квалификационной комиссией, а также в случаях, предусмотренных законодательством и Уставом о дисциплине.

Примечание. По характеру водолазные работы разделяются на 3 группы специализации.

I группа — строительство и ремонт подводных частей гидротехнических сооружений, бурового и нефтегазопромыслового оборудования; прокладка и ремонт трубопроводов и кабелей; подводные судоподъемные и аварийно-спасательные работы; дноуглубительные и дноочистительные работы; судоремонтные, судовые, по очистке корпусов судов, монтажные и слесарные работы; техническое обслуживание подводных частей бурового и нефтепромыслового оборудования на морских Нефтяных и газовых месторождениях, а также морских трубопроводов и кабелей; экспериментальные водолазные спуски;

II группа — эксплуатационное обслуживание подводных частей гидротехнических сооружений, водных путей и каналов, техническое обслуживание трубопроводов и кабелей <кроме морских); обслуживание научно-исследовательских работ (кроме экспериментальных спусков); выращивание и добыча морепродуктов;

III группа — спасательные водолазные работы на спасательных станциях,- обследование и очистка дна водных объектов для массового отдыха.

КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВОДОЛАЗОВ

1. Водолаз 3-го класса I—II групп специализации работ

Обследование акваторий, подводной части гидротехнических сооружений, уложенных в подводные траншеи трубопроводов и кабелей. Осмотр каменных откосов каналов, шлюзов, плотин и дамб, опорных частей причальных стенок, пирсов и других сооружений для швартовки судов, плавучих знаков, обстановки пути и средств навигационного оборудования. Поиск трубопроводов и кабелей с. помощью трассоискателей. Определение глубин залегания трубопроводов с помощью трассоиекателей или методом снятия поперечников. Разработка подводного грунта с помощью гидроразмывочных средств, водоструйного или пневматического грунтососов и отбойного молотка с целью углубления и очистки дна, а также удаления наносов из корпуса затонувшего судна. Работы, связанные с отсыпкой грунта. Грубое ровнение подводных каменно-щебеночных и песчаных постелей под основания гидротехнических сооружений или подводных объектов. Бурение шпуров под водой. Перепиливание элементов деревянных конструкций, устройство шипов на сваях, обшивка и конрпачение щелей в шпунтовых рядах, постановка деревянных пробок в отверстия и прокладок в зазоры деревянных конструкций. Выпиливание окон в шпунтовых стенках и рядах. Забивка и вытаскивание ершей, скоб, костылей, гвоздей, постановка болтов и завертывание гаек. Разборка деревянных настилов вручную. Установка оголовков и массивов массой до 20 т на постель. Укладка бетонной смеси под водой в мешках, бадьях или ящиках (кюбелях). Строповка, расстроповка предметов под водой. Выгрузка из корпуса затонувшего судна груза, не требующего балансировки. Добыча морепродуктов, проведение подводных наблюдений за орудиями промышленного рыболовства (для водолазов, работающих на добыче морепродуктов и обеспечении работы орудий промышленного рыболовства). Обслуживание научно-исследовательских работ. Проведение профилактического осмотра корпуса судна. Очистка подводной части корпуса и кингстонных решеток судна от обрастаний и засорений. Очистка гребных винтов судов Очистка подводных путей слипов и эллингов. Выполнение под водой простых монтажных, слесарных, плотничных и такелажных работ. Наружное обследование корпусов затонувших судов. Остропка и подсоединение шлангов к судоподъемным понтонам, а также выполнение других аналогичных по характеру работ. Обеспечение всех видов аварийно-спасательных, судоподъемных, судовых и подводнотехнических работ, выполняемых водолазами более высокой квалификации.

правила хранения, проверки, подготовки и устранения мелких неисправностей водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков, кроме механизмов, агрегатов и других устройств, обслуживаемых мотористами, электриками и другими специалистами; правила водолазных спусков; основы водолазной медицины, физические и физиологические особенности водолазных спусков технологию производства водолазных работ, соответствующих квалификационной характеристике, организацию рабочего места; устройство контрольно-измерительных приборов и инструментов, применяемых при работе под водой; способы и технологию обследования акваторий; уложенных трубопроводов и кабелей; технологию поиска и подъема предметов, находящихся под водой.

Основы черчения и чтение простых чертежей; правила составления схем, эскизов и актов по результатам обследований; способы разработки подводного грунта, приемы подсыпки и ровнения подводных каменно-щебеночных и песчаных постелей, выправки и подбивки рельсовых путей судоподъемных сооружений; приемы производства слесарных, плотничных и такелажных работ, укладки бетона под водой; правила установки и стыковки водозаборных и водовыпускных оголовков, блоков и массивов; способы добычи морепродуктов водолазным способом, технологию проведения наблюдений за орудиями промышленного рыболовства, виды морепродуктов и опасных морских животных (для водолазов, за­нятых на добыче морепродуктов и наблюдающих за орудиями промышленного рыболовства); такелажное дело и правила пользо­вания такелажем; устройство судоподъемных сооружений; назна­чение конструктивных элементов и оборудования гидротехнических сооружений и принцип их работы; основные сведения об устройстве судов; правила и последовательность осмотра корпусов затонувших судов; способы замера пробоин в корпусах судов и повреждений гидротехнических сооружений.

2. Водолаз 2-го класса I—II групп специализации работ

Обследование перекатов. Обследование судоподъемных сооружений. Полное обследование и работы по ремонту подводной части гидротехнических сооружений. Укладка дюкеров, подводных трубопроводов и кабелей. Контроль правильности укладки подводных трубопроводов и кабелей. Установка грузов на подводной трубопровод, монтаж и демонтаж муфт, полумуфт и защитных Решеток. Замеры прогиба уложенных в траншеи трубопроводов. Чтение чертежей средней сложности. Промывка глубоких траншей и туннелей под корпусом затонувшего судна, заводка проводников туннели. Установка оголовков и массивов массой от 20 до 50 т, ряжей и других конструкций гидротехнических сооружений. Установка и разборка под водой всех видов опалубки, установка арматуры на пробоины. Постановка стяжек и оттяжек. Осмотр и ремонт опорно-ходовых частей затворов и ворот на шлюзах. Обслуживание научно-исследовательских работ, выполняемых с обитаемых подводных аппаратов и подводных лабораторий. Выполнение работ на пассивных орудиях рыболовства. Выгрузка из корпусов затонувшего судна груза, требующего балансировки. Подъем затонувших автомашин, тракторов и других технических средств. Работы в затопленном отсеке судна. Замеры пробоин в корпусах судов и повреждений гидротехнических сооружений. Ремонт и очистка подводных устройств судов от посторонних предметов и другие аналогичные по характеру и сложности работы. Исправление лопастей гребного винта. Исправление рулевого устройства. Заделка повреждений трубопроводов. Установка судов на судоподъемные сооружения. Испытание новых образцов водолазного снаряжения, средств жизнеобеспечения водолазных спусков и средств подводной механизации труда водолазов.

организацию работ водолазной станции на глубине до 45 м; методику и способы обучения подчиненного водолазного состава новым приемам выполнения работ под водой; инструкции по применению рабочих водолазных таблиц и использованию декомпрессионных камер, ведению всех видов документации по водолазному делу и отчетности; способы выявления неисправностей и приемы проведения предупредительного (текущего) ремонта водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков (кроме механизмов, агрегатов и других устройств, обслуживаемых мотористами, электриками и другими специалистами); правила и сроки дезинфекции водолазного снаряжения; способы оказания первой медицинской помощи при водолазных заболеваниях до прибытия медицинского работника; основы электротехники, конструкции корпусов судов и различных гидротехнических сооружений; приемы и способы обследования и ремонта подводной части гидротехнических сооружений; все виды опасных морских животных и способы защиты от их нападения; правила осмотра и подготовки подводных аппаратов к погружению под воду и к подъему их на борт судна-носителя; организацию работ по ремонту пассивных орудий лова (для водолазов, занятых на добыче морепродуктов и наблюдающих за орудиями промышленной рыболовства); приемы и способы балансировки грузов, подъем затонувшей техники; способы укладки подводных трубопроводов

Читайте так же:  Можно ли вернуть туфли в магазин

кабелей, рельсовых путей судоподъемных сооружений и контроля выполненной работы; приемы и способы установки судов на судо­подъемные сооружения; приемы обследования внутренних поме­щений затонувших судов и перекатов; способы промывки траншей и туннелей, заводки проводников при судоподъеме; приемы и способы проведения испытаний новых образцов водолазного снаряжения и средств обеспечения водолазных спусков.

3. Водолаз 1-го класса I—II групп специализации работ Характеристика работ

Составление планшетов глубин с определением характеристики грунта. Выполнение сложных замеров при обследовании затонувших судов. Установка оголовков и массивов массой свыше 50 т. Управ­ление телевизионными установками при обследовании судов и гидротехнических сооружений. Снятие и изготовление контурных и объемных шаблонов пробоин корпусов судов и повреждений под­водных частей гидротехнических сооружений. Разметка мест расположения туннелей, котлованов и носителей. Руководство пос­тановкой пластырей на пробоины. Резка и сварка металла под водой. Выполнение взрывных работ под водой. Смена гребных винтов или их лопастей. Ремонт и смена датчиков электрорадионавигационных и поисковых приборов, установленных на корпусах судов. Работы по устранению водотечности подводной части корпуса аварийного суд­на: Остропка судоподъемных понтонов и гаков гиней.

Крепление судоподъемных стропов, полотенец и других подъ­емных приспособлений, равнение и найтовка судоподъемных понтонов. Подсоединение шлангов к судоподъемным понтонам. Выполнение всех сложных аварийно-спасательных, судовых, судоремонтных и других водолазных работ.

организацию работ и руководство водолазной станцией или группой водолазных станций на глубинах до 60 м; правила использования и ремонта всех видов водолазной техники своей группы специализации, кроме агрегатов, механизмов и устройств, обслуживаемых мотористами, электриками и другими специалистами; принципы устройства и применения телевизионной и другой радиотехнической аппаратуры, используемой водолазами под водой; характеристики грунтов и порядок их определения, основные виды аварий подводных частей гидротехнических сооружений; порядок и правила обследования технического состояния подводных частей гидротехнических сооружений, выполнения ремонтных и аварийно-восстановительных работ на этих сооружениях; чтение сложных Чертежей; конструкции сложных гидротехнических сооружений; правила эксплуатации подводных планировщиков постелей и

откосов; принцип действия электросварочных машин и аппаратов для сварки и резки металла под водой; правила обслуживания элек­тросварочных аппаратов, основные свойства свариваемых металлов; назначение электроизмерительных приборов и приспособлений, применяемых для контроля; основные свойства газов и жидкостей, применяемых при резке и сварке металла под водой (для газорезчи­ков, электросварщиков); основные свойства и особенности приме­няемых аппаратуры и взрывчатых материалов и меры предосто­рожности при обращении с ними (для взрывников); основные понятия по теории устройства судов, остойчивости судна; расчеты по подъему затонувших судов и размещению судоподъемных понтонов по длине затонувшего судна; технологию проведения водолазных работ по подъему затонувших судов и грузов.

4. Водолаз 3-го класса III группы специализации работ

Выполнение спасательных водолазных работ. Оказание первой доврачебной помощи терпящим бедствие на воде и после извлечения пострадавших из воды. Проверка и подготовка спасательных средств к работе

правила хранения, проверки и подготовки водолазного сна­ряжения; приемы устранения мелких неисправностей водолазного снаряжения; приемы и способы плавания, ныряния, освобождения от захватов человеком, терпящим бедствие на воде, и приемы его буксировки, приемы и способы оказания первой доврачебной помощи терпящим бедствие на воде и после извлечения пострадавших из воды; основы водолазной медицины, физические и физиологические особенности водолазных спусков; организацию службы на спасательной станции.

5. Водолаз 2-го класса III группы специализации работ

Обследование и очистка акваторий, предназначенных для мас­сового отдыха трудящихся. Руководство всеми видами поисковых работ, связанных с обнаружением и подъемом пострадавших из воды. Руководство и проведение водолазных работ при оказании помощи людям, терпящим бедствие на воде, с использованием различных видов спасательных средств. Руководство спасательной станцией (маневрово — поисковой группой). Зарядка водолазных аппаратов сжатым воздухом.

организацию работ водолазной станции на глубине до 45 м; инструкции по ведению всех видов документации и отчетности по водолазному делу; руководящие документы по спасательной службе;

методы поисковых водолазных работ; способы выявления неисправностей и приемы проведения предупредительного (текущего) ремонта водолазного снаряжения; правила и сроки дезинфекции водолазного снаряжения; правила и способы зарядки водолазных аппаратов сжатым воздухом; способы оказания первой доврачебной помощи при водолазных заболеваниях до прибытия медицинского работника. 6. Водолаз 1-го класса III группы специализации работ Характеристика работ.

Пользование всеми видами водолазной техники, применяемой в спасательной службе, и проведение ремонта этой техники. Руководство спасательными работами в сложных условиях при оказании помощи терпящим бедствие на воде. Руководство группой водолазных станций или спасательной станцией I—II разрядов. Практическая подготовка водолазов по своей группе специализации работ. Спасание людей с затонувших речных катеров (судов маломерного флота), автомашин, тракторов и другой техники. Самостоятельное управление катером.

организацию работ и методы руководства водолазной станцией на глубинах до 60 м или группой станций; все виды водолазного снаряжения и оборудования, находящегося в спасательной службе; правила использования и ремонта водолазной техники своей группы специализации работ, кроме агрегатов, механизмов и устройств, обслуживаемых мотористами, электриками и другими специалистами; методику и способы обучения подчиненного водолазного состава новым приемам выполнения спасательных работ, отработки спасательных задач, проведения тренировок и подготовки водолазов в свежей группе специализации; правила управления катером и правила плавания по внутренним водным путям; понятие об остойчивости судов.

Выполнение под водой работ по фотографированию и киносъемкам, медицинским и научным исследованиям, осмотру и приему строительных работ и объектов и др. Устранение мелких неисправностей водолазного снаряжения. Должен знать:

один из типов используемого водолазного снаряжения и правила спусков в нем; приемы и способы выполнения работ под водой при фотографировании, киносъемках, осмотре объектов и др., причины и признаки специфических водолазных заболеваний, возникающих при спусках в используемом снаряжении; правила техники безопасности и технической эксплуатации используемого водолазного снаряжения.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОДОЛАЗНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КОМИССИЯХ

1. Водолазные квалификационные комиссии (ВКК) создаются в составе 3—5 человек приказом руководителя специализированного предприятия (организации), выполняющего водолазные работы, или учебного заведения (курсов), ведущего обучение и переподготовку водолазов.

В ВКК обязательно включаются: водолазный специалист, врач, имеющий специальную подготовку, и представитель профсоюзной организации.

При сдаче водолазами экзаменов на присвоение дополнительной профессии «взрывник» в работе ВКК обязательно участие представителя Госгортехнадзора СССР.

2. ВКК в организационных вопросах своей деятельности подчиняются руководителю предприятия (организации, учебного заведения, курсов), руководствуются указаниями соответствующей центральной водолазной квалификационной комиссии.

3. На водолазную квалификационную комиссию возлагается;

проверка теоретических знаний и практических навыков работников и принятие решений о возможности присвоения им квалификации водолазов 3-, 2-, 1-го классов или водолаза;

проверка теоретических знаний и практических навыков водолазов и принятие решений о возможности присвоения им дополнительных профессий (электросварщик, газорезчик, взрывник);

ежегодная проверка знаний у водолазов Правил безопасности труда на водолазных работах, правил техники безопасности и инструкций, действующих на объектах работ.

4. Проверка теоретических знаний и практических навыков проводится ВКК в соответствии с квалификационными требованиями и программами обучения водолазов.

Оценка теоретических знаний и практических навыков лиц, подвергающихся испытаниям, производится по пятибалльной системе.

5. ВКК несет ответственность за отклонение от квалификационных требований программ обучения, а также за правильность

6. Решения ВКК принимаются на основании проведенных экзаменов и рассмотрения документов, представленных администрацией.

При принятии решений обязательно рассматриваются следующие документы:

заключение медицинской комиссии о допуске к водолазным спускам с указанием глубины;

личная книжка водолаза или справка о количестве часов пребывания под водой;

учебный журнал и табель успеваемости (для прошедших первоначальное или последующее обучение).

7. Результаты экзаменов и принятые ВКК решения оформляются протоколом, который утверждается руководителем предприятия (организации, учебного заведения, курсов).

Протокол составляется в 2 экземплярах, из которых один хранится на предприятии (организации, учебном заведении, курсах), а другой направляется в центральную водолазную квалификационную комиссию. Оба экземпляра протокола подписывают председатель и члены комиссии.

8. На основании решения ВКК приказом руководителя предприятия (организации, учебного заведения, курсов) по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза работникам присваивается соответствующая водолазная квалификация или дополнительная профессия, о чем делается запись в личной книжке водолаза, а лицам, прошедшим первоначальное обучение, выдается личная книжка водолаза, в которой указывается присвоенный класс квалификации.

9. Центральные водолазные квалификационные комиссии (ЦВКК) создаются в составе 7 — 9 человек приказом руководителя по соответствующему министерству, ведомству или объединению, управлению, тресту, на которые возложена ответственность за производство водолазных работ на подчиненных данному министерству или ведомству предприятиях (организациях).

В ЦВКК обязательно включаются: главный водолазный спе­циалист, врач, имеющий специальную подготовку, главный инженер, представитель отдела кадров объединения, управления, треста, на которые возложена ответственность за производство водолазных работ на предприятиях (организациях), подчиненных данному л министерству или ведомству, а также технический инспектор труда соответствующего профсоюза, представитель отдела по технике безопасности и, в случае присвоения водолазам профессии «взрывник», представитель Госгортехнадзора СССР.

10. На центральную водолазную квалификационную комиссию возлагается:

составление и рассмотрение квалификационных требований для водолазов всех классов квалификации и групп специализации водолазных работ;

руководство деятельностью водолазных квалификационных комиссий предприятий организаций, учебных заведений, курсов), подчиненных данному министерству или ведомству;

рассмотрение жалоб на неправильные действия водолазных квалификационных комиссий предприятий (организаций, учебных заведений, курсов) и принятие по ним решений;

рассмотрение специальных вопросов.

Решения центральной водолазной квалификационной комиссии утверждаются руководителем, приказом которого она создана, и яв­ляются обязательными для водолазных квалификационных комиссий и руководителей предприятий (организаций, учебных заведений, курсов), подчиненных данному министерству или ведомству.