Требования для айкидо

Аттестационные требования

10-й кю (1 желтая полоска на поясе)

1. Сэйдза (положение сидя на коленях)

2. Мукусо (медитация)

3 Рэй (поклон-приветствие)

4. Ритуал начала и окончания тренировки. (общее впечатление)

5. Маеукеми в сувариваза (страховка кувырок в перед в положении сидя)

6. Ушироукеми в сувариваза (страховка кувырок назад в положении сидя)

7. Падение на руки со стойки на коленях.

Сувариваза (техника на коленях)

8. Маесико (передвижение в перед на коленях)

9. Уширосико (передвижение назад на коленях)

Тачиваза (техника выполняемая в стойке)

10. Камае (широкая и закрытая стойки в вариантах мигиханми и хидариханми)

11. Цугиаши (скользящий шаг с передней ноги)

12. Акуриаши (подставной шаг с заде стоящей ноги)

13. Смена ханми (смена стойки)

14. Кайтэн (разворот на месте)

9-й кю (2 желтых полоски на поясе)

4. Ритуал начала и окончания тренировки.

5. Маеукеми в тачиваза (страховка кувырок в перед с положении стоя)

6. Ушироукеми в тачиваза (страховка кувырок назад с положении стоя)

7. Страховка падения назад с колен

8. Падение на руки со стойки

11. Тэнкан (разворот назад)

12. Камае (широкая и закрытая стойки в вариантах мигиханми и хидариханми)

15. Смена ханми (аюмиаши)

17. Тэнкан (разворот с шагом назад)

18. Ирими-кайтэн (шаг в перед и разворот)

19. Ирими-тэнкан (шаг в перед разворот и шаг назад)

Начальная ступень 8-4й кю возраст 7-11 лет по окончанию этой ступени ребёнок должен знать базовые техники, уметь страховаться при падении, иметь определённую физическую подготовку.

8-й кю. (3 желтых полоски на поясе)

4. Ритуал начала и окончания тренировки.

5. Маеукеми в тачиваза

6. Ушироукеми в тачиваза

7. Страховка падения назад со стойки

8. Падение на руки со стойки

13. Камае (широкая и закрытая стойки в вариантах мигиханми и хидариханми)

17. Аюмиаши

20. Цугиаши-кайтэн

21. Цугиаши-тенкан

Тачиваза (айханми катате-тори)

22. Икё омоте

23. Икё ура

24. Никё омоте

25. Никё ура

Отжимание от пола девочки 5 мальчики 10

Пресс девочки 10 мальчики 15

7-й кю (4 желтых полоски на поясе)

Программа 8-го кю

  1. Гъяко-ханми катате тори тенкан
  2. Гякоукеми
  3. Аюмиаши-тэнкан
  4. Аюмиаши-кайтэн
  5. Ирими-кайтэн шикогери
  6. Ириминаге омоте (ирими-кайтэн кайтэн-ирими)
  7. Котэгаеши ура
  8. Кокюхо

Отжимания девочки 10 мальчики 15

Пресс девочки 15 мальчики 20

6-й кю (желтый пояс)

Программа 7-го кю

  1. Айханми катате тори ирими-тенкан
  2. Шикогери Ирими-тенкан
  3. Шихонаге омотэ
  4. Шихонаге ура
  5. Ириминаге ура (ирими-тенкан кайтен)

Отжимания девочки 15 мальчики 20

Пресс девочки 20 мальчики 25

5-й кю (оранжевый пояс)

Программа 6-го кю

  1. Учекайтен санкё омотэ
  2. Учекайтен санкё ура
  3. Тэнчин наге
  4. Иккёундо
  5. Шикогери ирими-тенкан сувариваза

Отжимания девочки 20 мальчики 25

Пресс девочки 25 мальчики 30

4-й кю (зеленый пояс)

Программа 5-го кю

  1. Кайтэн наге (сото)
  2. Кокюнаге
  3. Икё в сувари ваза омотэ
  4. Икё в сувариваз ура

Отжимания девочки 20 мальчики 30

Пресс девочки 30 мальчики 40

Старшая ступень 3-1 кю. Возраст 11- 13 лет К завершению этой ступени ученики должня быть готовы к сдаче на 6-й взрослый кю.

3-й кю (синий пояс)

Программа 4-го кю

  1. Торифунэ и фуритама
  2. Гошо
  3. Икё омоте два варианта
  4. Икё ура два варианта
  5. Ёнкё омотэ
  6. Ёнкё ура
  7. Никё омотэ в сувариваза
  8. Никё ура в сувариваза

2-й кю (фиолетовый пояс)

Программа 3-го кю

  1. Шихонаге омоте два варианта
  2. Шихонаге ура два варианта
  3. Шихонаге омоте в сувариваза
  4. Шихонаге ура в сувариваза
  5. Котегаеши в сувариваза
  6. моно тски — иримитенкан

1-й кю (коричневый пояс)

Программа 2-го кю

  1. Санкё омоте
  2. Санкё ура
  3. Санкё омоте в сувари ваза
  4. Санкё ура в сувариваза
  5. Ириминаге в сувариваза
  6. Кокюнаге
  7. Шомен учи ирими-тенкан

Все техники с 10 по 1-й кю выполняются от айханми катате тори.

Требования для айкидо

В течение учебного года наша Федерация Айкидо проводит три аттестации для младших групп и один экзамен в дошкольных группах. Чтобы чувствовать себя уверенно во время аттестации, ребёнок готовится достаточно продолжительное время: усердно тренируется на занятиях, внимательно выполняет все домашние задания и рекомендации учителя, ответственно относится к соблюдению этикета Айкидо на татами. Федерация Айкидо ведёт регулярный учёт посещаемости занимающимися тренировок. Все отметки и замечания заносятся в журнал. Количество посещённых занятий прямым образом влияет на допуск к экзамену. Каждый ученик в младшей группе уровня 1 ведёт две тетради, в которых выполняет все домашние задания. Качество выполненных работ оценивает инструктор. Как показывает практика, знание теоретических основ Айкидо в лучшей степени у тех детей, которые очень внимательно и осознанно делают домашние задания. Незнание или недостаточное знание теории по своему уровню (поясу) может негативно отразиться на результатах экзамена, потому что все команды во время аттестации произносятся на японском языке.

Аттестация обычно проходит во время семинара по Айкидо и является его составной часть. Дети, которые по каким-то причинам не принимали участие в семинарских тренингах, до экзамена не будут допущены. Программа семинара является неотделимым условием для успешной сдачи всех экзаменационных требований.

Перед детским экзаменом рядом с информационным стендом в каждом зале вывешивается таблица аттестации, в которой перечислены все ученики детских групп. Напротив каждой фамилии представлены показатели посещаемости за период с последней аттестации, указаны регулярность выполнения домашних заданий, а также поведение на занятиях и знание этикета Айкидо. Исходя из этих показателей, в конце строки приведён результат: допуск или недопуск к аттестации на пояс. Если ребёнок допущен до экзамена, его родителям следует до указанного в таблице срока подойти к руководителям Федерации для получения дальнейших инструкций. После учебно-аттестационного семинара вывешивается список аттестованных. Ребёнок, успешно сдавший экзамен на кю, получает соответствующий сертификат и имеет право пришить на оба конца белого пояса полоски соответствующего цвета. Если ребёнок успешно справился со всей детской программой, то он имеет право начать заниматься по взрослой программе.

В случае недопуска до экзамена ни в коем случае не нужно переживать. Возможно, Вашему ребёнку не хватило всего несколько тренировочных часов. Эту ситуацию легко можно исправить, посетив количество недостающих занятий в наших других залах. Тем более что предварительные списки допущенных до аттестации вывешиваются не позднее, чем за 7 дней до экзамена.

Аттестация в дошкольных группах проводится обычно в конце учебного года. К ней допускаются преимущественно дети старше 5 лет. В силу возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста физическая и психо-эмоциональная нагрузка во время экзамена значительно ниже, чем в младших группах. Тем не менее, дошкольники и их родители всегда чувствуют большую ответственность и подходят к вопросу подготовки к аттестации с большим вниманием. Несомненно, это волнительный момент как для детей и их родителей, так и для инструкторов Федерации. Ведь у большинства детей это самый первый экзамен в их жизни!

В любом случае, всегда нужно помнить, что аттестация в детской группе является лишь небольшой, но очень важной для ребёнка ступенькой вверх. Сама вершина познания Айкидо находится где-то очень высоко за облаками. Только терпеливым и усердным откроется мир Айкидо во всём его многообразии!

Чтобы быть допущенным до экзамена на пояс, кандидату необходимо выполнить ряд аттестационных требований:

обязательное участие во всех семинарских занятиях, которые предшествуют самому экзамену;

количество тренировочных часов, необходимых для допуска к экзамену (чем выше уровень, тем больше тренировок следует посетить);

минимальное знание этикета Айкидо (учебная программа Вам в помощь);

успешное прохождение предварительной аттестации (владение всеми техниками (приёмами) на следующий пояс, а также на все предыдущие пояса, которые приведены в разделе аттестационные требования в учебной программе);

заполненный экзаменационный лист с личной подписью президента Федерации;

наличие специальной тренировочной одежды (см. раздел ФОРМА В АЙКИДО );

своевременное внесение аттестационного взноса.

Часто взрослым приходится сдавать экзамен сенсею, который был приглашён нашей Федерацией специально для проведения учебно-аттестационного семинара. Наша Федерация очень серьёзно относится к вопросу подготовки учеников к аттестации. Нередко проводится предварительная аттестация на пояса, на которой руководство Федерации тщательным образом отслеживает все технические ошибки и даёт рекомендации к их исправлению. Ученикам следует с должным уровнем ответственности относится к подготовке на пояс. Ведь успех или неуспех на экзамене прямым образом отражается на репутации Федерации. Лучше лишний раз подойти к своему сенсею с вопросом и попросить его помочь разобраться в непонятных моментах. Во время экзамена ваш учитель уже ничем не сможет Вам помочь: Вы остаётесь наедине со своими знаниями, приобретёнными во время тренировок умениями и навыками и экзаменатором.

Читайте так же:  Условия переуступки права требования

После экзамена вывешивается список тех, кто успешно выдержал испытание. В скором времени вручается сертификат соответствующего образца, который подтверждает полученный Вами уровень. У учеников старшей группы существует ученическая карточка, в которую ставится отметка об участии в семинаре и получении соответствующего пояса.

Не стоит тормозить своё развитие в айкидо, придумывая всяческие оправдания в неспособности принять участие в аттестации. Также не следует быть слишком поспешным в своём прогрессе в Айкидо и во что бы то ни стало стремиться любым путём заполучить долгожданный пояс. Всему своё время!

Всем известно — важен не цвет пояса, а соответствие мастерства его владельца полученному уровню. Этому высказыванию необходимо придерживаться всем желающим достичь высот в Айкидо!

Рекомендации новичкам Айкидо

Требования и советы ученикам

Для занятий Айкидо не требуется какой-то специальной подготовки или навыков в других боевых искусствах. Самое главное – это желание начать тренировки!

Немаловажный достоинством Айкидо является возможность занятий в любом возрасте. Это связано с отсутствием сверхнагрузок, соревнований и травматизма, при выполнении упражнений и техник, как показывает тренер Айкидо.

Единственным исключением является наличие прямых противопоказаний для занятий физической культурой и спортом. В остальном же начальная физическая форма не важна.

Благодаря грамотному подходу к тренировочному процессу набор в группу идет круглый год. Для начала совершенно не нужно ждать нового месяца или сезона, Вы можете прийти в любой из дней по расписанию в подходящую Вам по графику группу.

На первых занятиях Вам будет уделено повышенное внимание со стороны инструктора Айкидо. Также Вам окажет помощь в обучении один из старших учеников группы, который поможет понять базовые упражнения и другие технические элементы, которые демонстрирует тренер Айкидо.

На тренировках используется специальная одежда, называемая Доги (в России широко известна как Кимоно). Это специальная форма для тренировок, которая достаточна прочная и свободная, что позволяет свободно техники без стеснения, не думая, что одежда порвется или растянется. При покупке обратите внимание, чтобы Доги были чисто белыми без посторонних надписей и рисунков. Под это подходит кимоно для Айкидо и чуть более плотное – для Дзюдо. На первых занятиях будет достаточным наличие спортивных штанов и футболки.

Также возьмите с собой тапочки или любую другую сменную обувь, чтобы дойти от раздевалки до зала. Тренировка проходит на мягком покрытие Татами босиком. Если есть необходимость быть в носках, то позаботьтесь, чтобы они были белыми.

Эффективность занятий достигается регулярностью, поэтому очень рекомендуется ходить хотя бы 2 раза в неделю без больших перерывов.

Хотите попробовать? Просто позвоните по телефону: +7(926)549-4229 и приходите на тренировки! Первое занятие ознакомительное, бесплатное. Все понравится – запишем в группу.

Рекомендации при покупке кимоно

Кимоно должно быть белым и без оттенков.

Кимоно должно быть немного больше Вам по размеру. 90% кимоно садится после нескольких стирок на 4-8 см. Поэтому если Ваш рост 174см, смело берите кимоно на рост 180см.

Низ куртки должен закрывать пах. Также очень удобным являются завязки на кимоно, чтобы куртка не распахивалась на занятиях.

Очень хорошо, если колени штанов будут усилены вторым слоем.

Концы пояс после 1-2 оборотов вокруг туловища должны быть длиннее низа куртки на 10см.

Экзаменационная програма и требования по Айкидо Айкикай для членов клуба Буюкан.

Экзамены по Айкидо Айкикай в Клубе Буюкан могут проводится четыре раза в год (один раз в квартал).

К экзаменам допускаются лица, являющиеся членами клуба и не имеющие задолженностей по членским взносам.

Программа основана на экзаменационных требованиях Айкикай Хомбу Додзё, а также включает в себя парную технику кумидзё и дзёай Сугавара Сэнсэя.

Квалификационные требования к спортивным судьям по виду спорта «Айкидо» (утв. приказом Министерства спорта РФ от 7 марта 2018 г. N 207)

Требования для присвоения квалификационных категорий спортивных судей

Требования для подтверждения квалификационных категорий спортивных судей

Требования к оценке практики судейства для присвоения (подтверждения) квалификационной категории спортивного судьи

Требования к прохождению теоретической подготовки для присвоения (подтверждения) квалификационной категории спортивного судьи

* — для подтверждения квалификационной категории спортивного судьи

Требования к сдаче квалификационного зачета (экзамена) для присвоения (подтверждения) квалификационной категории спортивного судьи

* — для подтверждения квалификационной категории спортивного судьи

Требования к включению спортивных судей в судейские коллегии

Судейство международных спортивных соревнований, включённых в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, проводимых на территории Российской Федерации, утверждённый Минспортом России, приравниваются к другим всероссийским спортивным соревнованиям.

Возможно привлечение к судейству спортивных соревнований по виду спорта «айкидо» спортивных судей, имеющих квалификационную категорию спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории» по виду спорта «киокусинкай» (дисциплина «ката»).

Настоящие квалификационные требования действуют до 31 декабря 2019 года.

Сокращения, используемые в квалификационных требованиях к спортивным судьям

ВК — квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья всероссийской категории»;

1К — квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья первой категории»;

2К — квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья второй категории»;

3К — квалификационная категория спортивного судьи «спортивный судья третьей категории»;

ЮС — юный спортивный судья;

ОСФ — общероссийская спортивная федерация по виду спорта «айкидо»;

РСФ — региональная спортивная федерация по виду спорта «айкидо»;

ВКС ОСФ — всероссийская коллегия судей ОСФ по виду спорта «айкидо»;

КС РСФ — коллегия судей региональной спортивной федерации по виду спорта «айкидо»;

Правила — правила вида спорта «айкидо»;

Соревнования — официальное спортивное соревнование или физкультурное мероприятие, включенное в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по предложениям ОСФ, или в календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, городских округов

Обзор документа

Утверждены квалификационные требования к спортивным судьям по айкидо.

Установлены требования для присвоения и подтверждения квалификационных категорий, к оценке практики судейства, к прохождению теоретической подготовки, к сдаче квалификационного зачета (экзамена), к включению спортивных судей в судейские коллегии.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Федерация Айкидо Марий Эл

занятия для детей и взрослых

Наши на Торнадо 2016

VII Открытые Всероссийские юношеские Игры боевых искусств

Международный семинар по Айкидо г.Йошкар-Ола

Интервью.Александр Викторович Чуфистов

Физическая подготовка. Методическое пособие по Айкидо для детей

Региональная физкультурно-спортивная общественная организация «ФЕДЕРАЦИЯ АЙКИДО» Республики Марий Эл (РФСДМОО «ФЕДЕРАЦИЯ АЙКИДО» РМЭ)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО АЙКИДО.

Физкультурно-оздоровительные группы 4 – 6 лет.

Группы ранней спортивной специализации 7 – 9 лет.

Об авторе(подробнее).

Чуфистов Александр Викторович, дата рождения 12 августа 1963 года, 4 Дан айкидо айкикай, стаж занятий с мая 1989 года, преподаватель высшей квалификационной категории, Заслуженный наставник Российского Союза Боевых Искусств. Член авторского коллектива по составлению и разработке программ дополнительного образования по айкидо для дошкольного и школьного образования. Соавтор разработки Правил проведения квалификационного тура по айкидо. Обладатель Премии Национального Совета Айкидо России «Торнадо» за 2010 год. Участник тренерского коллектива сборной команды России по айкидо на Первых Всемирных Играх Боевых Искусств 2010 года. Главный судья квалификационного тура по айкидо на Всероссийских юношеских Играх Боевых Искусств 2008, 2009 и 2010 гг.

ВВЕДЕНИЕ.

Предлагаемое методическое пособие является дальнейшей разработкой программ дополнительного образования по айкидо для дошкольного и школьного образования.

Пособие предназначено для инструкторов, руководителей учебных заведений, родителей учеников и всех интересующихся айкидо.

Автор выражает благодарность своему сенсею — Качану Александру Борисовичу, инициатору проекта «Айкидо в школе» — Мамаеву Сергею Михайловичу, непосредственно Дошу Айкидо — господину Моритэру Уэсиба, инструкторам Всемирного Центра Айкидо за возможность изучать айкидо, за совместные тренировки и полученную информацию.

Предлагаемое методическое пособие не является учебником по айкидо, оно содержит описание программного материала, основанного на экзаменационной Программе Всемирного Центра Айкидо и отвечает на вопрос, что необходимо изучать. Вопрос каким образом преподносить материал на занятиях и как обучать, автором не затрагивается, оставляя возможность решать это инструкторам самостоятельно.

Предлагаемое методическое пособие не содержит материал по духовно-философским аспектам айкидо. На ранней стадии обучения автором рекомендуется изучать основы базовой техники, перемещения и перекаты. Исходя из анализа специальной литературы по айкидо, истории жизни Основателя Айкидо Осенсея Морихея Уэсибы, часть специальных упражнений предлагаемых в разминке, голосовое сопровождение упражнений, являются упражнениями, заимствованными из практик духовного воспитания и их выполнения с соблюдением простейших правил достаточно для соприкосновения с данной составляющей айкидо.

Читайте так же:  Сколько стоит штраф за эвакуацию автомобиля

ФИЗКУЛЬТУРНО – ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ.

( рекомендовано для возраста 4 — 6 лет.)

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.

Задачи:

Укрепление здоровья занимающихся.

Привитие интереса к занятиям.

Повышение физической подготовленности.

Формирование зрительного образа двигательного действия.

Таблица 1.

Учебно-тематический план.

Таблица 2.

План-схема распределения учебных часов по месяцам.

Теоретическая подготовка.

Таблица 3.

Примерный тематический план теоретической подготовки.

Вводное занятие. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.

Порядок и содержание работы физкультурно-оздоровительной группы. Поведение на улице во время движения к месту, а также учебно-тренировочном занятии и содержит в себе единый комплекс норм, правил поведения, принятый во всех школах и группах айкидо. Кодекс поведения «РЭЙСИКИ» в айкидо. Правила обращения со спортивным инвентарем. Спортивная форма и правила ее ношения.

Краткие исторические сведения о возникновении и развитии айкидо.

Эволюция развития айкидо. Спортивные и традиционные направления айкидо. История развития айкидо в СССР и России. Международные и национальные организации айкидо. Всемирный Центр Айкидо.

Краткая характеристика техник айкидо.

Значение базовой техники для достижения высокого уровня технического мастерства. Базовая техника. Правила взаимодействия партнеров во время

Практическая подготовка.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Общая физическая подготовка на данном этапе решает следующие задачи: укрепление здоровья, общее физическое развитие занимающихся, укрепление связочного аппарата, укрепление мышц, несущих основную нагрузку.

Средства и упражнения общей физической подготовки составляют неотъемлемую часть каждого занятия.

Подбор, содержание и дозировка упражнений зависят от уровня физического состояния занимающихся непосредственно на конкретном занятии.

Упражнения на общую физическую подготовку выполняются в конце занятия. Время выполнения упражнений не более 5 – 8 минут. Рекомендуется игровая форма выполнения упражнений. Не допускать повышение Частоты Сердечных Сокращений (ЧСС) более 100 – 110 ударов в минуту.

Средства и методы тренировки.

Обще развивающие упражнения, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты и выносливости. Эстафеты и другие упражнения, направленные на развитие координационных способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

Содержание.

Рекомендуемые упражнения для общей физической подготовки:

— выпрыгивания на двух ногах из глубокого приседа;

— различные виды упражнений на развитие брюшного пресса;

— различные упражнения на развитие мышц спины;

— различные виды отжиманий;

— упражнения на развитие мышц задней поверхности бедра.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная направленность.

Подбор упражнения выполнен таким образом, чтобы они содействовали и физическому развитию, и овладению техническими действиями. Упражнения, направленные на развитие выносливости, силы, координации движений также улучшают умение выполнять технические действия.

Содержание.

Выполнение «маэ-укэми», согласно правилам тестирования («Правила проведения тестирования в Айкидо для физкультурно-оздоровительных групп»).

Упражнения для развития гибкости.

Данный раздел является наиболее важным, поскольку выполнение движений с максимальной амплитудой предъявляет повышенные требования к подвижности позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов.

Наклоны с выпрямленными ногами, полушпагат и шпагат.

Махи ногами (вперед, назад, в сторону).

Упражнения на развитие ловкости.

Обще развивающие упражнения на согласованность движений, развитие ловкости подвижными играми.

Кувырки вперед, назад, переворот боком.

Упражнения на равновесие.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная направленность.

Техническая подготовка направлена на изучение базовых элементов техники, а также на постепенное развитие физических и морально-волевых качеств.

На начальном этапе отрабатывается правильность форм и координация движений. Ученик осваивает основные стойки и перемещения, базовые действия руками и ногами, работу корпуса. Вместе с этим надо развивать умение выполнять движения без излишнего напряжения. Свобода движений, расслабление неработающих мышц, экономит энергию, способствует быстроте движений и лучшему отдыху во время работы, помогает более совершенному выполнению техники движений.

Под понятием работа корпуса подразумевается система требований к различным частям тела в ходе выполнения упражнений.

Основа работы корпуса – правильная стойка и умение координировать действия руками и ногами. Для сохранения правильной стойки необходимо следить за соответствием расположения коленных суставов и направлением положения стоп ног.

За этот период ученик осваивает правила поведения на занятии и привыкает к регулярным занятиям. Закладывается основа для технической подготовки, развивается терпение, настойчивость и внимательность.

Таблица 4.

Техническая подготовка.

Содержание.

Основы базовой техники («кихон-доса»).

«Хидари ханми» – левосторонняя стойка.

«Миги ханми» – правосторонняя стойка.

«Сизэнтай» – средняя позиция.

«Сэйдза» – пассивная позиция «сидя на коленях».

«Кидза» – активная позиция «сидя на коленях».

«Тачи-вадза» (ТВ) – позиция, при которой оба партнера стоят.

«Сувари-вадза» (СВ) – позиция, при которой оба партнера сидят в положении «сэйдза» или «кидза».

«ПСНК» – активная позиция «сидя на одном колене», правосторонняя или левосторонняя.

«Тэнкан» – разворот на 180 градусов с шагом назад (без смены стойки).

«Ирими-тэнкан» – шаг с разворотом на 180 градусов со сменой стойки.

«Сикко» – перемещение на коленях.

«Кокю хо» – перемещение вперед назад с сохранением стойки с одновременным подъемом опусканием рук.

«Маэ-укэми» – особая форма выполнения переката вперед.

«Усиро хантэн-укэми» – особая форма выполнения переката назад.

Техники контроля («осаэ-вадза»).

«Иккё» – техника выведения партнера из равновесия с последующим контролем особым способом воздействия на локоть и запястье руки партнера.

Техники бросковые («нагэ-вадза»).

«Кокю хо» – бросок партнера с использованием силы дыхания.

«Косадори» – одноименный захват.

«Иккё-авасэтэ» – позиция, при которой руки партнеров скрещены на уровне высоты плеч и соприкасаются в области запястий.

«Рётэдори» – захват двумя руками за две руки партнера.

Освоение ритмичного дыхания в сочетании с выполнением технических действий.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В АЙКИДО

(перемещения, приёмы и атакующие действия).

«Кихон-доса» или «унсоку-вадза» (техника перемещений):

«тэнкан», «ирими-тэнкан».

«Тайсабаки» (техники передвижения):

«аюми-аси», «цуги-аси», «сикко»,

содержит весь перечень перемещений принятых в айкидо в различных положениях (стоя – «тачи-вадза», сидя – «сувари-вадза»).

«Укэми-вадза» (техника самостраховки):

«зэнпо-кайтэн-укэми» («маэ-укэми»), «усиро-хантэн-укэми»,

включают в себя весь спектр действий ассистента, направленных на умение безопасного взаимодействия партнеров при выполнении различных приёмов айкидо.

«Осаэ-вадза» ( техники контроля):

«иккё»,

включают в себя приёмы айкидо, в заключительной фазе которых применяются различные формы обездвижения (контроля) с помощью воздействия на суставы рук и корпус партнера.

«Нагэ-вадза» (бросковые техники):

«кокюхо»,

включают в себя приёмы айкидо, в заключительной фазе которых происходит бросок партнера.

«Атеми-вадза» (атакующие действия):

«сёмэнучи» (в рамках данной программы предусмотрена замена на «авсетте» ,

различные виды захватов,

«косадори» (одноимённый захват), «рётедори» (захват двумя руками за запястья рук партнёра),

включают в себя приёмы атаки принятые в айкидо, а также отвлекающие технические действия – атэми-вадза.

КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Специальная физическая подготовка.

Самостраховка: «маэ-укэми» и «усиро-хантэн-укэми».

Техника перемещений: «тэнкан», «ирими-тэнкан», «сикко».

Оценка специальной физической подготовки.

Оценка специальной физической подготовки проводится согласно требований «Правил квалификационных тестов».

Оценивается: координация и амплитуда движений в соответствии с Требованиям и критериям оценки «Правил квалификационных тестов».

«Отлично» – без ошибок.

«Хорошо» – незначительные ошибки.

«Удовлетворительно» – значительные ошибки.

Оценка технической подготовки.

Оценивается: соответствие стилю, стабильность, настрой при выполнении движений в соответствии с Требованиями и критериями «Правил квалификационных тестов».

«Отлично» – без ошибок.

«Хорошо» – незначительные ошибки.

«Удовлетворительно» – значительные ошибки.

Таблица 5.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЗАНЯТИЯ.

Основная педагогическая задача: Изучение техники, развитие гибкости и координационных способностей, общей физической подготовки.

Прогнозируемый результат.

Основными показателями освоения программы являются овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, которые определяются системой контрольных нормативов и участием в спортивных мероприятиях.

Объем практических навыков определяется количеством изученных технических действий, которые способен выполнить ученик.

При оценке технической подготовки наряду с количественными показателями необходимо учитывать и степень владения техникой.

Степень владения техникой определяется следующими характеристиками:

1) стабильностью технических действий в стандартных условиях,

2) устойчивостью результата в меняющихся условиях,

3) сохранением двигательного умения при перерывах в тренировке,

4) «автоматизм» выполнения движения.

Комплекс контрольных нормативов для каждого года обучения, определяется содержанием технической подготовки.

При анализе результатов педагогического контроля они сопоставляются с показателями участия в тренировочных семинарах и официальных спортивных мероприятиях.

Участие в аттестациях и спортивных мероприятиях позволяет наиболее комплексно определять уровень квалификации и состояние подготовленности учеников.

Отслеживание результатов.

Основным документами учета учебного процесса и его результатов являются журнал учета посещаемости и обучения группы плюс отчетные протокола результатов тестирования.

Для оценки результатов усвоения программы в конце каждого полугодия проводятся зачетные занятия, результаты которых фиксируются в зачетной ведомости.

Основное требование при сдаче экзамена — правильное и точное выполнение изученных элементов.

В качестве контрольного норматива по специальной физической подготовке, используется тестирование по программе присвоения разрядных норм (ЕВСК), оценивается: координация, скорость, амплитуда, целесообразность и эффективность движений («Требования к базовой технике» см. «Правила проведения квалификационных тестов» и «Аттестационные требования по айкидо»).

Читайте так же:  Договор с отсрочкой платежа оборудования

В качестве контрольных нормативов по технической подготовке рекомендуется использовать базовые техники айкидо (входящие в аттестационную программу Всемирного Центра Айкидо), оценивается: соответствие стилю, эмоциональный настрой, координация, ритм («Требования к базовой технике» см. «Аттестационные требования по айкидо»).

При демонстрации применения техники («Осае-вадза», «Наге-вадза»), оценивается: форма выполнения и четкость движений.

Таблица 6.

УСЛОВИЯ ДОПУСКА К АТТЕСТАЦИИ

УСЛОВИЯ ДОПУСКА К АТТЕСТАЦИИ

Таблица 7.

АТТЕСТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА

10 КЮ (минимальный возраст 6 лет).

ПСНК – активная позиция стоя на одном колене.

ТВ – тачи-вадза (положение стоя).

СВ – сувари-вадза (положение сидя).

ХХВ – ханми/хандати-вадза (позиция, при которой один из партнёров в сэйдза (сидя), а другой в тачи вадза (стоя)).

Таблица 8

Требования к выполнению технических действий и критерии их оценки.

Таблица 9.

ПРИМЕРНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Таблица 10.

ПРОТОКОЛ КОНТРОЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ.

( техническая подготовка )

ФИО ученика ____________ Дата рождения ______________ Инструктор____________________________

Экзаменатор _____________ Дата экзамена _____________

Экзаменационный балл_______(_______________________)

10 КЮ (минимальный возраст 6 лет)

Оценка производится по 10 бальной системе с учетом десятых.

Оцениваются пункты: соответствие стиля, стабильность, настрой.

Зачет времени 20 повторений производится по позиции «мае-укеми».

(минимальный балл для получения положительного решения по экзамену – 6).

Формула расчета экзаменационного балла: ЭБ = Сумма баллов / 24.

НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ.

( рекомендовано для возраста 7 — 9 лет.)

Задачи:

Повышение функциональной подготовленности.

Воспитание специальных физических качеств.

Закрепление технических навыков.

Повышение специальной подготовленности.

Освоение повышенных тренировочных нагрузок.

Приобретение опыта участия в спортивных мероприятиях.

Таблица 11.

Учебно-тематический план.

Таблица 12.

План-схема распределения учебных часов по месяцам .

Теоретическая подготовка.

Таблица 13.

Примерный тематический план теоретической подготовки.

Методика тренировки.

Анализ индивидуальных особенностей физической подготов­ленности (определение сильных и слабых сторон). Методические особенности развития и поддержания уровня общей и специаль­ной выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей на различных этапах годичного цикла подготовки квалифицированных спортсменов. Средства и методы совершенствования технического мастерства и двига­тельных способностей в подготовительный и основной период. Особенности управ­ления тренировочным процессом согласно возрастным требованиям.

Анализ спортивной деятельности.

Особенности спортивной деятельности. Индивидуальная оценка реализации технико-тактического мастерства и уровня физической подготовленности спортсменов на протяжении сезона. Основные аспек­ты спортивной подготовки.

Основы комплексного контроля в системе подготовки.

Задачи и организация контроля за соревновательной и трени­ровочной деятельностью. Контроль за показателями физическо­го состояния спортсменов в стандартных условиях. Показатели и методика оперативного, текущего и этапного контроля физичес­кой подготовленности и функционального состояния.

Восстановительные средства и мероприятия.

Педагогические средства восстановления: рациональное по­строение тренировочных занятий, рациональное чередование тренировочных нагрузок различной направленности, организа­ция активного отдыха.

Психологические средства восстановления: аутогенная тре­нировка; психорегулирующие воздействия; дыхательная гим­настика.

Медико-биологические средства восстановления: питание; гигиенические и физиотерапевтические процедуры; баня; мас­саж; витамины.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей укрепление здоровья, общее физическое развитие занимающихся, укрепление костно-связочного аппарата, развития мышечной системы и укрепление мышц, несущих основную нагрузку, развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, общей и специальной выносливости, координацию движений, улучшения функционирования сердечно-сосудистой системы.

Средства и упражнения общей физической подготовки должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и во все периоды тренировки.

Подбор, содержание и дозировка упражнений зависят от уровня физического развития занимающихся, задач тренировочного периода, уровня физической подготовленности, возраста занимающихся и наличия материальной базы.

Средства и методы тренировки.

Обще развивающие упражнения в движении.

Одновременные и попеременные, синхронные и асинхронные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах.

Упражнения для развития мышц туловища.

Наклоны вперед, в стороны, назад. Круговые движения туловища. Одновременное и попеременное поднимание ног вверх из положения «лежа на животе».

Из положения «лежа на спине»: поочередное и одновременное поднимание и опускание ног, круговые движения ногами, поднятыми до угла 45°, попеременное поднимание ног и туловища, поднимание туловища в положении сидя с фиксированными ногами и с различными положениями рук вдоль туловища, на поясе, за головой.

Указанные упражнения выполняются сериями в различном темпе и с различной амплитудой, на количество раз и до утомления.

Упражнения для развития мышц ног.

Выпады с пружинящими движениями и поворотами. Выпрыгивание из глубокого приседа. Прыжки вперед, в стороны, из положения присев. Бег с высоким подниманием бедра. Упражнения на растягивание, расслабление и координацию движений.

Легкоатлетические упражнения.

Бег с ускорениями. Челночный бег. Бег на выносливость с малой интенсивностью.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная направленность.

Физическая подготовка направлена, прежде всего, на обеспечение максимальной специальной тренированности и поддержание ее на этом уровне в текущем цикле.

Подбирать упражнения надо таким образом, чтобы они содействовали и физическому развитию, и овладению техническими действиями. Упражнения, направленные наразвитие силы, скорости, координации движений должны, по своей структуре соответствовать основным техническим действиям.

В занятиях преобладают специальные физические упражнения, избираемые в зависимости от цели занятия.

Содержание.

Упражнения на развитие силовых способностей.

Упражнения для укрепления различных групп мышц без отягощений (подтягивания, отжимания и т.п.).

Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей.

Упражнения для развития гибкости.

Данный раздел является наиболее важным, поскольку выполнение движений с максимальной амплитудой предъявляет повышенные требования к подвижности позвоночника, плечевых и тазобедренных суставов.

Упражнения на развитие ловкости.

Обще развивающие упражнения на согласованность движений рук с ногами, развитие ловкости подвижными играми.

Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, кувырок вперед через препятствие, переворот боком.

Упражнения на удержание равновесия.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА.

Основная направленность.

Целью технической подготовки является достижение стабильного и вариативного навыка. Это предполагает, с одной стороны, закрепление освоенных ранее умений и навыков, а с другой – увеличение их вариативности, возможности применения в различных условиях благодаря совершенствованию вариантов технических действий. Техническая подготовка, как правило, проводится в ходе выполнения основной тренировочной нагрузки.

По мере совершенствования техники, ее совершенствование проводится в различных условиях (зрители, эксперты и т.п.). Особое внимание уделяется со­вершенствованию техники под влиянием утомления.

Основу данного этапа составляет развитие волевых качеств личности: целеустремленности, решительности, силы воли, способности преодолевать трудности. Развитие волевых качеств у занимающихся происходит непосредственно в процессе тренировки и участия в соревнованиях. Для этого необходимо, чтобы занятия по физической и технической подготовке обязательно включали элемент трудности в соответствии с уровнем подготовленности спортсмена. Упражнения, переставшие быть трудными, утрачивают значение для развития волевых качеств.

На этом этапе ведущая роль принадлежит методам сопряженной тренировки, которая характеризуется целостным выполнением действий в условиях дополнительных нагрузок, не искажающих технику движений. В тренировку необходимо включать отдельные упражнения, требующие специальных волевых усилий. Эти упражнения должны чередоваться с более легкими. Можно выделить следующие виды упражнений.

Упражнения на достижение предельного результата (предельной скорости, высоты, силового усилия). Эти упражнения вырабатывают способность к кратковременным максимальным напряжениям. Воспитывают смелость и решительность.

Упражнения на преодоление утомления. Подобные упражнения развивают выносливость и воспитывают вместе с тем настойчивость, самообладание, необходимые для преодоления трудностей нарастающего утомления.

Упражнения на преодоление необычных трудностей. Подобные упражнения требуют преодоления нерешительности, содействуют смелости и самообладания.

Одно из главных условий развития положительных волевых качеств учащихся — укрепление уверенности в своих силах. Без уверенности в своих возможностях преодолеть трудности спортсмен не может проявить необходимые напряжения воли при встрече с препятствиями. Твердая уверенность спортсмена в своих силах основывается на проверке своих возможностей во время тренировки и спортивных мероприятий. Для правильной оценки спортсменом своих сил необходимо, под руководством тренера, проводить разбор и анализ своих достижений и недостатков, при выполнении упражнений и участии в спортивных мероприятиях.

Упражнения должны подбираться таким образом, чтобы они были доступными для занимающихся, но требовали от них все больших и больших усилий. Когда выполнение упражнения не представляет никаких трудностей, оно перестает быть средством дальнейшего развития.

В основе воспитания положительных волевых качеств лежит обязательная практическая деятельность, связанная с проявлениями смелости и преодолением трудностей в спортивной борьбе, твердая уверенность в своих силах, основанная на практической проверке своих возможностей во время тренировок и соревнований.

Содержание.

«Кихон-доса» или «унсоку-вадза» (техники перемещения) в различных положениях (стоя – «тачи-вадза», сидя – «сувари-вадза»).

К ним относятся: «тэнкан», «тэнсин», «ирими-тэнкан». «Тайсабаки» (техники передвижения): «аюми-аси», «цуги-аси», «окури-аси», «хираки-аси», «сикко».

«Укэми-вадза» (самостраховка) при выполнении различных приёмов айкидо. К этим действиям относятся: «маэ-укэми» (вперёд), «усиро-укэми» (назад), «ёко-укэми» (в сторону).

«Осаэ-вадза» (техники контроля) с воздействием на суставы рук: «иккё», «никкё».

«Нагэ-вадза» (бросковые техники): «сихо-нагэ», «ирими-нагэ», «котэ гаэси», «кокю хо», «сумиотоси».

«Атеми-вадза» (атакующие действия): «сёмэнучи», фронтальные захваты за одну руку и за две руки партнёра.

Отработка автоматизма и естественности технических действий.

Освоение правильного дыхания в сочетании с выполнением упражнений.

Совершенствование целостной структуры движений.

Таблица 14.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ.

Основная педагогическая задача: Изучение техники, развитие гибкости, силовой выносливости, координационных способностей и волевых качеств.