Требования безопасности при укладке грузов в кузов автомобиля

Требования безопасности при укладке грузов в кузов автомобиля

54. При установке автомобиля для погрузки или разгрузки вблизи здания расстояние между зданием и задним бортом кузова автомобиля составляет не менее 0,8 м.
55. Погрузка груза в кузов транспортного средства производится по направлению от кабины к заднему борту, разгрузка — в обратном порядке.
56. При погрузке груза в кузов транспортного средства необходимо соблюдать следующие требования:

1) при погрузке навалом груз располагается равномерно по всей площади пола кузова и не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными);
2) штучные грузы, возвышающиеся над бортом кузова транспортного средства, увязываются такелажем (канатами и другими обвязочными материалами в соответствии с технической документацией завода-изготовителя). Работники, увязывающие грузы, находятся на погрузочно-разгрузочной площадке;
3) ящичные, бочковые и другие штучные грузы укладываются плотно и без промежутков так, чтобы при движении транспортного средства они не могли перемещаться по полу кузова. Промежутки между грузами заполняются прокладками и распорками;
4) при погрузке грузов в бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью. Бочки с жидким грузом устанавливаются пробками вверх. Каждый ряд бочек устанавливается на прокладках из досок и все крайние ряды подклиниваются клиньями. Применение вместо клиньев других предметов не допускается;
5) стеклянная тара с жидкостями в обрешетках устанавливается стоя;
6) запрещается устанавливать груз в стеклянной таре в обрешетках друг на друга (в два яруса) без прокладок, предохраняющих нижний ряд от разрушения во время транспортировки;
7) каждый груз в отдельности должен быть хорошо укреплен в кузове транспортного средства, чтобы во время движения он не мог переместиться или опрокинуться.

57. Безопасность при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза в таре обеспечивается содержанием тары в исправном состоянии и правильным ее использованием.
На таре, за исключением специальной технологической, указываются ее номер, назначение, собственная масса, максимальная масса груза, для транспортировки и перемещения которого она предназначена.
Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.
При производстве погрузочно-разгрузочных работ и размещении груза запрещается применять тару, имеющую дефекты, обнаруженные при внешнем осмотре.
58. При погрузке, разгрузке и размещении груза в таре необходимо соблюдать следующие требования:

1) тара загружается не более номинальной массы брутто;
2) способы погрузки или разгрузки исключают появление остаточных деформаций тары;
3) груз, уложенный в тару, находится ниже уровня ее бортов;
4) открывающиеся стенки тары, уложенной в штабель, находятся в закрытом положении;
5) перемещение тары волоком и кантованием не допускается.

59. Грузы в бочках, барабанах, рулонах (катно-бочковые грузы) допускается грузить вручную путем перекатывания или кантования при условии, что пол складского помещения находится на одном уровне с полом вагона или кузова транспортного средства.
Если пол складского помещения расположен ниже уровня пола вагона или кузова транспортного средства, погрузка и разгрузка катно-бочковых грузов вручную при кантовании допускается по слегам или покатам двумя работниками при массе одной единицы груза не более 80 кг, а при массе более 80 кг необходимо применять канаты или погрузочные машины.
Запрещается находиться перед скатываемыми грузами или сзади накатываемых по слегам (покатам) катно-бочковых грузов.
60. Погрузка и разгрузка вручную грузов, превышающих длину кузова транспортного средства на 2 м и более (далее — длинномерные грузы), требует обязательного применения канатов. Эта работа выполняется не менее чем двумя работниками.
61. При погрузке длинномерных грузов на прицепы-роспуски необходимо оставлять зазор между задней стенкой кабины транспортного средства и грузом с таким расчетом, чтобы прицеп-роспуск мог свободно поворачиваться по отношению к транспортному средству на 90° в каждую сторону.
62. При погрузке и разгрузке длинномерных грузов, вес которых с учетом массы транспортного средства превышает установленные на территории Российской Федерации вес транспортного средства или нагрузку на ось транспортного средства (далее — длинномерные тяжеловесные грузы), применяют страховку груза канатами с соблюдением мер безопасности:

1) при накатывании тяжеловесного длинномерного груза запрещается находиться с противоположной стороны его движения;
2) при укладке тяжеловесного длинномерного груза в кузове транспортного средства нельзя находиться на торцовой стороне длинномера со стороны кабины транспортного средства.

Укладка тяжеловесного длинномерного груза в кузове транспортного средства выполняется с применением лома или ваги.
63. При погрузке груза неправильной формы и сложной конфигурации (кроме грузов, которые не допускается кантовать) груз располагается на транспортном средстве таким образом, чтобы центр тяжести занимал возможно низкое положение.
64. Погрузка груза в полувагон или на платформу производится в соответствии с нормами его перевозки железнодорожным транспортом.
65. Погрузка груза в транспортные средства производится таким образом, чтобы обеспечивалась возможность удобной и безопасной строповки его при разгрузке.

Дистанционная подготовка и тестирование по охране труда

Правила дистанционного обучения по охране труда

Регистрационный лист – заявка на дистанционное обучение по охране труда

Учебные материалы для обучения по охране труда

Тема 0. Основные положения трудового права
Тема 1. Правовое обеспечение охраны труда
Тема 2. Организация работы по охране труда в организации
Тема 3. Опасные и вредные производственные факторы

Тема 4. Безопасное производство отдельных работ

  • 4.1. Требования безопасности при проведении огневых работ
  • 4.2. Требования безопасности при проведении газоопасных работ
  • 4.3. Требования безопасности при проведении земляных работ
  • 4.4. Требования безопасности при работе на высоте
  • 4.5. Требования безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей
  • 4.6. Требования безопасности при эксплуатации транспортных средств
  • 4.7. Требование безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

Тема 5. Организация безопасной работы подъемных механизмов и сосудов под давлением
Тема 6. Пожарная безопасность
Тема 7. Средства индивидуальной защиты
Тема 8. Несчастные случаи на производстве
Тема 9. Оказание первой помощи пострадавшим на производстве

4.7. Требование безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

После изучения этого раздела Вы будете знать:

как организовать погрузочно-разгрузочные работы;

требования к местам производства погрузочно-разгрузочных работ;

основные требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;

общие требования к размещению груза.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

Правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТ Р М-027-2003, Минтруд России, 2003 г.

Министерство труда и Социальной Защиты Российской Федерации Приказ от 17 сентября 2014 года N 642н Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов

С данным разделом связаны:

Раздел 1.3 Охрана труда женщин и подростков.

Раздел 2.9 Организация предварительных и периодических медицинских осмотров.

Раздел 4.6 Требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта.

Раздел 5.1 Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин и механизмов.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается:

выбором способов производства работ;

подготовкой и организацией мест производства работ;

правильным размещением и укладкой груз в местах производства работ и в транспортные средства;

применением средств защиты работников.

Для создания безопасных условий труда при погрузочно-разгрузочных работах РАБОТОДАТЕЛЬ обязан:

назначить приказом специалиста, ответственного за безопасную организацию погрузочно-разгрузочных работ;

утвердить (в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76*) технологические карты погрузочно-разгрузочных работ, в которых указываются:

• схемы укладки грузов,

• предельная высота складируемых грузов,

• порядок разборки штабелей,

• пути транспортирования грузов,

• предельно допустимая масса груза при подъеме и транспортировании грузов мужчинами, женщинами, подростками,

• требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ,

• Ф.И.О. и должность лица, ответственного за безопасную организацию погрузочно-разгрузочных работ;

определить площадки и места складирования грузов;

обеспечить работников инструкциям охране труда;

обеспечить производство погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами по наряду-допуску;

обеспечить проведение предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров для работников, занятых на погрузочно-разгрузочных, транспортных работах.

В обязанности специалиста, ответственного за безопасную организацию погрузочно-разгрузочных работ, входит:

перед началом работы обозначить охранную зону в местах производства работ,

проверить внешним осмотром исправность грузозахватных механизмов, такелажа, приспособлений, подмостей и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря;

проверить у работников, осуществляющих такелажные или стропальные работы, наличие соответствующих удостоверений на право производства этих работ. К выполнению работ по погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов, предусмотренных ГОСТ 19433-88*, допускаются работники, прошедшие специальное обучение безопасности труда с последующей аттестацией;

следить за тем, чтобы выбор способов погрузки, разгрузки, перемещения грузов соответствовал требованиям безопасного производства работ. Организациями или физическими лицами, применяющими грузоподъемные машины, должны быть разработаны способы цивильной строповки и зацепки грузов, которым должны быть обучены стропальщики и машинисты грузоподъемных машин; Графическое изображение способов строповки и зацепки, а также перечень основных перемещаемых грузов с указанием их массы должны выть выданы на руки стропальщикам и машинистам кранов и вывешены в местах производства работ.

при погрузке, разгрузке особо тяжелых, крупногабаритных и опасных грузов постоянно находиться на месте работ;

при производстве погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами провести текущий инструктаж перед началом работ;

при возникновении аварийных ситуаций немедленно прекратить работы и принять меры для устранения опасности.

ТРЕБОВАНИЯ К МЕСТАМ ПРОИЗВОДСТВА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны размещаться на специально отведенной территории с ровным твердым покрытием или грунтом и иметь обозначенные границы.

Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных грузов следует производить в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433-88* и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.

Погрузочно-разгрузочные площадки, места производства погрузочно-разгрузочных и складских работ, транспортные пути должны иметь знаки безопасности, соответствующие требованиям ГОСТР 12.4.026-2001.

На площадках для погрузки и выгрузки тарных грузов (тюков, бочек и т.п.), хранящихся на складах, должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной уровню пола кузова автомобиля.

Площадки для производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь уклон не более 5 градусов, при применении авто- и электропогрузчиков – не более 3 градусов.

Площадки должны иметь тротуар и отбойный брус для ограничения движения автотранспорта при его подаче задним ходом.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ складирование материалов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ.

При размещении автотранспорта на погрузочно-разгрузочных площадках должны соблюдаться следующие правила:

расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), — не менее 1 м;

расстояние между автомобилями, стоящими рядом (по фронту),- не менее 1,5 м;

интервал между зданием и задним бортом автомобиля — не менее 0,5 м;

расстояние между автомобилем и штабелем груза — не менее 1 м.

Для перехода грузчика с грузом с платформы транспортного средства в склад и обратно применяют выполненные по установленным требованиям мостики, сходни, трапы, прогиб которых не должен превышать 20 мм. При их длине более 3 м под ними устанавливают промежуточные опоры.

Мостики и сходни должны быть изготовлены из досок толщиной не менее 50 мм и снизу скреплены жесткими планками с интервалом не более 0,5 м.

Сходни должны иметь планки сечением 20×40 мм для упора ног через каждые 30 см.

Читайте так же:  Исковое заявление вселении

Металлические мостики должны изготавливаться из рифленого листового металла, толщиной не менее 5 мм.

Подмостки высотой до 4 м допускаются в эксплуатацию после их приемки непосредственным руководителем работ, более 4 м- комиссией, назначаемой руководителем организации.

Места производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметь освещенность не менее 10 лк. При необходимости освещения больших площадей может быть применено прожекторное освещение.

Транспортные пути, погрузочно-разгрузочные площадки, эстакады, мостики, сходни следует содержать в чистоте и порядке, в вечернее и ночное время освещать, зимой очищать от снега, льда и посыпать песком.

Движение транспортных средств в местах производства погрузочно-разгрузочных работ должно организовываться по схеме (смотри раздел «Требования безопасности при эксплуатации внутризаводского транспорта»).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ

Безопасность выполнения работ по перемещению грузов обеспечивается комплексом организационных и технических мероприятий.

В местах производства погрузочно-разгрузочных работ состояние воздушной среды рабочей зоны должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.005-88*.

При необходимости работы с грузом, являющимся источником вредных и опасных производственных факторов, должны применяться средства защиты.

Работы непосредственно с грузом производятся в рукавицах, а при применении грузоподъемных механизмов — в рукавица и касках.

Эксплуатацию тары следует осуществлять в соответствии с требованиями ГОСТ 12.3.010-82.

Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ нахождение в местах производства работ немаркированной и поврежденной тары.

Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования.

Перемещение грузов неизвестной массы должно производиться после определения их фактической массы в присутствии руководителя работ.

При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемного крана:

необходимо обеспечить наличие на местах производства работ исправных и допущенных к эксплуатации, в установленном порядке, съемных грузозахватных приспособлений и тары;

производить строповку груза в соответствии со схемой строповки;

в местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть устроены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков;

разгрузка и загрузка полувагонов крюковым кранами должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана; работать грузоподъемными механизмами по сигналу стропальщика.

нахождение людей и транспортных средств в зоне возможного падения грузов

при перемещении грузов подъемно-транспортным оборудованием;

нахождение лиц, не имеющих непосредственного отношения к этим работам, в местах производства работ с применением крана;

нахождение работающих на грузе;

нахождение людей в полувагонах при перемещении груза;

оставлять в поднятом положении груз, грузозахватные приспособления и механизмы после окончания работы и в перерыве между работами.

НЕ ДОПУСКАЕТСЯ нахождение неисправных съемных грузозахватных приспособлений, а также приспособлений, не имеющих бирок (клейм), в местах производства работ.

Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 50 кг, а также для подъема грузов на высоту более 3 м (по СНиП 12-03-2001 — на высоту более 2 м).

Перемещение грузов в технологическом процессе массой более 20 кг или на расстояние более 25 м должно производиться с помощью средств механизации.

Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.

Предельные нормы нагрузки для женщин:

подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой — 10 кг;

подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены — 7 кг.

Нормы поднятия и перемещения грузов вручную для подростков смотрите в разделе «Охрана труда женщин и подростков».

Подъем и перемещение грузов мужчинами на расстояние до 25 м: старше 18 лет — до 50 кг.

При массе груза от 50 до 80 кг допускается переноска груза грузчиком при условии, что подъем (снятие) производят другие грузчики.

При транспортировке грузов вручную необходимо:

переносить острые, режущие, колющие изделия и инструменты только в чехлах, пеналах;

переносить грузы в жесткой таре и лед без упаковки только в рукавицах;

ставить стеклянную посуду на устойчивые подставки, порожнюю стеклянную тару хранить в ящиках с гнездами;

не пользоваться битой посудой, имеющей сколы, трещины;

переносить материалы на носилках по горизонтальному пути только в исключительных случаях и на расстояние не более 50 м.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам.

Погрузочно-разгрузочные операции с сыпучими, пылевидными и опасными материалами должны производиться с применением средств механизации и использованием средств индивидуальной защиты.

Допускается выполнять вручную погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цемент, известь и др.) при температуре материала не более 40 С.

Перемещать баллоны следует только на специальных носилках или на тележках, а бутылки с кислотой или другими опасными жидкостями — в плетеных корзинках. Подъем этих грузов на высоту производится в специальных контейнерах; запрещается их подъем вручную.

Погрузка и разгрузка бутылей с активными химическими веществами должна производиться двумя грузчиками.

Работы по погрузке и выгрузке кислот и других едких веществ должны производиться под руководством бригадира.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ переносить и перевозить баллоны с кислородом совместно с жирами и маслами, а также горючими и легковоспламеняющимися жидкостями

При загрузке автомобиля груз не должен возвышаться над проезжей частью дороги более чем на 3,8 м и иметь ширину не более 2,5 м.

При укладке груза в кузов автомобиля необходимо соблюдать правила:

при погрузке навалом груз должен располагаться равномерно и не возвышаться над бортами кузова;

штучные грузы должны быть уложены плотно, промежутки между грузами необходимо заполнить распорками;

при погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые кромки и углы, должны применяться прокладки;

при перемещении катучих грузов (бочек, рулонов) грузчик должен находиться сзади груза, толкая его от себя;

при укладке грузов в бочковой таре их следует накатывать по слегам боковой поверхностью;

бочки с жидкостью должны устанавливаться пробкой вверх;

каждый ряд бочек должен устанавливаться на прокладках из досок и все крайние ряды должны подклиниваться;

баллоны при перевозке должны укладываться вентилями в одну сторону;

закрывать и открывать борта кузова транспортного средства разрешается не менее двум работникам, первоначально убедившимся в безопасном расположении груза.

Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами следует перемещать при помощи специальных ломов и других приспособлений.

Грузы в ящиках при погрузке в вагоны, пакгаузы и склады укладываются в устойчивые штабеля.

Высота штабеля не должна превышать 3 м при ручной погрузке, а при использовании механизмов — 6 м.

Для фиксации груза в кузове автомобиля или в железнодорожном вагоне должны применяться деревянные или металлические упоры, прокладки, упорные рампы, щиты.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ крепление груза в кузове автомобиля с применением проволоки, металлических канатов.

После выполнения работ необходимо привести в порядок рабочие места; погрузочно-разгрузочные средства, инструмент и приспособления должны быть приведены в порядок и сданы на хранение.

После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойства груза.

Обо всех замечаниях и выявленных при работе неисправностях необходимо сообщать руководителю работ.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ГРУЗА НА СКЛАДАХ

Складирование грузов должно производиться по технологическим картам с указанием мест и размеров складирования, размеров проходов, проездов и т.п.

Склады, расположенные в подвальных помещениях и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 1,5 м, должны оборудоваться люками и трапами для спуска грузов в складское помещение и грузовыми подъемниками.

Склады, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, должны оборудоваться подъемниками для спуска и подъема грузов.

Способы укладки грузов на складах должны обеспечивать:

устойчивость штабелей, пакетов и грузов, находящихся в них;

возможность механизированной разборки штабеля и подъема груза навесными захватами подъемно-транспортного оборудования;

безопасность работающих на штабеле или около него;

циркуляцию воздушных потоков;

возможность применения пожарной техники;

соблюдение требований к охранным зонам линий электро­передачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.

При размещении грузов должны соблюдаться размеры отступов:

от стен помещений — 0,7 м;

от приборов отопления — 0,2 м;

от источников освещения — 0,5 м;

между ящиками в штабеле — 0,02 м;

между поддонами и контейнерами в штабеле — 0,05-1 м.

1. Следует ли разрабатывать технологические карты производства погрузочно-разгрузочных работ?

а) Правила безопасности требуют разработки.

б) Чаще всего они не нужны.

в) Вопрос решает работодатель.

2. В каких случаях специалист, назначенный приказом по предприятию ответственным за безопасную организацию погрузочно-разгрузочных работ, должен постоянно находиться на месте указанных работ?

а) Когда работы осуществляются в вечернее и ночное время при плохой освещенности места работ.

б) Когда ведется погрузка или разгрузка тяжелых, громоздких и опасных грузов.

3. Мостики и сходни для перемещения грузчиков с грузом могут изготавливаться из досок:

а) толщиной не менее 25 мм;

б) толщиной не менее 40 мм;

в) толщиной не менее 50 мм.

4. Допускается ли складирование материалов в местах производства погрузочно-разгрузочных работ?

а) Вопрос решается специалистом, ответственным за безопасную организацию этих работ.

б) Не допускается.

в) Правилами по охране труда это не предусмотрено.

5. Регламентировано ли правилами размещение автотранспорта на погрузочно-разгрузочных площадках?

а) Регламентировано, но только размещение относительно зданий и штабелей груза.

б) Не регламентировано.

в) Регламентировано: между автомобилями по фронту и в глубину, а также относительно штабелей и зданий.

6. В каких случаях перемещение грузов должно производиться с помощью средств механизации?

а) Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для подъема грузов на высоту более 1,3 м.

б) При перемещении грузов массой более 25 кг.

в) При перемещении грузов в технологическом процессе массой более 20 кг или на расстояние более 25 м.

7. Какие нормы установлены законодательством для мужчин старше 18 лет при подъеме и перемещении грузов на расстояние до 25 м?

а) Массой до 70 кг.

б) Массой до 50 кг.

8. В каких случаях съемные грузозахватные приспособления не должны находиться в местах производства погрузочно-разгрузочных работ?

а) Съемные грузозахватные приспособления неисправны.

б) Съемные грузозахватные приспособления не имеют бирок или клейм.

в) В случаях, указанных в пунктах «а» и «б».

9. Допускается ли переноска груза массой 75 кг грузчиком?

а) Допускается в присутствии руководителя работ.

б) Допускается перемещение груза при условии, что подъем (снятие) производят другие грузчики.

Билеты для тестирования по охране труда

Стоимость обучения по охране труда

Учебное пособие по охране труда на компакт-диске

Электронная библиотека специалиста по охране труда

Краткое пособие по организации службы охраны труда на предприятии

Техника безопасности при погрузочно-разгрузочных работах

247. Администрация грузоотправляющей (грузополучающей) организации (предприятия, строительства и т.д.), а также специальной погрузочно-разгрузочной организации (базы механизации погрузочных работ, погрузочные пункты и пр.) обязана при погрузке и выгрузке грузов обеспечить соблюдение правил, норм и требований охраны труда и техники безопасности.

Читайте так же:  Ходатайство об объявлении благодарности образец

248. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться под руководством ответственного лица, назначенного администрацией организации, пользующейся автомобильным транспортом, или по соглашению с организацией, производящей погрузочно-разгрузочные работы. Погрузка и выгрузка грузов, крепление и раскрепление их на автомобиле осуществляются силами и средствами грузоотправителей и грузополучателей. Крепят груз под контролем водителя. Использование водителей на погрузочно-разгрузочных работах запрещается.

249. При возникновении опасных моментов или обстоятельств ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ должен немедленно принять меры предосторожности, а если это невозможно, прекратить работы до устранения опасности.

250. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом при помощи кранов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объемах — средствами малой механизации. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ обязателен для грузов массой (весом) более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м.

251. Такелажные и стропальные работы следует выполнять лицам, прошедшим специальное обучение и имеющим удостоверение на право производства стропальных или такелажных работ. Лица, не прошедшие обучение и не имеющие удостоверения, к указанным работам не допускаются.

252. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ и зоне работы грузоподъемных механизмов запрещается находиться лицам, не имеющим прямого отношения к этим работам.

253. При переноске тяжестей в одиночку (на расстояние до 25 м) допускается следующая максимальная нагрузка:

для подростков женского пола от 16 до 18 лет — 10 кг;

для подростков мужского пола от 16 до 18 лет — 16 кг;

для женщин старше 18 лет — 20 кг;

для мужчин старше 18 лет — 50 кг.

Женщины вдвоем могут переносить груз весом не более 50 кг (вместе с носилками). Поднимать груз вручную весом 60-80 кг (одно место) в кузов автомобиля и снимать его с кузова должны не менее чем два грузчика. Подростки до 16 лет к постоянным погрузочно-разгрузочным работам не допускаются.

Подросткам от 16 до 18 лет разрешается грузить и выгружать только следующие грузы:

навалочные (гравий, глина, песок, зерно, овощи и т.п.);

легковесные (пустая тара, фрукты в мелкой таре и т.п.);

штучные (кирпич и т.п.);

пиломатериалы (подтоварник, тес и т.п.).

254. Ответственный за производство погрузочно-разгрузочных работ обязан проверить исправность грузоподъемных механизмов такелажного и прочего погрузочно-разгрузочного инвентаря. Работа на неисправных механизмах и с неисправным инвентарем запрещается. Полы и платформы, по которым перемещаются грузы, должны быть ровными, не иметь щелей, выбоин, набитых планок и торчащих гвоздей. Проходы для размещения грузов должны быть свободны и соответствовать нормам. Во избежание скольжения в местах работы грузоподъемных механизмов, стропальщиков, такелажников и грузчиков при перемещении грузов трапы (подмости), платформы, пути прохода должны быть очищены и в необходимых случаях посыпаны песком или мелким шлаком.

255. Грузы разрешается брать только сверху штабеля или кучи.

256. Грузчикам, кроме обеденного перерыва, предоставляются перерывы для отдыха, которые включаются в их рабочее время. Продолжительность и распределение этих перерывов устанавливают правилами внутреннего трудового распорядка. Курить разрешается только во время перерыва в работе и лишь в специально отведенном для этого месте.

Погрузка, перевозка и выгрузка разных грузов

265. Грузы, перевозимые автомобилями, по весу разделяют на три категории, а по степени опасности при погрузке, выгрузке и транспортировании — на семь групп.

Массовые категории грузов:

1-я — грузы весом одного места менее 80 кг, а также сыпучие, мелкоштучные, перевозимые навалом и т.д.;

2-я — грузы весом одного места от 80 до 500 кг;

3-я — грузы весом одного места более 500 кг.

1-я — грузы малоопасные (стройматериалы, товары широкого потребления, овощи, продукты питания и т.д.);

2-я — горючие (бензин, керосин, лигроин, нефть, ацетон и т.д.);

3-я — пылящие и горящие (цемент, известь, битум, асфальт, минеральные удобрения и т.д.);

4-я — обжигающие жидкости (кислота, щелочи и т.д.);

5-я — баллоны со сжатым газом;

6-я — грузы, опасные по своим размерам;

7-я — особо опасные (взрывчатые вещества, отравляющие газы и т.д.).

266. Перевозка грузчиков в кузове, как правило, не допускается. В тех случаях, когда по роду работы необходима перевозка экспедиторов или грузчиков, они должны находиться в кабине. В виде исключения разрешается находиться в кузове бортового автомобиля только при перевозке грузов 1-й группы. В этих случаях груз должен укладываться гак, чтобы оставались удобные и безопасные места для сидения грузчиков.

267. Транспортирование грузов 1-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада может быть вручную, если расстояние по горизонтали не превышает 25 м, а для сыпучих грузов (перевозимых навалом) — 3,5 м. При большем расстоянии такие грузы должны транспортироваться механизмами и приспособлениями.

268. Транспортирование грузов 2-й категории от склада до места погрузки или от места разгрузки до склада, а также их погрузка и выгрузка должны производиться с применением погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и приспособлений. Транспортирование, погрузка и выгрузка грузов 3-й категории на всех постоянных и временных погрузочно-разгрузочных площадках (пунктах) должны быть механизированы и производиться только при помощи подъемных кранов, катучих балок, лифтов, подъемников и других средств механизации.

269. При укладке грузов в кузов автомобиля требуется соблюдать следующие правила:

при погрузке навалом груз не должен возвышаться над бортами кузова (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади пола;

штучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, необходимо увязывать крепким исправным такелажем (канатами, веревками); пользоваться металлическим канатом и проволокой запрещается; рабочие, увязывающие грузы, должны находиться только на погрузочно-разгрузочной площадке;

высота груза не должна превышать высоту проездов под мостами и путепроводами, встречающимися на пути следования, и быть более 3,8 м от поверхности дороги до высшей точки груза;

ящичный, бочковый и другой штучный груз должен быть уложен плотно, без промежутков, чтобы при движении (резком торможении, трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. При наличии промежутков между местами груза следует вставлять прочные деревянные прокладки и распорки;

при укладке грузов в катно-бочковой таре в несколько рядов их накатывают по слегам или покатам боковой поверхностью, бочки с жидким грузом устанавливают пробкой вверх. Каждый ряд надо укладывать на прокладках из досок с подклиниванием всех крайних рядов. Применение вместо клиньев других предметов запрещается;

стеклянную тару с жидкостями необходимо устанавливать стоя, погрузка лежа запрещается;

каждое место груза в отдельности должно быть хорошо укреплено в кузове, чтобы во время движения, остановок и поворотов груз не мог перемещаться или опрокидываться. Повороты автомобиля-цистерны, не полностью залитой жидкостью, производятся на малой скорости;

не разрешается устанавливать груз в стеклянной таре друг на Друга (в два ряда) без прочных прокладок, предохраняющих нижний ряд от разбивания во время перевозки.

270. Грузы в мешках и кулях укладывают в штабеля вперевязку. Грузы в рваной таре укладывать в штабеля запрещается. Максимальная высота укладки грузов на складе (площадке) должна быть не более 6 м. Грузы в ящиках и кипах при погрузке в вагоны, пакгаузы и склады укладывают в устойчивые штабеля. Высота штабеля не должна быть более 3 м при ручной погрузке, а при использовании механизмов высоту штабелей разрешается увеличивать до 6 м. При перемещении ящичных грузов во избежание ранения рук каждое место необходимо предварительно осматривать. Торчащие гвозди и концы железной обвязки должны быть забиты. При снятии ящика или кипы с верха штабеля руководитель работ (старший прораб, прораб, десятник, а в их отсутствие бригадир) обязан предварительно убедиться, что лежащий рядом груз занимает устойчивое положение и не может упасть. Укладывать ящики и кипы в закрытых складах разрешается так, чтобы ширина главного прохода была не менее 3-3,5 м.

271. Грузы в бочках, барабанах и рулонах разрешается грузить вручную перекатыванием при условии, если склад находится на одном уровне с полом вагона или кузова автомобиля. Если склад расположен ниже уровня пола вагона или кузова автомобиля, погрузка и выгрузка катно-бочковых грузов вручную допускается по слегам или покатам двумя рабочими при весе одного места не более 80 кг, а при весе одного места более 80 кг эти грузы грузят при помощи прочных канатов. Переноска катно-бочковых грузов на спине независимо от их веса категорически запрещается.

272. Запрещается находиться перед скатываемыми грузами или сзади накатываемых по слегам (покатам) катно-бочковых грузов. Перекатывать грузы по горизонтальной плоскости, толкая их за края, запрещается.

273. Погрузка и выгрузка грузов 3-й группы должны быть механизированы. Транспортирование этих грузов должно быть в специализированных автомобилях.

274. При перевозке пылящих грузов в открытых кузовах следует покрывать их брезентом или рогожами для предохранения от распыления. Пылящие грузы и зерно разрешается перевозить только в уплотненных кузовах. Запрещается грузить горячие грузы в деревянные кузова. Рабочие, занятые на погрузке и выгрузке пылящих грузов, а также водители должны быть обеспечены пыленепроницаемыми очками и респираторами. Спецодежда должна ежедневно обеспыливаться. Рабочим в респираторах должен предоставляться периодический отдых со снятием респиратора. Фильтр респиратора должен меняться по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену.

275. При погрузке и выгрузке хлорной извести рабочим должны выдавать противогазы с фильтром или респираторы.

276. Транспортирование грузов 4-й группы в стеклянной таре от места разгрузки до склада и от склада до места погрузки должно осуществляться в приспособленных для этого носилках, тележках, тачках и т.д., обеспечивающих полную безопасность. Переноска этих грузов без приспособлений запрещается. На тачках, тележках, носилках и других приспособлениях должны быть оборудованы гнезда по размеру тары, стенки гнезд обивают мягким материалом (рогожей, войлоком и т.д.). Устанавливают бутыли и другую стеклянную тару сбоку, для чего гнезда оборудуют боковыми дверцами с запорами, исключающими их самопроизвольное открывание. Стеклянная тара с едкими жидкостями должна быть в плетеных или деревянных корзинах и переложена соломой или стружкой.

277. Грузить и выгружать грузы 4-й группы, а также устанавливать их в транспортные приспособления должны два грузчика. При перевозке грузов 4-й группы в металлической таре или автомобилях-цистернах перед каждым рейсом необходимо осмотреть тару и цистерну для определения их технического состояния. Перед началом работы каждое место груза должно быть тщательно осмотрено. Если будут обнаружены хотя бы малейшие повреждения тары, необходимо применять дополнительные меры предосторожности, обеспечивающие безопасность грузчиков и водителей. Переноска бутылей с кислотой за ручки корзины разрешается только после предварительной проверки дна корзины и ручек. При повреждении тары необходимо немедленно вызвать руководителя (отвечающего за погрузку), который обязан указать безопасные способы производства работ. Переносить бутыли с кислотой и щелочью на спине, плече и перед собой категорически запрещается. С порожней тарой из-под кислот следует обращаться крайне осторожно, так как в ней могут быть остатки кислот. Наклонять порожние бутыли запрещается. Бочки, барабаны и ящики с едкими веществами необходимо перемещать на специальных тележках.

278. При погрузке, выгрузке и транспортировке грузов 5-й группы:

Читайте так же:  Программа утилизации автомобилей срок действия 2019

транспортировать баллоны до места погрузки или от места выгрузки надо на специальных тележках, конструкция которых должна предохранять баллоны от тряски и ударов (тележки оборудуют гнездами по размеру баллонов, обитыми войлоком), баллоны должны размещаться на тележках только лежа; транспортирование, погрузка и выгрузка баллонов при помощи подъемно-транспортных механизмов разрешаются с соблюдением указанных выше условий;

вентили баллонов с сжатым газом должны быть закрыты металлическими колпаками;

кузов автомобиля (прицепа) должен быть оборудован стеллажами с выемками по размеру баллонов, обитыми войлоком. Стеллажи должны иметь запорные приспособления, предохраняющие перевозимые баллоны от тряски и ударов;

перевозить баллоны можно в горизонтальном положении (лежа) При погрузке баллонов в кузов более чем в один ряд обязательно применять прокладки, предохраняющие баллоны от соприкосновения друг с другом. Перевозка баллонов без прокладок запрещается;

перевозить баллоны на автомобиле в вертикальном положении (стоя) можно только в специальных контейнерах при наличии в местах погрузки и выгрузки подъездных путей. При этом погрузка и разгрузка контейнеров и баллонов должны быть механизированы. Баллоны с пропаном разрешается перевозить в вертикальном положении без контейнеров;

при перевозке баллонов в летнее (жаркое) время необходимо укрывать их материалом, защищающим от лучей солнца;

запрещается совместная транспортировка кислородных и ацетиленовых баллонов (наполненных или порожних), за исключением доставки двух баллонов на специальной тележке на пост сварки (в сварочное отделение).

279. Погрузка, выгрузка и перевозка грузов, превышающих по своим размерам на 2 м длину кузова автомобиля (длинномерные грузы), должны осуществляться с соблюдением следующих правил:

длинномерные грузы перевозят на автомобилях с прицепами-роспусками и полуприцепами.

Выгрузка длинномерных штучных грузов (рельсов, балок, бревен и т.д.), как правило, должна быть механизирована, выгрузка вручную требует обязательного применения прочных покатов. Эта работа должна выполняться не менее чем двумя грузчиками. Платформы автомобилей, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, не должны иметь бортов, но должны обеспечиваться съемными или откидными стойками, предохраняющими груз от падения. Стойки должны обеспечить возможность увязки груза. При перевозке длинномерных грузов (трубы, балки и т.п.) длиной свыше 6 м их необходимо надежно крепить к прицепу. При одновременной перевозке длинномерных грузов различной длины более короткие грузы должны располагаться сверху. Грузить длинномерный груз по диагонали в кузове, оставляя выступающие за боковые габариты автомобиля концы, а также загораживать грузом двери кабины водителя запрещается. Пиломатериалы и бревна грузить выше стоек запрещается. При погрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, конструкций, бревен и т.д.) на прицепы-роспуски требуется оставлять зазор между задней стенкой кабины автомобиля и грузом, чтобы прицеп мог свободно поворачиваться по отношению к автомобилю на 90° в каждую сторону. Для того чтобы во время торможения или движения под уклон груз не двигался на кабину, он должен располагаться на автомобиле выше, чем на прицепе-роспуске, на величину, равную деформации (осадке) рессор от груза.

280. При погрузке, выгрузке и перевозке грузов, превышающих по своим размерам ширину кузова автомобиля, соблюдают следующие правила:

платформы автомобилей, на которых перевозят грузы, не должны иметь бортов, а площадь пола должна быть увеличена в обе стороны в соответствии с размером груза;

на передних крыльях или буферах должны быть установлены указатели габаритов. Если перевозка осуществляется на специальных прицепных тележках, то на них также должны быть установлены указатели габаритов.

281. При перевозке жидкого кислорода необходимо предохранять арматуру емкостей от воздействия масел и жиров. Автомобили, перевозящие жидкий кислород, должны иметь огнетушители и сигнальные красные флажки, устанавливаемые на левом переднем и заднем углах бортов кузова. Выпускные трубы глушителей должны быть оборудованы искроуловителями.

282. Сжатые, сжиженные, растворенные под давлением газы и воспламеняющиеся жидкости для перевозки необходимо помещать в специальные герметические емкости (цистерны, металлические баллоны, стеклянные трубки). Баллоны или цистерны с сжатыми, сжиженными, растворенными под давлением газами и воспламеняющимися жидкостями, подлежащие перевозке, пломбирует поставщик, который отвечает за правильное наполнение газами емкостей соответствующего типа. Такие газы, как жидкий метан, жидкий этан, жидкие смеси метана и этана, жидкий этилен и жидкий углекислый ангидрит, допускаются к перевозке только в цистернах.

283. Взрывчатые, радиоактивные, сильнодействующие ядовитые, легковоспламеняющиеся и другие опасные грузы, а также необезвреженную тару из-под них перевозят в соответствии со специальными инструкциями.

284. Сжиженные газы и воспламеняющиеся жидкости допускаются к перевозке в стеклянных трубках с толстыми стенками.

285. Воспламеняющиеся жидкости допускаются к перевозке в цистернах, которые должны быть снабжены вентиляционными приспособлениями и иметь защитные устройства от распространения пламени, препятствующие выплескиванию жидкости во время перевозки. На цистерне должно быть клеймо эксперта, производящего испытание, и нанесены трафареты (несмывающейся оранжевой краской): наименование владельца и номер цистерны; величина пробного давления; дата последнего испытания; емкость цистерны; полное название продукта и гриф «Огнеопасно». Указанное название продукта, для перевозки которого предназначена цистерна, не исключает ее использования для перевозки других воспламеняющихся жидкостей, если это не нарушает правил безопасности. Если воспламеняющиеся жидкости перевозят в кузове бортового автомобиля, то на грузовые места, содержащие такие жидкости, а также уксусный альдегид, ацетон и смеси ацетона, необходимо поместить ярлык установленного образца. На грузовых местах, содержащих метиловый спирт, помещают ярлык. Если указанные огнеопасные вещества перевозят в стеклянной таре, уложенной в ящики или другую предохранительную упаковку так, что она не видна снаружи, на грузовых местах помещают, кроме того, специальные ярлыки. Если предъявленный к перевозке груз уложен в ящики, ярлыки помещают вверху, на двух противоположных боковых сторонах.

286. Допускаются к перевозке в закрытых автомобилях независимо от числа грузовых мест следующие воспламеняющиеся жидкости:

а) содержащиеся в сосудах из специального стекла, фарфора и сходных материалов, уложенных в соответствующие упаковки;

б) если они находятся в металлических сосудах и если вес грузового места не превышает 40 кг.

287. Агрессивные и огнеопасные жидкости, уксусный альдегид, ацетон или смеси ацетона должны перевозиться в открытых автомобилях.

288. В целях предотвращения несчастных случаев во время перевозки воспламеняющихся жидкостей движение должно осуществляться точно в соответствии с заданным маршрутом, записанным в путевом листе. В кабинах автомобилей, перевозящих воспламеняющиеся жидкости и газы, запрещается находиться лицам, несвязанным с обслуживанием этих перевозок. Запрещается кому бы то ни было находиться в кузовах автомобилей, перевозящих воспламеняющиеся жидкости. При обнаружении в пути следования течи воспламеняющейся жидкости или газа из цистерны или тары необходимо немедленно остановиться и принять меры безопасности в соответствии со специальной инструкцией по перевозке этих грузов. Во время кратковременной остановки или стоянки автомобиля с опасным грузом он должен быть заторможен ручным тормозом. В период стоянки автомобиля ночью или в условиях плохой видимости водитель обязан выставить фонари оранжевого цвета впереди и позади автомобиля на расстоянии около 10 м. Эти огни должны функционировать независимо от установки приборов освещения автомобиля и должны устраиваться так, чтобы пользование ими не могло вызвать воспламенения перевозимых грузов; огни могут быть постоянными или мигающими.

289. Во время погрузки и выгрузки воспламеняющихся грузов двигатель не должен работать, если он не используется для привода в действие насосов или других приспособлений, обеспечивающих загрузку или разгрузку автомобиля. В последнем случае должны быть приняты меры пожарной безопасности. При погрузке горючих жидкостей наливом водитель обязан выполнять все требования инструкции грузоотправителя по технике безопасности и противопожарной технике.

290. Запрещается стоянка автомобилей, перевозящих газы и воспламеняющиеся жидкости, в местах постоянного пребывания людей.

291. Металлические сосуды для перевозки сжатых, сжиженных или растворенных под давлением газов должны содержать только тот газ, в отношении которого они подвергались испытанию и название которого на них указано. Исключения из этого правила допускаются в отношении:

а) металлических сосудов, подвергнутых испытанию для перевозки пропана. Эти сосуды могут также наполняться бутаном. При этом нельзя превышать максимально допустимой нагрузки для бутана. На сосудах должны быть выгравированы названия обоих газов, пробное давление, предписанное для пропана, и максимальная, допустимая нагрузка пропаном и бутаном;

б) металлических сосудов, подвергшихся испытанию для перевозки смесей углеводородов, полученных из природного газа или путем перегонки производных продуктов минеральных масел, угля и т.п., а также для перевозки пропана, циклопропана; пропилена, изобутана, бутадиена, бутилена и изобутилена.

292. Воспрещается совместная погрузка сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и воспламеняющихся жидкостей:

а) с детонирующими фитилями мгновенного действия; железнодорожными петардами; детонирующими запалами, безводной соляной кислотой, жидким воздухом, кислородом и азотом;

б) с поддерживающими горение веществами;

в) ядовитыми веществами;

г) азотной кислотой и сульфоазотными смесями;

д) органическими перекисями;

е) пищевыми продуктами;

ж) радиоактивными веществами.

Фтор не должен грузиться в одно и то же транспортное средство вместе с взрывчатыми веществами и предметами, а также с предметами, заряженными взрывчатыми веществами.

293. Сосуды с сжатым, сжиженным или растворенным под давлением газом нельзя бросать или подвергать толчкам. Сосуды должны закрепляться в кузове автомобиля так, чтобы они не могли опрокидываться и падать; сосуды, предназначенные для перевозки в горизонтальном положении, должны заклиниваться или закрепляться так, чтобы исключалось их перемещение. Сосуды, содержащие жидкий воздух, жидкий кислород и жидкий азот, жидкие смеси кислорода с азотом и воспламеняющиеся жидкости, должны перевозиться в вертикальном положении и предохраняться от возможности повреждения.

294. Для закрепления грузовых мест, содержащих воспламеняющиеся жидкости, воспрещается пользоваться легковоспламеняющимися материалами.

295. При перевозке сжатых, сжиженных, растворенных под давлением газов и взрывоопасных воспламеняющихся жидкостей воспрещается:

а) курение в кабине и вблизи автомобиля, а также в местах нахождения грузов, ожидающих погрузки или выгрузки (на расстоянии не менее 10 м);

б) погрузка и выгрузка в общественных местах населенных пунктов без особого на то разрешения соответствующих органов следующих веществ:

безводной бромистоводородной кислоты, безводной фтористоводородной кислоты, сероводорода, хлора, двуокиси серы или двуокиси азота, хлорокиси углерода-фосгена.

296. Если по какой-либо причине необходима разгрузка в общественном месте, то следует:

отделить упаковки с газами друг от друга в соответствии с ярлыками; переносить грузы в горизонтальном положении.

297. Грузоотправители и грузополучатели обязаны иметь специально оборудованные платформы на уровне пола кузова автомобиля, обеспечивающие погрузку и выгрузку сосудов с газами. При прибытии автомобиля в пункт погрузки или разгрузки отправитель или получатель газов должен потребовать, а водитель обязан предъявить путевой лист, без чего прием и сдача газообразных грузов не осуществляются.

298. Погрузка и выгрузка сосудов с газами и жидкостями, крепление и раскрепление их на автомобиле производятся силами и средствами грузоотправителей и грузополучателей, Крепят сосуды обязательно под контролем водителя. Погрузка и выгрузка грузов из автомобилей-цистерн должны быть обязательно механизированы и производиться перекачиванием через исправные шланги и трубы, причем корпус цистерны должен быть заземлен. Использование водителей на погрузочно-разгрузочных работах допускается по специальной инструкции.

299. Лицам, перевозящим опасные грузы, должны быть выданы соответствующие удостоверения. Наряду с выдачей удостоверения заполняется карточка с указанием даты проведенного инструктажа и обязательство водителя. Эти документы должны храниться в отделе кадров предприятия.