Стоимостная экспертиза для таможни

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебном пособии приведены понятие, признаки и классификация товаров животного и растительного происхождения. Дается характеристика отдельных видов специфических товаров животного и растительного происхождения. Рассматриваются особенности таможенной экспертизы объектов фауны и флоры как товаров животного и растительного происхождения, перемещаемых через таможенную границу, их идентификационной и стоимостной экспертизы. Приводятся методы оценки отдельных категорий объектов фауны и флоры.

Виды таможенной экспертизы

Таможенные экспертизы включают: материаловедческие, идентификационные, химические, сортификационные, технологические, товароведческие, экологические, искусствоведческие, сертификационные, стоимостные, оценочные, геммологические, технико-криминалистические и другие виды.

Экспертизы связаны с тремя видами деятельности таможенных органов: таможенное оформление и таможенный контроль, расследование и рассмотрение дел о нарушениях и преступлениях в таможенном деле, реализация конфискованных и обращенных иными способами в федеральную собственность товаров.

Группировка видов таможенных экспертиз в зависимости от направления деятельности таможенных органов включает три класса:

1. Идентификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

■ к какому классу или группе однородных товаров относится товар;

■ определить наименование и принадлежность товара к изделиям (веществам), ввоз/вывоз которых ограничен или запрещен;

■ установить соответствия товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.

Диагностические и идентификационные экспертизы проводятся для алкогольных и безалкогольных напитков, пищевых продуктов.

2. Химическая экспертиза отвечает на вопросы:

■ определить химический состав объекта;

■ установить, не содержатся ли в образце вещества, указывающие на принадлежность к товарам, которые подлежат особому контролю (спирт этиловый);

■ определить содержание компонентов в объекте;

■ идентифицировать вещество по химическому составу и соотношению компонентов в нем.

3. Сортификационная экспертиза должна ответить на вопросы:

■ определить марку, сорт, вид, натуральность представленного для исследования товара;

■ соответствует ли исследуемый объект конкретному нормативно-техническому документу;

■ соответствует ли исследуемый товар существующим стандартам;

■ соответствует ли качество товара представленной технической документации;

■ определить принадлежность отдельной единицы к одной группе.

4. Материаловедческая экспертиза должна ответить на вопросы:

■ из какого материала изготовлено изделие;

■ каковы физические, химические и механические свойства материала;

■ определить технологические критерии, оказывающие влияние на классификацию исследуемого материала.

5. Товароведческая экспертиза должна ответить на вопросы:

■ определить таможенное наименование товара согласно ТН ВЭД России;

■ определить качественные характеристики товара, влияющие на его стоимость;

■ установить оптовую рыночную стоимость товара.

6. Оценочная экспертиза проводится с целью определения потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность, и должна ответить на вопросы:

■ определить назначение и потребительские свойства товара;

■ определить свойства в соответствии с нормативно-техническими документами;

■ установить оптовую рыночную стоимость товара.

7. Экологическая экспертиза проводится с целью оценки возможности ввоза, вывоза товара или помещения под конкретный таможенный режим и должна ответить на вопросы:

■ определить экологическую или эксплуатационную безопасность товара;

■ определить соответствие качества товара требованиям стандартов и медико-биологическим требованиям;

■ определить наличие озоноразрушающих веществ;

■ определить принадлежность товара (вещества) к опасным отходам.

Дополнительная экспертиза назначается, если заключение эксперта является недостаточно ясным или неполным, она поручается тому же или другому эксперту. Повторная экспертиза назначается, если заключение эксперта является необоснованным или есть сомнение в его правильности, она поручается другому эксперту. Если экспертизу проводят несколько экспертов в одной области знаний, она называется комиссионной. Если экспертизу проводят эксперты разных областей, она называется комплексной.

Таможенная экспертиза

Екатерина имеет более 6 лет юридической практики. Она присоединилась к ФПБ «Гардиум» в 2012 году. Екатерина в составе группы юристов Федерального Патентного Бюр.

Когда при осуществлении внешнеэкономических сделок возникает необходимость использовать познания в определенных сферах деятельности или науки, следует назначить таможенную экспертизу. Она должна установить соответствие перевозимой продукции (предметов, изделий, веществ, определенных видов товаров и т.д.) нормативам и стандартам, установленных законом РФ. Рассмотрим подробнее, что включается в понятие таможенной экспертизы, и какие виды экспертных мероприятий предусмотрены таможенным законодательством.

Цель и задачи таможенной экспертизы

Таможенная экспертиза — это исследования, которые организуются и проводятся экспертами таможенного органа или другими уполномоченными учреждениями. Для ее проведения используются научные и специальные познания в сфере таможенного права. Именно такое определение зафиксировано в ст. 388 ТК ЕЭС.

Целями такой экспертизы признаются:

  • установление сведений и данных, которые требуются для оформления товаров, перемещаемых через границу;
  • выявление случаев представления недостоверных сведений при таможенном декларировании;
  • обеспечение достоверности и правильности расчета и уплаты обязательных таможенных сборов.

Исходя из перечисленных целей, по итогам таможенной экспертизы товаров может устанавливаться запрет на перемещение через границу, происходить доначисление платежей, возврат переплаты, и иные юридически значимые действия.

Таможенная экспертиза товаров характеризуется следующими задачами, которые зависят от предмета проводимых исследований:

  • правильная классификация продукции (в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД);
  • определение государства происхождения перемещаемой продукции;
  • установление объективных и достоверных стоимостных показателей товаров, в том числе при режиме переработки продукции на территории стран-участниц ТС;
  • определение свойств и качественных характеристик продукции;
  • подтверждение фактического соответствия задекларированных товаров и реально перемещаемой продукции.

Ключевая роль таможенной экспертизы при осуществлении таможенного контроля — установление достоверных и объективных сведений о продукции, подлежащей перемещению через границу и декларированию в ФТС.

Субъекты и объекты таможенных экспертиз

Зачастую экспертиза назначается по инициативе органов ФТС при необходимости использовать специальные познания в определенных сферах деятельности или науки. Субъектами экспертизы в системе таможенного контроля являются:

  • эксперт таможенного ведомства, либо иное назначенное лицо, которое подходит установленным требованиям;
  • должностные лица ФТС;
  • участники ВЭД (например, лицо, которое задекларировало перевозимый товар).

Каждый из перечисленных субъектов обладает комплексом полномочий при проведении экспертных мероприятий, а назначенный эксперт может привлекаться к ответственности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Объектами экспертных действий в области таможенного права являются источники юридически значимой информации — предмет, вещи, изделия, документы и т.д. Таможенная экспертиза проводится в отношении строго определенного перечня объектов, перечисленных в решение о ее назначении. Как правило, перед специалистом ставятся конкретные вопросы, которые ему надлежит разъяснить с учетом своих познаний в таможенной сфере.

Виды таможенных экспертиз

Правовая основа при классификация видов экспертных мероприятий установлена п.4 ст.389 ТК ЕЭС. Исходя из предмета исследования, экспертиза по таможенному делу подразделяется на:

  • товароведческую;
  • криминалистическую;
  • технологическую;
  • искусствоведческую и идентификационную;
  • материаловедческую и т.д.

Нужно учитывать, что в перечисленных видах могут назначаться узкоспециализированные экспертные мероприятия (например, химическая экспертиза входит в состав общего вида технологических исследований).

Исходя из обстоятельств, повлекших необходимость в познаниях специалистов, экспертное производство классифицируется следующим образом:

Повторная таможенная экспертиза происходит при участии других специалистов, которые ранее не участвовали в исследовании. Первоначальные эксперты вправе принимать участие при повторном исследовании.

  • первичная таможенная экспертиза — осуществляется по решению сотрудников таможни для исследования предметов, взятых образцов или проб (например, первичная экспертиза качества продукции);
  • дополнительная таможенная экспертиза — если выявляются новые сведения или обстоятельства, не исследованные экспертом при первоначальных мероприятиях;
  • повторная таможенная экспертиза — проводится при несогласии декларанта или ФТС с выводами перечисленных выше экспертных исследований.

Исходя из количественного состава экспертов, исследования подразделяются на три вида:

В последнем варианте в рамках единого решения могут проводиться несколько самостоятельных видов экспертиз. Например, одновременно проводится экспертиза таможенной стоимости товара и таможенная экспертиза документов.

Организация и порядок проведения таможенной экспертизы

Данный порядок регламентируется гл. 53 ТК ЕЭС и Решением от 20.05.2010 № 258. Этапы исследования заключаются в следующем:

  • принимается решение о назначении одного или нескольких видов экспертных исследований;
  • в нем указывается — основания исследования, данные эксперта или наименование специализированного учреждения, вопросы для дачи заключения, список предоставляемых для исследования материалов и документов, период подготовки итогового заключения;
  • направление уведомления в адрес декларанта или иных заинтересованных лиц (оно должно быть направлено не позднее следующего дня после назначения);
  • передача материалов и документов для проведения исследований;
  • фактическое проведение экспертных мероприятий;
  • подготовка заключения эксперта по таможенной экспертизе и направление его в службу ФТС.

Оспаривание таможенной экспертизы может осуществляться путем назначения повторного исследования, а при несогласии с его выводами — через судебные органы.

Для обращения в суд заинтересованное лицо может по своей инициативе провести независимую таможенную экспертизу товаров. Ее выводы суд будет оценивать наравне с иными доказательствами по делу. Также по ходатайству участников процесса может назначаться судебная экспертиза, вопросы для которой фиксируются в постановлении судебного органа.

Сроки таможенной экспертизы

Срок проведения не может превышать 20 дней с момента принятия экспертом материалов и документов для исследования (ст. 390 ТК ЕЭС). Стоит учитывать следующие нюансы при определении процессуальных сроков на осуществление экспертных действий:

  • особенности таможенной экспертизы стран-участниц ТС могут предусматривать меньшую продолжительность экспертных мероприятий;
  • продление указанных сроков допускается по основаниям, зафиксированным в национальных нормативных актах членов ТС;
  • приостановка срока экспертного исследования допускается по ходатайству эксперта, если для объективного заключения ему необходимо получить дополнительные образцы, пробы или материалы.

В настоящее время, развитие института таможенной экспертизы в рамках единого пространства ТС привело к установлению общего универсального срока на проведение исследований — 20 дней с момента передачи предметов эксперту.

Методы таможенной экспертизы

Методология экспертных действий включает в себя комплекс приемов, используемых при исследовании. В рамках таможенных экспертиз используются следующие основные методы:

  • измерительные мероприятия, которые проводятся с использованием технических средств контроля (например, масса продукции);
  • инструментальный метод, позволяющий определить функциональные, физические, химические и иные свойства и признаки предмета исследования;
  • органолептические методы, в том числе с использование специализированного оборудования и технических средств;
  • информационно-аналитические методы, которые заключаются в анализе технической и иной документации на предметы, изделия и т.д.

Об использовании определенных методов, а также о причинах и основаниях их выбора, эксперт должен включить мотивированный блок в итоговое заключение.

Средства таможенной экспертизы

Для проведения экспертных мероприятий используются технические средства, позволяющие идентифицировать товары по различным критериям. Ключевое значение указанные средства приобретают в случае, если назначена классификационная таможенная экспертиза для правильного определения товарной позиции и субпозиции по ТН ВЭД. При использовании средств таможенной экспертизы должны учитываться следующие нюансы:

  • эксперту передаются отборы проб и образцы продукции, а также сопроводительные документы на товар. Например, сертификационная экспертиза назначается для установления качественных параметров товара, а для ее проведения отбираются образцы, идентичные основной партии продукции;
  • составляется акт таможенной экспертизы, в котором фиксируется указанный отбор. Акт включается в качестве приложения к экспертному заключению;
  • в заключении эксперта должны быть указаны технические средства, которые использовались для проведения исследований, а также сведения об их сертификации, поверке и т.д.

Эксперт вправе самостоятельно выбирать средства исследований, однако должен обосновать свой выбор в заключении.

Таможенная экспертиза объектов интеллектуальной собственности

Защита авторских и патентных прав осуществляется и при таможенном оформлении товаров, перемещаемых через границу. Основной целью экспертных мероприятий является выявление случаев нарушений прав автора. Особенности экспертизы заключаются в следующем:

  • по отобранным образцам устанавливаются факты фальсификации продукции с нанесением чужих товарных знаков, либо иных способов нарушения авторских прав;
  • по итогам экспертного заключения может приниматься решение об отказе в допуске товаров на территорию, а также об аресте продукции и возбуждении дела о привлечении нарушителя к ответственности;
  • для проведения экспертных действий используются сведения службы Роспатента о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности.

Порядок назначения и проведения экспертиз в отношении объекта интеллектуальной собственности соответствует общим правилам ТК ТС.

Если вам необходима помощь при проведении таможенной экспертизы, либо оспаривание ее результатов, обратитесь к нашим опытным специалистам.

Стоимостная экспертиза для таможни

Имеет ли право таможня для подтверждения таможенной стоимости требовать заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара?
Груз пришел по контракту (оригинал), инвойсу, коносаменту, цена указана в сопроводительных документах, оплата за товар произведена.

Если у Вас есть такое заключение, то почему бы Вам его не представить.

От Вас таможня потребовала представить заключение эксперта или провести экспертизу?

Это две большие разницы: потребовать документ таможня вправе, а вот обязать Вас провести экспертизу — нет.

Если у Вас есть такое заключение, то почему бы Вам его не представить.

От Вас таможня потребовала представить заключение эксперта или провести экспертизу?

Это две большие разницы: потребовать документ таможня вправе, а вот обязать Вас провести экспертизу — нет.

В запросе дословно «заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара»
Дело в том, что в приказах (ПК №1206 от 22.11.06) я нигде не нашла, что мы должны предоставить, может быть есть какое нибудь основание?

В запросе дословно «заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара»
Дело в том, что в приказах (ПК №1206 от 22.11.06) я нигде не нашла, что мы должны предоставить, может быть есть какое нибудь основание?

Когда будете отвечать на запрос, то напишите, что заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара предоставить не можете, так как такой документ у Вас отсутствует.

Но прежде, чем давать такой ответ всё же лучше поговорить с начальником поста и объяснить ему, что экспертизу Вы не проводили и проводить не собираетесь, а если тамженникам это очень надо, то пусть они сами проведут экспертизу в порядке, установленном гл. 36 ТК.

Аргументируейте в разговоре тем, что Высший арбитражный суд неоднократно указывал, что обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Читайте так же:  Солнечные коллекторы чертеж

И тем, что таможенный орган не имеет право обязывать декларанта проводить экспертизу.

извините, а это не одно и то же в итоге, или подразумевается, «что купленный за деньги без экспертизы» документ тоже вполне устраивает таможню??

Это такое одолжение таможня делает, что просит ТОЛЬКО документ, а не то после чего его выдают?

Когда будете отвечать на запрос, то напишите, что заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара предоставить не можете, так как такой документ у Вас отсутствует.

Но прежде, чем давать такой ответ всё же лучше поговорить с начальником поста и объяснить ему, что экспертизу Вы не проводили и проводить не собираетесь, а если тамженникам это очень надо, то пусть они сами проведут экспертизу в порядке, установленном гл. 36 ТК.

Аргументируейте в разговоре тем, что Высший арбитражный суд неоднократно указывал, что обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

И тем, что таможенный орган не имеет право обязывать декларанта проводить экспертизу.

а, ну теперь понятна логика.
Начальник таможни, видимо, считает, что товар прошел все экспертизы на свете, в том числе спектральный анализ и хроматографию.

Имеет ли право таможня для подтверждения таможенной стоимости требовать заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара?
Груз пришел по контракту (оригинал), инвойсу, коносаменту, цена указана в сопроводительных документах, оплата за товар произведена.

О рыночной стоимости на территории России или в стране производителя?

О рыночной стоимости на территории России или в стране производителя?

О рыночной стоимости на территории России.

Подскажите, что означают термин «обычай делового оборота» ? Какой страны ? Отправления или назначения ?

В контексте приведённой мной цитаты речь идёт об обычиях делового оборота при внешнеэкономических сделках. Это не обычай какой-то конкретной страны, это обычай, сложившийся при совершении определённых сделок.

Подскажите, что означают термин «обычай делового оборота» ? Какой страны ? Отправления или назначения ?
ГК РФ
Статья 5. Обычаи делового оборота
1. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

2. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

О рыночной стоимости на территории России.

Рыночная стоимость — на конкретном базаре или на любом ? Какого товара — идентичного или аналогичного ? Оптовая, розничная ?

Где можно посмотреть на акт такой экспертизы для самообразования ?

Что значит «независимый», просветите, плиз. Эксперт ТПП или член какой-нибудь ассоциации ?

Спасибо. Обычай делового оборота расширяет перечень документов или наоборот, можно сослаться на этот самый обычай и не предоставлять.

Например, я не предоставляю калькуляцию, ссылаясь на её отсутствие. А могу сослаться на «обычай делового оборота», так ?

Или мне говорят «ты обязан иметь подписанную двумя сторонами спецификацию с ценой продукции исходя из ОДО — и нам фиолетово, что там прописано в контракте»

В запросе дословно «заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара»
Дело в том, что в приказах (ПК №1206 от 22.11.06) я нигде не нашла, что мы должны предоставить, может быть есть какое нибудь основание?

Не оскуднеет дураками земля русская. Напишите ему, что не можете предоставить , т.к. не проводили такой экспертизы за ненадобностью.

Рыночная стоимость — на конкретном базаре или на любом ? Какого товара — идентичного или аналогичного ? Оптовая, розничная ?

Где можно посмотреть на акт такой экспертизы для самообразования ?

Что значит «независимый», просветите, плиз. Эксперт ТПП или член какой-нибудь ассоциации ?

Мне пришлось как то делать для таможни такую экспертизу лет пять назад, стоимость экспертизы менялась в разы в зависимости от порядочности эксперта. А так как товар возили только мы на территорию РФ, то заключение делали на основании наших документов( накладных) на продажу. Эксперт ( ИП) имел лицензию на осуществление оценочной деятельности и страховку гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности оценщика.

Спасибо. Обычай делового оборота расширяет перечень документов или наоборот, можно сослаться на этот самый обычай и не предоставлять.

Например, я не предоставляю калькуляцию, ссылаясь на её отсутствие. А могу сослаться на «обычай делового оборота», так ?

Или мне говорят «ты обязан иметь подписанную двумя сторонами спецификацию с ценой продукции исходя из ОДО — и нам фиолетово, что там прописано в контракте»

Вы это к чему?
Боитесь, что неписанные правила обычиев делового оборота таможенники начнут использовать для своих целей?

Так они ж на то и обычии, что им можно не следовать.

Мне пришлось как то делать для таможни такую экспертизу лет пять назад, стоимость экспертизы менялась в разы в зависимости от порядочности эксперта. А так как товар возили только мы на территорию РФ, то заключение делали на основании наших документов( накладных) на продажу. Эксперт ( ИП) имел лицензию на осуществление оценочной деятельности и страховку гражданской ответственности при осуществлении профессиональной деятельности оценщика.

Мы можем сделать оценочную экспертизу, но во первых это дорого, а во вторых зачем я буду делать экспертизу, если требоавания таможни незаконны (что я и пытаюсь выяснить и смогу ли я доказать это в суде). А звтра таможня запросит еще какую- нибудь «хрень» и что постоянно все предоставлять?

Мы можем сделать оценочную экспертизу, но во первых это дорого, а во вторых зачем я буду делать экспертизу, если требоавания таможни незаконны (что я и пытаюсь выяснить и смогу ли я доказать это в суде). А звтра таможня запросит еще какую- нибудь «хрень» и что постоянно все предоставлять?

Более того, если результат экспертизы не понравиться таможеннику, то он наплюёт на зключение эксперта и будет руководствоваться своей революционной сознательностью.

Более того, если результат экспертизы не понравиться таможеннику, то он наплюёт на зключение эксперта и будет руководствоваться своей революционной сознательностью.

Я сразу не стала писать, но как показывает практика таможня принимает к расмотрению только то что ей нравится. Результат экспертизы посмотрели, но КТС все равно сделали :rolleyes:.

И еще раз на те же грабли, господа учвэды!! Ну нельзя таможенный орган баловать разного рода документами, себе же и коллегам хуже делаете!! Есть довольно четкие перечни в 536 приказе!! Один раз предоставишь и начинается лапопротягивание от всех инспекторов ОТО и ТК. ну кому это нужно.

Практика показывает — если есть адекватный брокер, КТСить не будут по пустякам. а если дело на принцип, то ты хоть этого инспектора на производство привези. однохренственно скорректируют, тут не в ВАС/нас причина, а в дефиците бюджета.

В запросе дословно «заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара»
Дело в том, что в приказах (ПК №1206 от 22.11.06) я нигде не нашла, что мы должны предоставить, может быть есть какое нибудь основание?

А не могло случайно получиться, что Вы упомянули в пояснениях по условиям продажи о наличии у Вас схожего документа или о проведении такого исследования?
Ведь все прекрасно понимают, как делаются подобные заключения:
Первый крайний вариант — это недружественный/не совсем компетентный эксперт, который или плохо понимает суть, или пишет полную ерунду — аж читать тошно, Второй крайний вариант — знакомый эксперт, который пишет все, о чем просят (в разумных пределах, конечно — я тут самые крайние случаи привожу).

Просто это трата денег и времени. И 30-50 страниц мутного текста.
А в результате если захотят — все равно отКТСят.

Но если этот документ нужен таможне для самоуспокоения, чтобы прикрыть тыл при подтверждении Вашей стоимости — сделайте солидный документ и назовите его » ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ЭКСПЕРТА» от имени реального незаинтересованного лица, разбирающегося в вопросе стоимости Вашего товара. 😀

Имеет ли право таможня для подтверждения таможенной стоимости требовать заключение независимого эксперта о рыночной стоимости поставляемого товара?
Груз пришел по контракту (оригинал), инвойсу, коносаменту, цена указана в сопроводительных документах, оплата за товар произведена.

В моей памяти такое просили только когда товар был б/у. Не упоминая о законности, логика таможни была такая — поскольку б/у — инспектор оценить это не может (нет специальных познаний). Что то подобное по-моему существовало всегда и везде для подтверждения ТС б/у авто. При этом обычно подразумевалось, что эксперт не только оценивает, но и осматривает товар, фиксируя степень использованности и всякие другие факторы, влияющие.

А на брыкания учвэдов таможники отвечали Чемберлену КТСом по ценовой информации по новым товарам.

А не могло случайно получиться, что Вы упомянули в пояснениях по условиям продажи о наличии у Вас схожего документа или о проведении такого исследования?
Ведь все прекрасно понимают, как делаются подобные заключения:
Первый крайний вариант — это недружественный/не совсем компетентный эксперт, который или плохо понимает суть, или пишет полную ерунду — аж читать тошно, Второй крайний вариант — знакомый эксперт, который пишет все, о чем просят (в разумных пределах, конечно — я тут самые крайние случаи привожу).

Просто это трата денег и времени. И 30-50 страниц мутного текста.
А в результате если захотят — все равно отКТСят.

Но если этот документ нужен таможне для самоуспокоения, чтобы прикрыть тыл при подтверждении Вашей стоимости — сделайте солидный документ и назовите его » ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ЭКСПЕРТА» от имени реального незаинтересованного лица, разбирающегося в вопросе стоимости Вашего товара. 😀

Нигде ничего не упоминалось про экспертизу, просто в последнее время запросы из таможни становятся все изощреннее и изощреннее и вкаждм запрсе теперь требуют заключение эксперта, но меня интересует основание и почему мы должны его делать.

В моей памяти такое просили только когда товар был б/у. Не упоминая о законности, логика таможни была такая — поскольку б/у — инспектор оценить это не может (нет специальных познаний). Что то подобное по-моему существовало всегда и везде для подтверждения ТС б/у авто. При этом обычно подразумевалось, что эксперт не только оценивает, но и осматривает товар, фиксируя степень использованности и всякие другие факторы, влияющие.

А на брыкания учвэдов таможники отвечали Чемберлену КТСом по ценовой информации по новым товарам.

Я тоже это помню, но с недавнего времени у нас на таможне требуют заключение по стоимости по товарам ввозимым ниже риска.

Более того, на некоторые товары таможики сами отбирают пробы и отправляют в таможенную лабораторию на определение таможенной стоимости, у меня один груз висит уже 4 месяца (условная корректировка, деньги в залоге) и когда будет это заключение неизвестно.

А вот это как раз вполне правомерно, в том смысле что у них есть такое право: назначать экспертизу (глава 36 ТК). Но в принципе думаю при рассмотрении в суде им придется доказывать обоснованность этих действий. И большие у меня сомнения, что эксперты вашего местного филиала ЦЭКТУ могут определять таможенную стоимость :eek:. Они рыночную то стоимость не научились ещё.

А вот это как раз вполне правомерно, в том смысле что у них есть такое право: назначать экспертизу (глава 36 ТК). Но в принципе думаю при рассмотрении в суде им придется доказывать обоснованность этих действий. И большие у меня сомнения, что эксперты вашего местного филиала ЦЭКТУ могут определять таможенную стоимость :eek:. Они рыночную то стоимость не научились ещё.

Т.е. это получается, что на каждый ввозимый товар мы должны делать заключение эксперта? А зачем мне тогда сопроводительные документы с указанием стоимости и т.д.?

Т.е. это получается, что на каждый ввозимый товар мы должны делать заключение эксперта? А зачем мне тогда сопроводительные документы с указанием стоимости и т.д.?

Да нет же, Вы не должны делать экспертизы. А вот они — имеют право это сделать. Вам не видна разница :)?

Да нет же, Вы не должны делать экспертизы. А вот они — имеют право это сделать. Вам не видна разница :)?

А у нас что, таможенные лаборатории занимаются оценочной деятельностью?

А у нас что, таможенные лаборатории занимаются оценочной деятельностью?

Почитайте внимательнее постановление о назначении экспертизы, наверняка там указана не «таможенная лаборатория» (мне лично не известен такой орган), а какая-либо экспертная организация, являющаяся филиалом Цетрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС РФ. Они — да, очень даже занимаются оценкой. Например оценивают товар, являющийся предметом дел по АП, с целью исчисления назначаемых штрафов.

Насколько я помню. при ТПП есть несколько оккредитованных организаций, которые делают экспертизу по поводу рыночной стоимости товаров. Представляете каталоги, иструкции, тактико-технические характеристики 😉 и все что у Вас есть, ребята ищут аналоги (наверняка у них есть что-то похожее в базе) и в течение 3-5 дней (может, чуть больше — зависит от специфичности товара) выдают заключение. Если оно Вас устраивает — идете в таможню и показываете. Если все равно КТС — для суда заключение эксперта — всегда хорошее подспорье, у таможни и «козырей» не будет. Главное при заказе экспертизы — удостоверьтесь, что данная организация (или одинокий эксперт) имеет лицензию на проведение подобных работ.

Мы в курсе, с ТПП работаем, только нас никто не спрашивал, отобрали пробы и отправили на экспертизу.

Читайте так же:  Жалоба на сердцебиение

Запрос на заключение эксперта неправомерен. Оформление страхуется, пытаясь разделить ответственность или вовсе переложить её на чужие плечи. С Вас они просят добровольную товаро-стоимостную экспертизу, если дадите — хорошо, она им «задницу прикроет», если — нет, то направят в ЦЭКТУ и будут ждать. Вас выпустят под обеспечение до заключения экспертизы. Вам выбирать. Отбиться от такого финта — тяжело. Т.к. существует иезуитская формулировка «есть основания полагать» или » по имеющейся в там.органе ценовой информации..»

А если обратиться в транспортную прокуратуру на предмет незаконности требований таможни по предоставлению данного документа?

А если обратиться в транспортную прокуратуру на предмет незаконности требований таможни по предоставлению данного документа?

В прокуратуре будут рады.

Давайте прикинем, что Вы этим добьетесь. У Вас однозначно прекратят требовать заключения, но от экспертизы ЦЭКТУ вряд ли откажутся. И Прокуратура это отменить не сможет. Ведомственная экспертиза ЦЭКТУ законна. До получения результатов экспертизы Вы либо вносите депозит, т.е. выпускаетесь под обеспечение, либо груз лежит на СВХ. Пусть экспертиза подтвердит Вашу стоимость груза, и Вас выпустят по заявленной, тогда возникает вопрос о возврате депозита ( если у Вас нечастые поставки), а это не быстрая процедура. Итог, как ни крути — финансовые потери, деньги изъяты из оборота и заморожены на счетах таможни. Считайте, решайте, что Вам выгодней. Моё мнение, Вас просто «вытесняют» с поста. Им не интересно и стремно оформлять Ваш пушЫстый товар ниже ПР.

А вы случайно не на таможне работаете?
Их никто не спрашивает какой товар им оформлять, а какой не оформлять — это их работа. А вообще то эта процедура распространяется не только нан нас.

Есть силы — ломайте их и систему, нет сил — подчиняйтесь или меняйте бизнес.

Ну-ну, зачем же так жОстко, коллега? Думаю, тут вариантов действий побольше.

То YANA19042006:
По поводу обращения в прокуратуру — считаю рановато и неадекватно проблеме. Учтите, это уж точно — объявление войны, причем личной, должностным лицам. Сломать Вам не удастся ни таможников ни тем более систему, скорей уж она Вас, поверьте. У таможни есть еще сто и один способ прибавить Вам проблем.
Так что считаю более конструктивно — попытаться уладить непонимания с таможней в ходе консультаций и переговоров. Вполне возможно что компромисс найдется, бывают и с той стороны люди довольно гибкие. В случае неудачи и полного игнорирования у Вас появится больше и моральных прав на серьезные действия, но начать все-таки советую с арбитража. Да, это долго. И отношения с таможней ухудшатся, но в случае Вашей правоты результат будет хорошим с высокой степенью вероятности.

Меня, как бы, больше интересует вопрос о правомерности запрашиваемых документов
Если Вы представили достаточно полные и достоверные сведения, то запрос чего бы то ни было, в том числе экспертных заключений, неправомерен. Только интерес к этому факту кроме Вас проявит только арбитражный суд, да и то не всегда. Например обжаловать сам запрос может и не получится, так он сам по себе не нарушает Ваши права. Вот если с запросом Вам выдано еще требование — представить доп доки по запросу, а иначе . то это реальнее обжаловать.

Ну-ну, зачем же так жОстко, коллега? Думаю, тут вариантов действий побольше.

То YANA19042006:
По поводу обращения в прокуратуру — считаю рановато и неадекватно проблеме. Учтите, это уж точно — объявление войны, причем личной, должностным лицам. Сломать Вам не удастся ни таможников ни тем более систему, скорей уж она Вас, поверьте. У таможни есть еще сто и один способ прибавить Вам проблем.
Так что считаю более конструктивно — попытаться уладить непонимания с таможней в ходе консультаций и переговоров. Вполне возможно что компромисс найдется, бывают и с той стороны люди довольно гибкие. В случае неудачи и полного игнорирования у Вас появится больше и моральных прав на серьезные действия, но начать все-таки советую с арбитража. Да, это долго. И отношения с таможней ухудшатся, но в случае Вашей правоты результат будет хорошим с высокой степенью вероятности.

Если Вы представили достаточно полные и достоверные сведения, то запрос чего бы то ни было, в том числе экспертных заключений, неправомерен. Только интерес к этому факту кроме Вас проявит только арбитражный суд, да и то не всегда. Например обжаловать сам запрос может и не получится, так он сам по себе не нарушает Ваши права. Вот если с запросом Вам выдано еще требование — представить доп доки по запросу, а иначе . то это реальнее обжаловать.

Разговариватьс кем то бесполезно, отношения у меня с таможней очень хорошие, работаю уже больше 10лет, их тоже можно понять им спускают указания сверху, но всетаки должен же быть какой то предел в этих профилях риска, когда вам таможенную стоимость увеличивают в 3-4 раза причем на пустом месте ссылаясь на ПР, груз возим постоянно в течение 3 лет. Мне кажется, что здесь любому терпению может прийти конец.

после выпуска ТД с КТС-ом кто-нибудь сталкивался? За какие огрехи??

. все равно в конце добро победит зло, поставит его на колени и зверски убьёт!
Вопрос теперь кто кому зло: таможня ВЭДу или наоборот? Когда изменится отношение ТО — выдэшник — критин, идиот и враг №1??

Тема 8. Цели и задачи тамож. экспертизы

ТЕМА 8. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТАМОЖЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ, ИХ ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

8.1 Основные понятия и определения в области экспертизы. Таможенная экспертиза, ее цели и задачи.

8.2 Основные виды таможенных товарных экспертиз.

8.1 Основные понятия и определения в области экспертизы. Таможенная экспертиза, ее цели и задачи

В таможенных целях проводится значительное число экспер­тиз.

Экспертиза — это особый вид научного исследования, прово­димого в определенной области знаний специалистом в данной области, — экспертом (от лат. expertus опытный). Осуществляется в заранее определенные сроки. По ее результатам готовится письменное заключение по определенной форме.

При проведении экспертизы эксперт самостоятельно выбирает методы и средства, необходимые для получения ответов на поставленные вопро­сы. Существует большое количество экспертиз, которые имеют разное назначение и предметы исследования. Экспертизы можно систематизировать и классифи­цировать по разным признакам.

По цели экспертизы делятся на судебные, носящие процессу­альный характер, и несудебные.

Систематизировать экспертизы принято по отраслям науки или областям деятельности (области научно-практических знаний). По этому критерию выделяют такие экспертизы, как военные, политические, социологические, технические, экономические, криминалистические, медицинские, искусствоведческие, товаро­ведческие, экологические и др.

Каждый класс может включать экспертизы разного рода, ко­торые характеризуются общими признаками: предметом, объек­том, методикой и задачами экспертных исследований.

В свою очередь, внутри одного рода экспертиз их делят на виды и подвиды, определяющиеся изменением одного или нескольких характерных признаков рода.

По очередности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные, масштабности решаемых задач — на ос­новные и дополнительные, числу исследуемых объектов — на мало- и много-объектные, количеству выполняющих экспертизу экспер­тов и способу их работы — на единоличные и коллективные (ко­миссионные) и т.д.

Таможенная экспертиза это специальное исследование, проводимое экспертами для решения задач таможенного дела — фискального, контрольного, экономическо­го, правоохранительного, статистического и защитного характера.

Таможенную экспертизу можно отнести к особому классу экс­пертиз, поскольку она имеет свои собственные характерные при­знаки: предмет, задачи, объекты и методы исследования.

Объекты таможенной экспертизы — материализованные ис­точники информации: товары и предметы, перемещаемые через таможенную границу, а также их пробы, отобранные для иссле­дования; объекты контрабанды и нарушений таможенных правил (НТП); различного рода сопровождающие товар документы (та­моженные, нормативно-правовые, финансовые и др.), использу­емые при таможенном оформлении и контроле.

К предмету таможенной экспертизы можно отнести как общие проблемы таможенного дела, так и конкретные факты и обстоя­тельства процедуры таможенного контроля. Наиболее важные среди них:

определение вида, состояния и назначения объекта тамо­женного контроля;

классификация товара согласно ТН ВЭД;

оп­ределение таможенной стоимости товаров, рыночной стоимости (цены) товаров, исходя из их качественных показателей (марки, сорта, вида, натуральности материалов и т.д.), характера товара (лицензионный, подакцизный, двойного назначения), страны происхождения товара, нормы выхода готовой продукции и иден­тификации сырья в ней;

идентификация наркотических и психо­тропных веществ;

диагностика драгоценностей, антиквариата, музейных ценностей и др.

Кроме того, перед таможенными экспертами ставятся отдель­ные вопросы, выдвигаемые оперативными работниками в про­цессе борьбы с контрабандой и НТП, которые решают с помо­щью таких классов экспертиз, как криминалистическая, эконо­мическая, товароведческая, геммологическая и др.

Основные задачи таможенных экспертиз:

идентификация объектов, установление по пробам и образцам товара его наиме­нования в соответствии с ТН ВЭД, качества, места, где был про­изведен товар, и т.д.;

диагностика, т.е. выявление механизма событий, явлений, способа и последовательности действий, причинных связей и т.п. Сюда можно отнести технологические экспертизы, определение нормы выхода, источников сырья и т.п.;

экспертная профилактика, т.е. деятельность по выявлению об­стоятельств, способствующих совершению правонарушений и пре­ступлений в таможенном законодательстве, разработка мер по их устранению. Сюда можно отнести и деятельность по коллекционированию и исследованию фальсификатов и прогнозирование появления криминально опасных товарных позиций в таможен­ном тарифе.

8.4 Основные виды таможенных товарных экспертиз

Рассмотрим основные виды таможенных экспертиз, объекта­ми исследования в которых являются товары.

К экспертизам, связанным в той или иной степени с иссле­дованием товаров, относятся идентификационная, материаловедческая, химическая, классификацион-ная, товароведческая, оценочная (стоимостная), сертификационная, минералоги-чес­кая. В некоторой степени к ним можно отнести также экспертизы технологическую и по определению страны происхождения то­вара, проведение которых в некоторых случаях не требует иссле­дования конкретного товара.

Следует отметить, что виды таможенных экспертиз выделяют по основному их содержанию в зависимости от поставленных пе­ред экспертом вопросов. Но при выполнении отдельных экспер­тиз приходится решать вопросы, являющиеся предметом экспер­тиз других видов. Так, при осуществлении классификационных экспертиз приходится, как правило, на первой стадии решать воп­росы идентификации, при выполнении последней — материаловедческих или химических экспертиз и т.д.

Идентификационная экспертиза. Перед экспертом ставится воп­рос, что за товар является объектом экспертизы? Так как среди множества товаров, перемещаемых через таможенную границу, имеются не только хорошо известные и легко узнаваемые, но и большое количество товаров, внешний вид которых мало говорит об их существе (например, многочисленные виды сырьевых това­ров, полуфабрикаты и т.д.). При проведении этих экспертиз необходимо оперативно решить вопрос о виде товара, его составе, назначении и других важных характеристиках можно только после специального исследования, т. е. экспертизы.

Идентификация — это установление тождества между двумя объектами. Идентификация неизвестного товара в этом смысле — это установление его тождественности какому-либо известному товару. При этом известный товар необязательно должен быть пред­ставлен в виде материального объекта, для идентификации впол­не пригодно его подробное описание или, иными словами, его образ в сознании эксперта. Сопоставляя неизвестный товар пос­ледовательно с разными образами известных товаров, эксперт устанавливает в итоге тождественность исследуемого неизвестно­го товара одному из образцов известных товаров и, следователь­но, его идентифицирует.

Идентифицировать товар можно с разной степенью уточнения его характеристик, т.е. на различном уровне детализации. Так, последовательно уточняя описание товара, можно переходить на все более высокий уровень детализации. Например, при иденти­фикации различных материалов можно представить такой пере­ход в виде следующих схем:

1. Металл — черный металл — сплав, содержащий железо, уг­лерод, хром, никель, титан — сплав на основе железа с содержа­нием Сг 18 %, Ni 9 %, Ti около 1 % — нержавеющая сталь марки 1Х18Н9Т.

2. Ткань — шерстяная ткань — ткань шерстяная с содержанием полиэфирного волокна — шерстяная ткань с добавлением 30% полиэфирного волокна — шерстяная ткань с добавлением 30 % полиэфирного волокна шириной 150 см — шерстяная ткань с до­бавлением 30 % полиэфирного волокна шириной 150 см и поверх­ностной плотностью 320 г/м 2 и т.д.

Количество уровней, или степень детализации, можно увели­чивать до бесконечности, добавляя к известным уже характерис­тикам все новые и новые, но на практике их число должно быть разумно ограничено. В целях таможенной идентификации степень детализации устанавливается обычно детализацией исследуемого товара в ТН ВЭД, определяющей критерии таможенной класси­фикации товаров. Это объясняется тем, что основное назначение идентификации — использование ее результатов при дальнейшей классификации. Однако, при проведении других экспертиз, напри­мер, оценочной (стоимостной), часто необходимо определить боль­шее число показателей, чем требуется для классификации. Так, при оценке стоимости одежды дополнительно к критериям клас­сификации ее идентифицируют на соответствие моде, состояние, качество изготовления и другие показатели.

Разновидностью таможенной идентификации является установ­ление принадлежности товара к определенным совокупностям то­варов, в отношении которых применяются конкретные меры ре­гулирования. Такие совокупности товаров приведены в перечнях, утверждаемых приказами ГТК России или другими нормативны­ми актами. В качестве примера можно привести следующие:

1. Перечень товаров, выпуск в свободное обращение которых на территории РФ не допускается без представления сертификата соответствия.

2. Перечень вредных отходов, ввоз которых на территорию РФ запрещен.

3. Список наркотических и психотропных средств.

4. Список товаров, которые могут быть применены для созда­ния оружия массового уничтожения и ракетных средств его до­ставки.

В случае необходимости определения принадлежности товара к одному из списков перед экспертом ставится вопрос: «Опреде­лить, относится ли данный товар к вредным отходам?», а при проведении идентификационной экспертизы надо не только установить основные характеристики товара, но и проверить, вклю­чен ли он в соответствующий перечень.

Особая разновидность идентификации в таможенном деле — идентификация сырья в продуктах переработки, что требуется при оформлении лицензий и таможенного контроля в режимах пере­работки товаров на или вне таможенной территории и проведе­нии технологических экспертиз. В этих случаях требуется установ­ление тождественности сырья, отправляемого на переработку че­рез таможенную границу, в готовой продукции. При такой иден­тификации нормативные документы требуют очень высокой сте­пени тождественности, включающей подтверждение того, что в готовой продукции использовано то же самое сырье, которое вы­возилось для переработки. Во многих случаях такая идентифика­ция невозможна.

Читайте так же:  Как сделать взаимозачет по договорам

Технологическая экспертиза. Выполняется в случае оформле­ния таможен-ным органом лицензии на переработку товара на или вне таможенной территории, а также в период проведения такой переработки во время действия лицензии.

Переработка товаров на таможенной территории — таможен­ный режим, при котором иностранные товары (далее — товары для переработки) используются для переработки на таможенной территории РФ без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных утвержденным поло­жением.

Приведем основные определения, применимые к рассматри­ваемому таможенному режиму:

российские товары — товары, происходящие из РФ (страна происхождения этих товаров — Россия), либо товары, выпущен­ные в свободное обращение на таможенной территории РФ. Все другие товары считаются в этом случае иностранными;

продукты переработки — товары, полученные в результате пе­реработки ввезенных товаров для переработки и используемых российских товаров и включающие в себя как товарную продук­цию, так и отходы производства и производственные потери.

Под таможенный режим переработки на таможенной террито­рии не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу в Рос­сию, а также электрическая, тепловая и иные виды энергии, так же как и товары, продуктами переработки которых являются раз­личные виды энергии, поскольку данные товары не могут быть идентифицированы.

Для переработки в товарную продукцию товары идентифици­руют в целях установления того факта, что операциям по перера­ботке подвергались именно товары для переработки в целях полу­чения товарной продукции.

В качестве основных могут использоваться следующие методы идентификации:

наложение пломб на складские помещения, участки технологических линий в целях недопу­щения использования в производственном процессе товаров, не указанных в лицензии;

проставление заявителем, переработчиком или должностными лицами таможенных органов печатей, штампов или другой ин­формации на товары;

сопоставление предварительно отобранных проб товаров для переработки с товарной продукцией;

описание товаров для переработки, их фотографирование, ис­пользование имеющейся маркировки и др.

В случае невозможности применения указанных методов заяви­тель вправе предложить свой метод, а таможенная лаборатория исследует возможность его использования.

Определение норм выхода товарной продукции также представляется заявителем и проверяется в процессе проведения экс­пертизы в таможенной лаборатории.

Достаточно часто нормы выхода товарной продукции определяются при контроле переработки, в результате которой вырабатываются изделия из плоских материалов, раскраиваемых в процессе производства. К таким изделиям относятся, например, швей­ные, обувь, галантерейные (сумки, кошельки и др.). В этих случа­ях проверяется, какое число готовых изделий получается из опре­деленного количества исходного материала.

Во всех случаях проверки норм выхода товарной продукции из сырья или, что, по сути, аналогично названной задаче — норм расхода сырья на производство товарной продукции, необходимо проверить, во-первых, материальный баланс переработки, во-вто­рых, обоснованность отдельных компонентов материального ба­ланса применяемой технологии.

Материальный баланс переработки (как и любого технологи­ческого процесса) можно представить в следующем виде:

где С — количество сырья;

Пр — количество готовой продукции (количество сырья в готовой продукции);

О — отходы производ­ства;

П — производственные потери.

Все компоненты материального баланса должны иметь одина­ковую размер-ность, соответствующую общепринятым единицам измерения количества сырья, — тонны (килограммы), квадрат­ные метры (квадратные дециметры), литры и т.д.

Во многих отраслях промышленности еще в период существо­вания СССР были разработаны и утверждены отраслевые нормы расхода сырья и вспомогательных материалов на производство еди­ницы продукции. В настоящее время эти нормы во многом утрати­ли свое значение во внутренней экономике и для современных предприятий, являющихся в большинстве частными (акционер­ными), — необязательны. Любое предприятие вправе расходовать на производство своей продукции такое количество сырья, какое предусматривается используемой технологией. В этом случае един­ственный (и весьма действенный) стимул экономного расходова­ния сырья — себестоимость продукции, обусловливающая ее кон­курентоспособность. Но при расчете норм выхода товарной про­дукции в таможенных экспертизах разработанные ранее отрасле­вые нормы могут использоваться в качестве ориентира, если тех­нология производства не претерпела существенных изменений со времени их разработки.

В процессе проведения таможенных экспертиз по определению норм выхода товарной продукции могут применяться прямые ме­тоды расчета, для которых используют утвержденные методики. Так, для расчета норм выхода швейных изделий из тканей весьма ус­пешно используются различные методики, разработанные в швей­ной промышленности. В последние годы при определении норм выхода готовой продукции из плоских материалов при их раскрое широко применяются автоматизированные методики, основанные на компьютерной раскладке лекал и автоматическом расчете потребности сырья для изготовления заданного комплекта деталей. Эти методики можно использовать для таможенной экспертизы в случае таких производственных процессов, где операция раскроя материала определяет основные компоненты материального баланса.

В Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении (ЦЭКТУ) для расчета выхода продукции при раскрое материалов используют методику автоматизированного расчета норм выхода готовой продукции при переработке (раскрое) плос­ких текстильных, кожевенных и других материалов. Эта методика разработана в Центральном научно-исследовательском институте кожевенно-обувной промышленности (ЦНИИКП). Для ее реализации применяется устройство ввода графической информации (дигитайзер), подключаемое к компьютеру. Лекало укладывается на стол дигитайзера и при по­мощи «мыши» его контур вводится в программу компьютера. Про­грамма позволяет рассчитать чистую площадь детали, осуществить ее оптимальную раскладку (одиночной или в комплекте с други­ми деталями), рассчитать площадь материала, необходимую для изготовления любой детали и всего комплекта. В первоначальном варианте программа предназначалась для расчета потребности материалов, направляемых на изготовление обуви после ее мо­дернизации, т.е. любых кроеных изделий из плоских материалов.

Классификационная экспертиза. Это одна из наиболее сложных и ответственных таможенных экспертиз. Сложность ее заключает­ся в том, что, как правило, приходится идентифицировать товар, а для некоторых товаров проводить материаловедческие испыта­ния. При этом необходима кропотливая работа с ТН ВЭД в соот­ветствии с определенными правилами.

Основная задача классификационной экспертизы — опреде­лить товарную позицию и субпозицию для представленного това­ра, иными словами — определить код товара. Обе формулировки практически эквивалентны и взаимозаменяемы. В практической работе встречаются разновидности приведенных задач, что не меняет существа выполняемой экспертизы.

Ниже приводятся основные правила выполнения классифика­ции по Гармонизированной системе (ГС), которые в полном объеме должны соблюдаться и в ТН ВЭД России.

ГС имеет пять уровней детализации:

высший — раздел, группирующий товары по отраслям промышленности. Например, в разделе I объединены живые животные и продукция животноводства, IV — продукция пищевой про­мышленности, V — минеральные продукты, VI — продукция хи­мической индустрии;

группы, где собраны товары в соответствии:

— с материалом, из которого они изготовлены (например, группа 10 «хлебные злаки»);

— функциями, которые они выполняют (например, группа 92 «музыкальные инструменты»);

— со степенью обработки (например, группа 10 включает зерновые культуры в необработанном виде, 11 — продукцию мукомольного производства, 19 — мучные и кон­дитерские изделия);

товарные позиции: на данном уровне товары детализируются по признакам более специфическим, чем было указано ранее (на­пример, в группе 10 на уровне товарных позиций отдельно дета­лизируются пшеница и рожь). Кроме того, имеется и ряд других специфических признаков, например форма товара;

два более низких уровня детализации: одно- и двухдефисные субпозиции, в которых используются те же критерии детализа­ции товаров, которые были упомянуты выше, а также могут при­меняться и дополнительные критерии (например, в товарной по­зиции 0401 молоко и сливки детализируются как товар в зависи­мости от их жирности).

Для проведения различия между товарами в ГС используются два основных критерия:

материалы, из которых товары изготовле­ны;

функции, выполняемые этими товарами.

Данные критерии могут применяться как одновременно, так и по отдельности.

Например, при классификации напитков учитываются только некоторые материалы, из которых они изготовлены (минераль­ная вода — товарная позиция 2201, лимонад — 2202, пиво — субпозиция 220300, вино — 2204).

При классификации фотокамер (товарная позиция 9006) и наручных часов (9101), наоборот, рассматриваются только их функ­циональные особенности.

Однако при классификации ванн из литого чугуна (субпози­ция 732421) учитывается как материал, из которого изготовлен данный товар (литейный чугун), так и его функциональное на­значение (сосуд для купания).

В Гармонизированной системе в большинстве случаев товар клас­сифицируют только по материалам, из которых он изготовлен, или только по его функциям.

Стальной стул может рассматриваться, как изделие из стали и включаться в товарную позицию 7326 в соответствии с материа­лом, из которого он изготовлен, а также в товарную позицию 9401 исходя из его функции как мебели для сидения. То же самое справедливо и в отношении деревянного стула, так как в товар­ной позиции 4421 представлены «изделия деревянные прочие».

Таким образом, как видно из примера, некоторые товары можно классифицировать в соответствии с материалом, из которого они изготовлены, и исходя из их функций. Естественно, положение, при котором остается ничем не регламентируемая свобода выбора между различными вариантами классификации товаров, неприемлемо, так как это не соответствует требованию строгости (однозначности) классификации. Поэтому, если существует несколько вариантов возможной классификации товаров, необходимо выбрать только один. Довольно часто в решении данной проблемы помогают примечания к разделам и группам.

Следовательно, первым шагом в окончательном определении товарной позиции для товаров, классификация которых одновре­менно возможна в нескольких товарных позициях, является озна­комление с примечаниями к соответствующим разделам и rpynпам, в которых предположительно могут классифицироваться дан­ные товары.

Если вернуться к примеру классификации стульев, то следует отметить, что примечание 1к к разделу XV исключает классификацию мебели в данном разделе, а примечание 1о к группе 44 исключает ее классификацию и в этой группе. Таким образом, согласно данным примечаниям стул нужно классифицировать в товарной позиции 9401 не в соответствии с материалом, из которого он изготовлен, а исходя из его функции.

Другой принцип дифференциации товаров, заложенный в ГС, — степень их обработки.

Например, живые коровы включены в товарную позицию 0102, их мясо, если оно свежее или охлажденное, — в позицию 0201; если оно замороженное, — в позицию 0202; сосиски или иные колбасные изделия, изготовленные из этого мяса, — в субпозицию 160100, а мясо в консервированном виде — в товарную позицию 1602.

Аналогично этому необработанные шкуры коров относятся к товарной позиции 4101; кожа, изготовленная из этих шкур, — к позиции 4104, а кожаные перчатки — к позиции 4203.

Иногда могут возникнуть сомнения, в какой из товарных позиций с различными степенями обработки следует классифицировать некоторые товары. Например, человеческие волосы, сортированные только по длине и предназначенные для изготовле­ния париков, могут, в принципе, входить в субпозиции 050100 и 670300. Однако, в примечании 2 к группе 5 дается определение, что понимается под термином «необработанный волос»: волос, сортированный по длине, считается необработанным (при усло­вии, что основания волос и их концы не расположены в опреде­ленном порядке). В соответствии с этим примечанием данные волосы должны относиться к субпозиции 050100.

Таким образом, примечания к разделам или группам помога­ют при разрешении не только тех ситуаций, когда необходимо оценить, что является главным — материал, из которого изготовлен товар, или его функциональное назначение, но также и случаях различной степени обработки товаров.

ГС охватывает все товары, находящиеся в торговом обороте. При этом для товаров, имеющих относительно большой объем торгового оборота, в номенклатуре ГС выделены специальные по­зиции, например, товарная позиция 0701 (картофель свежий или охлажденный).

Для остальных товаров во многих группах предусмотрены то­варные позиции «прочие» (иногда их называют «корзиночные»). Так, в товарную позицию 0106 (живые животные прочие) включены среди прочих позиций живые слоны, киты, птицы, лягушки, комары и т.п. «Корзиночные» товарные позиции существуют в том числе и в группах, где товары классифицируют в соответ­ствии с их функциями.

Так, в группе 65 представлены головные уборы. В данной группе имеется «корзиночная» товарная позиция 6506, где классифициру­ются головные уборы, особо не поименованные и не включенные в другие товарные позиции данной группы, например, каски.

Таким образом, использование «корзиночных» товарных по­зиций дает абсолютную уверенность в том, что ни один товар не останется не охваченным номенклатурой ГС.

Наиболее важное назначение примечаний к разделам и группам уже было упомянуто в связи с возможным перекрытием «сфер влияния» различных товарных позиций. Данные примечания по­зволяют провести четкую границу между различными товарными позициями и определить их приоритеты.

Уже упоминались примечания, которые исключают конкретные товары из определенных разделов, групп или товарных позиций, например примечание 1а к группе 97, примечание 1 к разделу XVI.

Другая важная роль примечаний — определение значений тер­минов, применяемых в товарных позициях: Например, в приме­чании 3а к группам 61 и 62 приводится значение термина «кос­тюм», используемого в товарных позициях 6103 и 6203. Естествен­но, данный текст не может быть полностью воспроизведен во всех товарных позициях, где упоминается термин «костюм».

Необходимо также иметь в виду, что значение тех или иных слов или терминов, имеющихся в ГС, необязательно соответствует их общепринятому пониманию. Например, в примечании 3 к груп­пе 5 под термином «слоновая кость» рассматриваются зубы всех животных. Помимо всего прочего данное примечание распростра­няет значение этого термина на всю номенклатуру. Таким обра­зом, в товарной позиции 9601 («обработанные и пригодные для резьбы кость слоновая. ») будут классифицироваться обработан­ные зубы всех животных, например коров, а не только обрабо­танная слоновая кость как таковая.

Следовательно, не всегда достаточно ознакомиться с примеча­ниями к определенным разделам или группам, но необходимо также изучить примечания к другим разделам или группам, име­ющим какое-либо отношение к подобным видам товаров, мате­риалам, из которых они изготовлены, и их функциям.