Справка налогового органа об уплате налога на собственность

Содержание:

Срок уплаты налога на имущество

Правилам начисления и оплаты налога на имущества в НК РФ посвящены две главы:

  • глава 30 — налогообложение организаций;
  • глава 32 — налогообложение физических лиц.

Порядок начисления и сроки оплаты, установленные этими главами, различны. Далее остановимся отдельно на правилах и сроках оплаты для физических лиц и организаций.

Правила расчета для физических лиц

Налог на недвижимое имущество физических лиц — местный. Зачисляется он в бюджет муниципальных образований. Исчисляется он исходя из кадастровой оценки стоимости. Объектом обложения могут являться:

  • жилой дом, квартира, комната;
  • гараж или машино-место;
  • объект незавершенного строительства;
  • иное здание, строение, помещение.

Расчет налогового платежа производят налоговые органы на основании данных из ЕГРН. Налоговой базой признается кадастровая оценка стоимости на 1 января расчетного периода. Налоговые ставки устанавливаются законодательными актами муниципальных образований и не могут превышать установленные в статье 406 НК РФ пределы.

Сроки оплаты для физических лиц

О сумме имущественного налога, рассчитанного налоговым органом и подлежащего уплате в бюджет, ФНС обязана известить налогоплательщика. Делает она это путем направления уведомления, утвержденного Приказом ФНС от 07.09.2016 № ММВ-7-11/ [email protected] . Уведомления направляются почтовым отправлением. Если же налогоплательщик имеет личный кабинет на сайте nalog.ru, то уведомлением будет размещено в нем. В случае направления электронного уведомления ФНС имеет право не направлять бумажную версию. Поэтому если гражданин имеет в собственности недвижимость, то следует внимательно следить за извещениями, поступающими посредством электронного документооборота через личный кабинет.

Перечислить налог необходимо не позднее 1 декабря года, следующего за расчетным.

Как начисляется имущественный налог организациями

Организации производят расчет налогового платежа сами. В 2018 году взносы уплачиваются и с движимого и с недвижимого имущества. С 2019 года налогообложение движимой собственности отменено. Соответствующие изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ. По недвижимому имуществу расчет может производиться исходя из кадастровой стоимости (если такое решение примет регион) или из балансовой.

Сроки перечисления для юридических лиц

Сроки уплаты налога на имущество организаций устанавливаются региональным законодательством. Такое правило прописано в статье 383 НК РФ . Платеж может перечисляться единовременно, а также могут быть предусмотрены авансовые ежеквартальные платежи.

Так, в Санкт-Петербурге установлены следующие сроки (ст. 3 Закона от 26.11.2003 № 684-96):

  • авансовые платежи — до 30 числа месяца, следующего за отчетный;
  • годовой платеж — до 30 марта года, следующего за налоговым периодом.

Оплата производится по месту нахождения:

  • организации — в отношении движимого имущества;
  • объекта недвижимости.

Новые правила налога на имущество физических лиц

Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 «Налог на имущество физических лиц» (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ), которая призвана заменить Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-I). Нововведения вступят в силу уже с 1 января 2015 года. Разберемся, как эти поправки повлияют на порядок расчета налога и какие льготы предусмотрены законодательством.

НАША СПРАВКА

Единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ). К единому недвижимому комплексу можно отнести, например, базу отдыха, гостиницу, автозаправку.

По действующим сегодня правилам налог уплачивается с жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража и иного строения помещения и сооружения, находящегося в собственности налогоплательщика (ст. 2 Закона № 2003-I). С начала 2015 года, помимо указанных объектов, облагаться налогом будут находящиеся в собственности машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 3-5 ст. 401 НК РФ). Что касается дач, то они, как в действующем на сегодняшний день Законе № 2003-I, прямо не будут поименованы в списке объектов, подлежащих обложению. Тем не менее, законодатель предусмотрел, что налогом будет облагаться жилой дом, который расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 401 НК РФ).

Сегодня налоговой базой для исчисления налога является инвентаризационная стоимость имущества, но уже с 1 января 2015 года расчет налога будет производиться на основании кадастровой стоимости имущества (п. 1 ст. 402 НК РФ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта и не чаще, чем раз в три года. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет (ст. 24.12 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее – Закон № 135-ФЗ). Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.

Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать из Публичной кадастровой карты (работает в тестовом режиме). Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости 1 . Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра. Физлицам, в отличие от предпринимателей в комиссию можно и не обращаться, а напрямую подавать заявление в суд (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ).

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Достаточно сложно спрогнозировать тенденцию оспаривания кадастровой стоимости физическими лицами. Ведь размер налога должен быть настолько существенным, что для оспаривания порядка его исчисления гражданин будет готов обратиться в суд, тратить время и нести расходы на представителей, а также по назначенным судом оценочным экспертизам. Такие расходы, возможно, будут существенно превышать подлежащую уплате сумму налога на имущество физических лиц и смогут себя оправдать лишь в далекой перспективе».

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ) :

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);
  • отчет независимого оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа – если кадастровая стоимость оспаривается на основании несоответствия ее рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на проведенную независимым оценщиком оценку (на бумажном носителе и в форме электронного документа), подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Рассматривая систематичность нарастания налогового бремени, можно предположить, что валовой нагрузки ни на комиссии при управлениях Росреестра, ни на суды не ожидается. Возможно некоторое увеличение числа сделок с недвижимостью, когда собственники будут переписывать свое имущество на лиц, имеющих право на льготу. Принимая во внимание, что в последнее время все чаще совершается фиктивная регистрация недвижимости на пенсионеров, инвалидов, отставных военных и иных лиц, поименованных в ст. 407 НК РФ и имеющих право на льготы по налогу, можно предположить, что судебные разбирательства будут скорее касаться не правильности определения кадастровой стоимости недвижимого имущества и исчисления и уплаты в бюджет налога, а установления права собственности. Так как пенсионеры и инвалиды фактически окажутся владельцами имущества, им не принадлежащего, и вынуждены будут платить большие налоги».

Если же объект недвижимости новый и не имеет кадастровой стоимости, то для ее получения нужно обратиться в территориальное БТИ с заявлением на вызов технического специалиста. Вместе с заявлением нужно предоставить паспорт собственника и правоустанавливающие документы на имущество. Специалист оформит технический и кадастровый планы. Результат оценки будет зафиксирован в оценочном акте, при этом владелец имущества может попросить выписку из этого акта.

Информация о кадастровой стоимости объекта может потребоваться не только для проверки правильности исчисления налога на имущество, но также и в случае обременения недвижимости залогом, при разделе наследства и исчислении НДФЛ при дарении имущества.

Налоговый период и сроки уплаты налога

Как и раньше, налог нужно будет уплачивать один раз в год до 1 октября года, следующего за отчетным годом. Налоговые органы вправе направить уведомление об уплате налога, исчисленного не более чем за три предыдущих года. Причем если в уведомлении указано больше налоговых периодов, то налогоплательщик может не уплачивать налог за них (п. 1-4 ст. 409 НК РФ). Если срок уплаты налога уже подошел, а уведомление так и не получено, то узнать сумму налога и произвести его оплату можно в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС России.

НАША СПРАВКА

Существует несколько видов территориальных зон. К ним относятся: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Некоторые из них, в свою очередь, могут включать и более мелкие зоны. Так, например, в состав жилых зон могут входить: зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами, зоны жилой застройки иных видов (п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Законом установлены три базовые ставки по налогу:

  • 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 кв. м, расположенных на земельных участках личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • 2% от кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;
  • 0,5% от кадастровой стоимости прочих объектов (п. 2 ст. 406 НК РФ).
Читайте так же:  Социальное пособие мо рф

Однако каждый муниципалитет вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, места нахождения, а также вида территориальных зон, в границах которых расположено имущество. При этом снизить ставку можно до нуля, а увеличить только в три раза по сравнению с базовой ставкой (п. 3 ст. 406 НК РФ). Узнать действующую ставку можно будет на официальном сайте муниципалитета.

Так, например, в Москве могут установить следующие налоговые ставки (проект Закона г. Москвы «О налоге на имущество физических лиц», внесен в Мосгордуму 15 октября 2014 г.):

Проверяем уведомления об уплате физлицом транспортного, земельного и имущественного налогов

В какую налоговую инспекцию нужно уплатить имущественный налог, если собственность зарегистрирована в одном городе, а налогоплательщик – в другом? Ответ в Базе знаний службы Правового консалтинга
в интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Сейчас всем гражданам-владельцам облагаемого налогом движимого и недвижимого имущества налоговые органы рассылают уведомления об уплате имущественных налогов. В них указываются само имущество, налоговая ставка для расчета налога, а также сумма налога. Кроме того, в уведомлении можно найти информацию и о наличии недоимки или переплаты за предыдущие периоды. Но прежде чем оплачивать налог, проверьте, вся ли содержащаяся в уведомлении информация достоверна. Мы расскажем, на что стоит обратить внимание, а также разберем некоторые спорные вопросы по уплате этих налогов.

Получение уведомления и уплата налога

В текущем году уведомления направляют не территориальные налоговые инспекции, а региональные филиалы ФКУ «Налог-сервис» ФНС России». При этом в случае возникновения вопросов по-прежнему нужно будет обратиться в ту налоговую, которая исчислила налог (информация о ней содержится в уведомлении). Рассылка уведомлений началась с 1 апреля 2015 года.

Раньше, до 31 декабря 2014 года, действовало правило, по которому если налогоплательщику уведомление по каким-либо причинам не высылалось, то и налог он не должен был платить. Но с 1 января 2015 года вступило в силу новое положение НК РФ, которое обязывает собственников сообщить в налоговую инспекцию о наличии облагаемого налогом имущества, если по такому имуществу уведомление получено не было. Сделать это нужно в срок до 31 декабря года, следующего за отчетным (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

При обращении в налоговую необходимо будет предоставить копии документов, подтверждающих право собственности на имущество, а также право на применение льгот (если у налогоплательщика есть основания для их применения).

Заявлять в налоговую нужно только в отношении того имущества, по которому ранее уведомлений собственник не получал. За сокрытие такого имущества и неуплату по нему налога в настоящее время ответственности не предусмотрено. Однако уже с 1 января 2017 года за несообщение о наличии облагаемого налогом имущества придется заплатить штраф в размере 20% от суммы налога (п. 3 ст. 129.1 НК РФ в новой редакции, п. 12 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Но ожидать уведомления до конца года вовсе и не обязательно. Сроки рассылки уведомлений можно посмотреть на официальном сайте ФНС России по каждой налоговой инспекции. Если к указанному сроку уведомление так и не получено, то стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту постановки на учет имущества (или по месту своего жительства, если речь идет о движимом имуществе) за дубликатом уведомления.

Также в налоговую стоит обратиться и в случае утери уведомления. При этом никаких заявлений писать не нужно – инспекторы при личном визите налогоплательщика распечатают новое уведомление и квитанцию на уплату налога.

ОБРАЗЕЦ

Сообщение о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами

Итак, уведомление на руках, но прежде чем оплатить его, стоит проверить содержащуюся в нем информацию.

Прежде всего, обратите внимание на период, за который начисляется налог. В соответствии с законодательством налоговые органы имеют право взыскивать налог не более, чем за три года, предшествующих году направления уведомления (абз. 2 п. 4 ст. 397 НК РФ). Таким образом, в 2015 году в уведомлении об уплате налога могут быть указаны только 2012-2014 года. Если же в уведомлении указаны более ранние периоды, то налог за них уплачивать не нужно. Однако во избежание спорных ситуаций рекомендуем обратиться в территориальную налоговую по месту постановки на учет имущества (или в налоговую инспекцию по месту своего жительства при уплате транспортного налога) для корректировки уведомления. При этом нужно заполнить форму заявления, которая прикладывается к уведомлению, или же указать на неточности в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС России.

Сумма налога также будет зависеть и от того, сколько месяцев в отчетном году собственник владел имуществом. В соответствии с положениями НК РФ если налогоплательщик приобретает (теряет) право собственности на имущество в налоговом периоде, то налог рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде (п. 3 ст. 362, п. 7 ст. 396, п. 5 ст. 408 НК РФ).

При этом для земельного налога и налога на имущество физлиц действует следующее правило. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то месяц возникновения (прекращения) указанного права принимается за полный месяц. Если же наоборот, возникновение права собственности произошло после 15-го числа соответствующего месяца или прекращение права произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) права при определении коэффициента не учитывается (п. 7 ст. 396 НК РФ, п. 5 ст. 408 НК РФ).

ВАЖНО ЗНАТЬ

Обратите внимание, что если общая сумма налога составит менее 100 руб., то налоговый орган посылать уведомление не будет. Единственное исключение, если налог начислен за предыдущие налоговые периоды (абз. 3 п. 4 ст. 52 НК РФ). Поэтому, если собственник владеет имуществом, но уведомление в срок не получил, ему стоит обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации имущества для получения уведомления и квитанции на оплату налога.

А вот для расчета транспортного налога все проще – месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации автомобиля в течение одного календарного месяца указанный месяц также принимается за один полный месяц (п. 3. ст. 362 НК РФ).

Заявление, прилагаемое к уведомлению, стоит заполнить и в случае обнаружения арифметических ошибок, указания неверного объекта налогообложения, ставки или иной информации. После направления заявления следует дождаться ответа налоговой инспекции с откорректированным уведомлением. Зачастую это может занять много времени, ведь в соответствии с законодательством отвечать на письменные заявления госорганы обязаны в течение 30 календарных дней со дня регистрации документа (п. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). НК РФ специального срока для ответа на подобное заявление налогоплательщика не содержит. Поэтому если ошибки, содержащиеся в уведомлении, не влияют на сумму подлежащего уплате налога, мы рекомендуем все же уплатить налог, не дожидаясь ответа инспекции. Ведь если окажется, что ошибки в уведомлении не было, а срок уплаты налога уже наступил, то инспекция начислит пени за просрочку платежа (п. 2 ст. 57, ст. 75 НК РФ).

Напомним, что с 1 января 2015 года установлен единый срок уплаты транспортного, земельного и налога на имущество для физлиц – 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 1 ст. 363, абз. 3 п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ). Оплатить налог можно как в отделениях банков, так и на официальном сайте ФНС России в разделе «Заплати налоги».

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся спорные ситуации в связи с начислением налогов.

У налогоплательщиков нередко возникает вопрос, как заплатить налог, если транспортное средство находится в угоне. Чтобы не платить налог за угнанную машину, собственник должен предоставить в налоговый орган подлинник справки, выданной органом МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.) и подтверждающей факт угона (подп. 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, далее – Методические рекомендации), и написанное в произвольной форме заявление. Копию справки инспекция также примет, но в этом случае ей придется направить запрос в ОВД для подтверждения ее подлинности. После проверки налоговая пересчитает транспортный налог, скорректировав период нахождения транспортного средства в собственности налогоплательщика. При этом стоит учесть, что месяц, в котором автомобиль был угнан, будет включен в расчет (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 августа 2013 г. № 03-05-04-04/32382, письмо УФНС России по г. Москве от 21 февраля 2011 г. № 16-15/015742).

БЛАНКИ

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с угоном автомобиля

Заявление о перерасчете транспортного налога в связи с продажей (передачей) другому лицу

Заявление о прекращении регистрации транспортного средства в связи с его продажей (передачей) другому лицу

Случается и такая ситуация, когда автомобиль уже продан, а уведомление об уплате налога на него все же приходит. Прежде всего, стоит проверить за какой именно период рассчитан налог. Ведь в соответствии с законодательством, даже если машина находилась в собственности менее месяца, за нее придется заплатить налог (п. 3. ст. 362 НК РФ). Но бывает и так, что новый покупатель просто не поставил на регистрационный учет автомобиль. В этом случае собственнику необходимо обратиться в любое регистрационное отделение ГИБДД с заявлением о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него в связи с продажей другому лицу (п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации). Для этого также потребуется копия договора купли-продажи транспортного средства.

У бывшего собственника нет обязанности сообщать в налоговую о прекращении регистрации транспортного средства в отношении него – это должно сделать отделение ГИБДД (п. 39 Методических рекомендаций). Но если такая информация не поступила, то налогоплательщик может предоставить в налоговый орган полученную в ГИБДД справку о снятии транспортного средства с учета либо копию ПТС с отметкой о новом владельце вместе с заявлением о перерасчете налога.

Наиболее часто встречающейся спорной ситуаций с уплатой этого налога является его неправильный расчет или применение несоответствующей ставки налога.

Чтобы проверить расчет земельного налога, нужно знать кадастровую стоимость участка, а также налоговую ставку. Кадастровую стоимость можно узнать, найдя соответствующий участок на Публичной кадастровой карте или же на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Также кадастровую стоимость можно найти в кадастровом паспорте земельного участка.

ОБРАЗЕЦ

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости, направляемый в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Что касается налоговых ставок, то их можно узнать на официальном сайте ФНС России. Зависят они от категории земли, узнать которую также можно на Публичной кадастровой карте. Обращаем внимание, что ставки устанавливаются не субъектами федерации, а муниципальными образованиями, поэтому для различных городов, сел, городских и сельских поселений, находящихся в одном регионе, ставки налога могут быть разными.

Читайте так же:  Отчетность по формам ф1 и ф2

Если собственник считает, что кадастровая стоимость существенно отличается от рыночной, то первую можно оспорить. Это можно сделать, обратившись в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд (ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ). Для обращения в комиссию нужно составить заявление о пересмотре кадастровой стоимости. В соответствии с положениями Закона № 135-ФЗ к заявлению нужно приложить следующие документы:

  • справку о кадастровой стоимости земли;
  • отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка (выдается независимым оценщиком). Стоимость оценки будет зависеть от месторасположения участка и его назначения (например, оценка участка под индивидуальное жилищное строительство в Подмосковье обойдется примерно в 8-15 тыс. руб.);
  • положительное экспертное заключение в отношении отчета об оценке рыночной стоимости, подготовленное специалистами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик (обычно его предоставляет сам же оценщик);
  • нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на землю (например, свидетельство о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (например, налоговая инспекция исходила из неверной площади участка), в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений (ч. 16 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Справку о кадастровой стоимости земли можно получить из государственного кадастра недвижимости, подав заявление в территориальное подразделение Росреестра, многофункциональный центр или заполнив соответствующую электронную форму на сайте Росреестра. В последнем случае ответ на запрос формируется в течение пяти рабочих дней и по выбору заявителя направляется либо на электронную почту, либо на почтовый адрес заявителя, либо в выбранный территориальный офис Росреестра. Услуга эта платная и цена будет зависеть от того, в каком виде будет предоставлен ответ, – в электронном (150 руб.) или на бумаге (400 руб.) 1 .

Рассматривать поданное заявление комиссия будет в течение месяца. После того как решение будет принято, в течение пяти рабочих дней с этого момента заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения (абз. 26 ст. 24.18 Закона № 135-ФЗ).

Если комиссия приняла положительное решение и кадастровая стоимость земельного участка была пересмотрена, то расчет земельного налога будет производиться уже по новым данным. Однако тут есть нюанс. В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о новой кадастровой стоимости применяются с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости новой кадастровой стоимости (абз. 5 ст. 24.20 Закона № 135-ФЗ). Иными словами, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано в 2015 году, то (если удалось добиться ее снижения), новая стоимость будет применяться при исчислении имущественных налогов за 2015 и последующие годы (Определение ВС РФ от 6 марта 2015 г. № 304-КГ15-356, письмо ФНС России от 27 марта 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге», письмо ФНС России от 26 марта 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге», письмо ФНС России от 14 апреля 2015 г. № БС-4-11/[email protected] «О земельном налоге»). Пересчитать налог за 2014 год исходя из новой стоимости не получится.

Налог на имущество

С этим налогом сложности также могут возникнуть с выбором налоговой базы и порядком его расчета. Прежде всего стоит учесть, что с 1 января 2015 года регионы могут перейти на исчисление налога на имущество граждан исходя из кадастровой стоимости недвижимости (п. 1 ст. 402 НК РФ, Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ). Некоторые субъекты федерации уже воспользовались этой возможностью, остальные должны перейти на исчисление данного налога с использованием кадастровой стоимости до 1 января 2020 года.

Однако нововведение будет действовать только для налогов, начисленных за 2015 и последующие годы, налог по предыдущим периодам должен рассчитываться по старым правилам – исходя из инвентаризационной стоимости имущества.

Налог на имущество физлиц за 2015 год будет рассчитываться по кадастровой стоимости в следующих субъектах Российской Федерации: Республики Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Коми, Мордовия, Татарстан, Карачаево-Черкесская Республика, Удмуртская Республика, Амурская, Архангельская области и Ненецкий АО, Владимирская, Ивановская, Магаданская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Псковская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Тверская, Ярославская области, Забайкальский край, Москва, Ханты-Мансийский АО-Югра и Ямало-Ненецкий АО (по данным ФНС России).

Ставки налога зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения и могут устанавливаться представительными органами местного самоуправления в определенных границах (см. табл.)

Таблица. Ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости облагаемых объектов (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц»)

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов обложения

Как Получить Справку и налоговой: об уплате налогов, штрафов и пеней

Какой порядок обращения налогоплательщика в налоговый орган с письменным запросом в целях получения справки об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов

Налогоплательщик (заявитель) письменный запрос (рекомендованная форма * ) для выдачи Справки об исполнении обязанности налогоплательщика представляет в инспекцию ФНС России по месту учета непосредственно или направляет по почте.

В запросе указывается информация о способе получения данной справки (непосредственно или почтой) и по состоянию на какую дату (если такая дата не указана, то учитывается дата регистрации запроса в налоговом органе).

Письменный запрос, представленный непосредственно в инспекцию ФНС России, регистрируется в день его поступления, а представленный по почте — не позднее следующего рабочего дня за днем его поступления в налоговый орган.

По просьбе заявителя на втором экземпляре письменного запроса проставляется отметка о дате его приема (включая прилагаемых к нему документов) с указанием фамилии, инициалов и должности соответствующего работника налогового органа.

Какой порядок получения налогоплательщиком справки об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, если он обращался в налоговый орган с письменным запросом?

Справка об уплате налогов, исполнении обязанности предоставляется налогоплательщику (заявителю) в течение 10 рабочих дней со дня регистрации в инспекции ФНС России письменного запроса (рекомендованная форма см. выше).

Такая справка формируется в целом по всем налогам, сборам, пеням, штрафам, подлежащим уплате заявителем, на основании информационных ресурсов налогового органа и всех Справок об уплате налогов , полученных от иных инспекций ФНС России.

Сформированная Справка об исполнении обязанности и приложение к ней (при наличии) подписывается начальником инспекции ФНС России (или его заместителем), заверяется печатью налогового органа. При этом в приложении указываются коды инспекций ФНС России, представивших справки об исполнении обязанности, согласно которым заявитель имеет неисполненную обязанность.

Такая справка об уплате налогов (и приложение к ней — при наличии) налоговым органом:

  • выдается непосредственно заявителю при предъявлении им документа, удостоверяющего личность (подтверждающего полномочие уполномоченного представителя заявителя на получение этой справки);
  • направляется по почте (с уточнением адреса у заявителя), если вышеуказанные подтверждающие документы не представлены соответствующему работнику налогового органа;
  • направляется по почте, если такой способ получения указан в запросе или не указан вообще ни какой.

Если заявитель, указавший в письменном запросе о способе получения Справки об уплате налогов — непосредственно, не обратился за получением этой справки в течение 5 рабочих дней со дня истечения установленного десяти дневного срока ее представления, налоговый орган, не позднее следующего рабочего дня направляет ее заявителю по почте.

  1. АДРЕСА, ТЕЛЕФОНЫ, САЙТ ИФНС РФ, Москва
    Адреса, телефоны, сайты ИФНС РФ и ее инспекций. По г.Москва и Московской области

Взыскание налогов с физических лиц с помощью работодателя

Автор: Е. П. Зобова

С 2015 года на всей территории РФ для физических лиц действует единый срок уплаты налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов – 1 октября. Таким образом, срок уплаты налогов в 2015 году истек, но не все граждане проявили сознательность и уплатили налоги вовремя. ФНС активизировала работу по сбору налогов с физических лиц. Теперь к этой кампании будут привлечены и работодатели. О планах налоговых органов читайте в статье.

С 2015 года на всей территории РФ для физических лиц действует единый срок уплаты налога на имущество физических лиц, земельного и транспортного налогов – 1 октября. Таким образом, срок уплаты налогов в 2015 году истек, но не все граждане проявили сознательность и уплатили налоги вовремя. С учетом того, что теперь налог на имущество уплачивается с кадастровой стоимости данного имущества, сумма задолженности только по имущественным налогам весьма значительна. При этом размер транспортного налога уже давно вызывает вопросы у автовладельцев.

ФНС активизировала работу по сбору налогов с физических лиц. Теперь к этой кампании будут привлечены и работодатели. О планах налоговых органов читайте в данном материале.

Согласно действующему налоговому законодательству физические лица, владеющие имуществом, земельными участками или транспортом, обязаны уплатить соответствующие налоги в следующие сроки:

  • транспортный налог – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 363 НК РФ);
  • земельный налог – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 397 НК РФ);
  • налог на имущество физических лиц – не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 409 НК РФ).

Всем налогоплательщикам – физическим лицам были направлены налоговые уведомления с указанием сумм налогов и сроков их уплаты. Отметим, что сегодня налоговые уведомления приходят из разных налоговых органов, например, из того налогового органа, на территории которого зарегистрирован земельный участок, или того налогового органа, в котором стоит на учете транспортное средство. Зачастую набирается несколько налоговых уведомлений и квитанций об уплате налогов. ФНС заявляет, что в ближайшее время будет внедрена функция централизованного администрирования имущественных налогов физических лиц[1]. Граждане будут получать одно налоговое уведомление один раз в год, и в нем будет представлена вся информация о домах, квартирах, транспортных средствах, земельных участках независимо от того, где все это находится. В том же конверте с уведомлением будут все квитанции на уплату налогов. Это ждет всех налогоплательщиков – физических лиц уже в 2016 году.

Поскольку срок уплаты имущественных налогов в 2015 году прошел, налоговые органы сегодня активизируют работу с должниками. Работа идет по нескольким направлениям.

В рамках работы по снижению задолженности налоговые органы проводят выездные встречи с руководителями организаций, сотрудники которых имеют задолженность по имущественным налогам, а также непосредственно с коллективами предприятий. В ходе встреч налогоплательщикам рассказывают о необходимости оплаты задолженности по налогам физических лиц и последствиях несвоевременной уплаты налогов. Отметим, что по итогам данных встреч налогоплательщики погашают имеющуюся задолженность.

Мероприятия, направленные на снижение задолженности, будут продолжены и в дальнейшем, поскольку они не только способствуют сокращению задолженности в регионе, но и повышают налоговую грамотность населения.

Еще одним направлением данной работы является создание в регионах рабочих групп налоговиков совместно со службой судебных приставов. Большое внимание уделяется вопросам взыскания с должников – физических лиц задолженности по имущественным налогам и применения всего комплекса мер, в том числе по наложению ареста на имущество, ограничению выезда за границу и других мер взыскания, вплоть до взыскания доли в уставном капитале организаций и обращения взыскания на долю должника в совместно нажитом имуществе супругов.

В случае неуплаты налогов на сумму задолженности начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки платежа, начиная со следующего дня после установленного срока уплаты налога (01.10.2015).

Читайте так же:  Инфекционный контроль и инфекционная безопасность методическое пособие 2019

Досудебное взыскание задолженности с физических лиц

ФНС планирует выстроить работу по взысканию задолженности по имущественным налогам с физических лиц следующим образом (письма от 21.10.2015 № ГД-4-8/[email protected] «Об урегулировании задолженности физических лиц», ГД-4-8/[email protected] «О действиях налоговых органов, направленных на повышение эффективности взыскания с физических лиц»).

После наступления срока уплаты имущественных налогов (1 октября) при отсутствии в налоговом органе информации об их уплате он выполняет следующие мероприятия.

Во-первых, проводится анализ данных информационного ресурса местного уровня «Расчеты с бюджетом» о наличии у налогоплательщика излишне уплаченных сумм и задолженности по одному виду налогов, а также по пеням и штрафам с целью выявления излишне уплаченных сумм и проведения зачетов в соответствии с п. 5 ст. 78 НК РФ.

Во-вторых, налоговый орган не позднее пяти рабочих дней после наступления срока уплаты имущественного налога в случае его неуплаты формирует документ о выявлении недоимки у этого налогоплательщика. Данный документ составляется в одном экземпляре по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 03.10.2012 № ММВ-7-8/[email protected], и хранится в налоговом органе.

В-третьих, налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов в следующие сроки:

  • не позднее 10 календарных дней со дня выявления недоимки – если общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая включению в требование об их уплате, превышает 3000руб.;
  • не ранее одного месяца, но не позднее двух месяцев со дня выявления недоимки – если общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая включению в требование об их уплате, составляет от 500 до 3000руб.;
  • не позднее 10 месяцев со дня выявления недоимки – если общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая включению в требование об их уплате, не превышает 500руб.

Требование об уплате налогов может быть вручено физическому лицу лично, отправлено заказным письмом по почте или передано в электронной форме.

Уплатить налоги можно любым удобным для налогоплательщика способом: через отделение банка, его терминал либо с помощью электронного сервиса на сайте ФНС (www.nalog.ru): «Заплати налоги» или «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Кроме того, подключившись к сервису «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», можно получать полную информацию о своих налоговых обязательствах в отношении имеющихся объектов недвижимого имущества и транспортных средств, контролировать состояние расчетов с бюджетом, обращаться в налоговые органы без личного визита.

В данном случае важны сроки, установленные для исполнения требования об уплате налогов:

  • при составлении и направлении налогоплательщику через филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС в субъекте РФ, к видам деятельности которого относятся централизованная печать и массовая рассылка налоговых документов, в соответствии с Приказом ФНС РФ от 15.11.2013 № ММВ-7-1/[email protected] – не менее 30, но не более 45 календарных дней;
  • во всех остальных случаях – 30 календарных дней.

Затем после истечения срока исполнения физическим лицом требования об уплате налогов налоговый орган до формирования списков для передачи дел в суд дополнительно информирует некоторых должников. Если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему РФ, составляет более 10 000 руб., а для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга – более 50 000 руб., налоговики обзванивают таких должников и информируют их о наличии задолженности. Номер телефона устанавливается из любых доступных источников (в том числе с использованием справочников АТС), непосредственно звонки осуществляются только в рабочие дни в период с 8 до 20 часов по местному времени, соответствующему месту жительства физического лица, с использованием иных альтернативных способов при условии соблюдения положений ст. 102 «Налоговая тайна» НК РФ, а также Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ).

Независимо от суммы недоимки после истечения срока исполнения требования об уплате, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения налоговый орган информирует работодателя (при наличии сведений в налоговом органе) о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ. Информирование работодателей с направлением списка сотрудников с указанием фамилий и инициалов (имена и отчества полностью не приводятся) физических лиц, наличия задолженности (без указания наименования объекта налогообложения), а также контактных данных налогового органа осуществляется письменно не реже одного раза в год по установленной форме (см. ниже). Иная информация о физических лицах в письме не отражается.

Таким образом, работодатель будет поставлен в известность о наличии у работников задолженности по налогам и сумме задолженности. Налоговый орган просит довести указанную информацию до сотрудников. Как поступит в данном случае работодатель, зависит от конкретных руководителей. Видимо, налоговые органы рассчитывают на то, что такая информация в любом случае негативно отразится на работнике, что сподвигнет должника погасить задолженность и впредь ее не иметь.

При этом одновременно с направлением работодателю информации о сотрудниках, имеющих задолженность по имущественным налогам, налоговый орган участвует в работе комиссий по урегулированию задолженности с участием работников правоохранительных органов и органов исполнительной власти регионального и местного уровней.

Таким образом, налоговые органы предпринимают значительные усилия по информированию физических лиц об имеющейся у них задолженности. Теперь к этому будут привлечены и работодатели, которые будут получать информацию о должниках, работающих у них. Если и это не поможет, налоговые органы будут обращаться в суд.

Взыскание налоговой задолженности с помощью суда

На этом работа налоговых органов по взысканию задолженности не заканчивается. Соответствующие отделы формируют списки налогоплательщиков и передают их в правовые отделы для последующей подачи налоговым органом в суд заявления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа за счет имущества физического лица в следующие сроки:

  • в течение четырех месяцев со дня, когда общая сумма налога, сбора, пени, штрафа, подлежащая взысканию, превысила 3 000 руб., если ранее не было направлено заявление об осуществлении взыскания в суд общей юрисдикции;
  • в течение трех месяцев после истечения трех лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пени, штрафа, подлежащей взысканию с физического лица, если такая сумма не превышает 3 000 руб.

Получив решение суда, налоговики направляют его в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). После этого взыскание задолженности за счет имущества налогоплательщика – физического лица в соответствии с п. 4 ст. 48 НК РФ производится в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ).

После вступления в законную силу судебного акта о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества физического лица налоговый орган передает сведения о задолженности по имущественным налогам физического лица перед бюджетной системой РФ для дальнейшего отражения справочно в едином платежном документе (ЕПД) с соблюдением положений Федерального закона № 152-ФЗ.

Порядок действий налоговиков в данном случае следующий.

Перед направлением в адрес территориальных органов ФССП для исполнения судебных приказов, исполнительных листов о взыскании задолженности за счет имущества физического лица налоговый орган проводит проверки соответствия следующих реквизитов:

  • регистрационных данных;
  • сумм задолженности (в том числе путем инвентаризации невыясненных платежей);
  • имущества должника.

Если сумма недоимки превысила 3 000 руб., одновременно с направлением в адрес территориальных органов ФССП вступившего в силу судебного акта налоговики направляют ходатайство о наложении ареста на имущество должника (п. 3 ст. 48 НК РФ).

Если сумма задолженности составляет более 10 000 руб., налоговый орган направляет судебному приставу-исполнителю заявление о временном ограничении на выезд должника из РФ (ст. 67 Федерального закона № 229-ФЗ).

Поскольку у налогового органа имеется информация о счетах налогоплательщика, а также об имуществе должника, налоговый орган одновременно с судебным актом направляет в адрес судебных приставов указанные сведения в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия ФНС и ФССП при исполнении исполнительных документов от 14.04.2014 № ММВ-23-8/[email protected]/0001/7.

На практике наложить арест на имущество не так просто, а зачастую невозможно. Для решения этой проблемы подписан отдельный документ между ФНС и ФССП (Письмо от 11.09.2015 № 00014/15/69320-СВС/СА-4-8/[email protected]): в случае непоступления в течение двух месяцев с даты возбуждения исполнительного производства от ФССП постановления о наложении ареста на имущество должника по судебному акту, сумма взыскания по которому составляет более 3 000 руб., налоговый орган не позднее 10 календарных дней со дня истечения вышеуказанного срока направляет уведомление о наличии у налогоплательщика имущества, зарегистрированного на праве собственности, с целью наложения ареста на имущество должника, а в случае невозможности – для вынесения постановления о запрете совершения регистрационных действий с имуществом.

Особое внимание ФНС будет уделять должникам с суммой задолженности более 50 000 руб. по имущественным налогам и более 250 000 руб. по НДФЛ, в отношении которых имеется информация о наличии имущества. В отношении таких должников будут проводиться совместные рейды по наложению ареста на их имущество в рамках исполнительных производств, возбужденных на основании судебных актов.

Если общая сумма налоговой задолженности, подлежащая взысканию с физического лица в бюджетную систему РФ, превысила 200 000 руб. (для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга – 300 000 руб.), контроль за ходом исполнительного производства осуществляется управлениями ФНС по субъектам РФ. При необходимости УФНС по субъектам РФ могут осуществлять контроль по суммам задолженности, подлежащей взысканию, менее вышеуказанных размеров.

Если общая сумма задолженности превысила 3 млн руб., контроль за ходом исполнительного производства осуществляется Управлением по работе с задолженностью ФНС.

Речь шла о должниках, имеющих имущество. А что делать с теми, у которых ничего нет? В случае отсутствия у должника имущества, на которое можно обратить взыскание, налоговый орган будет знакомиться с материалами исполнительного производства с целью установления наличия проведенных судебным приставом-исполнителем мероприятий по получению информации о месте работы должника и обращения взыскания на заработную плату и иные периодические выплаты.

Если сумма задолженности не превышает 25 000 руб., налоговый орган после получения от судебных органов исполнительного листа или судебного приказа, вступившего в законную силу, и информации ПФР о страхователе, осуществляющем уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не позднее 10 рабочих дней направляет в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату и другие периодические платежи, исполнительный документ о взыскании денежных средств (ст. 9 Федерального закона № 229-ФЗ).

В случае неисполнения организацией или иным лицом, выплачивающим должнику заработную плату и другие периодические платежи, обязанности по перечислению денежных средств в бюджет налоговый орган направляет в структурное подразделение территориального органа ФССП по месту нахождения работодателя заявление о неисполнении последним судебных актов более двух месяцев.

Кроме всего вышесказанного ФНС будет продолжать практику проведения рейдов совместно с территориальными органами ФССП и ГИБДД по взысканию с физических лиц задолженности по имущественным налогам в наиболее посещаемых общественных местах (аэропортах, крупных торговых точках и т. д.).

1 октября 2015 года истек срок уплаты имущественных налогов физическими лицами. Налоговые органы активизировали работу по взысканию недоимки по имущественному, транспортному и земельному налогам. Предусмотрен ряд мер по информированию должников о необходимости уплаты налоговой задолженности. В частности, после истечения срока исполнения требования об уплате налогов, но не позднее одного месяца со дня истечения срока его исполнения налоговый орган планирует информировать работодателя о сотрудниках, имеющих неисполненную обязанность по уплате обязательных платежей в бюджетную систему РФ.

[1] Информация представлена на официальном сайте ФНС.