Спор студента в преступление и наказание

Спор студента в преступление и наказание

РАЗГОВОР ОФИЦЕРА И СТУДЕНТА ОБ АЛЕНЕ ИВАНОВНЕ

— Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная.

И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. Студент разболтался и сообщил, кроме того, что у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка, тогда как Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту.

— Вот ведь тоже феномен! — вскричал студент и захохотал.

Они стали говорить о Лизавете. Студент рассказывал о ней с каким-то особенным удовольствием и все смеялся, а офицер с большим интересом слушал и просил студента прислать ему эту Лизавету для починки белья. Раскольников не проронил ни одного слова и зараз все узнал: Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет. Она работала на сестру день и ночь, была в доме вместо кухарки и прачки и, кроме того, шила на продажу, даже полы мыть нанималась, и все сестре отдавала. Никакого заказу и никакой работы не смела взять на себя без позволения старухи. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в Н-й губернии, на вечный помин души. Была же Лизавета мещанка, а не чиновница, девица, и собой ужасно нескладная, росту замечательно высокого, с длинными, как будто вывернутыми ножищами, всегда в стоптанных козловых башмаках, и держала себя чистоплотно. Главное же, чему удивлялся и смеялся студент, было то, что Лизавета поминутно была беременна.

— Да ведь ты говоришь, она урод? — заметил офицер.

— Да, смуглая такая, точно солдат переряженный, но знаешь, совсем не урод. У нее такое доброе лицо и глаза. Очень даже. Доказательство — многим нравится. Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная. А улыбка у ней даже очень хороша.

— Да ведь она и тебе нравится? — засмеялся офицер.

— Из странности. Нет, вот что я тебе скажу. Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, — с жаром прибавил студент.

Офицер опять захохотал, а Раскольников вздрогнул. Как это было странно!

— Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

— Конечно, она недостойна жить, — заметил офицер, — но ведь тут природа.

— Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», — я ничего не хочу говорить против долга и совести, — но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

— Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

— Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

— Разумеется, нет! Я для справедливости. Не во мне тут и дело.

— А по — моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

Ответы на вопросы «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

1 — Чтобы ответить на вопрос «Какое место занимает спор студента в сюжете?», проанализируем отрывок из произведения Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Спор студента и офицера является той точкой невозврата, после которой Раскольников принял решение о возможности совершения убийства. Он стал случайным свидетелем разговора об убийстве, которе могло бы принести всем только выгоду, и никто, кроме старухи-процентщицы, не пострадал бы. Данный спор, если рассматривать с точки зрения терминологии, является завязкой: Раскольников находит метод доказательства своей теории. И как раз засчет стремления доказать свою правоту Раскольников развивает сюжет дальше.

2 — Чтобы ответить на вопрос «В каких произведения герои ведут философские споры?», проанализируем произведения А.С.Пушкина «Евгений Онегин», И.С.Тургенева «Отцы и дети», Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

В своем произведении А.С.Пушкин показывает двух приятелей: холодного, как суровая зима, Онегина и пылкого, как огонь в камине, Ленского. Данные герои координально отличаются друг от друга, но обстоятельства их сближают. Образованные дворяне ведут не только светские беседы, утомляющие их обоих, но и спорят на такие философские темы, как любовь, дружба. Ленский верит в существование этих нежных эмоций, а Онегин же разочарован в них, поэтому каждый из них видит совершенно разные проявления данных чувств в одинаковых ситуациях. В произведении И.С.Тургенева также имеются совершенно противоположные герои: Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Базаров является нигилистом, отрицающем все духовное, Павел Петрович является рьяным аристократом, который не может даже подумать о нарушении каких-то духовных норм.

Читайте так же:  Детское пособие на 5 ребенка

Герои постоянно сталкиваются в конфликте в попытке доказать свою правоту. Но к концу произведения, когда оба героя понимают, что в каждой теории есть изъяны, они, в некотором смысле, сближаются. Базаров теперь может без раздражения слушать Кирсанова, а Павел Петрович не стремится «заткнуть рот» Базарову. В «Преступлении и наказании» Достоевский почти не раскрывает образ офицера и студента, но читатель видит, что они приятели. Студент рьяно пытается доказать свою правоту, офицер же спокойно все выслушивает и одним своим вопросом тушит весь пыл студента. Во всех данных произведениях поднимаются очень важные и сложные философские темы, а также есть горячий герой, стремящийся всеми силами доказать свою правоту, и холодный герой, который своей рассудительностью выигрывает любой спор.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Спор студента в преступление и наказание

какое место занимает спор студента в сюжете «Преступления и наказания»?

— Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь? — Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища. — Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали! — Конечно, она недостойна жить, — заметил офицер, — но ведь тут природа. — Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: «долг, совесть», — я ничего не хочу говорить против долга и совести, — но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай! — Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай! — Ну! — Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет? — Разумеется, нет! Я для справедливости. Не во мне тут и дело. — А по-моему, коль ты сам не решаешься, так нет тут никакой и справедливости! Пойдем еще партию!

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского поднимаются важные нравственно-психологические проблемы общества . Главный герой, Раскольников, подслушавший диалог офицера и студента, до этого не думал всерьез о цене жизни. У него были какие-то мысли об этом, но «теория» не была еще сформулирована. Моло

Вы видите только 30% текста.
Подпишитесь, чтобы читать целиком 5000+ сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно.

  • 1 из 3 К1 Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов
  • 0 из 1 К2 Следование нормам речи
  • ИТОГО: 1 из 4

Анна Геннадьевна Маслова

Суть во­про­са по­ня­та, но нет опо­ры на ав­тор­скую по­зи­цию, в от­ве­те пред­став­ле­на лишь соб­ствен­ная точ­ка зре­ния, до­пу­ще­ны две фак­ти­че­ские и од­на ре­че­вая ошиб­ки. При оцен­ке по пер­во­му кри­те­рию 1 балл по вто­ро­му кри­те­рию ста­вит­ся 0 бал­лов.

Как разговор студента и офицера повлиял на развитие идеи Раскольникова?

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Проверено экспертом

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

«Мысль о преступлении у Раскольникова»

«Преступление и наказание» — психологический и социальный роман. Причем психология человека и общественное сознание тесно связаны, неразрывны друг с другом. Ф. М. Достоевский показывает внутренний мир человека и среду, в которой тот находится, исследует их взаимодействие. Герой совершает убийство. Автор прослеживает путь душевных переживаний и борьбы этого человека от первых мыслей о преступлении до раскаяния, пытается понять, что побудило его совершить этот поступок. Одной из причин автор называет влияние среды, то есть общества. Но эта причина не главная.

Мысль о преступлении зародилась у Раскольникова в тот момент, когда Родион задумался о значении человека в жизни, о своем положении среди людей. Причина убийства — это теория, родившаяся в уме и душе Раскольникова. Это мысль о том, что есть люди, «право имеющие», и «материал», и что он, возможно, принадлежит к высшей категории. Герой пытается доказать себе, что это так, но тщетно.

Всем ходом романа Ф. М. Достоевский развенчивает теорию Раскольникова. Один из приемов разоблачения антигуманной сущности теории -это использование системы двойников. К двойникам Раскольникова можно отнести П. П. Лужина, следователя Порфирия Петровича, Соню, Свидригайлова, студента, встреченного в распивочной.
Попробуем определить, почему каждый из этих людей является двойником героя, и понять, как они повлияли на Раскольникова.

Зайдя однажды в распивочную, куда Родион заходил крайне редко, он услышал спор. Один из оппонентов говорил, что если бы была его воля, то он избавился бы от одной старухи-процентщицы, которая чрезвычайно скупа и бесцельно проживает жизнь, мучая окружающих и близких. Он рассказывал, как страдает сестра этой старухи, вынужденная подчиняться и выполнять всю черную работу по дому и все прихоти старой чиновницы. И что все свои богатства старуха завещает не сестре, сделавшей ей столько добра, а монастырю. Студент говорил, что убить процентщицу -благое дело, поскольку через ее смерть получат средства к существованию множество обездоленных семей. Грех окупится сполна.

Читайте так же:  Нет наклеек такси штраф

Раскольников внимательно слушал оратора. Позже он часто вспоминал этот вечер. Те мысли, которые он вынашивал и которых, возможно, еще боялся, были услышаны им из уст незнакомого, чужого ему человека. Эта встреча с «двойником» только подтолкнула Раскольникова к убийству. Он до того момента лишь думал о своей теории, не решаясь поверить ее кому-либо открыто. И вот перед ним единомышленник. Конечно, будь этот случай раньше, до создания теории, вряд ли он обратил внимание на хмельные речи студента. Но сейчас случайно услышанное подтверждение собственных мыслей действует на Раскольникова иначе: он воспринимает этот случай как провидение, как некий знак его правоты. Он отуманен собственными мыслями сильнее, чем прежде, уходит в себя; убийство представляется теперь вполне осуществимым поступком, а не страшной мечтой, которая, впрочем, нереальна.

Стоит сказать, что такое восприятие одного из множества разговоров, возникающих в распивочных, стало возможным благодаря обостренному восприятию Раскольникова, его повышенному суеверию. Воспаленный разум, выведший то, что существуют люди, которые высшими силами назначены властвовать, легко увидел в разглагольствованиях студента тот же знак свыше. В том состоянии, в котором был Раскольников, ум его цеплялся за любое, самое ничтожное подтверждение собственных мыслей, но множество опровержений его теории он просто не замечал, целиком отдаваясь размышлениям о пробе и о себе.

О Петре Петровиче Лужине читатель впервые узнает из письма матери Раскольникову. А впервые встречается сразу после болезни Родиона -Лужин приходит знакомиться с будущим родственником. С начала беседы Раскольников ожесточается против Лужина, а причиной тому является теория «целого кафтана». Лужин — двойник Раскольникова, а его теория — аналог теории героя, чего не мог не заметить и не ужаснуться этому герой. Теория «целого кафтана» заключается в том, что любой человек должен стремиться, прежде всего, к достижению своих целей, жить для себя одного, употребляя все силы и все возможные средства. Свою точку зрения Лужин подтверждает примером: имеется у какого-то человека кафтан, а рядом находится другой человек без кафтана. Что лучше: разорвать кафтан, поделиться с неимущим и обоим замерзнуть или хотя бы одному остаться в целом кафтане и выжить? Понятно, что Лужину предпочтительней второй -вариант.

Эта теория вполне оправдывает пренебрежение интересами одного человека ради интересов другого. Собственно, поэтому Лужин женится на Дунечке. Ему нужна жена послушная и преклоняющаяся перед мужем. Женившись на бесприданнице, Лужин хочет заставить женщину чувствовать себя в долгу перед ним, хочет превратить ее фактически в свою рабыню. Лужин готов переступить через нее ради достижения своей цели. Его не интересует ее мнение, он сделал выбор.

Раскольников с ужасом слушает Лужина. В словах Петра Петровича он узнает свою теорию, только опошленную и сниженную до бытового уровня понимания. Исчезла пафосность, а смысл остался. Те же категории людей — слабые и сильные, то же право сильных вершить судьбы слабых.

Уверенность Раскольникова в собственной правоте пошатнулась. Но его убеждения еще сильны. Он старается убедить себя в том, что теория Лужина не похожа на его собственную: целью убийства он называет благосостояние других, а Петр Петрович жертвует чужими интересами в угоду себе. Но Раскольников обманывает себя, поймет он это позже, точнее, не поймет, а признает. Он в преступлении ищет подтверждения того, что он не «вошь», не «материал», а человек, «право имеющий». Раскольников переступает через чужую жизнь ради своих целей, подобно Лужину.

Как это ни удивительно, своеобразным двойником Раскольникова является самый сильный его «противник» — Порфирий Петрович. Несмотря на то, что это разные люди, между ними много общего. Сходство это в мышлении героев, в их психологии.
Порфирий Петрович старше Раскольникова. Но в молодости он тоже создал подобную теорию. Поэтому, собрав факты о преступлении, он без труда вычислил убийцу. Порфирий Петрович видел перед собой такого же человека, как и он сам в молодости, а поэтому прекрасно понимал психологию Раскольникова. Он не сомневался в виновности Родиона. Насколько точно Порфирий рассказывает убийце о преступлении! Все описывает просто с ужасающей точностью, до мельчайших подробностей. Это не только результат логических размышлений, но и воспоминаний.

Однако, на мой взгляд, есть еще сходство у этих героев. Оба они очень человечны. У этих людей, в отличие от лужиных, есть совесть и сострадание. Кажется, это невозможно! Убийца и следователь, охотник и жертва. Разве может преступник, скрывающийся от наказания, иметь совесть? И какое сострадание у следователя, допрашивающего преступника?

Но Раскольников мучается, он старается искупить грех (вспомним, сколько он сделал для семьи Мармеладова), душевные страдания заставляют его сделать массу ошибок, косвенно подтверждавших его вину. А Порфирий Петрович, зная, что испытывает Родион, пытается не только доказать вину Раскольникова, но и помочь ему. В конечном счете Порфирий Петрович сделал очень много, чтобы герой признал свою вину и раскаялся.
Важную роль в воскрешении души Родиона сыграла также Соня Мар-меладоза, которая тоже является двойником Раскольникова.

О Соне герой узнает из рассказа Мармеладова, который поведал ему историю своей семьи, о жертве, которую принесла Соня ради близких. Она «переступила» через себя для других.

Что же общего у этих героев? Казалось бы, Раскольников тоже хотел переступить через человека, но переступил он через себя. Соня Мармеладова тоже переступила через себя. Она понимала, на что идет и что общество не примет ее поступка. Соня верила, что своей жертвой она облегчит страдания своей семьи, и это придает ей силы.

Поступки Сони и Раскольникова противоречили их сущности, но в определенный момент они оба совершают преступление против себя ради достижения более важных, как им казалось, целей. И оба лишь внешне переходят границу, но внутренне не могут ее переступить, и поэтому страдают.

Раскольников чувствует, что либо сойдет с ума, либо совершит самоубийство. Иного пути он не видит. Ему нужен кто-то рядом. Поэтому Раскольников и идет к Соне, в ней он увидел родственную душу. И Раскольников не ошибся. Соня поняла его, она помогла спасти душу героя. Раскольников искал родственную душу, но нашел большее. Ближе узнав Соню, он удивляется, как она до сих пор не опустилась или не сошла с ума, или не совершила самоубийства. А ответ находит в вере: Соня верит в Господа, это придает ей силы жить и надеяться. Позже вера спасет и Раскольникова, душа его воскреснет. Недаром Соня читает ему при встрече отрывок из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это как бы предвидение будущего Родиона, символ его раскаяния, новой жизни.

Можно сказать, что в чем-то судьбы Сони и Родиона Раскольникова схожи. И в конце концов они станут одной судьбой, их соединит любовь. Через страдания они прейдут к взаимопониманию, осознают ошибки и простят обиды.

Есть в романе еще один двойник Раскольникова — Аркадий Иванович Свидригайлов. Этот человек — воплощение раскольниковской теории -живет по принципу вседозволенности. Он «переступил» через несколько жизней: Марфы Петровны, девочки, лакея. Свидригайлов пользуется любыми средствами для достижения своих целей, которые в основе своей банальны, низменны и пошлы. Раскольников презирает Свидригайлова, но в то же время испытывает одновременно страх перед ним и интерес к его личности. Аркадий Свидригайлов — самый мучительный двойник Родиона. Раскольников понимает, что для Свидригайлова обратной дороги нет, после такого нравственного падения восстановление души невозможно. Свидригайлов — это предупреждение герою о возможной судьбе.

Читайте так же:  Договор ип на оказание услуг по обучению

Раскольников все время стремится разорвать ту нить, которая связывает его со Свидригайловым. Мне кажется, что не случайно именно Свидригайлов говорит о двух путях выхода из сложившейся ситуации у Раскольникова («У Раскольникова две дороги — или пуля в лоб, или по Владимирке. »).

Пока Раскольников в полном одиночестве обдумывал свою теорию, он не замечал ее уязвимость. Увидев людей, ей следующих, пострадавших от нее, герой осознает ее сущность, антигуманность своих воззрений. Словно увидев в других свое отражение, Родион по-новому оценил свое открытие.

Все двойники очень разные. Можно сказать, что они являются двойниками разных душевных качеств героя, зачастую противоположных. И то, что Раскольников сближается с Соней, подчиняется в конечном счете Порфирию Петровичу, то есть тем людям, которые олицетворяют лучшее, а Лужин, Свидригайлов уходят, есть символ воскрешения души Раскольникова. Черные двойники уходят из жизни героя, а остаются люди, близкие ему. Вместе с освобождением от греха к герою приходит любовь.

С помощью героев-двойников Раскольникова Ф. М. Достоевский подводит своего героя к переосмыслению прежних взглядов. Только один закон может быть мерилом поступков человека — великий закон нравственности, основанный на христианской религии, на стремлении к поиску в себе Бога. Ставить себя на место Бога — это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого — полная безнаказанность, вседозволенность и потеря человеком всех моральных ориентиров.

Разговор студента — офицера, услышанный раскольниковым

Надо сказать, что с некоторых пор Раскольников стал суеверен. Еще зимой один знакомый студент дал ему адрес Алены Ивановны и сказал, что она берет вещи в заклад под проценты. Месяца полтора назад Родион отдал в заклад золотое колечко, получил два рубля и почувствовал к старухе какое-то непреодолимое отвращение.

По дороге домой он зашел в трактир, крепко задумался, и в голову ему пришла смелая мысль. Внезапно до него донесся разговор сидевших за соседним столиком офицера и студента: речь шла о той самой процентщице.

Студент говорил, что та очень богата, может сразу дать пять тысяч, но и рублевым закладом не брезгует. Она капризна и зла, и стоит только просрочить заклад на один день, как вещь пропала, так что старуху следовало бы убить и ограбить без зазрения совести, потому что та не сегодня завтра умрет, а ее деньги, попав в руки человеку, посвятившему себя служению человечеству, могли бы принести большую пользу. Ее бесцельная жизнь сравнима с жизнью таракана или вши. Правда, закончив свою речь, студент добавил, что сам, конечно, не пошел бы на убийство.

УБИЙЦЫ МНИМЫЕ И ИСТИННЫЕ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”

УБИЙЦЫ
МНИМЫЕ И ИСТИННЫЕ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И
НАКАЗАНИЕ”

Каким быть
человеку? Обречен ли он вечно на
мучительное раздвоение, на духовное и
житейское прозябание, или в силах
преодолеть все и стать победителем? Многие
герои Достоевского пытаются решить эту
проблему, стремясь вырваться из
противоречивого круговорота жизни. Бунтует
и Родион Раскольников. Нищенское
существование его самого, сестры и матери,
трагичные судьбы других людей, живущих
рядом, зарождают в душе Раскольникова
желание восстановить справедливость.
Протестуя против унизительного положения,
он вступает в единоборство со злом. Этот
социальный конфликт лежит в основе
развивающихся событий в романе. Метания
Раскольникова, трагизм его бунта отражают
душевный кризис, поразивший многих молодых
людей, разочаровавшихся в реформе 1861 года.
Социальный характер романа обусловлен
идейными противоречиями эпохи. Одна из форм
протеста молодежи в этот период — взрыв
индивидуализма, утверждающего право
сильной личности. Общество, развращенное
властью денег, создает почву для “прорастания”
таких идей.

К своей
теории Раскольников подходит постепенно.
Сначала его мучает неосознанная идея. Его
душу сверлит “ужасный, дикий и
фантастический вопрос”, он гонит из дому,
лишает покоя. И, как нарочно, убегая из дома,
он в трактире подслушивает разговор, в
котором обозначено четко словами все то,
что он так боялся произнести вслух. “Убить
старуху. Решить раз и навсегда. Лишить жизни
отвратительную ростовщицу, чтобы помочь
многим другим”. Эта мысль пугает его своей
чудовищностью. Хотя он давно идет к ней,
окончательное решение принимает после
письма матери. Бедственное положение
матери, желание сестры облегчить его участь
любой ценой, терзают его невыносимо. Более
всего невыносима Раскольникову жертва
сестры, ему
стыдно ее принять. Так впервые появляется
еще незримый, но уже влияющий на события
Лужин.

Свидригайлов
появляется перед Родионом в трудный для
него момент. Раскольников, измученный
допросом, видит страшный сон, в котором
убивает старуху, а она все смеется. Комната
наполняется людьми. И как продолжение сна —
появление Свидригайлова. Сон оказывается
пророческим. Свидригайлов знает тайну
Раскольникова. “Мы сойдемся,— говорит ему
Свидригайлов.— Увидите, что со мной можно
еще жить. ” Свидригайлов удивительно
хладнокровно принимает убийство,
совершенное Рас-кольниковым. Оно понятно
ему, оно в рамках того права, по которому
живет Свидригайлов. Это преступление
формально уравновешивает их. Раскольникова
тянет к Свид-ригайлову, это тот человек,
который спокойно воплощает теорию,
выстроенную Родионом, в жизнь.

Но свобода
от нравственной ответственности приводит
Свидригайлова к опустошенности. И как итог
ее — самоубийство. Появление Свидригайлова
рядом с Родионом, трактовка им теории
Раскольникова с доказательством своих
примеров снижает пафос бунта бедного
студента.

Поступки
Свидригайлова, споры с ним приводят
Раскольникова в еще большее смятение. Его
уверенность колеблется, его терзает та
отчужденность, которая возникла между ним и
людьми, ради которых он совершил
преступление. Прозревая постепенно, Родион
терзает себя психоанализом. Он укоряет себя
за то, что, поправ мораль, остался в плену у
этики. А вот другой его двойник, Лужин,
расчетливый делец и циник, отбрасывает
этику полностью. Лужин откровенно
эгоистичен: “Возлюби прежде всего одного
себя”. Он легко перешагивает через
нравственность других людей, нисколько не
задумываясь над тем, что их оскорбляет. Он
свободен в своем индивидуализме. Все его
поступки служат личным целям. Как это
сказывается на душевном
покое других, Лужина не беспокоит. Он
подавляет и унижает Дунечку, не замечая
этого, жестоко оскорбляет Соню. Подавление
слабых — вот итог теории Раскольникова.
Омерзительная фигура Лужина окончательно
опошляет идею Раскольникова.

Раскольников
не выдержал испытания. Его наказание — это
его спасение. Раскольников на пороге
нравственного возрождения. Побеждает
высокий смысл человеческой жизни — ” жить
для других. Этот смысл недоступен ни
Свидригайловым, ни Лужиным.