Спор онегина и ленского

Спор онегина и ленского

Роман Пушкина «Евгений Онегин» поражает не только художественным совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием проблем, волновавших русское общество 20-х годов XIX века. Изображая все группы дворянства, поэт ставит безошибочный диагноз двух самых распространенных болезней века &#151 разочарования и идеалистического ухода от действительности. Они находят воплощение в образах Онегина и Ленского &#151 лучших людей эпохи. Этих героев не устраивает ни холодный блеск пустой светской жизни, ни убожество и примитивность деревенских будней. Оба они стремятся к чему-то высшему, пытаясь найти смысл жизни.

Что же сближает этих героев? Наверное, то, что выделяет их из обычной помещичьей среды: ум, образованность, широта интересов, благородство. Именно эти черты, присущие героям, пробудили их взаимный интерес, положили начало их дружбе.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несходство характеров Ленского и Онегина только усилило взаимную симпатию, придало глубину их общению. Беседы друзей совсем не похожи на обычный в среде деревенских помещиков «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Их любознательный и пытливый ум стремится к познанию смысла жизни, касаясь всех сфер человеческого бытия.

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло, И предрассудки вековые, И гробы тайны роковые, Судьба и жизнь в свою чреду &#151 Все подвергалось их суду. Пушкин подчеркивает здесь, что споры его героев затрагивают и философские, и экономические, и политические, и нравственные проблемы, волновавшие передовых людей того времени. Беглый перечень тематики споров Онегина и Ленского содержит указание на конкретных авторов, ставящих эти вопросы в своих трудах.

В среде российской интеллигенции был очень популярен трактат французского философа и писателя Жан-Жака Руссо «Общественный договор», который касался одной из самых злободневных проблем государственного устройства &#151 взаимоотношения власти и народа, который имел право свергнуть правительство, нарушившее договор между союзом власти и общиной свободных граждан. Крепостное право в России создавало не только политические, но и экономические трудности, из которых пытались найти выход прогрессивно мыслящие дворяне, внедряя в своих имениях усовершенствованные приемы земледелия, применяя машинную технику. Владелец заводов и вод Онегин и богатый помещик Ленский не могли не задуматься над этим вопросом, который Пушкин называет «плоды наук».

«Добро и зло», то есть этические проблемы, тоже оказывались в центре внимания молодых русских интеллигентов. Теоретические нравственные принципы преломляются в характерах друзей, определяя не только их взгляды, но и поступки.

История взаимоотношений Онегина и Ленского показывает огромное различие между ними, оттеняет противоположность не только характеров, но и их отношения к действительности, к людям, которые их окружают. Даже склонность Ленского к поэзии, стремление выразить в стихах свои настроения и мечты говорит о романтическом настрое его мыслей и чувств. В хорошенькой пустенькой Ольге он видит идеал. Белинский заметил, что Ленский «украсил ее достоинствами и совершенствами, приписал ей чувства и мысли, которых в ней не было». И дружба с Онегиным для Владимира значит очень много. Такой вывод позволяют сделать слова Пушкина о том, каким было представление Ленского о дружбе, чести, благородстве:

Он верил, что друзья готовы За честь его приять оковы И что не дрогнет их рука Разбить сосуд клеветника. Значит, его отношения с людьми определяла вера в вечную дружбу, в единственную любовь, которая предопределена ему судьбой, в благородную свободолюбивую идею, которая «когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит». Здесь ярко проступает связь Ленского с декабристскими настроениями, дает основание предположить, что он мог бы сблизиться с прогрессивной дворянской интеллигенцией, которая готовила восстание 14 декабря 1825 года, стать поэтическим голосом своего народа. Именно потому, что вера в любовь, дружбу и свободу составляла для Ленского сущность и цель жизни, он воспринял неудачную шутку Онегина как измену любимой девушки и предательство лучшего друга. И он бросается в дуэль, чтобы защитить чистоту своих романтических представлений от онегинского скептицизма.

Смерть Ленского символична, она невольно приводит к мысли, что идеалист, романтик, мечтатель, не знающий действительности, должен погибнуть при столкновении с ней.

А скептик, реалист Онегин остается жить. Его нельзя упрекнуть в идеализме и незнании действительности. Нет, он знает жизнь и людей очень хорошо, безошибочно определяя их внутреннюю сущность при первом же знакомстве. Но что дает Онегину это знание? Ничего, кроме скуки, хандры, разочарования, сознания своего превосходства над людьми. А это опасный путь, ведущий к разобщенности с миром, к эгоистическому одиночеству Поэтому, думается, Онегин не может стать ни счастливым, ни полезным обществу. В этом его трагедия, которую увидел своим чутким взором гениальный художник.

Значит, образы Онегина и Ленского &#151 это отражение двух разных путей, которыми шла лучшая дворянская интеллигенция первой четверти XIX века. И закончиться они могли или смертью, или жизненным тупиком.

Онегин и Ленский

Литература помогает нам учиться отличать добро от зла, разбираться в людях. «Евгений Онегин», несомненно, приоткрывает читателю тайны человеческой души.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» поражает не только совершенством формы, красотой и легкостью языка, но и многообразием вопросов, которые затронуты в этом произведении.
Автор говорит о такой важной проблеме, как восприятие жизни. А. С. Пушкин пишет о двух характерных для 20-х годов XIX века недугах-разочарованиях в жизни и идеалистическом уходе от действительности. Они нашли отражение в образах Онегина и Ленского. Эти герои – лучшие люди эпохи, которые пытаются найти смысл жизни. Их не устраивает ни пустая светская жизнь, ни примитивность деревенских будней.
Евгения и Владимира сближает то, что выделяет их из среды поместных дворян: ум, широта интересов и образованность. Эти черты и обусловили взаимный интерес героев, положили начало их дружбе.
Но Ленский и Онегин многим отличаются друг от друга, на что указывает и автор:

Они сошлись. Волна и камень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Несходство характеров героев лишь усиливает их взаимную симпатию. Споры Евгения Онегина и Владимира Ленского абсолютно не похожи на «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор…», она касаются различных сфер:

Племен минувших договоры,
Плоды наук, добра и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою череду –
Все подвергалось их суду.

Этические проблемы, то есть «добро и зло», не только оказываются в центре внимания героев, но и преломляются в их характерах, определяют их взгляды и поступки.
Владимир Ленский и Евгений Онегин различны во многом: и в то, какое они получают образование, и в том, какой жизненный опыт приобрели, и в том, что ценно для них в жизни.
Ленский «из Германии туманный привез учености плоды», а Онегина учили гувернеры, затем же он, судя по тексту романа, совершенствовал свои знания, обращаясь к книгам. Описание библиотеки Евгения дает достаточно полное представление о круге интересовавших его проблем. Он внимательный и вдумчивый читатель, мы узнаем, что «хранили многие страницы отметку резкую ногтей», автор отмечает, что «везде Евгения душа себя невольно выражает то кратким словом, то крестом, то вопросительным крючком».
Ленский сохраняет верность романтическим идеалам, верит, «что друзья готовы за честь его принять оковы…», в единственную любовь, которая ему суждена судьбой, а также в благородную идею свободы, которая «когда-нибудь нас озарит и мир блаженством подарит…». Онегин же разочарован в жизни, скептически относится к ней, «рано чувства в нем остыли, ему наскучил света шум». То, насколько различно отношение героев к жизни, наглядно проявляется в сцене, в доме Лариных. Ленский воспринимает неудачную шутку Онегина, как предательство, оскорбление и вызывает друга на поединок. Смерть Владимира Ленского закономерна и символична. Он не мог пережить крушения романтических идеалов. Мечтатель и романтик, он либо должен был погибнуть, либо смириться с обыденностью жизни. На это указывает и А. С. Пушкин:
Прошли бы юношества лета…
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он был изченился…

Онегин остался жить. Он знает жизнь и людей, но не находит счастья, не способен стать полезным. В этом его трагедия, что было гениально передано автором романа. Поэт не сообщает читателю, чем же заканчивается жизнь Онегина, мы расстаемся с героем в тот момент, когда он сам еще не сделал окончательного выбора:

И здесь героя моего,
В минуту жизни, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим…

Высказываются различные предположения о дальнейшей судьбе главного героя романа. По мнению критиков, он либо примкнет к декабристам и разделит их участь, либо будет влачить бездельную жизнь в свете, хандрить, то есть продолжать жить «без цели, без трудов».
А. С. Пушкину в «Евгении Онегине» удалось создать столь разные, но живые и яркие образы молодых дворян начала XIX века. Мастерство поэта проявилось не только в характеристике персонажей, динамичности сюжетного построения, но и в авторской оценке героев, понимании сложности их внутреннего мира.

166095 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Онегин и Ленский

Александр Сергеевич Пушкин — замечательный писатель. В его творчестве действительно есть дружба и любовь. С произведениями Пушкина я начала знакомиться в детстве, когда была маленькой. Смотрела разные сказки, мультфильмы, слушала чтение взрослых. В школе мы стали подробней знакомиться с его творчеством. Мы учили наизусть многие стихотворения, такие, как: “Зимний вечер”, “К Чаадаеву”, “Я помню чудное мгновенье. ”, “На холмах Грузии” и другие.
Значительное место в лирике поэта занимают стихи, посвященные любви и дружбе. Пушкин был необычайно талантливым человеком. Среди его талантов есть особые: умение дружить и умение любить. Для Пушкина основной опорой в жизни были близкие друзья. Поэт ценил не только любовь, но и дружбу, был человеком очень общительным, жизнерадостным. Любовь и дружба для поэта неразделимы. Пушкин обладает пылкой душой. Его сердце любит оттого, что “не любить оно не может”.
Его “Дубровский”, “Капитанская дочка”, мне кажется, многим доставили хоть несколько приятных минут. А роман “Евгений Онегин” даже через много лет ни один человек не сможет забыть. Этот роман А. С. Пушкина легко читается, многие строки запоминаются.
Роман “Евгений Онегин” — самое крупное произведение Пушкина. Сам автор довольно часто высказывает свои мысли на страницах романа. Благодаря таланту, идеям Пушкина роман “Евгений Онегин”, на мой взгляд, является исторической ценностью.
Безусловно, основной темой в романе является любовь, дружба, судьба человека. Онегин — герой, обобщающий собой все, что поэт пытался сказать в ранних произведениях. Я считаю, герой романа — не выдумка автора, а вполне реальный человек, жизнь и судьба которого определена его личными качествами. Он устал от жизни, чувства его охладели:
Нет: рано чувства в нем остыли; Ему наскучил света шум. Друзья и дружба надоели. Но разлюбил он наконец И брань, и саблю, и свинец.
Онегин, несмотря на все, стоит на высоком уровне культуры и образованности того времени. Онегина не удовлетворяет та жизнь, которую он ведет, “науки страсти нежной” больше не прельщают его. Героя мучает пустота жизни, он разочарован в ней:

Читайте так же:  Можно ли в учебном отпуске написать заявление на увольнение

С душою, полной сожалений,
И, опершися на гранит,
Стоял задумчиво Евгений,
Как описал себя пиит.

Евгений Онегин — человек с душой старика, с потухшими чувствами. Пушкин пишет о своем герое:

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Однако, несмотря на это, он человек мыслящий, независимый, но, в отличие от грибоедовского Чацкого, ему не свойственны романтические чувства. Герой не пытается добиться больших изменений, он лишь “задыхается в своей среде”. Автор подчеркивает, что его герой способен к возрождению, это не совсем потухший человек, в нем еще кипят силы жизни. Сердце и душа Онегина еще не омертвели, они открыты для настоящей, чистой любви.
Совершенно другим Пушкин представляет Ленского. В отличие от Онегина, Ленский живет сердцем, в нем преобладают чувства.

Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нем рано волновали кровь.

Если Онегин сомневается, то Ленский свято верит в людей, в добро, в настоящую любовь.
И, конечно же, Пушкин подчеркивает различия между Онегиным и Ленским:

Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.

Однако, на мой взгляд, их сближает понимание личности человека, образование. Их дуэль явилась следствием тех предрассудков, которые имели место в обществе того времени. Онегин не смог пойти наперекор обычаям и отказаться от дуэли. Наверное, конфликт, возникший между ним и Ленским, мог бы быть улажен, если бы не секундант. К сожалению, Ленский стал жертвой не конфликта, а глупых предрассудков.
Пушкин относится к Ленскому с симпатией, сочувствием. В романе он размышляет, кем он мог бы стать, не оборвись его жизнь так рано. Однако он не одобряет его оторванности от реальной жизни. Зато Татьяна Ларина — образ, в котором воплотилась народная стихия, русская душа. Пушкин изобразил в Татьяне все лучшее, что хотел видеть в женщине. Автор пишет:
Она была нетороплива, Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей. Все тихо, просто было в ней. В отличие от большинства девушек того времени, у нее существуют свои интересы, она склонна к уединению, не глупа, хотя и не блещет умом. Ее любовь к Онегину — настоящее, искреннее чувство, не основанное на корыстных устремлениях. Татьяна навсегда связана с деревней. Переехав в Петербург, она привыкла к обстановке, преобразившись в неприступную княгиню; но в душе она осталась той же деревенской девочкой. Татьяна любит народные песни, сказки, верит в народные приметы. Для Пушкина Татьяна — “милый идеал”. Это единственный образ в романе, достойный восхищения.
Смысл романа выражен в судьбе трех главных героев. Романтический Ленский, уставший от жизни Онегин, Татьяна — всех их постигла трагическая судьба. Пушкин описывает это как нормальное явление того времени. На примере этих героев поэт показывает нам судьбу молодого поколения. Все эти события и показал А. С. Пушкин в романе “Евгений Онегин”.
Только такой страстный, любящий человек, как Александр Сергеевич Пушкин, мог написать такие произведения о любви. Конечно, далеко не каждому дано так воспринимать любовь и дружбу.
Проходят эпохи, годы, меняются увлечения, жизнь; но тема дружбы и любви всегда будет для нас той недостающей частицей, которая заполняет пустоту нашей жизни.

36655 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Каковы причины и следствия дуэли Онегина с Ленским? (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»).

для детей и родителей

Навигация по записям

Дуэль Онегина с Ленским. Причины, анализ. По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Роль А.С.Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.

Роман в стихах «Евгений Онегин» — исключительное произведение Пушкина. Исключительное по своей новизне, по отображению характеров и нравов, по описанию эпохи, по количеству нежных элегий, по уровню поэтического мастерства.

В романе автор касается вопросов, которые можно назвать вечными, общечеловеческими.

В центре повествования два молодых человека — Евгений Онегин и Владимир Ленский. Онегин – молодой, столичный dаndy, по праву рождения и воспитанию – аристократ. На празднике жизни он один из первых: «забав и роскоши дитя», гений «науки страсти нежной».

Онегин там, где бесконечная вереница балов и праздников, театров и ресторанов, гуляний и маскарадов.

Но, будучи человеком острокритического ума, Онегин быстро теряет интерес к светской жизни. Онегин выше окружающей толпы. Мишура света больше не прельщает его.

Волею судеб он оказывается в деревне, где знакомится с Владимиром Ленским, человеком со взглядами, ему, Онегину, противоположными.

Ленский принадлежит к типу молодых людей, которые восторженно и упоенно относятся к жизни. Он — романтик, вольнодумец, поэт. Скептицизм и скука ему не знакомы.

Казалось бы, молодые люди совершенно разные. По своему нравственно-психологическому облику Онегин — индивидуалист и эгоист. Ленский – совсем другой. Он по-юношески пылко верит в любовь, идеальную дружбу. Он живёт, повинуясь не рассудку, а по зову сердца. Рационализм – не его стихия.

Но, несмотря на существенные различия, у этих двух героев есть общее. Они оба – без настоящего, мужского дела. Перспектив принести в дальнейшем пользу своей Отчизне нет. Они оба – продукты своего времени и своего общества.

В деревне, на вольных просторах, Онегин и Ленский подружились. И, несмотря на то, что «меж ними все рождало споры», отношения между приятелями сложились, и на первых порах ничто не предвещало беды.

Но, как это нередко бывает в романах, жизнь и смерть идут рядом.

Дуэль, возникшая между Онегиным и Ленским, – центральный, поворотный момент в романе «Евгений Онегин». Какие события привели к дуэли?

Поводом для дуэли стало некорректное поведение Онегина как по отношению к своему другу Ленскому, так и к невесте Ленского, Ольге. На одном из праздников Онегин демонстративно флиртует с Ольгой. А она, барышня недалёкая, пустенькая и легкомысленная, поддаётся флирту. Ленский взбешён и требует разрешения ситуации на дуэли.

Почему Онегин начал оказывать знаки внимания Ольге, которая ему никогда не нравилась? Дело в том, что он хотел отомстить Ленскому за то, что тот привёз его на праздник к Лариным, на котором Татьяна (влюбленная в Онегина) показала себя не с лучшей стороны. Татьяна не смогла скрыть своего истерико-нервического настроения, не приличествующего данной ситуации. А волнительных, нервных настроений Онегин органически не выносил.

«Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слёз
Давно не мог терпеть Евгений…»

Онегин был рассержен и на Ленского, доставившего его к Лариным, и на Татьяну.

Ленский, видя неподобающее поведение Онегина и ответные знаки внимания Ольги, вызвал Онегина на дуэль.

Записку Онегину передал «Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман».

Дуэль Онегина с Ленским состоялась 14 января 1821 года.

Дуэль – развязка, событие нередкое в художественной литературе. Исконных корней на русской почве дуэль не имела. Для русских решение спорных вопросов посредством дуэли не характерно. Эта «процедура» заимствована русскими в Западной Европе. Само слово «дуэль» происходит от французского слова duel.

Почему так быстро наступила развязка? Почему спорный вопрос мог быть разрешен лишь единственным способом – кровавым поединком? Для понимания этого вопроса нужно знать некоторые биографические факты из жизни героев романа.

Формирование личностей Онегина и Ленского прошло под влиянием западных идеологий.

При воспитании Онегина, проходившем под руководством французских учителей и гувернёров, упор делался не на научное и трудовое начало, а на стремление сделать из подопечного светского человека с соответствующими привычками. Дуэль — неизбежный спутник светских раздоров. И Онегин в душе был всегда готов к дуэли.

Кроме того, Онегин — дворянин, а все недоразумения в дворянской среде в то время было принято выяснять на дуэли.

Ленский, в свою очередь, получивший образование за границей, в Германии, так же как Онегин, был оторван от родной почвы. Он находился под влиянием модного тогда в Европе романтического направления. Туманные идеи представителей немецкой романтической школы внушались ученикам. Ученики жили под влиянием этих идей, то есть в мире грёз и фантазий.

Идеалы вечной любви, победа добра над злом, брошенная перчатка, пистолеты – вся эта «романтика» была у Ленского в крови. Далеко была только истинная действительность, истинное положение вещей.

Читайте так же:  Пособие к снип отопление вентиляция и кондиционирование

Ленский в порыве гнева, руководствуясь правилами чести, решается убить Онегина. И погибает, как он считает сам, за честь Ольги. Он воплощает в жизнь идею стать «её спасителем». При этом с Ольгой откровенно поговорить он не считает нужным. Гордыня не позволяет.

Гордыня – существенное зло. Она блокирует истинные качества человека, вводит его в круг нелепых заблуждений. Ольга не собиралась изменять Ленскому. Онегин не имел никаких видов на Ольгу. И если бы Ленский смирил свою гордыню, разобрался во всём этом, то дуэли бы не было. И не сложил бы Ленский свою голову раньше времени.

Страшная жизненная правда заключается в том, что судьба Пушкина, нашего любимого и столь рано ушедшего поэта, оказалась сходной с судьбой Ленского. Пушкин также был убит на дуэли.

Между дуэлями Ленский – Онегин и Пушкин — Дантес есть сходство. Обе дуэли происходили в зимнее время (на снегу). Пистолет Онегина той же марки (работа Лепажа), что использовал в свой роковой день Пушкин. Обе дуэли проходили a la barriere (стреляться на барьер).

Возможна ли была отмена дуэли? Почему же Онегин принял вызов? Ведь он прекрасно понимал, что погибнет либо он сам, либо его друг. Хотя в своих силах он был уверен. При этом он понимал, что причина дуэли ничтожна. По сути, он мог бы объясниться с Ленским. Но вступать в переговоры с восемнадцатилетним мальчиком – он не такой! Да и что скажет свет? И хотя соседей помещиков он презирает и ни во что ни ставит, пренебречь общественным мнением он не может. Прослыть в чьих-то глазах трусом – это не по нему. Раз уж так сложилось и ему брошена перчатка — он обязан принять вызов на дуэль. Таков был кодекс дуэльной чести, который, в свою очередь, был связан с понятием «дворянская честь».

Были ли какие-то косвенные способы у Онегина предотвратить дуэль? Были. И он ими воспользовался. Во-первых, ко сроку дуэли Онегин опоздал. Неприбытие вовремя уже могло привести к отмене поединка. Во-вторых, он привёз в качестве своего секунданта – лакея, слугу-француза Гильо. Выбрав на роль секунданта слугу, Онегин грубо нарушил общепринятый, пусть и не писанный, дуэльный кодекс: состязание, как дело чести, могло произойти только между дворянами. И секунданты, как свидетели поединка – не исключение, они должны были тоже принадлежать к высокому сословию. Онегин не привёз лицо благородного происхождения, к тому же лакей был ещё и иностранцем.

Зарецкий, секундант Ленского, в этом случае, должен был высказать претензию и остановить поединок. Но отставной офицер Зарецкий был слишком кровожаден. Презрев то, что ему не оказана положенная дворянину честь, он просто «губу закусил». Он не отменил дуэль.

В результате Ленский убит. Онегин «мгновенным холодом облит» движим раскаянием. Его друг больше никогда не встанет. Зарецкий же везёт домой страшный клад. Таков результат дуэли.

Роман «Евгений Онегин» современники Пушкина не все поняли и не все приняли. Единственное, в чём они были солидарны: роман никого не оставил равнодушным. Прошли века. Сменились эпохи. Но мы до сих пор продолжаем спорить, перечитывать роман, переживать за героев. Роман Пушкина задел за живое.

Нам жаль восторженного юношу Ленского. Пушкин вложил в руки Онегина пистолет, чтобы устранить Ленского. Которого, как и Онегина, критики причислили к «лишним людям» в обществе, не к борцам, к людям, не способным привести общество к развитию.

Что читают и о чем спорят герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Роман А. С. Пушкина “Евгений Онегин” — произведение уникальное по охвату российской действительности первых десятилетий XIX века. Трудно найти сферу жизни, которая бы не заинтересовала поэта. А. Пушкин воссоздал целую историческую эпоху, нарисовал полную картину жизни различных слоев русского общества. От внимания поэта не укрылась ни одна деталь: из романа, как из энциклопедии, можно узнать, как одевались люди и что было в моде в начале XIX столетия, познакомиться с репертуаром театров и меню известных ресторанов. Правдивое и подробное изображение современности было необходимо для решения главной задачи — объяснения характера нового человека. Среди многочисленных главных и второстепенных факторов, формирующих мировоззрение и систему ценностей героев, А. Пушкин особенно выделяет круг чтения и темы разговоров, в которых участвуют действующие лица романа.
У каждого из персонажей своя библиотека. Подбор литературы зависит от интеллектуальных запросов и особенностей культурной среды, в которой вращаются герои. Евгений Онегин — русский европеец, человек незаурядного ума и недюжинных способностей. Хотя А. Пушкин весьма иронично отзывается о характере воспитания и степени образованности своего героя, Онегина трудно обвинить в невежестве. Он пополнял свои знания, пытался идти с веком наравне, прислушивался к тревожным вопросам современности и усваивал идеи, проникавшие в русское общество со страниц европейских книг. В первой главе поэт замечает, что Онегин “оставил книги”, но Татьяна, знакомясь с его библиотекой, видела, что “хранили многие страницы отметку резкую ногтей” и “черты карандаша” Евгения. В число произведений, которые Онегиным были “исключены из опалы”, вошли поэмы Байрона, романы французских писателей-романтиков, “в которых отразился век и современный человек изображен довольно верно”. В героях этих произведений Евгений находил черты сходства с самим собой. Знакомство с ними помогало ему понять себя.
Онегин интересовался экономическими проблемами эпохи победы буржуазии над феодализмом, поэтому его “резкий, охлажденный ум” предпочитал Адама Смита, авторитетного среди передового дворянства ученого, считавшего первоочередной задачей в России ломку крепостничества. Герой не был равнодушен и к общественным проблемам, вступал в горячие “мужественные” споры о французских политиках и просветителях, “о карбонарах, о Парни”. Участие в таких беседах характеризует Онегина как человека, внимательного ко всем актуальным вопросам своего времени, к новым направлениям европейской философской и общественной мысли.
Оказавшись в деревне, Евгений мог найти достойного собеседника только в лице Ленского. Оба героя на бытовом фоне провинциального дворянства должны были чувствовать себя одинокими. Несмотря на серьезные различия между Онегиным и Ленским, у них были общие культурные интересы, общие темы для бесед. Пушкин рассказывает о жарких спорах между друзьями:

Меж ними все рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды, наук, добро и зло.

В деревенской глуши два ярких представителя молодого русского дворянства решали проблемы глобального философского и этического значения.
Вернувшись из путешествия после трагической гибели Ленского, Онегин “стал вновь читать. без разбора”. Выбор книг, как всегда, обнаруживал неизменное пристрастие героя к передовым темам. Несмотря на хандру и разочарование, Евгений не переставал интересоваться общественной жизнью и политическими учениями.
Если Онегин — “москвич в гарольдовом плаще”, то Ленский — романтик “с душою прямо геттингенской”. Он приехал из “Германии туманной”, страны, которая в начале XIX века была центром философской и культурной мысли. Ленский возвращается “поклонником Канта”. Он исповедует романтический взгляд на мир. Молодой герой не менее образован, чем Онегин, но более восторжен и наивен.
Пристально следит А. С. Пушкин за интересами своей “милой Татьяны”. Одинокая в семье, девушка находила отклик на свои духовные запросы в книгах. Она “влюблялася в обманы и Ричардсона и Руссо”, воображая себя “героиней своих излюбленных творцов, Клариссой, Юлией, Дельфиной”. Даже Онегина она воспринимала не иначе, как Вертером или “бесподобным Грандисоном”. Изучая библиотеку Татьяны, А. С. Пушкин замечает, что европейская сентиментальная литература воспитала не одно поколение русских девушек. Однако у Татьяны впечатления от этих книг соединялись с искренней любовью к обычаям “простонародной старины”. Она верила “снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны”. Наверное, не случайно ее очень часто “занимал” Мартын Задека, “гадатель, толкователь снов”. Знакомство с книгами Онегина помогло Татьяне открыть для себя ранее неведомые вещи, понять незнакомые характеры и типы людей.
В то время как лучшие герои развивали сбой ум в чтении и спорах, большинство дворян вполне довольствовались разговорами “о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне” или “бессвязным, пошлым вздором” светских гостиных. Некоторые, подобно дяде Онегина, кроме “календаря осьмого года”, в другие книги не заглядывали. Им чужды были метания Онегина, непонятна глубокая натур, Татьяны.
Многостороннее исследование истоков, сформировавших натуры героев, позволило А. С. Пушкину не только передать колорит эпохи, но и объяснить рожденные ею социально-психологические типы. Чтобы понять Онегина, Ленского, Татьяну, читателю необходимо подслушать их разговоры, полистать страницы их книг. Именно поэтому поэт уделяет столько внимания спорам и кругу чтения своих любимых героев.

13124 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Онегин и Ленский

Пример сочинения по литературе

Многое мы узнаем о герое по его мыслям и поступкам. Так перед нами постепенно раскрывается литературный персонаж. Но многое становится еще более очевидным благодаря сопоставлению. Потому-то рядом с Гриневым появляется Швабрин, с Чацким – Молчалин. Образ Ленского в романе помогает лучше разобраться в характере главного пушкинского героя.

Пушкин, знакомя нас с Ленским, подчеркивает, что перед нами очень молодой человек. Онегин, пожалуй, не намного старше своего товарища, но за его плечами опыт светской жизни, который позволил узнать цену любви и дружбы.

Онегин, воспитанный гувернерами-французами, осознавший, как мало требует от человека свет, очень рано разочаровывается в жизни, полной развлечений, блеска, ничто не может разогнать его хандру. «Наука страсти нежной», которую он постиг в совершенстве, не может заполнить его внутреннюю пустоту, книги не дают ответа на волнующие его вопросы. Угрюмый, разочарованный, не верящий ни во что – таким предстает герой в начале романа.

Ленский – полная противоположность своего старшего друга. Он недавно вернулся из Германии, где жил долгое время «под небом Шиллера и Гете». Пушкин подчеркивает, что перед нами романтическая личность, поэтическая натура. Герой полон надежд на будущее, он верит «в мира совершенство», верит в существование подлинной дружбы, надеется на встречу с настоящей любовью. Ему кажется, что впереди его ждет блестящее будущее поэта или великого деятеля. Жажда славы, любви, признания движет им. Вот таким восторженным юношей предстает Ленский при встрече с Онегиным.

Читайте так же:  Возврат товара розетка отзывы

Разница между героями очевидна. Сам Пушкин подчеркивает ее: «…Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой». Примечательны сравнения, выбранные Пушкиным. «Волна», «стихи», «пламень» – это о Ленском, в котором жизнь кипит, который полон чувств, страстей, надежд. В Онегине подчеркивается его спокойствие, холодность, скептицизм, равнодушие к жизни: «камень», «проза», «лед».

Однако молодые люди сходятся. «От делать нечего друзья» – так Пушкин объясняет эту дружбу. Действительно, окруженные глупыми, ограниченными помещиками, чьи разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне» были им вовсе не интересны, они нашли собеседников друг в друге. Их споры о жизни и смерти, о смысле человеческого бытия, о прошлом и будущем, конечно, весьма отличаются от тех бесед, что ведутся у соседей.

Онегин слушал Ленского не без улыбки, но, понимая, что рано или поздно иллюзии молодости развеются, относился к юному другу снисходительно. Особенно разница в героях подчеркивается их отношением к любви. Онегин давно разочаровался в женщинах, он не верит в подлинность чувств. Ему, воспитанному в светском обществе, кажется, что это не более, чем флирт, игра, в которой нужно только соблюдать определенные правила. Отношения Онегина с женщинами можно назвать поверхностными увлечениями, не затрагивающими душу:

В красавиц он уж не влюблялся,

Ленский, напротив, предстает пылким влюбленным. Он верит, что его возлюбленная предназначена ему свыше. Любовь к Ольге порождает в его душе сладостный восторг, дарит ему минуты блаженства, вдохновляет на творчество:

Ах, он любил, как в наши лета

Герой счастлив, полон надежд на будущее. Семейная жизнь представляется ему сплошным праздником, таящим наслаждения. Наивный Ленский не видит заурядности своей возлюбленной, не думает о невзгодах, которые подстерегают его в будущем:

Гимена хлопоты, печали,

«Он был любим… по крайней мере так думал он и был счастлив…» – это ироничное замечание Пушкина показывает, как далек был его герой от истины, как поверхностно его понимание жизни и людей.

В то же время Онегин, едва познакомившись с Лариными, тотчас понимает, что Ольга – легкомысленное создание, что в ней ничего нет особенного:

Кругла, красна лицом она,

Онегин удивлен, что выбор его пал на Ольгу: «Я выбрал бы другую, когда б я был, как ты, поэт». Оценив достоинства Татьяны, герой все же не решается ответить на ее чувства. Письмо девушки всколыхнуло его воспоминания, затронуло душу, но отдаться этой любви он не решился. В ответ на пылкое признание Татьяны Онегин объясняет, что не создан для семейной жизни. В отличие от Ленского, он понимает, какие обязательства накладывает брак, представляет будни семейной жизни. Не желая расстаться со свободой, он отказывается от любви Татьяны. Кроме того, он не верит в глубину и постоянство чувств девушки:

Так, видно, небом суждено

Позднее Онегин признается в этом:

В вас искру нежности заметив,

Онегин отказывается от любви Татьяны, чьей благосклонности он с таким пылом будет добиваться через несколько лет.

Не суждено будет осуществиться и мечтам Ленского, и виной тому – Онегин. Ссора, которая произошла между друзьями, кажется совершенно нелепой, но она привела к трагической развязке. Именно дуэль между Ленским и Онегиным полнее всего раскрывает эти характеры.

Онегин, оказавшись на именинах Татьяны, уже не рад, что согласился на уговоры друга. Толпа гостей, их шумная беседа, хохот раздражают Евгения. К тому же его сажают напротив Татьяны, которая близка к обмороку. И герой находит «виновника» этой неприятной ситуации – Ленского. Его ухаживания за Ольгой – месть за то, что он оказался здесь. Глупость и нелепость своего поведения герой осознает позже, а пока он танцует с Ольгой, шепчет ей комплименты. Но как только Ленский покидает дом Лариных, все это теряет для Онегина интерес.

Возникшее недоразумение легко было бы уладить, если бы друзья повели бы себя чуть мудрее, но каждый из них в полной мере проявил свой характер. Ленский, натура поэтическая, сразу представил эту ситуацию в романтическом ключе: Ольга – наивное, прекрасное создание – «двухутренний цветок», попавший в руки «развратителя». А он – благородный спаситель. Здесь Пушкин еще раз подчеркивает, как далек его герой от подлинной реальности. Окружающий мир и сами люди предстают в его сознании иными, он обманывается и заблуждается.

Но что же Онегин? Он ведь смотрит на жизнь трезво и должен понимать нелепость происходящего. Он и понимает. Наедине с собой пушкинский герой признается, что был не прав, когда так подшутил над Ленским, что должен был все разъяснить. Осуждает он себя и за то, что согласился на дуэль. Но тут выясняется, что этот высокомерный, равнодушный, презрительно взирающий на мир и людей и человек оказывается в плену общественного мнения. Ему, оказывается, небезразлично мнение тех, с кем он и знаться не хотел. Независимый Онегин – пленник общественных условностей и предрассудков. И это открытие читатель делает благодаря столкновению двух характеров в романе – Ленского и Онегина.

На дуэли обрывается жизнь молодого поэта. Но Пушкин позволяет нам заглянуть в его будущее, которое так и не состоится. Читателю предлагается два возможных пути для героя, останься он жив. Возможно, мечты Ленского, действительно, осуществились бы, он стал бы великим человеком, увенчанным славой и признанием мира. Но скорее всего, «поэта обыкновенный ждал удел»: мечты и поэзия остались бы в прошлом, а жизнь его была бы жизнью заурядного провинциального помещика. Я думаю, что именно к этой мысли склоняется Пушкин. Он, безусловно, с симпатией относится к своему герою, но не скрывает и иронии над его стихами, его суждениями о людях и мире, его поступками. Автор показывает нам милого, добродушного, но обыкновенного человека.

Тем более очевидной на его фоне становится незаурядность Онегина. Пушкин немногословен в рассказе о дальнейшей жизни героя. Мы узнаем, что угрызения совести заставили его покинуть деревню, отправиться в странствия. Он вновь появляется в Петербурге, но это уже другой человек. В нем нет ни притворства, ни позы, ни стремления продемонстрировать перед светом свою хандру. Онегин восьмой главы – одинокий угрюмый человек, остро сознающий бесполезность прожитой жизни, бессмысленность своего существования, гнетущую пустоту вокруг себя, «постылая свобода» обернулась одиночеством. Может быть, потому-то он с пылкостью влюбленного мальчишки преследует Татьяну. Любовь становится единственным, что способно заполнить пустоту в его душе и жизни. И вновь что-то раскрывается в характере этого героя. Оказывается, он способен любить страстно, самозабвенно, безрассудно. Забыта «наука страсти нежной», он, не рассуждая, отдается своему чувству. Значит, не все еще потеряно для этого героя. И будущее для него возможно. Вряд ли это будет жизнь рядового человека, слишком уж Онегин незауряден.

Финал романа открытый, автор оставляет своего героя «в минуту злую для него». Читатель может лишь гадать, что ждет его впереди. Я думаю, путь Онегина будет сложный, не раз ему еще придется разочаровываться, наталкиваться на непонимание. Но такова участь ярких людей, не оцененных современниками, не востребованных эпохой. Именно судьбу такого «героя времени» и показал Александр Сергеевич Пушкин, дав ему «в пару» человека вполне заурядного.

Онегин и Ленский: сравнительная характеристика

Автор: Guru · Опубликовано 24.08.2017 · Обновлено 24.08.2017

Ленский и Онегин на протяжении всего романа противопоставляются друг другу, что намеренно и откровенно подчёркивается самим автором:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень

Ленский – романтик, идеалист. Он поэтизирует свою возлюбленную Ольгу, дружбу с Онегиным, да и вообще жизнь, которую видит только в идеальном свете. Он приятен в общении, услужлив с дамами и свободно держится с мужчинами. Учеба в Германии коренным образом повлияла на его мировоззрение. Его голова переполнена философскими догмами немецкого романтизма, в которых он не думает сомневаться. Своим призванием он видит поэзию, своей музой избрал возлюбленную. Однако он не обладает достаточной проницательностью, трезвостью и хоть каким-то жизненным опытом, поэтому не замечает легкого безрассудства, недалекого ума Ольги и своих слишком посредственных, подражательных стишков, воспринимая их как вполне серьезное литературное творчество.

У Ленского много жизненной энергии, пылкое воображение и восторженное отношение к миру, он весел и гармоничен. Ещё не до конца созревший, он по-детски вспыльчив, непосредствен и твёрдо убеждён в своей правоте касательно всякого вопроса и по-взрослому серьёзен в своих намерениях, смел в решениях.

Онегин, его полная противоположность, лишён всякого идеализма, его холодный ум, скорее, пессимистичен и саркастически отрицательно настроен. Он, в отличие от Ленского, пресытился окружающим миром, его мало что волнует и трогает, он с трудом находит источники удовольствий, а то и вовсе страдает от серости жизни. Получив в детстве отрывистые знания из разных областей, он продолжил обучение уже на балах и приемах, научился умелому искусству общения с дамами, искусству соблазнения, остроумной светской беседе и приобрёл тонкий вкус и умения распознавать новомодные тенденции.

Этот жизненный опыт, хоть и весьма специфический, сформировал его характер и мировоззрение. Он не способен восхищаться кокетками, видя их напускную серьезность и пустоту, не может восторгаться жизнью, зная, как вокруг много лживости и притворства. Все это привело к абсолютной лености тела и ума, к полному безразличию ко всему на свете, к жестокости и холодности сердца.
Казалось бы, как два столь разных молодых человека могли стать хорошими друзьями.

Почему они подружились? Возможно, столь разные взгляды на жизнь давали огромное поле для обсуждений и споров, а они, как известно, собираясь вечерами, задерживались допоздна в разговорах. Способствовал наверняка и узкий деревенский круг общения. С кем ещё поговорить в глуши, чем же еще занять вечернее время. При этом оба молодых человека в силу своей молодости имели общую потребность – потребность рассуждать и размышлять, неважно романтические ли это мысли Ленского или высокомерно насмешливые взгляды Онегина. Найти собеседника, способного понять о чем ты говоришь, оспорить или согласиться с тобой, не менее важно, а то и важнее, чем найти своего единомышленника.