Специальный налог это единый социальный налог

Социальный налог (1)

Главная > Курсовая работа >Финансы

Министерство образования и науки Республики казахстан

Карагандинский экономиКО-ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Социальный налог»

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности. Задачей социального налога является формирование доходной части бюджета на социальные программы.

Принятая в 1995 году Конституция 1 провозгласила Казахстан социально ориентированным государством, подчиняющим выгоды устойчивого экономического роста человеческому развитию. В соответствии c этим была разработана национальная модель социальной политики, которая включа в себя реформирование системы трудовых отношений и занятости населения, переход к накопительной пенсионной системе, введение новых видов госсоцпособий, замену натуральных льгот выплатой ежемесячного специального государственного пособия, внедрение адресной системы оказания социальной помощи.

Сегодня в Казахстане сложилась модель социального обеспечения, в целом соответствующая требованиям рыночной экономики. Сформированная с учетом международного опыта, она доказала свою жизнеспособность и получила международное признание. Её основным приоритетом является создание благоприятных условий для человеческого развития, повышения качества и стандартов жизни населения. Ее отличают — многоуровневый характер, финансовая устойчивость и распределение ответственности за социальное обеспечение между государством, работодателями и населением непосредственно.

В своем ежегодном послании «Рост благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики» 2 Президент Республики Нурсултан Абишевич Назарбаев подчеркнул: «Постоянное улучшение социального самочувствия казахстанцев, всех слоев и социальных групп казахстанского общества, является и будет оставаться на первом плане государственной политики».

В связи с этим изучение теоретических и практических вопросов социального налогообложения является актуальным и современным.

Основной целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ и практических вопросов социального налогообложения в Республике Казахстан.

В соответствии с данной целью были сформулированы следующие задачи:

рассмотреть сущность налогов, их функции и основные элементы налогообложения;

выявить действующие в настоящее время в Республике Казахстан виды налогов и других обязательных платежей в бюджет;

дать характеристику социальному налогу;

определить плательщиков социального налога и элементы налогообложения;

выявить особенности налогообложения социальным налогом различных субъектов хозяйствования;

рассмотреть особенности исчисления социального налога в 2008 году;

проанализировать изменения по социальному налогу в связи с принятием нового Налогового Кодекса 2009 года.

1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ И ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

1.1 Сущность налогов, их функции и основные элементы налогообложения

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государства носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества.

Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса Республики Казахстан под налогами понимаются законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Принципиальные отличия налогов от других обязательных платежей представлены на рисунке 1 3 .

Рисунок 1. Виды обязательных платежей в бюджет

Экономическая сущность налога сводиться к изъятию государством части национального дохода субъектов хозяйствования, граждан, с целью финансирования своих расходов.

Сущность налогов проявляется в их функциях, которые представлены на рисунке 2 4 .

Фискальная функция налогов сводиться к тому, что налоги формируют и пополняют бюджет государства. Отметим, что доля налоговых поступлений в бюджетах большинства современных стран высока и находится на уровне 70-90% всех доходов бюджетов этих стран.

Рисунок 2. Функции налогов

Перераспределительная функция состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.

Регулирующая функция налогов заключается в том, что посредством изменений порядка налогообложения отдельных объектов и секторов экономики государство стимулирует их развитие или упадок.

Поэтому для данной функции выделяют три составляющих:

стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений;

дестимулирующая имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие;

воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.

Контрольная функция заключается в том, что налоги являются отражением экономических процессов, т.е. анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, протекающих в экономике, об эффективности существующей налоговой системы и ее влиянии на хозяйственную деятельность.

Выделяют следующие элементы налогообложения 5 :

субъект налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог

носители налога – окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;

объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ);

налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих налоговому обложению, на их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;

единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: одна денежная единица (тенге), один гектар, единица измерения товара;

льготный период – время, в течении которого действуют установленные законом льготы по налогам;

налоговая ставка (квота, доля, часть показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Различают:

твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяется при обложении реальными налогами – земельным);

процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные ставки – устанавливаются в виде единого процента, независимо от размера объекта налога. Прогрессивные – с увеличением дохода увеличивается налоговая ставка. Регрессивные ставки – понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта;

налоговое бремя – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как соотношение суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения;

налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги (например, дипломатический корпус);

налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством.

1.2 Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет в Республике Казахстан

В Республике Казахстан в настоящее время действуют налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым Кодексом 6 .

1. Корпоративный подоходный налог.

2. Индивидуальный подоходный налог.

3. Налог на добавленную стоимость.

4-1. Рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат.

5. Налоги и специальные платежи недропользователей.

6. Социальный налог.

7. Земельный налог

8. Налог на транспортные средства.

9. Налог на имущество.

10. Налог на игорный бизнес.

Все налоги подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акциз.

Социальный налог (3)

Главная > Реферат >Финансы

Исчисление социального налога

IV. Список используемой литературы

Право облагать налогом. — это не только право уничтожать, но и право созидать.

Верховный суд США

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной под­чиненности, форм собственности и организационно-правовой формы пред­приятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимате­лей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, вклю­чая привлече­ние иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль пред­приятия. С помощью налогов государство получает в свое распо­ряжение ре­сурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет на­логов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые из­меняют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно­сятся:

объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, изме­римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

Читайте так же:  Коллекторы для сшитого полиэтилена

субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юриди­ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;

ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от на­лога;

срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Налоговая система и Республики Казахстан представлена двумя видами налогов:

Подоходный налог с юридических и физических лиц.

Налог на добавленную стоимость.

Сбор на регистрацию эмиссии ценных бумаг

Специальные платежи и налоги с недропользователей.

Сбор на социальное обеспечение

Сборы на проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

К местным налогам относятся:

Налог на имущество юридических и физических лиц.

Налог на транспортные средства.

Сбор за регистрацию физических лиц , занимающихся предпринимательской деятельностью , и юридических лиц,

Сбор с аукционных продаж

Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» Налоги и сборы исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование , заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма оплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

1. Плательщиками социального налога являются:

1) индивидуальные предприниматели;

2) частные нотариусы, адвокаты;

3) юридические лица-резиденты Республики Казахстан, если иное не установлено пунктом 2 настоящей статьи;

4) нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянные учреждения.

2. По решению юридического лица-резидента его структурные подразделения могут рассматриваться в качестве плательщиков социального налога.

Статья 356. Особенности исчисления, уплаты и представления налоговой отчётности по социальному налогу плательщиками, применяющими специальные налоговые режимы

Исчисление, уплата и представление налоговой отчётности по социальному налогу производятся плательщиками, применяющими специальные налоговые режимы:

1) для юридических лиц-производителей сельскохозяйственной продукции и сельских потребительских кооперативов — с учётом особенности, установленной статьёй 451 настоящего Кодекса;

2) для субъектов малого бизнеса на основе упрощённой декларации — в соответствии со статьями 433 — 438 настоящего Кодекса;

3) для субъектов малого бизнеса на основе патента — в соответствии со статьями 429 — 432 настоящего Кодекса;

4) для крестьянских или фермерских хозяйств — в соответствии со статьями 445 — 447 настоящего Кодекса.

2. Объект налогообложения

1. Объектом налогообложения для плательщиков, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 1 и пункте 2 статьи 355 настоящего Кодекса, являются расходы работодателя, выплачиваемые работникам-резидентам в виде доходов, определённых пунктом 2 статьи 163 настоящего Кодекса, работникам-нерезидентам в виде доходов, определённых подпунктами 18) — 21) пункта 1 статьи 192 настоящего Кодекса, а также доходы иностранного персонала, указанного в пункте 10 статьи 191 настоящего Кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 3 настоящей статьи.

2. В случае если общая сумма начисленных работнику доходов за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, то объект обложения социальным налогом определяется исходя из минимального размера заработной платы.

3. Не являются объектом обложения доходы, установленные в подпунктах 8), 10), 12), 17), 18), 24), 26), 27), 29) — 32), 34) пункта 1 статьи 156 настоящего Кодекса, а также:

выплаты, производимые за счёт средств грантов, предоставляемых по линии государств, правительств государств и международных организаций;

государственные премии, стипендии, учреждаемые Президентом Республики Казахстан, Правительством Республики Казахстан;

денежные награды, присуждаемые за призовые места на спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах;

компенсации, выплачиваемые при расторжении трудового договора в случаях ликвидации организации или прекращения деятельности работодателя, сокращения численности штата работников или при призыве работника на воинскую службу, в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан;

компенсации, выплачиваемые работодателем работникам за неиспользованный трудовой отпуск;

обязательные пенсионные взносы работников в накопительные пенсионные фонды в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Для плательщиков, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 355 настоящего Кодекса, объектом обложения социальным налогом является численность работников, включая самих плательщиков.

5. Положения подпункта 1) пункта 3 настоящей статьи применяются, если выплаты производятся в соответствии с договором (контрактом), заключенным с грантополучателем либо с исполнителем, назначенным грантополучателем для осуществления целей (задач) гранта.

3. Ставки налога

1. Если иное не установлено настоящей статьёй, социальный налог исчисляется по ставке 11 процентов.

2. Индивидуальные предприниматели, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, частные нотариусы, адвокаты уплачивают социальный налог в 2-кратном размере месячного расчётного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете, за себя и однократном размере месячного расчётного показателя за каждого работника.

Положение настоящего пункта не распространяется на налогоплательщиков в период временного приостановления ими представления налоговой отчётности в соответствии со статьёй 73 настоящего Кодекса.

3. Специализированные организации, в которых работают инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, по потере слуха, речи, зрения, соответствующие условиям пункта 3 статьи 135 настоящего Кодекса, уплачивают социальный налог по ставке 4,5 процента.

4. Ставки социального налога для индивидуальных предпринимателей, применяющих специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств, установлены статьёй 445 настоящего Кодекса.

5. Ставки социального налога для плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы на основе патента или упрощённой декларации, установлены главой 61 настоящего Кодекса.

4. Исчисление социального налога

Законом Республики Казахстан от 13 декабря 2004 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан» внесены изменения в статью 318 Налогового кодекса, согласно которым исчисление социального налога производится посредством применения ставок, установленных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 317 Налогового кодекса, уменьшенных на размер социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании, к объекту обложения социальным налогом, определенному в соответствии со статьей 316 Налогового кодекса, за налоговый год.

То есть, социальный налог, исчисленный с применением ставок, установленных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 317 Налогового кодекса, к объекту обложения, определенному статьей 316 Налогового кодекса, уменьшается на размер, то есть на сумму социальных отчислений, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

Таким образом, социальный налог, подлежащий перечислению в бюджет, определяется как разность между суммой исчисленного в общеустановленном порядке социального налога и суммой социальных отчислений.

Исчисление социального налога производится ежемесячно с нарастающим итогом в порядке, установленном уполномоченным государственным органом.

В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 318 Налогового кодекса исчисление социального налога производится ежемесячно с нарастающим итогом в порядке, установленном уполномоченным государственным органом.

Данный порядок утвержден приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 01.12.2004 года № 613 «Об утверждении Правил исчисления и удержания индивидуального подоходного налога и исчисления социального налога» и зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22.12.2004 года № 3301 (далее — Правила).

Порядок исчисления социального налога

Порядок исчисления социального налога аналогичен порядку исчисления индивидуального подоходного налога, определенного в статье 153 Налогового кодекса и который также утвержден вышеуказанным приказом.

Согласно Правилам, исчисление и удержание индивидуального подоходного налога и исчисление социального налога осуществляется путем составления расчета по индивидуальному подоходному налогу и исчислению социального налога (далее – Расчет).

Как отмечалось выше, социальный налог, исчисленный с применением ставок, установленных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 317 Налогового кодекса, к объекту обложения, определенному статьей 316 Налогового кодекса, уменьшается на размер, то есть на сумму социальных отчислений, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

В связи с чем, сумма социального налога, подлежащего уплате в бюджет определяется как разница социального налога за текущий месяц и социальных отчислений за текущий месяц Расчета и отражается в соответствующей строке Декларации по социальному налогу.

Форма и порядок составления Декларации по социальному налогу утверждены приказом Председателя Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 08.12.2004 года № 625 и зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 20.12.2004 года № 3287.

Таким образом, сумма социального налога, исчисленного с учетом суммы социальных отчислений и подлежащего перечислению в бюджет, не отражается в Расчете, а отражается непосредственно в Декларации по социальному налогу.

Читайте так же:  Налог с предпринимателей в пенсионный фонд

Исчисление социального налога Крестьянских (фермерских хозяйств)

Согласно статье 383 Налогового кодекса, плательщики единого земельного налога, то есть крестьянские (фермерские) хозяйства, ежемесячно исчисляют суммы социального налога по ставке 20 процентов от месячного расчетного показателя за каждого работника, а также главу и членов крестьянского (фермерского) хозяйства.

Исчисленная сумма социального налога подлежит уменьшению на сумму социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.

Уплата исчисленных сумм социального налога и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования производится в сроки, предусмотренные для уплаты единого земельного налога, в следующем порядке:

в срок не позднее 20 октября текущего налогового периода уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 января до 1 октября;

в срок не позднее 20 марта налогового периода, следующего за отчетным, уплачиваются суммы, исчисленные за период с 1 октября по 31 декабря.

Уплата социального налога производится по месту нахождения земельных участков.

Исчисление социального налога налогоплательщиками применяющие специальные налоговые режимы на основе патента и на основе упрощенной декларации

Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса, налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим на основе патента, сумму социального налога, подлежащего перечислению в бюджет, исчисляют в размере 1/2 части стоимости патента за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога равна нулю.

Уплата в бюджет стоимости патента, в том числе социального налога, производится до выдачи налоговыми органами патента.

Согласно пункту 8 статьи 377 Налогового кодекса, налогоплательщики, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации, сумму социального налога, подлежащего перечислению в бюджет, определяют в размере 1/2 от исчисленной суммы налогов по упрощенной декларации за минусом суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, исчисленных в соответствии с законодательным актом Республики Казахстан об обязательном социальном страховании.

При превышении суммы социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования над суммой социального налога сумма социального налога также равна нулю.

Уплата в бюджет начисленных по упрощенной декларации налогов, в том числе социального, производится в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.

5. Суммы, не подлежащие налогообложению

1. Не подлежат налогообложению:

государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РК, законодательными актами субъектов РК, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

все виды установленных законодательством Республики Казахстан, законодательными актами субъектов РК, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РК), возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;

бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;

оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;

увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;

возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;

трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;

выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).

Список используемой литературы

Законом «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 24.04.2004 г. №2235

Налоговый кодекс от 12.06.04 г.№209-II

Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко — 1995 №1.

Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 1997 г.

Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.

Алматинский Финансово – Правовой и Технологический Колледж

Что такое Единый социальный налог (ЕСН)?

Российское правительство предлагает на базе трёх действующих взносов (взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования и Пенсионный фонд России) воссоздать Единый социальный налог (ЕСН). Это позволит упростить правила уплаты налогов, снизит количество проверок и контрольных мероприятий. Реформа также должна резко увеличить поступления от тех участников рынка, которые ранее использовали различные схемы ухода от уплаты налогов.

Единый социальный налог (ЕСН) — налог, который с 2002 по 2010 год взимался для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также медицинскую помощь. Он составлял 26% от фонда оплаты труда.

С 1 января 2010 года Единый социальный налог был отменён, вместо него для плательщиков введены страховые взносы в:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации (22%);
  • Фонд социального страхования Российской Федерации, (2,9%);
  • Фонд обязательного медицинского страхования (5,1%).

Из чего платился Единый социальный налог?

Для исчисления Единого социального налога объектом налогообложения для работодателей являлись:

  • выплаты по трудовым договорам;
  • вознаграждения в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых являлось выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В каких случаях не требовалась уплата Единого социального налога?

От уплаты налога освобождались:

    пособия и компенсации, не облагаемые налогом на доходы физических лиц;

Единый социальный налог

Словарь бизнес-терминов. Академик.ру . 2001 .

Смотреть что такое «Единый социальный налог» в других словарях:

единый социальный налог — Налог, объединяющий отчисления в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Введен 1 января 2001 г. [ОАО РАО «ЕЭС России» СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN social tax … Справочник технического переводчика

Единый социальный налог — (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды … Энциклопедия права

Единый социальный налог — Страховые взносы на обязательное страхование 2009 • 2010 • 2011 • 2012 • 2013 • 2014 2009 2010 ИП ООО … Бухгалтерская энциклопедия

Единый социальный налог — Эта статья о налоге, отменённом с 1 января 2010 года. О системе социального страхования см. статью Обязательное социальное страхование в России. Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на… … Википедия

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ — (ЕСН) федеральный налог, предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, взимаемый в соответствии с главой 24 НК (в ред. Федерального… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ — (ВЗНОС) объединяет с 1 янв. 2001 отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения (см. Налоги социальные). Установлен (гл. 24 НК РФ) единый подход к определению плательщиков, налоговой базы и сроков уплаты. С введением Е.с.н … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Единый социальный налог — (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для мобилизации средств для реализации… … Большой юридический словарь

Единый социальный налог — 1. Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. 2.… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Единый социальный налог — целевой федеральный налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, зачисляемый в федеральный бюджет и два государственных внебюджетных фонда (Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ) и… … Большой юридический словарь

Единый социальный налог — история изменений — (недавние | старейшие) Просмотреть (более новых 50 | более старых 50) (20 | 50 | 100 | 250 | 500)(недавние | старейшие) Просмотреть (более новых 50 | более старых 50) (20 | 50 | … Бухгалтерская энциклопедия

Единый социальный налог

Бюджет пенсионного фонда формировался за счет взносов работодателя в составе Единого социального налога (ЕСН). Единый социальный налог введенный в 2001 году объединил в себе отдельные платежи, уплачиваемые предприятиями в три фонда — Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Ставка ЕСН стала составлять на тот момент 35,6% от фонда оплаты труда, что сократило страховые отчисления организаций и работников более чем на 3%. [1] Основная ставка перечислений в Пенсионный фонд осталась прежней и составляла 28% с применением регрессивной шкалы. После вступления в силу ЕСН был принят закон №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в РФ» 17 декабря 2001 года и закон №167-ФЗ от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». В результате в распределительный механизм пенсионной системы встроен накопительный элемент, как уже упоминалось ранее, и пенсия стала состоять из трех частей. Изменился и порядок распределения ЕСН в части пенсионных взносов. Общий тариф составлял 28%, его поделили на 2 части: одна часть в размере 14%, направлялась в федеральный бюджет на выплату базовой части пенсии текущим пенсионерам, а вторая часть — 14%, направлялась в Пенсионный фонд и распределялась еще на 2 составляющих. 8% из нее отчислялось на страховую часть и 6% на накопительную часть, но это касалось только лиц моложе 1967 года рождения. Для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1956 года все 14% перечислялись на страховую часть пенсии. Для мужчин с 1953 по 1966 г.р. и женщин с 1957 по 1966 г.р. на страховую часть отчислялось 12% и на накопительную 2%. Однако такой порядок сохранялся только до 2007 года. После 2007 года были внесены изменения в закон, в результате накопительные счета граждан старше 1967 года рождения с 2007 года и по сей период не пополняются обязательными страховыми взносами на накопительную часть трудовой пенсии. Таким образом, на текущий момент времени накопительная часть будущей пенсии присутствует у мужчин моложе 1953 года рождения и женщин моложе 1957 года рождения включительно, но с 2007 года накопительная часть пополняется только у граждан моложе 1967 года рождения. Это означает, что около 30 миллионов человек (почти 40% экономически активного населения страны на тот период времени) были исключены из системы накопительного пенсионного страхования. По данным Федеральной службы государственной статистики, именно в период приблизительно с 1950 по 1965 год наблюдался всплеск рождаемости в стране. [2] Первые пенсионеры этого периода появятся в 2012 году. Допустив граждан этого возраста к участию в накопительной программе, можно было немного снизить нагрузку на работающее население в период, когда эти люди выйдут на пенсию. Но в таком случае необходимо больше средств выделять из федерального бюджета фактическим пенсионерам на выплаты пенсии, к чему очевидно государство не готово.

Читайте так же:  Административный суд павлодара

Введение ЕСН вызвало ряд противоречий. Проблемы заключались в следующем: с 2001 года доходы ПФР формировались за счет поступивших сборов ЕСН, порядок уплаты ЕСН и размер тарифов регламентировались Налоговым кодексом. Это означает, что решения об увеличении размеров пенсий и решения об изменении тарифов налоговых сборов в пенсионную систему принимались различными ведомствами, цели которых не всегда совпадали. На ЕСН была возложена задача не только выступать источником финансирования социальных обязательств государства, но и одновременно с этим служить катализатором политики легализации доходов населения. В связи с чем, с 1 января 2005 года максимальный тариф ЕСН уменьшен с 35,6% до 26%, в том числе доля поступлений на пенсионное обеспечение снизилась на 8 пунктов и составила 20%. Изначально распределение осуществлялось следующим образом: на накопительную часть — 4% на страховую — 10%, на базовую- 6%. [3] Такой порядок зафиксирован на период с 2005 до 2007 года, позже проценты перераспределили: на страховую часть отчислялось 8%, на накопительную — 6%, базовая осталась без изменений (детально описано в предыдущем абзаце). Однако обязательства по выплатам пенсий пенсионерам продолжали увеличиваться. Сокращение ЕСН привело к уменьшению поступлений в ПФР средств, обеспечивающих выплаты базовой и страховой частей трудовой пенсии. В результате увеличилась зависимость ПФР от средств федерального бюджета. Так в 2007 году доля поступлений из федерального бюджета в общем бюджете ПФР превысила 50%. [4] Ожидания в отношении того, что снижение ставки ЕСН приведет к выводу из «тени» заработной платы налогоплательщиков и компенсирует новыми поступлениями сниженный тариф — не оправдались. Становится очевидным, что переход от способа сбора доходной части бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) за счет страховых взносов, собираемых самим ПФР, к уплате налогов (ЕСН) оказался неэффективным. И, как следствие, с 2011 года ЕСН отменен. Все вышеописанные изменения представлены в таблице 3.1.

Ставки социальных взносов с 1997 по 2012 гг. в России 121

Нужно или не нужно платить единый социальный налог?

Наконец-то! В Совет Федерации передан законопроект, согласно которому плательщикам единого налога на вмененный доход не нужно платить единый социальный налог, причем с 1 января 2002 года

В окончательном третьем чтении Госдумой принят законопроект «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (проект N 198712-3).
10 июля 2002 года по центральному радио было сделано сообщение о том, что данный законопроект поступил в Совет Федерации.

Этим законопроектом Налоговый кодекс РФ дополняется главой 26(3), регламентирующей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Ниже приводятся выдержки из этой главы:

Статья 346(26). Общие положения
1. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом и вводится в действие законами субЪектов Российской Федерации.
2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе — единый налог)
может применяться по решению субЪекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
1)оказание бытовых услуг, в том числе:
ремонта обуви и изделий из меха;
ремонт металлоизделий;
ремонта одежды;
ремонта часов и ювелирных изделий;
ремонта и обслуживания бытовой техники, компьютеров и оргтехники;
услуг прачечных, химчисток и фотоателье;
услуг по чистке обуви;
оказание парикмахерских услуг;
других видов бытовых услуг;
2) оказание ветеринарных услуг;
3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4)розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 70 квадратных метров; палатки, лотки и другие обЪекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5)оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 квадратных метров;
6) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомоби
3.Законами субЪектов Российской Федерации определяются:
1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субЪекта Российской Федерации;
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи;
3) значения коэффициента К(2) указанного в статье 346(27) настоящего Кодекса.
4.Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в отношении операций, являющихся обЪектами обложения соответственно налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество предприятий (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога.
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в отношении операций, являющихся обЪектами обложения соответственно налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налогом на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, указанной в пункте 2 настоящей статьи) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Внести в Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3826: 1999, N 14, ст.1661; 2002, N 1, ст.4) следующие изменения:
Подпункт 10 части третьей статьи 1 исключить;

Статья 8. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением статьи 2, которая вступает в силу с 1 января 2003 года.
Специальные налоговые режимы, предусмотренные статьей 1 настоящего Федерального закона, вводятся в действие с 1 января 2002 года.
Нормы статей 4 и 5 настоящего Федерального закона распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 года.