Штраф по электробезопасности

Ответственность за нарушение требований по электробезопасности

Ответственность за электробезопасность описывается правилами охраны труда. Охрана труда это система сохранения жизни и здоровья сотрудников в процессе работы, содержащая правовые, социальные, экономические, организационные, технические, санитарные, гигиенические, лечебные, профилактические и прочие мероприятия.

Закон утверждает об электробезопасности следующее:
Нарушение правил электробезопасности является нарушением правил охраны труда. При наступлении несчастных случаев при производстве работ по договору с тяжелыми последствиями или повлекшими смерть, они расследуются государственными инспекторами труда по заявлению от пострадавшего или его доверенных лиц с привлечением всех необходимых инстанций (статьи 227-231 Трудового Кодекса РФ, Постановление Министерства Труда и Социального развития 73 от 05.12.2002). Материалы собранные инспектором направляются в суд для установления характера правовых отношений сторон по договору. На основании решения суда инспектор принимает решение об оформлении несчастного случая. Нарушение электробезопасности может повлечь за собой дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с Федеральными Законами.
За совершение дисциплинарного нарушения, то есть ненадлежащего исполнения своих обязанностей работодатель вправе применить следующие взыскания:
1. Замечание
2. Выговор
3. Увольнение

Дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. При этом время болезни и отпуска не учитывается. Также определенное время может быть отведено на учет мнения профсоюза. Взыскание не может быть применено позднее 6 месяцев с момента совершения, а по результатам ревизии позднее 2 лет. Время производства по уголовному делу в эти сроки не включается. За один проступок полагается только одно взыскание.

К административной ответственности привлекаются юридические, должностные лица и граждане, в случае нарушения ими Кодекса об административных правонарушениях (195-ФЗ от 30.12.01) и законов субъектов Российской Федерации.
Административные наказания:
1. Предупреждение
2. Штраф
3. Возмездное изъятие орудия или предмета нарушения
4. Конфискация орудия или предмета нарушения
5. Лишения ранее предоставленных специальных прав
6. Административный арест
7. Дисквалификация

Сумма штрафа составляет от 5 до 50 МРОТ. При повторном аналогичном нарушении происходит дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

Уголовная ответственность налагаемая по УК РФ:
1. За нарушение правил охраны труда
2. За преступления против жизни и здоровья
3. За преступления против интересов службы, суда, органов дознания, надзора и контроля.

Ответственность ответственного за электрохозяйство устанавливается одним из вышеуказанных способов.

© Все материалы защищены законом РФ об авторских правах и ГК РФ. Запрещено полное копирование без разрешения администрации ресурса. Разрешено частичное копирование с прямой ссылкой на первоисточник. Автор статьи: коллектив инженеров АО Энергетик

Обучение по электробезопасности: кому и зачем это нужно?

Срок обучения: 72 часа

Стоимость: от 3 700 рублей

Очный и заочный формат обучения

Что такое группы электробезопасности?

Группа по электробезопасности (или «квалификационная группа», «группа допуска») даёт разрешение персоналу компании к выполнению различных работ в электроустановках, а также свидетельствует об уровне его подготовки.

Существуют 5 квалификационных групп допуска по электробезопасности.

I группа присваивается «неэлектротехническому» персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, присваивается группа I по электробезопасности. Это работники, которые напрямую не связаны с выполнением работ в электроустановках, но для которых существует риск поражения электрическим током при нестандартных ситуациях, отклонении от нормального режима работы оборудования, при поломке оборудования, замыкании. Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I с оформлением в журнале установленной формы; удостоверение не выдается.

Работники с I группой должны иметь элементарные представление об опасности электрического тока и мерах безопасности при работе с электрооборудованием. Работники также должны быть ознакомлены с правилами оказания первой помощи при электротравмах.

Присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже 1 раза в год.

Группы с II по V присваиваются различным категориям работников электротехнического и электротехнологического персонала, к ним относят: административно-технический, оперативный и оперативно-ремонтный персонал.

Работники, принимаемые для выполнения работ в электроустановках, должны иметь профессиональную подготовку, соответствующую характеру работы. При отсутствии профессиональной подготовки, работники должны пройти обучение и получить удостоверение с присвоением группы. Работники ежегодно проходят периодическую проверку знаний (очередную и внеочередную).

Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет; очередная — в порядке, установленном в п. 1.4.20. (Пр. от 13.01 2003 г. N 6 ПТЭЭП); а внеочередная — в порядке, установленном в п.1.4.23. (Пр. от 13.01 2003 г. N 6 ПТЭЭП).

Очередная проверка должна производиться в следующие сроки:

— для электротехнического персонала, непосредственно организующего и проводящего работы по обслуживанию действующих электроустановок или выполняющего в них наладочные, электромонтажные, ремонтные работы или профилактические испытания, а также для персонала, имеющего право выдачи нарядов, распоряжений, ведения оперативных переговоров, — 1 раз в год;

— для административно-технического персонала, не относящегося к предыдущей группе, а также для специалистов по охране труда, допущенных к инспектированию электроустановок, — 1 раз в 3 года. В электроустановках напряжением выше 1000 В. ответственными руководителями назначаются работники из числа административно-технического персонала (руководящих работников и специалистов), имеющие группу V и группу IV, — в электроустановках напряжением до 1000 В.

Объём знаний для I, II-V групп определен в соответствии: ·

  • Приказа Министерства энергетики РФ от 13 января 2003 г. N 6 «Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей».
  • Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2013 г. N 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» (с изменениями и дополнениями).
  • Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 февраля 2016 г. N 74н «О внесении изменений в Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные приказом Минтруда России от 24 июля 2013 г. N 328н».

Кто должен иметь группу по электробезопасности?

I группа по электробезопасности присваивается неэлектротехническому персоналу.

Руководитель компании самостоятельно определяет перечень должностей и профессий работников, требующих присвоения I группы по электробезопасности.

Работодатель может не включать в этот перечень должности сотрудников, которые не в контакте с электрическими приборами, т.е. не подвержены опасности поражения электрическим током.

Образец удостоверения представлен на рисунке

Если у работника имеется среднее/высшее электротехническое образование по специальности или высшее техническое образование, то II группа присваивается автоматически.

Фотографии учебных классов

НОЧУ «ОДПО «ПРОФЦЕНТР» обладает всем необходимым инвентарём, для наглядной демонстрации обучающего процесса.

Работники с II группой должны:

  • иметь элементарные технические знания об устройстве электроустановки и её оборудовании;
  • отчётливо представлять опасность электрического тока, опасность приближения к токоведущим частям;
  • знать основные меры предосторожности при работах в электроустановках;
  • иметь практические навыки оказания первой помощи пострадавшим.

Работники с III группой должны:

  • иметь элементарные познания в общей электротехнике;
  • знать устройство электроустановки и порядок ее технического обслуживания;
  • знать общие правила техники безопасности, в том числе знать правила допуска к работе, правила пользования и испытаний средств защиты, знать специальные требования, касающиеся выполняемой работы;
  • уметь обеспечить безопасное ведение работы и вести надзор за работающими в электроустановках;
  • знать правила освобождения пострадавшего от действия электрического тока, правила оказания первой медицинской помощи и уметь практически оказывать её пострадавшему.

Работники с IV группой должны:

  • знать электротехнику в объёме полученного специализированного профессионально — технического образования;
  • иметь полное представление об опасности при работах в электроустановках;
  • знать Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (Пр. от 24 июля 2013 г. N 328н);
  • знать электрооборудование жилых и общественных зданий;
  • знать схемы электроустановок и оборудования обслуживаемого участка, знать объем технических мероприятий, обеспечивающих безопасность работ;
  • знать требования безопасности при обслуживании электроустановок, а также мерах безопасности при проведении отдельных работ в электроустановках;
  • уметь проводить инструктаж, организовывать безопасное проведение работ, осуществлять надзор за членами бригады;
  • знать правила освобождения пострадавшего от действия электрического тока, правила оказания первой медицинской помощи и уметь практически оказывать ее пострадавшему;
  • уметь проводить организационные мероприятия по обеспечению безопасного проведения работ в электроустановках;
  • уметь обучать персонал правилам техники безопасности, практическим приемам оказания первой помощи пострадавшим.

Работники с V группой должны:

  • знать схемы электроустановок, компоновки оборудования технологических процессов производства;
  • знать Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (Пр. от 24 июля 2013 г. N 328н);
  • уметь проводить работы в электроустановках напряжением выше 1000 В;
  • уметь применять способы и средства зашиты в электроустановках;
  • иметь право выдачи нарядов и распоряжений работникам из числа административно — технического персонала при эксплуатации электроустановок напряжением выше 1000 В;
  • уметь ведение необходимой документации по вопросам эксплуатации электроустановок;
  • уметь организовать безопасное проведение работ и осуществлять непосредственное руководство работами в электроустановках любого напряжения;
  • уметь проводить первичные инструктажи работникам, четко обозначать и излагать требования о мерах безопасности при проведении работ;
  • уметь обучать персонал правилам техники безопасности, практическим приемам оказания первой помощи пострадавшим.

ПЕРЕЧЕНЬ

должностей (профессий) неэлектротехнического персонала,

требующих присвоения I группы по электробезопасности

Какой штраф заплатит организация за отсутствие обучения по охране труда?

Вопрос-ответ по теме

Если организация не проводит обучение по охране труда для персонала, то в 2016 году в связи с начислением штрафа на каждого работника отдельно может составить 130000 рублей. Предусмотрен ли такой штраф за то, что ответственный за электрохозяйство не обучен? Предусмотрен ли штраф за то , что не прошло проверку знаний лицо, заменяющее ответственного за электрохозяйство?

Ответственный за электрохозяйство должен пройти обучение и проверку знаний по электробезопасности с присвоением соответствующей группы электробезопасности (п. 1.2.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (утверждены приказом Минэнерго России от 13 января 2003 г. № 6)).

Если ответственный за электрохозяйство не обучен по электробезопасности, работодателю грозит штраф от 20 000 до 40 000 рулей или приостановление деятельности на срок до 90 суток, руководителя организации оштрафуют на сумму от 2000 до 4000 рублей. На такую же сумму оштрафуют индивидуального предпринимателя. Его деятельность также может быть приостановлена на срок до 90 суток (ст. 9.11 КоАП РФ).

Читайте так же:  Требования к общепиту в жилом доме

В то же время, если потребитель не занимается производственной деятельностью и его электрохозяйство включает электрооборудование напряжением не выше 380В, руководитель потребителя может возложить на себя ответственность за электрохозяйство. Для этого нужно написать в Ростехнадзор заявление-обязательство. При этом проверка знаний руководителя по вопросам электробезопасности не проводится (п. 1.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей).

Заменять лицо, ответственное за электрохозяйство, может только сотрудник, который имеет соответствующий допуск и прошедший обучение и проверку знаний. Если проверку знания он в установленные сроки не проходил, это может быть основанием для штрафа. Поскольку в данном случае также нарушаются Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей.

Читайте в электронном журнале «Охрана труда: просто и понятно» на тему «Ответственный за электрохозяйство: кого назначить». Материал доступен подписчикам.

Ростехнадзор разъясняет: Проверка знаний, присвоение группы по электробезопасности

Вопрос от 23.05.2016:

Нужно аттестовать работника с присвоением ему V группы по электробезопасности для назначения его ответственным за электрохозяйство. Каким образом направить заявление на проведение проверки знаний: почтовым отправлением или на электронный адрес?

Ответ: Ответ на данный вопрос подготовлен специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

В соответствии с требованиями пункта 14 Положения об отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора, утверждённого приказом Ростехнадзора от 28.05.2008 № 362а (далее – Положение), основанием для организации проведения проверки знаний норм и правил является представление заявления о направлении работника на проверку знаний в отраслевую территориальную комиссию органа Ростехнадзора.

Заявление представляется на адрес территориального органа Ростехнадзора способом, позволяющим установить дату и факт отправки и получения документов.

Вместе с заявлением необходимо представить следующие документы:

  • для работников, работающих на объектах энергетики (энергоснабжающих организациях), – выписку из журнала учёта проверки знаний правил работы в электроустановках (приложение 5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённых приказом Минтруда России от 24.07.2013 № 328н (далее – Правила)), и протокол проверки знаний правил работы в электроустановках (приложение 4 Правил);
  • для работников организаций, приобретающих электрическую энергию (потребителей электрической энергии), – выписку из журнала учёта проверки знаний правил работы в электроустановках (приложение 6 Правил).

Выписки должны быть заверены организацией, оформившей указанные выше документы.

В случае если перед проверкой знаний работники прошли предэкзаменационную подготовку в учебном центре по программам, согласованным с органами Ростехнадзора, то у них должен быть подтверждающий прохождение предэкзаменационной подготовки документ.

Если предэкзаменационная подготовка проводилась самостоятельно по программам, разработанным в организации, то подтверждающих документов не требуется (пункт 1.4.9 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003).

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 30 Положения проверяемое лицо допускается к проведению проверки знаний только по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, и удостоверения о проверке знаний норм и правил работы.

Вопрос от 16.12.2016:

Отменяет ли внеочередная проверка знаний, проводимая в соответствии с п. 1.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, очередную проверку знаний? От какой даты нужно будет вести отсчёт до следующей очередной проверки знаний?

Ответ: На данный вопрос ответ дан специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

Внеочередная проверка знаний правил работы в электроустановках, проводимая в соответствии с п. 1.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, не отменяет проведение очередной проверки знаний. Отсчёт до очередной проверки знаний необходимо вести от даты проведения предыдущей очередной проверки знаний.

Вопрос от 20.03.2017:

Требуется ли от предприятия организовать проведение обучения работника при подготовке его к очередной проверки знаний нормативно-технических документов в связи с присвоением группы по электробезопасности. Работник является электротехническим оперативно-ремонтным персоналом с 5-ой группой по электробезопасности, имеющий высшее электротехническое образование.

Ответ: По существу поставленных в обращении вопросов, относящихся к компетенции управления Ростехнадзора, разъясняем следующее.

Если работник является электротехническим персоналом предприятия, организации и учреждения (далее – организации), независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, ремонт, наладку, испытание, организацию и контроль работы оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав электроэнергетического производства, а также выполняющих другие виды работ в условиях действующего электроэнергетического объекта, то на организацию распространяются «Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации» (далее – Правила работы с персоналом) утвержденных приказом Министерства топлива и энергетики Российской Федерации от 19.02.2000 №49.

В соответствии с п.8.9 Правил работы с персоналом: «Перед очередной (внеочередной) проверкой знаний работников должна проводиться предэкзаменационная подготовка (семинары, лекции, консультации и другие учебные мероприятия) в соответствии с программами, утвержденными руководителем организации. Подготовка может проводиться в специализированных образовательных учреждениях (учебных центрах, институтах повышения квалификации) или в организации по месту работы».

В соответствии с п. 8.16 Правил работы с персоналом: «Программы предэкзаменационной подготовки, вопросы для проверки знаний утверждаются председателем комиссии и согласовываются с органами государственного надзора и контроля, участвующими в проверке знаний».

В программе предэкзаменационной подготовке должны быть прописаны минимальные требования к знаниям персонала в соответствии с приложением 1 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденным приказом Минтруда России от 24 июля 2013 года N 328н. Так же решением руководителем организации, приведенные в таблице требования к персоналу в отношении электробезопасности, могут быть дополнены.

В случае, когда Правила работы с персоналом не распространяются на организацию (предприятие) равно отсутствует приказ или распоряжение руководителя работать по ним, то персонал может подготовиться к прохождению очередной (внеочередной) проверки знаний самостоятельно по действующим нормативно-техническим документам.

Вопрос от 31.03.2017:

В Ростехнадзор поступило обращение гражданина, содержащее вопрос: Каким требованиям должна соответствовать форма удостоверения о проверке знаний правил работы в электроустановках?

Ответ: Специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора подготовлен ответ на данное обращение.

В удостоверении для потребителей электрической энергии наличие четвертой, пятой и шестой страниц, а также обязательность наличия фотографии не требуется. Размер удостоверения 95 мм х 65 мм. Предпочтительный цвет переплета — темно-вишневый.

На лицевой стороне обложки имеется надпись «Удостоверение», которая должна быть вытеснена контрастным (белым или желтым) цветом.

ВОПРОС от 23.03.2017:

Здравствуйте! Почему не принимают экзамены у частных лиц, ведь многим работодателям нужен действующий документ по электробезопасности?

ОТВЕТ: Порядок проведения проверки знаний на группу допуска по электробезопасности электротехнического персонала, а также требования предъявляемые к экзаменуемому лицу регламентируют следующие нормативные акты:

Согласно пп. 1.4.5, 1.4.19, 1.4.28, 1.4.30, 1.4.31, 1.4.34 ПТЭЭП, с электротехническим персоналом проводятся обязательные формы работы, в том числе проводится проверка знаний на группу допуска по электробезопасности.

В комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверку знаний проходят:

  • члены комиссии организации по проведению проверки знаний на группу допуска по электробезопасности,
  • работники организаций, численность которых не позволяет образовать комиссии по проверке знаний.

В п. 1.4.37 ПТЭЭП указывается, что объем проверки знаний норм и правил определяется с учетом должностных обязанностей и характера производственной деятельности работника по соответствующей должности (профессии), а также требований тех нормативных документов, обеспечение и соблюдение которых входит в его служебные обязанности.

Приложение № 1 к ПОТЭЭ устанавливает требования к знанию схем электроустановок и оборудования обслуживаемого участка.

Пункт 10 Положения, п. 8.16 Приказа 49 предъявляет требования к прохождению предэкзаменационной подготовки, которая вместе с вопросами для проверки знаний согласовывается с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В связи с вышеизложенным к проверке знаний на группу допуска по электробезопасности допускается электротехнический персонал, прошедший необходимые формы работы с персоналом прописанные в п. 1.4.5 ПТЭЭП, предэкзаменационную подготовку по соответствующей должности (профессии) с учетом обслуживаемых электроустановок, а также должностных обязанностей.

Группа допуска по электробезопасности присвоенная по соответствующей должности (профессии) не распространяется на обслуживание других электроустановок, не входящих в должностные обязанности.

Вопрос от 13.02.2017:

В связи с реорганизацией внутренней структуры предприятия изменились названия участков и должностей работников электротехнической лаборатории. Есть ли необходимость во внеочередной проверке знаний и в замене удостоверений в органах Ростехнадзора?

Ответ подготовлен специалистами Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора.

Согласно пункту 1.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (зарегистрирован Минюстом России 22.01.2003, № 4145), внеочередная проверка знаний проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил.

В случае изменения наименований должности и участка работы без изменения функциональных обязанностей и эксплуатируемых электроустановок проходить внеочередную проверку знаний не требуется.

При этом необходимо обратиться в соответствующую комиссию территориального органа Ростехнадзора или организации, где работники проходили последнюю проверку знаний, для переоформления журнала (протокола) проверки знаний и удостоверений о проверке знаний правил работы в электроустановках с указанием новых наименований. В заявлении необходимо указать основание и причину переоформления с приложением копий документов, подтверждающих сведения о последней проверке.

Вопрос от 18.04.2017:

Должен ли специалист, вновь устроившийся на работу проходить внеочередную проверку знаний по электробезопасности, если раннее в своей организации он был членом постоянно-действующей комиссии с правом административно-технического персонала? Можем ли мы его задействовать с предыдущей проверкой в своей ПДК?

  • при введении в действие у Потребителя новых или переработанных норм и правил;
  • при установке нового оборудования, реконструкции или изменении главных электрических и технологических схем (необходимость внеочередной проверки в этом случае определяет технический руководитель);
  • при назначении или переводе на другую работу, если новые обязанности требуют дополнительных знаний норм и правил;
  • при нарушении работниками требований нормативных актов по охране труда;
  • по требованию органов государственного надзора;
  • по заключению комиссий, расследовавших несчастные случаи с людьми или нарушения в работе энергетического объекта;
  • при повышении знаний на более высокую группу;
  • при проверке знаний после получения неудовлетворительной оценки;
  • при перерыве в работе в данной должности более 6 месяцев.
Читайте так же:  Документы на загранпаспорт старого образца госпошлина

В соответствии с требованием п. 1.4.29. Правил, допускается не проводить по согласованию с органами госэнергонадзора проверку знаний у специалиста, принятого на работу по совместительству в целях возложения на него обязанностей ответственного за электрохозяйство, при одновременном выполнении следующих условий:

  • если с момента проверки знаний в комиссии госэнергонадзора в качестве административно-технического персонала по основной работе прошло не более 6-ти месяцев;
  • энергоемкость электроустановок, их сложность в организации по совместительству не выше чем по месту основной работы;
  • в организации по совместительству отсутствуют электроустановки напряжением выше 1000 В.

Порядок работы комиссии определен п. 1.4.30.-1.4.43. Правил.

Вопрос от 01.06.2017:

О порядке прохождения проверки знаний ответственных за электрохозяйство в структурных подразделениях

Ответ: В соответствии с главой II «Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок» от 24 июля 2013года и главой 1.4 «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» от 13 января 2003года ответственные за электрохозяйство структурных подразделений (филиалов) Потребителя проходят проверку знаний по электробезопасности в комиссии Потребителя.

Проверку знаний в комиссии Ростехнадзора проходят:

  • отвественный за электрохозяйство и его заместитель;
  • специалист по охране труда, в обязанности которого входит контроль за электроустановками;
  • члены центральной комиссии Потребителя.

Вопрос:

В Ростехнадзор поступил вопрос: требуется ли для проведения стажировки электротехнического персонала разрабатывать индивидуальные программы стажировки (на каждого работника) в зависимости от уровня профессионального образования, опыта работы и профессии (должности) обучаемого или достаточно разработать типовые программы стажировки для каждой должности (рабочего места) и утвердить в установленном порядке?

Ответ: Специалисты Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора ответили на вопрос.

Пунктом 1.4.8 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, (далее – Правила) определено, что электротехнический персонал до назначения на самостоятельную работу или при переходе на другую работу (должность), связанную с эксплуатацией электроустановок, а также при перерыве в работе в качестве электротехнического персонала свыше 1 года обязан пройти стажировку (производственное обучение) на рабочем месте.

Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего работника и осуществляется по программам, разработанным для каждой должности (рабочего места) и утвержденным в установленном порядке. Продолжительность стажировки должна быть от 2 до 14 смен (п. 1.4.11 Правил).

При этом могут применяться типовые программы с указанием в них информации о проведении стажировки конкретного работника.

Вопрос от 14.12.2017:

Должно ли предшествовать аттестации специалистов из числа электротехнического и неэлектротехнического персонала проведение предаттестационной подготовки, и может ли подготовка проводиться не в образовательных учреждениях, а в режиме самоподготовки?

Ответ: В соответствии с п. 10 «Положения об отраслевой комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по проверке знаний норм и правил в области энергетического надзора», утверждённого приказом Ростехнадзора от 28 мая 2008 г. № 362а, перед проверкой знаний, проводимой в комиссии органа Ростехнадзора, осуществляется предэкзаменационная подготовка лиц, подлежащих проверке. Предэкзаменационная подготовка в этом случае осуществляется по программам, согласованным с территориальным органом Ростехнадзора.

Необходимость обязательного проведения предэкзаменационной подготовки в образовательных организациях перед проверкой знаний в комиссии органа Ростехнадзора нормативными правовыми актами не определена.

Вопрос от 05.03.2018:

Как можно получить выписку из журнала учета проверок знаний правил работы в электроустановках в отношении работников предприятия, прошедших в июне 2017 года обучение и аттестацию по электробезопасности?

Ответ: Управление Ростехнадзора рассмотрело обращение от 01.03.2018 № 25/33-ог и разъясняет, что для получения выписки из журнала проверку знаний работы в электроустановках, лицу, успешно прошедшему проверку знаний необходимо обратиться в Управление Ростехнадзора с заявлением «О предоставлении выписки из журнала учета проверки знаний». В заявлении необходимо указать дату проверки знаний, контактные данные для связи и уточнения дополнительной информации.

Вопрос:

Обязательна ли внеочередная проверка знаний у административно-технического персонала по электробезопасности при приведении учредительных документов закрытого акционерного общества (ЗАО) в соответствие с требованиями главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, т.е. при изменении наименования ЗАО на акционерное общество (АО)?

Ответ: Специалисты Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора ответили на данный вопрос.

В соответствии с требованиями п. 1.4.23 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – ПТЭЭП), утверждённых приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6, внеочередная проверка знаний проводится независимо от срока проведения предыдущей проверки: при введении в действие у Потребителя новых или переработанных норм и правил.

Изменение организационно-правовой формы организации не является основанием для проведения внеочередной проверки знаний у административно-технического персонала. В этом случае необходимо переоформить удостоверения и журналы учёта (протоколы) проверки знаний правил работы в электроустановках в комиссии, где проводилась проверка знаний.

Вопрос от 27.04.2018:

В управление поступило обращение с вопросом разъяснения нормативных требований в сфере электроэнергетики.

Ответ: В соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее — ПТЭЭП), утвержденными приказом Минэнерго РФ от 13 января 2003 года № 6, электротехнологический персонал производственных цехов и участков, не входящих в состав энергослужбы Потребителя, осуществляющий эксплуатацию электротехнологических установок и имеющих группу по электробезопасности II и выше, в своих правах и обязанностях приравнивается к электротехническому. Проверка знаний работников подразделяется на первичную и периодическую (очередную и внеочередную). Первичная проверка знаний проводится у работников, впервые поступивших на работу, связанную с обслуживанием электроустановок, или при перерыве в проверке знаний более 3-х лет (п.1.4.19. ПТЭЭП). При назначении или переводе на другую работу проводится внеочередная проверка знаний независимо от срока проведения предыдущей проверки (п.1.4.23. ПТЭЭП).

Согласно пункта 2.5 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее — Правила), утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2013 года № 328н, результаты проверки знаний по охране труда в организациях электроэнергетики оформляются протоколом проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 4 к Правилам, и учитываются в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 5 к Правилам.

Результаты проверки знаний по охране труда для организаций, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и производственных нужд, фиксируются в журнале учета проверки знаний правил работы в электроустановках, форма которого предусмотрена приложением № 6 к Правилам.

Таким образом, если Ваша организация является потребителем электрической энергии, то результаты проверки знаний следует оформлять в журнале согласно приложения 6 Правил.

В случае если Ваша организация не является потребителем электрической энергии и осуществляет работы исключительно на предприятиях электроэнергетики в условиях действующих электроэнергетических объектов, персоналу в своей работе целесообразнее руководствоваться требованиями Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229, а также Правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденными приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 № 49.

В этом случае результаты проверки знаний оформляются протоколом проверки знаний, форма которого предусмотрена приложением № 4 к Правилам, и учитываются в журнале учета, форма которого предусмотрена приложением № 5 к Правилам.

Обращаем внимание, что согласно пункта 1.2. Правил работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, данные Правила являются руководящим документом для персонала предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, ремонт, наладку, испытание, организацию и контроль работы оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав электроэнергетического производства, а также выполняющих другие виды работ в условиях действующего электроэнергетического объекта. Применение указанных правил в организации должно определяться приказом или распоряжением.

Смотрите также у нас на сайте:

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по новостям, связанным друг с другом)

Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений — диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний —

Читайте так же:  Выплаты пособия за детский сад

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица — до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия — судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба — без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

дополнительным соглашением к указанному договору;

приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

картами аттестации рабочего места по условиям труда;

списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии