Штраф любого количества

Штрафной угар ГИБДД

Как с 1 сентября 2013 года изменятся штрафы ГИБДД

Уже в воскресенье, 1 сентября, вступают в силу революционные изменения для российских водителей. В несколько раз вырастут штрафы по 46 составам КоАП, возвращается допустимая норма алкоголя, а за повторное нарушение вводится повышенная ответственность. Кроме того, водителей, которые были лишены прав даже на незначительный срок, обяжут пересдавать теоретический экзамен по ПДД. Нововведения коснутся и тех, кто был лишен прав до 1 сентября.

С 1 сентября вступают в силу поправки в КоАП и в закон «О безопасности дорожного движения», которые 24 июля этого года подписал президент Владимир Путин.

Как вырастут штрафы

В общей сложности увеличиваются штрафы за 46 видов нарушений ПДД. В первую очередь, минимальная планка в 100 рублей поднимется до 500 рублей за 20 правонарушений.

В частности, автомобилисту придется отдать 500 рублей, если он забыл дома права или документы на машину, или полис ОСАГО. В такую же сумму обойдется отказ уступить дорогу машине с мигалкой, езда задним ходом там, где это запрещено, и неиспользование «поворотника» при маневрах.

Такое же наказание предусмотрено и за отказ предоставить в определенных законом случаях сотруднику правоохранительных органов свой автомобиль. А за нарушения правил проезда ж/д переездов и езды по автомагистрали наказание выросло до 1000 рублей. Таким же штрафом накажут и водителей грузовиков, двигающихся по автомагистрали далее второй полосы.

В десять раз вырастет и максимальное наказание – с 5 тыс. до 50 тыс. рублей, что повлекло за собой заметный рост суммы штрафа за серьезные нарушения ПДД. В частности, водителю, по вине которого в ДТП потерпевший получит травмы средней тяжести, придется заплатить от 10 тыс. до 25 тыс. рублей, а не 2–2,5 тыс., как до 1 сентября. Тот, кто управляет автомобилем, не имея водительского удостоверения в принципе, будет наказан штрафом от 5 тыс. до 15 тыс. рублей (сейчас 2500 рублей).

Тем водителям, кого снова поймают за рулем после лишения прав, придется раскошелиться на 30 тыс. рублей (сейчас 5 тыс.). В качестве альтернативного наказания предусмотрен арест на срок до 15 суток, а также — впервые — обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. С 2500 рублей до 30 тыс. вырастет штраф и для владельца машины, который пустил за руль водителя, не имеющего водительских прав или лишенного их.

За нарушение правил перевозки детей, то есть неиспользование детского кресла, штраф вырастет с 500 до 3000 рублей. А за разговор по сотовому телефону без устройства hands free придется заплатить не 300, а 1500 рублей.

Заметно вырос штраф за повреждение дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений — с 1500 до 10 тыс. рублей.

Штрафы за нарушения вырастут не только для автомобилистов. За нарушение ПДД для пешеходов вводится штраф в 500 рублей, а для велосипедистов и скутеристов — в 800 рублей. Создание помех движению обойдется пешеходу в 1000 рублей вместо 300. Если пешеход или скутерист нарушил ПДД в пьяном виде, его накажут штрафом в 1000 — 1500 рублей вместо 300 — 500 нынешних.

Существенным новшеством станет увеличение до одного года срока давности привлечения к административной ответственности за ряд нарушений ПДД.

В частности, это коснется пьяных водителей и тех, кто пустил таких за руль, а также тех, кто отказался от медосвидетельствования, и тех, кто употребил алкоголь после остановки сотрудником полиции или ДТП (ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ). При этом до 1 сентября срок, в который должны быть рассмотрены все без исключения административные правонарушения, составлял всего два месяца, а в случаях, где предусмотрено решение суда, – три месяца.

Кроме того, с 1 сентября по-новому будет трактоваться понятие повторности нарушения. Так как список административных составов, предусматривающих повышенную ответственность за повторность, был существенно расширен, в ГИБДД решили скорректировать и само это понятие. Раньше нарушитель ПДД, еще до уплаты штрафа совершивший аналогичное правонарушение, не подпадал под принцип повторности. А согласно новым поправкам, повторным будет считаться нарушение, допущенное в течение года с момента совершения первого. При этом в ГИБДД подчеркнули, что повторность будет наступать даже в том случае, если первое нарушение было допущено до 1 сентября.

Сильнее всего повторность ощутят те, кто любит проезжать перекрестки на красный свет. Если за первое нарушение сохранится штраф в 1000 рублей, то за второе он вырастет до 5000 или лишения прав на срок от 4 до 6 месяцев.

С 1 сентября, по сути, упраздняются временные удостоверения для водителей, так называемые времянки.

Их будут выдавать только в случае утери прав до момента изготовления новых. А в случае нарушения, предусматривающего лишение водительского удостоверения, инспектор теперь вместо времянки оставит водителю его собственные права — до вступления в силу решения суда. При этом в случае с пьяными водителями сотрудники ДПС будут изымать не права, а сам автомобиль, который вернут после решения суда.

Если нарушитель признается судом виновным, то в течение трех рабочих дней он обязан сам сдать свое удостоверение в ГИБДД и именно с момента сдачи будет исчисляться срок лишения его прав. У тех, кто не сдаст удостоверения сам, сотрудник ГИБДД при первой же остановке его изымет. Заодно нарушителю выпишут протокол за управление автомобилем после лишения водительских прав.

Как изменится скоростной режим

Серьезной редакции подверглась часть 12.9 КоАП, касающаяся ответственности водителей за нарушение скоростного режима. В частности, теперь ответственность будет наступать за превышение скорости более чем на 20 км/ч (сейчас с 10 км/ч). За превышение скорости до 40 км/ч наказание вырастет с 300 до 500 рублей, а за превышение до 60 км/ч штраф останется прежним (от 1000 до 1500 рублей). За повторное превышение от 40 до 60 км/ч штраф вырастет уже до 2500 рублей.

Появится новая планка: за превышение от 60 до 80 км/ч штраф составит от 2000 до 2500 рублей. Если водитель в течение года попадется еще раз на аналогичном нарушении, последует лишение прав на один год.

Превышение скорости более чем на 80 км/ч будет грозить водителю штрафом в 5000 рублей (если нарушение сняла камера) или лишением прав на полгода. За повторность — лишение на один год.

За превышение скорости на 10 — 20 км/ч ответственность наступать теперь не будет.

Важно, что даже если предыдущее превышение скоростного режима было совершено в течение года до 1 сентября, то уже с воскресенье повторное нарушение будет караться по новой шкале.

Какой будет норма алкоголя для водителей

Одним из ключевых нововведений станет возвращение допустимой нормы алкоголя в организме водителя при проверке его состояния. Напомним, с 2010 года в России действовал так называемый сухой закон, согласно которому любой, даже минимальный процент алкоголя в организме водителя грозил ему лишением прав на полтора-два года. Это привело к тому, что не менее 10% проверенных автомобилистов, будучи абсолютно трезвыми, признавались судом пьяными и в итоге лишались прав.

Так как со следующего года в России вводится уголовная ответственность за сам факт употребления алкоголя за рулем, сухой закон отменяется, но вводится совершенно новая норма. Теперь факт употребления алкоголя будет определяться по суммарной погрешности измерений, которая составляет 0,16 мг абсолютного этилового спирта на один литр выдыхаемого воздуха. При этом сотрудникам ГИБДД разрешено использовать только те приборы, которые по паспорту имеют погрешность не более 0,05 мг. Все остальное – так называемая суммарная погрешность. То есть теперь, по сути, возвращается прежняя норма в 0,3 промилле, действовавшая с 2008 по 2010 год.

Таким образом, теперь прав не будут лишать водителей, которые употребляли продукты брожения (как кефир или квас), у которых алкоголь вырабатывается организмом по причине заболевания, или имеющих остаточные явления употребления спиртного накануне.

Возвращение нормы спровоцировало обсуждение среди автомобилистов, сколько можно теперь выпить за рулем. В ГИБДД предупреждают, что, согласно новому КоАП, употребление любого количества вызывающих опьянение веществ категорически запрещается.

Вместе с тем за употребление спиртного за рулем, если алкотестер покажет уровень опьянения выше 0,16 мг, впервые вводится совмещение одновременно таких наказаний, как штраф и лишение прав. Так, за управление транспортным средством в состоянии опьянения или отказ от медицинского освидетельствования теперь будет применяться одновременно и административный штраф в размере 30 тыс. рублей, и лишение права управления транспортными средствами на срок от 1,5 до 2 лет; при повторном нарушении сумма штрафа составит 50 тыс. рублей, а срок лишения прав – три года.

Кроме того, новый закон имеет обратную силу в части смягчения ответственности. Те водители, которых до сегодняшнего дня лишили удостоверений за количество алкоголя, меньшее 0,16 мг, смогут через суд вернуть себе право управления.

Заново сдавать теорию

Лишенных прав водителей ждет еще одно важное нововведение. Прежде чем получить права обратно, лишенец должен будет приехать в ГИБДД и заново пройти проверку на знание Правил дорожного движения. Билет будет содержать только вопросы на проверку знаний ПДД, однако пункты о медпомощи и особенностях управления транспортным средством будут исключены. Если сдать теорию не удастся, то есть водитель допустит более одной ошибки, права обратно он не получит. Повторно на пересдачу можно будет прийти только через семь дней после первоначальной проверки.

Процедуру по проверке знаний должны будут пройти все лишенцы, которые по истечении срока захотят вернуть себе удостоверения – и те, кого суд лишил прав всего на один месяц, и те, кого суд лишил прав на три года.

Люди, лишенные прав за пьяное вождение или отказ от освидетельствования, помимо проверки знаний правил в ГИБДД должны будут дополнительно пройти медицинское освидетельствование на предмет противопоказаний к управлению транспортным средством. По сути, им заново придется пройти медкомиссию. Новые правила по возвращению водительских прав коснутся и тех, кто был их лишен до 1 сентября.

Когда за перевозку лишних пассажиров можно получить большой штраф

«Ноу-хау» по перевозке друзей «штабелями» в салоне легковушки работает, как правило, до первого встречного наряда полиции — либо ДПС, либо ППС. Обычно подобные экзерсисы на дороге исполняются изрядно пьяными участниками. А нетрезвый водитель — желанная (со всех точек зрения) добыча для любого полицейского. За «пьяные» протоколы его интенсивно любит начальство и всячески гладит по головке. Так что завидев характерно перегруженную машину, тем более с торчащими из открытого багажника развеселыми телами, первый же встречный правоохранитель постарается ее обязательно остановить.

Водителя, разумеется, немедленно начнут проверять на предмет опьянения. Но даже если он окажется трезв, как правоверный во время поста, без оформленного протокола его все равно не отпустят. Претензии будут основываться на нарушениях правил перевозки пассажиров. Пункт 22.8 ПДД запрещает перевозить их «сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства». Число пассажирских мест в авто обязательно указывается в руководстве по эксплуатации машины. Но кто из автовладельцев в этот талмуд заглядывает? Однако количество предусмотренных конструкцией пассажирских мест легко определяется на глаз.

Читайте так же:  Судебные приставы энгельса 25

С передним пассажирским местом все понятно. А на заднем диване следует подсчитать количество установленных там ремней безопасности.

Их на втором ряду в салоне бывает либо два, либо три — в зависимости от модели авто. Вот и получается, что в стандартной легковушке можно на законных основаниях перевозить либо троих, либо четверых пассажиров. В больших внедорожниках или микроавтобусах бывает и по пять, и по шесть, и по семь оборудованных ремнями безопасности мест. Соответственно, там можно возить ровно столько людей, сколько имеется ремней.

Когда же мы едем в режиме «веселая компания» с лишними пассажирами на борту, над водителем нависает статья 12.23 КоАП, которая за нарушения правил перевозки людей грозит 500 рублями штрафа. А если у нас еще и в багажнике человеческое тело едет, то по той же статье Кодекса автовладельцу придется заплатить дополнительные 1000 рублей штрафа — за перевозку людей вне кабины автомобиля.

Особо изобретательный сотрудник ГИБДД может не остановиться на «обилечивании» одного только водителя за неправильную перевозку пассажиров. «Лишние» попутчики наверняка окажутся не пристегнутыми ремнями безопасности. А значит каждому за это можно выписать по 500 рублей штрафа — в порядке статьи 12.29 КоАП.

Ну а если сотруднику удастся доказать документально, с помощью медосвидетельствования, что не пристегнутые пассажиры пьяны, то каждому из них придется будет оформить уже по 1500 рублей штрафа. Но о подобных случаях широкой общественности ничего не известно.

Штраф любого количества

С 1 сентября вступают в силу изменения наказаний для водителей, велосипедистов и пешеходов за нарушения правил дорожного движения (закон от 23 июля 2013 г. № 196-ФЗ «О внесении изменений в КоАП и статью 28 закона «О безопасности дорожного движения»). Это самые значительные изменения санкций за нарушения ПДД с 1 июля 2012 г., когда в России были существенно повышены штрафы за неправильную остановку и стоянку автомобилей. Изменения были приняты после долгого обсуждения Госдумой различных вариантов усиления наказаний, особенно в части ответственности за пьяное вождение.

Основные новшества — за все административные правонарушения в области дорожного движения минимальная сумма штрафа поднимается до 500 руб. и существенно усиливается ответственность за употребление за рулем, в том числе велосипеда, алкоголя. Также за некоторые опасные нарушения, как поясняют в ГУОБДД МВД России — лидирующие среди причин смертельных исходов при дорожно-транспортных происшествиях, — вводится повышенная ответственность при повторном совершении, например, за превышение скорости и проезд на красный сигнал светофора. В некоторых случаях вводится санкция административного ареста на 10 суток.

Пьяных водителей с сентября будут не только лишать прав (1,5-2 года), но и штрафовать на 30 000 руб. То есть впервые предусматривается совмещение одновременно нескольких наказаний — административного штрафа и лишения права управления транспортным средством. Такая же мера будет применяться за отказ от медицинского освидетельствования на опьянение. При повторном нарушении сумма штрафа увеличится до 50 000 руб., а срок лишения права управления — до 3 лет. Аналогично будут наказывать за передачу управления пьяному.

Закон частично ослабляет «сухой закон», действовавший на дороге с 2010 г. Теперь алкогольное опьянение должно определяться алкотестером с учетом возможной суммарной погрешности измерений 0,16 мг абсолютного этилового спирта на один литр выдыхаемого воздуха. Погрешности при измерении содержания алкоголя в крови не предусмотрено. При этом дополнительно оговорено, что употребление водителем любого количества вызывающих опьянение веществ категорически запрещается.

С 500 до 1000 руб. вырастет штраф за непристегнутый ремень безопасности. До 3000 руб. (с 500 руб.) вырастет наказание за перевозку детей без детских сидений. До 1500 руб. (вместо 300 руб. или предупреждения) увеличивается наказание за разговор за рулем по телефону без использования гарнитуры «hands free» или громкой связи. Велосипедистов, водителей мопедов и всех остальных транспортных средств, не требующих обладания водительскими правами, за нарушения на дороге будут наказывать не на 200, а на 800 руб., за их совершение в пьяном виде — на 1000-1500 руб. Пешеходов и пассажиров машин «за создание помех движению» — на 1000 руб.

Увеличиваются штрафы за превышение скорости. Вводится отдельное наказание за превышение на 80 км/ч — 5000 руб. или лишение прав на 6 месяцев, повторно — на 1 год. При этом нарушением скоростного режима станет порог 20 км/ч, за превышение меньше этой цифры штраф отменяется (все изменения — см. документ).

Законом также предусмотрена отмена временного разрешения на управление автомобиля, поясняют в Госавтоинспекции. При нарушении, за которое могут лишить прав, водительское удостоверение полицейскими изыматься не будет. Водитель будет обязан сдать права со дня вступления в силу постановление суда о лишении. Если водитель будет уклоняться от сдачи водительского удостоверения, то продлит себе срок лишения права управления: сотрудник Госавтоинспекции, остановив его с «правами» на руках и проверив по базе данных, изымет водительское удостоверение (срок лишения будет исчисляться со дня изъятия). При этом водитель будет препровожден в суд, где ему грозит штраф 30 000 руб., обязательные работы от 100 до 200 часов и возможность административного ареста до 15 суток за управление автомобилем лицом, лишенным права управления.

Возвращать водительские удостоверения «лишенцам» будут после проверки знания ПДД, а после лишения прав за управление машиной в состоянии опьянения или отказ от медосвидетельствования — еще и после медицинского освидетельствования, отмечают в Госавтоинспекции.

В каких регионах страны у водителя больше всего шансов получить штраф

И хотя авторы исследования и оговариваются, что, мол, высокое число штрафов в регионах-лидерах может объяснятся и большим транзитным трафиком, и крупным автопарком, сформировавшимся благодаря более высокому уровню жизни и/или хорошим дорогам, но на самом деле все куда проще (хотя на перечисленные факторы поправку делать все-таки стоит). Дело в том, что власти «штрафоопасных» городов и весей раньше коллег в других областях поняли, что комплексы видеофиксации — настоящее золотое дно для региональных бюджетов и стали наращивать их группировку еще в те времена, когда остальные рассматривали эти устройства как забавные игрушки. А Татарстан так и вовсе стал полигоном для рождения и запуска все новых и новых электронных средств контроля за поведением водителей: достаточно сказать, что именно здесь родилась коварная «Автодория».

В итоге технический прогресс превратил сбор штрафов ГИБДД в форму получения мощного дохода для субъектов Российской Федерации. Направление перестало упираться в естественные ограничения, связанные с деятельностью инспектора. Камера, пусть даже самая простая, способна работать 24 часа 7 дней в неделю, без обеда и выходных, беспристрастно «перемалывая» практически любой автомобильный поток.

Чукотский автономный округ с точки зрения полноты кошелька оказывается в 12 раз (!) более беспроблемным, чем передвижение по Республике Татарстан. При езде в одинаковой манере по Чукотской АО и Татарстану, среднестатистический автомобилист в первом случае получит 1 штраф, а в последнем — 12.

Сравнить в плане эффективности это прорывное новшество с гаишником, время от времени скрывающемся за кустом с ручным радаром, не представляется возможным. И сейчас все новые и новые камеры появляются на тех дорогах и в тех местах, где последняя авария случилась лет десять назад. То есть, повторимся, видеофиксация водительских правонарушение давно перестала работать на безопасность дорожного движения — только на казну.

Плохие дороги Москвы спровоцировали резкий рост ДТП

Автор штрафов за отсутствие зимней резины сломал шею

При этом в погоне за относительно легкими деньгами регионы-передовики «завесили» камерами ГИБДД буквально все трассы, улицы и проулки, дойдя до извращений в виде следящих за шоферской братией квадрокоптеров. И овчинка эта стоит выделки до такой степени, что с камер стали с удовольствием кормится даже структуры, к безопасности движения никакого отношения вроде бы и не имеющие. Так, бедным регионам, у которых свободных средств на закупку и установку электронных дорожных надсмотрщиков нет, заработать на штрафах ГИБДД помогают специализированные продукты банковского кредитования, работающие по принципу: «Мы профинансируем установку дорожных камер, а вы нам перечислите процент от полученных штрафов».

Действующий в настоящее время УК РФ предусматривает довольно много составов преступлений, за которые возможно назначение штрафа: в общем числе их более 40%. Несмотря на это, штраф применяется довольно редко: удельный вес всех осужденных к штрафу в 1994 г. составил 9,8%, в 2002 — 6,3% от общего числа осужденных.

И на этом фоне особенно циничными смотрятся российские нормативно-правовые документы утверждающие, что штрафы, в том числе и штрафы ГИБДД, не имеют прямой фискальной функции — то есть не придуманы для наполнения казны, а действуют лишь как мера регулирования поведения водителей транспортных средств.

Вице-мэр Москвы Максим Ликсутов о перспективах развития транспорта столицы

Справится ли столичный транспорт с ростом населения в московской агломерации, сколько еще новых камер появится в Москве, кто виноват в скандальных авариях с участием автобусов в конце прошлого года, какая масштабная стройка начнется в скором времени в центре столицы — на эти и другие вопросы в интервью обозревателю “Ъ” Ивану Буранову ответил вице-мэр Москвы, руководитель городского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

«Автомобилистам не надо ждать нововведений, которых они в Москве не видели»

— В Москве и области в строй вводится огромное количество новостроек. Это приводит к росту населения московской агломерации и, как следствие, к увеличению нагрузки на дороги и транспорт. Нуждается ли этот процесс в замедлении?

— Крупнейшие агломерации конкурируют за людей, за человеческие ресурсы. Если спросить руководителей и российских, и европейских, и американских городов, все они хотят, чтобы у них в городах жителей становилось больше. Никто вам не скажет: мы не хотим, чтобы население росло. Это противоречит логике и здравому смыслу.

Перед транспортными властями городов стоит задача выдержать баланс интересов и выстроить работу транспортной системы под реальную жизнь в городе. Кроме того, без опережающего развития городского транспорта развития городов или агломераций не может происходить. Что такое «опережающее развитие»? Это должно выглядеть примерно так: строится микрорайон, а городской транспорт туда уже должен прийти, скажем, за пару месяцев до того, как люди активно заселяют квартиры. Все это дает огромный толчок для приоритетного использования именно городского транспорта.

— В случае, когда население Москвы увеличится, допустим, на 2 млн человек, городская транспортная система справится с нагрузкой?

— Справится. Но для этого надо, конечно же, продолжать развивать транспорт теми же темпами, как сейчас: обновлять подвижной состав, строить метро, строить дороги, развивать пригородное железнодорожное сообщение.

Читайте так же:  Судебные приставы г. Партизанска

— Допустим, принимается решение о строительстве микрорайона, но основные транспортные артерии — метро, наземный транспорт — в этом направлении уже перегружены. Можете ли вы повлиять на решение, чтобы не строили так много жилья или не строили вообще?

— В правительстве Москвы очень эффективная и разумная система принятия решений. Есть несколько стадий проработки проектов до рассмотрения его на городской градостроительно-земельной комиссии. Один из главных этапов — проработка транспортной доступности. Коллеги из Москомархитектуры, департамента строительства, НИиПИ Генплана следят за тем, чтобы строительство нового объекта, жилье это или офисы, было обеспечено транспортом. Либо это железная дорога, либо новая станция метро, либо расширение уличной дорожной сети, либо увеличение выхода подвижного состава на маршруте. Ну, и конечно, у меня остается возможность в любой момент свою точку зрения донести до мэра Москвы. Хочу сказать, что лично руководитель города держит на особом контроле все вопросы транспортного развития Москвы.

— Бывали ли случаи, когда проектировался микрорайон, но вы, обладая данными о перегруженном транспорте в этом направлении, говорили: «Это невозможно, общественный транспорт не справится»?

— Да, такие случаи были. В итоге все заканчивалось тем, что в проект по поручению мэра включали, к примеру, дополнительный автобусный парк или площадку для разворота транспорта, дополнительные остановки автобусов и трамваев. Вносились необходимые корректировки, чтобы общественный транспорт справился.

— В конце 2018 года в силу вступит закон об «Об организации дорожного движения». Региональные власти смогут вводить «временные ограничения или прекращение движения транспортных средств определенных видов, категорий, экологического класса, а также в отношении определенных дней и времени суток». Что ждать москвичам?

Как борьбу с пробками закрепили законом

— Документ вышел в конце декабря, мы находимся в глубокой стадии анализа этих вариантов. Могу сказать, что многие из тех решений, которые в закон попали, уже в Москве применялись. Госдума просто дала более четкие вводные и систематизировала их для регионов. Поэтому автомобилистам не надо в 2018 году в городе ждать нововведений, которых они в Москве не видели. Вот, например, ограничения движения: в конце декабря 2017 года проходил Новогодний фестиваль, был перекрыт ряд улиц. Информирование шло заранее и разными способами.

— А платная парковка будет дальше расширяться? Она тоже в законе упоминается.

— Возможны точечные небольшие зоны расширения, потому что мы постоянно получаем подобные просьбы от муниципальных депутатов и местных жителей. Но глобального расширения уже не будет, мы уже основной объем сделали.

— Одна из норм закона разрешает вводить платную парковку во дворах, так документ трактуют ряд экспертов. Что скажете?

— Как человек, ответственный в правительстве Москвы за парковочное пространство, могу сказать, что в Москве никогда вопрос платной парковки во дворе не обсуждался и не выносился на обсуждение. Наоборот, мы являемся категорическими противниками любого регулирования дворовой территории со стороны правительства Москвы. Все полномочия определять, для каких целей они хотят использовать свою дворовую территорию, есть у самих жителей.

— В том числе шлагбаумы ставить, если им нужно.

— Если нужно, и жители принимают большинством это решение. Мало того, правительство Москвы еще и субсидирует установку шлагбаумов. Если жители принимают решение, что у них двор вообще без заезда транспорта, то это тоже решение жителей, и правительство Москвы тоже им помогает в этом вопросе. Кто-то хочет для себя сделать дополнительную парковку, мы тоже им готовы помочь в этом. Но вопросы платности и какого-то участия правительства Москвы в этом вопросе никогда даже не обсуждались. Это досужие домыслы некоторых товарищей, которые хотят просто на этой теме попиариться. Больше ничего, к сожалению.

— После окончания программы «Моя улица» многим автомобилистам стало удобнее и быстрее ездить через центр транзитом, что создает лишний трафик и нагрузку на улицы. Есть уже идеи, как решить эту проблему?

«Яндекс» и мэрия Москвы по-разному оценили транспортную ситуацию

— Пока сценарий один: предоставление альтернативы личной машине в виде надежного, более быстрого и безопасного городского транспорта.

— Иными словами, если человек уперся и хочет ездить на машине через центр, то вы на него повлиять никак не можете?

— У нас нет механизмов влияния. Только убедить гражданина в том, чтобы он воспользовался городским транспортном, а не личной машиной. Кстати, в конце года мы делали опрос, показавший, что почти 70% автомобилистов сказали: да, мы понимаем, что на городском транспорте ехать быстрее, и можно сэкономить деньги, но вот ощущение личного пространства в огромном городе либо поездка, связанная с работой, вынуждают нас пользоваться своей машиной. В 2011 году опросы показывали, что для московских автомобилистов городского транспорта вообще не существовало как явления. И в 2011 году автомобилисты вообще не считали, что городской транспорт вообще какая-то альтернатива личному автомобилю, что на автобусе можно быстрее доехать до центра города, чем на личном автомобиле. Вот такое изменение восприятия — это огромный шаг вперед в качестве развития городского транспорта в Москве.

— Регулярно вы оглашаете данные об увеличении скорости движения в городе. Какую практическую пользу они несут для автовладельца? Цифры эти есть только у дептранса и ЦОДД, рядовой житель проверить их на корректность и достоверность не может.

— Все эти цифры всегда можно проверить на себе. К примеру, если я еду на своей машине на работу, то раньше тратил больше часа, а сейчас еду 40 минут. Для меня это показатель того, как изменилась ситуация с дорожным движением в Москве.

— А где вы живете?

— На территории Новой Москвы.

— И сюда (правительство Москвы, Тверская улица.— “Ъ”) ездите на машине?

— Да, на машине езжу, но есть альтернатива — за 22 минуты доехать до Киевского вокзала от того места, где я живу. И большинство людей, 75%, пользуются железной дорогой и другими видами городского транспорта для того, чтобы доехать до города из Новой Москвы.

— Ваш личный опыт совпадает с общегородскими, средними цифрами?

— Конечно, совпадает. Я допускаю, что у кого-то, может быть, ситуация не так поменялась, потому что где-нибудь на каких-нибудь проспектах или улицах нет возможности технической что-то улучшить или что-то сделать. Поэтому есть такие участки, где, может быть, такого явного улучшения нет. В районе, где я проживаю, населения около 300 тыс. человек, я уверен, что для тех людей, которые, как и я, ездят в центр Москвы, для них те же самые показатели, как и для меня.

«Новые комплексы заработают во второй половине 2018 года»

— Сейчас в городе работают около 1,4 тыс. дорожных камер. Каков дальнейший вектор развития системы фотовидеофиксации?

— В планах установка примерно 500–700 новых комплексов. Примерно 75–80% из них появятся в очагах аварийности для снижения числа ДТП (сейчас в городе 186 таких очагов). Еще 15% камер будут установлены на новых выделенных полосах, а также на неконтролируемых участках уже работающих выделенок. Оставшиеся 5% будут направлены на мониторинг движения и розыск угнанного автотранспорта. Ко всем камерам правоохранительные органы имеют допуск, это помогает раскрывать преступления. Все адреса установки камер выдает нам УГИБДД по Москве.

ЦОДД наметил план по сокращению очагов ДТП

— Город будет закупать комплексы или брать в аренду?

— Брать в аренду. Мы хотим, чтобы компания, которая будет устанавливать, несла за камеры ответственность и обслуживала их в режиме 24 часа семь дней в неделю. По окончанию аренды камеры по нулевой стоимости будут переданы правительству Москвы.

— Когда планируется провести конкурс?

— Думаю, в первом полугодии 2018 года. Объемы финансирования еще не определены, мы пока делаем необходимые расчеты. Новые комплексы заработают во второй половине 2018 года.

— Сбои в системе фотовидеофиксации не часто, но случаются, каждый из них широко обсуждается. Не так давно, например, обсуждался инцидент с камерой, установленной на Нижегородской улице: она была включена по ошибке, ГИБДД вынесла водителям более 9 тыс. штрафов за выделенку, каждый по 3 тыс. руб., проводилась прокурорская проверка. Постановления отменены, но часть водителей штрафы уже оплатили. Найдены ли виновные, сделаны ли какие-то организационные выводы?

— Начнем с того, что администратор по этим штрафам — это не МАДИ. Поэтому правильнее этот вопрос задать органу, который выносил постановления. Могу сказать, что в случае ошибочного штрафа, если он оплачен, есть возможность получить деньги назад. В этом нет никакой сверхпроблемы. На Едином транспортном портале есть инструкция, как оспорить штраф. Суды однозначно занимают жесткую позицию в защиту интересов заявителя. Знаю это из той практики, которая у нас есть по похожим случаям, когда есть фактор человеческой ошибки. Он присутствует, к сожалению, иногда.

— Вина ЦОДД или департамента транспорта в случившемся установлена?

— Вина, уверен, есть взаимная: и сотрудников, которые эксплуатировали камеры, и тех, кто выделил полосу, и тех, кто выписывал эти штрафы. Поэтому я ни в коем случае не говорю о том, что департамент транспорта отношения к этому не имеет. Знаю, что выводы все сделаны, и такие случаи случаются крайне редко.

— Но каждый раз такие случаи привлекают очень много внимания.

— Правильно, и совершенно понятно, почему. Наша задача — чтобы таких случаев не было вообще.

«Задачи любой ценой выписать штраф нет и никогда не было»

— Госдума приняла в первом чтении закон о передаче Москве и регионам полномочий по ведению дел в отношении нарушителей ПДД. Что изменится для рядового водителя после принятия закона?

— Для автомобилиста, который иногда нарушает ПДД, практически ничего не изменится. Постановление останется тем же по форме, что и сейчас. Если полномочия будут переданы из ГИБДД, их передадут в Московскую административную дорожную инспекцию (МАДИ). Мэр Москвы поставил перед нами задачу, чтобы технологии оплаты и обжалования штрафов, если автовладелец с чем-то не согласен, были максимально простыми и понятными.

— Можно будет обжаловать штраф через интернет, не приезжая в подразделение МАДИ?

— Можно. Но многие, на самом деле, приезжают в МАДИ, ГИБДД или другой орган, чтобы на месте все обсудить, привести свои доводы, аргументы, возможно, приложить дополнительные документы. Поэтому ограничивать процедуру обжалования только интернетом точно не будем. Сегодня процент обжалования штрафов по фотофиксации в Москве около 0,2%.

— Сегодня МАДИ участвует в ряде случаев в оформлении эвакуации. Но когда эвакуатор вызывает инспектор ГИБДД, то потом забрать машину сложнее, потому что нужно ехать в подразделение. Будут ли здесь какие-то упрощения?

— Да, процедура, соответственно, будет такая же простая, как в МАДИ. Без заезда в отделение ГИБДД можно будет получить машину сразу со спецстоянки или через сервисные центры «Московский транспорт».

Но я бы хотел отметить, что ряд депутатов Госдумы предложили поменять формулировку законопроекта — произвести не передачу полномочий, а наделить полномочиями регионы. Это значит, что у сотрудников полиции останутся возможности по оформлению правонарушений наравне с сотрудниками МАДИ, если это понадобится. Но окончательное решение за Госдумой РФ.

Читайте так же:  Договор взаимной аренды

— Кто, кроме МАДИ, может заниматься в Москве такими вопросами?

Москва и регионы сами выпишут штрафы вместо ГИБДД

— МАДИ уже имеет опыт работы, судебную практику, наработанную технологию, программное обеспечение. Думаю, что лучше них в правительстве Москвы ни у кого такой компетенции нет.

— Сколько понадобится дополнительно людей и финансирования в МАДИ?

— Пока рано говорить об этом, нет еще окончательного решения. Все зависит от финальной версии законопроекта, который примут в Госдуме РФ.

— После принятия закона между МАДИ и МВД должно быть заключено соглашение о передаче полномочий. Сколько времени это может занять?

— Наверное, месяца два или три.

— Оппоненты законопроекта утверждают, что в отношении МАДИ поступает много жалоб, были прокурорские проверки. Они считают, что нельзя передавать инспекции право вести дела еще по 38 составам правонарушений. Как вы это прокомментируете?

— Количество жалоб на работу МАДИ небольшое — не превышает 0,2% от общего количества выписанных штрафов. У ГИБДД такое же число. Качество работы МАДИ, во-первых, находится под контролем правительства Москвы. Кроме того, в соглашении будет зафиксировано, что МВД в любой момент сможет проверить работу МАДИ по переданным полномочиям.

—Тем не менее критики этой нормы считают, что после передачи полномочий МАДИ пойдет вал непроверенных «писем счастья» с фотографиями, где плохо виден номер, и так далее. Сейчас весь брак ГИБДД отправляет в корзину.

— Это утверждение не имеет никаких оснований: все это догадки, которыми разные граждане, зарабатывающие себе известность у автомобилистов, пытаются спекулировать. Мы при обработке материалов исходим из того, что автомобилист априори всегда прав, любое сомнение трактуется в его пользу. Такой подход применяется сейчас во время контроля платной парковки АМПП и соблюдения правил стоянки-остановки МАДИ. Если, к примеру, не видно номера, либо мы не до конца понимаем детали, конечно, такое постановление не выносится. Задачи любой ценой выписать штраф нет, никогда не было и не будет.

— Будете направлять предложения в Госдуму по доработке законопроекта ко второму чтению?

— Законопроект внесло в Госдуму правительство РФ. В парламентском комитете по транспорту работают компетентные люди с разными точками зрения. Любое решение, которое будет принято на уровне правительства РФ или Госдумы РФ, мы будем исполнять.

— Странно, что вы самоустраняетесь от процесса подготовки документа. Ведь фактическим исполнителем закона в Москве будет МАДИ.

— Огромное количество федеральных законов принимается и обсуждается в Госдуме. Иногда нас привлекают, иногда не привлекают к обсуждению. Если привлекут, конечно, мы будем в этом вопросе активно участвовать. На данный момент мы активно не привлечены к этому процессу.

«Оба этих происшествия связаны с человеческим фактором»

— В конце 2017 года произошло два инцидента: сначала автобус «Мострансавто» въехал в пешеходный переход на Кутузовском проспекте, затем автобус «Мосгортранса» — в остановку на улице Сходненская. В первом случае погибли люди. Какие выводы последовали?

Как автобус совершил ДТП в подземном переходе

— Пока идет следствие. Эти случаи будут досконально разобраны. Мое личное мнение и мнение наших специалистов: оба этих происшествия связаны с человеческим фактором. В автобусе предусмотрено как минимум три способа остановить транспортное средство, и возникает вопрос, были ли они использованы. Ответят следственные органы, я не хочу выступать здесь экспертом. В конструкции современного автобуса есть несколько дублирующих систем, позволяющих достаточно легко предотвратить подобные вещи.

В любом случае нужно усиливать контроль за техническим состоянием транспортных средств и усиливать работу с водительским составом, повышать его профессиональную подготовку. Все это делается в Москве ежедневно. Тем более что количество ДТП с участием городского транспорта в Москве снизилось почти на 30% с 2010 года. Это огромная цифра с учетом того, что количество автобусов и пассажиров увеличилось. Это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении, но любое такое ДТП требует глубокого осмысления и анализа.

— В сети появились фотографии бетонных блоков-ограждений около остановок-переходов. Их поставили после происшествий?

— Это не связано с конкретными происшествиями, это связано с мерами по улучшению безопасности на период, когда много людей на улицах находится. Таким же образом готовились к рождественским и новогодним праздникам многие города — Вена, Берлин, Париж, американские города, например.

— Ряд экспертов утверждают, что идеи поднять бордюры над проезжей частью, установить защитные конусы обсуждались уже несколько лет, но ничего не было сделано. Что вы можете сказать?

— Все эти обсуждения носят непрофессиональный характер. Не существует пока эффективного способа защиты остановки, который решал бы при этом проблему доступности городского транспорта в наших погодных условиях, притом что автобусами пользуются и маломобильные и пожилые люди.

— Это особенности Москвы?

— Это особенности всех крупных городов — Москвы, Парижа, Лондона. Таких однозначно эффективных способов, кроме строительства бетонных заборов, нет. Но и это тоже не решение. Когда есть человеческий фактор, невозможно предусмотреть все ситуации. Предположить, что автобус может заехать в пешеходный переход, сложно. Я спрашивал сотрудников ГИБДД, которые уже не один десяток лет работают в Москве,— это первый случай был в их практике. Мы проверили все автобусные парки, частных перевозчиков, как они соблюдают регламенты, как готовят водителей, как проводят инструктаж. В Москве мы провели тотальную проверку по поручению мэра, это было сделано после первой аварии, хотя автобус был из Московской области.

«Пассажир вообще не должен помнить расписание»

— Правительство Москвы и РЖД начали работу над проектом московских центральных диаметров (МЦД) с организацией сквозного движения электричек через город. Но и сейчас, к примеру, из Нахабино в Щербинку, из Одинцово в Лобню проехать можно на электричке без пересадок. Что изменится?

Новое наземное метро оплатят РЖД и Москва

— Сегодня интервалы движения поездов на этих направлениях составляют от 30 минут до 1 часа 20 минут, при этом нет регулярности. Поэтому и спроса на услугу нет. Задача, которая перед нами поставлена мэром Москвы, выглядит так: движение должно быть с интервалом каждые 6 минут и в новых комфортных и удобных поездах. То есть пассажир вообще не должен помнить расписание, а просто прийти, дождаться ближайшего поезда и сесть в него. Поезда будут новые и комфортабельные, к каждой остановке будет подходить наземный городской транспорт, будет интеграция с метро и МЦК, где это возможно. Будет создана новая пешеходная связь платформ с транспортной инфраструктурой. При этом существующие поезда не отменяются, новый график движения лишь дополнит уже имеющийся. Для этого надо отремонтировать или перестроить ряд участков железнодорожной инфраструктуры в городе и в Московской области, и наши коллеги из РЖД уже этим занимаются.

— Направления МЦД Лобня—Одинцово и Нахабино—Подольск заработают в первую очередь?

— В ближайшие два года. Утвержден план реализации проекта, где закреплено, что к сентябрю 2018 года будет подготовлена программа реконструкции всех вариантов диаметров. Будет определено, какие из них востребованы, а какие нет и что необходимо сделать. Всего есть проекты по 17 диаметрам, по пяти — в высокой степени готовности, включая два уже упомянутых.

Еще одна задача, которая также поставлена мэром, это интеграция билетной системы нового проекта МЦД в городскую инфраструктуру. Как это будет работать, мы пока думаем: нужно, чтобы стоимость поездки не была барьером при использовании МЦД. За первый квартал эту идеологию мы должны отработать с Московской областью.

— Глава РЖД Олег Белозеров ранее говорил, что 25–30 млрд рублей будет вложено в проект со стороны РЖД, столько же — правительством Москвы. Соответствует ли эта сумма вашим оценкам?

— 40 млрд рублей — примерная оценка проекта. Действительно, половину должны вложить ОАО РЖД и половину вкладывает правительство Москвы. В эту сумму оценивается первые два направления с заделом на остальные.

— Какая наиболее сложная и капиталоемкая часть для Москвы?

— Реконструкция Каланчевского путепровода: там надо построить еще два железнодорожных пути. Для этого мы хотим соорудить еще одну эстакаду рядом с Казанским вокзалом.

— В центре Москвы фактически начнется новая очень масштабная стройка?

— Движение транспорта на время стройки не будет остановлено, именно поэтому это одно из самых капиталоемких мероприятий. Предварительная стоимость реконструкции Каланчевки составляет примерно 20 млрд руб., но окончательная цифра будет после госэкспертизы.

— Почти 100% средств, вкладываемых Москвой в проект МЦД, пойдут только на один объект?

— Если быть точнее, 90%. Потому что по Каланчевскому путепроводу будут ходить еще и поезда диаметров Казанского, Курского, Горьковского направления. Это и есть заделы, о которых я говорил.

— Когда начнется работа по реконструкции путепровода?

— В этом году. В ближайшее время документы выйдут из экспертизы и мы приступим к реализации проекта. Строить будет РЖД, мы только финансируем.

— Изучался ли спрос на перевозки между городами, которые должны соединить диаметры? Иными словами, нужно ли вообще кому-то ехать из Нахабино в Подольск или из Лобни в Одинцово?

— Конечно, мы все это считали, цифры предварительно согласованы с правительством Московской области. Основной пассажиропоток будет не между конечными станциями: значительная часть людей смогут, не высаживаясь на центральных железнодорожных вокзалах Москвы, проезжать через центр, фактически попадая на поезде к месту назначения. Таким образом, мы уберем транспортную нагрузку с центральной части города и создадим дополнительные пассажирские места. Сейчас же люди с электричек пересаживаются на метро, нагружая Кольцевую линию.

— Есть направления МЦД, где сейчас сквозного проезда через центральные железнодорожные вокзалы нет. Где вы найдете место под дополнительные пути?

— Есть технологическая железнодорожная инфраструктура, которая соединяет часть центральных вокзалов для подачи—уборки пассажирских поездов, подачи электропоездов,— уверен, что партнеры из ОАО РЖД найдут самое эффективное решение, и проект МЦД будет не менее востребован москвичами и гостями города, чем Московское центральное кольцо.

Ликсутов Максим Станиславович

Родился 19 июня 1976 года в городе Локса Эстонской ССР. Окончил Российскую экономическую академию имени Плеханова (2007), Международный юридический институт в Москве (2012). C середины 1990-х годов занимался поставками кузбасского угля в Эстонию. В 1999–2001 годах — президент компании «Юнитранс». В 2002 году возглавил представительство компании WorldWide Invest, на базе которой был создан «Трансмашхолдинг». В 2005–2008 годах — гендиректор ООО «Трансгрупп — финансы и инвестиции». В 2009–2010 годах возглавлял компанию «Аэроэкспресс». В апреле 2011 года назначен советником мэра Москвы Сергея Собянина по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры, в декабре возглавил профильный департамент. 25 сентября 2012 года стал заместителем мэра, сохранив пост главы департамента. После прихода на госслужбу объявил, что продал доли в «Аэроэкспрессе» (12,5%), «Трансмашхолдинге» (8%) и «Трансгрупп» (25%), а также отказался от эстонского гражданства. Награжден орденом Дружбы.