Региональные исследования требования

Региональные исследования в России

Главная > Реферат >Экономика

Основные направления развития отечественной школы региональных экономических исследований. огромная территория россии и разнообразие ее природных и социально-экономических условий, безусловно, требовали развития региональных исследований и децентрализации самой науки. Интерес к проблемам территориального экономического устройства страны проявляли такие известные ученые, как М. ломоносов, А. радищев, Д. менделеев, Н. Чернышевский.

В 19-20 вв. региональные исследования в России концентрировались главным образом на изучении естественных производительных сил, социально-экономической географии, региональной статистике, проблемах региональных рынков (здесь широкую известность получила работа В.И. ленина «Развитие капитализма в России»). Однако не было теоретических исследований, подобных исследованиям Й. Тюнена и А. вебера.

После революции региональные исследования развивались под сильным воздействием государства, которому требовалось научное обоснование масштабных планов переустройства общества. Среди наиболее известных ученых — регионалистов того периода выделяются — Н.Н. баранский, В.С. немчинов, Н.Н. Некрасов, А.Е. Пробст, Р.И. Шнипер, А.Г. Гранберг.

Региональные исследования в России в советский период концентрировались вокруг трех основных проблем:

закономерности, принципы и факторы размещения производства;

методы планирования и регулирования территориального развития.

По первой проблеме написано очень много трудов, но среди них невозможно выделить 1-2 классические работы, ставшие плацдармом для последующего развития науки. В число наиболее часто называемых принципов входят: приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и местам потребления готовой продукции; равномерное размещение производства по территории страны, комплексное развитие регионов и т.д. Каждый принцип в отдельности имеет рациональный смысл, однако, все вместе они не совместимы. Например, только в редчайших случаях возможно разместить производство вблизи и от источников сырья, и от источников энергии, и от потребителей. Усиление специализации производства усиливает неравномерность его размещения на территории. Отсутствуют правила совместного применения сформулированных принципов.

Эта проблема особенно обострилась с началом перехода от стадии индустриального к постиндустриальному развитию, который в России сочетается с трансформацией политической и экономической систем. изменяется состав и значение учитываемых факторов размещения производительных сил, что диктует необходимость обновления нормативной теории размещения производительных сил.

3.2. Теория экономического районирования. Основной постулат теории экономического районирования заключается в том, что правильное разделение страны на крупные экономические районы (от 10 до 20) будет способствовать их комплексному развитию. Начиная с 20-х гг. прошлого века комиссии ведущих ученых разрабатывают схемы экономического районирования страны, которые использовались в плане ГОЭЛРО и пятилетних планах развития СССР. Современная сетка экономических районов формировалась в следующей последовательности:

1920 г., по плану ГОЭЛРО выделено 8 экономических районов;

1921 г., Госпланом России разработан проект деления страны на 21 экономический район;

1929 г., в Первом пятилетнем плане страны выделено 24 экономических района;

во Втором пятилетнем плане выделено 32 района и зона Севера;

1938 г., разработан Третий пятилетний план с выделением 9 районов и 10 союзных республик;

1963 г., утверждена сетка экономических районов СССР (уточнена в 1966 г.), включающая 18 районов (10 в составе РФ);

Из состава Северо-Западного района выделена территория Северного экономического района.

Таким образом, современная сетка из 11 экономических районов сохраняется с небольшими изменениями с конца 60-х гг.

Наиболее полно теоретические основы экономического районирования раскрыты в работах Н.Н. Колосовского. Основные положения этой теории сводятся к следующему:

вся территория страны делится на экономические районы, образованные по производственным признакам и представляющие в своей совокупности законченную систему региональных производительных сил;

каждый район осуществляет комплексное развитие хозяйства на своей территории для наиболее полного удовлетворения местных производственных и потребительских нужд за счет местных источников сырья и энергии. Поощряется использование комбинированных технологических процессов, ведущих к созданию территориально-производственных комплексов, на основе создания замкнутых энергопроизводственных циклов;

для каждого экономического района устанавливается три категории производств. Производства районного значения — их продукция потребляется внутри экономического района, производства межрайонного значения — для группы экономических районов, общесоюзного значения — для всей страны.

3.3. Планирование регионального развития. Наибольшее значение в советский период получили исследования по вопросам планирования размещения производительных сил и регионального развития. Первым крупным общероссийским научным центром по региональным исследованиям стала Комиссия по изучению естественных производительных сил, созданная академиком В.И. вернадским в 1915 году. В 20-х гг. в рамках плана ГОЭЛРО проведено обоснование экономического районирования, разработан региональный разрез первого пятилетнего плана. В 1930 г. создана головная научная организация по региональным исследованиям — Совет по размещению производительных сил.

В 60-х гг. разрабатывается предплановый, прогнозный документ — Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР. В 70-х гг. — Комплексная программа научно-технического прогресса, которая включала разделы по союзным республикам и сводный региональный том. Регулярно обновлялась Генеральная схема расселения СССР, обобщавшая схемы районных планировок, проекты развития городских агломераций.

При этом не воспринимались многие рекомендации регионалистов, в частности по комплексному, экономико — социально — экологическому развитию. Преобладал ведомственно — отраслевой подход к управлению, сопровождавшийся гигантоманией, перемещением значительных масс населения в труднодоступные районы, узкой отраслевой специализацией.

Роль русских и зарубежных ученых в развитии теории экономической географии и региональной экономики.

Имена в науке всегда очень важны.Всё началось с древнего мира, когда Страбон описывал страны древнего мира и отмечал чем каждая страна обильна, чем где торгуют(география торговли).

Средние века: экон. география развивалась постепено, существуют ключевые моменты:

1650 — в Нидерландах вышел труд Голландского учёного Варения — всеобщая география, где уже видны тенденции дифференциации географической науки. Варений отличился тем, что он изучал человеческие свойства в системе географии он их выделял в качестве особого раздела. Его исследования были ответом на требования жизни, развитие торговле, промышленности, буржуазии. Корабли Голландии дошли до Японии, узнали о множестве стран, требуя много исследований. Перейдём к Русским.Начиная с Петровских времён, перешли к иссл. Географическим. Ломоносов и Татищев положили начало развитию Эвон. географии в России, причём Татищев включил в систему объектов рассмотрения экон. Географии:

а) сеть населённых пунктов;б) население как производительную силу;в) Местности специализирующиеся на разных видах хозяйств; г) Экономический результат производств (где, как и с какой выгодой можно потенциально организовать производство).

Первый финансовый менеджер в России. Впервые предложил метод коллективного сбора информации. Первый статистик и социолог. Разработал программу (анкету) примерно с двумястами вопросами.

Цель её было выявление территориальных особенностей и различия специализации и эффективности труда, применительно к отдельным территориям. Анкеты рассылались в каждую губернию, каждый уезд, потом в Сенат (обработка и научный анализ). В этом Россия опередила остальные страны. Как писал Татищев, на основе изучения материала было ясно, какое довольство (избыточность или недостаток) где имеются. В это же время (несколько позднее) к этим иссл. присоединился Ломоносов. Его роль (он был крупнейшим экономико — географом), очень хорошо видна во фразе:

География всия вселенная единому взгляду повергает. География изучает знания обо всех территориях, районах, синтезирует их и приводит к единому знаменателю. В записках к сенату он отмечал огромную роль географии для изучения народного хозяйства:

«География выясняет внутренние избытки, сообщения». Он отмечал огромную роль районов специализации и транспорта. Ломоносов впервые ввёл в мировую практику термины экономической географии.

Германия. Здесь был в своё время создана камеральная статистика (Ахенвале и Бюшинг). «университетская» камеральная занималась описанием наиболее важных достопримечательностей отдельных стран и регионов. При этом Ахинваль включал Географию в статистику. Камеральная статистика собирала сведения для нужд феодального крепостнического государства 18 век . Но уже в том де веке для нужд уже не феодального, буржуазного сословия зарождается коммерческая география (первый курс — во Франции в 1740). Потом начались там волнения, и изучение перенеслось в Англию, где развивалась промышленная революция. Курс коммерческой географии был рыночным исследованием. Изучались отдельные рынки , точки зрения возможности их освоения, развития, отслеживались коммуникации и их возможности. Наука развивалась.

1826, Германия. Самобытные направления экономической географии связаны Тюненом (труд «изолированные государства «). Он создал модель пространственную модель размещения сель хозяйств, обогнав время. При этом он рассматривал размещение сельского хозяйства вокруг центра потребления. Он предвосхитил современные методы экономической математики (на примере линейное программирование), «же в наше время академик Гранберг. Он разрабатывал математические методы размещения (оптимального) сельского хозяйства (с современными средствами). Но уже Тюнен ставил зависимость размещения. 1890 год — впервые появились исследования по промышленной географии. При этом они связаны с именем Д И Менделеев. Он высказал идеи о необходимости размещения промышленности на основе специального производственно — промышленного районирования, сформулировал принципы размещения отдельных отраслей промышленности среди основных факторов условий размещения он выделял транспортный фактор и топливно-энергетический.

Читайте так же:  Изменения программы материнский капитал

1909 — немецкий экономист Вебер публиковал классическую работу о штандарте промышленности. Суть штандорта в том, что В обосновывал выбор места пром предприятия наименьшими издержками производства. При этом он строил изолинии, характеризующие равные издержки производств . Его идеи очень плодотворны и для нашего времени (например закон о банкротстве предприятия).

Советский период «ученые: (20-30) Н.Н. Баранский и НН Колосовский.

Баранский рассм. размещ. отраслей в их взаимосвязи на территории, и наличии трудовых и натур. ресурсов. В 20х Баранский подошёл к системно-структурному методу исследований и подошёл к моделированию пространственных структур размещения (территориально-производственные комплексы ст. нов. эконом. районами.). Систем взаимосвязи различных отраслей. Его сподвижник Колосовский сформировал идею в 30х «урало — кузнецкого комбината — сочетание тяжёлой, угольной промышленности, транспорта, разных от «Урала до Кузбасса. Действует до сих пор. Он также глубоко разработал теорию экономического районирования. По Колоссовскому: Э. Районирование это распределение производства по территории страны определёнными группами, отвечающими природному сочетанию энергетических и сырьевых ресурсов, также общим экономическим географическим и транспортным условиям района. Таким образом, Экономическое Районирование есть метод экономической и технической реконструкции производств.

Многое для гео. эк сделали Пушкин, Некрасов, Анатолий Тимофеевич Хрущёв, Кистанов и целый ряд других.

Журнал «Региональные исследования»

Журнал основан в 2002 г. Выходит один раз в четыре месяца.

Распространяется в печатном виде по подписке (подписной индекс в каталоге «Роспечать» 20442).

Журнал публикует научные статьи по методологии, теории, методике и практике региональных исследований в России и за рубежом. При публикации предпочтение отдается следующей тематике статей: региональный анализ, региональная диагностика, региональное развитие, региональная политика, экономическая, социальная, культурная, политическая и рекреационная география, региональная и пространственная экономика, региональная социология, история региональных исследований, а также тематические обзоры литературы и рецензии, информация о проведенных значимых научных мероприятий по проблематике социально-экономической географии и региональных наук.

Публикации в «Региональных исследованиях» признаются Высшей аттестационной комиссией при защите кандидатских и докторских диссертаций. Журнал включен в российскую систему цитирования (e-Library).

  • Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Институт географии РАН
  • Смоленский гуманитарный университет.

ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС ДЛЯ КОРРЕСПОНДЕНЦИИ: [email protected]

Главный редактор: д.г.н., проф. Катровский А.П. (Смоленск)

Заместители главного редактора: к.г.н., доц. Шувалов В.Е. (Москва), д.г.н. Стрелецкий В.Н. (Москва), д.г.н., проф. Чистобаев А.И. (Санкт-Петербург)

Ученый секретарь: к.г.н., Яськова Т.И. (Смоленск)

Члены редколлегии: к.г.н. Агирречу А.А. (Москва), д.г.н., проф. Алексеев А.И. (Москва), д.г.н., проф. Бабурин В.Л. (Москва), д.г.н. Битюкова В.Р. (Москва), д.э.н., проф. Вардомский Л.Б. (Москва), д.э.н., проф. Власова Н.Ю. (Екатеринбург), д.э.н., проф. Климанов В.В. (Москва), д.э.н., проф. Кузнецова О.В. (Москва), д.э.н., проф. Мажар Л.Ю. (Смоленск), к.г.н., доц. Наумов А.С., д.г.н., проф. Пилясов А.Н. (Москва), д.г.н., проф. Потоцкая Т.И. (Смоленск), д.г.н., доц. Савоскул М.С., д.г.н., проф. Родионова И.А. (Москва), д.г.н. Тархов С.А. (Москва), д.г.н., проф. Ткаченко А.А. (Тверь), д.г.н., Трейвиш А.И. (Москва), д.г.н., проф. Шупер В.А. (Москва)

Акад. РАН, д.г.н., проф. Бакланов П.Я. (Владивосток), д.г.н., проф. Белозеров В.С. (Ставрополь), д.э.н., проф. Вишневский А.Г. (Москва), д.г.н., проф. Гладкий А.В. (Украина), член-корр. РАН, д.г.н., проф. Добролюбов С.А. (Москва), д.г.н., проф. Зубаревич Н.В. (Москва), проф. Кришьяне З. (Латвия), акад. РАН, д.г.н., проф. Касимов Н.С. (Москва), д.г.н., проф. Колосов В.А. (Москва), член-корр. РАН, д.э.н., проф. Кузнецов А.В. (Москва), д.г.н., проф. Лаппо Г.М. (Москва), проф. Ленц С. (Германия), проф. Мерфи А. (США), проф. Питт Ж-Р. (Франция), д.г.н., проф. Федоров Г.М. (Калининград), д.г.н., проф. Шарыгин М.Д. (Пермь), д.э.н., проф. Швецов А.Н. (Москва)

Редакционная коллегия в своей работе основывается на принципах этики научных публикаций.

Региональные исследования Восточной Азии

Университет-партнер: Фэн-Цзя

Продолжительность обучения: 2 года

Форма обучения: очная

Языки обучения: русский, английский

Цель создания магистерской программы

Магистерская программа «Региональные исследования Восточной Азии» нацелена на подготовку высокопрофессиональных специалистов по странам Восточной Азии с фокусом на Китае как ключевом государстве региона и ведущем экономическом и политическом партнере Российской Федерации. Исходя из этого, программа предполагает формирование у выпускников компетенций в следующих сферах:

  • осуществление прикладной аналитической работы международно-политического профиля с расчетом на потребности как государственных структур Российской Федерации, так и представителей бизнеса, осуществляющих международную деятельность;
  • подготовка и принятие управленческих решений в среде государственных, общественных, коммерческих и иных организаций для продвижения их интересов за рубежом, главным образом в странах Восточной Азии;
  • планирование, осуществление и презентация результатов индивидуальной научно-исследовательской деятельности по профилю магистерской программы;
  • использование современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе

Концепция магистерской программы

Магистерская программа «Региональные исследования Восточной Азии» предназначена для бакалавров, ставящих своей целью комплексное изучение стран и региона Восточной Азии и подготовку к профессиональной деятельности в данной области в качестве референта, научного сотрудника, консультанта, эксперта в государственных органах, международных, государственных и негосударственных организациях, а также в качестве педагога высшей школы. В задачи магистерской программы входят освоение методологического наследия научных школ, современных научных концепций и методик изучения международных отношений и внешней политики России; овладение навыками анализа и прогнозирования основных направлений развития стран Восточной Азии, международных отношений в регионе, способностями формулировать и решать профессионально-ориентированные научные проблемы, связанные с взаимодействием российских государственных органов, государственных и негосударственных организаций с региональными властями, предприятиями и некоммерческими объединениями на территории стран Восточной Азии. Особый акцент в программе сделан на внутреннем развитии и внешней политике Китая.

К числу важных задач программы также относятся углубленное овладение английским языком и языком страны региона с опорой на терминологию и лексику по тематике магистерской программы.

Магистерская программа имеет междисциплинарный характер и сочетает образовательный и научно-исследовательский компоненты.

Требования к поступающим в магистратуру

Обязательным является наличие диплома бакалавра или специалиста. В первую очередь, кандидаты проходят интервью на двух иностранных языках — английском и китайском,-для подтверждения умения разговаривать на общие и некоторые профессиональные темы. Затем проводится интервью по истории международных отношений, включающее в себя вопросы по ключевым моментам мирового развития в период с начала 19 века до настоящего времени. Также от кандидатов требуется предоставление мотивационного письма, в котором они должны изложить свои цели поступления на Программу и ожидания от обучения в рамках Программы.

Перспективы профессиональной деятельности и трудоустройства

Выпускники Программы востребованы в:

  • федеральных и региональных органах власти;
  • международных организациях;
  • аналитических отделах бизнес-структур;
  • коммерческих, некоммерческих и общественных организациях международного профиля, занимающихся консалтингом, информационными и аналитическими мероприятиями, исследованиями и лоббированием;
  • академических,финансируемых правительством и неправительственных аналитических организациях;
  • учреждениях высшего образования;
  • средствах массовой информации.

Региональные исследования

Направления совершенствования региональной модели оценки качества образования

Кластерный анализ

Кластерный анализ в регионе может проводиться с разделением образовательных организаций по трём группам кластеров:

‒ кластер «городские школы»;

‒ кластер «сельские школы»;

‒ подкластер «малокомплектные сельские школы».

2. Социально-экономическое положение муниципалитета:

‒ кластер «городские округа»;

‒ кластер «промышленно-сельскохозяйственные районы»;

‒ кластер «сельскохозяйственные районы»;

‒ кластер «сельскохозяйственно-промышленные районы».

3. Численность населения в муниципалитете:

‒ кластер «городские округа»;

‒ кластер «муниципальные районы с численностью населения более 20 тысяч человек»;

‒ кластер «муниципальные районы с численностью населения от 10 до 20 тысяч человек»;

‒ кластер «муниципальные районы с численностью населения менее 10 тысяч человек».

Методологические основы региональных экономических исследований

Methodological basis of regional economic research

Скопин Алексей Олегович
кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга
Вятский государственный университет
[email protected]

Читайте так же:  Кто имеет право работать на патенте

В статье автор показывает, что многообразие методологических подходов, принципов и методов региональных экономических исследований дает возможность объективно оценивать картину происходящего в региональной экономике. В тоже время обращает внимание на то, что, в настоящее время изменяются методы, способы, инструментарий познания мира, изменяется мировоззрение (как структура общепринятых ценностей, постулатов и приоритетов). Особое внимание уделено анализу использования в науке и практике формализованных и неформализованных методов исследования.

региональные исследования, методологические подходы, методы исследований, формализованные методы исследований, методы качественных исследований, регионалистика

Skopin A.O.
PhD, Associate Professor of Management and Marketing
Vyatka State University
[email protected]

In this paper the authors show that a variety of methodological approaches and methods of regional economic research makes it possible to objectively evaluate the picture of the regional economy. At the same time pay attention to what is now changing methods, techniques, tools, knowledge of the world, changing world (as a structure of common values and priorities of the postulates). Particular attention is paid to the analysis used in the science and practice of formal and non-formalized methods.

regional studies, methodological approaches, research methods, formal methods of research, qualitative research methods, regionalism

Особенности социально-экономического, геополитического, демографического и иного развития российских регионов во времени и пространстве, подчеркивают Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. [3], являются предметом многолетних исследований специалистов разных отраслей знаний. Это определяет и применение разнообразных методологических и методических подходов к изучению развития регионов.

Неуклонное развитие процессов глобализации сопровождается, как отмечает Разумовский В.М. [31], противостоящими им процессами регионализации. Возрастает значимость межгосударственных экономических и политических образований как субъектов соответствующих международных отношений. В связи с этим актуализируются исследования процессов региональной интеграции, регионообразования и регионального развития, а также прогнозирования возникновения и формирования различных межрегиональных и межгосударственных образований. Результаты таких исследований, относящихся главным образом к компетенции регионоведения, становятся все более востребованными.

Методическому инструментарию региональных экономических исследований посвящены работы многих российских ученых. В частности, эволюционному развитию методов и инструментария исследований в региональной экономике в последнее десятилетие достаточное внимание уделено в работах Стариковой С.С. [37], Мордовченкова Н.В. [29], Аралбаевой Г.Г. [5] и др.

Методологические подходы к проведению региональных экономических исследований

Выделяя этапы развития региональных экономических исследований (табл. 1), Минакир П.А., Демьяненко А.Н. [26] отмечают, что пространственный аспект многоразмерных экономических систем в современных условиях не может быть адекватно описан существующими подходами в рамках региональной экономики. Следовательно, на повестку дня выдвигается теоретическое и методологическое оформление нового подхода к системному представлению экономики как взаимодействию микроэкономических агентов, регио-, макро- и глобальных взаимодействий.

Таблица 1 – Этапы развития региональных экономических исследований (по Минакиру П.А., Демьяненко А.Н. [26])

В современных условиях к общими методологическими подходами к региональным экономическим исследованиям Скопина И.В., Скопин О.В. [36] относят (табл. 2): диалектический, системный, ситуационный и рефлексивный. Следует отметить, что наибольшее используемыми являются ситуационный и рефлексивный подход. В меньшей степени исследования и оценка эффективности регионального развития строятся на основе диалектического, системного и процессного подходов, что часто приводит к отсутствию объективной информации для принятия управленческих решений.

Таблица 2 – Общие методологические подходы к проведению региональных экономических исследований (по Скопиной И.В., Скопину О.В. [36])

Ряд авторов выделяют специфичные методологические подходы к проведению региональных экономических исследований. В частности, Скопина И.В., Скопин О.В. [35] показывают, что в настоящее время на региональном уровне чаще всего используются индикативный и критериальный подходы к оценке эффективности системы регионального управления, основанные в основном на оценке управляемой подсистемы системы управления.

Авторами [35] предлагается в целях обеспечения объективности комплексный подход к оценке эффективности системы регионального управления, включающий в себя оценку и управляемой и управляющей подсистем системы управления. Каждая из подсистем представлена группой показателей эффективности. В частности, управляющая подсистема системы регионального управления может быть оценена с помощью комплекса показателей: показателей эффективности подсистемы общего линейного менеджмента, функциональных, целевых и обеспечивающих подсистем. Управляемая подсистема может быть оценена с помощью комплекса следующих показателей: показателей эффективности использования ресурсов и показателей социально-экономического уровня развития региона. Предложенный комплексный подход к оценке эффективности системы регионального управления позволяет оценивать не косвенное влияние действий субъектов управления на объект управления, но и в комплексе оценивать эффективность непосредственно управляющей подсистемы системы регионального управления, что способствует оценке не только роли субъекта управления, но эффективности его управляющих воздействий.

Ивановский Л.В. [15] подчеркивает, что региональные экономические исследования должны проводиться в рамках системного подхода. Умение найти и измерить эмерджентное свойство системы, по его мнению, является высоким искусством и доступно не всем исследователям. Ивановский Л.В. [15] констатирует, что в теории региональной экономики данная проблема не прорабатывалась и еще ждет своего исследования, как, впрочем, и вопрос об общих свойствах и соответствующих показателях систем «экономика муниципального образования», «экономика субъекта Федерации» и т.д. и их элементов.

Принципы региональных экономических исследований

Принципы региональных экономических исследований исследования — основные правила, основа действий, сущность и исходные положения, используемые при осуществлении познавательной деятельности. Рассматривая регион как социально-экономическую систему, можно руководствоваться принципами научных исследований (табл. 3).

Таблица 3 — Совокупность основных принципов региональных экономических исследований и их краткая характеристика (по Мишину В.М. [27])

Методы региональных экономических исследований, используемых российскими учеными

Несмотря на разнообразие инструментария изучения проблем региональной экономики, многие исследователи отдает предпочтение формализованным методам региональных экономических исследований.

Важнейшие достижения фундаментальных исследований в области региональной экономики связаны с научными школами: школой академика А.Г.Гранбергера (исследование межрайонных межотраслевых взаимодействий), школой д.э.н. М.К. Бандмана (исследования территориальной организации производства), школой д.э.н. Р.И.Шнипера (исследования воспроизводственного процесса в регионе) и др. Как отмечают Кулешов В.В., Черевикина М.Ю. [21 ], отличительной особенностью этих исследований является использование в качестве инструментария анализа и прогноза специально-разработанных экономико-математических моделей и методов, позволяющих проводить численные эксперименты на реальной экономической информации.

Например, математические методы в исследовании экономического развития регионов являются ключевыми в работах Богаткова Л.В., Пройдакова Е.В. [8]. Исследованию взаимозависимости экономических, социальных, демографических и экологических характеристик регионов российской федерации методами факторного анализа посвящена работа Барышникова С.В., Моничева А.Я., Басурова В.А. [7]. Методологию статистического исследования экономического развития регионов развивают Киселева Н.П. [19], Кириллова Л.Н. [18], Марков С.А. [24], Сивелькин В.А. [33], Синцов К.В. [34], Аксянова А.В. [1] и др. Особое внимание уделяется учеными методам исследования эффективности региональных систем с помощью формализованных методов исследований. В частности, Демьянова О.В. [13] анализирует эволюцию подходов к оценке эффективности региональных экономических систем, Кетова К.В. [17], Суспицын С.А. [38] вносят свой вклад в развитие методических основ оценки реализации стратегий развития регионов.

Лексин В.Н. [23 ] показывает, что в настоящее время системное исследование региональных ситуаций и проблем – это соединение новейших информационных технологий с системным подходом и методологическими открытиями середины и конца ХХ в., включая гносеологические аспекты методологии проверки теорий, концепцию логической асимметрии верификации и фальсификации теорий и следствий, теорию самоорганизующихся систем и строгих методов моделирования качественных изменений, теорию макросистем, теорию общественно-социальных систем и концепцию социетальной эволюции, структурно-функциональную теорию модернизации, альтернативные теории индустриального общества, концепцию устойчивости и ряд других концепций и теорий.

В методологическом плане, по мнению Суспицына С.А. [38], основу инструментария региональных исследований составляют подходы к построению информационных и институциональных моделей регионов и организации их взаимодействия в процессе обоснования стратегических решений, определяющих тип, масштабы и формы регионального развития (рис.1).


Рисунок 1 – Информационные и институциональные модели регионов

Построение институциональных моделей региона (модифицированных моделей оценки приоритетов и направлений региональной социально-экономической политики) и их взаимодействие с информационными моделями должны способствовать пониманию влияния разных факторов и ограничений (включая интересы основных агентов экономической деятельности в регионе) на выбор и реализуемость стратегических решений.

Мифтахова М.Э. [28] предлагает при построении аналитических и прогнозных моделей устойчивости региональной системы использовать методы вейвлет-анализа, т.к. состояние устойчивости региональной системы характеризуется набором социально-экономических индикаторов, предполагает анализ динамического ряда наблюдаемого периода.

Читайте так же:  Договор купли части земельного участка

Барышников С.В., Моничев А.Я., Басуров В.А. [7] основное внимание при проведении региональных исследований уделяют факторному анализу для выявления взаимосвязей между характеристиками регионов с выделением ключевых характеристик, определяющих их развитие.

Аксянова А.В. [1] также утверждает, что целесообразно обратиться к существующим методам многомерного статистического анализа, чтобы проследить концентрацию определенных региональных групп в отдельных классах по определенным показателям инвестиционной привлекательности.

Быдтаева Э.Е. [9] считает, что важную роль в региональных исследованиях должен играть анализ связности регионального комплекса, измеряемой частотой экономических связей между субъектами промышленного хозяйства. В этой связи, она предлагает выявлять совокупности (пучки) тесно взаимосвязанных отраслей, чему способствует теория кластеров. В качестве инструментария исследования, в частности, промышленного кластера региона, Быдтаева Э.Е. [9] рассматривает ряд специализированных методик (рис. 2).

Рисунок 2 – Отдельные методики региональных исследований (по Быдтаевой Э.Е. [9])

На основе анализа различных математических моделей применительно к развитию и функционированию социально-экономических систем различного типа, Кульба В.В., Чернов И.В., Шелков М.Б. [22] приходят к выводу, что для этих целей достаточно удобно использовать аппарат знаковых, взвешенных знаковых и функциональных знаковых графов. Аппарат знаковых графов позволяет формально строить прогнозы развития или траектории движения моделируемой системы в фазовом пространстве ее переменных (факторов) на основе информации о ее структуре и программах развития системы путем аппроксимации их кусками траекторий импульсных процессов на знаковых орграфах.

Ряд ученых рассматривают применение отдельных методов исследований для решения конкретных задач или отраслей. Например, Муравьев А.А. [30] проводит анализ методов исследования лесной промышленности региона, Санеев Б.Г., Соколов А.Д., Музычук С.Ю., Музычук Р.И. [32] развивает методы и модели прогнозирования и исследования развития региональных ТЭК.

Не меньшее применение в региональных экономических исследованиях находят качественные методы, их развитию посвящены работы Дроздовой Ю.А. [14], Ашхотова В.Ю. [6], Шмелева С.Э. [39] (в исследовании устойчивости регионов), Игнатьевой Е.Д., Мариева О.С., Ширмановой А.Е. [16] (в исследованиях потенциала саморазвития региональных социально-экономических систем) и др.

Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. [3] обосновывают появление в последнее десятилетие потребности в новых методах, позволяющих по-иному подойти к поиску закономерностей возникновения, формирования, становления и развития хозяйственной и пространственной структуры того или иного региона, пониманию внутренней логики развития, определению вектора его возможного роста. Особое значение они придают применению циклической методологии, которая отражает общественную потребность исследователей в таких методах и инструментах познания, которые позволили бы систематизировать и упорядочить информацию, дали бы возможность оперировать некалендарными единицами времени, помогли бы лучше понять суть происходивших и происходящих процессов, увидеть общую гуманистическую траекторию развития.

Минакир П.А. [25] подчеркивает, что региональная экономика выходит на уровень, который условно можно назвать пространственной сегментацией глобальных экономических процессов. Для исследователей, занимающихся пространственными аспектами региональной экономики, открывается обширное поле деятельности. На первый план выступает измерение эффектов в данной системе. Эффектов влияния событий, происходящих в глобальных экономических процессах, на макросистемы, на национальные экономики и в целом на мировую экономику.

Негативными моментами при проведении региональных исследований считает Аллакулиев С.Ю. [2 ], являются: игнорирование многих специфических региональных факторов, использование в качестве доминирующих – макрофакторы. В результате таких исследований складывается довольно необъективное представление о социально-экономическом развитии региона.

Ванеева Т.А. [10 ] считает, что интеграционной ступенью комплексных региональных исследований может стать модель биосоциального видения окружающей действительности. Представление региона как биосоциоэкономической метасистемы, предполагает существование трех объективно необходимых структур: блока социальных отношений, блока экономических взаимосвязей и блока экологических подсистем. Триединая сущность метасистемы представляет собой диалектическое сочетание необходимости и достаточности тех связей и зависимостей, которые должны быть включены в анализ.

Гонова О.В. [11 ] предлагает использовать в рамках региональных исследовании модели рейтинговой оценки регионального развития, т.к. частных показателей экономического и социального развития достаточно много и они имеют разную размерность. А построение интегральных показателей предполагает переход к единообразным характеристикам. В качестве таковых автор предлагает использовать ранги (места) регионов по каждому показателю. В данном случае регионы упорядочиваются по каждому из рассматриваемых показателей от 1 до n (n- число регионов).

Из многообразия существующих методов системного анализа, Щербакова Т.А. [40] выбирает применение к слабоструктурированной предметной области региональных исследований метод когнитивного моделирования организационных систем. Когнитивный подход – это «параметр порядка», позволяющий понять и представить простое в сложном, «подчинить» многообразие знаний об объекте главному, потенциально позволяющий внести ясность и системность в существующие представления, в частности о региональной системе. Применение когнитивного подхода позволяет:

  • построить комплекс когнитивных карт региональной социально-экономической системы, позволяющих упорядочить причины и следствия процессов;
  • выявить управляющие факторы на систему с позиции необходимого государственного управления;
  • провести анализ внедренности выявленных факторов в практику государственного управления региональным развитием и определить их эффективность;
  • разработать сценарные подходы обоснования эффективности использования выявленных факторов на социально-экономическое развитие территории.

В качестве инструментария исследования региональных проблем Горелова Г.В., Розин М.Д., Рябцев В.Н., Сущий С.Я. [12], также предлагают использовать когнитивное моделирование решения взаимосвязанных системных задач: разработки когнитивной модели, анализа путей и циклов когнитивной модели, сценарного анализа, решения обратных задач, решения задач наблюдаемости, управляемости системы и устойчивости, а также задач сложности и связности системы, декомпозиции и композиции, оптимизации, прогнозирования, катастроф, адаптации, самоорганизации; чувствительности; принятия решений.

В региональной экономике важным методом исследования многочисленных, широко распространенных объектов, явлений, процессов во времени и пространстве, как показывают исследования Анимицы П.Е., Новиковой Н.В., Ходуса В.В. [4], выступает систематизация (систематика), как процесс расположения, объектов, явлений на основе определенных закономерностей, принципов или правил. Обосновывается это необходимостью сравнения территорий РФ (экономических районов, федеральных округов, субъектов Федерации и др.) друг с другом, а следовательно, и выявления сложившихся групп, классов, типов, т.е. проведения систематизации в целях адекватного проведения региональной политики. Выделяют следующие методы систематизации: группировка, ранжирование, рейтингование (рис. 3).

Рисунок 3 — Разновидности систематизации, как метода региональных исследований

Наряду с систематизацией в методологической системе исследования регионального развития, отмечают Анимица П.Е., Новикова Н.В., Ходус В.В. [4], большую роль играет типология, как важнейший научный метод обобщения, генерализации и целеустремленного использования обширного, разнообразного и разнокачественного эмпирического (информационного) материала. Типология представляет собой высший уровень систематизации явлений, процессов, объектов. Типологию регионов Анимица П.Е., Новикова Н.В., Ходус В.В. [4] рассматривают как разделение различных регионов страны на несколько однородных групп, выделенных на основе одного или нескольких наиболее существенных критериев, признаков, отношений и уровней организации как количественного, так и качественного характера с целью их идентификации, упорядоченного описания и сопоставления. При этом они подчеркивают, что от того, какая концепция региона выбрана исследователем (в частности, регион как квазигосударство, регион-квазикорпорация, регион как рынок, регион как социум, регион как воспроизводственная система), в определяющей степени зависит обоснование системы показателей, отобранных для проведения типологии. При этом исследования в сфере типологии идут по пути усложнения критериев и увеличения числа признаков и показателей типологизации.

Типологию как метод региональных исследований используют также Игнатьева Е.Д., Мариев О.С., Ширманова А.Е. [16]. Предлагаемая ими методика включает расчёт системы показателей оценки потенциала саморазвития региональных социально-экономических подсистем, функционирующих на территории региона — субъекта Российской Федерации, и построение их типологий с использованием методов кластерного анализа и искусственных нейронных сетей.

Заключение

Многообразие методов региональных экономических исследований дает возможность объективно оценивать картину происходящего в региональной экономике. Но как констатирует Лексин В.Н. [23], в настоящее время изменяются методы, способ, инструментарий познания мира, изменяется мировоззрение (как структура общепринятых ценностей, постулатов и приоритетов). И поэтому системную регионалистику начала ХХI в. можно считать новым учением, непохожим на экономгеографические и близкие к ним учения 60-80-х годов прошлого века.

В тоже время нельзя не согласиться с Аллакулиевым С.Ю. [2 ] в том, что хотя региональные экономические исследования должны быть научным мероприятием, их часто рассматривают с позиции сиюминутной выгоды и политической ситуации. В данной ситуации основная задача исследователя не получение и интерпретация объективной информации, а решение вопросов получения вознаграждения за то, что хочет видеть заказчик, а также поддержание собственной репутации для дальнейшей возможности заключения контрактов.