Развод в исламе в гневе

Я дал развод в гневе, считается ли он действительным?

Вопрос: Я дал развод в гневе, считается ли он действительным?

Ответ: Сегодня большая проблема, особенно у молодых семей, в том, что мужья часто дают развод, будь то в гневе или нет.

Аллах не просто так предоставил право на развод мужчине, а не женщине, ведь мужчина должен быть более разумным, не поддающимся эмоциям и думающим на трезвую голову. Аллах в Коране и Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорят, что мужчина наделен большим разумом, чем женщина. Значит, мы понимаем, что женщина может поддаваться эмоциям и т.д.

Молодой человек должен понять, что развод – это дело не простое и ненавистное Всевышнему Аллаху, нужно быть терпеливым в трудностях, не поддаваться эмоциям, иначе может случиться непоправимое, и человек, возможно, будет жалеть всю свою жизнь.

Если человек в гневе дал три развода прямыми словами, то развод засчитывается, и не принимаются его объяснения. В любом случае в таких вопросах нужно обратиться к имамам, ученым или знающим людям, чтобы конкретнее выяснить все детали.

Ибн Ахмад

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Действителен ли развод, данный в гневе?

Вопрос: В нашей семье случилась беда. Мы с женой сильно поругались, её слова вывели меня из себя и я в гневе дал ей развод. Теперь очень сожалению об этом. Слышал, что развод, данный в состоянии гнева, не считается. Поэтому хотел бы уточнить, действительны ли слова развода, произнесённые в гневе?

Ответ:

В своей книге «Фатх аль-Муин» (с.507) Ахмад ибн Абдуль Азиз аль-Малибари говорит:

« واتفقوا على وقوع طلاق الغضبان وإن ادَّعى زوال شعوره بالغضب«

«Ученые шафитского мазхаба единогласны в том, что развод, данный человеком в гневе, действителен, даже если он будет утверждать, что из-за ярости он не понимал того, что делает».

В книге «Ианат ат-талибин» Абу Бакр ибн Мухаммад Шата Ад-Димьяти приводит слова из книги имама Ар-Рамли «Таргиб аль-Муштак»:

سئل الشمس الرملي عن الحلف في الطلاق في حال الغضب الشديد المخرج عن الإشعار، هل يقع الطلاق أم لا؟. وهل يصدق الحالف في دعواه شدة الغضب، وعدم الإشعار؟ فأجاب: بأنه لا اعتبار بالغضب فيها. نعم إن كان زائل العقل عُذر .

«Аш-Шамса Ар-Рамли спросили о клятве про развод (талак) в состоянии сильного гнева, доведшего до потери рассудка: «Действителен ли такой развод или нет? И можно ли верить, если он клятвенно утверждает, что был в состоянии сильного гнева вплоть до потери рассудка?»

Имам Ар-Рамли ответил, что состояние гнева человека не является оправданием, но, если гнев настолько чрезмерный, что он лишился разума, тогда это будет оправданием в пользу недействительности развода»

(См.: Ианат ат-талибин, т. 4, с. 2486).

Из источников, приведённых выше, следует, что развод, данный в гневе, имеет силу и он действителен. Но в случае, когда гнев был настолько чрезмерен, что человек лишился разума и его посчитали умалишенным, то в таком состоянии данный развод будет недействителен.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Развод в порыве гнева

Абсолютное большинство исламских богословов считает, что когда человеком овладевает гнев, в порыве которого он теряет возможность управлять своими действиями, чувствами и словами, то нести ответственность за свои поступки, клятвы и слова в таком состоянии он не может.

Относительно развода в таком состоянии ученые приводят хадис: «Нет развода в закрытости»[1]. «Закрытость» толкуется богословами как состояние, при котором у человека «закрываются двери» понимания, осознания, восприятия того, что окружает его. Например, (1) человека насильственно вынуждают, (2) он лишается рассудка, (3) охвачен гневом или (4) находится в состоянии глубокой депрессии[2].

Некоторые ученые, среди которых были Ибн Таймийя и Ибн Кайим, говорили, что указанием на «открытость» или «закрытость» является то, «собирался ли мужчина давать жене развод». Если он не собирался, но в пылу эмоций и непреднамеренно проговорил слова развода, то он находился в состоянии «закрытости», то есть слова его не имеют силы и действенности. Величайший имам ханафитского мазхаба Ибн ‘Абидин[3] также считал, что «когда человек в порыве гнева начинает путаться в словах и действиях (вести себя неестественно, неадекватно), то его слова игнорируются (даже если он осознает их и желает сказать). Такого рода осознание и желание не принимаются во внимание, так как не естественны (не настоящие для этого человека), подобно поведению ребенка, которое также канонически не принимается во внимание (на основе него не выносятся судебные решения)»[4]. Исходя из современной легкомысленной практики верующих в вопросах бракоразводного процесса, мне очень импонируют указанные мнения. Полезно будет привести слова и Ибн Кайима: «Если человек, после того как успокоился, пожалел о произнесенном в порыве гнева, это значит, что у него не было намерения разводиться», то есть проговоренное им в неадекватном состоянии не принимается, не считается[5].

Читайте так же:  Дистанционный договор с бухгалтером

Ибн ‘Аббас, за приумножение учености и понимания в вопросах религии которого помолился сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), сказал: «Развод — через желание»[6]. То есть если у мужа имеется намерение и желание развестись, тогда это засчитывается. Но если это просто эмоциональный всплеск, то проговоренные слова развода не имеют последствий, канонически недейственны[7].

Имам аль-Бухари, упоминая в своем своде хадисов о «разводе в закрытости», подразумевая его недействительность, приводит далее один из центральных хадисов мусульманского богословия, который в данном случае очень уместен[8]. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркивал: «Воистину, дела [оцениваются, как и реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся, зачтется] в соответствии с намерением[9]»[10].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, Абу Дауда, Ибн Маджа и аль-Хакима. См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 1947, хадис № 26892 (26360), «сахих», «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 249, хадис № 2193, «хасан»; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 221, хадис № 2046, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 585, хадис № 9905, «сахих».

[2] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, глава «Развод», пункт № 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 486, 487.

[3] Ибн ‘Абидин (Мухаммад Амин) (1784–1836 гг. по григорианскому) — выдающийся ученый ханафитского мазхаба. Родился и умер в Дамаске.

[4] См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 29. С. 18.

[5] См.: Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 49–51; он же. Т. 4. С. 44, 45.

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 7. С. 364, 365; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. В 2 т. Т. 1. С. 526–532.

[6] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1697, глава «Развод», пункт № 11. Среди цитат, приведенных имамом аль-Бухари в контексте «развода в закрытости».

[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 10. С. 487, раздел № 11, перед хадисом № 5269; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 485; Ибн Кайим аль-Джавзия. А‘лям аль-муваккы‘ин ‘ан рабб аль-‘алямин. Т. 3. С. 50.

Читайте так же:  Договор по переуступке прав на квартиру

[8] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1696, глава «Развод», пункт № 11; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 12. С. 485.

[9] Замечу, что «благое» намерение при совершении преступления не принимается в качестве оправдания. С точки зрения мусульманских канонов, земной суд судит за проступок, преступление, учитывая то, насколько ужасны последствия и однозначны доказательства. «Благое» намерение не оправдывает преступника, особенно когда он посягнул на чью-то честь, имущество или жизнь.

[10] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

Он трижды развел свою жену в состоянии сильного гнева

Дата публикации : 11-03-2013

Для осуществления развода наличие свидетелей не является условием. Развод имеет законную силу без свидетелей.

В отношении разводов по причине гнева: некоторые из них имеют законную силу, а другие – нет. Гнев, который препятствует установлению развода, — это сильный гнев, такой, что затмевает разум и мысли человека, то есть человек говорит о разводе, не имея намерения и желания разводить свою жену. Подробности смотрите в ответе на вопрос № 45174.

Одновременный троекратный развод, в соответствии с более достоверным мнением, считается однократным.

Обратитесь к ответу на вопрос № 170606 и просмотрите ссылки в этом вопросе.

Если мужчина произнес слово, очевидно и ясно указывающее на развод, то развод считается произошедшим, несмотря на наличие или отсутствие намерения мужа разводить свою жену. Так как при очевидном разводе намерение условием не является, если только мужчина не развел свою жену под принуждением, или был в состоянии сильного гнева. В этих случаях развод законной силы не имеет.

Смотрите ответ на вопрос № 174341.

Если Вы попросили вынести решение (фетву) по Вашему вопросу у ученого, чьему знанию Вы доверяете, то Вам необходимо поступать в соответствии с ним и не смотреть на слова других.

Дата публикации : 19-11-2017

Я хочу спросить о такой ситуации: брат-мусульманин сказал своей жене, что развел ее трижды. Но через некоторое время он вернулся и сказал, что произнес все это в гневе. Мой вопрос: может ли этот брат вернуться к своей жене? Хотелось бы услышать подтвержденное шариатскими доказательствами постановление.

«Гнев бывает трех видов.

Во время первого вида гнева человек настолько сильно гневается, что ничего не чувствует и не думает, он становится словно сумасшедшим и слабоумным. Развод такого человека не будет действительным, как гласит мнение всех ученых, так как в этом положении он в положении безумного или слабоумного, то есть человека, который потерял разум.

Второй вид гнева также силен, но человек при этом понимает, что говорит и мыслит. Если только негодование не усиливается настолько, что человек уже не может сдерживать себя из-за долгого спора, ругани и борьбы. Гнев может усилиться из-за этого. По поводу подобного гнева ученые разногласили, но предпочтительное мнение гласит, что развод человека в подобном положении также не будет действительным. Ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Нет развода и нет освобождения, когда (разум) закрыт [1]. Закрытие (разума), как разъяснили ученые, это принуждение и сильный гнев.

Третий вид гнева – это слабый гнев, который возникает из-за раздражения мужа и его неприязни к тому, что совершила жена. Однако гнев не достигает такой величины, что затмевает разум, не позволяет размышлять и давать отчет своим действиям. Напротив, это обычный, легкий гнев. Развод в этом случае считается свершившимся по мнению большинства ученых.

Таково верное постановление по вопросу развода в гневе и таково разделение (в понимании гнева), как это писали Ибн Таймия и Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах»[2].

А Аллах знает лучше. Да благословит Аллах и приветствует пророка нашего Мухаммад.

[1] Ибн Маджа. Ас-Сунан, № 2046; аль-Альбани в аль-Ируа сказал, что хадис достоверен.

Читайте так же:  Договор рассрочка платежа за автомобиль

Разведены или нет?

Правила форума
Уважаемые посетители!
1) Для каждого вопроса начинайте отдельную тему, кроме как в случаях дополнения, или уточнения для уже существующего вопроса.
2) Точно указывайте заголовок вопроса, заголовки типа «А это бид’а?» или «Можно ли?» не принимаются.
3) Пожалуйста пишите русскими буквами. Если у вас нет русской раскладки можете воспользоваться ресурсом http://www.translit.ru/

PS. Ответ на Ваш вопрос может занять время. Наберитесь терпения.

Разведены или нет?

Я в исламе только 3 года.Страдаю от того что у меня недостаточно знаний и немогу найти хороших наставников на которых можно положитса в любом вопросе.
В основном я следую Ханафитскому Мазхабу.живу в Великобритании.
Зараннее прощу извенение за ощибки.

Моя ситуация такова-замузем я 1 год.Как и у всех бивают и ссори и радости.И вот настал тот период когда ссора за ссорой,и терпение лопнуло.Мой муз меня огорчил и я просто в бещенстве требовала у него развод на протяжении целого дня.В итоге когда прищол в бещенство он и потерял контроль над собой он викрекнул Я ДАЮ ТЕБЕ РАЗВОД 3 раза на одном дихание.Он сразу же пожалел о том что сказал и как окозалось намерения на развод у него никогда и невозникало.Хочу подчеркнуть что в тот день ми оба били в гневе,у меня били месячние и у мужа небило намерения разводитса со мной.Просто так случилось.
Ми оченй любим друг друга и вобщето у нас хорощие отнащения.Ми хотим быть вместе.На следуйщий день ми поехали к местному Муфтию.Он сказал 4то без разници беременнали женщина или нет,месячние у неё или нет,в гневе супруги или нет МИ РАЗВЕДЕНИ и он для меня ХАРАМ,поскольку он произнёс ТРЁХКРАТНыЙ ТАЛАК.
Сегодня звонила эщё одному Имаму он сказал тоже самое- Вы РАЗВЕДЕНы.
Но ми хотим спасти наш брак.
Ми неимеем больших исламских знаний и просим вас о помощи ИншаАллах.

В течении недели я нашла такую информацию:
1.Талак в гневе не действителен
2.Талак во время месячних не действителен
3.Талак без намерения на развод не действителен
4.Трёхкратный Талак считаетса как один Талак

Пожалуйсто обясните на чом основанна данная информация и насколйко она точна?
Каково наще положэние сей4ас и что можно сделатй чтоб спасти брак?
И по4ему больщенство учонних придерживаютса такому катигори4ному рещенийю 3 Талака значит развод,Месячние или нет,в гневе человек или нет развод и всё.На чом основиваетса их информация?По4ему настолйко разние мнения?Меня ето оченй смущает и путает.

ВОПРОС: Здравствуйте! У меня такие вопросы:

1)Развод при куфре считается?

2)Мой муж дал мне развод при сильном гневе. Но когда он это говорил он понимал, что говорит, но у него не было намерения со мной развестись и сразу очень сожалел об этом. И так все 3 развода были в гневе. Считается ли такой развод действительным? И в любом случае с доказательствами из Корана и Сунны.

1) Извините, но не понятен Ваш первый вопрос. Но, если неверующие дают развод, такой развод тоже считается разводом.

2) Приводится хадис от ‘Аиши , да будет доволен ею Аллаh, , что пророк ﷺ сказал:

«Нет развода в закрытости».

Приводят Ахмад, Абу Дауд, Ибн Маджа и Аль-Хаким

Приведём слова некоторых учёных по толкованию слова «закрытость». Ибн ‘Абидин говорил, что «когда человек в порыве гнева начинает путаться в словах и действиях, вести себя неестественно, то его слова и действия не несут какого-либо смысла, подобно как ребёнок, который делает то или иное, но совершает это неосознанно».

Некоторые учёные, среди которых Ибн Теймия и Ибн Кайим, говорили, что критерием закрытости является – «собирался ли мужчина давать развод жене». Если он не собирался, но неосознанно и непреднамеренно проговорил слова развода, потеряв контроль над собой в порыве гнева, то его слова не имеют силы и действенности.

А теперь сами судите, насколько силен был гнев Вашего мужа, отвечал ли он за свои поступки, имел ли он намерение разводиться? Если нет, то Ваш развод недействителен.