Разбойный приказ и его полицейские функции

Особые обыщики, губные старосты. Разбойный сыскной приказ

В XV — начале XVI века возникают и своего рода розыскные органы. Таковыми стали так называемые «особые обыщики». Они присылались из Москвы «в случае умножения в какой-либо местности разбоев и татев».

Но обыщики приносили мало пользы. Вместо оказания помощи в борьбе с преступностью они причиняли местному населению только убытки.

Жалобы на притеснения со стороны обыщиков побудили Ивана Грозного ввести постоянный полицейский орган из числа местных выборных людей — губных старост. Они избирались на несколько лет из дворян.

Необходимо было, чтобы кандидат на эту должность и «грамоте был горазд, и душою прям, и животом прожиточен». После выборов губные старосты давали присягу в Разбойном приказе. Помощниками губных старост были губные целовальники, избиравшиеся «сошными людьми».

Губные старосты и целовальники составляли губную избу, орган местного самоуправления в уезде, выполнявший также полицейско-судебные функции. Губные избы ведати «разбойные, и убийственны, и татийные дела, про татей и про разбойников сыскивали и того смотрели и берегли накрепко, чтобы однолично нигде татей и разбойников, разбойничных станов и приездов не было».

С учреждением института губных старост посылка особых обыщиков из Москвы прекратилась, но ненадолго. Вскоре их стали вновь направлять, т.к. преступления приобретали такой размах, что для их пресечения нередко возникала необходимость в применении военной силы.

Перед началом розыска особые обыщики и губные старосты были обязаны произвести так называемый повальный обыск — опрос представителей всех социальных групп: бояр, детей боярских, служителей религиозного культа, крестьян — «с выти по человеку». Сведения, полученные от лиц, подвергшихся обыску, записывались губными дьяками в «списки», к которым эти лица «прикладывали» руки. «Лихих людей», чьи имена были названы при повальном обыске, доставляли к обыщику или губному старосте, а если они не были задержаны, то принимались меры к их поимке.

Деятельность губных органов направлялась существовавшим с 1539 г. Разбойным приказом, который выступал как центральный полицейско-судебный орган. Он санкционировал приговоры губных органов, являлся второй инстанцией для рассмотрения разбойных и татийных дел на территории всего государства (кроме Москвы и Московского уезда).

В 1682 г. приказ стал именоваться Разбойным сыскным приказом, в 1683 г. — сыскным приказом. В 1687 г. — приказом сыскных дел. В 1701 г. этот орган был ликвидирован, а его делами стали ведать те приказы, к которым «подсудимые ему лица были ведомы по другим делам».

В XVI в. в Москве и Московском уезде полицейские функции осуществлял Земский приказ (земский дьяк впервые упоминается в 1500 г.). Земский приказ занимался не только преследованием разбойников и иных «лихих людей», но и ведал сбором податей с посадского населения Москвы, а также наблюдал за порядком и благоустройством в столице. Последнее осуществлялось Земским приказом при помощи довольно обширного штата полицейских чиновников. В ночное время, чтобы обезопасить жителей от воров, улицы города перегораживались решетками. Возле них дежурили «решеточные сторожа», которые должны были задерживать запоздалых прохожих. Противопожарную службу несли «объезжие головы», которые в определенное время ночью обязаны были «ездить да огни гасить». За порядком на улицах и площадях, в корчмах и других общественных местах наблюдали ярыжки, низшие полицейские чины.

В конце XVI в. Земский приказ был объединен со Стрелецким, который стал осуществлять полицейские функции в Москве. При этом стрельцы направлялись «на поимку татей, разбойников и грабителей».

Разбойный приказ в России 16 века

Приказы — органы центрального управления в России ХVI — начала XVIII века. Название происходит от слова «приказ»- особое поручение. Сначала они возникли для управления великокняжеским хозяйством и дворцовых нужд, но постепенно стали выполнять и ряд общегосударственных функций. В XVII веке приказы становятся более специализированными органами.

Процесс формирования Русского центрального государства зародилась новая система управления — приказная. В своем развитии она прошла ряд этапов: от дворцовых ведомств приказного типа («путь», «изба») до самостоятельных учреждений. Появление приказов знаменовало собой перенос большей части дел из ведения Боярской думы и дворцовых органов в учреждения с гораздо более четко определенными полномочиями. В 30-40 гг. XVI в. система приказов утвердилась и к середине XVII в. достигла оптимального развития. В этот период все создаваемые приказы были многофункциональны: помимо осуществления собственных целей и задач они выполняли, в той или иной мере, и полицейские функции. В ходе реформы системы государственного управления были учреждены государственные органы, предназначенные преимущественно для выполнения охранительных функций: группа судебно-полицейских приказов — Разбойный, Земский, Стрелецкий, Холопий и Судный.

Особо выделяется среди них Разбойный приказ, образовавшийся из Думской комиссии по разбойным делам и Разбойной избы. Для него карательная функция являлась основной. Создание Разбойного приказа и подчиненных ему органов на местах отвечало потребностям социально-политического развития страны, решало две задачи: усиление борьбы с преступностью, которая к XVI в. начала представлять весьма серьезную угрозу, и ограничение власти кормленщиков. Этому способствовало, прежде всего, совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Принятый в 1497 г. Судебник давал новую трактовку понятия «преступление», которое заключалось уже не в нанесении «обиды», а в действиях, направленных против существующего феодального строя и его интересов. Под понятием «лихое дело» подразумевалось особо опасное преступление и рецидив. В соответствии с Судебником увеличивалось число деяний, признаваемых уголовно наказуемыми. Расширялся и круг наказаний. Для усиления борьбы с преступностью были приняты не только законодательные, но и организационные меры.

Разбойный приказ стал центральным ведомством, возглавившим деятельность местных органов — губных изб, через которые вел борьбу с особо опасными преступниками. Прежде эти функции на местном уровне выполняли наместники и волостели — представители княжеской администрации, посылаемые в уезды и волости, на которые делилась территория государства, и получавшие за свою работу в качестве вознаграждения «кормление». Результативность деятельности кормленщиков была очень низкой. Рост преступности для них был даже выгоден, так как в случае поимки «лихих людей» они имели от суда дополнительные доходы. Кроме того, поскольку у них не было заинтересованности в обеспечении государственных интересов, они во всем искали личную выгоду. Всякого рода злоупотребления, взяточничество было обычным делом. В качестве меры, направленной на ослабление власти кормленщиков, Разбойная изба начинает посылать на места сыщиков для оказания помощи в расследовании наиболее важных дел. Однако власти была вынуждены вскоре признать неэффективность их деятельности. В губной Белозерской грамоте встречается первое упоминание о «боярах, которым разбойные дела приказаны». Эта грамота знаменательна тем, что является первым нормативно-правовым актом, предусматривавшим создание местных органов управления — губных изб на Белоозере. Цель, которую преследовало правительство, проводя реформу, заключалась в постепенном ограничении прав кормленщиков и предоставлении власти выборным органам. По губным грамотам преследование, ловля и казнь «лихих людей» в каждом округе («губе») возлагались на выборные органы. Белозерская и последующие губные грамоты подробно регламентируют порядок их формирования и деятельности, отражают изменения, произошедшие в уголовной политике государства.

В 1555-56 гг. была принята Уставная книга Разбойного приказа. С этого времени можно вести речь о системе органов борьбы с преступностью, поскольку была создана единая правовая основа, а Разбойный приказ выполнял функции центрального органа отраслевого управления. Он был «правительственным местом» или второй инстанцией по отношению к губным избам, ведал назначением на должности руководящего состава губных органов, занимался регулированием спорных вопросов, давал указания подчиненным органам, принимал отчеты об их работе. Но поскольку губные учреждения первоначально получили свое развитие в северных и северо-западных областях страны и только к 50-м годам XVI столетия начали создаваться почти повсеместно, то и сам Разбойный приказ до этого времени находился еще в стадии формирования, возглавляя деятельность губных органов на тех территориях, где они были созданы. Процесс преобразования боярской комиссии по разбойным делам в приказ совершался на протяжении первой половины — середины XVI в. и заключался в том, что в этот период наиболее четко определялась его сфера деятельности и компетенция. Шло формирование штата. С середины 50-х годов можно говорить об утверждении приказа и превращение его в ведомство, руководившее работой губных учреждений в масштабе всей страны. Из разных источников можно составить представление о компетенции приказа. В одном из них говорится, что Разбойный приказ имел в своем ведении «дела по искоренению разбоев, уголовный суд, тюрьмы и учреждение выборных губных властей». В записке для польского королевича Владислава, в Смутное время претендовавшего на московский престол, составленной около 1610 года, ведомство Разбойного приказа определено так: «Там бояре и дьяки сыскивают всех злодеев».

По мере расширения дел, подведомственным губным органам, расширялась и компетенция Разбойного приказа. По общеуголовным делам ему принадлежал высший суд над ведомыми лихими людьми и над шайками разбойников. В некоторых случаях приказ сам проводил расследование по особо важным делам. Сфера деятельности приказа распространялась на территорию московского уезда за исключением Москвы. В других городах действовали подведомственные Разбойному приказу губные органы. Губные старосты должны были отписывать о «животах» преступника, о лживых речах по обыску «семьями и заговорами» и про то, что узнали помимо обыскных речей о преступлении. При проведении выборов губных старост их присылали в Москву в Разбойный приказ, а уж здесь «приводити ко кресту по записи, какова запись о том в Разбойном приказе». Затем старосты направлялись для исполнения своих обязанностей, получая для руководства инструкции — «наказные памяти». На места им в помощь надирались целовальники, дьячки, тюремные сторожа, которые давали присягу на местах. Записи об их назначении посылались также в Разбойный приказ. Вопросы, связанные с разногласиями при выборах состава губных изб, Разбойный приказ решал либо утверждением выбранных, либо приказывал произвести новые выборы, либо по своему усмотрению назначал «губного старосту, по списку лучшего человека, без выборов».

Члены губного управления (старосты, целовальники, подьячие) были подсудны Разбойному приказу. В местах, где не было губных старост, предписывалось «губные дела ведать воеводам и приказным людям». С организационной точки зрения Разбойный приказ был центральным органом отраслевого управления. Во главе приказа, как правило, стоял боярин или окольничий, который назывался приказным судьей. Иногда допускалось наличие двух судей (или более), один из которых возглавлял приказ, а другие фактически занимались решением текущих вопросов. Состав и численность присутствия зависели от времени и обстоятельств. Решения по особо важным делам принимал судья, возглавлявший приказ. Впоследствии такие вопросы все чаще разрешались коллегиально. Спорные дела отправлялись на рассмотрение в вышестоящие инстанции — Боярскую думу и царю, приговоры которых являлись основой для дополнения и переработки Уставной книги Разбойного приказа. Борьбе с тяжкими преступлениями придавалось большое значение. Для повышения статуса Разбойного приказа ему не только предоставляли весьма широкие юридически закрепленные полномочия, но и назначали руководителями авторитетных людей. Известно, что в 1539 году во главе бояр, «которым разбойные дела приказаны», стоял боярин И. Д. Пеньков, в 1540 г. — московский наместник боярин И. В. Шуйский, в 1541 г. — боярин И. Г. Морозов. В 1623 году главой приказа стал народный герой Дмитрий Пожарский, который руководил им до 1636 г. Назначение на руководящие должности именно бояр объяснялось двумя причинами. Первая основывается на том, что до создания губных органов разбором дел, связанных с разбоями, занимались думцы. Вторая говорит о важности для господствующего класса дел, переданных в ведение губных органов. Товарищами (помощниками) бояр были преимущественно думные или простые дьяки. Сначала это были 1-2 человека, а к моменту наивысшего развития приказной системы их число увеличилось до 10. Штат дьяков возглавлял работу по делопроизводству, участвовал вместе с судьями в обсуждении дел и в вынесении по ним решений.

Если требовался «доклад» царю, то он вырабатывался под руководством дьяка, который присутствовал при самом докладе и делал «пометы», составлявшие впоследствии основу царского указа. Дьяки назначались из числа служилых людей — из рядового состава дворянства, иногда из лиц духовного звания и крупного купечества («гостей»). Позже правительство исключило из этого круга представителей духовного звания и «гостей». По своей образованности и профессионализму дьяки занимали ведущее положение. В начале деятельности центрального ведомства по борьбе с разбоями его дьячий аппарат не был четко определен. Дьяки совмещали свою деятельность в этом ведомстве с работой в других учреждениях. Это объясняется, прежде всего тем, что до губных реформ судом по разбойным делам ведали дворецкие. В отдельных случаях дворецкие и казначеи руководили работой губных органов в некоторых районах. Некоторые подписи и скрепы на губных грамотах принадлежат дьякам из областных дворцов и Большого дворца. Примером тому служит Белозерская губная грамота 1539 г. подписью Данилы Выродкова, являющегося в этот момент дьяком Тверского областного дворца. В подчинении дьяков в Разбойном приказе находились несколько десятков подьячих. Подьячие на три уровня по своему положению. Начинающие служили несколько лет «неверстанно», т.е. без жалования, на одни приношения просителей и выполняли технические работы по переписке документов. Затем их «верстали» — наделяли окладом, и подьячие переходили на средний уровень. Теперь им поручалось составление текста документов, наведение справок в архивах, уточнение данных и тому подобное. Со временем они могли дослужиться до звания старшего подьячего, а за особые заслуги — стать и должностными дьяками. Помимо перечисленных должностных лиц были и низшие исполнители разного рода поручений и обязанностей.

Разбойный приказ имел пыточную. За кремлевской стеной у Константиновской башни находился «застенок», где проводились допросы с пристрастием и пытки. Имелись тюремные дворы для задержанных преступников и подозреваемых в преступлениях, которых охраняли тюремные сторожа. В «черной палате» на 16 квадратных метрах содержались до 40-50 подсудимых и осужденных. Особо опасных преступников держали за решеткой. В Китай-городе, близ Варварских ворот, находился тюремный двор, представлявший собой большую тюрьму с несколькими отделениями — избами, вмещавшими до 1000 заключенных. На этот тюремный двор поступали преступники из разных приказов. Разбойный приказ, как и другие приказы, выступал и в роли полиции, и в качестве суда, и как исполнитель своих же «приговоров». По документам можно составить представление о формах и методах борьбы с преступностью. В начале XVI в. зародилась новая форма процесса — розыскная, которая постепенно вытеснила состязательную (обвинительную) форму. Ее суть заключалась в действиях, которые судья совершал по собственному почину для выяснения обстоятельств дела. Историк В. Линовский отмечает, что хотя Разбойному приказу и губным старостам не были подведомственны все преступления, но если принять во внимание, что разбой, татьба с поличным и злодеяния лихих людей сами по себе представляют соединение многих преступлений и более других аспространены, то можно утвердительно сказать, что большая часть из них подвергалась разбирательству порядком скорее розыскным, чем состязательным.

Для проведения следствия по делу применялся «лихованный обыск», включавший в себя, в зависимости от обстоятельств, распрос и повальный обыск — поголовный, массовый допрос. В качестве средства получения признания и выявления соучастников применялась пытка. Очная ставка проводилась для проверки показаний в присутствии оговорившего и оговоренного. Большую роль в процессе играло поличное, т.е. обнаружение у заподозреваемого вещественных доказательств. После проверки и оценки всех доказательств выносился приговор. Что касается наказаний, то для «лихих» людей это была смертная казнь — простая и квалифицированная. Широко применялись телесные и членовредительные наказания, лишение свободы. Проводилось клеймение преступников, совершивших наиболее тяжкие преступления.

События начала XVII в. требовали создания твердой власти на местах. Этим было обусловлено введение института воевод. Воеводы назначались Разрядным приказом, утверждались царем и Боярской думой и находились в подчинении того приказа, в ведении которого находился соответствующий город с уездом. Институт губных старост продолжал существовать. В их ведении находились не только разбойные дела, но и множество других преступлений, не связанных с разбоями и татьбой: душегубство, поджоги, совращение из православия, изнасилование, непочтение к родителям и т.д. На них иногда возлагался гражданский суд, сбор доходов, преследование кормчества, а при отсутствии воевод — исполнение их обязанностей. Таким образом, власть воевод и губных старост становилась однородной. На практике это выглядело так. Часть территории государства находилась под властью воевод, часть — под властью губных старост. В некоторых случаях на одной и той же территории присутствовали и губной староста и воевода. В Уложении 1649 г. говорится о независимости губных органов от воевод. На деле функции воеводы были шире, и они старались подчинить себе губных старост. Однако и тем и другим были свойственны злоупотребления, взяточничество, превышения должностных полномочий. Исходя из этого правительство не могло прийти к окончательному решению, кому из них отдать предпочтение. Этим объясняется непоследовательность принимающихся мер. Так, в 1661 г. воеводское управление было отменено, и вся власть перешла к губным старостам. В 1667 г. правительство решило восстановить институт сыщиков, которые становились начальниками губных старост в административном отношении. Часть функций губных органов была передана другим учреждениям. В 1679 г. губное правление отменили и восстановили воеводское. А в 1684 г. и губные органы были вновь восстановлены.

Указом 26 октября 1681 г. разбойные, убийственные и татиные дела из Земского приказа, ведавшего этими и другими делами на территории Москвы и Московского уезда, были переданы с 6 ноября 1683 г. переименовали в Сыскной. Через 8 лет, 2 ноября 1701 г., Сыскной приказ был упразднен, а дела отданы в те приказы, «в которых которые чинов расправою ведомы. » Оценивая деятельность Разбойного приказа и подведомственных ему органов губного управления как систему органов борьбы с преступностью, можно отметить как отрицательные, так и положительные ее стороны. Из-за отсутствия четкой организации и контроля со всеми вытекающими из этого последствиями и единообразия в территориальном делении и организации управления, ведомственной пестроты, неопределенности функций, и по многим другим обстоятельствам аппарат воевод и губных старост не справлялся в должностной мере со своими обязанностями, не мог решительно бороться с преступными проявлениями. В качестве положительного момента можно отметить то, что в процессе развития Разбойного приказа, просуществовавшего ни много, ни мало, а около двух столетий, сложилась единая правовая основа, способствовавшая созданию системы органов борьбы с преступностью. Губные органы имели все предпосылки для долговременного существования и с течением времени обнаружили явную тенденцию стать общесословными учреждениями. Итак, безусловно, одно — Разбойный приказ можно считать предшественником МВД.

Ко времени Избранной Рады относится усиление значения приказов как функциональных органов управления. Именно в середине XVI в. возникают важнейшие приказы. К ним относится Стрелецкий приказ. В 1550 г. отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Стрельцы за свою службу получали денежное жалование и находились в ведении Стрелецкого приказа.

Разбойный приказ 434

Предыстория

XVI век

В 1504 году в Москве были установлены рогатки, при которых находилась стража. Стража содержалась местными жителями. Город был разделён на районы, между которыми были построены ворота с решётками. Запрещалось перемещаться ночью по городу, или без освещения. Великий князь Иоанн Васильевич учредил разъезды по Москве для соблюдения безопасности.

Судебник Ивана IV передал дела «о ведомых разбойниках» под юрисдикцию губных старост. До этого Губные грамоты носили характер пожалования, и давались по челобитью самого населения. Губная грамота давала разрешение местному обществу самостоятельно ведать в области Губное дело.

В городах полицейские функции исполняли городничие, введённые вместо огнищан.

Разбойный приказ впервые упоминается в 1571 году и с той поры непрерывно существовал до XVIII века. С 1539 года в письменных источниках упоминаются в Москве бояре, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учреждённая для уничтожения разбоев, которые тогда усилились. Но так как разбои не прекращались, то временная комиссия обратилась в постоянную и таким образом явилась разбойная изба, или разбойный приказ.

XVII век

По указу от 14 августа 1687 года дела разбойного приказа были переданы Земским приказам.

Алексей Михайлович в апреле 1649 года издал Наказ до городского благочиния касающийся. По наказу в Белом городе была создана команда под руководством Ивана Новикова и подьячего Викулы Панова. Им были преданы пять решеточных «прикащиков» (то есть приказчиков) и один человек с 10 дворов с рогатинами, топорами и водоливными трубами. Отряд наблюдал за пожарной безопасностью и порядком.

Полицейских служителей в крупных городах называли Земские ярыжки. Земские ярышки (по правилам современной орфографии — ярыжки) в Москве одевались в одежду красного и зелёного цвета. В других городах цвет одежды мог быть другим. На груди у них были нашиты буквы «З» и «Я».

В 1669 году вместо Губных старост и Губных целовальников были повсеместно введены сыщики.

Приказ книгопечатного дела

Главная > Реферат >История

Прика́з книгопеча́тного де́ла — приказ, существовавший в допетровской России и управлявший печатным делом.

Возник, по всей вероятности, вместе с учреждением в 1558 году в Москве печатного двора, которым он и заведовал. Приказ также назывался «Приказ о Печатном дворе». «Приказ о Печатном дворе» упоминался в записных книгах с 1665 года по 1686 год.

Когда при царском дворе около 1680 года была заведена Симеоном Полоцким новая типография, названная верхней, то для заведования её был создан новый Приказ верхней типографии, существовавший недолго.

В 1699 году велено а Печатном приказе брать печатные пошлины.

С учреждением Святейшего Синода в 1721 году Приказ книгопечатного дела реорганизован в Контору Московской синодальной типографии. Конторы было две: В Москве и Санкт-Петербурге. Конторы просуществовали до 1763 года.

Гаврила Успенский. «Опыт повествования о древностях русских». Харьков, 1818 стр. 311

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ» в других словарях:

РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ — РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ, центральное государственное учреждение в 1571 1682. Ведал сыском и судом по крупным уголовным делам. Контролировал также деятельность губных учреждений. Образован из т. н. разбойной избы (1555 56). Преобразован в Сыскной приказ … Русская история

РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ — центральное правительственное учреждение в России с XVI в., ведавшее сыском и судом по уголовным преступлениям. Нередко термином «разбой» определялись и выступления против государственной власти. Бояре, ведавшие «разбойными делами», в документах… … Юридическая энциклопедия

РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ — центральное государственное учреждение 16 17 вв. в России. Ведал сыском и судом по крупным уголовным делам. Контролировал также деятельность губных учреждений … Большой Энциклопедический словарь

Разбойный приказ — центральное государственное учреждение 16 17 вв. в России. Ведал сыском и судом по крупным уголовным делам. Контролировал также деятельность губных учреждений. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

Разбойный приказ — Разбойный приказ один из органов управления Московского государства XVI XVII веков. С 1539 года упоминаются в актах бояре в Москве, которым разбойные дела приказаны. Неволин полагает, что это была временная комиссия, учрежденная для… … Википедия

разбойный приказ — центральное государственное учреждение XVI XVII вв. в России. Ведал сыском и судом по крупным уголовным делам. Контролировал также деятельность губных учреждений. В 1682 преобразован в Сыскной приказ. * * * РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ,… … Энциклопедический словарь

РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ — известен с 1555 г., ведал сыском и судом по крупным уголовным делам, контролировал деятельность губных учреждений; в 1711 г. преобразован в Сыскной приказ. Утверждал в должности губных старост (контролировал их деятельность), целовальников и… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Разбойный приказ — центральное правительственное учреждение в России, ведавшее в 16 17 вв. сыском и судом по уголовным преступлениям. Нередко термином «разбой» определялись и выступления против феодального гнёта. Бояре, ведавшие «разбойными делами», в… … Большая советская энциклопедия

Разбойный приказ — см. Приказы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

РАЗБОЙНЫЙ ПРИКАЗ — см. Приказы … Советская историческая энциклопедия

Разбойный приказ и его полицейские функции

Вся полнота верховной государственной власти, законодательной, исполнительной и судебной с середины XVI столетия сосредотачивается в руках царя. Все действия органов власти совершаются от имени царя и по царскому указу. Свою власть царь осуществлял непосредственно через Боярскую Думу и Приказ тайных дел (с 1646 года).

Функции государственного управления реализовывались через систему приказов — административно — судебных учреждений центрального и местного управления в Московском государстве. Становление приказов произошло в конце XV — начале XVI вв. Каждый приказ имел определенные функции, хотя четкого разграничения компетенций между ними не было. Многие приказы совмещали административные, судебные и финансовые функции.

Непосредственно Боярской Думе подчинялись Разрядный приказ, Поместный приказ и Посольский приказ. Этим трем приказам подчинялись все остальные приказы (кроме Дворцовых приказов и Патриарших приказов). Приказ Тайных дел подчинялся исключительно царю. Кроме того, царю и приказу Тайных дел подчинялись Дворцовые приказы. Свои приказы имел и Патриарх Московский и всея Руси, которые подчинялись только ему.

Возглавляли приказы судьи из числа бояр, окольничьих, а также дьяков и думных дворян. Приказная система ликвидирована с образованием в первой четверти XVIII века коллегий в связи в проведением петровских «реформ».

В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни число центральных ведомств быстро росло. В XVII в. существовало до 80 – 90 приказов, но постоянных – вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год – другой, исчезали.

Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Чересполосица, запутанность в приказном управлении сильно мешали делу. Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел; с другой – давили, как пресс, на органы местного, в том числе и особенно выборного управления.

Ряд приказов имел общегосударственную компетенцию. Это в первую очередь группа административных учреждений. Первое место среди них принадлежало Разрядному приказу, или Разряду. Он разряжал, или наряжал, т.е. распределял, назначал служилых людей по отечеству – дворян и детей боярских – на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам. Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями центра европейской России, где располагались земельные владения феодалов. Он наделял дворян землей, в соответствии с «окладом», назначенным Разрядом. Ямской приказ обеспечивал организацию ямской гоньбы – почтовой связи для нужд государства. Казенным каменным строительством, заготовкой для него материалов занимался Приказ Каменных дел. Три приказа ведали финансами. Приказ Большого прихода собирал через своих представителей на местах таможенные доходы, наблюдал за мерами длины и веса. Приказ Новой четверти, или Новая четь, ведал кабацкими соборами в Москве и южных городах, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака. Приказ Большой казны имел широкие полномочия: в его подчинении были казенная промышленность и торговля, чеканка монеты, а с 1680 г. таможенные и кабацкие сборы.

Некоторые приказы занимались судебными делами. Разбойный разбирал дела об убийствах, разбоях, кражах по всей стране, кроме Москвы; Земский ведал уголовными делами, а также осуществлял полицейские функции в столице. Суд над отдельными группами населения или на определенной территории вершили другие приказы. Политические, должностные преступления тоже разбирались в разных учреждениях.

Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Пять из них, так называемые четверти – Владимирская, Галнцкая, Костромская, Новгородская (Нижегородская) и Устюжская – собирали налоги, осуществляли управление и суд на определенной территории. Всем Поволжьем, землями бывшего Казанского и Астраханского ханств управлял Приказ Казанского дворца. Он же ведал землями Сибири, присоединение которой началось с конца XVI в. и продолжалось в следующем столетии. В 1637 г. для управления Сибирью учредили специальный Сибирский приказ. В него поступал ясак – налог мехами или деньгами.

В Челобитенном приказе судились начальники, дьяки, подьячие, сторожа самих приказов. Он же выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам всех остальных приказов. Приказ как бы стоял над другими учреждениями. Сходные, но более широкие функции имел Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод; ему же подчинялось все хозяйство царской фамилии. Существовал он, правда, недолго: с 1654 до смерти Алексея Михайловича (1676).

В 1621 г. возник Приказ счетных дел, который проверял доходы и расходы всех приказов. Это учреждение, как и приказы Тайный, Челобитенный, осуществляло надзор, контроль за другими приказами.

Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора. Приказ Большого дворца управлял дворцовым хозяйством в столице, дворцовыми волостями и селами по всему государству. В Казенном приказе (дворе) хранилась вещевая казна монарха. В Конюшенном приказе наблюдали за царскими конюшнями и мастерскими, изготовлявшими кареты, сани, упряжь для царских выездов.

Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа. Он же собирал со всей страны налоги на выкуп пленных: полоняничные деньги. Ему подчинялись донские казаки, служилые татары, перешедшие на русскую службу после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири, а также учреждения, которые власти создавали для управления присоединенными к России землями: приказы Малороссийский, Великия России, княжества Смоленского и др.

Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции. Разрядный приказ, главный из них, руководил военными операциями. Другие приказы – Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский и Казачин – ведали специальными родами войск.

Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти.

В последней четверти столетия стало почти обычаем объединять приказы в группы. Одну из них составляли Посольский, Новгородский, Владимирский, Галицкий, Устюжский, Малороссийский, Великия России и Смоленский. В другую входили Большой приход, Большая казна и Новая четь. В третью – Костромская четь и Стрелецкий. В четвертую – Пушкарский и Рейтарский. Это были опыты, попытки не очень удачного упрощения громоздкой приказной машины. Они подготовили реформу центрального управления, проведенную при Петре.

Читайте так же:  Мактама нотариус