Протест прокурора структура

Протест прокурора структура

Мосгордума удовлетворила протест прокурора столицы на положения закона, регулирующие назначение на должности государственной гражданской службы без проведения конкурса

Сегодня, 21 мая 2014 года Московская городская Дума рассмотрела протест прокурора города Сергея Куденеева на ч.5 ст.4 Закона города Москвы от 25.12.2013 № 72 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы» (далее – Закон города Москвы № 72).

Протест был принесен ввиду противоречия этой нормы федеральному законодательству.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации регулируются Федеральным законом.

Статьей 22 данного Федерального закона, ст.18 Закона города Москвы «О государственной гражданской службе города Москвы» предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых назначение на должности гражданской службы осуществляется без проведения конкурса.

Однако, вопреки указанным требованиям ч.5 ст.4 Закона города Москвы № 72 предоставляет право муниципальным служащим, высвобождаемым в связи с прекращением осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы и изменением структуры исполнительно-распорядительных органов муниципальных округов в соответствии с решениями представительных органов муниципальных округов, в обязательном порядке быть принятыми на аналогичные должности государственной гражданской службы города Москвы без проведения конкурсных процедур.

Подобного основания для внеконкурсного назначения на должности гражданской службы действующее законодательство не предусматривает.

Депутаты Московской городской Думы с позицией прокурора согласились. Протест удовлетворен, комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению поручено подготовить соответствующие изменения.

Полномочия прокурора по обжалованию постановлений по делам об административном правонарушении

В соответствии с ч.1 ст. 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее Кодекс), не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно частям 1 и 2 ст. 30.11 Кодекса, вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором.

Право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов Российской Федерации и их заместителям, Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям.

При этом следует иметь ввиду, что основаниями для отмены судебного постановления являются существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Данный термин в указанном Кодексе отсутствует. Однако, как вытекает из содержания ст.ст. 25-29 Кодекса, существенным нарушением процессуальных норм следует признавать, во-первых, такие нарушения, которые путем ограничения, стеснения гарантированных законом прав участников производства по делу об административном правонарушении при рассмотрении дела или иным путем помешали судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Например, дело об административном правонарушении не было прекращено, несмотря на наличие обстоятельств, исключающих производство по делу; дело рассмотрено в отсутствие лица, хотя по закону его участие обязательно, или дело рассмотрено судьей (должностным лицом), являющимся родственником лица, в отношении которого ведется дело, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица и т.д.

Во-вторых, при необходимости применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания. В этом случае постановление может быть отменено только по жалобе потерпевшего. Наличие в деле жалоб других участников производства по делу об административном правонарушении не может служить основанием для отмены постановления.

В-третьих, при отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности. Если судом выносится такое решение по результатам рассмотрения жалобы, то следует обращать внимание, что постановлено в прямую зависимость наличие установленного факта вынесения постановления при рассмотрении дела неправомочным судьей, органом, должностным лицом. Под неправомочными лицами понимается судья, должностное лицо, не наделенное полномочиями по рассмотрению дела об административном правонарушении. Виды конкретных дел, рассматриваемых должностными лицами, определены в главе 23 Кодекса.

Например, постановлением инспектора ДПС ГИБДД при УВД г. Уфы гражданин Федоров за нарушение п.8.4 Правил дорожного движения РФ был привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 12.14 Кодекса.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Уфы указанное выше постановление по жалобе Федорова отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.

Заместителем прокурора РБ по результатам рассмотрения жалобы потерпевшего Петрова, которому данным административным правонарушением причинен имущественный вред, на состоявшееся судебное постановление был принесен протест в порядке надзора.

Председатель Верховного суда РБ, рассмотрев протест заместителя прокурора РБ, отменил данное решение суда по следующим основаниям.

Главой 25 Кодекса определены участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности.

В соответствии со ст. 25.2 Кодекса Петров по данному административному делу является потерпевшим. В силу этого он наделен правом давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, участвовать в судебном разбирательстве и пользоваться другими процессуальными правами. Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции РФ, может считаться соблюденным лишь в случае, если участник производства по делу был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания.

Петров о времени и месте рассмотрения дела не был извещен.

Кроме того, жалоба Федорова Орджоникидзевским районным судом г. Уфы к своему производству принята с нарушением правил подсудности.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.1 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление о привлечении Федорова к административной ответственности вынесено сотрудником ДПС ГИБДД при УВД г. Уфы, которое находится на территории Октябрьского района г. Уфы, следовательно, и жалоба Федорова должна была рассматриваться Октябрьским районным судом г. Уфы.

Постановлением Председателя Верховного Суда РБ решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы отменено, дело направлено на новое рассмотрение по подсудности в Октябрьский районный суд г. Уфы.

Таким образом, право прокурора приносить протест, в том числе и на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, прямо предусмотрено нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно ст. 25.11 Кодекса, в силу которой прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Читайте так же:  Налог на добавленную стоимость характеристика элементов налога

Протест, представление, постановление, предостережение прокурора в порядке общего надзора

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Одной из основных функций прокуратуры является осуществление от имени Российской Федерации надзора за исполнением действующих на ее территории законов.

Цель надзора – обеспечить верховенство закона, укрепить законность, обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. органами военного управления. органами контроля. их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов – общий надзор.

В ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлены полномочия прокурора в сфере общего надзора. Полномочиями прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов. организовывать проверки и проводить ревизии.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона поднадзорными органами и должностными лицами:

— освобождает своим постановлением лиц, назаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

— опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

— вносит представления об устранении нарушений закона.

В 1999 году перечень форм прокурорского реагирования дополнен предостережением о недопустимости нарушения Закона.

Протест прокурора (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования на противоречащий закону акт управления (законодательный акт) должностного лица(законодательного органа). в котором содержится юридически обоснованное требование об отмене незаконного акта либо привидении его в соответствии с законом.

Протест прокурора приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему лицу, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

Данный протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании.

При исключительных обстоятельствах. требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом.

Протест состоит из вводной. описательной и резолютивной частей.

Представление прокурора об устранении нарушений закона (ст.24 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на выявленные правонарушения, в котором содержатся юридически обоснованное требование об устранении данных правонарушений.

Внесение представлений направлено на устранение выявленных правонарушений и обстоятельств, способствующих им, и их предупреждение в будущем.

Представление прокурора об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Оно подлежат безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

О несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор информирует Президента РФ.

При рассмотрении представления коллегиальным оганом прокурору сообщается о дне заседания данного органа.

Представление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Постановление прокурора (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на общественно опасное деяние или административный проступок, в котором содержится юридически обоснованное мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Виды постановлений прокурора: постановление о возбуждении уголовного дела и постановление о производстве об административном правонарушении.

Решение о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Если в деянии лица содержатся признаки общественно опасного деяния, признаваемого преступлением, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела.

Постановление о возбуждении уголовного дела выносится в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.

В случае же. если деяние должностного лица носит характер административного проступка, прокурор принимает решение о привлечении данного лица к административной ответственности. о чем выносится мотивированное постановление.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении прокурор направляет в тот орган или тому должностному лицу, которые вправе принимать решение о применении соответствующего взыскания. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Предостережение о недопустимости нарушения закона (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») — акт реагирования прокурора на наличие, сведений о готовящихся противоправных действиях. в котором содержится юридически обоснованное требование о недопущении нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закон выносится в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Данное предупреждение объявляется в письменной форме должностным лицам. в отношении которых оно вынесено.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Предостережение может быть сделано правонарушителю наряду с постановкой вопроса о его материальной, дисциплинарной или административной ответственности.

При несогласии с предостережением оно может быть обжаловано лицом, которому объявлено предостережение, вышестоящему прокурору. О вынесении предостережения прокурор вправе сообщить администрации по месту работы, учебы, по месту жительства лица, которому оно объявлено.

Предостережение состоит из вводной. описательной и резолютивной частей.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, по осуществлению надзора за исполнением закона подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Умышленное невыполнение требований прокурора, изложенных в перечисленных актах, влечет наложению штрафа в размере до 50 минимальных размеров оплаты труда. Штрафу в размере 10 минимальных размеров оплаты труда может быть подвергнуто, кроме того, должностное лицо. не явившееся (без уважительных причин) по вызову прокурора для дачи объяснений.

Читайте так же:  Заявление о подачи на алименты образец

Акты прокурорского реагирования

Акт прокурорского реагирования – письменный документ, содержащий необходимые реквизиты, предусмотренные ФЗ «О прокуратуре», подписанный прокурором или его заместителем, и содержащий определенные требования поднадзорному субъекту.

Протест – акт прокурорского реагирования, который выносится прокурором в случаях выявления незаконного правового акта. Вносится в орган или должностному лицу, который принял незаконный правовой акт или в вышестоящий орган/вышестоящему должностному лицу, которые уполномочены незаконный правовой акт отменить.

Протест подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок, а в случаях, если протест внесен в коллегиальный орган, то подлежит рассмотрению на ближайшем заседании коллегиального органа. Поднадзорный субъект обязан в установленный законом срок рассмотреть протест и дать ответ в письменном виде прокурору, но при этом поднадзорный субъект вправе мотивировано не согласиться с требованиями прокурора и в письменном виде обосновать почему он считает принятый правовой акт законным и обоснованным. Прокурор вправе привлечь поднадзорный субъект к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП за умышленное неисполнение требований прокурора только в случаях, если поднадзорный субъект в письменном виде в установленный законом срок не ответил прокурору. В случаях, не терпящих отлагательств, прокурором может быть установлен сокращенный срок для рассмотрения протеста.

Структура протеста, как документа, состоит из 4-х частей:

1. Вводная (указывается в какой орган или какому должностному лицу вносится протест; указываются реквизиты прокуратуры, от имени которой вносится протест; исходящие номер и дата; наименование «ПРОТЕСТ НА НЕЗАКОННЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ»)

2. Описательная (указывается, когда и каким органом принят незаконный правовой акт)

3. Мотивировочная (обосновывается незаконность принятого правового акта полностью или в части со ссылкой на Конституцию и ФЗ, которым данный правовой акт противоречит; указывается в какой части противоречит; при необходимости обосновывается противоречие правового акта путем доктринального толкования. Данной части прокурор должен уделить особое внимание, поскольку протест должен отвечать принципу убедительности)

4. Резолютивная (начинается со слов: «На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 23 ФЗ «О прокуратуре», требую рассмотреть протест в установленный законом срок и дать ответ в письменной форме». Данное требование является императивным; во второй части (носит ограниченно-императивный характер) прокурор предлагает поднадзорному субъекту отменить или привести в соответствие с федеральным законодательством оспариваемый правовой акт полностью или в части)

Протест заканчивается подписью прокурора или его заместителя с указанием должности и классного чина.

Представление – комплексный акт прокурорского реагирования, который вносится в орган или должностному лицу, уполномоченному устранить выявленные нарушения закона. Представление, как правило, вносится на незаконные действия/бездействие органов и должностных лиц, но может вноситься и на незаконные правовые акты. По результатам прокурорских проверок, как правило, выносится один акт прокурорского реагирования, именуемый представлением, даже если выявлено множество нарушений закона в форме действия/бездействия, принятия незаконных правовых актов. В этом и проявляется его комплексность.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, а в месячный срок должны быть приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона. Представление подписывается либо руководителем соответствующей прокуратуры, либо его заместителем.

Вместе с тем, ГПК, АПК предусматривает возможность подачи прокурором ненадзорного представления. Данный вид представления подается на не вступившие и вступившие в законную силу судебные акты, в случае если прокурор не согласен с решением или приговором суда.

Виды ненадзорных представлений: апелляционное, кассационное представление, представление в порядке надзорной инстанции.

Постановление. Могут выноситься в рамках уголовного процесса и в рамках КоАП.

В рамках уголовного процесса прокурор, в случае выявления признаков состава преступления, выносит постановление о направлении материалов проверки в следственный орган для решения вопросов о возбуждении уголовного дела. Данное постановление прокурора приравнивается к заявлению о преступлении и подлежит обязательному рассмотрению.

Постановление в рамках КоАП – постановление прокурора о возбуждении административного производства. В случае выявления признаков административного проступка, прокурор вправе вынести постановление о возбуждении административного производства с последующей передачей материалов дела в уполномоченный орган или должностному лицу для привлечения к установленной законом ответственности. Прокурор вправе возбудить административное производство по любому составу, указанному в КоАП.

Предостережение вносится должностному лицу, если имеются проверенные данные о готовящемся правонарушении со стороны указанного должностного лица. Предостережение в обязательном порядке вручается лично, как правило, в органах прокуратуры, в целях повышения профилактического эффекта. В предостережении прокурор отражает возможные негативные последствия, в случае, если должностное лицо продолжит совершение противоправных действий. Оно также подписывается руководителем прокуратуры либо его заместителем. В отношении предостережения есть отдельный документ Генерального прокурора, который устанавливает его структуру, образец

Требование. В случаях выявления в правовом акте признаков корруциогенности прокурор вправе вынести требование об исключении каких-либо пунктов, норм из правового акта, содержащих данные признаки. Требование подлежит рассмотрению в 10-дневный срок и все остальное аналогично протесту.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

25. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА

25. ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОКУРОРА ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИИ ЗАКОНА

Протест прокурора применяется в тех случаях, когда в процессе осуществления прокурорского надзора за соответствием законам правовых актов, издаваемых объектами надзора, выявляются приказы, распоряжения, постановления и иные акты, полностью или частично не соответствующие Конституции РФ и иным законам РФ.

Содержание рассматриваемого средства прокурорского реагирования заключается в требовании прокурора полностью или частично отменить противоречащие (несоответствующие) закону акты, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, обращенное к должностному лицу или органу, издавшему (принявшему) незаконный акт либо к вышестоящему органу или должностному лицу, компетентному отменить такой акт, либо суду в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Правом принесения протеста наделены прокурор и его заместитель.

Протест приносится в письменном виде.

Принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта.

Протест подлежит рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания этого органа необходимо сообщить прокурору.

До рассмотрения протеста он может быть отозван прокурором, его принесшим.

О результатах рассмотрения протеста в письменной форме незамедлительно сообщается прокурору.

Если протест не рассмотрен в установленный законом срок либо, по мнению прокурора, необоснованно отклонен, прокурор обращается в суд общей юрисдикции или арбитражный суд с заявлением о признании правового акта недействительным.

Читайте так же:  Налог на имущество по рт

Представление прокурора об устранении нарушений закона предполагает право и обязанность прокурора или его заместителя требовать устранения выявленных в процессе осуществления прокурорского надзора фактов неисполнения или ненадлежащего исполнения требований закона объектами надзора, которые причинили или создали реальную угрозу интересам личности, общества или государства, обращенное к органам, организациям, учреждениям или должностным лицам, обладающим правомочием устранить выявленные нарушения закона.

Представление имеет письменную форму. Представление должно быть юридически обоснованным, достоверным, грамотным, конкретным, исчерпывающим. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах в письменной форме сообщается прокурору.

40.Предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона.

Предостережение о недопустимости нарушения закона

Выносится на основании ст.25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Предостережение выносится в целях предупреждения правонарушителей при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Смысл предостережения – состоит в том, что лицу, которое готовится совершить правонарушение, разъясняется ответственность за подобные действия, т.е. лицо под роспись предупреждается о недопустимости совершения правонарушения. Если лицо впоследствии совершает правонарушение, оно подвергается ответственности.

Предостережение выносится только должностным лицом (юридическими и физическими лицами предостережения выноситься не могут).

 порядок применения предостережения

установлены Указанием генерального прокурора № 39/7 от 6 июля 1999 г.

«О применении предостережения о недопустимости нарушения закона»

В прокуратуре применяются готовые бланки.

1) вступительная часть:

— кем вынесено предостережение

2) описательная часть (описание событий)

3) заключительная часть (лицо предупреждается о недопустимости совершения правонарушения под угрозой применения к нему соответствующих мер государственного воздействия).

Статья 25.1. Предостережение о недопустимости нарушения закона

41. Прокурорский надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации. Согласно Конституции России деятельность органов прокуратуры в субъектах Федерации в определенной мере регламентируется Конституциями и уставами (основными законами) этих субъектов Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным законом о прокуратуре, деятельность прокуратуры регулируется указами Президента РФ.

В пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ также регулирует различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры путем принятия приказов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с Конституцией РФ, прокуратура и законодательство о прокуратуре относятся к исключительному ведению Российской федерации (п.«о» ст. 71). Поэтому все иные способы и средства нормативной регламентации каких-либо аспектов организации и деятельности прокуратуры РФ в случае их противоречия, несоответствия закону недействительны и не подлежат применению, приостанавливаются или отменяются в установленном порядке.

В ст. 129 Конституции РФ определены только общие вопросы организации

прокурорской системы и порядка назначения на должность Генерального

прокурора РФ и прокуроров субъектов федерации. Согласно этой статье,

прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением

нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от

должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры

субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее

субъектами. Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ сделано лишь

одно исключение из правила (п. «о» ст. 71), когда законодательством

субъекта Федерации должно быть определено, с какими органами власти

субъектов Федерации и в каком порядке производится такое согласование.

Следовательно, законодательство (конституции и уставы (основные законы)

субъектов Федерации в части, определенной Конституцией РФ только по

вопросу согласования с Генеральным прокурором РФ назначения предлагаемой

им кандидатуры прокурора субъекта Федерации, относится к составу правовых

основ деятельности прокуратуры РФ.

Конституциями, уставами (основными законами) различных субъектов

Федерации этот вопрос регламентируется не единообразно. Так, в

соответствии с Уставом Ставропольского края прокурор края назначается на

должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с Государственной

Думой и губернатором края (ст. 71); по Уставу Курганской области —

прокурор области назначается Генеральным прокурором РФ по согласованию с

органами государственной власти области (ст. 130); в Липецкой области — по

согласованию с областным Собранием депутатов и администрацией области (ст.

143). В Уставе (основном законе) Оренбургской области определено, что

прокурор области назначается Генеральным прокурором РФ (п. 2 ст. 92).

22. Протест прокурора на противоречащие закону правовые акты. — alekssandrs Jimdo-Page!

В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» «прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федера­ции. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, проку­рор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, при­несшему протест. Протест до его рассмотрения может быть отозван принесшим его лицом». Протест прокурора представляет собой одно из основных правовых средств реагирования проку­рора на выявленные нарушения закона. Протест приносится на правовой акт в случае его противоречия закону. В нем заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведении акта в со­ответствие с действующим законодательством либо его отмене. Сфера применения протеста ограничена только правовыми актами. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного само­управления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Определение органа, в который приносится протест, производится прокурором исходя из кон­кретных обстоятельств, характеризующих состояние законности в органе, издавшем незаконный право­вой акт, содержание установленных в акте противоречий и актуальность их устранения, масштабы рас­пространенности нарушений, представленных в подлежащем опротестованию акте. Протест приносится в орган, издавший противоречащий закону правовой акт, при наличии данных о реальности серьезного и ответственного подхода к его рассмотрению.

В законе форма протеста не определяется, однако в практике прокурорского надзора, по существу, един­ственной признается письменная форма. Его обяза­тельными реквизитами являются:

— точное название органа, в который приносится протест;

— наличие акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону;

— конкретное название закона и его положений, в противоречие с которым вступил опротесто­ванный акт;

— обстоятельства, дающие основание для вывода о его незаконности;

— четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста;

— подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.