Программа педагога дополнительного образования требования

Программа педагога дополнительного образования требования

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей

Образовательная программа должна включать в себя следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Информационное обеспечение образовательной программы.

Титульный лист включает:

наименование образовательного учреждения, реализующую образовательную программу;

должность и Ф.И.О. ответственного работника ОУ, утвердившего образовательную программу;

дату утверждения образовательной программы;

название образовательной программы;

возраст детей, на которых рассчитана программа;

срок ее реализации;

Ф.И.О., должность автора образовательной программы;

название города, населенного пункта;

год составления образовательной программы.

Пояснительная записка раскрывает:

образовательную область и предмет изучения;

новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;

цель и задачи образовательной программы;

отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области;

возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;

продолжительность реализации образовательной программы;

формы и режим занятий;

формы проведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, и т.д.)

Цели и задачи образовательных программ должны быть выстроены в определенной последовательности:

Образовательные программы должны обеспечивать:

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой отечественной культуры;

целостность процесса психологического и физического здоровья детей;

взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Образовательные программы могут быть следующих уровней:

начального общего образования;

основного общего образования;

среднего полного общего образования.

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:

принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);

формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, походы и т.д.)

методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.)

средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на объединение обучающихся).

Учебно-тематический план образовательной программы включает:

перечень разделов тем;

количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;

формы занятий, планируемые по каждой теме (игра, беседа, дискуссия, поход, экскурсия, конкурс, и т.д.)

формы подведения итогов по каждой теме.

Содержание изучаемого курса раскрывается через:

краткое описание тем или разделов;

краткую характеристику форм занятий по каждой теме;

описание методического обеспечения каждой темы (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

Информационное обеспечение образовательной программы включает:

перечень видео-аудио продукции (компакт-дисков, видео-аудио кассет).

Содержание образовательных программ должно соответствовать:

достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

определенному уровню и направленностям дополнительных образовательных программ;

целям и задачам образовательных УДО детей;

современным образовательным технологиям.

Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

Программа педагога дополнительного образования требования

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ, санитарно-эпидемиологическими требованиями образования детей (СанПиН 2.4.2. 2821-10 (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29декабря 2010 г. № 189), приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом учреждения, примерными требованиями к программам дополнительного образования детей и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов.

1.2. Рабочая программа (далее — Программа) — нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание изучения и преподавания курса дополнительного образования детей, основывающийся на примерной или авторской образовательной программе.

2. Цели и задачи Программы

2.1. Целями и задачами Программы, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

2.1.1. Достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

2.1.2. Соответствующему уровню образования (начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

2.1.3. Направленностям дополнительных образовательных программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической);

2.1.4. Современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении).

3. Содержание рабочей программы дополнительного образования детей

3.1. Содержание Программы должно быть направлено на:

3.1.1. Создание условий для развития личности ребенка;

3.1.2. Развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

3.1.3. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

3.1.4. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

3.1.5. Профилактику асоциального поведения;

3.1.6. Создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграцию в системе мировой и отечественной культур;

3.1.7. Укрепление психического и физического здоровья детей;

3.1.8. Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

4. Технология разработки рабочей программы.

4.1. Рабочая программа составляется педагогом дополнительного образования по определенной направленности дополнительного образования детей, на учебный год.

5. Структура рабочей программы.

5.1. Структура Программы является формой представления курса как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

5.1.1. Титульный лист (Приложение)

5.1.2. Пояснительную записку.

5.1.3. Учебно-тематический план.

5.1.4. Календарно-тематический план.

5.1.5. Содержание изучаемого курса.

5.1.6. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

5.1.7. Список литературы (основной и дополнительной).

6. Оформление и содержание структурных элементов рабочей программы дополнительного образования детей

6.1. На титульном листе рекомендуется указывать:

6.1.1. Наименование образовательного учреждения;

6.1.2. Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

6.1.3. Название дополнительной образовательной программы;

6.1.4. Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

6.1.5. Срок реализации дополнительной образовательной программы;

6.1.6.Количество часов в неделю;

6.1.7 Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы, категория;

6.1.8. Год разработки дополнительной образовательной программы.

6.2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

6.2.1. Направленность дополнительной образовательной программы;

6.2.2. Новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

6.2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы;

6.2.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

6.2.5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

6.2.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

6.2.7 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

6.2.8. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

6.3. Учебно-тематический план должен содержать:

6.3.1. Перечень разделов и тем;

6.3.2. Количество часов по каждой с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

6.4. Календарно-тематический план дополнительной образовательной программы должен содержать:

6.4.1. Перечень разделов, тем;

6.4.2. Количество часов по каждой.

6.4.3. Планируемая и фактическая даты проведения занятия.

6.5. Содержание программы дополнительного образования детей отражается через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

Читайте так же:  Комплектность товара договор поставки

6.6. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

6.6.1. Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

6.6.2. Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

6.6.3. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6.7. Список литературы — структурный элемент программы, включающий перечень использованной автором литературы. Элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию.

7. Оформление рабочей программы.

7.1. Текст набирается в текстовом редакторе шрифтом Times New Roman, или сходным по начертанию, кегль 12-14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.

7.2. Примерное календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы:

Педагогическая целесообразность программы дополнительного образования

Дополнительное образование — это часть системы непрерывного обучения, направленная на удовлетворение потребности человека в интеллектуальном, духовном, нравственном, профессиональном и физическом совершенствовании. Программы ДОД бывают образовательного и рабочего типа, оба они реализуются на благо человека и государства.

Как составляется образовательная программа

Образовательная программа разрабатывается согласно «Примерным требованиям к программе ДО детей» и оформляется в соответствии с нормативами ГОСТа, перечисленными в приложении к письму N 06-1844 Департамента молодежной политики, воспитания и поддержки детей Минобрнауки от 11 декабря 2006 года.

Она должна быть:

  • Современной. Актуальность – основной критерий, ориентированный на эффективное решение насущных проблем.
  • Прогнозируемой. Цели и действия должны отражать сегодняшние и потенциально возможные в будущем требования.
  • Рационалистичной. Обозначать цели и возможные способы их достижения.
  • Целостной. Полнота комплекса мероприятий, нужных для решения поставленных задач.
  • Реалистичной. Предполагаемые шаги для достижения желаемого должны соответствовать условиям работы образовательной организации.
  • Контролируемой. Документ отражает не только результаты и их возможные параметры, но и способы проверки промежуточных, а потом и конечных достижений.
  • Корректируемой.
  • Вариативной.

Программа дополнительного образования состоит из четырех блоков:

  1. Концептуального, содержащего введение и пояснительную записку.
  2. Контрольно-методического, где указаны прогнозируемые результаты, варианты диагностики и мониторинга.
  3. Учебного, состоящего из тематического содержания и определения стиля и методов выполнения задуманного.
  4. Справочного со списком литературных источников для преподавателей и родителей, оформленного согласно ГОСТу.

Структура образовательной программы ДО выглядит так:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительная записка.
  3. Проект обучения и его тематика.
  4. Содержание.
  5. Методические материалы.
  6. Список литературных источников.
  7. Приложение.
  • Тезаурус.
  • Методички с краткими конспектами уроков, пособия и рекомендации.
  • Описание способов индивидуальной работы со школьниками.
  • Планы воспитательной работы и занятий.
  • Критерии мониторинга.

Стандарты оформление программы дополнительного образования:

  1. Текст набирается в приложении Word шрифтом Times New Roman 12-14 размера, с одинарным межстрочным интервалом на листах формата А4. Таблицы вставляются прямо в текст.
  2. На титульной странице указывается название организации, кто, где и когда утвердил программу, ее наименование, возраст участников, время на реализацию, фамилия и инициалы, должность и звания педагога, полное наименование территории, где используется, год создания.
  3. Пояснительная записка раскрывает цели программы, принципы выбора структуры изложения предметов, содержит характеристику форм взаимодействия с учениками, а также условия реализации программы дополнительного образования до достижения желаемого результата.

Виды программ:

  • Типовая, или примерная, — утверждается отделами образования и рекомендуется в качестве образца.
  • Адаптированная либо модифицированная — формируется на основе примерной или типовой методик, измененных педагогом под влиянием специфики учебного заведения, возраста, степени подготовки и личностных особенностей учеников, режима и длительности освоения материала.
  • Авторская — включает порядка 70 % новаторского материала с изложением содержания уроков, методов, приемов и форм реализации предмета. Сопровождается двумя независимыми рецензиями.
  • Экспериментальная.
  • узкопрофильным — отражающим один вид деятельности или единственное направление обучения;
  • интегрированным — охватывающим смежные научные области;
  • комплексным — состоящим из нескольких видов и направлений работ, объединенных в одно целое;
  • сквозным — базированным на материале, соответствующем возрасту и физическому состоянию учеников, их количеству в коллективе;
  • модульным — составленным из самостоятельных блоков.
  • Объяснительно-иллюстративный — процесс, в ходе которого дети воспринимают и усваивают подготовленную заранее информацию.
  • Репродуктивный — воспроизведение полученных знаний и усвоенных способов работы.
  • Частично поисковый — обучающиеся принимают активное участие в групповом поиске, решают поставленные задачи вместе с педагогом.
  • Исследовательский — освоение способов научного познания и методов самостоятельного творчества.

Для разных возрастных категорий применимы соответствующие типы образовательной деятельности. Детям в 7-10 лет будут интересны сюжетно-образные игры, экскурсии, практикумы в группах. В 11-12 лет — коллективные занятия, беседы и мастер-классы. С 12 до 15 школьники нуждаются в практических уроках, самостоятельной работе, групповой творческой игре — во всем том, что называется досуговыми программами дополнительного образования.

Определение результативности

Ожидаемый итог – это четкая характеристика полученных учеником знаний, способностей и умений, которыми он овладел за время посещения учреждения дополнительного образования.

Результат должен быть соотнесен с учебными задачами и целями, направленностью программы ДО, в которой прописываются компетенции, намеченные для овладения к завершению каждого периода обучения. В конце и середине года педагог должен проверить, подтвердился ли прогноз одним из трех методов:

  • наблюдением;
  • мониторингом результатов;
  • анализом.

Рабочая программа дополнительного образования служит обязательным ориентиром для определения объема, порядка, содержания преподавания в детских учреждениях. Она основывается на авторском или примерном плане педагогической деятельности внешкольного объединения и разрабатывается с учетом:

  • культурных достижений, традиции и самобытности регионов;
  • уровня образования;
  • его направленности;
  • современных педагогических технологий;
  • доступных методов контроля;
  • способов управления образовательным процессом;
  • имеющихся средств обучения.

Структура, смысл пунктов и оформление рабочей программы ДО выписывается по аналогии с общей программой. Немного шире выглядит пояснительная записка, куда необходимо внести несколько позиций, не отраженных в основном документе:

  • черты, отличающие его от принятых ранее планов;
  • новизна;
  • способы демонстрации результатов работы коллектива: соревнования, фестивали, конкурсы, концерты, выставки, симпозиумы, конференции.

В пояснительной записке желательно указать порядок реализации программы дополнительного образования.

Этапы принятия РП ДО:

  • Обсуждение на заседании педсовета.
  • При необходимости — проведение независимой экспертизы.
  • Утверждение директором учреждения.

Как выглядит рецензия

Перед тем как готовая образовательная программа ДО попадет на подпись к руководителю учебного учреждения, она должна пройти экспертную проверку. Чаще всего достаточно одобрения замдиректора, иногда требуется оценка профильного специалиста. В этом случае пишется рецензия, которая включает:

  1. Заголовок.
  2. Характеристику рецензируемой работы.
  3. Актуальность.
  4. Описание новаторских в системе дополнительного образования идей.
  5. Краткий анализ частей документа.
  6. Оценку завершенности программы с указанием недостающих частей и компонентов.
  7. Целостность — согласованность способов достижения результатов.
  8. Главную идею и пути ее осуществления, оригинальные составляющие методики, целесообразность для использования в конкретном заведении и для массового тиражирования.
  9. Педагогическую целесообразность программы дополнительного образования для определенной организации.
  10. Характеристику добавочного материала из приложений — их важность и содержательность.
  11. Выводы о профессионализме и умениях преподавателя — составителя программы.

Рецензия завершается указанием достоинств и недочетов, замечаниями. Эксперт аргументирует оценку программе, высказывает рекомендации по ликвидации недоработок и делает вывод о целесообразности использования материала при дополнительном обучении детей. Главный результат рецензии — закрепление за программой ДО авторского, модифицированного или экспериментального статуса.

Требования к программе дополнительного образования детей

Примерные требования к программам дополнительного образования детей

Нормативно-правовой аспект

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее — Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В системе общего образования реализуется основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Читайте так же:  Берется ли налог при продаже квартиры с пенсионеров

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (п. 2 ст. 26).

Содержание дополнительных образовательных программ

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

— обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно

соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);

— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

— создание условий для развития личности ребенка;

— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

— профилактику асоциального поведения;

— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;

— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

— укрепление психического и физического здоровья детей;

— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

— наименование образовательного учреждения;

— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

— название дополнительной образовательной программы;

— возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

— срок реализации дополнительной образовательной программы;

— Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;

— название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

— год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

— направленность дополнительной образовательной программы;

— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

— цель и задачи дополнительной образовательной программы;

— отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

— возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

— формы и режим занятий;

— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

— перечень разделов, тем;

— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.);

— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.;

— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д.

Презентация к уроку ( класс) на тему:
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

В данной работе представлен материал по оформлению программ дополнительного образования детей. Полностью раскрыта структура составления программы.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова Благушина Нелли Николаевна

ПИСЬМО МИНОБРНАУКИ РФ ОТ 11.12.2006 N 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ По состоянию на 23 января 2008 года МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008 годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе. Директор Департамента А.А.ЛЕВИТСКАЯ

Содержание образовательных программ должно быть ориентировано на: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; Формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира ; Интеграцию личности в национальную и мировую культуру; Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; Воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Задачи образовательных программ ДО 1 . Компенсация в основном образовании тех или иных интересующих детей видов и направлений деятельности. Программы должны преследовать следующие цели : • развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей; • развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности; • коррекция психофизического и умственного развития детей; • профилактика асоциального поведения детей и подростков 2 . Обеспечение ребенку комфортной эмоциональной среды — “ситуации успеха” и развивающего общения. 3 . Содействие выбору индивидуального образовательного маршрута (траектории продвижения по образовательным областям) и темпа его освоения.

Содержание образовательных программ должно быть направлено на: с оздание условий для развития личности ребенка; р азвитие мотивации личности к познанию и творчеству; о беспечение эмоционального благополучия ребенка; п риобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; п рофилактику асоциального поведения; и нтеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; у крепление психического и физического здоровья; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Читайте так же:  Заявление на укороченный день

СТРУКТУРА ПРОГРАММ Титульный лист. Пояснительная записка. Учебно-тематический план. Содержание изучаемого курса. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. Список литературы.

Титульный лист МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 00 ГОРОД ТАМБОВ Утверждена На заседании методического Совета МБОУ СОШ № 30 «__» ______ 2013 г. Протокол № __ Директор _______________________ И.С. Разуваева «Свое здоровье — только сам!» Для учащихся 6-7 классов Срок реализации 1 год Составитель: Иванова Мария Ивановна Педагог дополнительного образования Тамбов ОБРАЗЕЦ 2013

Пояснительная записка Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. Цель и задачи программы. Особенности программы. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми. Краткое описание основных методов и технологий. Прогнозируемые результаты и критерии их замера. Средства, необходимые для реализации программы.

Учебно-тематический план Продолжительность Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 2 раза 2 часа 72 часа 2 часа 2 раза 4 часа 144 час 2 часа 3 раза 6 часов 216 часов 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов 3 часа 3раза 9часов 324 часа

Учебно-тематический план № п/п Название разделов и тем Всего часов Из них: Теор . Прак . Введение в программу 1 1 1. Основные признаки… 12 4 8 1.1 Классификация признаков 4 2 2 1.2 Признаки 4 4 1.3 Признаки 2 2 1.4 признаки 2 2 2. Показатели… 24 14 10 2.1 Итого 00 00 00

Содержание программы 1 год обучения Введение в программу Раздел 1. Основные признаки… Классификация признаков Теория. Влияние признаков на… Подходы к классификации… Классификация признаков по … Практика Работа в группах. Разработка… Признаки … Практика. Лабораторная работа. Определение.

Методическое обеспечение Приемы и методы итоги Формы занятий

Список литературы Для педагога Вестник «ЗОЖ»; 2007, № 2,4. Вестник образования; 2007 2008 гг. Для учащихся Коростелев Н.Б. от «А» до «Я». Детям о здоровье.-М., 1994. Ягодинский В.Н. школьнику о вреде никотина и алкоголя.-М., Просвещение. 1998.

Классификация программ Общеразвивающие программы Специализированные программы Профессионально-ориентированные программы

Образовательная область Направление образовательной деятельности Название программы Аннотация на программу Перечень методических приложений к программе Статус программы Сведения о разработчике Серия и № сертификата на программу Информационная карта образовательной программы дополнительного образования детей

Система дополнительного образования в МБОУ СОШ № 30 г. Тамбова Программа развития Создание для обучающихся условий по овладению ключевыми компетентностями, формирование успешной личности, востребованной и способной адаптироваться в конкурентном мире.

Приоритетные направления деятельности ОУ Создание современной инфраструктуры образовательного учреждения Поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся Интеграция основного и дополнительного образования Проект «Шаг» Реализация проекта «Школа – территория здоровья» Формирование индивидуального образовательного маршрута

Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Научно-техническое направление 1. «Компьютерное программирование для подростков» Алексенцев О.Г. 15 15 2. «Алгоритмы и исполнители» Занин А.П. 15 15 Интеллектуально – познавательное 3. 4. « Знайкина школа» « Знайкина школа» Жабина В.А. Смирнова Н.Н. 15 15 15 15 5. « Знайкина школа» Одинцова И.Е. 15 15 6. « Знайкина школа». Кулешова Е.В. 15 15 7. «Твоя вселенная» Толстых И.Н. 16 16 8. «Деловой английский» Цветкова Е.А. 15 15

Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Физкультурно-оздоровительное 9. Аэробика Сафонова О.Б. 19 22 2 43 10. Дзюдо Агибалов Р.И. Очуров В.П. 49 43 2 94 11. Пулевая стрельба Знобищев С.А. 14 15 12 41 12. Кекусенкай каратэ Ташбулатова 10 13 1 24 13. Полиатлон Сироткина Н.В. 24 16 40 14. Художественная гимнастика Мандрусь О.Б. 15 10 1 26 15. Лапта Благушина Н.Н. 10 5 15

Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Художественно — эстетическое 16. Палитра Меркурьева Н.Н. 30 20 5 55 17. «Волшебный мир театра» Скопинцева А.Г. 27 33 60 18. «Начальное творчество для девочек» Оболенкина Н.В. 18 18 19. «Цветы из ткани» Мешкова В.Б. 6 9 15 20. Хоровая студия Глинщикова Л.В. 67 16 83 21. Хореография 71 21 2 94 22. Музыкальный инструмент 29 41 1 71

Центр дополнительного образования направления № п/п Название кружка руководитель классы 1-4 5-8 9-11 Туристко -краеведческое 23. «Слово о родном крае» Сорокина С.С. 15 15 Эколого-биологический 24. «Здоровье человека в современном мире» Горева Л.М. 15 15 Военно-патриотическое 25. «Этих дней не смолкнет слава…» Мельникова Л.П. 15 15 Социально-педагогическое 26. «Школа юных пешеходов» Васильева О.В. 16 16 Культурологическое 27. Школа хороших манер» Комиссарова Е.Н. 15 15 ИТОГО (2013-2014 уч. г.) 541 448 57 1046

Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей

Дополнительная образовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

  1. Титульный лист.
  2. Пояснительную записку.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание изучаемого курса.
  5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  6. Список литературы.
  7. Приложение.
  8. Наличие рецензий: внутренней (методический совет УДО), внешней (сторонние организации и учебные заведения).

1. Титульный лист включает:

  • наименование образовательного учреждения;
  • где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
  • название дополнительной образовательной программы;
  • возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;
  • срок реализации дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы;
  • название города, населенного пункта;
  • год разработки дополнительной образовательной программы;
  • Ф.И.О. рецензента, место работы, должность, регалии.
  • Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дворец творчества детей и молодёжи г. ::

    Директор Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей ::название учреждения.

    Образовательная программа дополнительного образования детей

    Программа ориентированна на детей от . до :лет.

    Педагог дополнительного образования

    2. Пояснительная записка раскрывает:

    1. обоснование программы:
    2. направленность дополнительной образовательной программы;
    3. новизна, актуальность, педагогическую целесообразность;
    4. отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих;
    5. цель и задачи дополнительной образовательной программы;
    6. возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;
    7. сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
    8. организация учебной деятельности:
    9. формы режим занятий;
    10. количество учебных часов в неделю
    11. количество учащихся в группе, объединении
    12. работа с особыми категориями детей (одарённые, группы риска, инвалиды и т.д.)
    13. прогнозируемые результаты и способы их проверки на каждый год обучения;

    Контроль может проводиться в следующих формах:

      собеседование;
    1. зачет; зачетный лист;
    2. вопросник по программе;
    3. реферат; защита работы;
    4. выполнение нормативов;
    5. контрольное упражнение;
    6. участие в конкурсах, выставках;
    7. выступление на концертах, соревнованиях;
    8. КВН, викторина, открытое занятие и др.
    9. формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (в целом): выставки фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.

    Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

    Объёмы учебной нагрузки:

    В соответствии с документами:

    «Методические рекомендации по финансированию реализации образовательных программ дополнительного образования детей», М., 2006г.,

    Письмо Министерства образования и науки РФ от19.10.2006г №06-1616

    1 год обучения — всего 144 часа, в расчёте 1 группа — 15 человек, 4 часа в неделю.

    2 год обучения — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 12 человек, 6 часов в неделю

    3 год обучения — всего 216 часов, в расчёте 1 группа — 10 человек, 6 часов в неделю,

    (3 — ий и последующие года обучения для хореографов, краеведов, военно — патриотическая направленность, — 324 часа, 9 часов в неделю).

    Форма составления учебно — тематического плана (в расчёте на один год обучения)