Профессиональные требования к руководителю организации

Профессиональные требования к руководителю организации

Эффективность управления, а отсюда и эффективность работы организации, во многом определяется компетенцией руководителей и их личными качествами.
Чтобы выполнять сложные функции и функции по управлению организацией, руководители должны иметь специальные знания и обладать способностью использования их в повседневной работе. Им необходимо обладать соответствующими профессиональными знаниями и умениями, способностью работать с людьми и управлять самими собой, иметь специфические личностные качества, вызывающие доверие со стороны коллег и подчиненных.
Можно выделить ряд требований к личности и профессиональной компетенции руководителей в энергетическом производстве:
• профессиональные знания в данной отрасли;
• понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;
• знание экономики энергетического производства;
• знание социально-психологических методов управления персоналом;
• организаторские способности;
• постоянное саморазвитие;
• высокое чувство долга и преданности делу;
• порядочность и честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам;
• уважительное и заботливое отношение к людям в организации, особенно к своим подчиненным;
• способность критически оценивать свою деятельность, умение делать правильные выводы;
• способность быть учителем и воспитателем;
• умение налаживать внешние связи организации;
• умение взвешенно использовать властные полномочия;
• быть лидером в коллективе.
Умение пользоваться властью имеет очень большое значение. Власть означает способность того или иного лица влиять на окружающих людей и их поведение с целью подчинения их своей воле. Власть может быть формальной и реальной.
Формальная власть — это власть должности: обусловлена официальным местом обладающего ею лица в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которые находятся в распоряжении данного должностного лица.
Реальная власть — это власть как должности, так и влияния и авторитета должностного лица: обусловлена местом человека не только в официальной, но и неофициальной системе отношений и может измеряться числом людей, которые готовы добровольно подчиняться данному лицу, а также степенью зависимости от него окружающих.
Каждый руководитель имеет (выбирает) определенный стиль руководства — это совокупность своеобразных приемов управления, манеру повседневного поведения руководителя по отношению к подчиненным. В стиле руководства вырабатываются способы влияния на подчиненных. Стиль руководства определяется характером задач, стоящих перед коллективом, уровнем его развития, личностью лидера. Стиль руководства, который вполне оправдал себя в одних условиях, может оказаться неприемлемым в других. Различают, как правило, четыре стиля руководства:
• автократический (директивный, волевой, авторитарный) — чрезмерная централизация власти, приверженность только к единоначалию;
• демократический (коллективистский, партнерский) — уважение к подчиненным, минимальное участие руководителя в принятии решений, стремление приобрести авторитет путем предоставления подчиненным льгот и послаблений, перекладывание ответственности за неудачи в работе на других;
• либерально-анархический (попустительский, нейтральный) — с одной стороны, сверхдемократичность, с другой — минимум контроля, вследствие чего принятые решения не выполняются, результаты работы низкие, психологический климат в коллективе неблагоприятный, конфликтный;
• ситуативный — гибко учитывается уровень развития подчиненных и коллектива в целом, эффективность руководства опосредована степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Никакой стиль руководства не выступает в чистом виде.
Различные стили могут использоваться в разных сочетаниях в зависимости от обстоятельств. Реальный стиль конкретного руководителя — это всегда некая комбинация из множества стилей, но, конечно, с преобладанием одного из них. Следует сказать, что выбор оптимального стиля в диапазоне «авторитарность — демократизм» — задача непростая. В каждом конкретном случае хорошим окажется руководитель, который сумеет использовать возникшую ситуацию. Для этого необходимо знать способности подчиненных, возможность выполнения стоящей задачи, свои способности и полномочия. В процессе выполнения задачи
может измениться ситуация, что потребует иного способа воздействия на подчиненных, т.е. изменения стиля руководства.
Руководитель должен быть лидером. Лидерство — это способность активизировать людей в организации, умение показать пример для подражания и оказывать влияние на людей для достижения целей организации. Таким образом, лидерство является искусством. Эффективным оказывается тот руководитель, который способен при необходимости корректировать свой стиль руководства, т.е. ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды. Лидер воодушевляет людей и вселяет в них энтузиазм, передавая им свое видение будущего и помогая адаптироваться к новому, пройти сложный этап изменений в организации. Лидеры способны добиться большего в организации за счет подбора команды людей, которые понимают и разделяют их взгляды, обладают и умеют пользоваться своими эмоциями и интуицией.
Лидером может быть любой человек в организации, а не только те, кто ею управляют. Лидерство может проявляться и на самых нижних уровнях иерархии; лидерами могут быть и мастер, и бригадир, и рабочий, которые своим отношением к работе и к людям служат образцом для подражания.

1. Какое понятие: «управление» или «менеджмент» является более общим и почему?
2. Что такое управление?
3. Что такое субъект управления и кто является субъектом управления?
4. Что такое объект управления и что является объектом управления?
5. Дайте определение и раскройте понятие менеджмент.
6. Структура науки об управлении.
7. Основные категории управления.
8. Что такое вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда?
9. Управленческие отношения, их виды. Формальные и неформальные управленческие отношения.
10. Раскройте понятия: «руководитель», «специалист», «вспомогательный работник».
11. Какими качествами должен обладать руководитель?
12. Какова должна быть компетенция руководителя?
13. Стили руководства.
14. Что такое власть?
15. Кто является лидером в коллективе?

11. ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ И ЭФФЕКТИВНЫЙ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА

11.1. Содержание работы руководителя

Всю работу по управлению можно разделить на две части:
— управление деятельностью фирмы,
— управление людьми (персоналом) (рис. 42).

Рис. 42. Основные виды управления

Руководитель должен иметь:
— широкое общее представление о положении дел за пределами своего подразделения, осознание изменений во внешней среде и возможностях их использования,
— чуткость к ситуациям внутри и вне фирмы,
— творческий подход и умение мотивировать себя и персонал,
— желание и способность сотрудничать,
— понимание результатов, умение планировать и выполнять планы,
— способность идти на риск,
— способность принимать решения,
— готовность дать оценку полученным результатам и определить программу развития фирмы и ее персонала.

В повседневной работе руководитель должен постоянно (а не случайно) получать результаты, иметь личный план работы, четко планировать деятельность подчиненных, делегировать им необходимые права и ответственность, обеспечивать четкую оценку деятельности подчиненных, обеспечить деятельность подразделения независимо от себя (например, подготовив заместителя), гордиться собою и подчиненными, желать сотрудничать, разрешать конфликты и т. д.

11.2. Стиль управления

Это типичная манера и способ поведения менеджера.

Стили могут классифицироваться по разным критериям:

А. Критерий участия исполнителей в управлении.

Наиболее четко здесь различают три стиля:
— авторитарный (единолично менеджер решает и приказывает — сотрудники исполняют),
— сопричастный (сотрудники участвуют в той или иной мере в принятии решений),
— автономный (менеджер играет сдерживающую роль — сотрудники решают сами, обычно большинством) (рис. 43).

Рис. 43. Различие стилей управления (по участию в них исполнителей)

Авторитарный стиль управления имеет разновидности:
— диктаторский стиль (менеджер все решает сам, сотрудники исполняют под угрозой санкций),
— автократический (менеджер имеет в своем распоряжении обширный аппарат власти),
— бюрократический (авторитет менеджера покоится на формальных иерархических положениях системы),
— патриархальный (менеджер имеет авторитет «главы семьи», сотрудники неограниченно ему доверяют),
— благосклонный (менеджер использует свои неповторимые личные качества и пользуется высоким авторитетом, сотрудники поэтому следят за его решениями).

Сопричастный стиль тоже имеет варианты:
— коммуникационный стиль (менеджер затрудняется в принятии решения и информирует сотрудников, последние задают вопросы, высказывают свое мнение, однако, в конце концов, должны следовать указаниям менеджера),
— консультативный стиль управления (то же самое, но решения принимаются совместно совещательно),
— совместное решение (менеджер выдвигает проблему, указывает ограничения, сотрудники сами принимают решение, менеджер сохраняет право вето).

Б. Классификация стилей управления по преимущественному критерию функций управления:

— управление через инновацию (разработка инновации — как руководящее задание).

— управление с помощью задания цели (На каждом иерархическом уровне задают цели, имеется свобода в методе ее достижения, ограниченная сметой и контролем).
Преимущества: свобода реализации, осуществление личных целей, ответственность за результат.
Недостатки: жесткая система планирования, интенсивный контроль, отсутствие сопричастности сотрудников, издержки на контроль.

— управление через согласование цели (Это смешанная форма управления через задание цели и через сопричастность сотрудников. Сотрудники принимают участие в установлении целей).
Преимущества: согласование целей — лучшее условие их достижения, свобода в реализации, ориентировка на цель, а не на способ, осуществление личных целей в работе, общий контроль, ответственность, сопричастность.
Недостатки: жесткая система планирования, затраты времени на согласования, противоречия с иерархической системой, интенсификация контроля.

Читайте так же:  Договор купли продажи рекомендовано управлением гибдд

— управление через правила решения.

— управление через мотивацию.

— управление через координацию.

— управление только в исключительных случаях (менеджер оставляет за сотрудниками решения, связанные с выполнением задач. Вмешательство происходит в исключительных случаях — особо критические ситуации, игнорирование возможности решения, отклонения от заданных целей).

В. Критерий ориентации на сотрудников или на выполнение задач.

Пять типичных стилей отражены на рис. 44.

Рис. 44. Стили управления по критерию преимущественной ориентации

Стиль 1.1 (слабое управление) — нет давления на сотрудников, нет заботы о них, также слаба забота о решении задач менеджмента. Полезная отдача мала.
Стиль 9.1 (управление по задачам) — с сотрудниками обращаются, как с исполнительными механизмами, можно добиться высокой эффективности, но страдают человеческие отношения.
Стиль 1.9 (клубное управление) — господствует дружеская атмосфера, но пренебрегают решением задач.
Стиль 5.5 (управление по среднему пути) — достигается компромисс между требованиями по работе и интересами сотрудников, средняя производительность труда.
Стиль 9.9 (сильное управление) — идеальный стиль.

11.3. Эффективность стиля управления

Успех стиля управления можно оценивать по воздействию на прибыль и издержки. При оценке надо также использовать критерии, относящиеся к задачам:
— по разработке продукции,
— организации,
— управлению персоналом (продолжительность отсутствия, удовлетворенность работой, готовность к перемене работы, чувство собственного достоинства, творческие качества, инициативность, готовность к учебе).

Наконец, применение стилей управления имеет определенные ограничения (правовые, этические, ценности предпринимательства). Эффективность стилей управления нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать:
— личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования),
— зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков),
— организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля),
— условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).

Предпочтительность стиля управления в зависимости от крайних (идеализированных) ситуаций показана в табл 11.1.

Характеристики авторитарного и сопричастного стилей управления

Личные качества руководителя

Успех предприятия в немалой степени зависит от того, кто стоит во главе него. Квалифицированный руководитель поможет продвинуть бизнес за счет правильной организации труда своих подчиненных.

Быть хорошим руководителем непросто. Человек, имеющий руководящую должность, обязан сочетать в себе различные качества профессионального и личностного плана.

Качества руководителя, ведущие к успеху

Основные качества руководителя подразделяются на три группы:

1. Профессиональные качества. В эту группу входят качества, характеризующие человека, как грамотного специалиста. Эти качества являются основой, которая позволяет человеку выполнять руководящую деятельность. В эту группу входят:

  • образование, опыт работы, компетентность, знание своей и смежных сфер деятельности;
  • сопутствующие навыки: знание иностранных языков, умение водить машину, владение навыками работы на компьютере.

В общем, в эту группу входят умения и навыки, которые обычно указываются в резюме.

2. Личные качества руководителя. В эту группу входят качества, которыми должен обладать каждый работник:

  • честность;
  • ответственность;
  • психологическое здоровье;
  • уравновешенность, умение себя контролировать;
  • отзывчивость, благожелательное отношение к окружающим.
  • Кроме этого сюда же входят и такие личные качества, которые имеют не все, но которыми обязан обладать руководитель:
  • оптимистичный взгляд на жизнь;
  • уверенность в себе;
  • коммуникабельность и желание общаться;
  • стрессоустойчивость;
  • харизматичность;
  • интерес к людям;
  • организованность;
  • целеустремленность и честолюбие;
  • справедливость.

3. Деловые качества руководителя. Сюда входят навыки по организации трудового процесса, самоорганизации и управленческие качества руководителя:

  • умение планировать свою деятельность, знание тайм-менеджмента;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • критическое восприятие и умение переосмысливать ситуации и окружающую действительность;
  • эрудированность;
  • умение обучать других;
  • открытость ко всему новому, умение искать новые формы и методы работы;
  • умение работать в команде;
  • умение поддержать и зажечь людей новой идеей;
  • способность создавать рабочий коллектив с благоприятной для работы психологической атмосферой;
  • умение управлять людьми, желание вести людей за собой, сообща добиваться поставленных целей;
  • способность к распределению внимания, удержанию в голове задач разной направленности;
  • логическое и критическое мышление;
  • инициативность;
  • оперативность в решении возникающих вопросов;
  • умение выделять первостепенные цели и задачи;
  • желание добиться успеха любой ценой.

5 качеств идеального руководителя

Качества идеального руководителя будут отличаться в зависимости от того, о каком руководящем звене идет речь. К примеру, руководитель низшего звена должен быть хорошим организатором, а руководитель высшего звена обязан быть стратегом. В общем можно выделить такие основные качества отличного руководителя:

  1. Высокие моральные принципы. Руководитель только тогда сможет полноценно управлять командой, когда будет уважаемым человеком. Несоблюдение моральных норм, нечестность, несправедливость, агрессивность будут помехой к тому, чтобы члены рабочего коллектива с уважением относились к своему начальнику.
  2. Интерес и внимание к людям. Иногда люди готовы пережить трудные для предприятия дни, не увольняясь, только потому, что там к ним хорошо относятся.
  3. Психологическое и физическое здоровье. Постоянные стрессы и загруженность требуют хорошей физической и психической формы.
  4. Вера в себя, высокая самооценка.
  5. Оптимизм. Начальник должен верить в успех дела, которым он руководит, и вселять эту веру в сердца подчиненных.

Профессиональные требования к руководителю организации

ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЮ

Производственное объединение разрабатывает и утверждает положение о выплате вознаграждений за годовые результаты работы по объединению в целом, на основе которого руководители производственных единиц утверждают порядок и условия выплаты вознаграждения работникам этих единиц. Объединение устанавливает должностные обязанности и квалификационные требования к руководителям, специалистам и техническим исполнителям и в установленном порядке проводит аттестацию руководящих, инженерно-технических работников и служащих, а также переводит их из одной группы (категории) в другую в связи с изменением объема производства, руководствуясь при этом утвержденными в установленном порядке показателями. [c.110]

Руководитель — это профессия, роль которой в современных условиях еще более возрастает. Динамичное развитие производства в условиях самофинансирования, внедрение достижений науки и техники, материале-, топливо-, энергосберегающих технологий, обеспечение непрерывного роста производительности труда — все это усложняет управление и повышает требования к руководителю коллектива любого уровня. [c.226]

Цель по рентабельности 15% не достигнута, но, поскольку при составлении бюджета должны одновременно и предъявляться определенные требования к руководителям, и ставиться реалистичные цели, встает вопрос не слишком ли были завышены цели на следующий год или, может быть, участники заседания заслонились друг от друга и стали создавать свои резервы [c.106]

При внимательном изучении моделей можно- заметить эффект изменения состава квалификационных требований к руководителям в зависимости от иерархического уровня. Этот эффект был сформулирован еще французским теоретиком и практиком управления Анри Файолем чем [c.8]

Выработка требований к руководителю для обеспечения им эффективного [c.285]

Статья 59. Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации. [c.293]

Данная функция охватывает лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, применение квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лицензирование органов государственного регулирования (для выдачи генеральной лицензии на лицензирование профессиональной деятельности) и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. [c.34]

Приведенный перечень требований к руководителю не содержит указаний на то, насколько то или иное качество должно быть выражено, т.е. не имеет оценочных критериев, так как работы по их разработке только начаты (в масштабе отрасли). Там, где имеется достаточный опыт и определены критерии, исходя из местных условий, надлежит их использовать при проведении аттестации работника. [c.274]

Определение требований к руководителям. [c.107]

Принцип уважения и доверия к человеку — основополагающий и системообразующий в педагогическом коллективе. Этот принцип выдвигает конкретные требования к руководителю и педагогам [c.42]

Принцип целостного взгляда на человека. Из него тоже вытекает целый ряд конкретных требований к руководителю [c.43]

Использование научных методов. Изучение методов труда и рабочего ритма Единоначалие. Золотое правило. Человеческие отношения Требования к руководителю Требования к менеджеру [c.13]

Во-вторых, руководитель службы УП — это лидер, в подчинении которого на крупном предприятии находится достаточно много сотрудников, а он должен обеспечить их эффективную работу, используя современные методы, и соответствовать набору требований к руководителю. [c.324]

Руководитель как организатор и воспитатель Ленинские требования к руководителю [c.53]

Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС отмечал Современный руководитель должен органически соединять в себе партийность с глубокой компетентностью, дисциплинированность с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем на любом участке руководитель обязан учитывать и социально-политические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить-примером в работе и в быту 1. В этом высказываний развиты применительно к современным условиям ленинские требования к руководителям. [c.54]

Читайте так же:  65 приказ омс

Требовательное и бережное отношение к кадрам стало характерной чертой жизни партии и советского общества. Придавая большое значение подготовке кадров, повышению уровня их знаний, Коммунистическая партия непрерывно повышает требования к руководителям всех рангов, подвергает резкой критике людей, которые пытаются переложить ответственность за плохое состояние дел на порученном участке работы на руководимый коллектив. Безответственность, прикрываемая ссылками на коллегиальность, есть самое опасное зло. >>, указывал В. И. Ленин . [c.55]

Признавая необходимость отбора руководителей по новым меркам, по соответствию новым задачам, никак нельзя рассуждать привычно перемелется — мука будет. Не перемелется Разве не о том свидетельствует недавнее прошлое, когда призывы повысить требования к руководителям не находили отзвука в практике работы с кадрами [c.6]

Партия всегда подчеркивала незыблемость ленинских требований к руководителям и творчески опиралась на них в своей кадровой политике. Так, в резолюции О кадрах народного хозяйства , принятой на ноябрьском Пленуме ЦК ВКП(б) в 1929 г., было отмечено Развитие промышленности и сельского хозяйства на основе послед- [c.82]

Очевидно, что конкретизированное содержание требований к руководителю и их удельные соотношения в наши дни в определяющей мере отличаются от того, какими они были не то что в 20-х годах, но даже в сравнительно недавнем прошлом. Современный руководитель должен глубоко понимать ключевые вопросы общественного развития, органически соединять в себе партийность с глубокой компетентностью, дисциплинированность с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем на любом участке руководитель обязан учитывать и социальные, и политические, и воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить примером в работе и в быту, а если есть потребность, изживать в себе такие болезни , как чванливость и зазнайство, равнодушие к нуждам людей, злоупотребление служебным положением. [c.83]

Вся совокупность требований к руководителям всех рангов и уровней получает в наши дни интегрированное выражение в их отношении к происходящей перестройке, [c.83]

Наличие общепризнанной классификации требований к руководителям не только не отрицает, а, напротив, предполагает целесообразность дальнейшей работы в этой области, с тем чтобы добиваться возможно более полной адекватности уровня подготовки руководителя занимаемой им должности. [c.84]

Советской практикой в этом направлении проделана большая работа. Отметим прежде всего специальные методики, позволяющие с достаточной достоверностью раскрыть конкретное содержание политических, деловых и нравственно-психологических требований к руководителю. Перечислим наиболее важные из этих качеств [c.85]

Представляют известный интерес требования к руководителям, как их формулируют буржуазные специалисты по вопросам управления. Они зачастую стремятся вычленить наиболее значимые качества руководителя. [c.86]

В этой ситуации следует, видимо, при определении частных требований к руководителю в первую очередь считаться с тем, в какой мере они удовлетворяют задаче обеспечения предприимчивости в понимании и реализации им своих функциональных обязанностей. [c.88]

В процессе оценки по каждой из трех известных нам групп требований к руководителям — политические, деловые и нравственно-психологические — и применительно к специфике функций, выполняемых в рамках соответствующих должностей, нужно выявить, что знает кандидат на должность, что он умеет и, наконец, как обнаруживается его характер. Наиболее сложной представляется оценка такого качества, как характер, в частности оценка волевых качеств человека, без которых его знания и умение могут остаться втуне. Боля, которая ничего не решает,— говорил Гегель,— не есть действительная воля бесхарактерный никогда не доходит до решения . [c.158]

Степень объективности оценок руководителей заметно повышается при использовании в этих целях компьютеров, хотя на первый взгляд такое заявление и может показаться слишком смелым. Возрастающая сложность требований к руководителям все более затрудняет оперирование имеющейся информацией, соотносительные оценки качеств возможных кандидатов, сравнение этих качеств с эталон- [c.206]

В отличие от этого, профессиограммы базируются на функциях, исполняемых в каждой заданной должности, и поэтому отражают не требования к руководителю вообще, а те, которые необходимы и достаточны для отправления функциональных обязанностей в конкретной должности. Профессиограммы существенно облегчают оценку качеств претендента, проверку их соответствия требованиям, исходящим от должности. Если произвести добросовестное сравнение того, что требуется от человека, занимающего определенную должность, с выявленными качествами [c.211]

Для обобщенной сравнительной оценки качеств, которыми обладают претенденты на должности, могут применяться также матрицы, которые имеют много общего с рассмотренными моделями. В подлежащем матрицы, подготавливаемой по каждой должности, приведены требования к руководителю, определяемые характерными признаками должности (положение в системе, основные цели и функции, ограничения, условия труда, заработная плата, идейно-политические, деловые и нравственно-психологические качества, возрастной диапазон, опыт работы), а в сказуемом — оценки соответствующих качеств реальных претендентов на должность. Сопоставление содержащихся в матрице показателей облегчает отбор наиболее подготовленных работников. [c.212]

Ныне мы располагаем всем необходимым для организации систематической профессиональной подготовки и переподготовки кадров руководителей. И партия решает эту задачу с учетом возрастающих требований к руководителям, делает все необходимое для того, чтобы они овладевали современными достижениями науки и практики управления. В наше время, по сути, нет оправдания пребыванию на руководящих должностях людей, недостаточно квалифицированных в профессиональном отношении. [c.299]

Важное значение для решения вопроса о выдаче лицензии имеет соблюдение требований о структуре и кадровом составе лицензиата. Так, при совмещении лицензиатом депозитарной или клиринговой деятельности с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в его составе должно быть структурное подразделение, к исключительным функциям которого относится осуществление соответственно депозитарной или клиринговой деятельности. Необходимым условием лицензирования является соответствие руководителей, контролера и специалистов лицензиата квалификационным требованиям, утвержденным ФКЦБ России (подпункт д пункта 8 Порядка лицензирования). Порядок введения в действие этого правила предусмотрен Постановлением ФКЦБ от 15 августа 2000 г. № 10. Установлено, что с 1 июля 2001 года для соблюдения требований подпункта д пункта 8 Порядка лицензирования соответствовать квалификационным требованиям ФКЦБ России должны не менее половины специалистов соискателя лицензии по каждому виду профессиональной деятельности (п. 3). Соответствующее Положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональ- [c.44]

Нарушение требований Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ , утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 23.11.98 № 50, Положения о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также индивидуальным предпринимателям — профессиональным участникам рынка ценных бумаг , утвержденного Постановлением ФКЦБ от 02.09.99 № 6, Постановления ФКЦБ России от 02.10.98 № 28 О внесении изменений и дополнений в положение о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также индивидуальным предпринимателям — профессиональным участникам рынка ценных бумаг (ред. от 01.07.98). [c.106]

Например, в ЗАО Инвест отсутствует специалист по брокерской деятельности, а также платный контролер, в компетенцию которого входит осуществление надзора за соответствием профессиональной деятельности требованиям законодательства РФ о ценных бумагах и нормативных актов ФКЦБ России. Генеральный директор не имеет квалификационного аттестата в нарушение требований п. 2.7 Положения о лицензировании различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ , а также п. 2.1 Положения о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также индивидуальным предпринимателям — профессиональным участникам рынка ценных бумаг . [c.106]

Помимо определения требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ФКЦБ России устанавливает также квалификационные требования к руководителям и специалистам этих организаций, включая следующие квалификационные минимумы [c.33]

Постановлением ФКЦБ № 03-47/пс от 24 декабря 2003 г. введено Положение о специалистах рынка ценных бумаг , отменены все ранее принятые решения ФКЦБ о системе квалификационных требований к руководителям, контролерам и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, а также к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов. [c.168]

Положением о системе квалификационных требований к руководителям и специалистам организаций, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, а также к индивидуальным предпринимателям — профессиональным участникам рынка ценных бумаг (утверждено ФКЦБ 2 октября 1997 г.) [c.163]

Высокие профессиональные требования к руководителям Сложные коммуникации между исполнителями Низкий уровень специализации руководителей Ярко выраженный авторитарный стиль руководства Перегрузка руководителей Увеличение штата за счет штатных структур Опасность конфликтов линейных и функциональных структур Сложность вертикальных коммуникаций Нечеткость процедур принятия решений Сложность подготовки и согласовани решений Отсутствие единого руководства Дублирование распоряжений и коммуникаций Сложность контроля я [c.92]

Ленинскйе требования к руководителю служат основой выработки правил,,определяющих стиль работы любого советского руководителя, какой бы пост он ни занимал в системе управления народным хозяйством. [c.205]

Правомерна градация требований к руководителю и сообразно характеру исполняемых им основных функций. Если он выступает одновременно в статусе администратора, организатора, специалиста, общественного деятеля и воспитателя, то естественно стремление определить Ktivr и согтешканив качеств которыми н жно облагать для отправления этих функций1. Заслуживает внимания также группировка требований к руководителю как личности — обладание умственными способностями, образованность и эрудиция, решительность и инициативность, нравственная зрелость, уверенность в себе, добросовестность и пр. [c.86]

Читайте так же:  Возврат негатива

Специалист по вопросам управления — французский инженер А. Файоль так определяет требования к руководителям Первое условие, которому должен удовлетворять глава большого предприятия,— быть хорошим адмипистпятором7 т, е, быть способным предвидеть, организовывать, согласовывать и контролировать. Второе условие состоит в том, чтобы глава предприятия был компетентен в специальной технической функции, характерной для данного предприятия. [c.86]

Приведенные соображения подтверждаются материалами специальных исследований. В судостроительной промышленности, например, на основе перечня работ, социально-демографических сведений, данных о квалификации и аттестационных характеристик, дополненных анализом действующих положений и должностных инструкций, получена представительная информация относительно комплекса требований к руководителям различных производственных подразделений. По признаку особенностей требований все эти подразделения были объединены в три группы. В первую группу вошли подразделения с массовым и крупносерийным производством однородной продукции при предметной специализации и поточной организации производства, во вторую группу — подразделения с серийным и мелкосерийным производством сложных видов продукции и в третью группу — подразделения с опытным и индивидуальным производством продукции, имеющей ташке слож-пые конструктивно-технологические характеристики. Если в первой группе внимание руководителей в основном сосредоточено на работе с людьми и поддержании ритма труда при относительной устойчивости производства, что требует специальных управленческих знаний (на технико-технологические решения они затрачивают не более 15—20% времени), то во второй группе значительная часть времени — до 35% — уходит на подготовку производства п [c.145]

Вопрос 24. Профессиональные требования к руководителю библиотеки

-I* Требрвани^г предъявляемые ? ? ^ 4-14444-|-4—^

» (5 бирлЖоЬгеки Н 1 > Г II ^

-1Требования ^ [руководителям ЬйШйдтек]^- •[ 4 •

Требования к руководителю библиотеки определяются Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников культуры Российской Федерации

В этом документе характеристика должности включает три раздела: ?

«Должностные обязанности» — в данном разделе перечислены основные функции, которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему данную должность; ?

«Должен знать» — содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений и других нормативных документов, методов и средств, которые он должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей; ?

‘Требования к квалификации по разрядам оплаты» — в данном разделе определены уровень и профиль специальной подготовки работника, требования к стажу работы, необходимые для присвоения соответствующего разряда оплаты труда.

Квалификация специалиста — его способность выполнять работы различной степени сложности.

Существующие квалификационные характеристики, определяющие требования к руководителям библиотек, сугубо формальны и не дифференцируют знания и способности в соответствии с типом и видом библиотеки, с выполняемыми функциональными обязанностями.

Перечень должностных обязанностей конкретных руководителей разрабатывается уже непосредственно в библиотеке в виде должностных инструкций.

Текст должностной инструкции состоит из следующих разделов. ?

«Общие положения «. В этом разделе следует указать: •

полное наименование должности; •

место в системе управления (для руководителей); •

в чьем непосредственном подчинении находится работник; •

порядок назначения на должность; •

порядок замещения в случае временного отсутствия; •

способы организации работы (самостоятельно, в соответствии с планом структурного подразделения или в ином порядке); •

входит ли работник в состав коллегиального органа по должности; •

чем работник руководствуется в своей деятельности (действующее законодательство, правила внутреннего распорядка, действующие нормативные и технологические документы и т. д.);

. чьи устные и письменные распоряжения выполняет; •

что должен знать и уметь; ?

«Функции». В этом разделе необходимо перечислить основные направления работы, указать, какие функции работник выполняет самостоятельно, а в каких участвует; ?

«Должностные обязанности”. Раздел включает перечисление работ и операций, выполняемых работником ежедневно или с большой периодичностью. Данный раздел может быть разделен на две части — «работник выполняет самостоятельно» и «работник участвует»; ?

«Права». Этот раздел закрепляет за работником права: •

на самостоятельное принятие решений; •

требовать (от подчиненных) выполнения определенных действий; право давать распоряжения, указания и контролировать их исполнение; •

визировать, согласовывать, подписывать и утверждать документы различных видов;

В тексте раздела необходимо закрепить право работников вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с выполнением непосредственных функциональных обязанностей, совершенствованию технологии, право входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов и участвовать в разработке коллегиальных решений; ?

«Ответственность». Раздел предусматривает закрепление ответственности за нарушение действующего законодательства, организационно-правовых и других документов, несоблюдение технологии и т. п.; ?

«Взаимоотношения «. В данном разделе содержится регламентация осуществляемых работником информационно-документационных связей; ? «Условия оплаты труда”. Здесь указывается, что работнику устанавливается должностной оклад в соответствии со штатным расписанием, право на надбавки, условия повышения заработной платы, возможность совмещать профессии и материальное вознаграждение в этом случае и т. п.; ?

«Показатели оценки”. В этом разделе устанавливаются общие показатели оценки деятельности (полнота реализации задач, должностных обязанностей и предоставленных прав, качество составления и оформления документов, отсутствие ошибок и служебных нарушений и т. д.).

Должностная инструкция может использоваться как самостоятельный документ или как приложение к трудовому договору.

На основании этих документов: ?

проводится аттестация. выявляющая определенные профессиональные качества руководителя и степень соответствия занимаемой должности, ?

выявляется эффективность практического применения профессиональных знаний в конкретных организационных условиях и творческом процессе. 2.

Общая комплексная оценка руководителей библиотек может базироваться на опенке’.

личности (деловых и профессиональных качеств); качества трудовой деятельности;

эффективности результатов труда коллектива, т. е. непосредственно управленческого воздействия руководителя.

Качества личности, которым должен соответствовать руководитель библиотеки’. ?

умение заинтересовать подчиненных результатами работы; •

способность организовать труд подчиненных; •

способность быстро и самостоятельно принимать решения; •

способность анализировать свои действия и предвидеть последствия; •

умение применять современные методы научного управления; •

умение быстро и эффективно решать практические дела; ?

способность улавливать новое в науке и практике (чувство новаторства);

способность поддерживать контакты; •

умение прислушиваться к мнению подчиненных; •

требовательность и пунктуальность; ?

высокий уровень культуры; ?

личный пример в труде; •

умение завоевывать доверие.

Характеристика хорошего руководителя: ?

он вполне осознает ответственность за собственное саморазвитие; ?

его поступки мотивированы; ?

умеет формировать ясные реалистические цели; ?

полон жизненной энергии; ?

не ленится учиться и сам ищет способы повышения собственной профессиональной квалификации;

*/ знает свои слабые стороны и просит совета и помощи у тех, кто сильнее его в тех или иных областях; ?

умеет находить общий язык и с теми, кто ниже его, и с теми, кто выше.

Руководитель библиотеки должен уметь ?

самостоятельно создавать тексты; ?

вести деловую переписку и документацию; ?

выступать перед аудиторией в официальной обстановке с речью или докладом.

Выделяют следующие группы личностных качеств руководителя: ?

характеризующие взаимоотношения с людьми, — коллективизм, честность, справедливость, терпимость, гибкость, искренность; ?

характеризующие стшь деятельности, — инициатива, деловитость, требовательность, внимательность (самозащита от технических ошибок), ответственность; ?

характеризующие общий стиль поведения, — самообладание, самоконтроль, уравновешенность, уверенность;

ума — память, аналитические способности; психологические и физиологические — такие, как: •

творческий склад личности.

Качества, необходимые для принятия управленческих решений

постоянный анализ своей роли по отношению к коллективу, вышестоящему руководству, общественным организациям; определение точных заданий для сотрудников; внимательный анализ основной цели работы, ее адаптация к интересам конкретного исполнителя;

делегирование полномочий, создание в коллективе творческого подхода к работе;

стимулирование работы сотрудников; налаживание «обратной связи»с подчиненными; умение справляться с «трудными» людьми — ленивыми, злыми, беспомощными, слишком эмоциональными или ожесточенными, самоуверенными или запуганными.

Основные элементы модели современного библиотечного руко- водителя-библиоменеджера:

главные факторы, определяющие поведение руководителя в условиях рынка, — изменение отношений к самому себе, к подчиненным, осознанность собственного поведения; мировоззренческий уровень управленческой деятельности, характеризуемый терминальными ценностями, составляющими сущность и смысл деятельности и одновременно являющимися основным продуктом этой деятельности;

поведенческий уровень деятельности, обусловленный инструментальными ценностями, характеризующими отношение руководителя к самому себе и своим подчиненным как основному инструменту деятельности;

иерархию терминальных инс\рументальных ценностей, составляющую идеологию управленческой деятельности; индивидуальный процесс отбора инструментальных ценностей; навыки извлечения информации, ее интерпретации и использования в процессе формирования собственной поведенческой стратегии, характеризующие управленческую культуру.

Под терминальньши ценностями понимаются ценности, определяющие управленческую деятельность, являющиеся ее сущностью и выступающие в качестве движущей силы развития библиотечной деятельности: раскрепощение энергетического ресурса библиотекарей и совершенствование способов и условий их деятельности.

К инструментальным ценностям относятся: ?

умение управлять собой — руководитель должен придерживаться выдвинутых целей в любой ситуации; ?

полная шкала личностных ценностей — необходимо однозначное представление о том, что для руководителя хорошо, а что плохо; ?

четкое определение личных целей; ?

установка на постоянный личностный рост, творческий подход к делу — предполагает постоянный поиск новых, более эффективных способов разрешения профессиональных задач, способность формировать творческий коллектив; ?

умение поддерживать эффективные отношения с подчиненными — предполагает способность руководителя влиять на людей; навыки эффективного руководства, способность обучать и развивать своих подчиненных и определять для них рабочие задачи.