Приказ по аттестации служащих

Содержание:

Приказ о проведении аттестации

Аттестация – это периодически проводимая работодателем проверка профессионального уровня работников для установления соответствия их квалификации занимаемой должности или выполняемой работе. Аттестация – достаточно важная и ответственная процедура как для работников, так и для работодателей. Ведь не прошедший аттестацию работник, как не соответствующий занимаемой должности или выполняемой работе, может быть уволен (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Соответственно, и работодатель к проведению аттестации должен подойти со всей тщательностью. В том числе правильно оформить относящиеся к ней документы. Одним из таких документов является приказ о проведении аттестации работников, образец которого приведем в нашей консультации.

Образец приказа о проведении аттестации

Единой формы приказа о проведении аттестации сотрудников нет. Поэтому каждая организация разрабатывает такой приказ самостоятельно.

В первую очередь, приказом утверждается аттестационная комиссия. Также в приказе на аттестацию устанавливаются дата и время проведения аттестации, перечень подлежащих аттестации работников (либо такой список прилагается к приказу), а также список документов, необходимых для проведения аттестации. Лица, указанные в приказе, должны быть с ним ознакомлены. Что касается работников, подлежащих аттестации, то они могут быть ознакомлены либо с самим приказом, либо с графиком проведения аттестации, составляемым на основе приказа. Образец такого графика мы приводили в отдельном материале.

Приведем пример заполнения приказа о проведении аттестации сотрудников организации:

Скачать бланк приказа о проведении аттестации работников (образец 2018) можно здесь.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

В соответствии с частью 4 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566) и подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582) приказываю:

1. Утвердить по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации прилагаемый Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2. Установить, что квалификационные категории, установленные педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений до утверждения Порядка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 «О Порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 апреля 2010 г., регистрационный № 16999).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 мая 2014 г.
Регистрационный № 32408

Порядок
проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276)

I. Общие положения

1. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее — организация), определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

Настоящий Порядок применяется к педагогическим работникам организаций, замещающим должности, поименованные в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. № 678 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4381), в том числе в случаях, когда замещение должностей осуществляется по совместительству в той же или иной организации, а также путем совмещения должностей наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (далее — педагогические работники).

2. Аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории*(1).

3. Основными задачами проведения аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

повышение эффективности и качества педагогической деятельности;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учёт требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организаций;

обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы.

4. Основными принципами проведения аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

II. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности

5. Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями (далее — аттестационная комиссия организации)*(2).

6. Аттестационная комиссия организации создается распорядительным актом работодателя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

7. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

8. Аттестация педагогических работников проводится в соответствии с распорядительным актом работодателя.

9. Работодатель знакомит педагогических работников с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику.

10. Для проведения аттестации на каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление.

11. В представлении содержатся следующие сведения о педагогическом работнике:

а) фамилия, имя, отчество (при наличии);

б) наименование должности на дату проведения аттестации;

в) дата заключения по этой должности трудового договора;

г) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;

д) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;

е) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);

ж) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

12. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию организации дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

13. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника.

Заседание аттестационной комиссии организации считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии организации.

В случае отсутствия педагогического работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии организации по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации.

При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии организации без уважительной причины аттестационная комиссия организации проводит аттестацию в его отсутствие.

14. Аттестационная комиссия организации рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

15. По результатам аттестации педагогического работника аттестационная комиссия организации принимает одно из следующих решений:

соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

16. Решение принимается аттестационной комиссией организации в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии организации, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

17. В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии организации, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

18. Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии организации, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

19. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

Читайте так же:  Закон о защите авторских прав от 1 августа 2019 года

20. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

21. Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории;

б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;

в) беременные женщины;

г) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

д) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

е) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктами «г» и «д» настоящего пункта, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация педагогических работников, предусмотренных подпунктом «е» настоящего пункта, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

23. Аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих*(3) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

III. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории

24. Аттестация педагогических работников в целях установления квалификационной категории проводится по их желанию.

По результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория.

Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит.

25. Аттестация педагогических работников организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых эти организации находятся, a в отношении педагогических работников организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — аттестационные комиссии)*(4).

26. При формировании аттестационных комиссий определяются их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В состав аттестационных комиссий включается представитель соответствующего профессионального союза.

27. Аттестация педагогических работников проводится на основании их заявлений, подаваемых непосредственно в аттестационную комиссию, либо направляемых педагогическими работниками в адрес аттестационной комиссии по почте письмом с уведомлением о вручении или с уведомлением в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет».

28. В заявлении о проведении аттестации педагогические работники указывают квалификационные категории и должности, по которым они желают пройти аттестацию.

29. Заявления о проведении аттестации подаются педагогическими работниками независимо от продолжительности работы в организации, в том числе в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

30. Заявления о проведении аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, подаются педагогическими работниками не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории.

31. Истечение срока действия высшей квалификационной категории не ограничивает право педагогического работника впоследствии обращаться в аттестационную комиссию с заявлением о проведении его аттестации в целях установления высшей квалификационной категории по той же должности.

32. Заявления педагогических работников о проведении аттестации рассматриваются аттестационными комиссиями в срок не более 30 календарных дней со дня их получения, в течение которого:

а) определяется конкретный срок проведения аттестации для каждого педагогического работника индивидуально с учетом срока действия ранее установленной квалификационной категории;

б) осуществляется письменное уведомление педагогических работников о сроке и месте проведения их аттестации.

33. Продолжительность аттестации для каждого педагогического работника от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.

34. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей от общего числа ее членов.

35. Педагогический работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии аттестация проводится в его отсутствие.

36. Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662*(5);

выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.

37. Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе:

достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;

достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662*(5);

выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;

активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.

38. Оценка профессиональной деятельности педагогических работников в целях установления квалификационной категории осуществляется аттестационной комиссией на основе результатов их работы, предусмотренных пунктами 36 и 37 настоящего Порядка, при условии, что их деятельность связана с соответствующими направлениями работы.

39. По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

установить первую (высшую) квалификационную категорию (указывается должность педагогического работника, по которой устанавливается квалификационная категория);

отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории (указывается должность, по которой педагогическому работнику отказывается в установлении квалификационной категории).

40. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов аттестационная комиссия принимает решение об установлении первой (высшей) квалификационной категории.

При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

41. Решение аттестационной комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании.

Решение аттестационной комиссии вступает в силу со дня его вынесения.

42. При принятии в отношении педагогического работника, имеющего первую квалификационную категорию, решения аттестационной комиссии об отказе в установлении высшей квалификационной категории, за ним сохраняется первая квалификационная категория до истечения срока ее действия.

43. Педагогические работники, которым при проведении аттестации отказано в установлении квалификационной категории, обращаются по их желанию в аттестационную комиссию с заявлением о проведении аттестации на ту же квалификационную категорию не ранее чем через год со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения.

44. На основании решений аттестационных комиссий о результатах аттестации педагогических работников соответствующие федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации издают распорядительные акты об установлении педагогическим работникам первой или высшей квалификационной категории со дня вынесения решения аттестационной комиссией, которые размещаются на официальных сайтах указанных органов в сети «Интернет».

45. Результаты аттестации в целях установления квалификационной категории (первой или высшей) педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

46. Квалификационные категории, установленные педагогическим работникам, сохраняются до окончания срока их действия при переходе в другую организацию, в том числе расположенную в другом субъекте Российской Федерации.

*(1) Часть 1 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст 2878; № 27 ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566)

*(2) Часть 2 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст 2878; № 27 ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566)

Читайте так же:  Договор дарения здания без земельного участка

*(3) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный № 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. № 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240)

*(4) Часть 3 статьи 49 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566)

*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4378)

Обзор документа

Установлен новый порядок аттестации педагогических работников образовательных организаций. Он не касается профессорско-преподавательского состава.

Аттестации подлежат все педагогические работники, включая совместителей.

Аттестационные комиссии в целях подтверждения соответствия работников занимаемой должности теперь самостоятельно формируются образовательными организациями. Периодичность проведения аттестации не изменилась — 1 раз в 5 лет. При этом работники, отсутствовавшие на работе по болезни более 4 месяцев подряд, проходят аттестацию не ранее чем через год после выхода на работу.

Квалификационные категории (первая или высшая) устанавливаются педагогическим работникам по их желанию. Работники, имеющие квалификационную категорию, не проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности.

Заявление на присвоение категории можно направить по почте или в электронном виде. Его также можно подать в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Уточнены основания присвоения квалификационных категорий. При отказе в установлении категории работник может повторно обратиться за ее присвоением только через год.

Ранее присвоенные квалификационные категории сохраняются в течение срока, на который они были установлены.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ о проведении аттестации работников

Составление приказа об аттестации работников – необходимая часть проведения процедуры по контролю за уровнем квалификации, теоретических знаний и практических навыков сотрудников предприятий и организаций. В большинстве случаев аттестация является инициативой работодателя и носит периодический характер.

Зачем нужна аттестация

Данная проверка, являющаяся своего рода экзаменом, позволяет оценить профессиональную подготовку кадров на том или ином этапе работы в каком-то конкретном подразделении компании. В случае выявления слабых мест, благодаря такому контролю, руководство имеет возможность своевременно принять необходимые меры по их устранению. Также аттестация является стимулирующей процедурой для работников, способствующей увеличению производительности труда и расширению перспектив организации.

Ограничения при выборе аттестуемых

Не всех можно подвергнуть контрольной проверке. Есть ряд сотрудников, которые законом освобождены от этой процедуры. К ним относятся:

  • беременные женщины,
  • женщины, имеющие на попечении детей до трехлетнего возраста,
  • те, кто проработал по специальности менее одного года.

Все остальные категории работников можно проверять, невзирая на их статус, опыт работы, научные достижения и т.п. заслуги.

Порядок проведения аттестации

Отправной точкой для аттестации является добровольное волеизъявление работодателя. Оформляется оно в виде приказа, в котором указывается необходимость проведения контроля, назначается состав комиссии и ответственные за исполнение приказа люди.

В ходе аттестации члены комиссии изучают предоставленные работниками отчеты и т.п. документы, задают вопросы на профессиональные темы и по результатам проверки выносят вердикт.

Процедура аттестации регистрируется в специальном протоколе, итоги заносятся в аттестационный лист (на каждого работника составляется свой отдельный документ), а окончательное заключение имеет вид короткого резюме о том, соответствует ли тот или иной сотрудник занимаемой должности.

Назначение комиссии

Как уже упоминалось выше, для проведения аттестации назначается специальная комиссия. В ее состав должно входить не менее трех человек. Чаще всего это представители разных структурных подразделений, руководители среднего звена предприятия, высококвалифицированные специалисты, обладающие достаточными знаниями для адекватной и справедливой оценки своих коллег. Иногда в состав комиссии включаются сторонние эксперты и директор компании.

Какие итоги может иметь аттестация

Результаты контрольной проверки могут быть самыми разными. Наиболее предпочтительны, конечно, те, когда все сотрудники подтверждают свою квалификацию. Но так случается не всегда. Иногда аттестация может показать неудовлетворительные итоги, после чего некоторые работники переводятся на другие места, понижаются в должности или же вовсе увольняются. Однако, лояльные работодатели стремятся даже в таких случаях сохранить рабочие места и отправляют людей на переобучение.

Кто составляет приказ

Непосредственным написанием приказа может заниматься любой сотрудник компании, уполномоченный на создание подобного рода документов. Обычно в роли такового выступают:

  • либо юрист,
  • либо специалист кадрового отдела,
  • либо секретарь.

В любом случае, это работник, обладающий необходимыми знаниями о правилах написания приказов, а также владеющих азами трудового и гражданского права. После подписания приказ всегда передается на подпись руководителю организаций – без его автографа он не будет считаться действительным.

Как составить приказ о проведении аттестации работников

Унифицированной формы приказа на аттестации работников нет, так что предприятия могут писать его в произвольном виде или использовать разработанный внутри компании и утвержденный в учетной политике шаблон документа.

Приказ в обязательном порядке должен содержать ряд необходимых сведений:

  • номер и дату составления,
  • наименование компании,
  • фамилии и должности аттестируемых сотрудников,
  • состав комиссии,
  • данные об ответственном исполнителе,
  • дату аттестации.

Как оформить приказ

Приказ может быть написан от руки или напечатан на компьютере (второй вариант — более современный и распространенный), но в любом случае он должен иметь «живые» подписи руководителя фирмы и всех, кто в нем упомянут – автографы последних будут подтверждать то, что они ознакомлены с документом.

Приказ можно написать на обычном листе формата А4 или на фирменном бланке компании, заверять его печатью необязательно: во-первых приказ относится к внутренней документации фирмы, а во-вторых, с 2016 года юридические лица на законодательном уровне освобождены от обязанности использоваться в свой работе печати и штампы.

Образец приказа о проведении аттестации работников

С точки зрения делопроизводства данный документ имеет вполне стандартную структуру и не должен вызвать никаких проблем с составлением.

  1. В начале посередине строки указывается полное наименование компании, затем ниже пишется слово «Приказ», его номер по внутреннему документообороту и коротко обозначается смысл (в данном случае – об аттестации сотрудников).
  2. Далее вносится населенный пункт, в котором зарегистрировано предприятие, а также дата составления приказа.
  3. После этого идет собственно приказ. Первым делом указывается
    • цель проведения аттестации,
    • ее точная дата (или период, если аттестации занимает не один день).

Сюда же вносятся сотрудники, которые подпадают под проверку – их список можно внести прямо в приказ, или же указать в отдельном документе.

  • Затем в текст включается состав аттестационной комиссии (указываются должности, фамилии, инициалы работников), с выделением ее председателя и рядовых членов, вписывается секретарь, который будет фиксировать ход аттестационного заседания и заполнять аттестационные листы.
  • Отдельным пунктом следует делегировать одного из руководителей подразделений (обычно это начальник отдела кадров или зам. директора по персоналу) на разъяснение работникам правил и порядка надвигающейся аттестации, и назначить окончательный срок подачи руководителю итогов проверки.
  • В завершение в приказе устанавливается ответственный за его исполнение работник (вписывается его ФИО и должность).
  • Под приказом расписываются:
    • директор организации,
    • специалисты предприятия, входящие в состав комиссии,
    • ответственный за исполнение данного распоряжения сотрудник.
  • Образец приказа о проведении аттестации работников

    Приказ об аттестации (скачать приказ о прохождении аттестации)

    Приказ о проведении аттестации — распорядительный документ работодателя, в соответствии с которым, как правило:

    • определяются сроки проведения мероприятия;
    • назначаются ответственные за организацию и проведение лица;
    • формируется специальная комиссия;
    • устанавливается круг трудящихся, подлежащих аттестации.

    Хотя Трудовой кодекс РФ регламентирует необходимость проведения аттестации только в отношении педагогических и научных сотрудников, некоторые отраслевые законы дополняют эти положения (например, ст. 48 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ и др.).

    В отношении прочих работников работодатель правомочен проводить такие мероприятия по мере производственной необходимости и в соответствии с локальной документацией (см. статью Составляем положение об аттестации работников — образец).

    В соответствии с п. 4 постановления «Об утверждении…» от 05.10.1973 ГКНТ СССР № 470 и Госкомтруда СССР № 267 не могут быть привлечены к прохождению аттестации следующие лица:

    • работающие в должности до 1 года;
    • начинающие специалисты в течение срока обязательных работ после учебного заведения;
    • беременные женщины;
    • женщины, имеющие ребенка в возрасте до 1 года.

    Приказ о создании комиссии по аттестации работников

    Распорядиться о создании аттестационной комиссии руководитель организации может путем издания отдельного приказа либо включения данного распоряжения в приказ о проведении аттестации.

    Состав комиссии работодатель может определить сам на основании положений локальной документации и предписаний соответствующего законодательства (например, п. 10 ст. 48 закона № 79-ФЗ и т. д.).

    Итак, приказы о проведении аттестации работников и создании аттестационной комиссии могут быть составлены в произвольной форме с указанием всех значимых атрибутов. Состав комиссии определяется работодателем по собственному усмотрению — в отсутствие на этот счет предписаний со стороны закона.

    Как составить приказ о проведении аттестации

    Проведение аттестации работников требует надлежащего документального оформления. Одним из документов, определяющих порядок процедуры, является приказ.

    Как составить приказ о проведении аттестации? Процедура аттестации предполагает оценку соответствия сотрудника занимаемой им должности.

    Работодателю аттестация помогает определить результативность работы и, в некоторых случаях, разорвать нецелесообразные трудовые отношения.

    Работнику аттестация предоставляет шанс на увеличение заработной платы и карьерный рост. Но для получения достоверных данных в процессе аттестации требуется правильное ее проведение.

    Содержание

    Одним из важных критериев при этом является надлежащее документальное оформление. Например, как составить приказ о проведении аттестационной проверки?

    Необходимые сведения ↑

    Аттестация сотрудников позволяет работодателю или руководителю организации более эффективно организовать производственный процесс.

    Важна аттестация и для самих работников, поскольку стимулирует их на систематическое повышение квалификации.

    При этом законодательство РФ не обязует всех работодателей без исключения проводить аттестацию. Хотя есть и некоторые исключения.

    Например, ФЗ №79 ст.48 определяет обязательность периодической аттестации для работников госучреждений. Один раз в течение трех лет они должны подтверждать свою пригодность к занимаемой должности.

    ФЗ №161 обязует регулярно проходить аттестационную проверку руководителей на унитарных предприятиях.

    Помимо прочего обязательная аттестация учреждена федеральными законами в отношении сотрудников отдельных областей экономической деятельности.

    К таковым относятся представители сферы энергетики и транспорта, опасных производств, области образования и т.д.

    Если обязательность аттестации не закреплена в законе, то проводить ее не обязательно, но в то же время работодатель вправе в любое время инициировать аттестационную проверку.

    Единственно, что в данном случае требуется от работодателя, это соблюдение правил аттестации. Прежде всего, касается это документального оформления.

    Состав документации, сопровождающей аттестационную процедуру, практически во всех случаях аналогичен. Он заключает:

    • положение об аттестационной проверке;
    • приказ о проведении;
    • аттестационный график;
    • приказ, утверждающий состав аттестационной комиссии;
    • положение о деятельности комиссии;
    • квалификационный лист;
    • лист аттестации;
    • протокол собрания и обсуждения комиссии по аттестации;
    • характеристику на аттестуемого сотрудника;
    • экспертное заключение о деятельности работника.

    Согласно порядку выполнения аттестации изначально разрабатывается положение об аттестации. Затем работодатель должен издать надлежащий приказ о проведении аттестации.

    Аттестацией кадрового состава именуется процедура проверки действующих работников организации на профессиональную пригодность. При этом оцениваются их знания, умения, навыки.

    Итогом процесса становится выявление степени соответствия каждого аттестуемого сотрудника исполняемым им обязанностям. Аттестация помогает определить кадровую политику организации.

    Приказ на проведение аттестации является документальным актом распорядительного характера. Оформляется он от имени руководящего лица по его инициативе.

    Единого формата для данного документа не предусмотрено. Потому составляется приказ в зависимости от потребностей организации. Составленный документ утверждается руководителем посредством подписи.

    После создания приказа об аттестации все имеющие к нему отношение сотрудники должны быть с ним ознакомлены под роспись, за месяц до проведения непосредственно аттестации.

    Именно после издания приказа и ознакомления с ним работников процедура аттестации считается начавшейся.

    Назначение документа

    Основной целью приказа о проведении аттестационной проверки становится подтверждение решения об осуществлении аттестационной проверки сотрудников.

    Кроме того данный документ определяет детальный перечень документов, надобных для проведения мероприятия, а также периоды их подготовки.

    Основные моменты, которые должен предусматривать приказ, это:

    • сроки процедуры и место проведения проверки;
    • поименный список сотрудников, подлежащих проверке на соответствие;
    • перечисление состава аттестационной комиссии;
    • определение вида аттестации (очередная/внеплановая).

    Важно перед аттестацией проконтролировать наличие должностных инструкций для проверяемых должностей.

    При отсутствии таковых итоги аттестации будут считаться недействительными. Неправомерным при отсутствии инструкции будет и увольнение работника, не одолевшего аттестацию.

    Приказ об аттестации также определяет:

    • обязанности и права проверяемых сотрудников;
    • время на сборы документов, надобных для процедуры;
    • распорядок подачи в аттестационную комиссию сведений о работниках.

    Составляется приказ на фирменном бланке с указанием названия организации.

    Исходя из ст.81 ч.2 ТК РФ порядок аттестационной процедуры предопределяется Трудовым Кодексом и иными правовыми актами действующего трудового права.

    В том числе локальными актами, созданными при учете суждения органа, выступающего от имени работников. Для некоторых категорий работников аттестация считается обязательной процедурой.

    При этом проведение ее четко регламентируется особыми актами. В то же время в трудовом законодательстве РФ нет отдельной главы или статьи, отданной аттестационной процедуре.

    Более того определение «аттестация» в Кодексе употребляется в разных смыслах. Ст.81 ч.1 п.3 ТК подразумевает под аттестацией циклическую проверку квалификационного соответствия сотрудника.

    Последствия проверки могут становиться причиной для увольнения работника по волеизъявлению работодателя.

    Ст.332 ч.10 определяет обязательность аттестации для педагогических и научных работников с целью доказательства их соответствия занимаемым должностям.

    Ст.82 ч.3 рассматривает аттестацию как пример участия работников в управлении предприятием, то есть предусмотрено включение в состав аттестационной комиссии члена профсоюза.

    Особенности процедуры, спорные моменты и вопросы защиты работников в процессе проведения аттестации законодательством не рассматриваются.

    В большинстве случаев правила определяет сам работодатель. И для того, чтобы аттестация была признана законной, необходимо создание работодателем соответствующих локальных актов.

    В них должен подробно быть расписан порядок проведения аттестации и все сопутствующие нюансы. Только после создания Положения об аттестации издается приказ, подтверждающий начало аттестационной проверки.

    Особенности при формировании документа ↑

    Приказ на проведение аттестации являет собой приложение к Положению порядка проведения аттестационной процедуры.

    Форма приказа может быть произвольной и разрабатывается с учетом требования определенного работодателя. Тем не менее, в приказе должны обязательно отображаться наиболее значимые моменты.

    Прежде всего, в приказе указывается дата проведения проверки на соответствие профессии. Далее указывается список проверяемых работников.

    Проводить аттестацию правомерно только в случае, когда присутствует не менее половины указанных в приказе работников.

    Также приказом утверждается состав проверяющей комиссии. Важно чтобы как минимум на пятьдесят процентов комиссия состояла из специалистов по проверяемому профилю.

    В приказе приводится подробный список проверяющих. В завершении приказа указывается лицо, ответственное за проведение аттестации и контроль за всеми процедурами.

    По окончании составления документу присваивается номер, проставляется дата его создания и название населенного пункта, где расположена организация.

    На соответствие занимаемой должности

    Непригодность работника к исполняемой трудовой функции может стать основанием для завершения трудовых взаимоотношений с ним. Это предусмотрено ст.81 ч.1 п.3 ТК РФ.

    У работодателей может возникнуть искушение избавиться таким образом от неугодных работников. Потому столь важно соблюдение аттестационной процедуры при проверке соответствия специалистов.

    Аттестационная проверка на соответствие занимаемой должности осуществляется строго в соответствии с Положением об аттестации.

    Какая область аттестации Ростехнадзора, читайте здесь.

    Положение предусматривает способ проверки, например, тесты, экзамены по билетам или собеседование. При этом учитываются особенности деятельности.

    Например, при аттестации библиотечных работников при проверке учитывается знание ими профессиональной терминологии, особенностей организации библиотеки, методик библиотечной работы.

    Также обязательно закрепляется необходимость ведения протокола. В нем фиксируются все вопросы комиссии и ответы аттестуемого.

    Результаты тестирования, письменные ответы и иные материалы проверки оформляются в виде приложений к протоколу.

    Приказ о проверке на соответствие должности должен предписывать строгое соблюдение Положения об аттестации.

    В этом случае основным документом является именно положение, а приказ наделяет его законной силой. Нужно заметить, что несоответствие работника должности не требует обязательного его увольнения.

    По желанию работодателя он может быть направлен на повышение квалификации, обучение или прикреплен к более опытному наставнику для совершенствования знаний.

    Рабочих мест по условиям труда

    До 2019 года включительно рабочие места по трудовым условиям проверялись и анализировались на соответственность нормам охраны труда посредством аттестационной проверки.

    1.01.2014 были ратифицированы законодательные нормативы федерального значения:

    Вследствие принятия новых дополнений аттестация рабочих мест по условиям труда уступила место специальной оценке условий труда.

    Отныне всякому работодателю надлежит исполнять специальное оценивание условий труда, как раньше производилась проверка рабочих мест, на всех наличествующих местах работы.

    Причем не подлежат проверке лишь дистанционный персонал, надомники и субъекты, трудящиеся по трудовому договору у лица физического.

    После корректировок 2019 года потенциальная вредность обусловленного рабочего места более не рассматривается как нюанс, определяющий его особенную оценку.

    Теперь проверяются абсолютно все рабочие места, кроме прописанных законодателем исключений. Приказ об аттестации рабочих мест по условиям труда содержит пункты о:

    • создании комиссии для аттестации;
    • определении состава комиссии;
    • утверждении председателя комиссии;
    • соблюдении Положения об аттестации и Порядка аттестации.

    Аттестация рабочих мест по условиям труда способствует, прежде всего, беспристрастному определению реального состояния рабочих условий на рабочих местах.

    Также легче становится установить черед мероприятий по ликвидации обнаруженных нарушений, несоответствующих нормам охраны труда.

    Кроме того при посредстве оценки условий труда возникает потенциал регулирования уровня компенсирования персоналу вредной и опасной трудовой деятельности.

    При промежуточной аттестации экстернов

    Принимая заявление о прохождении экстерном аттестации, Школа обязана ознакомить самого экстерна и его законных представителей со всеми документами, подтверждающими право организации на осуществление образовательной деятельности, уставом и правилами внутреннего распорядка.

    Затем директором Школы издается приказ о зачислении экстерна для прохождения аттестации. В данном документе определяются периодичность и виды промежуточной аттестации.

    Порядок осуществления аттестации также закрепляется приказом о проведении промежуточной аттестации в школе, в нем:

    • назначается ответственное лицо за проведение промежуточной аттестации;
    • утверждается состав комиссии;
    • определяется перечень предоставляемых аттестационных документов;
    • учреждается цикличность промежуточной аттестации.

    Если государственных гражданских служащих

    Аттестация государственных служащих проводится на основании:

    Читайте так же:  Образец заявление в архив о трудовом стаже