Приказ о опеке и попечительстве

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Приказ о опеке и попечительстве

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 120-ФЗ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 23.12.2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 28.12.2012 № 1688 «О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 24 мая 2014 г. №481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18.05.2009 N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 19.05.2009 N 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 17.11.2010 г. №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 29.03.2000 N 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 06.04.2011 № 249 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ОТДЫХА И (ИЛИ) ОЗДОРОВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И НАХОДЯЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 17.11.2010 № 927 «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ СОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НЕДЕЕСПОСОБНЫХ ИЛИ НЕ ПОЛНОСТЬЮ ДЕЕСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 19 мая 2009 г. N 432 «О ВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДАЧЕ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬИ ГРАЖДАН, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РФ»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 18 мая 2009 г. N 423 «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 17.02.2015 №101 «Об утверждении порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 14 сентября 2009 г. N 334 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 18 МАЯ 2009 Г. N 423»

ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РФ от 18 июня 2009 г. N 212 «О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19 МАЯ 2009 г. N 432»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1351 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1176 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1350 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1349 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 17 февраля 2016 года № 141 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

ПРИКАЗ УОиН от 17.10.2018 №1348 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года № 1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №355 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 17 февраля 2016 года №141 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан, выдаче предварительных разрешений на усыновление (удочерение) детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №354 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 №1176 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Установление факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №353 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года №1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»

ПРИКАЗ УОиН от 30.03.2018 №352 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30 декабря 2013 года №1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ПО ИСПОЛНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ОПЕРАТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БАНКА ДАННЫХ О ДЕТЯХ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 27.12.2007 N 113-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству в Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 27.03.2009 N 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 06.06.2007 N 54-ОЗ «О порядке предоставления гражданам жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 30.12.2004 N 166-ОЗ «О социальной поддержке обучающихся образовательных организаций и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ №72-ОЗ от 5 июля 1997 года «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 18 декабря 2013 года № 598 «Об утверждении государственной программы Липецкой области «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области»

РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 26 октября 2012 года № 500-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Липецкой области на 2012-2017 годы»

РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 31.12.2014 года № 564-р «Об утверждении Плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

РАСПОРЯЖЕНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ от 25.12.2013 №568-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Обеспечение семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области на 2014-2018 годы»

Читайте так же:  Лингвистическая экспертиза курсы повышения квалификации

ПРИКАЗ УОиН от 18.06.2013 г. №579/1 «Об утверждении Комплекса мер по организации социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Липецкой области на 2013-2018 годы»

ПРИКАЗ УОиН от 31.12.2014 г. №1406 «Об утверждении перечня показателей, характеризующих достижение ожидаемых результатов плана мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области»

ПРИКАЗ УОиН от 03.02.2014 №71 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30.12.2013 г. №1177 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Организация предоставления единовременной социальной выплаты при передаче на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей»

ПРИКАЗ УОиН от 03.02.2014 №70 «О внесении изменений в приказ управления образования и науки Липецкой области от 30.12.2013 г. №1178 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги «Назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью»

ПРИКАЗ УОиН от 31.10.2013 №1004 «Об утверждении плана проведения плановых проверок на 2014 г. в сфере опеки и попечительства»

ПРИКАЗ УОиН от 18.06.2013 №579/1 «Об утверждении Комплекса мер по организации социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Липецкой области на 2013-2018 годы»

ПРИКАЗ УОиН от 12.05.2011 N 1611 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 249»

ПРИКАЗ УОиН от 17.03.2010 г. № 246 «О проведении отбора организаций для осуществления отдельных полномочий по опеке и попечительству»

СОГЛАШЕНИЕ между Министерством образования и науки РФ и управлением образования и науки Липецкой области о предоставлении субвенции бюджету Липецкой области на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об опеке и попечительстве» контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.

Согласно пункту 5.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 г. № 535, контроль за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан осуществляет Рособрнадзор.

В рамках установленной компетенции с целью осуществления вышеуказанных полномочий Рособрнадзор осуществляет:

  • Плановые и внеплановые проверки деятельности органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
  • Рассмотрение обращений граждан по вопросам опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и деятельности органов опеки и попечительства в рамках компетенции Рособрнадзора;
  • Контроль за устранением выявленных Рособрнадзором нарушений законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в рамках собственной компетенции.

Вопросы контроля за деятельностью органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних курирует Управление надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Новое в законодательстве в части опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства, связанная с правовой и социальной защитой нуждающихся в этом граждан, всегда жестко регламентировалась семей­ным и гражданским законодательством, подзаконными актами Правительства РФ, Минобразования России, Минздравсоцразвития России, в ряде случаев МВД России и другими федеральными ведомствами. Органы местного самоуправления, включен­ные в этот процесс нормами Семейного кодекса РФ, обязаны были лишь исполнять федеральное законодательство и отслеживать его исполнение другими лицами на своей территории в интересах несовершеннолетних или граждан, признанных судом недееспособными. Однако последние изменения российского законодательства полностью трансформировали сложившуюся модель разграничения полномочий в данной сфере.

Федеральный закон от 29.12.06 №258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные ) законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»(далее — Федеральный закон № 258-ФЗ) внес из­менения в Семейный кодекс РФ (далее — СК РФ), Федеральные законы от 06.10.99 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 06.10.03 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее — Федеральный закон № 131 -ФЗ). Суть данных изменений сводится к следующему:

  • с 1 января 2008 г. полномочие по осуществлению опеки и попечительства перево­дится в разряд государственных и возлагается на исполнительные органы государ­ственной власти субъектов РФ;
  • для органов местного самоуправления всех типов вводится единая правовая кон­струкция «органы местного самоуправления имеют право на «участие в осущест­влении деятельности по опеке и попечительству»».

Данная правовая конструкция вынесена за рамки обязательных к исполнению во­просов местного значения и внесена в специальную статью, введенную Федеральным законом № 258-ФЗ для всех государственных полномочий, для которых существует иной режим исполнения, отличный от норм гл. 4″Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»Федерального закона № 131-ФЗ.Данный особый режим заключается в том, что органы местного самоуправления любого типа могут осуществлять перечисленные в ст. 14.1,15.1 и 16.1 государственные полномочия исключительно за счет средств местных бюджетов. Однако это норма не является передачей государственных полномочий, т. к. не обязываеторганы местного самоуправления совершать какие-либо действия, а лишь дает им право самостоятельно принимать реше­ние. В настоящей статье мы не будем давать правовую оценку данной нормы с точки зрения чистоты разграничения полномочий. В задачи статьи входит лишь методическое обеспечение полномочия по опеке и попечительству, а также его перевода в «право участия в осуществлении деятельности по опеке и попечительству» если органы местно­го самоуправления примут такое решение после 1 января 2008 г.

Осуществление полномочия по опеке и попечительству в течение 2007 г.

Опека (попечительство) — это одна из форм охраны прав и интересов тех граждан, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязан­ности (недееспособных или не полностью дееспособных граждан).

Отношения в сфере опеки и попечительства регулируются нормами международ­ного права, Конституцией РФ, гражданским и семейным законодательством. Гражданское законодательство устанавливает понятие опеки (попечительства), основания ее возник­новения и прекращения, определяет основные права и обязанности опекунов (попечи­телей). Этим вопросам посвящены ст. 31-40 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В семейном законодательстве различным формам воспитания детей, оставшихся без по­печения родителей (в т. ч. опеке и попечительству), посвящен весь четвертый раздел (ст. 47-155 СК РФ).

Под опекой федеральное законодательство подразумевает вид правовой по­мощи, устанавливаемой в целях защиты интересов несовершеннолетних либо граждан, признанных в судебном порядке недееспособными вследствие психи­ческого расстройства. При этом назначенный опекун (физическое лицо) является законным представителем подопечного и может совершать от его имени все юри­дически значимые действия. Попечительство отличается от опеки более мягкой формой воздействия.Это вид правовой помощи несовершеннолетним (в возрасте от 14 до 18 лет), а также гражданам, ограниченным судом в дееспособности вследствие зло­употребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Попечитель (фи­зическое лицо) оказывает гражданам, находящимся на попечении, содействие в осуще­ствлении своих прав и исполнении обязанностей, а также в охране их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В Федеральном законе № 131 -ФЗ полномочие по опеке и попечительству по-разно­му определено для муниципальных районов (городских округов) и поселений. Для му­ниципальных районов (городских округов) это просто как опека и попечительство (п. 13 ст. 15, п. 21 ст. 16). В подобной формулировке органы местного самоуправления муници­пального района (городского округа) при исполнении данного полномочия могут осу­ществлять две основные функции: в муниципальное образование само в лице своих органов является опекуном (попе­чителем) нуждающихся в этом граждан; в муниципальное образование в лице своих органов правомочно назначать опекуна (попечителя) нуждающимся в этом гражданам.

Для поселений Федеральным законом №131 -ФЗ данный вопрос местного значения существенно сужен. Поселения в лице своих органов в течение 2007 г. могут лишь оказывать содействие в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и по­печительства над нуждающимися в этом жителями поселения (п. 16 ст. 14).

В регламентирующих правоотношения опеки и попечительства правовых нормативных актах (Конституции РФ, Гражданском и Семейном кодексах РФ) не оп­ределен круг вопросов, очерчивающийсодействие в установлении опеки. В разных муниципальных образованиях может быть свой перечень. Однако совершенно четко определено, что органы местного самоуправления поселений не в праве выступать в роли опекунов и попечителей; самостоятельно устанавливать опеку (попечи­тельство) над нуждающимися в этом гражданами и представлять интересы опе­каемых лиц в судебных инстанциях (в т. ч. выступать в их защиту).

К функциональным обязанностям органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) в течение 2007 г. можно отнести следующие вопросы:

В области гражданских правоотношений органы опеки и попечительства муни­ципальных районов (городских округов) имеют право:

  • назначать опекунов и попечителей (п. 1 ст. 35 ГК РФ);
  • назначать помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоя­нию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязан­ности в соответствии со ст. 41 ГК РФ;
  • самостоятельно исполнять функции опекуна (попечителя) в отношении тех лиц, над которыми опека или попечительство не установлены своевременно (п. 1 ст. 35 ГК РФ), а также нести имущественную ответственность в предусмотренных законом случаях за действия этих лиц (ст. 1073,1074,1076 ГК РФ);
  • выступать в судебных органах как за расширение дееспособности (эмансипацию) несовершеннолетних (ст. 27 ГК РФ), так и за ограничение права несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно распоряжаться своими доходами (п. 4 ст. 26 ГК РФ);
  • подавать заявление о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»*; 0 осуществлять контрольные функции в отношении соблюдения прав опекаемых, на­ходящихся на попечении граждан (п. 3 ст. 34 ГК РФ); освобождать и отстранять опе­кунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ); давать согласие на психиатрическое освидетельствование несовершеннолетнего и помещение его в психиатрический стационар; принимать решение о помещении несовершеннолетних и недееспособных лиц в психоневрологическое учреждение для социальной реабилитации (п. 2 ст. 23 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании**);
  • контролировать условия содержания, воспитания и образования детей, находящих­ся в лечебных, воспитательных и иных учреждениях, защищать права выпускников данных учреждений (ст. 147 СК РФ);
  • давать в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образо­вания, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения; в т. ч. давать согласие на зачисление несовершеннолетних в качестве воспитанников в воинские части (ст. 16 п. 3 ст. 24 «Об основах системы профилактики безнадзорно­сти и правонарушений несовершеннолетних»*);
  • контролировать выезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на новое место жительства, в т. ч. за границу; а также их регистрацию по новому месту пребывания (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ»О дополни­тельных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без по­печения родителей» (ст. 20 Федерального закона от 15.08.96 № 114-ФЗ»О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»). В области имущественных праворганы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) имеют право:
  • давать разрешение на совершение опекуном (дачу согласия попечителем) сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК РФ);
  • давать согласие на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовер­шеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК РФ), а также согласие на обмен жилых помещений в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 72 Жилищного кодекса РФ;
  • определять кандидатуру доверительного управляющего имуществом подопечного и заключать с ним договор доверительного управления имуществом подопечного (п.1ст.38ГКРФ);
  • подыскивать доверительного управляющего имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим, и заключать с ним договор доверительного управления (ст. 43 ГК РФ);
  • нести имущественную ответственность за вред, причиненный по вине органов местно­го самоуправления имуществу или личности подопечного лица (ст. 16 и 1069 ГК РФ);
  • предъявлять в суд иски о признании недействительными или о применении послед­ствий недействительности сделок, совершенных подопечными или от имени подо­печных (ст. 171 ГКРФ);
  • уведомлять в течение 5 дней налоговые органы по месту жительства об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными; об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних и иных несовершеннолетних физических лиц; физических лиц, ограниченных судом в дееспособности; дееспо­собных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патро­нажа; физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о по­следующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом (п. 5 ст. 85 Налогового кодекса РФ);
  • оформлять договоры о передаче жилья в собственность ребенка в порядке прива­тизации или давать согласие несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет на такое оформление в случаях, предусмотренных (ч. 3 ст. 2 Закона РФ»О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»**).
Читайте так же:  Сервера в дейзи лицензия

В области семейных отношений органы опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) обязаны:

  • сохранять право ребенка на воспитание в семье (ст. 54 СК РФ) и защищать права и интересы несовершеннолетних (ст. 56 СК РФ);
  • при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью участвовать в при­нудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 2 ст. 79 СК РФ), и обеспечить его временное устройство (ст. 77 СК РФ);
  • производить обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание; представлять суду акт обследования и основанное на нем заключе­ние по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ);
  • предъявлять в суд иски о лишении и об ограничении родительских прав (ст. 70,73 СК РФ), иски об отмене усыновления (ст. 142 СК РФ);
  • рекомендовать опекуну (попечителю) ребенка способы воспитания (п. 1 ст. 150 СК РФ);
  • обязывать опекуна (попечителя) не препятствовать общению ребенка с отдельно проживающим родителем и другими родственниками (п. 1 ст. 55, ст. 8 СК РФ, а также п. 1 ст. 56, ст. 67 СК РФ), давать согласие на контакты ребенка с родителями, ограни­ченными в родительских правах (ст. 75 СК РФ);
  • разрешать разногласия, возникающие между несовершеннолетними родителями и опекуном их ребенка (п. 2 ст. 62 СК РФ);
  • сохранять интересы ребенка и его право при перемене имени, фамилии (п. 4 ст. 57, ст. 58,59 СК РФ);
  • разрешать разногласия между родителями ребенка по поводу его воспитания и об­разования (п. 2 ст. 65, п. 1 ст. 78 СК РФ), назначать представителя для защиты прав и интересов детей (п. 2 ст. 64 СК РФ);
  • участвовать в рассмотрении судом дел о признании недействительным брака, за­ключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, а также с лицом, признанным судом недееспособным (п. 2 ст. 28 СК РФ);
  • участвовать в рассмотрении судом дел о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно (п. 2 ст. 66 СК РФ), о восстановлении в родитель­ских правах (ст. 72 СК РФ); об установлении усыновления (ст. 125 СК РФ) и о его отме­не (ст. 140 СК РФ);
  • давать суду заключение об обоснованности усыновления и его соответствии инте­ресам усыновляемого ребенка, давать согласие на усыновление ребенка (ст. 125, 129, п. Зет. 48 СК РФ);
  • выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести их учет, выбирать фор­му устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ);
  • подбирать приемных родителей, заключать договор о передаче ребенка в приемную семью (ст. 151 СКРФ) и исполнять обязанности, установленные данным договором, принимать меры по расторжению договора в необходимых случаях, а также контро­лировать исполнение приемными родителями своих обязанностей;
  • предъявлять в суд иски о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на со­держание ребенка (п. 3 ст. 80 СК РФ), предъявлять иски о признании недействитель­ными соглашений об уплате алиментов несовершеннолетним или совершеннолет­ним недееспособным членам семьи в соответствии со ст. 102 СК РФ;
  • осуществлять назначение и выплату опекуну (попечителю) денежных средств на содержание подопечных детей (п. 5 ст. 150 СК РФ, а также приказ Минобрнауки Рос­сии от 19.08.99 № 199*).

Исполнение полномочия на уровне поселений

Из представленного перечня функциональных обязанностей органов опеки и попечительства муниципальных районов (городских округов) органы местного самоуправления поселений реально, не нарушая положений российского зако­нодательства, в качестве содействия установлению опеки и попечительства в течение 2007 г. могут взять на себя следующие функции:

в области гражданских правоотношений

  • содействовать органам опеки и попечительства муниципального района в подаче заявления о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмот­ренном ст. 19 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»*;
  • по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района кон­тролировать соблюдение прав (в т. ч. имущественных) опекаемых, находящихся на попечении граждан (п. 3 ст. 34 ГК РФ);

в области семейных отношений

  • по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района осуще­ствлять наблюдение за сохранением прав ребенка, переданного на воспитание в семью (ст. 54 СК РФ), и содействовать защите прав и интересов несовершеннолет­них (ст. 56 СК РФ);
  • при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью участвовать в при­нудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка у родителей или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 2 ст. 79 СК РФ), и обеспечить его временное устройство (ст. 77 СК РФ);
  • по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района произ­водить обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представлять органу опеки и попечительства акт обследования для формирования органами опеки и попечительства заключения по существу спора для судебного рассмотрения (п. 2 ст. 78 СК РФ);
  • выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учеттакихдетей, пред­лагать органам опеки и попечительства формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по соглашению с органами опеки и попечительства осуществлять последующее наблюдение за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 121 СК РФ);
  • подбирать и рекомендовать органам опеки и попечительства муниципального рай­она приемных родителей для заключения с ними договора о передаче ребенка в семью (ст. 151 СК РФ), а также по соглашению с органами опеки и попечительства муниципального района осуществлять наблюдение за исполнением обязанностей приемными родителями. Следует обратить внимание на то, что употребленное в данном тексте выражение «по соглашению с органами опеки и попечительства» не означает соподчинения специа­листов, осуществляющих в поселении функции содействия в установлении опеки и по­печительства, органам опеки муниципального района. Органы местного самоуправления поселения вполне самостоятельны в своих действиях, однако в таком специфическом вопросе, как опека и попечительство, жестко регламентированном федеральным зако­нодательством, целесообразно, чтобы органы местного самоуправления поселений оговаривали с муниципальным районом круг функциональных вопросов данной сферы, в котором поселения готовы участвовать.

Определить объем необходимого финансирования для осуществления пол­номочий по содействию установлению опеки непросто. На наш взгляд, обязатель­ными в этом случае являются только расходы на содержание специалиста, который осу­ществлял бы данное содействие, а также на расходные материалы для выполнения закрепленных функциональных обязанностей. Обеспечение ребенка временным приютом в случае санкционированного изъятия из семьи при наличии угрозы его физическому или психическому состоянию; транспортировка к месту постоянного определения по решению органов опеки и попечительства муниципального района; предоставление в случае необходимости одежды и средств гигиены до момента определения на постоян­ное жительство в детские специализированные учреждения или под опеку* — все это должно осуществляться за счет переданных поселению в рамках заключенного соглаше­ния средств бюджета муниципального района.

Выявление граждан, не имеющих родственников и нуждающихся в помещении в ста­ционарное государственное учреждение социальной и психологической реабилитации, судебное установление их недееспособности, транспортировка и разовая социальная поддержка также финансируются органами опеки и попечительства муниципального района, поскольку ответственность государственного учреждения за таких граждан, как правило, наступает лишь после их приема в него.

Вместе с тем исходя из формулировки вопроса местного значения поселения как «содействие установлению опеки и попечительства»при наличии собственных средств и доброй воли органы местного самоуправления поселений также могут участвовать в софинансировании перечисленных вопросов в оговоренных с муниципальным районом пределах функциональных обязанностей своего специалиста.

Осуществление полномочия по опеке и попечительству с января 2008 г.

С января 2008 г. полномочие по опеке и попечительству становится государственным полномочием.

Вместе с тем понятно, что данное полномочие должно быть наиболее прибли­жено к населению, т. к. выявление детей и недееспособных граждан, попавших в трудные жизненные обстоятельства и нуждающихся в защите и поддержке, про­ще осуществлять по месту жительства. В этой связи возможны два варианта решения вопроса:

  • передача законом субъекта РФ государственного полномочия по опеке и попечи­тельству органам местного самоуправления с соответствующими субвенциями на его осуществление;
  • либо создание государственных территориальных органов по опеке и попечитель­ству на территории муниципальных образований.

В первом случае для муниципальных подразделений по опеке и попечительству ни­чего не меняется, во втором случае они должны будут переведены в статус государственных служащих. В государственную собственность при этом передаются вся имеющаяся в орга­нах архивная документация, а также движимое и недвижимое имущество, закрепленное за органами опеки и попечительства для осуществления их функциональных обязанностей. В чем же заключается «участие в осуществлении деятельности по опеке и попечитель­ству» для органов местного самоуправления? На наш взгляд, здесь могут быть любые дей­ствия органов местного самоуправления в помощь государственным органам: помощь в материально-техническом обеспечении органов, помощь в выявлении несовершенно­летних или нуждающихся в опеке (попечении) граждан, помощь в обеспечении защиты несовершеннолетнего или опекаемого гражданина, сохранении их имущества и другие действия. Важно только, чтобы эти действия осуществлялись в помощь органам опеки, а не подменяли органы опеки.

Журнал «Практика муниципального управления»

Отношения по опеке и попечительству регулируются нормами гражданского, семейного и административного права

Нормами административного права регулируется деятельность органов местного самоуправления, выполняющих функции по опеке и попечительству Назначение опекуна и попечителя оформляется административным актом.

Семейное право регулирует опеку и попечительство только в отношении несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения. Однако при этом значительная часть вопросов, касающихся опеки и попечительства над ними регулируется при помощи норм Гражданского кодекса РФ.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей, — одна из правовых форм защиты их личных и имущественных прав и интересов, а также обеспечения их содержания, воспитания и образования.

При установлении опеки и попечительства учитывается возраст несовершеннолетних детей. В соответствии с п. I ст. 32 ГК РФ опека устанавливается над малолетними детьми, к которым в силу п. I ст. 28 ГК РФ относятся несовершеннолетние, не достигшие 14 лет.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет (п. 1 ст. 33 ГК РФ).

Цели опеки и попечительства над детьми, оставшимися без родительского попечения, определены в п. 1 ст. 145 СК РФ:

— содержание, воспитание, образование детей;

— защита их прав и интересов.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (п. 1 ст. 34 ГК РФ, п. 2 ст. 121 СК РФ): районная, городская, районная в городе администрация по месту жительства несовершеннолетнего или по месту жительства опекуна (попечителя). Непосредственная организация опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми (обследование условий жизни несовершеннолетнего, подбор опекуна или попечителя, подготовка материалов для их назначения, организация помощи в осуществлении опекунских обязанностей и т. п.) и контроль за их осуществлением возложены на отделы (управления) народного образования при местной администрации.

Опекун (попечитель) назначается в течение месяца с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о том, что ребенок остался без попечения родителей. Если в течение месяца не будет назначен опекун (попечитель), исполнение обязанностей опекунов (попечителей) временно принимают на себя органы опеки и попечительства (п. 1 ст. 35 ГК РФ).

Опекун или попечитель по общему правилу назначаются по месту жительства несовершеннолетнего. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимания обстоятельств, опекун (попечитель) может быть назначен по месту его жительства (п. 1 ст. 35 ГК РФ).

Установление опеки и попечительства, а также назначение конкретного лица опекуном или попечителем оформляется постановлением главы местной администрации по месту жительства подопечного или опекуна (попечителя). На основании этого постановления опекуну или попечителю выдается опекунское удостоверение и заводится личное дело подопечного, в котором хранятся документы, собранные для установления опеки (попечительства), а также акты обследования условий жизни подопечного.

Читайте так же:  Мпр приказ 218

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 145 СК РФ).

Примерный перечень причин, по которым дети остаются без родительского попечения, указан в п. 1 ст. 121 СК РФ: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Опекунами и попечителями могут назначаться совершеннолетние дееспособные лица с учетом их личных качеств, способностей к выполнению возлагаемых на них обязанностей, а также взаимоотношений между ребенком и опекуном (попечителем) и отношения к ребенку членов семьи опекуна (попечителя).

По возможности, при назначении опекунов и попечителей учитывается и желание ребенка (п. 2, 3 ст. 35 ГК РФ и п. 1, 2 ст. 146 СК РФ).

Опекуны и попечители могут быть назначены только с их согласия (п. 3 ст. 35 ГК РФ). Согласие выражается в заявлении в органы опеки и попечительства, в котором гражданин сообщает о своем намерении стать опекуном (попечителем).

Не могут быть опекунами и попечителями (ст. 146 СК РФ):

— лица, лишенные родительских прав;

— лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

— лица, ограниченные в родительских правах;

— бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;

— лица, не способные по состоянию здоровья осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Перечень заболеваний, не позволяющих стать опекуном (попечителем), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации № 542 от 1 мая 1996 г. http://base.garant.ru/106470/

Если не удается устроить ребенка на воспитание в семью, то в таких случаях дети помещаются в воспитательные, лечебные учреждения и учреждения социальной защиты населения на полное государственное обеспечение. Выбор учреждения осуществляется с учетом состояния здоровья и возраста ребенка. Им может быть детский дом, дом ребенка, санаторный детский дом для детей-сирот, нуждающихся в длительном лечении, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие учреждения.

Опекуны и попечители детям, находящимся в названных учреждениях, не назначаются, а их функции выполняет администрация соответствующего учреждения (п. 1 ст. 147 СК РФ, п. 4 ст. 35 ГК РФ).

Права и обязанности опекунов (попечителей) и подопечных (линк)

Права детей, находящихся под опекой (попечительством) подразделяются на личные и имущественные (ст. 55, 56, 57, 148 СК РФ и п. 2 ст. 36 ГК РФ).

К личным правам относятся:

— право на воспитание в семье опекуна (попечителя);

— право на заботу со стороны опекуна (попечителя);

— право на совместное проживание с опекуном (попечителем). В отдельных случаях, когда подопечный достиг шестнадцати лет, органы опеки и попечительства могут разрешить раздельное проживание подопечного с попечителем при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного;

— право на общение с родителями и другими родственниками, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав. Если родители ограничены в родительских правах, то опекуны и попечители вправе не допускать общения родителей с ребенком, если такое общение противоречит интересам ребенка;

— право выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также право быть заслушанным в ходе судебного или административного разбирательства;

— право на обеспечение условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития. Обязанность по содержанию своего подопечного на опекуна (попечителя) не возлагается, он лишь обеспечивает условия содержания за счет средств, причитающихся подопечному;

— право на защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя);

— право на уважение человеческого достоинства.

К имущественным правам детей, находящихся под опекой (попечительством), относятся:

— право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты. Специальные пособия подопечным назначаются в соответствии с Положением о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 16 февраля 1993 г.;

— сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением;

— право на внеочередное получение жилого помещения по окончании пребывания у опекунов или попечителей, если ранее у подопечного не было жилого помещения на праве собственности или в пользовании;

— право собственности на доходы, полученные подопечным, на имущество, полученное в дар, по наследству и на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка;

— право распоряжения имуществом, находящимся в собственности ребенка в соответствии со ст. 26 и 28 ГК РФ.

В СК РФ отдельная статья (ст. 149) посвящена правам детей, находящихся на государственном попечении. Для воспитанников детских учреждений предусмотрены дополнительные права:

— право на льготы при трудоустройстве по окончании пребывания в государственном учреждении в соответствии с трудовым законодательством (п. I ст. 149 СК РФ);

— право на бесплатное содержание и получение общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (п. 30 Типового положения “Об образовательном учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей”, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676);

— право на удовлетворение потребностей в эмоционально-личностном общении (п. 30 Типового положения);

— право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности (п. 30 Типового положения);

— право на развитие своих творческих способностей и интересов (п. 30 Типового положения);

— право на получение квалифицированной помощи в обучении и коррекцию имеющихся проблем в развитии (п. 30 Типового положения).

Что касается личных прав и обязанностей опекунов и попечителей, то они совпадают с правами и обязанностями родителей в отношении своих несовершеннолетних детей:

— опекун (попечитель) имеет право и обязан воспитывать подопечного ребенка. Способы воспитания подопечного он определяет самостоятельно, но с учетом мнения ребенка и рекомендаций органов опеки и попечительства;

— опекун (попечитель) обязан заботиться о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии подопечного;

— опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования;

— опекун (попечитель) вправе требовать по суду возврата подопечного ребенка от любых лиц, удерживающих его без законных оснований, в том числе и от близких родственников;

— опекун (попечитель) не вправе препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Перечисленные права и обязанности закреплены в нормах Семейного кодекса РФ. Помимо этого, ряд прав и обязанностей опекунов и попечителей предусмотрены ст. 36-38 ГК РФ:

— опекуны и попечители несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными, раздельное проживание возможно только с разрешения органа опеки, если подопечный достиг 16 лет и раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании подопечного и защите его прав и интересов (п. 2 ст. 36 ГК РФ);

— опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства (п. 2 ст. 36 ГК РФ);

— опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы (п. 3 ст. 36 ГК РФ). Расходы на содержание подопечного опекун (попечитель) несет за счет причитающихся подопечному доходов;

— доходы подопечного расходуются опекуном (попечителем) только с согласия органов опеки и попечительства, за исключением средств, необходимых для содержания подопечного (п. 1 ст. 37 ГК РФ);

— без предварительного согласия органов опеки и попечительства опекуны не вправе совершать, а попечители давать согласие на совершение сделок с имуществом подопечного, влекущих уменьшение или ухудшение этого имущества (дарение, аренда, залог и др.) (п. 2 ст. 37 ГК РФ);

— опекуны (попечители), их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки со своими подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар или безвозмездное пользование (п. 3 ст. 37 ГК РФ).

У опекунов и попечителей не возникают имущественных прав в отношении имущества подопечного и права пользования жилым помещением, находящимся в собственности или в пользовании подопечного, не возникает у них и обязанности по содержанию подопечного за свой счет.

Обязанности по опеке и попечительству в соответствии с п. 1 ст. 36 ГК РФ выполняются безвозмездно.

Прекращение опеки и попечительства

Прекращение опеки и попечительства возможно по трем основаниям:

— при достижении подопечным определенного возраста;

— при освобождении от обязанностей опекуна или попечителя;

— при отстранении опекуна или попечителя от выполнения обязанностей.

Опека прекращается по достижении ребенком возраста 14 лет, при этом она автоматически переходит в попечительство.

Попечительство прекращается, если ребенок достиг совершеннолетия. Оно может прекратиться и раньше, если несовершеннолетний, достигший 16 лет, будет объявлен в результате эмансипации полностью дееспособным (ст. 27 ГК РФ) либо вступит в брак до достижения 18 лет при снижении брачного возраста (ст. 13 СК РФ).

Органы опеки и попечительства могут освободить опекуна (попечителя) от исполнения обязанностей при наличии оснований, предусмотренных п. 1 и 2 ст. 39 ГК РФ:

— при возвращении ребенка родителям;

— при его усыновлении;

— если ребенок помещен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения;

— по личной просьбе опекуна или попечителя при наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и др.).

Опекун (попечитель) может быть отстранен от выполнения своих обязанностей, если он исполняет их ненадлежащим образом, использует опеку (попечительство) в корыстных целях или оставляет подопечного без надзора и необходимой помощи (п. 3 ст. 37 ГК РФ).

Опекуны и попечители могут быть отстранены от выполнения своих обязанностей как при наличии вины в их действиях или бездействии, так и при ее отсутствии. Примером невиновного поведения может быть ненадлежащее выполнение обязанностей вследствие отсутствия навыков и жизненного опыта. Виновное поведение имеет место при использовании опеки или попечительства в корыстных целях: занятие жилой площади подопечного, незаконное использование его имущества для удовлетворения своих потребностей.

Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится на основании постановления главы местной администрации.

Юридические акты, регламентирующие опеку и попечительство или имеющие непосредственное отношение к ним (линк)

Федеральный закон РФ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»(Полный текст)http://base.garant.ru/193182/

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями (утв. Постановлением Правительства РФ № 423) (Полный текст) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135255

Акт обследования условий жизни гражданина, постоянно проживающего на территории Российской Федерации (форма) http://adoptlaw.ru/Opeka-i-popechitelstvo/akt_obsledovaniya_usloviy/

Административный регламент, утв. Приказом Минобразнауки РФ от 12.11.2008 № 347 (формы документов) (Полный текст) http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=85448

Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства образовательными организациями, медицинскими организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями (утв. Постановлением Правительства РФ № 423) (Полный текст)http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=135255

Приказ Минздрава РФ № 332 «О порядке медицинского освидетельствования кандидатов»

Приложение № 2 — Медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина (гражданки), желающего (ей) усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем (Форма № 164/у-96)

Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка (утв. Постановлением Правительства РФ № 542)

Административный регламент МВД РФ о выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и(или) факта уголовного преследования (утв. Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121) (Полный текст) http://mvd.consultant.ru/doc.asp?ID=18390

Приложение № 2 к Административному регламенту МВД РФ (утв. Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121) (форма заявления) http://www.rnk.ru/documents/new/document178768.phtml

Приложение № 6 к Административному регламенту МВД РФ (утв. Приказом МВД РФ от 07.11.2011 № 1121) (форма справки) http://www.rnk.ru/documents/new/document178768.phtml

Приказ Минздрава РФ № 369 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» http://base.garant.ru/106325/

Медицинское заключение на ребенка, оформляющегося на усыновление (Форма № 160/у) (утв. Приказом Минздравмедпрома России от 03.07.1995 № 195) http://innewfamily.narod.ru/ menu3/1medForm160.doc

Приложение 2 — Медицинское заключение на ребенка, передаваемого на воспитание в семью, по результатам независимого медицинского освидетельствования (Форма № 162/у)