Приказ мон рк об обучении на дому

Методические рекомендации по обучению детей на дому по учебным программам

3
1
Балаларды үйде оқытуды ұйымдастыру

6
1.1
«Үйде оқыту» түсінігінің мәні
6
1.2
Үйде оқыту процесінің нормативті-құқықтық негіздері
7
1.3
Үйде оқытуды ұйымдастыру бойынша жалпы сұрақтары
9
1.3.1
Үйде жеке тегін оқытудың үлгілік оқу жоспарлары
9
1.3.2
Үйде оқытылатын оқушыларға білім беру мазмұны
12
1.3.3
Оқу уақытын есепке алу және нормасы. Үйдегі оқытылатын
білім алушылардың оқу нәтижелерін қадағалау

Үйде білім беру процесіне қатысушылардың қызметі мен
міндеттері

25
1.5
Үйде оқытуды ұйымдастыру ерекшеліктері
31
1.6
Үйде оқытуды ұйымдастыру бойынша жалпы әдістемелік
ұсынымдар

33
2
«Тіл және әдебиет» білім саласының оқу бағдарламалары
бойынша балаларды үйде оқыту ерекшеліктері

36
3
«Математика және информатика» білім саласының оқу
бағдарламалары
бойынша
балаларды
үйде
оқыту
ерекшеліктері

61
4
«Жаратылыстану» білім саласының оқу бағдарламалары
бойынша балаларды үйде оқыту ерекшеліктері

78
5
«Адам және қоғам» білім саласының оқу бағдарламалары
бойынша балаларды үйде оқыту ерекшеліктері

ҚОЛДАНЫЛҒАН ӘДЕБИЕТТЕР ТІЗІМІ
107

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение право на образование, создание необходимых социально-
экономических условий для получения образования, получение бесплатного
предшкольного, начального, основного среднего, общего среднего,
технического и профессионального образования являются государственными
гарантиями в области образования для граждан Республики Казахстан [1].
В мировой практике наиболее эффективным механизмом обеспечения
равного доступа к образованию признано инклюзивное образование. В
Казахстане, как и в большинстве стран мира, также признают идею о том, что
общеобразовательная организация с инклюзивной ориентацией является
наиболее приемлемым механизмом обеспечения среднего образования для
всех, при этом способствуя построению и развитию инклюзивного общества в
стране.

Безусловно, изменения последних лет, происходящие в области
образования детей-инвалидов, отражающие тенденцию перехода к доктрине
«равных возможностей» подтверждают, что образовательный процесс не
только обучает детей с особыми образовательными потребностями жизненно
необходимым основам науки, но и формирует у ребенка социально и личностно
значимые жизненные компетенции, обеспечивающие его адаптацию к
окружающей среде. Однако, в настоящее время определенное количество
учащихся, по состоянию здоровья получает образование не в организациях
образования, а на дому.
Законодательством Республики Казахстан, для граждан, которые по
состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать
организации среднего образования, предусматривается индивидуальное
бесплатное обучение на дому. При отсутствии возможности осуществлять
воспитание и обучение детей с особыми образовательными потребностями в
организациях среднего образования или специальных организациях
образования, с учетом желания родителей (или законных представителей)
обучение проводится на дому в установленном порядке [1,2].
В соответствии со стандартом, государственная услуга по обучению на
дому оказывается организациями начального, основного среднего, общего
среднего образования по заявлению законного представителя (в произвольной
форме) на основании справки врачебно-консультационной комиссии с
рекомендацией по обучению на дому и заключений психолого-медико-
педагогической консультации о рекомендуемой образовательной учебной
программе для детей-инвалидов [3].
В мировой практике, для обучения детей, которых по медицинским
показаниям не могут посещать школу, используются две модели организации
образовательного процесса: обучение на дому и дистанционное обучение.
В казахстанской системе образования основная часть обучающихся на
дому получает образование традиционным способом, который предполагает
семейную среду обучения с посещением ограниченного количества учителей и
специальных педагогов.
109

По сути, обучение на дому решает те же задачи, что и другие способы
обучения, однако этот процесс обучения, отличающийся от традиционной
формы обучения в условиях школы, имеет достаточно сложную специфику,
которая отражена в данных рекомендациях.
В методических рекомендациях для однозначного толкования основных
понятий был использован терминологический аппарат соответствующих
законодательно-нормативных актов в области здравоохранения, социальной
защиты населения и образования:
ребенок (дети) с ограниченными возможностями — ребенок (дети) до
восемнадцати лет с физическими и (или) психическими недостатками,
имеющий ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными,
наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм,
подтвержденными в установленном порядке;
ребенок-инвалид– лицо в возрасте до восемнадцати лет, имеющее
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, увечьями (ранениями, травмами, контузиями),
их последствиями, дефектами, которое приводит к ограничению
жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;
дети с ограниченными возможностями в развитии: с нарушениями
слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения
(незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); с нарушениями функции опорно-
двигательного аппарата; с нарушениями речи; с умственной отсталостью; с
задержкой психического развития; с расстройством эмоционально-волевой
сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой;
лица (дети) с особыми образовательными потребностями – лица,
которые испытывают постоянные или временные трудности в получении
образования, обусловленные здоровьем, нуждающиеся в специальных,
общеобразовательных учебных программах и образовательных программах
дополнительного образования;
физический недостаток — стойкое нарушение развития и (или)
функционирования органа (органов), требующее длительной социальной,
медицинской и коррекционно-педагогической поддержки;
психический недостаток — временный или постоянный недостаток в
развитии и (или) функционировании психики человека, который включает
последствия сенсорных нарушений; нарушения речи; нарушения
эмоционально-волевой сферы; последствия повреждения мозга; нарушения
умственного развития, в том числе умственную отсталость; задержку
психического развития и связанные с этим специфические трудности в
обучении;
медико-социальная экспертиза — определение в установленном порядке
потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты на основе
оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством
функций организма;
110

психологическое обследование — определение особенностей психического
состояния и потенциальных возможностей психического развития детей с
ограниченными возможностями;
педагогическое
обследование

определение
особенностей
интеллектуального развития детей и их потенциальных возможностей к
игровой деятельности, получению образования и общению с учетом
возрастных нормативов для детей соответствующего возраста;
образовательная программа — единый комплекс основных характеристик
образования, включающий цели, результаты и содержание обучения,
организацию образовательного процесса, способы и методы их реализации,
критерии оценки результатов обучения;
специальные образовательные программы — программы, предназначенные
для обучения детей с ограниченными возможностями;
учебная программа — программа, определяющая по каждой учебной
дисциплине (предмету) содержание и объем знаний, умений, навыков и
компетенций, подлежащих освоению;
учебный
план

документ,
регламентирующий
перечень,
последовательность, объем (трудоемкость) учебных предметов, дисциплин
(модулей), практик, иных видов учебной деятельности обучающихся
соответствующего уровня образования и формы контроля.

1. Организация обучения детей на дому

1.1 Суть понятия «обучение на дому»

Классики педагогической науки такие, как Я. А. Коменский, Дж. Локк,
И. Г. Песталоцци, жившие в разное время и в разных странах, отметили
ведущую роль природосообразности процесса воспитания и обучения для
построения объективной педагогической теории. Современные исследователи-
педагоги также утверждают, что у детей различные природные особенности и
ими детерминируются течение и результаты всего педагогического процесса
[4].
Организация обучения представляет собой целостную системную
характеристику с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и
учащихся, особенностей места и времени обучения, количества учащихся,
целей, средств, содержания, методов и результатов обучения. Когда существует
достаточно много детей, которые при всем их желании просто по состоянию
своего здоровья не могут посещать обычную общеобразовательную школу,
предусматриваются
другие
способы
включения
этих
детей
в
общеобразовательный процесс. В большинстве таких случаев требуются
физически безболезненная и психологически комфортная среда обучения и
индивидуальный подход для обучения каждого ребенка. В этом плане, один из
способов включения детей в образовательный процесс школы, «обучение на
дому» всегда был объектом пристального внимания исследователей.
В имеющейся научно-методической и периодической литературе авторы
пользуются разными синонимическими понятиями: «семейное образование»,
«домашнее обучение», «индивидуальное обучение на дому», «надомное
обучение». Каждый из них несет определенную смысловую нагрузку, однако,
все перечисленные выше понятия подразумевают, что процесс обучения
проходит в домашних условиях. В настоящих рекомендациях в соответствии с
нормативно-правовыми
документами
Республики
Казахстан
будет
использовано выражение «обучение на дому».
По мнению исследователей, обучение на дому рассматривается как
значимая область образовательной системы, отраженная в многовековом опыте
семейного воспитания и сформированная в процессе поэтапного развития. В
исследованиях российского ученого Аркатовой Л.Р. выделяются следующие
этапы развития обучения на дому:

Х–ХV в.в., домашнее обучение детей состоятельных людей при
дворцах и семейное обучение «мастерами грамоты»;

XVI– XVII
в.в., дворцовое образование будущих престолонаследников;

XVIII
в.в., развитие гувернерства, общеобразовательная подготовка в
условиях семьи среди поместного дворянства;
112

конец XVIII в. и начало XIX в., параллельное развитие домашнего и
церковного образования и обучения в государственных учебных заведениях;
подготовка национальных кадров гувернанток и домашних наставниц;

30-
е гг. XIX в.– начало ХХ в., официальное признание домашнего
образования как одного из видов гражданского обучения, приравненного к
обучению в учебных заведениях и в благородных пансионах при гимназиях;
активное обсуждение перспектив и проблем домашнего обучения в
педагогической литературе и прессе;

с 1917 г. по 1962 г., прекращение практики обучения детей на дому;

с 1962 г., официальное признание домашнего образования как одной из
форм государственного обучения для больных детей и детей-инвалидов [5].
Наиболее широкое определение понятия «обучение на дому»
соответствующее требованиям современных национальных образовательных
систем и не противоречащие принципам инклюзивного образования
представлено Модельным законом «Об образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья (специальном образовании)», который был принят
Межпарламентской Ассамблеей государств — участников СНГ в 2002 году. В
соответствии Модельному закону «… обучение на дому – освоение
общеобразовательных и профессиональных образовательных программ лицом,
по состоянию здоровья временно или постоянно не посещающим
образовательное учреждение, при котором обучение осуществляется на дому
педагогическими работниками соответствующих образовательных учреждений,
в том числе с использованием дистанционных средств обучения…».
Законом «Об образовании» Республики Казахстан в зависимости от
содержания образовательных программ с учетом потребностей и возможностей
личности, создания условий доступности получения каждого уровня
образования предусмотрены следующие формы обучения: очное, вечернее,
заочное, экстернат и дистанционная форма обучения для лиц (детей) с особыми
образовательными потребностями.
В целом, при определении содержания понятия, большинство
исследователей и практиков придерживается мнения, что обучения на дому,
это не форма получения образования или обучения, а условие организации
учебного процесса для детей с особыми образовательными потребностями. То
есть дети, которые переведены на обучение в домашних условиях, являются
полноправными участниками образовательного процесса школы [6].

Читайте так же:  Договор аренды гаража с юридическим лицом

1
.2 Нормативно-правовые основы процесса обучения на дому

В казахстанской системе образования, для детей, которые по состоянию
здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации
среднего образования, предусматривается индивидуальное бесплатное
обучение на дому.
Основанием для индивидуального бесплатного обучения на дому
является заключение врачебно-консультационной комиссии о состоянии
113

здоровья ребенка с указанием срока обучения на дому, в соответствии с
приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики
Казахстан от 5 мая 2015 года № 321 «Об утверждении Положения о
деятельности врачебно-консультативной комиссии». В зависимости от
заболевания ребенка, срок обучения на дому длится от 1 месяца до конца
учебного года, указанного в заключении. В случае установления инвалидности
предоставляется справка об инвалидности по форме согласно приложению №12
«
Правил проведения медико-социальной экспертизы», утвержденной Приказом
Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от
30 января 2015 года № 44.
Предоставление индивидуального бесплатного обучения на дому, как
государственной услуги, оказываемой местными организациями начального,
основного среднего, общего среднего образования регулируется «Стандартом
государственных услуг в сфере специального образования, оказываемых
местными исполнительными органами» (далее – Стандарт), утвержденным
Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля
2015 года № 174. Рассматриваемый стандарт определяет порядок получения
услуги «индивидуальное бесплатное обучение на дому» и предполагает
присутствие нескольких последовательных этапов.
Первый этап подразумевает обследование и оказание психолого-медико-
педагогической консультативной помощи детям с ограниченными
возможностями. Обследование проводится региональными психолого-медико-
педагогическими консультациями (района, города, области и при
необходимости
республиканской
психолого-медико-педагогической
консультацией, далее–ПМПК), где проживает ребенок. Для прохождения
обследования в ПМПК требуется заявление родителя (или законного
представителя) ребенка, копия свидетельства о рождении (оригинал для
сверки), копия заключения об инвалидности (при наличии), заключение
врачебно-консультационной комиссии о необходимости обучения на дому по
состоянию здоровья (для детей, обучающихся на дому). Также ПМПК при
необходимости могут запрашивать форму № 112/у «История развития
ребенка», форму № 027/у «Выписка из медицинской карты амбулаторного,
стационарного больного», психолого-педагогическую характеристику из
организации образования, письменные работы по языку обучения, математике,
рисунки и другие результаты деятельности. Результатом первого этапа, в
частности обследования и оказания психолого-медико-педагогической
консультативной помощи является письменное заключение с указанием
состояния интеллектуального развития ребенка, установленных диагнозов
(неврологических, психиатрических, логопедических), сопутствующих
заболеваний и синдромов, а также оно содержит рекомендации по обучению и
коррекционно-педагогической поддержке с указанием образовательной
программы и условия организации коррекционно-развивающего обучения.
Второй этап включает прием документов организациями начального,
основного
среднего,
общего
среднего
образования
для
организации индивидуального бесплатного обучения на дому. В соответствии
114

со Стандартом для организации индивидуального бесплатного обучения на
дому требуется заявление родителя (или законного представителя), заключение
(или справка об инвалидности) врачебно-консультационной комиссии с
рекомендацией по обучению на дому и заключение психолого-медико-
педагогической консультации о рекомендуемой образовательной учебной
программе для детей-инвалидов. По окончании приема документов
организация образования предоставляет родителю (или законному
представителю) расписку о приеме документов для организации
индивидуального бесплатного обучения на дому.
Возмещение затрат на обучение детей-инвалидов в домашних условиях и
отчет по финансовым расходам формируются в соответствии с Приказами
Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан:
«Возмещение затрат на обучение на дому детей-инвалидов» от 28 апреля 2015
г. № 279 (Приложение 25) и «Отчет о назначении и выплате возмещений затрат
на обучение на дому детей-инвалидов» от 19 января 2016 г. № 28.

1.3 Общие вопросы организации обучения на дому

В «Типовых правилах деятельности общеобразовательных организаций
(начального,
основного
среднего
и
общего
среднего)»,
утвержденныхпостановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая
2013 года № 499 (далее – Типовые Правила) предусмотрено, что организация
образовательного процесса в организациях образования строится на основе
учебного плана, регламентируется годовым календарным учебным графиком
работы и расписанием занятий. Также учебная нагрузка, режим занятий
обучающихся определяются утверждаемыми организациями образования
положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных
стандартов образования, санитарных правил, гигиенических нормативов,
учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования.

1.3.1 Типовые учебные планы индивидуального бесплатного обучения на
дому
Образовательные области и учебные предметы, недельная учебная
нагрузка или количество часов в неделю по классам устанавливается Типовым
учебным планом (далее–ТУП) индивидуального бесплатного обучения на дому
по уровням образования. В настоящее время в связи с переходом на
обновленное содержание образования на практике действуют ТУПы
индивидуального бесплатного обучения на дому, утвержденные Приказом
МОН РК:

№ 61 от 25 февраля 2014 г. (Приложение 1) и №233 от 30 марта 2016 г.
(Приложение 4) для начального уровня образования;

№ 61 от 25 февраля 2014 г. (Приложение 3) и №432 от 07 июля 2016 г.
(Приложение 4) для основного среднего уровня образования;
115

№ 61 от 25 февраля 2014 г. (Приложение 1) для общего среднего
уровня образования.
ТУП индивидуального бесплатного обучения на дому по обновленному
содержанию для начального уровня образования (Приказ МОН РК №233 от 30
марта 2016 г., Приложение 4) вводится в действие с 1 сентября 2016 года для 1
классов, с 1 сентября 2017 года для 2 классов, с 1 сентября 2018 года для 3
классов, с 1 сентября 2019 года для 4 классов и содержит три образовательные
области: «Язык и литература», «Математика и информатика»,
«Естествознание». ТУП также определяет перечень общеобразовательных
учебных предметов для начального уровня образования: «Обучение грамоте»,
«Казахский (или Русский) язык» (имеется в виду язык обучения),
«Литературное чтение», «Русский (или казахский) язык» (имеется в виду Я2),
«Английский язык», «Математика», «Информационно-коммуникационные
технологии», «Естествознание» и коррекционные занятия при необходимости.

ТУП индивидуального бесплатного обучения на дому по обновленному
содержанию для среднего уровня образования (Приказ МОН РК №432 от 07
июля 2016 г., Приложение 4) вводится в действие с 1 сентября 2017 года для 5,
7 классов, с 1 сентября 2018 года для 6, 8 классов, с 1 сентября 2019 года для 9
(10) классов. По ТУП определены четыре образовательные области: «Язык и
литература», «Математика и информатика», «Естествознание» и «Человек и
общество», которые объединяют учебные предметы основного среднего
образования. При необходимости коррекционная помощь обучающимся 5-10
классов надомного обучения оказывается в кабинете психолого-педагогической
коррекции и в реабилитационном центре в установленном порядке.
Следует отметить, что в ТУПы всех уровней среднего образования
(
начального, основного среднего и общего среднего) допускает
перераспределение часов с учетом индивидуальных возможностей и
потребностей учащегося, посещение ими отдельных уроков в школе по
согласованию с лечащим врачом.
В соответствии с п. 20 Типовых правил общеобразовательные
организации на основе действующих ТУПов разрабатывают Индивидуальный
рабочий учебный план обучающегося на дому. Практика общеобразовательных
школ, которые обучают детей на дому, показывает, что индивидуальный
рабочий учебный план разрабатывается на каждого обучающегося отдельно с
учетом его индивидуальных и психофизических особенностей. При разработке
индивидуальных учебных планов также рекомендуется учитывать пожелания
обучающихся и их родителей (или законных представителей), касающиеся
вопросов посещения отдельных уроков в школе, выбора вариативного
компонента и т.п. Индивидуальный рабочий учебный план обучения на дому
разрабатывается на полугодие или учебный год, принимается решением
Педагогического совета, согласовывается с родителем (или законным
представителем) обучающегося и утверждается руководителем организации
образования.
116

Примерный образец индивидуального рабочего учебного плана
обучающегося на дому представлен ниже в таблице 1.

Таблица 1. Примерный образец индивидуального рабочего учебного плана
обучающегося на дому

«Принято»
решением Педагогического совета
______________________________
(
название организации образования)

Протокол № ____ от ____________

Образец титульного листа
«Утверждено»
Директор

обучающегося (щейся) _____ класса
_____________________________
(название организации образования)
____________________________
(ФИО обучающегося)

на _______________ уч. г.
(период обучения)

Читайте так же:  Убытки и неустойка конкретные примеры

117

Пояснительная записка

Индивидуальный рабочий учебный план разработан на основе
следующих нормативных документов:

Обучение проводится в соответствии с индивидуальным учебным планом
по общеобразовательной учебной программе _____ класса.

В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом
_______ образования продолжительность учебного года составляет ____
учебных недель.

В соответствии с Типовым учебным планом __________
индивидуального бесплатного обучения на дому с казахским (или русским)
языком обучения объем недельной учебной нагрузки ______ часов.

Продолжительность занятий _____ минут. При необходимости занятия
могут прерываться, учитывая состояние ребенка.

При выполнении индивидуального учебного плана допускается очное и
онлайн посещение отдельных уроков в школе по согласованию с родителем
(или законным представителем) и лечащим врачом.

В целях социальной адаптации и интеграции в общество, комфортного
пребывания в детском коллективе, повышения социального статуса
предусматривается участие в школьных мероприятиях и дополнительном
образовании.

Таблица 1 (Продолжение)
Образец индивидуального учебного плана для 5 класса
(с казахским языком обучения)

Образовательная
область
Учебный
предмет
Количество
часов в
неделю
Примечание
Язык и литература

1
Например, по
английскому
языку
на дому – 0,5 ч.,
дистанционный
(онлайн) – 0,5 ч.

Русский язык и
литература

Математика и
информатика

Человек и общество

Всего за неделю

1.3.2
Содержание образования учащихся, обучающихся на дому

Содержание образования — это система (комплекс) знаний по каждому
уровню образования, являющаяся основой для формирования компетентности и
всестороннего развития личности [1].
Содержание
каждого
уровня
образования,
определяется
общеобразовательной программой, являющейся комплексом (или набором)
типовых учебных программ по предметам, разработанные на основе
государственных общеобязательных стандартов образования.
119

В соответствии с п. 19 Типовых правил дети с особыми
образовательными потребностями, обучающиеся в инклюзивных классах
общеобразовательной школы, в том и числе дети, которые находятся на
надомном обучении, могут обучаться по общеобразовательной учебной или
индивидуальной программе, а п.20 подчеркивает, что учебный и
воспитательный процесс осуществляется в соответствии с рабочими учебными
программами и рабочими учебными планами.
При отсутствии типовой учебной программы по предметам вариативной
части типового учебного плана (в т.ч. и по коррекционным предметам), а также
при адаптации типовой учебной программы с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей обучающихся рекомендуется
разработка Индивидуальной рабочей учебной программы для обучающегося на
дому.
Таким образом, предметное содержание образования учащихся,
обучающихся на дому, определяется типовыми учебными программами по
общеобразовательным предметам, при необходимости индивидуальной
рабочей учебной программой, разрабатываемой на основе типовых учебных
программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей
обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-
волевой сферы, характератечения заболевания.
На основе типовых учебных программ (или индивидуальных рабочих
учебных программ) учителями разрабатывается календарно-тематическое
планирование по каждому предмету, которое обсуждается на заседании
методического объединения и утверждается руководителем школы.

1.3.3 Учет и норма учебного времени. Отслеживание результатов
обучения обучающихся на дому

Обучение на дому в зависимости от заболевания может быть
кратковременным или долговременным. Продолжительность обучения
указывается в заключении врачебно-консультационной комиссии (или в
медицинской справке), расписание уроков составляется исходя из указанных в
справке сроков. Расписание обучения ребенка на дому составляется классным
руководителем и согласовывается с родителями (или законным
представителем) учащегося, утверждается директором школы (Таблица 2).
При составлении расписания рекомендуется руководствоваться
Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к
объектам образования», утвержденными Приказом Министра национальной
экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 179 (далее–
Санитарные правила). В соответствии с требованиями Санитарных правил при
составлении расписания уроков учитывается динамика умственной
работоспособности учащихся в течение дня (и недели) и используется таблица
ранжирования предметов по трудности (приложение 12 к Санитарным
правилам). Учебная нагрузка для учащихся старших классов в течение недели
распределяется так, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или)
120

среду, для учащихся младших и средних классов — на вторник и четверг. В эти
дни в школьное расписание включают наиболее трудные или средние и легкие
по трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни. В
среду для учащихся младших и средних классов предусматривают облегченный
день. Наименьшее число баллов за день должно быть на понедельник и
субботу.

Таблица 2. Примерный образец расписания индивидуальных занятий на дому

«Составлено» ___________
ФИО

(подпись) классного

руководителя
______________
( дата)

Образец индивидуального расписания для
обучающегося 2 класса

«Утверждено»
Директор

РАСПИСАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
обучающегося (щейся) _____ класса
_____________________________
(название организации образования)
____________________________
(ФИО обучающегося)
на _______________ уч. г.
(период обучения)

Часызанятий
Понедель
ник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
1 урок

Естествознание Литературное
чтение

При необходимости в расписание можно включить коррекционные занятия

Расписание
занятий составляется
с
учетом
индивидуальных
особенностей, психофизических возможностей детей и их интересов,
руководствуясь учебным планом школы, учитывая длительность урока не более
40 минут, минимальная длительность перерыва 10 минут.
Продолжительностьодного занятия — 40 минут с 15-минутным перерывом.
Учет учебно – воспитательной работы ворганизациях среднего
образования осуществляется путем ведения классного журнала. Классный
журнал является государственным документом, ведение которого обязательно
для каждого учителяо рганизации среднего образования в электронном или
бумажном варианте. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
(
или директор) дает указание учителям о распределении в журнале страниц,
отведенных на текущий учет успеваемости и посещаемости обучающихся на
год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на
каждый предмет.
Учитель систематически проверяет и оценивает знания обучающихся, а
также отмечает посещаемость школьников на каждом уроке. На левой стороне
развернутой страницы журнала учитель записывает дату проведения урока,
отмечает отсутствующих на уроке обучающихся буквой «н».
На правой стороне развернутой страницы журнала учитель записывает
тему, изученную на уроке, и задание на дом.
Графа «Заметки учителя» служит для записи замечаний учителя о
поведении отдельных обучающихся, их продвижении или отставании в учебной
работе. Пописьменным работам оценки выставляются в графе того дня, когда
проводилась данная работа.
Итоговые оценки за каждую учебную четверть выставляются учителем
после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти.
Одновременно с этим четвертные оценки переносятся им вводную
ведомость учета успеваемости и поведения учащихся.
Фамилии обучающихся на дому, данные об успеваемости, переводе из
класса в класс, о результатах промежуточной и государственной (итоговой)
аттестации, выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего
класса, который зачислен обучающий.
На каждого обучающегося на дому также заводятся журналы учета
индивидуальных занятий (или «Журнал успеваемости индивидуального
бесплатного обучения на дому»), куда заносятся даты занятий, содержание
пройденного материала, количество часов. Для удобства рекомендуется
следующая форма журнала учета индивидуальных занятий на дому идентичной
классному журналу (Таблица 3).
Обучение и промежуточная аттестация (сроки и формы) проводятся в
соответствии с расписаниями, утверждёнными руководителем организации
образования
и
согласованными
с родителями
(или
законными
представителями) обучающегося.
При оценивании знаний, умений, навыков обучающихся применяется
действующая система оценивания. Оценки выставляются в «Журнал
122

успеваемости индивидуального бесплатного обучения на дому», в котором при
необходимости родитель ставит подпись об ознакомлении с оценкой ученика и
содержанием обучения на каждом занятии. Оценки из «Журнала успеваемости
индивидуального бесплатного обучения на дому» учителем переносится в
классный журнал один раз в месяц до заполнения табеля учета рабочего
времени педагогов.
Контроль за организацией обучения на дому осуществляет заместитель
директора, курирующий данное направление, согласно приказу директора
школы.
Данные об итогах промежуточной аттестации обучающегося на дому,
информация о его переводе в другой класс и выпуске из школы своевременно
вносятся в классный журнал.
Решение о переводе обучающегося на дому в следующий класс
принимает педагогический совет школы на основании анализа освоения
обучающимися образовательных программ по всем предметам учебного плана,
составленного для индивидуального обучения (на дому), и наличии по ним
положительных годовых отметок.

123

Таблица 3. Примерный образец журнала учета индивидуальных занятий на дому

_____________________________________________
(білім беру мекемесінің атауы /
название организации образования)

Үйден жеке тегін оқытудың

ҮЛГЕРІМ ЖУРНАЛЫ

ЖУРНАЛ УСПЕВАЕМОСТИ

индивидуального бесплатного обучения на дому
______________________
(сынып, тип / класс, тип)
_______________________
(тегі, аты /фамилия, имя)
_______________________
(оқу жылы / учебный год)

Сынып жетекшісі:
Классный руководитель____________________________________

(ТАӘ толық / ФИО полностью)


Оқу пәнінің атауы
Наименование учкбного предмета
Беті
Стр.

Об утверждении Правил о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения, оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 ноября 2004 года № 974. Зарегистрирован Министерством юстиции Республики Казахстан 23 декабря 2004 года № 3303. Утратил силу приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 июля 2013 года № 258

Сноска. Утратил силу приказом Министра образования и науки РК от 04.07.2013 № 258 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования).

Читайте так же:  Гражданство для родителей пенсионеров

«Согласован»:
Первый вице-министр
здравоохранения
Республики Казахстан
26 ноября 2004 г.

В целях реализации Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) правила о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения;
2) правила о порядке оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями.
2. Департаменту среднего образования (Испусинова С.Б.) представить настоящий приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня государственной регистрации.
4. Областным, городов Астаны и Алматы управлениям (департаментам) образования довести данный приказ до всех районных, городских отделов и организаций образования и здравоохранения.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Шамшидинову К.Н.

Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 26 ноября 2004 года N 974

ПРАВИЛА
о порядке организации учебных занятий для детей-инвалидов,
проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических,
реабилитационных и других организациях здравоохранения 1. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют порядок организации учебных занятий для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических, реабилитационных и других организациях здравоохранения (далее — в медицинских организациях).
В целях осуществления всеобщего обязательного среднего образования детей районные (городские) отделы образования и здравоохранения организуют обучение детей-инвалидов, проходящих курс лечения в медицинских организациях.
2. Учебные и коррекционные занятия организуются для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в медицинских организациях в объеме программ общеобразовательных и специальных организаций образования.
3. Школы, где имеется необходимая материальная база, организуют трудовое обучение детей с учетом их состояния здоровья.

2. Организация обучения в лечебных организациях

4. Непосредственная организация и руководство учебно-воспитательной работой в школах в составе медицинских организаций осуществляются заведующими педагогической частью.
5. Занятия проводятся с учащимися 1-10 (11) классов, которым в соответствии с заключением лечащего врача предстоит прохождение лечения в данной медицинской организации свыше 15 дней.
6. Учебные занятия начинаются с момента поступления детей в больницу в зависимости от состояния здоровья ребенка.
7. Продолжительность урока для всех устанавливается 35 минут, в первом классе — 25 минут. Каждому из медицинских режимов, в которых находятся больные дети по тяжести заболевания, соответствует определенная педагогическая направленность при планировании работы с детьми.
8. Обучение учащихся проводится по программам общеобразовательной школы и специальной коррекционной организации. Детям с ограниченными возможностями предоставляется специальная коррекционная помощь, оказываемая педагогом-логопедом, педагогом-дефектологом, педагогом-психологом.
9. Занятия проводятся с учащимися в групповой или индивидуальной форме обучения. Групповые занятия организуются при наличии от 4 до 15 учащихся одного класса. При наличии в отделении от 4 до 15 учащихся 1-9 классов, для занятий организуется класс-комплект.
Для учащихся 4-9 (11), 5-10 (11) классов организуются групповые занятия из двух классов (4-5, 5-6, 6-7, 7-8, 8-9).
10. Начало занятий и форму организации обучения больных детей определяет заведующий отделением медицинской организации совместно с лечащим врачом в зависимости от состояния здоровья ребенка, о чем делают соответствующую запись в медицинской карте стационарного больного (форма N 003 у).
11. Педагогический коллектив строит учебно-воспитательную работу по расписанию, с учетом данных о состоянии здоровья детей и по согласованию с главным врачом медицинской организации. Ежедневная учебная нагрузка на одного учащегося не должна превышать 3-3,5 учебных часов.
12. На учебные занятия учащихся, находящихся на лечении в медицинских организациях, отводится количество учебных часов в неделю согласно приложению к настоящим Правилам.
13. Зачисление учащихся на обучение в соответствующий класс осуществляется на основании справки из школы, в которой они обучаются.

3. Ведение школьной документации при обучении в
лечебных организациях

14. Для учета занятий с учащимися ведется классный журнал, в котором учителя, осуществляющие обучение, записывают сведения о поступивших учащихся: фамилия, имя и отчество, год рождения, номер школы и класс, дата поступления в медицинскую организацию, начало и окончание занятий, количество проведенных часов.
Запись прохождения учебного материала и учет знаний учащихся оформляются учителем в соответствии с требованиями к ведению классного журнала.
15. Учащиеся занимаются по учебникам, находящимся в их пользовании.
16. Контингент учащихся, проходящих обучение в медицинских организациях, учитывается в статистических отчетах тех школ, в которых они обучаются постоянно.
17. При выписке из медицинской организации, учащимся выдается справка об обучении с текущими или четвертными оценками по каждому учебному предмету, подписанная заместителем директора школы, заверенная печатью общеобразовательной школы, на которую возложена организация обучения в данной организации.

Приложение
к Правилам о порядке организации
учебных занятий для детей-инвалидов,
проходящих курс лечения в стационарных
лечебно-профилактических, реабилитационных
и других организациях здравоохранения

Количество учебных часов в неделю
на учебные занятия учащихся, находящихся на лечении
в медицинских организациях

Утверждены
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 26 ноября 2004 года N 974

ПРАВИЛА
о порядке оказания помощи родителям в обучении
детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными
организациями 1. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют порядок оказания помощи родителям в обучении детей-инвалидов на дому учебно-воспитательными организациями.
2. Обучение детей-инвалидов на дому проводится при отсутствии возможности осуществлять воспитание и обучение их в общеобразовательных или специальных организациях образования.
3. На обучение на дому определяются дети, на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) в соответствии с перечнем заболеваний, при наличии которых дети-инвалиды признаются нуждающимися в воспитании и обучении на дому.
4. Индивидуальное бесплатное обучение на дому может проводиться специалистами общеобразовательных и специальных организаций образования, в том числе реабилитационных центров, психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК), кабинетов психолого-педагогической коррекции.
5. Индивидуальное обучение на дому решает те же задачи, что и общеобразовательные и специальные (коррекционные) организации образования для детей с ограниченными возможностями.
6. Руководство и обеспечение индивидуально-образовательного процесса детей с ограниченными возможностями осуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а также высококвалифицированными учителями, прошедшими соответствующую специализацию.
7. Ребенок с ограниченными возможностями из числа инвалидов, определенный на индивидуальное обучение, прикрепляется к специальной (коррекционной) организации образования. При отсутствии или отдаленном расположении специальных организаций образования обучение на дому осуществляется специалистами общеобразовательной школы по месту жительства.
8. Контроль и наблюдение за качеством индивидуального бесплатного обучения на дому осуществляет ПМПК и организация образования, к которому прикреплен ребенок.

2. Индивидуально-образовательный процесс

9. Индивидуальное бесплатное обучение на дому осуществляется педагогом по индивидуальному плану согласно приложению к настоящим Правилам и расписанию, которые утверждаются администрацией школы. При составлении индивидуальной программы для детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов педагог руководствуется типовыми программами для специальных организаций образования с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.
10. В целях исправления нарушений в развитии ребенка в учебный план в обязательном порядке включаются специальные часы (не менее 2-х часов в неделю) на коррекционные занятия, которые проводятся специалистами: учителем-логопедом, учителем-психологом или педагогом-дефектологом.
11. Дни занятий, количество, продолжительность и последовательность учебных занятий, а также продолжительность учебной недели определяется с учетом нервно-психического состояния учащегося, но не менее 8 часов в неделю для учащихся начальной ступени, 10 и 12 часов в неделю для учащихся основной и средней ступеней образования.
12. Начало и окончание учебного года, продолжительность каникул для ребенка, находящегося на индивидуальном бесплатном обучении, соответствует срокам, установленным для общеобразовательных и специальных организаций образования.
13. Необходимость проведения итоговых экзаменов для ребенка, находящегося на индивидуальном бесплатном обучении, решает организация образования совместно с органами управления образованием на основании заключения врачебной комиссии по месту жительства.
14. Выпускникам, прошедшим индивидуально-образовательную программу, выдается документ государственного образца о соответствующем уровне (ступени) образования, заверенный печатью учреждения, к которому прикреплен учащийся.

3. Участники образовательного процесса

15. Участниками индивидуального образовательного процесса являются: обучающийся, его родители (законные представители) и педагоги.
16. Родители (законные представители) детей-инвалидов, определенных на индивидуальное бесплатное обучение, должны создать условия для проведения индивидуальных занятий на дому, по возможности присутствовать на учебных занятиях, выполнять рекомендации педагога, оказывать помощь ребенку при выполнении домашних заданий.
17. Организация образования обеспечивает ребенка необходимыми учебниками и учебно-методическими комплектами.
18. В течение индивидуального бесплатного обучения педагог ведет журнал учета знаний ребенка и дневник динамического наблюдения за развитием ребенка.
19. По истечении учебного полугодия педагог представляет отчет администрации школы об усвоении ребенком учебной программы.
20. В конце учебного года педагог представляет в школу развернутую психолого-педагогическую характеристику на ребенка и табель успеваемости.

Приложение
к Правилам о порядке организации
учебных занятий для детей-инвалидов,
проходящих курс лечения в стационарных
лечебно-профилактических, реабилитационных
и других организациях здравоохранения

Учебный план индивидуального бесплатного обучения
на дому детей-инвалидов