Приказ минэкономразвития россии 155 от 25 марта 2019г

Содержание:

Приказ Министерства экономического развития РФ от 19 сентября 2018 г. № 499 «О признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России по вопросам допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (не вступил в силу)

В целях приведения нормативных правовых актов Минэкономразвития России в соответствие с законодательством Российской Федерации приказываю:

Признать утратившими силу:

приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2014 г., регистрационный № 32183);

приказ Минэкономразвития России от 15 октября 2014 г. № 655 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (зарегистрирован в Минюсте России 5 ноября 2014 г., регистрационный № 34556);

приказ Минэкономразвития России от 16 апреля 2015 г. № 228 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (зарегистрирован в Минюсте России 27 апреля 2015 г., регистрационный № 37034);

приказ Минэкономразвития России от 13 ноября 2015 г. № 847 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (зарегистрирован в Минюсте России 16 декабря 2015 г., регистрационный № 40133).

Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 октября 2018 г.
Регистрационный № 52515

Обзор документа

Утратили силу утвержденные Минэкономразвития условия допуска к закупкам товаров, происходящих из иностранного государства или группы зарубежных стран. Вышел аналогичный акт Минфина.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Учебно-информационный центр +7(495) 755-24-83

Учебно-информационный центр +7(495) 755-24-83

  • Школа закупок
  • / Новости законодательства

Госзаказ в вопросах и ответах

Вопрос: Хотим подать заявку на аукцион. Для выполнения работы требуется лицензия. У нас такой лицензии нет, но есть у наших партнеров. Какой договор с партнером мы должны приложить к заявке, помимо их лицензии? Договор общий или на выполнение работ именно по этому аукциону?

Ответ: Если заказчиком установлено такое требование к участнику, как наличие лицензии, то это должна быть именно ваша лицензия, а не партнера. Если требование не установлено, то можете смело участвовать, а для выполнения работ заключать договор с партнером. Согласовывать с заказчиком или прикладывать этот договор к заявке не требуется.

Административная и судебная практика по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Контроль качества

Новости законодательства

НОВОСТИ ЗАКУПОК. ДЕКАБРЬ 2018

Традиционные предновогодние изменения в Закон № 44-ФЗ

Принятая Федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 518-ФЗ новая редакция пункта 2 части 1 статьи 93 упорядочивает принятие Правительством и Президентом нормативных актов, определяющих единственных поставщиков.
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 512-ФЗ формулирует требования к экспертному заключению .
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 502-ФЗ вносит следующие изменения:

— в перечень основных понятий вводится «банковская гарантия». Понятие «банковская гарантия» используется в значении, указанном в Гражданском кодексе Российской Федерации;
— конкретизируется порядок уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Федерального закона № 44-ФЗ ;
— для обеспечения исполнения контракта путем предоставления банковской гарантии устанавливается обязательное требование включения в контракт обязательства поставщика в случае отзыва у банка лицензии предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. За каждый день просрочки предоставления нового обеспечения начисляется пеня;
— уточняется обеспечение исполнения контракта при предоставлении информации о добросовестности частника закупки (антидемпинговые меры);
— от предоставления обеспечения заявок освобождаются бюджетные и автономные учреждения;
— в часть 1 статьи 93 включен пункт 55 — заключение контракта на оказание услуг по изготовлению бланков некоторых документов;
— отменяется обязательная «внешняя» экспертиза приемки товара при несостоявшихся конкурентных процедурах (одна заявка);
— до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения ставки НДС .

Планирование по ГОЗ

Федеральный закон от 27.12.2018 N 571-ФЗ «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «О государственном оборонном заказе» освободил заказчиков от необходимости вносить в планы закупок и планы-графики закупки по государственному оборонному заказу в части заказов на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники.

Электронные площадки для закрытых закупок

Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663 касается особенностей документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и функционирования специализированных электронных площадок.

Ответственность экспертов

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 510-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает за дачу экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, административный штраф на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; штраф на юридических лиц — от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.
Федеральный закон от 27.12.2018 N 520-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» вводит уголовную ответственность за дачу заведомо ложного экспертного заключения в сфере госзакупок. Уголовная ответственность наступит в случае:

— причинения крупного ущерба (до 1 года лишения свободы с лишением права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью до 3 лет или без такового);
— причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека (до 3 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового);
— причинения смерти двум и более лицам (до 5 лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового).

Изменены условия допуска медизделий из ПВХ, происходящих из иностранного государства

Постановлениями Правительства РФ от 19 декабря 2018 г. № 1590 и № 1589 внесены изменения в соответственно постановления Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 и от 14 августа 2017 г. № 967: упразднен реестр поставщиков медицинских изделий из ПВХ, система допуска приведена к общему режиму «третий лишний» с небольшими различиями – установлен график локализации производства, который необходимо соблюдать для получения преимуществ.

НОВОСТИ ЗАКУПОК. НОЯБРЬ 2018

Выплата авансов по контрактам

Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2018 г. № 1430 внесены изменения в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета. В частности, предусмотрены условия о последующих после выплаты аванса платежах . Платежи зависят от наличия либо отсутствия в контракте этапов его исполнения. Заказчики – получатели бюджетных средств вправе предусматривать в контрактах последующие авансовые платежи в размере, который не превышает разницу между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг и

  • общей суммой ранее выплаченного авансового платежа (контрактом этапы не предусмотрены либо выполнение указанных этапов осуществляется последовательно);
  • суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (контракт содержит этапы, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

Ведомственный контроль закупок по Закону № 223-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2018 г. N 1335 утверждает правила проведения ведомственного контроля.
Постановление касается только закупок федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий.
Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя (собственника) должны в первую очередь проверять заказчиков с большими объемами закупок, а также заказчиков высокой категории риска несоблюдения нормативных требований. О предстоящей проверке заказчик должен быть уведомлен не менее чем за 10 рабочих дней.

Читайте так же:  Доплата по уходу за ребенком инвалидом

Новые типовые контракты

Приказом Минтруда России от 28 сентября 2018 г. № 605н (рег. в Минюсте России 02.11.2018) утвержден типовой контракт на поставку кресел-колясок для инвалидов , заключаемый с единственными поставщиками. Приказами Минстроя России от 5 июля 2018 г. № 397/пр и № 398/пр (вступают в силу с 1 июля 2019 года) утверждены типовой контракт на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и типовой контракт на выполнение проектных и изыскательских работ .

НОВОСТИ ЗАКУПОК. ОКТЯБРЬ 2018

Научным организациям разрешили использовать пункт 5

Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 393-ФЗ «О внесении изменения в статью 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включил в перечень «льготников», которые могут покупать у ед. поставщика до 400 тыс. руб. и до 50% совокупного годового объема закупок (но не более 20 млн. руб.), также государственные и муниципальные научные организации.

Новое исключение из Закона № 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ не распространяется на отношения, которые связаны с приобретением долей в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ, обществ и паев в паевых фондах производственных кооперативов. Из предмета регулирования закона также исключили отношения в рамках совместной инвестиционной деятельности по договору инвестиционного товарищества, который предусматривает возврат товарищу стоимости его вклада в общее имущество товарищей. Федеральный закон от 30 октября 2018 г. N 391-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

«Достатысячники» в новом формате

Распоряжение Правительства РФ от 27.10.2018 N 2326-р уточняет порядок осуществления закупок с использованием единого агрегатора торговли

Федеральный портал малых закупок – единый агрегатор торгов «Березка» — в пилотном режиме функционирует с начала июля 2018 года. С 1 ноября он становится обязательным для закупок органами власти федерального уровня и федеральными казенными заказчиками канцелярских товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. С 1 марта 2019 г. становятся обязательными все закупки в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93.

Сведения о закупках товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях осуществления государственной охраны не включаются в реестр контрактов

Постановление Правительства РФ от 22.10.2018 N 1257 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084» определяет, что в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также в реестр контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, не включаются сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны.

Изменения в условиях допуска иностранных товаров

С 5 ноября вместо отмененного приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 вступает в силу приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Перечень товаров изменился незначительно. Существенные изменения:

  • запрет на объединение в одной закупке товаров, входящих и не входящих в перечень;
  • не будут получать преимущества заявки, содержащие более 50% российских товаров – для получения преимуществ нужно предложить к поставке товар полностью из стран ЕАЭС;
  • нет требования об указании в заявке страны происхождения товара в соответствии с классификатором стран мира;
  • при закупке лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП дополнительное преимущество получат заявки с предложением препаратов, все стадии производства которых, в том числе синтез молекулы действующего вещества, осуществляются на территориях стран ЕАЭС.

Типовые контракты на проектирование и строительство

Опубликованы два приказа Минстроя России от 05.07.2018 :

  • №397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта»
  • N 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта»

Приказы вступают в силу с 1 июля 2019 года.

График строительства

Приказ Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр «Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ» устанавливает единые правила составления заказчиками графика выполнения строительно-монтажных работ, графика оплаты выполненных работ.

График выполнения работ должен содержать информацию о сроке начала и окончания строительства, реконструкции объекта капитального строительства, о сроках завершения отдельных этапов работ (промежуточные сроки).

Проекты графиков размещаются в ЕИС одновременно с проектом контракта.

Приказ вступает в силу с 1 января 2019 года.

ПФХД на 2020 год

В соответствии с приказом Минфина России от 31 августа 2018 г. N 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» план на 2020 г. и плановый период 2021 и 2022 гг. и последующие периоды нужно составлять по новым правилам с использованием ГИИС «Электронный бюджет».

Планы закупок в «Электронном бюджете»

Минфин России в письме от 23.10.2018 N 21-02-04/75903 сообщил, что федеральные бюджетные и автономные учреждения должны размещать планы закупок по Закону N 44-ФЗ на 2019 год и плановый период 2020 — 2021 годов только через систему «Электронный бюджет» в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 N 1168. Из системы «Электронный бюджет» план закупок передается ЕИС и размещается там в открытой части.

В случае если заказчиком уже сформирован проект плана закупок на 2019 год в личном кабинете ЕИС, его нужно перевести в архив и сформировать заново сначала в «Электронном бюджете». В случае если заказчик уже разместил план закупок в открытой части ЕИС, необходимо сформировать аналогичный план в системе «Электронный бюджет».

Планы-графики размещаются непосредственно через личный кабинет ЕИС.

Разъяснение порядка применения ставки НДС 20%

ФНС в письме от 23 октября 2018 г. N СД-4-3/[email protected] «О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период» разъяснила, что новую ставку НДС 20%, которая будет действовать в 2019 году, необходимо применять к товарам, отгруженным с 1 января 2019 г. При том не имеют значения условия и даты заключенных договоров. Если до 1 января был перечислен аванс по товарам, которые будут отгружены после, налог рассчитывается по ставке 18/118. При отгрузке в 2019 г. продавец обязан выставить счет-фактуру и рассчитать НДС уже по ставке 20%. По ранее полученным авансам продавец вправе принять НДС к вычету по старой ставке. По ней же покупатель должен восстановить налог и принять к вычету НДС по ставке 20%.

Внесение изменений в договор в части размера ставки НДС не требуется;

В случае, если товары (работы, услуги), имущественные права отгружены (переданы) до 1 января 2019, то при изменении их стоимости после этой даты применяется налоговая ставка, действовавшая на дату отгрузки (передачи).

Ценообразование для ГОЗ

В письме Минэкономразвития России от 03.10.2018 N 28438-АТ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» содержатся в числе прочего среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года, прогноз индексов дефляторов и индексов цен производителей по видам экономической деятельности до 2024 года.

Отмечается, что применение показателей прогноза следует осуществлять в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. N 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

НОВОСТИ ЗАКУПОК. СЕНТЯБРЬ 2018

Н(М)ЦК на бензин

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2018 г. № 1074 определяет органом, уполномоченным на установление порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин Федеральную антимонопольную службу. ФАС должна согласовывать порядок с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Новые требования к ед.поставщикам вооружения

Для включения в реестр единственных поставщиков российских вооружения и военной техники надлежит представить заявление о готовности к выполнению мобилизационных заданий, а также сведения о заключенных договорах (контрактах) на выполнение указанных заданий. К заявлению прилагается заключение уполномоченного органа о наличии у организации производственных мощностей, технологического оборудования и квалифицированного персонала, достаточных для производства заявленной военной продукции , а также об отсутствии у других организаций отрасли возможности подготовить в течение определенного срока производство военной продукции. (Постановление Правительства РФ от 08.09.2018 N 1077)

Читайте так же:  Сталкер наследство коллекционера гид

Квоты на закупку школьных автобусов и автомобилей скорой помощи

Правительство РФ в распоряжении от 5 сентября 2018 г. N 1856-р перечислило поставщиков школьных автобусов и автомобилей скорой помощи, у которых Минпромторгом России осуществляются закупки в 2018 году.

Автомобили скорой помощи закупят у ООО «Автомобильный завод «ГАЗ» и ООО «Ульяновский автомобильный завод».

Школьные автобусы будут поставлять ООО «Автомобильный завод «ГАЗ», ООО «Ульяновский автомобильный завод», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ООО «Павловский автобусный завод», ООО «КАВЗ», ООО «ВОЛГОБАС».

В соответствии с распоряжением № 1856-р для всех регионов РФ будет закуплено 895 автомобилей скорой помощи и 1327 школьных автобусов.

Банковское сопровождение контрактов

Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2018 г. N 1117 уточняет Правила банковского сопровождения контрактов. Банковское сопровождение распространили на поставщиков, в отношении которых действуют иностранные санкции. Также предусмотрели размеры платы за расширенное банковское сопровождение и полномочия высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ и местных администраций по снижению минимального размера Н(М)ЦК) для принятия решения о банковском сопровождении контракта.

Режим «третий лишний» при поставках нарезного оружия

Постановление Правительства РФ от 20.09.2018 N 1119 устанавливает ограничения допуска для госзакупок спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом, патронов и боеприпасов и прочих их деталей, происходящих из иностранных государств

Заказчик должен отклонить все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов ЕАЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

— содержат предложения о поставке товаров, страной происхождения которых являются государства — члены ЕАЭС;

— не содержат предложений о поставке товаров одного и того же производителя.

НОВОСТИ ЗАКУПОК. АВГУСТ 2018

Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 311-ФЗ отменил право заказчиков произвольно устанавливать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ. Теперь – только по общим правилам.

Увеличен штраф за нарушения по ГОЗ

Федеральным законом от 29.07.2018 N 239-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» увеличен размер административного штрафа за нарушение должностным лицом головного исполнителя срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг), поставляемых (выполняемых, оказываемых) по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, до 100 тысяч рублей (было — до 50 тысяч рублей).

Инвестиционные проекты (223-ФЗ)

Три постановления Правительства РФ от 16.08.2018 относятся к регулированию выделения средств на инвестиционные проекты.

Постановление N 946 внесло изменения в Положение о Правительственной комиссии по импортозамещению. Установлено, что в рамках Комиссии формируется, в том числе, подкомиссия по согласованию закупок.

Постановление N 948 корректирует в сторону расширения таблицу предельных уровней цен на единицу продукции для включения в перечни перспективных потребностей в продукции машиностроения, необходимой для реализации инвестиционных проектов.

Постановление N 949 устанавливает Правила ведения реестра инвестиционных проектов.

Порядок внесения изменений в план-график и план закупок

Постановление Правительства РФ от 16.08.2018 N 952 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» принято с целью приведения подзаконных актов в соответствие с новой редакцией Закона № 44-ФЗ. Изменения касаются порядка указания в плане закупок информации о проведении запроса предложений в электронной форме на закупку лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии, уточнения срока внесения изменений в план-график закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика и при проведении повторных процедур.

Приказ минэкономразвития россии 155 от 25 марта 2019г

Распространение правил импортозамещения на сферу медицинской промышленности обусловлено необходимостью поддерживать отечественных производителей. Однако выполнение этой задачи затрудняется по нескольким причинам, в том числе из-за экономического кризиса, слабой подготовки нормативных актов в этой области и отсутствия какой-либо концепции ограничения допуска иностранных медицинских изделий на российский рынок.

Расширение сферы ограничения допуска

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2016 г. № 337[1] (далее – Постановление № 337) были внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102).

Ограничения допуска заключаются в том, что заказчик обязан отклонить заявки, содержащие предложение о поставке иностранных медицинских изделий, если требуемое изделие включено в Приложение к Постановлению № 102, имеется не менее двух заявок, которые соответствуют требованиям документации, и (или) извещения: (1) содержат указание на изделия, происходящие из государств – членов ЕАЭС, и (2) не содержат предложений о поставке одного и того же вида изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Закона о защите конкуренции[2], при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений) (п. 2).

До внесения изменений Постановлением № 337 заказчики использовали указание в Постановлении № 102 только на документацию о закупке. Это служило основанием для проведения запроса котировок на закупку медизделий без применения ограничений допуска[3], поскольку известно, что при проведении такого запроса отсутствует документация о закупке.

После вступления в силу новых правил ограничения допуска с 4 мая 2016 г. проведение запросов котировок без их применения является нарушением законодательства о контрактной системе.

Ранее использовавшаяся заказчиками практика по неприменению указанных правил путем объединения в один лот медицинских изделий, как включенных в перечень в Постановлении № 102, так и отсутствующих в нем, также теперь запрещена (п. 2.2).

Требование проверки участников закупки на наличие признаков группы лиц

Условия ограничения допуска медицинских изделий были дополнены требованием об отсутствии у производителей изделий признаков группы лиц, определяемых на основании ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Следует отметить, что впервые в рамках национального режима требование проверять участников закупок на предмет признаков группы лиц введено в сфере жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств[4].

Это требование вызывает у заказчиков наибольшее количество вопросов.

Так, анализ признаков группы лиц, предусмотренных законодателем в ст. 9 Закона о защите конкуренции в совокупности с положениями Закона № 44-ФЗ[5], нормами Постановления № 102, позволяет утверждать, что механизм такой проверки в законодательстве о контрактной системе отсутствует.

Например, в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции признается группой лиц хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с ним договора вправе давать ему обязательные для исполнения указания.

Логично предположить, что для проверки участника закупки на соответствие приведенному критерию группы лиц заказчик должен установить в документации требование о предоставлении таким участником как минимум копии корпоративного договора.

Однако такие положения в документации о закупке будут означать нарушение заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, предусматривающей запрет на установление требований к участникам, не закрепленных настоящим Законом.

Значит, среди критериев для признания субъектов группой лиц необходимо определить основание, проверить которое комиссия по осуществлению закупок может без предъявления к участникам требований, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ, то есть без его нарушения.

В качестве такого основания следует рассматривать критерий группы лиц – юридическое лицо и осуществляющее функции его единоличного исполнительного органа физическое или юридическое лицо (п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции).

Этот случай на практике может означать, что одно и то же физическое лицо одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа в рамках двух юридических лиц – производителей медицинских изделий.

В рассматриваемом случае комиссия может установить наличие признаков группы лиц по копии выписки из ЕГРЮЛ, которая предоставляется участниками закупки в рамках Закона № 44-ФЗ.

В качестве справочного ресурса комиссия по осуществлению закупок вправе использовать единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, содержащий в том числе сведения о единоличных исполнительных органах этих лиц.

Вместе с тем отклонение заявки участника на этапе рассмотрения вторых частей на участие в электронном аукционе на основании наличия признаков группы лиц, установленных комиссией путем проверки сведений только в указанном едином федеральном реестре, будет неправомерным, поскольку ответственность за достоверность информации в реестре несет пользователь, ее разместивший[6].

Иными словами, не исключается возможность включения в реестр недостоверных сведений о юридическом лице.

Именно поэтому комиссия вправе принять решение о несоответствии заявки требованиям документации на предмет наличия группы лиц только на основании проверки копии выписки из ЕГРЮЛ.

Соотношение Постановления № 102 и приказа Минэкономразвития № 155

Принципиальным отличием от ранее действовавших правил ограничения допуска медицинских изделий является норма Постановления № 102 в новой редакции, распространяющая на заявки, которые содержат предложения о поставке иностранных медицинских изделий, не отклоненные комиссией по правилу «третий лишний», действие приказа Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155[7](далее – Приказ № 155).

Читайте так же:  Судится со страховой компанией по осаго

Сопоставим перечень медицинских изделий в Постановлении № 102 и перечень товаров медицинского назначения в таблице к Приказу № 155 (позиция 21 «Средства лекарственные и материалы, применяемые в медицинских целях» по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). Из сравнения видно, что не все медицинские изделия, в отношении которых в Постановлении № 102 предусмотрены ограничения допуска, указаны в таблице к Приказу № 155.

Так, в таблице к Приказу № 155 отсутствуют, в частности, медицинская одежда, гамма-камеры, компьютерные томографы с количеством срезов от 1 до 64, анализаторы свертываемости крови, индивидуальные глюкометры. В то же время указанные медизделия включены в перечень в Постановлении № 102.

Таким образом, если аукционная комиссия не применяет ограничения допуска в отношении иностранных медизделий, возможность заключения контракта с участником, предложившим такие изделия, по цене, сниженной на 15% от предложенной участником цены[8], напрямую зависит от наличия либо отсутствия предлагаемого к поставке товара в таблице к Приказу № 155.

Снижение цены на 15%, в случае если иностранное медицинское изделие не упомянуто в таблице к Приказу № 155, будет означать нарушение законодательства о контрактной системе.

Антимонопольная практика в сфере ограничений допуска медизделий

Анализ антимонопольной практики применения Постановления № 102 позволяет утверждать, что ФАС России и территориальными органами выработаны общие подходы к рассмотрению жалоб в отношении нарушений правил ограничения допуска медизделий.

Решение об отклонении заявки по правилу «третий лишний», содержащей предложение о поставке иностранного медицинского изделия, может быть принято аукционной комиссией только по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе.

Например, аукционная комиссия, изучив первую часть заявки, установила, что этот документ содержит наименование страны происхождения товара, предлагаемого для поставки (шприц инъекционного однократного применения, включен в перечень согласно Постановлению № 102), – «Украина». По итогам рассмотрения первых частей заявка была отклонена.

ФАС России признала действия аукционной комиссии не соответствующими законодательству о контрактной системе, поскольку соответствие требованиям Постановления № 102 устанавливается исключительно на этапе рассмотрения вторых частей заявок[9].

Отсутствие во второй части заявки на участие в электронном аукционе копии сертификата СТ-1, подтверждающего страну происхождения медицинского изделия из государств – членов ЕАЭС, является основанием для признания такой заявки не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.

Предметом закупки являлась поставка реагентов общего назначения для клинико-диагностической лаборатории (входят в перечень в Постановлении № 102).

Единой комиссией уполномоченного органа принято решение о несоответствии всех вторых частей заявок требованиям документации об электронном аукционе. Заявка лица, подавшего жалобу на действия уполномоченного органа, отклонена на основании отсутствия копии сертификата СТ-1. Антимонопольный орган признал действия единой комиссии уполномоченного органа правомерными[10].

Отклонение заявки с предложением о поставке иностранного медицинского изделия на основании правила «третий лишний» допускается, только если имеется не менее двух заявок, полностью соответствующих требованиям Постановления № 102[11].

Иными словами, если, скажем, одна заявка содержит во второй части копию сертификата СТ-1, а другая – нет, то отклонение комиссией в таком случае заявки, содержащей предложение о поставке иностранного медизделия, на основании правила «третий лишний» будет неправомерным.

Заказчик вправе не устанавливать в документации, извещении о закупке ограничения допуска в отношении медицинских изделий, включенных в перечень в Постановлении № 102, в случае если имеются доказательства отсутствия российских аналогов.

Предметом закупки выступало приобретение расходных материалов для лаборатории, при этом российских аналогов таких материалов не было. Отсутствие в рассматриваемом случае ограничений допуска медизделия в документации о закупке было признано антимонопольным органом соответствующим требованиям Закона № 44-ФЗ[12].

Комментируемое решение территориального органа ФАС России представляется спорным, поскольку в Постановлении № 102 в редакции, действовавшей на момент рассмотрения жалобы, указывалось на необходимость производства медизделия на территории РФ, Армении, Казахстана или Белоруссии.

В связи с этим очевидно, что заказчик не располагал доказательствами отсутствия производства расходных материалов на территории всех государств – членов ЕАЭС.

Другой, более надежный способ обойти Постановление № 102 – составление техзадания таким образом, чтобы технические параметры требуемого медицинского изделия исключали возможность поставки отечественной продукции.

Для этого заказчикам требуется формально установить в документации о закупке правила ограничения допуска в соответствии с Постановлением № 102 и заранее (до публикации извещения о закупке) подготовить обоснование необходимости и обоснованности установления в такой документации технических показателей, указывающих на иностранное медизделие.

Так, участнику, подавшему жалобу на действия уполномоченного органа при проведении закупки на приобретение маммографического аппарата и его принадлежностей, не удалось доказать, что все характеристики техзадания указывают на единственный товар иностранного производителя. Антимонопольный орган счел жалобу необоснованной, поскольку при описании объекта закупки заказчик руководствовался исключительно необходимостью оказания качественной помощи пациентам[13].

Отметим, что по итогам аукциона был заключен контракт на поставку именно того иностранного медицинского изделия, на которое указывалось в жалобе.

С юридической точки зрения Постановление № 102 имеет существенные недостатки.

Так, очевидна невыполнимость требования Постановления № 102 в части проверки комиссией по осуществлению закупок участников закупки на наличие признаков группы лиц, за исключением только одного рассмотренного критерия такой группы. На практике это означает, что большинство комиссий не будут выполнять такую проверку.

Ошибочным является указание в Постановлении № 102 на заказчика, который должен отклонить заявку с иностранным изделием: такой обязанностью в силу Закона № 44-ФЗ наделяется комиссия по осуществлению закупок, а не заказчик.

Наличие даже единичных антимонопольных дел, по которым контрольный орган признает доказательства заказчика об отсутствии производства на территории РФ определенных медицинских изделий, включенных в Постановление № 102, правомерными, свидетельствует о том, что не всегда в отношении таких медизделий есть как минимум два российских производителя, поставщика, способных предложить аналоги.

Отсюда следует закономерный вывод о необходимости постоянного мониторинга отечественных производителей, поставщиков медицинских изделий с соответствующей корректировкой перечня товаров в Постановлении № 102, а в перспективе – создание такого механизма координации на территории государств – членов ЕАЭС.

Концептуально меры по ограничению допуска медицинских изделий служат примером непродуманного административного регулирования экономических отношений.

Ошибочной и необоснованной представляется идеология разработчиков Постановления № 102, когда в качестве стимула для развития медицинской промышленности в РФ рассматривается применение правила «третий лишний», вместо того чтобы улучшать качество производства в результате конкуренции российских и зарубежных производителей.

Выиграет ли пациент от применения названного правила – большой вопрос.

Странной выглядит такая поддержка и с точки зрения отечественных компаний, которые, в отличие от поставщиков иностранных медизделий, обязаны получить в соответствующей Торгово-промышленной палате сертификат СТ-1, что требует времени и финансовых затрат.

Другими словами, поддержка своих производителей сразу же оборачивается их дополнительным обременением.

кандидат юридических наук

[1] Вступило в силу с 4 мая 2016 г.

[2] Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

[3] Обоснованность проведения заказчиками запросов котировок на закупку медицинских изделий из перечня, приведенного в Постановлении № 102, без применения ограничений допуска была подтверждена Минэкономразвития России. См.: письмо Минэкономразвития России от 27 января 2016 г. № ОГ-Д28-1439.

[4] См.: Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1289).

[5] Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

[6] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 31 января 2016 г.) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ч. 4 ст. 7.1).

[7] Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 (ред. от 13 ноября 2015 г.) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (зарегистрирован в Минюсте России 6 мая 2014 г. № 32183).

[8] В рамках применения правил допуска иностранных товаров в соответствии с Приказом № 155.

[9] См.: решение ФАС России от 6 июля 2015 г. по делу № К-800/15.

[10] См.: решение УФАС по Кемеровской области от 25 июня 2015 г. № 08/6366 по делу № 223/З-2015.

[11] См.: решение УФАС по Хабаровскому краю от 3 марта 2016 г. № 101.

[12] См.: решение УФАС по Кемеровской области от 26 мая 2015 г. № 08/5271 по делу № 159/З-2015.

[13] См.: решение УФАС по Хабаровскому краю от 3 марта 2016 г. № 101.