Приказ министерства здравоохранения 60 от 14.03.1995

Содержание:

Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1995 N 60 Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов (вместе с Положением о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утв. Приказом Минздрава РФ N 186, Минобразования РФ N 272 от 30.06.1992)

Сделано в Санкт-Петербурге

© 1997 — 2019 PPT.RU
Полное или частичное
копирование материалов запрещено,
при согласованном копировании
ссылка на ресурс обязательна

Ваши персональные данные обрабатываются на сайте в целях
его функционирования в рамках Политики в отношении
обработки персональных данных. Если вы не согласны,
пожалуйста, покиньте сайт.

Ошибка на сайте

Удаление аватара

Вы уверены, что хотите удалить используемое изображение и заменить его аватаром по умолчанию?

Мы отправили письмо на ваш адрес электронной почты ([email protected]). В письме вы найдете ссылку для сброса пароля и все дальнейшие инструкции.

Вы уверены, что хотите выйти?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение администратору отправлено. Вы получите ответ на адрес электронной почты в течение 2х рабочих дней

Вы уверены, что хотите удалить закладку
“Изменения в КоАП с 1 марта 2017 года”?

Министерство здравоохранения и медицинской промышленности

от 14 марта 1995 г. N 60

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОСМОТРОВ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТОВ НА ОСНОВЕ

В целях совершенствования охраны и укрепления здоровья детей, улучшения качества и эффективности проведения профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов приказываю:

1. Утвердить «Инструкцию по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее — Инструкция).

2. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением:

2.1. Разработать и утвердить территориальные целевые программы профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов.

2.2. Внедрить Инструкцию в деятельность учреждений здравоохранения, размножить в необходимом количестве, обеспечить все лечебно-профилактические учреждения.

2.3. При лицензировании учреждений здравоохранения определить объем медико-экономических нормативов, выполняемый на каждом уровне оказания медицинской помощи (детская поликлиника, ЦРБ, ФАП и др.). Обеспечить профилактические осмотры в полном объеме каждому ребенку за счет выездных и др. организационных форм работы.

3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская), Управлению медицинской статистики (Э.И. Погорелова) разработать автоматизированные рабочие места для медицинских работников по оказанию профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов (1995 — 1996 гг.).

4. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская) провести методические семинары — совещания для врачей территорий РФ по работе с Инструкцией (1995 г., IV кв.).

5. Информацию о ходе выполнения Приказа представить в Управление охраны здоровья матери и ребенка к 01.02.96.

Контроль за выполнением Приказа возложить на начальника Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И. Зелинскую.

По проведению профилактических осмотров детей

Дошкольного и школьного возрастов на основе

Медико-экономических нормативов

Авторы: к.м.н. Н.А. Ананьева, к.м.н. Н.М. Бондаренко, к.м.н. Л.В. Веремкович, к.м.н. А.С. Зутлер, к.м.н. А.Ф. Крамерова, к.м.н. Л.Л. Рязанова, Н.П. Синякова, к.м.н. Г.П. Юрко, к.б.н. Ю.А. Ямпольская, канд. экон. наук Л.Л. Лунская, главный врач детской поликлиники N 21 г. Москвы М.Х. Штульберг.

Медико-экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов разработаны в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.92 N 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях».

к Приказу Минздрава

от 30.06.92 N 186/272

Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения

│Переломные│Доврачебный этап │ Врачебно-педагогический этап │Специализированный│

│ периоды │раторное обследо-│ педиатр │ педагог, │ │

│Перед пос-│Средний медработ-│Осмотр с анализом│Рекомендации│Невропатолог, │

│туплением │ник лечебно- │данных скрининг -│по режиму │окулист, отоларин-│

│в дошколь-│профилактического│теста и лабора- │адаптации в │голог, хирург- │

│ное учреж-│учреждения │торного обследо- │дошкольном │ортопед, стомато- │

│дение │ │вания. Распреде- │учреждении │лог, логопед │

│ │ │ление по группам │ │(с 3-х лет), по │

│ │ │здоровья │ │показаниям пси- │

│За год до │Средний медработ-│Осмотр с анализом│Определение │Невропатолог, │

│поступле- │ник дошкольного │данных скрининг -│функциональ-│окулист, отоларин-│

│ния в │учреждения │теста и лабора- │ной готов- │голог, хирург- │

│школу │ │торного обследо- │ности к обу-│ортопед, стомато- │

│ │ │вания │чению в шко-│лог, по показаниям│

│ │ │ │ле │логопед, психиатр │

│Перед пос-│Средний медработ-│Осмотр с анализом│Определение │Невропатолог, │

│туплением │ник дошкольного │данных скрининг -│функциональ-│окулист, отоларин-│

│в школу │учреждения │теста и лабора- │ной готов- │голог, хирург- │

│ │ │торного обследо- │ности к шко-│ортопед, стомато- │

│ │ │вания. Распреде- │ле │лог, по показаниям│

│ │ │ление на медицин-│ │психиатр, логопед │

│ │ │ские группы для │ │ │

│Конец пер-│Средний медработ-│Рекомендации для │Оценка адап-│ — » — │

│вого года │ник школы │оздоровления в │тации к обу-│ │

│обучения │ │летние каникулы │чению в шко-│ │

│Переход к │ — » — │Оценка нервно- │Оценка адап-│ — » — │

│предметно-│ │психического и │тации │и гинеколог │

│му обуче- │ │физического раз- │ │ │

│нию │ │вития, определе- │ │ │

│Пубертат- │ — » — │Врачебно- │Педагог, │ — » — │

│ный пери- │ │профессиональная │психолог │ │

│од (14 — │ │консультация, │Врачебно- │ │

│15 лет) │ │передача сведений│профессио- │ │

│ │ │на юношей допри- │нальная │ │

│ │ │зывного возраста │консульта- │ │

│ │ │в военкоматы │ция │ │

│Перед │Средний медработ-│Врачебно- │Педагог, │Невропатолог, │

│окончанием│ник школы │профессиональная │психолог │окулист, отоларин-│

│образова- │ │консультация, │Врачебно- │голог, хирург- │

│тельного │ │передача сведений│профессио- │ортопед, стомато- │

│учреждения│ │на юношей допри- │нальная │лог, по показаниям│

│- 10 — 11 │ │зывного возраста │консульта- │психиатр, логопед │

│класс │ │в военкоматы │ция │и гинеколог │

Примечание. В остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;

скринирование проводится в соответствии с Методическими указаниями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов»;

детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий — в образовательном учреждении;

дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями.

Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой.

Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 N 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» (Приложение N 1 к Приказу). Данным Положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет .

а) обязательных углубленных медицинских обследований на возрастном отрезке от 3-х до 17-ти лет — 7.

б) 3 обязательных этапа в профилактическом осмотре: доврачебный, педиатрический, специализированный.

в) организация осмотров на основе программы скрининг-тестов (тестирование выполняется на доврачебном этапе).

Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования) и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Затраты времени среднего медицинского работника, педиатра, врачей-специалистов на обследование ребенка в соответствии с нормативом определены хронометражем в специальном эксперименте по оценке реализуемости нормативов в условиях образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники .

Возможны различные модели организации профилактических осмотров:

Модель А — в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы;

Модель Б — в условиях детской поликлиники;

Модель В (смешанный вариант) — доврачебный и педиатрический этапы осмотра (или только доврачебный) в условиях медицинского кабинета дошкольного учреждения, школы, специализированный (или педиатрический и специализированный) — в условиях поликлиники.

Выбор модели организации профилактических осмотров определяется конкретными условиями на местах: обеспеченностью медицинскими кадрами, в т.ч. врачами-специалистами, оснащенностью медицинских кабинетов образовательных учреждений, отдаленностью детских садов и школ от поликлиники, транспортом и т.д.

Принципы организации профилактических осмотров детей в условиях детской городской поликлиники при интегрированной форме медицинского обеспечения («единый педиатр») даны в Приложении (см. Приложение 1).

Расчет себестоимости профилактических осмотров, с учетом возраста детей и программы обследования, также базируется на экспериментальных данных (глава VI).

Для обеспечения качественного выполнения осмотров в соответствии с нормативами в настоящий документ в виде «дополнительной информации» введены справочные материалы, позволяющие врачу правильно определить объем диагностических процедур, необходимых и достаточных при обследовании как здоровых, так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы II, III, IV, V) .

Читайте так же:  Входит ли армия в педагогический стаж

Учитывается характер патологии, наиболее часто диагностируемой у дошкольников и школьников.

Центральной фигурой в организации профилактических осмотров и их комплексной оценке является педиатр. Этим объясняется объем и характер справочных материалов, включенных в норматив педиатрического осмотра (главы II, V).

Медико-экономические нормативы профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов, при согласовании правовых норм, явятся основой государственных стандартов.

Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. N 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (утратил силу)

Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. N 60
«Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров
детей дошкольного и школьного возрастов на основе
медико-экономических нормативов»

В целях совершенствования охраны и укрепления здоровья детей, улучшения качества и эффективности проведения профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов приказываю:

1. Утвердить «Инструкцию по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» (далее — инструкция).

2. Руководителям территориальных органов управления здравоохранением:

2.1. Разработать и утвердить территориальные целевые программы профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов.

2.2. Внедрить «Инструкцию» в деятельность учреждений здравоохранения, размножить в необходимом количестве, обеспечить все лечебно-профилактические учреждения.

2.3. При лицензировании учреждений здравоохранения определить объем медико-экономических нормативов, выполняемый на каждом уровне оказания медицинской помощи (детская поликлиника, ЦРБ, ФАП и др.). Обеспечить профилактические осмотры в полном объеме каждому ребенку за счет выездных и др. организационных форм работы.

3. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская), Управлению медицинской статистики (Э.И. Погорелова) разработать автоматизированные рабочие места для медицинских работников по оказанию профилактической помощи детям дошкольного и школьного возрастов (1995-96 г.г.)

4. Управлению охраны здоровья матери и ребенка (Д.И. Зелинская) провести методические семинары-совещания для врачей территорий РФ по работе с «Инструкцией» (1995 г., IV кв.).

5. Информацию о ходе выполнения приказа представить в Управление охраны здоровья матери и ребенка к 01.02.96 г.

Контроль за выполнением приказа возложить на начальника Управления охраны здоровья матери и ребенка Д.И. Зелинскую.

Инструкция
по проведению профилактических осмотров детей дошкольного
и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов
(утв. приказом Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. N 60)

Объективный мониторинг здоровья детей дошкольного и школьного возраста с разработкой адекватных программ, обеспечивающих его охрану и укрепление, является не только актуальной медицинской, но и острой социальной проблемой.

Основным источником сведений о состоянии здоровья детского населения служат результаты обязательных медицинских осмотров в дошкольном возрасте, перед поступлением в школу, а также в период школьного обучения. Достоверность этой информации впрямую зависит от качества организации и содержания таких осмотров на всей территории страны. В этой связи, а также учитывая переход отечественного здравоохранения на принципы страховой медицины, разработаны нормативы профилактических осмотров дошкольников и школьников. Представленные ниже медико-экономические нормативы базируются на новом Положении о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения, утвержденном совместным приказом Министерства здравоохранения РФ и Министерства образования РФ от 30.06.92 N 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» (приложение N 1 к приказу). Данным положением стандартизованы сроки, структура, этапность, медико-социальные и психолого-педагогические задачи обязательных медицинских осмотров детей в возрасте от 3-х до 17-ти лет.*

Положение
о профилактических осмотрах детей,
посещающих образовательные учреждения

— в остальные возрастные периоды проводится скринирование всех детей средними медицинскими работниками, включая тестовую оценку физической подготовки и развития. Врачебные осмотры, в т.ч. специалистов, проводятся по показаниям;

— скринирование проводится в соответствии с методическими указаниями «Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов»;

— детям с выявленными отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий — в образовательном учреждении;

— дети с хроническими заболеваниями, состоящие на диспансерном учете, наблюдаются в соответствии с действующими методическими рекомендациями.

Нормативы содержат протоколы действий (перечни элементов обследования и реестры диагностических процедур, необходимых при обследовании детей с разным уровнем здоровья в рамках профилактического осмотра на доврачебном, педиатрическом и специализированном его этапах. Затраты времени среднего медицинского работника, педиатра, врачей-специалистов на обследование ребенка в соответствии с нормативом определены хронометражем в специальном эксперименте по оценке реализуемости нормативов в условиях образовательного учреждения и территориальной детской поликлиники**.

Расчет себестоимости профилактических осмотров, с учетом возраста детей и программы обследования, также базируется на экспериментальных данных (глава VI).

Для обеспечения качественного выполнения осмотров в соответствии с нормативами, в настоящий документ в виде «дополнительной информации» введены справочные материалы, позволяющие врачу правильно определить объем диагностических процедур, необходимых и достаточных при обследовании как здоровых, так и детей с отклонениями в состоянии здоровья (главы II, III, IV, V).***

I. Доврачебный этап профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет
(Скрининг и лабораторное обследование)

Осмотр медицинской сестрой (фельдшером) по скрининг-программе

Подробное описание каждого теста базовой скрининг-программы и принципов организации осмотров на основе скрининг-тестов содержится в методическом пособии «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (под редакцией академика РАМН Г.Н. Сердюковской), М., 1993. Пособие утверждено Министерством здравоохранения РФ в 1992 г.

Возрастная дифференцировка программы доврачебного тестового
обследования для детей дошкольного и школьного возрастов

Лабораторные и иструментальные исследования,
обязательные при профилактических осмотрах
дошкольников и школьников

II. Педиатрический этап профилактического осмотра детей
от 3-х до 17 лет

Осмотр ротовой полости и зева следует проводить при помощи шпателя и с произнесением ребенком гласной «А». Обращается внимание на состояние зубов, прикус, высоту стояния твердого неба, величину и вид небных миндалин.

Различают 3 степени гипертрофии миндалин:

II степень — миндалины заполняют 2/3 этого пространства

III степень — миндалины соприкасаются между собой.

При осмотре необходимо пальпировать подчелюстные, передние и задние шейные, заушные лимфоузлы. Обращается также внимание на голосовую функцию — звучность голоса. Осматриваются слуховые проходы (наличие выделений).

Исследование органов кровообращения начинают с определения частоты сокращений, наполнения пульса, ритма, напряжения. Перкуссией и пальпацией определяются границы сердца, верхушечный и сердечный толчок. При аускультации отмечают звучность и чистоту тонов. В случаях выявления сердечных шумов проводят исследования в различных положениях (стоя, лежа) и функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой. Устанавливают характер шумов, локализацию оптимальной слышимости.

Оценка результатов ортостатической пробы: учащение пульса за 1 минуту менее 16 — хороший результат, от 16 до 20 — средний, более 20 — ниже среднего результат.

Оценка результатов пробы с 20 приседаниями за 30 секунд: время восстановления пульса к исходному уровню: менее 3-х минут — хороший результат, от 3-х до 4-х минут — средний, более 4-х минут — ниже среднего результат.

В процессе исследования органов пищеварения выясняют состояние аппетита, характер стула, наличие и характер болей в животе, связь их с приемом пищи (до или после еды) и наличием диспептических явлений (тошноты, рвоты, отрыжки, изжоги).

Осмотр начинают с полости рта: отмечают состояние слизистых, обложенность языка, десен, верхнего неба, зубов. Выявляются симптомы хронической интоксикации (бледность кожных покровов, орбитальные тени).

Пальпаторно определяют состояние (напряжение) мышц живота, наличие и локализацию болевых точек (эпигастральная и пилородуоденальной областей, точка желчного пузыря в правом подреберье, левое подреберье, область сигмы).

Устанавливают размеры печени и селезенки, их консистенцию, чувствительность, симптомы раздражения желчного пузыря (Ортнера, Мюсси, Менделя) для сравнения проверяются с обеих сторон.

При оценке состояния мочевыделительной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний и ангин, бессимптомных повышений температуры, отягощенной наследственности по почечной патологии, в том числе при беременности у матери.

Уточняют жалобы на частые и болезненные мочеиспускания, задержки и недержание мочи, боли в животе и пояснице.

При осмотре обращают внимание на цвет кожных покровов (бледность), отеки, повышение АД, наличие вагинитов у девочек, положительный симптом Пастернацкого, изменения в анализах мочи.

При осмотре девочек 5-10 классов особое внимание уделяют гинекологическому анамнезу, жалобам. Наличие отклонений или нарушений в темпах полового развития, менструальной функции, состоянии половых органов требуют направления в гинекологический кабинет для детей и подростков.

При осмотре необходимо учитывать информацию, содержащуюся в анкетном скрининг-тесте,* данные лабораторных исследований крови, мочи, кала, показатели АД. При отсутствии в бригаде гинеколога и эндокринолога оценку полового развития дает педиатр.

При осмотре обращают внимание на внешний вид, телосложение, конституцию, питание, выражение лица, состояние кожных покровов и слизистых оболочек.

При изучении состояния кожи обращается внимание на наличие в анамнезе экссудативного диатеза, кожных реакций на прививки и лекарства, нарушений пигментного обмена, а также на наследственную отягощенность по кожным, обменным и эндокринным заболеваниям.

При осмотре обращается внимание на патологические изменения кожных покровов, волос, ногтей. Описывается локализация, характер и размеры сыпи или других изменений, их связь с приемом пищи или лекарств, состояние лимфатических узлов.

При оценке состояния дыхательной системы выявляют наличие в анамнезе частых простудных заболеваний, аллергий, коклюша.

Уточняют жалобы на кашель, одышку, изменение голоса. При объективном обследовании определяют состояние верхних дыхательных путей (носа, гортани), характер перкуторного звука над легкими, состояние дыхания и наличие хрипов в легких при аускультации.

Проверить дыхательную функцию носа можно с помощью небольшого кусочка ваты, поднесенного сначала к одной, затем к другой ноздре ребенка. При свободном носовом дыхании ватка быстро отклоняется в сторону (наиболее частой причиной затрудненного носового дыхания у детей является ринит, аденоидные вегетации, искривление носовой перегородки).

Читайте так же:  Адвокат по семейным делам в иркутске

При исследовании состояния эндокринной системы обращают внимание на внешний вид исследуемого (пропорциональность телосложения, длина и масса тела, состояние подкожно-жирового слоя), отмечают степень развития вторичных половых признаков: Ах — оволосение в подмышечных впадинах, Р — развитие волос на лобке, Ма — развитие грудных желез, Ме — возраст появления менструаций.

1. Стадии развития волосяного покрова на лобке: Р0 — отсутствие волос; Р1 — единичные короткие волосы; Р2 — волосы в центре лобка, густые, длинные; Р3 — волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные ; Р4 — волосы на всем треугольнике лобка, густые, длинные, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и вверх по белой линии живота (мужской тип оволосения).

2. Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах; Ах0 — отсутствие волос; Ах1 — единичные волосы; Ах 2 — волосы в центре впадины, хорошо выражены; Ах3 — волосы по всей подмышечной области, густые.

3. Стадии развития грудных желез: Ма — детская стадия; Ма1 — сосок приподнят над околососковым кружком, железы не выделяются; Ма2 — околососковый кружок увеличен, вместе с соском образует конус, железы несколько выделяются; Ма3 — сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса, железы поднимаются на большом участке; Ма4 — женская стадия: сосок приподнят над околососковым кружком, железы принимают размеры и форму, свойственные взрослой женщине.

Степень полового созревания обозначают формулой, в которой фиксируются стадии развития всех указанных компонентов. Например, Ах1Р2 у мальчиков или Ма1Ах1Р2 у девочек и т.д. Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков у детей приведены в таблице. С 11-летнего возраста у девочек к формуле полового созревания добавляются данные о наличии (Ме+, Ме-) регул.

Текст документа приводится согласно источнику

Основные показания для направления педиатром
ребенка на консультацию к врачу-специалисту

III. Обязательный специализированный этап
профилактического осмотра детей от 3-х до 17 лет

IV. Консультации врачей-специалистов в рамках
профилактических осмотров

При педиатрическом и обязательном специализированном осмотре может возникнуть потребность в консультации детей с отклонениями в состоянии здоровья врачами других специальностей.

В настоящем резделе представлены специалисты и объем обследований при наиболее часто встречающейся патологии у детей в возрасте от 3-х до 17-лет.

В эндемичных областях и зонах радиоактивного загрязнения эндокринолог должен участвовать в профилактических осмотрах детей декретированных возрастов.

V. Оценка результатов профилактического осмотра

Педиатр (участковый, дошкольного учреждения, школы) обобщает результаты всех этапов профилактического осмотра, включая дополнительные консультации и обследования по показаниям, и дает заключение по следующему алгоритму:

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков

См. Инструкцию по комплексной оценке состояния здоровья детей, утвержденную приказом Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 621

Схема комплексной оценки состояния здоровья разработана НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ. Она базируется на 4-х важнейших критериях здоровья:

1) наличие или отсутствие хронических заболеваний (в т.ч. врожденной патологии);

2) функциональное состояние основных систем организма;

3) резистентность и реактивность организма (степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям);

4) уровень и гармоничность физического и нервно-психического развития.

Комплексная оценка состояния здоровья проводится врачами-педиатрами, подростковыми терапевтами при профилактических осмотрах детей и подростков.

Оценка состояния здоровья дается на момент обследования; острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, не учитываются.

Наличие или отсутствие заболеваний определяется при врачебном осмотре, в том числе с участием специалистов.

Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.

Степень сопротивляемости организма в основном оценивается частотой острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предшествующий осмотру год.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).*

Уровень нервно-психического развития определяется педиатром, психологом или психоневрологом (см. приложение 2).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:

I — Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.

II — Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.

III — Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.

IV — Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

V — Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма.

Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.

Схема распределения детей раннего и дошкольного возраста
по группам здоровья

Схема определения группы здоровья
при массовых осмотрах, в зависимости от характера и степени
выраженности некоторых распространенных отклонений
в состоянии здоровья*

См. алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно (по результатам профилактических медицинских осмотров), утвержденный приказом Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 621

Основные ориентиры для педиатров при
врачебно-профессиональном консультировании
школьников*

VI. Расчет себестоимости программы профилактических осмотров

Расчет себестоимости проведения профилактических осмотров детей, посещающих образовательные учреждения, осуществлялся в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава РФ от 01.09.92 г. N 19-15-03 «Расчет тарифов на оказание медицинских услуг». Кроме того, при проведении расчета использовалась серия методических материалов Минздрава СССР последних лет по нормативам затрат времени на различные виды медицинской помощи.

В связи с тем, что основная нагрузка по организации профилактических осмотров детей, посещающих детские сады и школы, ложится на детские поликлиники, расчет себестоимости осмотров в основном базировался на оценке затрат именно этих лечебно-профилактических учреждений. Использовались материалы ряда детских поликлиник г. Москвы, в том числе поликлиники N 21, являвшейся экспериментальной базой при разработке стандартов.

Разработанные стандарты апробировались на базе детской поликлиники N 21 г.Москвы при организации профилактических осмотров дошкольников и школьников: детей, поступающих в дошкольные учреждения (дети 3-4 лет — 100 чел.) в школу (дети 6-7 лет — 100 чел.), учащиеся 9-х классов (дети 14-15 лет — 100 чел.)

В процессе апробации проверялись:

1) реализуемость разработанных стандартов в условиях детской поликлиники (объем обследований);

2) затраты времени на выполнение каждого элемента обследования (хронометраж);

3) потребность в дополнительных консультациях и диагностических процедурах при профилактических осмотрах дошкольников и школьников (вид исследования, консультации).

Апробацией доказана реализуемость разработанных медицинских стандартов профилактических осмотров, уточнены затраты времени специалистов на определенные виды обследований, а также составлен примерный перечень дополнительных диагностических процедур и консультаций, требующихся при профилактических осмотрах детей от 3-х до 17 лет.

При расчете себестоимости медицинской помощи были учтены все виды затрат (прямые и накладные расходы), осуществляемых поликлиникой в течение года, в том числе:

— заработная плата медицинского персонала

— начисление на заработную плату

— расходы на приобретение медикаментов и перевязочных средств

— амортизация (стоимость годового износа оборудования по 013 и 016 субсчетам), а также накладные расходы, в которых учтены:

— заработная плата административно-хозяйственного и прочего общеполиклинического персонала

— канцелярские и хозяйственные расходы

— расходы на приобретение мягкого инвентаря

— расходы на проведение капитального ремонта

Путем вычисления коэффициента накладных расходов эти затраты перенесены на себестоимость оказания медицинской помощи по лечебным и параклиническим подразделениям поликлиники. Себестоимость отдельных видов медицинских услуг определяется исходя из годовых затрат соответствующего подразделения и годового бюджета рабочего времени медицинского персонала. Принципы расчета себестоимости 1 мин. рабочего времени при оказании отдельных видов медицинских услуг в поликлинике даны в табл.1.

Учитывая высокую инфляцию стоимости потребляемых поликлиникой медикаментов и других материалов, их себестоимость рассчитывалась по системе «ЛИФО» (по последней покупке), используемой в международной системе бухгалтерского учета при экономической неустойчивости.

Расчет себестоимости проведения обязательного объема обследований, предусмотренных Положением о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения (приложение N 1 к приказу Минздрава и Минобразования N 186/272 от 30.06.93 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях») представлен в табл.2.

Примерный перечень дополнительных диагностических процедур и консультаций, требующихся при профилактических осмотрах детей от 3-х до 17 лет с расчетом их себестоимости содержится в табл.3.

Образец расчета себестоимости 1 мин. рабочего времени
в поликлинике N
(расчет в ценах на сентябрь 1993 г.)

Продолжение таблицы 1

Расчет себестоимости проведения обязательного объема обследований,
предусмотренных Положением о профилактических осмотрах детей,
посещающих образовательные учреждения* (на 1 ребенка)

Продолжение таблицы 2.

Расчет себестоимости анализов, исследований, консультаций
при проведении профилактических осмотров детей
(на 1 чел.)

R — графия груд. клетки
» костей, суставов
» позвоночника
» придат. пазух
Урография
Гастроскопия
Ректоскопия
Цистоскопия
Ан.крови на гемосиндром
Ан.крови биохимический
Ан.мочи по Зимницкому
» по Нечипоренко
» биохимический
Ан.кала на дисбактериоз
Копрограмма
УЗИ органов брюшной полости
УЗИ мочевыделительной сист.
Эхокардиография
Эхоэнцефалография
Электроэнцефалография
Электрокардиография
Фонокардиография
Реовазография

Стационар: урологическое отделение 1 чел. 30 дней . 300 тыс.руб. неврологическое отделение 1 чел. 30 дней . 300 тыс.руб.

Принципы организации профилактических осмотров детей
в условиях детской городской поликлиники
при интегрированной форме медицинского обеспечения
(«единый педиатр»)*

Ответственным за проведение диспансеризации детей как неорганизованных, так и организованных является участковая бригада в составе участкового врача и участковой медицинской сестры территориального педиатрического участка, на котором проживает данный ребенок.

Диспансеризация детей «декретированных» возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденной приказом главного врача, в составе: отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, стоматолог. Другими специалистами дети консультируются по направлению участкового педиатра, по показаниям.

В дни проведения профилактических осмотров детей «декретированных» возрастов участковый педиатр, чьи дети проходят диспансеризацию, освобождаются от основной работы и включаются в состав бригады.

Читайте так же:  Возврат в течении гарантийного срока

Диспансеризация детей при оформлении в детские дошкольные учреждения проводится в течение всего года по обращаемости. Диспансеризация неорганизованных детей при оформлении в школу осуществляется также по обращаемости, а организованных — по плану-графику, утвержденному главным врачом.

В соответствии с данным планом-графиком бригада специалистов проводит профилактические осмотры детей в дошкольном учреждении с 17.00 до 19.00. К этому времени, ранее предупрежденные родители, приходят в дошкольное учреждение за своими детьми и приносят с собой ф. 112/У (находится у родителей на руках). Таким образом, осмотр ребенка проводится в присутствии родителей, что позволяет повысить его эффективность и исключить необходимость повторной явки родителей с детьми в поликлинику. Данные специализированного осмотра записываются как в ф. 026/У, так и 112/У (одновременно, параллельно аналогичным образом, специалисты консультируют и детей других возрастных групп детского сада, находящихся на диспансерном учете). После завершения осмотра в полном объеме (с лабораторными и дополнительными обследованиями) приведениями всего комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с назначениями специалистов в детское дошкольное учреждение приходит участковый педиатр и заканчивает оформление ф. 026/У в школу (оформляется эпикриз с заключением, в котором представлены: оценка физического развития, группа здоровья, рекомендации по физкультурной группе, профилактическим прививкам и обеспечению дальнейшего динамического наблюдения за состоянием здоровья ребенка). Аналогичная запись делается и в ф. 112/У, куда и вносятся все данные о сделанных в дошкольном учреждении профилактических прививках. После завершения диспансеризации ф. 026/У и ф. 112/У представляются на экспертную оценку зав.отделением или зам.главного врача по лечебной части поликлиники и, при отсутствии замечаний, ставится вторая подпись штамп и печать учреждения.

Профилактические осмотры школьников при переходе к предметному обучению (5-х классов) проводятся в детской городской поликлинике в утренние часы по графику, утвержденному главным врачом поликлиники по согласованию с директором школы.

Учащихся школы на диспансеризацию приводит фельдшер (м/сестра) школы и классный руководитель. Фельдшер (мед.сестра) школы приносит в поликлинику ф.026/У; предупрежденные заранее учащиеся 5-х классов приходят на диспансеризацию с ф. 112/У.

После осмотра детей специалистами, проведения лабораторных, а, по показаниям, и рентгенологических исследований, дети осматриваются участковым педиатром, который в день диспансеризации детей своего территориального педиатрического участка освобождается от основной работы и включается в состав диспансерной бригады. После завершения осмотра оформляется эпикриз с записью в ф.ф.112/У, 026/У и 131/У. Данные о проведенных в школе профилактических прививках из ф.026/У переносятся в ф.112/У (образцы эпикризов для детей I, II и III групп здоровья прилагаются).

Если же ребенок нуждается в дополнительных обследованиях, консультации других специалистов, то участковый педиатр оставляет у себя ф.131/У и только после проведения всего комплекса диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий ребенок с матерью приглашается на прием к участковому врачу, оформляется эпикриз с заключением, в котором представлены оценка физического развития ребенка, группа здоровья, рекомендации по физкультурной группе, профилактическим прививкам и динамическому наблюдению за состоянием здоровья ребенка.

Профилактические осмотры у учащихся 9-х классов (14-15 лет) осуществляются совместно со специалистами и подростковым терапевтом поликлиники для взрослых. Для этого совместным приказом (по детской и взрослой поликлиникам) утверждается состав смешанной бригады специалистов, день и порядок диспансеризации подростков.

Первичная медицинская документация на подростков (ф.112/У) находится в поликлинике и заранее подготавливается для передачи во взрослую сеть.

За 1-2 года до предстоящей совместной диспансеризации подростков участковыми медицинскими сестрами проводятся лечебные патронажи на дому (образцы лечебных патронажей прилагаются) с целью уточнения состояния здоровья детей, проверки выполнения диагностических исследований и лечебно-оздоровительных мероприятий по назначению участкового врача. При необходимости участковая медсестра дает направления на лабораторные обследования и на консультацию к специалистам, оформляет в ф.112/У запись о проведенном лечебном патронаже, после чего ф. 112/У и передает участковому педиатру. Участковый педиатр подготавливает первичную медицинскую документацию (ф.112/У, ф.25/У) для передачи во взрослую сеть. После совместной диспансеризации, если у подросткового терапевта нет претензий к участковому врачу, подросток считается переданным во взрослую сеть. Если ребенку требуются дополнительные обследования, консультации и т.д., то по окончании диспансеризации участковый педиатр выполняет эти совместные назначения и только после этого окончательно оформленная первичная медицинская документация передается подростковому терапевту поликлиники для взрослых.

В диспансеризации детей декретированных возрастов принимает участие средний медперсонал образовательных учреждений.

Для организации профилактических осмотров детей на основе скрининг-тестов с целью более рационального использования времени специалистов, повышения качества и эффективности диспансеризации, в детской поликлинике за счет перераспределения штатных должностей создан кабинет доврачебного приема с графиком работы в две смены**.

У детей до 3-летнего возраста ф.131/У хранится в кабинете участкового педиатра и обследование этого контингента по скрининг-программе при профилактических осмотрах осуществляется в кабинете здорового ребенка (КЗР).

У детей от 3-х до 15-летнего возраста ф.131/У централизована в кабинете доврачебного приема и разложена по участкам. На каждом педиатрическом участке две ячейки (одна для ф.131/У детей, подлежащих диспансеризации, другая — прошедших ее).

Диспансеризация детей недекретированных возрастов осуществляется самотеком, по направлению среднего медицинского персонала дошкольных учреждений и школ, а также активному вызову участковой медицинской сестры.

Медицинские сестры дошкольных учреждений за месяц до дня рождения ребенка начинают требовать от родителей справку от участкового педиатра о данных диспансеризации ребенка за текущий год, предварительно дав направление на лабораторные анализы и на консультацию к специалистам при наличии у ребенка отклонений в состоянии здоровья. В случае обращения родителей с ребенком к участковому врачу после перенесенных острых заболеваний или за справками в бассейн, спортивные секции и т.д., такой ребенок направляется в кабинет доврачебного приема, после чего проводится профилактический врачебный осмотр.

Таким образом, практически каждый ребенок 1 раз в год посещает кабинет доврачебного приема, где ему проводится обследование скрининг-тестами. Данные обследования регистрируются в ф.ф.131/У и 112/У. Если ребенок школьного возраста не прошел обследование в течение учебного года, то обменную карту в летний оздоровительный лагерь в школе ему не выдают и он вынужден получать ее в поликлинике; предварительно пройдя диспансеризацию. После обследования в кабинете доврачебного приема родители с ребенком попадают к участковому педиатру, который и проводит углубленный медицинский осмотр ребенка (с оценкой его физического развития, определением группы здоровья и т.д.) в соответствии со стандартом. После педиатрического осмотра ф.131/У возвращается в кабинет доврачебного приема и хранится в ячейке прошедших диспансеризацию в отчетном году, а в дошкольное учреждение и школу передается справка на каждого ребенка о результатах диспансеризации с рекомендациями (прилагается). Если же ребенку по состоянию здоровья необходима консультация специалиста или дополнительное обследование, то ф.131/У задерживается у участкового врача. И только при уточнении диагноза педиатр оформляет эпикриз, делает соответствующие записи в ф.ф.112/У и 131/У.

После этого последняя возвращается в кабинет доврачебного приема. В случае изменения у ребенка группы здоровья, его ф.112/У после диспансеризации передается для экспертной оценки зав.педиатрическими отделениями, которые и определяют обоснованность перевода ребенка из одной группы здоровья в другую.

От качества диспансеризации каждого конкретного ребенка, выполнения требуемого стандартом объема исследований зависит оплата труда медицинских работников по данному разделу работы.

Эпикриз
на ребенка I группы здоровья

В течение прошедшего года наблюдения мальчик ничем не болел (болел ОРЗ 1-2 раза), перенес ветряную оспу. Прошел осмотр по скрининг-программе в КДВП*** (для декретированных возрастов), прошел диспансеризацию с участием всех специалистов в марте-апреле 1990 г.

— патологии не выявлено.

Полость рта санирована в феврале 1990 г.

Жалоб со стороны родителей и ребенка нет. Сон и аппетит не нарушены. За истекший период окреп, вырос на 5 см, прибавил в весе 2.500,0. Состояние удовлетворительное.

Кожные покровы и видимые слизистые оболочки чистые.

По органам без особенностей.

Стул и мочеиспускание в норме.

1. Оценка здоровья: физическое развитие нормальное, нервно-психическое развитие соответствует возрасту.

Группа здоровья — I.

2. Рекомендации: режим и питание — по возрасту, профилактические прививки — по возрасту, регулярные занятия физкультурой.

Осмотр педиатра — 1 раз в год.

Эпикриз
на ребенка II группы здоровья

В течение прошедшего года наблюдения девочка переболела ОРЗ 2 раза.

Прошла осмотр по скрининг-тестам в КДВП (для декретированных возрастов), прошла диспансеризацию с участием всех основных специалистов в мае 1990 г.

Выявлено нарушение осанки, по поводу чего проведен гидромассаж мышц спины гибким душевым шлангом дома, прошла курс лечения в кабинете ЛФК, бассейне в июне-июле 1990 г., спит на жесткой постели.

Находится на диспансерном учете у офтальмолога по поводу миопии слабой степени. Проведена очковая коррекция, постоянно носит очки.

Наблюдается кардиоревматологом по поводу функционального шума в сердце, подтвержденного на ЭКГ + ФКГ от 21.06.1990 г., эхокардиографии от 24.06.1990 г. В лечении не нуждается.

Отоларингологом выявлена гипертрофия миндалин II ст., по поводу чего проведено УВЧ + УФО в июне-июле 1990 г. В течение прошедшего года ангинами не болела. Искривление носовой перегородки влево. Носовое дыхание не нарушено, в лечении не нуждается.

За истекший период девочка окрепла, болела редко, выросла на 5 см, прибавила в весе 2,5 кг.

Жалоб со стороны ребенка и матери нет. Сон и аппетит не нарушены.

Кожные покровы и видимые слизистые оболочки чистые. Полость рта санирована 3 марта 1990 г.

По органам без особенностей. Стул и мочеиспускание в норме.

1. Оценка здоровья: физическое развитие нормальное, нервно-психическое развитие соответствует возрасту.

Диагноз: нарушение осанки, функциональный шум в сердце, миопия слабой степени и т.д.

Группа здоровья — II.

2. Рекомендации: режим и питание по возрасту, регулярные занятия физической культурой, ежедневная утренняя гимнастика.

Профилактические прививки по возрасту.

Следить за осанкой, жесткая постель.

Постоянно носить очки и т.д.

Консультация ортопеда, кардиоревматолога и т.д. 1 раз в год.