Приказ мчс россии 240 от 05.05.2008 г

Содержание:

Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240
«Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля 2011 г., 4 апреля 2013 г., 29 июля 2014 г.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084) и в целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2008 г.

Регистрационный N 11779

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ разработан в целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ.

Порядок регулирует вопросы планирования действий подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РФ.

На территории субъектов РФ и муниципальных образований образуются гарнизоны пожарной безопасности, в которых создается гарнизонная служба. Гарнизонная служба занимается планированием применения сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, учитывает и контролирует их состояние, организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны и др. В гарнизонах пожарной охраны создаются и нештатные службы (управления, газодымозащитная, техническая, связи).

Привлечение сил и средств на рассматриваемые цели осуществляется на основании Плана привлечения. Разрабатывается Расписание выездов, при котором устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров. Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

При разработке Плана привлечения, в частности, предварительно планируются действия по тушению пожаров, определяется количество дополнительных средств, разрабатываются мероприятия по обеспечению передислокации сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях других субъектов РФ.

Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2008 г.

Регистрационный N 11779

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 июня 2008 г. N 26

Приказом МЧС России от 25 октября 2017 г. N 467 настоящий приказ признан утратившим силу с 24 февраля 2018 г.

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МЧС России от 29 июля 2014 г. N 392

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МЧС России от 4 апреля 2013 г. N 228

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ МЧС России от 11 июля 2011 г. N 355

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

ПРИКАЗ МЧС РФ от 05.05.2008 N 240 (ред. от 11.07.2011) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИВЛЕЧЕНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ГАРНИЗОНОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2008 г. N 11779

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084) и в целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Приложение
к Приказу МЧС России
от 05.05.2008 N 240

Приказ МЧС РФ от 5 мая 2008 г. № 240 «Об утверждении Порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084) и в целях совершенствования организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 мая 2008 г.

Регистрационный N 11779

Приложение
к приказу МЧС РФ
от 5 мая 2008 г. N 240

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее — Порядок) разработан в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084) и регулирует вопросы планирования действий подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации.

1.2. С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно — территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

1.3. Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее — Главное управление).

1.4. Общее руководство территориальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главного управления.

Начальниками гарнизонов пожарной охраны являются:

территориального — старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего состава федеральной противопожарной службы (далее — ФПС), допущенное в установленном порядке к руководству тушением пожаров;

местного — начальник подразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководству тушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС — должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемое начальником Главного управления по согласованию с органом местного самоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителя тушения пожара.

Начальники территориального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудниками ФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию с начальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальник местного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначается приказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальником соответствующего Главного управления.

Подразделения ФПС, созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях (далее — ЗАТО), а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения) на территории гарнизона пожарной охраны, входят в состав соответствующего гарнизона пожарной охраны.

1.5. Основные обязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

организация и контроль гарнизонной службы;

определение должностных лиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;

определение порядка руководства тушением пожаров;

определение порядка выезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары и проведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;

организация в установленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаров оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;

руководство нештатными службами гарнизона пожарной охраны;

организация пожарно-тактической подготовки в гарнизоне пожарной охраны;

обобщение передового опыта несения службы пожарной охраны;

организация и руководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее — ОПТКП);

организация нештатных оперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

контроль за выполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

1.6. Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения, в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы являются:

создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

организация и проведение совместных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

1.7. Для выполнения основных задач гарнизонная служба осуществляет следующие функции:

планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

осуществляет учет и контроль состояния сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Читайте так же:  Договор с медицинским работником на предрейсовый осмотр образец

обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

обеспечивает работоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

1.8. Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований — нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

1.9. Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планами привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее — План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее — Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

1.10. Разработку Плана привлечения на территории субъекта Российской Федерации, Расписания выезда в городе федерального значения обеспечивает начальник территориального гарнизона пожарной охраны.

1.11. Разработку Расписания выезда на территории муниципального района, городского округа (далее — муниципальное образование) обеспечивает начальник местного гарнизона пожарной охраны.

1.12. Для разработки Плана привлечения (Расписания выезда) руководители всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований представляют необходимые сведения (тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей, находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выезда и т.д.).

1.13. План привлечения (Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальником Главного управления и начальником органа управления специальных подразделений ФПС (при их наличии), представляется начальником соответствующего территориального гарнизона пожарной охраны на утверждение руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Количество сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельных территориях двух и более субъектов Российской Федерации определяется руководством соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с высшими исполнительными органами государственной власти заинтересованных субъектов Российской Федерации.

1.14. Расписание выезда, согласованное с начальником Главного управления и с руководителями организаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров на территории муниципального образования, представляется начальником местного гарнизона пожарной охраны на утверждение главе муниципального образования, в интересах которого оно разработано.

II. Разработка Расписания выезда сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории города федерального значения, муниципального образования

2.1. Общие положения:

2.1.1. При разработке Расписания выезда устанавливается порядок (число и последовательность) привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристики дислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил и средств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

2.1.2. При одновременном возникновении на территории города федерального значения, муниципального образования двух и более крупных пожаров вопросы организации управления, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ решаются руководством Главного управления.

2.1.3. Расписание выезда хранится на центральном пункте пожарной связи (далее — ЦППС). В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется выписка (копия) из Расписания выезда в части, его касающейся.

2.1.4. Для каждого подразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формирования определяется район выезда и (или) подрайон выезда.

2.1.5. Подрайоны выезда специальных подразделений ФПС для оказания помощи подразделениям пожарной охраны определяются начальником Главного управления по согласованию с начальниками специальных управлений (отделов) ФПС и с руководителями охраняемых организаций.

2.1.6. Объектовые подразделения пожарной охраны, созданные на основании договоров с организациями, включаются в Расписание выезда только после согласования с руководителем охраняемой организации (собственником) путем заключения соглашений в установленном порядке. Заверенная копия Расписания выезда направляется руководителям организаций (собственникам).

Подразделения ведомственной, добровольной и частной пожарной охраны включаются в Расписание выезда также после согласования с руководителями организаций (собственниками).

2.1.7. Привлечение специальных подразделений ФПС для тушения пожаров за границей территории охраняемых особо важных и режимных организаций и ЗАТО осуществляется через Единую дежурно-диспетчерскую службу или ЦППС специальных управлений (отделов) ФПС.

2.1.8. Для муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, приказом начальника Главного управления устанавливается единая градация номеров (рангов) пожаров, включая повышенные номера (ранги) пожара.

Повышенный номер (ранг) пожара устанавливается на основании прогноза развития пожара, оценки обстановки, тактических возможностей подразделений гарнизона пожарной охраны и документов предварительного планирования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ. Повышенный номер (ранг) также может объявляться по решению руководителя тушения пожара на основании разведки и оценки обстановки.

Наивысший номер (ранг) пожара предусматривает привлечение для тушения пожара максимального количества пожарных расчетов (отделений) и аварийно-спасательных формирований на основных и специальных пожарных автомобилях, находящихся в расчете, с одновременным сбором свободного от несения службы личного состава и введением в расчет резервной техники.

Сбор личного состава, свободного от несения службы, и введение в расчет резервной техники предусматривается также при выезде дежурного караула (дежурной смены) на пожар за пределы муниципального образования, на территории которого дислоцируется не более одного подразделения пожарной охраны.

2.1.9. Выезд подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований согласно Расписанию выезда производится:

при поступлении заявки о пожаре по телефону;

при поступлении заявки о пожаре в устной форме (постовому у фасада пожарного подразделения);

по внешним признакам;

при срабатывании системы автоматического вызова пожарных подразделений.

2.1.10. При составлении Расписания выезда учитывается то, что на участок охраняемого района пожарный расчет (отделение) может прибыть позже, чем пожарный расчет (отделение) соседней пожарной части, в случае нахождения его на другом пожаре, а также при наличии на маршруте следования указанного расчета разводных мостов, железнодорожных переездов, водных переправ, поэтому предусматривается одновременная высылка не менее одного пожарного расчета (отделения) пожарной части, охраняющей сопредельный район выезда, либо объектового подразделения пожарной охраны.

2.1.11. Выезд специальных пожарных автомобилей осуществляется в порядке, определенном в Расписании выезда, либо по вызову руководителя тушения пожара согласно оперативно-тактической обстановке, складывающейся на пожаре.

При нахождении специальных пожарных автомобилей в составе караула (дежурной смены), разрешается их направление на пожары по решению старшего должностного лица, выезжающего во главе караула.

2.2. Расписание выезда разрабатывается по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку. Дополнительно к Расписанию выезда прилагаются:

перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда;

выписка из Плана привлечения в части, касающейся муниципального образования, с указанием номеров (рангов) пожара, по которым привлекаются силы и средства гарнизонов пожарной охраны соседних муниципальных образований;

перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований сопредельных муниципальных образований, выделяемых для тушения пожаров на территории муниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписание выезда, с указанием расстояния до центра муниципального образования, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий.

2.3. Для города федерального значения разрабатывается Расписание выезда, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку и приложений, указанных в пункте 2.6 настоящего Порядка.

2.4. Разработка Расписания выезда включает в себя:

2.4.1. Предварительное планирование действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории города федерального значения, муниципального образования.

2.4.2. Определение перечня организаций, расположенных на территории города федерального значения, муниципального образования, на которых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ необходимо привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенным номерам (рангам) вызова.

2.4.3. Определение перечня организаций, расположенных на территории муниципального образования, на которых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ необходимо привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований других муниципальных образований (далее — специальный перечень).

2.4.4. Определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, необходимых для тушения крупных пожаров в организациях (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень.

2.4.5. Определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований муниципального образования, которые могут быть выделены для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории соседних муниципальных образований.

2.4.6. Разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения населенных пунктов и объектов муниципального образования при использовании сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории других муниципальных образований.

2.4.7. Разработку и согласование инструкций о взаимодействии при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ со службами жизнеобеспечения, заинтересованными организациями и т.д.

2.5. Порядок привлечения подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, дислоцированных на территории муниципального образования, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных образований граничащих субъектов Российской Федерации отражается в Плане привлечения.

2.6. К Расписанию выезда разрабатываются следующие приложения:

описание территориальных границ района выезда подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, специализированных частей по тушению крупных пожаров (далее — СПЧ) на территории Российской Федерации и ОПТКП, пожарных поездов, а также границ акваторий (для пожарно-спасательных судов);

порядок выезда на пожары должностных лиц органов управления и подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, судебно-экспертных учреждений ФПС (по согласованию с главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по пожарному надзору);

порядок привлечения техники, приспособленной для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

порядок выезда объектовых и других подразделений пожарной охраны на пожары за пределы территории охраняемого предприятия, организации;

порядок использования резервной пожарной, аварийно-спасательной техники и сбора личного состава, свободного от несения службы, при объявлении повышенного номера (ранга) пожара;

инструкции по взаимодействию с аварийно-спасательными, аварийно-восстановительными службами и службами жизнеобеспечения;

действия ЦППС при получении сообщений, не связанных с пожарами;

перечень организаций, на которые при получении первого сообщения направляются силы и средства пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенному номеру (рангу) пожара;

количество специальных автомобилей и вспомогательной техники, высылаемых на пожары в соответствии с особенностями объекта;

список объектов, входящих в специальный перечень, перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

список объектов с массовым и ночным пребыванием людей района и подрайона выезда;

список безводных участков.

2.7. Корректировка Расписания выезда проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, а также при:

издании новых нормативных актов в области организации пожаротушения;

изменении границ районов выезда пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований и ОПТКП, а также границ акваторий для пожарно-спасательных судов;

изменении количества пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований, списочной численности личного состава, а также табеля положенности пожарной и специальной аварийно-спасательной техники;

проведении пожарно-тактических учений.

III. Разработка Плана привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации

3.1. Для организации работы по разработке Плана привлечения решением начальника Главного управления создается рабочая группа по подготовке Плана привлечения.

3.2. План привлечения разрабатывается по форме, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку. Дополнительно к Плану привлечения прилагаются:

перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований на территории субъекта Российской Федерации;

состав сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, направляемых граничащими субъектами Российской Федерации для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта Российской Федерации, в интересах которого разрабатывается План привлечения, с указанием расстояния до географического центра субъекта Российской Федерации, маршрутов следования и состояния дорожных покрытий;

перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований субъекта Российской Федерации, направляемых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сопредельных субъектов Российской Федерации, с указанием расстояния от места дислокации выделяемых подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований до географического центра территории субъекта Российской Федерации, маршрутов следования, состояния дорожных покрытий и компенсирующих мероприятий на указанный период.

3.3. План привлечения хранится в центре управления силами ФПС Главного управления. В каждое подразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляется выписка (копия) из Плана привлечения в части, его касающейся.

3.4. Разработка Плана привлечения включает в себя:

3.4.1. Предварительное планирование действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и на объектах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, города федерального значения.

Читайте так же:  Полномочия и порядок деятельности совета федерации

3.4.2. Определение специального перечня объектов (населенных пунктов) субъекта Российской Федерации, города федерального значения, для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на которых необходимо привлечение дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований других субъектов Российской Федерации.

3.4.3. Определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, необходимых для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на объектах (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень.

3.4.4. Определение количества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований соседних субъектов Российской Федерации, необходимых для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта Российской Федерации, города федерального значения.

3.4.5. Разработку необходимых документов по определению порядка привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельных территориях.

3.4.6. Разработку мероприятий по обеспечению передислокации сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях других субъектов Российской Федерации.

3.4.7. Разработку компенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организации пожаротушения на территории субъекта Российской Федерации при использовании сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территориях других субъектов Российской Федерации.

3.4.8. Разработку и согласование инструкций о взаимодействии со службами жизнеобеспечения и заинтересованными организациями.

3.5. Корректировка Плана привлечения проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в два года, а также при условиях, указанных в пункте 2.7. настоящего Порядка.

IV. Особенности привлечения сил и средств пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

4.1. Для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации в первую очередь выделяются силы и средства СПЧ и ОПТКП с учетом их обеспеченности основной, специальной пожарной и аварийно-спасательной техникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, а также возможности автономного функционирования.

4.2. Время готовности СПЧ и ОПТКП к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации составляет не более 6 часов. При этом готовность дежурной смены — постоянная.

4.3. Время готовности других подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к передислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации определяется исходя из местных условий, но не должно превышать 6 часов.

4.4. Организация тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя:

оснащение подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований техникой, огнетушащими средствами, аварийно-спасательным оборудованием и определение им конкретных задач;

организацию караульной службы;

разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

организацию связи и взаимодействия между подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, а также с другими службами жизнеобеспечения муниципального образования (объекта);

поддержание высокой профессиональной готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований.

Все мероприятия по организации пожаротушения должны быть направлены на своевременное прибытие подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к месту пожара, на спасение людей и имущества, на скорейшую ликвидацию пожара.

V. Проведение предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ

5.1. Организация работы по предварительному планированию действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ возлагается на начальников главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальных подразделений ФПС.

5.2. Мероприятия предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ должны соответствовать оперативно-тактическим и инженерно-техническим особенностям организации (населенного пункта), правилам охраны труда в конкретных организациях, приборно-техническому обеспечению прогнозирования параметров возникновения и развития пожара, решению ряда технических задач по привлечению сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, применению различных средств и способов тушения пожаров, а также требованиям руководящих документов.

5.3. Начальники главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальных подразделений ФПС организуют разработку документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ на основе прогноза обстановки и моделирования возможных аварийных ситуаций.

5.4. Взаимодействие между различными видами пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, территориальными, муниципальными, объектовыми службами жизнеобеспечения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ обеспечивается старшими должностными лицами, из числа начальствующего состава ФПС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

5.5. Руководители органов управления и подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований обязаны обеспечивать безусловное выполнение требований настоящего Порядка подчиненными органами управления и подразделениями.

Приложение N 1
к Порядку привлечения сил и средств
подразделений пожарной охраны,
гарнизонов пожарной охраны для
тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ

Приказ 240 «Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»

Настоящий Порядок регулирует вопросы планирования действий подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, а также вопросы организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации.

ПриказМЧС РФ от 5 мая 2008 г. N 240

Об утверждении Порядка привлечения сил исредств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожарови проведения аварийно-спасательных работ

В соответствии состатьей 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности»(Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537;2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I), ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30,ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44,ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084) и вцелях совершенствования организации тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядокпривлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарнойохраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Министр С.К. Шойгу

Зарегистрировано вМинюсте РФ 29 мая 2008 г.

Приложение
к приказу МЧС РФ
от 5 мая 2008 г. N 240

Порядок привлечения сил и средств подразделенийпожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядокпривлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарнойохраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее -Порядок) разработан в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 21декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911;1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 33 (ч. I),ст. 3413; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N19 (ч. I), ст. 1839; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212; N19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I),ст. 5498; 2007, N 43, ст. 5084) и регулирует вопросы планирования действийподразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны по тушению пожаров ипроведению аварийно-спасательных работ, а также вопросы организации тушенияпожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории РоссийскойФедерации.

1.2. С цельюкоординации деятельности различных видов пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайныеситуации различного характера на территории субъектов Российской Федерации имуниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно -территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в составсоответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

1.3. Границытерриториального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарнойохраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительным органомгосударственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальникомсоответствующего главного управления МЧС России по субъекту РоссийскойФедерации (далее — Главное управление).

1.4. Общее руководствотерриториальным гарнизоном пожарной охраны осуществляется начальником Главногоуправления.

Начальникамигарнизонов пожарной охраны являются:

территориального -старшее должностное лицо Главного управления, из числа начальствующего составафедеральной противопожарной службы (далее — ФПС), допущенное в установленномпорядке к руководству тушением пожаров;

местного — начальникподразделения ФПС по обеспечению пожарной безопасности муниципальногообразования или сотрудник ФПС, допущенный в установленном порядке к руководствутушением пожара; при отсутствии на территории муниципального образования ФПС -должностное лицо подразделения иных видов пожарной охраны, определяемоеначальником Главного управления по согласованию с органом местногосамоуправления и имеющее обязательный допуск для выезда на пожары в качестве руководителятушения пожара.

Начальникитерриториального и местного гарнизонов пожарной охраны, являющиеся сотрудникамиФПС, назначаются приказом начальника Главного управления по согласованию сначальником соответствующего регионального центра по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальникместного гарнизона пожарной охраны, не являющийся сотрудником ФПС, назначаетсяприказом руководителя органа местного самоуправления и согласовывается с начальникомсоответствующего Главного управления.

Подразделения ФПС,созданные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытыхадминистративно-территориальных образованиях (далее — ЗАТО), а также в особоважных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения) натерритории гарнизона пожарной охраны, входят в состав соответствующегогарнизона пожарной охраны.

1.5. Основныеобязанности начальника гарнизона пожарной охраны:

организация и контрольгарнизонной службы;

определение должностныхлиц гарнизона пожарной охраны и разработка их должностных обязанностей;

определение порядкаруководства тушением пожаров;

определение порядкавыезда оперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны на пожары ипроведение аварийно-спасательных работ, а также их компетенции;

организация вустановленном порядке получения допусков на право руководства тушением пожаровоперативных должностных лиц гарнизона пожарной охраны;

руководство нештатнымислужбами гарнизона пожарной охраны;

организация пожарно-тактическойподготовки в гарнизоне пожарной охраны;

обобщение передовогоопыта несения службы пожарной охраны;

организация ируководство работой опорных пунктов по тушению крупных пожаров (далее — ОПТКП);

организация нештатныхоперативных штабов пожаротушения, определение порядка их привлечения к тушениюпожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

контроль завыполнением правил охраны труда при несении гарнизонной службы.

1.6. Для обеспеченияготовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований ктушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия сослужбами жизнеобеспечения, в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизоннаяслужба.

Основными задачамигарнизонной службы являются:

создание необходимыхусловий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны притушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

создание единойсистемы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

организациявзаимодействия со службами жизнеобеспечения;

организация ипроведение совместных мероприятий всех видов пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

1.7. Для выполненияосновных задач гарнизонная служба осуществляет следующие функции:

планирует применениесил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ;

осуществляет учет иконтроль состояния сил и средств гарнизона пожарной охраны;

обеспечиваетпрофессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарнойохраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведенияпожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятийв гарнизоне пожарной охраны;

организует связь притушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

обеспечиваетработоспособность системы приема и регистрации вызовов, а также системинформационного обеспечения пожарной охраны;

разрабатывает иосуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарнойохраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидациипоследствий чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает изаключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлениювзаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

1.8. Для обеспечениявыполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарнойохраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарнойохраны и аварийно-спасательных формирований — нештатные службы гарнизонапожарной охраны.

Нештатные службыгарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизонапожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числалиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарнойохраны создаются следующие нештатные службы:

Допускается созданиедругих нештатных служб, например: радиационной безопасности, химическойбезопасности, охраны труда и т.д.

1.9. Порядокпривлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарнойохраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работустанавливается планами привлечения сил и средств подразделений пожарнойохраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ (далее — План привлечения) и расписаниями выездовподразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров ипроведения аварийно-спасательных работ (далее — Расписание выездов).

План привлеченияразрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации(за исключением города федерального значения).

Расписание выездовразрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения,муниципального района, городского округа.

1.10. Разработку Планапривлечения на территории субъекта Российской Федерации, Расписания выезда вгороде федерального значения обеспечивает начальник территориального гарнизонапожарной охраны.

1.11. Разработку Расписаниявыезда на территории муниципального района, городского округа (далее -муниципальное образование) обеспечивает начальник местного гарнизона пожарнойохраны.

1.12. Для разработкиПлана привлечения (Расписания выезда) руководители всех видов пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований представляют необходимые сведения(тактико-технические характеристики пожарных и специальных автомобилей,находящихся на вооружении; оперативно-тактическая характеристика района выездаи т.д.).

1.13. План привлечения(Расписание выезда в городе федерального значения), согласованный с начальникомГлавного управления и начальником органа управления специальных подразделенийФПС (при их наличии), представляется начальником соответствующеготерриториального гарнизона пожарной охраны на утверждение руководителю высшегоисполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Количество сил исредств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований длятушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на сопредельныхтерриториях двух и более субъектов Российской Федерации определяетсяруководством соответствующих региональных центров по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий посогласованию с высшими исполнительными органами государственной властизаинтересованных субъектов Российской Федерации.

Читайте так же:  Чем отличаются страховой стаж от трудового

1.14. Расписаниевыезда, согласованное с начальником Главного управления и с руководителямиорганизаций, силы и средства которых привлекаются для тушения пожаров натерритории муниципального образования, представляется начальником местногогарнизона пожарной охраны на утверждение главе муниципального образования, винтересах которого оно разработано.

II. Разработка Расписания выезда сил и средствподразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров ипроведения аварийно-спасательных работ на территории города федеральногозначения, муниципального образования

2.1. Общие положения:

2.1.1. При разработкеРасписания выезда устанавливается порядок (число и последовательность)привлечения сил и средств, исходя из оперативно-тактической характеристикидислоцированных на территории муниципального образования подразделений пожарнойохраны, гарнизонов пожарной охраны, а также предусматривается резерв сил исредств для тушения одновременных (в том числе крупных) пожаров.

2.1.2. Приодновременном возникновении на территории города федерального значения,муниципального образования двух и более крупных пожаров вопросы организацииуправления, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ решаютсяруководством Главного управления.

2.1.3. Расписаниевыезда хранится на центральном пункте пожарной связи (далее — ЦППС). В каждоеподразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляетсявыписка (копия) из Расписания выезда в части, его касающейся.

2.1.4. Для каждогоподразделения пожарной охраны и аварийно-спасательного формированияопределяется район выезда и (или) подрайон выезда.

2.1.5. Подрайонывыезда специальных подразделений ФПС для оказания помощи подразделениямпожарной охраны определяются начальником Главного управления по согласованию сначальниками специальных управлений (отделов) ФПС и с руководителями охраняемыхорганизаций.

2.1.6. Объектовыеподразделения пожарной охраны, созданные на основании договоров сорганизациями, включаются в Расписание выезда только после согласования сруководителем охраняемой организации (собственником) путем заключениясоглашений в установленном порядке. Заверенная копия Расписания выезданаправляется руководителям организаций (собственникам).

Подразделенияведомственной, добровольной и частной пожарной охраны включаются в Расписаниевыезда также после согласования с руководителями организаций (собственниками).

2.1.7. Привлечениеспециальных подразделений ФПС для тушения пожаров за границей территорииохраняемых особо важных и режимных организаций и ЗАТО осуществляется черезЕдиную дежурно-диспетчерскую службу или ЦППС специальных управлений (отделов)ФПС.

2.1.8. Длямуниципальных образований, расположенных на территории субъекта РоссийскойФедерации, приказом начальника Главного управления устанавливается единаяградация номеров (рангов) пожаров, включая повышенные номера (ранги) пожара.

Повышенный номер (ранг)пожара устанавливается на основании прогноза развития пожара, оценкиобстановки, тактических возможностей подразделений гарнизона пожарной охраны идокументов предварительного планирования действий по тушению пожара ипроведению аварийно-спасательных работ. Повышенный номер (ранг) также можетобъявляться по решению руководителя тушения пожара на основании разведки иоценки обстановки.

Наивысший номер (ранг)пожара предусматривает привлечение для тушения пожара максимального количествапожарных расчетов (отделений) и аварийно-спасательных формирований на основныхи специальных пожарных автомобилях, находящихся в расчете, с одновременнымсбором свободного от несения службы личного состава и введением в расчетрезервной техники.

Сбор личного состава,свободного от несения службы, и введение в расчет резервной техникипредусматривается также при выезде дежурного караула (дежурной смены) на пожарза пределы муниципального образования, на территории которого дислоцируется неболее одного подразделения пожарной охраны.

2.1.9. Выездподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований согласноРасписанию выезда производится:

при поступлении заявкио пожаре по телефону;

при поступлении заявкио пожаре в устной форме (постовому у фасада пожарного подразделения);

по внешним признакам;

при срабатываниисистемы автоматического вызова пожарных подразделений.

2.1.10. Присоставлении Расписания выезда учитывается то, что на участок охраняемого районапожарный расчет (отделение) может прибыть позже, чем пожарный расчет(отделение) соседней пожарной части, в случае нахождения его на другом пожаре,а также при наличии на маршруте следования указанного расчета разводных мостов,железнодорожных переездов, водных переправ, поэтому предусматриваетсяодновременная высылка не менее одного пожарного расчета (отделения) пожарнойчасти, охраняющей сопредельный район выезда, либо объектового подразделенияпожарной охраны.

2.1.11. Выездспециальных пожарных автомобилей осуществляется в порядке, определенном вРасписании выезда, либо по вызову руководителя тушения пожара согласнооперативно-тактической обстановке, складывающейся на пожаре.

При нахожденииспециальных пожарных автомобилей в составе караула (дежурной смены),разрешается их направление на пожары по решению старшего должностного лица,выезжающего во главе караула.

2.2. Расписание выездаразрабатывается по форме согласно приложениюN 1 к настоящему Порядку. Дополнительно к Расписанию выезда прилагаются:

перечень сил и средствподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формированиймуниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписаниевыезда;

выписка из Планапривлечения в части, касающейся муниципального образования, с указанием номеров(рангов) пожара, по которым привлекаются силы и средства гарнизонов пожарнойохраны соседних муниципальных образований;

перечень сил и средствподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований сопредельныхмуниципальных образований, выделяемых для тушения пожаров на территориимуниципального образования, в интересах которого разрабатывается Расписаниевыезда, с указанием расстояния до центра муниципального образования, маршрутовследования и состояния дорожных покрытий.

2.3. Для городафедерального значения разрабатывается Расписание выезда, по форме согласно приложениюN 2 к настоящему Порядку и приложений, указанных в пункте2.6 настоящего Порядка.

По-видимому,в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приложениеN 1 к настоящему порядку

2.4. РазработкаРасписания выезда включает в себя:

2.4.1. Предварительноепланирование действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательныхработ в населенных пунктах и в организациях, расположенных на территории городафедерального значения, муниципального образования.

2.4.2. Определениеперечня организаций, расположенных на территории города федерального значения,муниципального образования, на которых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательныхработ необходимо привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований по повышенным номерам (рангам) вызова.

2.4.3. Определениеперечня организаций, расположенных на территории муниципального образования, накоторых для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ необходимопривлечение сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательныхформирований других муниципальных образований (далее — специальный перечень).

2.4.4. Определениеколичества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований, необходимых для тушения крупных пожаров ворганизациях (в населенных пунктах), вошедших в специальный перечень.

2.4.5. Определениеколичества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований муниципального образования, которые могутбыть выделены для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ натерритории соседних муниципальных образований.

2.4.6. Разработкукомпенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организациипожаротушения населенных пунктов и объектов муниципального образования прииспользовании сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательныхформирований для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательныхработ на территории других муниципальных образований.

2.4.7. Разработку исогласование инструкций о взаимодействии при тушении пожаров и проведенииаварийно-спасательных работ со службами жизнеобеспечения, заинтересованнымиорганизациями и т.д.

2.5. Порядокпривлечения подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований,дислоцированных на территории муниципального образования, для тушения пожаров ипроведения аварийно-спасательных работ на территории муниципальных образованийграничащих субъектов Российской Федерации отражается в Плане привлечения.

2.6. К Расписанию выезда разрабатываются следующие приложения:

описаниетерриториальных границ района выезда подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований, специализированных частей по тушениюкрупных пожаров (далее — СПЧ) на территории Российской Федерации и ОПТКП,пожарных поездов, а также границ акваторий (для пожарно-спасательных судов);

порядок выезда напожары должностных лиц органов управления и подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований, судебно-экспертных учреждений ФПС (посогласованию с главным государственным инспектором субъекта РоссийскойФедерации по пожарному надзору);

порядок привлечениятехники, приспособленной для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательныхработ;

порядок выездаобъектовых и других подразделений пожарной охраны на пожары за пределытерритории охраняемого предприятия, организации;

порядок использованиярезервной пожарной, аварийно-спасательной техники и сбора личного состава,свободного от несения службы, при объявлении повышенного номера (ранга) пожара;

инструкции повзаимодействию с аварийно-спасательными, аварийно-восстановительными службами ислужбами жизнеобеспечения;

действия ЦППС приполучении сообщений, не связанных с пожарами;

перечень организаций,на которые при получении первого сообщения направляются силы и средствапожарной охраны и аварийно-спасательных формирований по повышенному номеру(рангу) пожара;

количество специальныхавтомобилей и вспомогательной техники, высылаемых на пожары в соответствии сособенностями объекта;

список объектов,входящих в специальный перечень, перечень объектов, критически важных длянациональной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов,особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

список объектов смассовым и ночным пребыванием людей района и подрайона выезда;

2.7. КорректировкаРасписания выезда проводится по мере необходимости, но не реже одного раза вдва года, а также при:

издании новыхнормативных актов в области организации пожаротушения;

изменении границрайонов выезда пожарных подразделений, аварийно-спасательных формирований иОПТКП, а также границ акваторий для пожарно-спасательных судов;

изменении количествапожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований, списочнойчисленности личного состава, а также табеля положенности пожарной и специальнойаварийно-спасательной техники;

III. Разработка Плана привлечения сил и средствподразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров ипроведения аварийно-спасательных работ в субъекте Российской Федерации

3.1. Для организацииработы по разработке Плана привлечения решением начальника Главного управлениясоздается рабочая группа по подготовке Плана привлечения.

3.2. План привлеченияразрабатывается по форме, согласно приложениюN 2 к настоящему Порядку. Дополнительно к Плану привлечения прилагаются:

перечень сил и средствподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований натерритории субъекта Российской Федерации;

состав сил и средствподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований,направляемых граничащими субъектами Российской Федерации для тушения пожаров ипроведения аварийно-спасательных работ на территории субъекта РоссийскойФедерации, в интересах которого разрабатывается План привлечения, с указаниемрасстояния до географического центра субъекта Российской Федерации, маршрутовследования и состояния дорожных покрытий;

перечень сил и средствподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований субъектаРоссийской Федерации, направляемых для тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ на территории сопредельных субъектов РоссийскойФедерации, с указанием расстояния от места дислокации выделяемых подразделенийпожарной охраны и аварийно-спасательных формирований до географического центратерритории субъекта Российской Федерации, маршрутов следования, состояниядорожных покрытий и компенсирующих мероприятий на указанный период.

3.3. План привлеченияхранится в центре управления силами ФПС Главного управления. В каждоеподразделение пожарной охраны и аварийно-спасательное формирование направляетсявыписка (копия) из Плана привлечения в части, его касающейся.

3.4. Разработка Планапривлечения включает в себя:

3.4.1. Предварительноепланирование действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательныхработ в населенных пунктах и на объектах, расположенных на территории субъектаРоссийской Федерации, города федерального значения.

3.4.2. Определениеспециального перечня объектов (населенных пунктов) субъекта РоссийскойФедерации, города федерального значения, для тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ на которых необходимо привлечение дополнительныхсил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательныхформирований других субъектов Российской Федерации.

3.4.3. Определениеколичества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований, необходимых для тушения крупных пожаров ипроведения аварийно-спасательных работ на объектах (в населенных пунктах),вошедших в специальный перечень.

3.4.4. Определениеколичества дополнительных сил и средств подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований соседних субъектов Российской Федерации,необходимых для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ натерритории субъекта Российской Федерации, города федерального значения.

3.4.5. Разработкунеобходимых документов по определению порядка привлечения сил и средствподразделений пожарной охраны для тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ на сопредельных территориях.

3.4.6. Разработкумероприятий по обеспечению передислокации сил и средств подразделений пожарной охраныи аварийно-спасательных формирований для тушения крупных пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ на территориях других субъектов РоссийскойФедерации.

3.4.7. Разработкукомпенсирующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня организациипожаротушения на территории субъекта Российской Федерации при использовании сили средств подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формированийдля тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ натерриториях других субъектов Российской Федерации.

3.4.8. Разработку исогласование инструкций о взаимодействии со службами жизнеобеспечения изаинтересованными организациями.

3.5. КорректировкаПлана привлечения проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в двагода, а также при условиях, указанных в пункте 2.7. настоящего Порядка.

IV. Особенности привлечения сил и средств пожарнойохраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ

4.1. Для тушениякрупных пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территорииРоссийской Федерации в первую очередь выделяются силы и средства СПЧ и ОПТКП сучетом их обеспеченности основной, специальной пожарной и аварийно-спасательнойтехникой, пожарно-техническим вооружением и оборудованием, а также возможностиавтономного функционирования.

4.2. Время готовностиСПЧ и ОПТКП к передислокации для тушения крупных пожаров и проведенияаварийно-спасательных работ на территории Российской Федерации составляет неболее 6 часов. При этом готовность дежурной смены — постоянная.

4.3. Время готовностидругих подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований кпередислокации для тушения крупных пожаров и проведения аварийно-спасательныхработ на территории Российской Федерации определяется исходя из местныхусловий, но не должно превышать 6 часов.

4.4. Организациятушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ включает в себя:

оснащениеподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований техникой, огнетушащимисредствами, аварийно-спасательным оборудованием и определение им конкретныхзадач;

разработку документовпредварительного планирования действий по тушению пожаров и проведениюаварийно-спасательных работ;

организацию связи ивзаимодействия между подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательнымиформированиями, а также с другими службами жизнеобеспечения муниципальногообразования (объекта);

поддержание высокойпрофессиональной готовности подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований.

Все мероприятия поорганизации пожаротушения должны быть направлены на своевременное прибытиеподразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к меступожара, на спасение людей и имущества, на скорейшую ликвидацию пожара.

V. Проведение предварительного планированиядействий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ

5.1. Организацияработы по предварительному планированию действий по тушению пожаров ипроведению аварийно-спасательных работ возлагается на начальников главныхуправлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальныхподразделений ФПС.

5.2. Мероприятияпредварительного планирования действий по тушению пожаров и проведениюаварийно-спасательных работ должны соответствовать оперативно-тактическим иинженерно-техническим особенностям организации (населенного пункта), правиламохраны труда в конкретных организациях, приборно-техническому обеспечениюпрогнозирования параметров возникновения и развития пожара, решению рядатехнических задач по привлечению сил и средств подразделений пожарной охраны иаварийно-спасательных формирований, применению различных средств и способовтушения пожаров, а также требованиям руководящих документов.

5.3. Начальникиглавных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальныхподразделений ФПС организуют разработку документов предварительногопланирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательныхработ на основе прогноза обстановки и моделирования возможных аварийныхситуаций.

5.4. Взаимодействиемежду различными видами пожарной охраны и аварийно-спасательнымиформированиями, территориальными, муниципальными, объектовыми службамижизнеобеспечения при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работобеспечивается старшими должностными лицами, из числа начальствующего составаФПС главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

5.5. Руководителиорганов управления и подразделений всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательныхформирований обязаны обеспечивать безусловное выполнение требований настоящегоПорядка подчиненными органами управления и подразделениями.

кПорядку привлечения сил и средств
подразделений пожарной охраны,
гарнизонов пожарной охраны для
тушения пожаров и проведения
аварийно-спасательных работ