Приказ 555 минздрава с изменениями

Содержание:

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 августа 2015 г. N 555н «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 967н «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету»

В соответствии с пунктом 3 Правил формирования перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 904 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 38, ст. 5116; 2015, N 3, ст. 581), приказываю:

Внести изменения в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 967н «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету»*, согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 августа 2015 г.

Регистрационный N 38670

* Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2015 г., регистрационный номер N 35738

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения РФ
от 11 августа 2015 г . N 555н

Изменения,
которые вносятся в приложение к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 967н «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются иные межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральному бюджету»

1. Пункт 7 изложить в следующей редакции:

2. Пункт 82 изложить в следующей редакции:

3. Пункт 128 изложить в следующей редакции:

4. Дополнить пунктом 133 следующего содержания:

Обзор документа

Скорректирован перечень ФГУ, оказывающих высокотехнологичную медпомощь, не включенную в базовую программу ОМС, за счет ассигнований федерального бюджета, источником которых в т. ч. являются иные межбюджетные трансферты из ФФОМС.

Так, в него вошли Туапсинский и Санкт-Петербургский многопрофильные центры Минздрава России. Одновременно из перечня исключен Научно клинический центр охраны здоровья шахтеров.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи» (с изменениями и дополнениями)

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 17 мая 2012 г. N 555н
«Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи»

С изменениями и дополнениями от:

16 декабря 2014 г.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724) приказываю:

Утвердить номенклатуру коечного фонда по профилям медицинской помощи согласно приложению.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.

Регистрационный N 24440

Утверждена Номенклатура коечного фонда по профилям медпомощи.

Так, в акушерском деле предусмотрены 3 профиля коек: для беременных и рожениц; патологии беременности; койки сестринского ухода. Для колопроктологии — проктологические. Для неонатологии — патологии новорожденных и недоношенных детей; для новорожденных. Психиатрия — психиатрические; психосоматические; соматопсихиатрические; психиатрические для судебно-психиатрической экспертизы.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 555н «Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 июня 2012 г.

Регистрационный N 24440

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 13 июня 2012 г. N 132

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ Минздрава России от 16 декабря 2014 г. N 843н

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минздрава СССР от 29.09.89 N 555 (ред. от 05.10.95) «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ТРУДЯЩИХСЯ И ВОДИТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

ПРИКАЗ Минздрава СССР от 29.09.89 N 555 (ред. от 05.10.95) «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ТРУДЯЩИХСЯ И ВОДИТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

(в ред. — Приказа Минздравмедпрома РФ N 280, Госкомсанэпиднадзора РФ N 88 от 05.10.95)

«Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года», утвержденные Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР 19.11.87 N 1318, предусматривают: «ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов, руководителям министерств, ведомств и предприятий, общественным организациям усилить внимание к нуждам здравоохранения, решению вопросов охраны окружающей среды, улучшению условий труда и быта населения, обеспечить безусловное выполнение планов по укреплению материально-технической базы здравоохранения, активно участвовать в работе по формированию у граждан здорового образа жизни. «.

В настоящее время в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве на 130,9 млн. работающих более 9 млн. заняты на работах с вредными и неблагоприятными условиями труда, в том числе 3,4 млн. женщин.

Условия труда на многих промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве еще не соответствуют санитарным нормам и правилам, в результате чего в стране регистрируется ежегодно более 11 тыс. впервые выявленных пострадавших от профессиональных отравлений и заболеваний. В 1987 г. было выявлено 11236 пострадавших (1,17 на 10000 работающих). За последние 10 лет зарегистрировано всего 137,6 тыс. таких больных.

В стране в 1988 г. более 4,9 млн. рабочих мест не соответствуют нормам и правилам охраны труда.

На предприятиях различных отраслей народного хозяйства проводится определенная работа по улучшению условий труда, сокращению численности работающих, подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов. Тем не менее, в условиях повышенного шума работает более 1,8 млн. человек, в том числе почти 180 тыс. женщин, повышенным уровням вибрации подвергается 495 тыс. человек, в том числе 394 тыс. женщин, в условиях большой загазованности и запыленности работают около 2,7 млн. человек, в том числе 805 тыс. женщин. Не устранен тяжелый физический труд, который выполняют более 1,9 млн. работающих, в том числе почти 270 тыс. женщин.

Данное обстоятельство формирует основную массу профессиональной заболеваемости и, в значительной степени, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Динамика профессиональной заболеваемости последних двух лет изменила свою направленность. С 1986 года после многолетнего снижения отмечается рост профессиональной заболеваемости (в 1986 году — на 2,7%, 1987 году — на 2,6%).

В настоящее время уровни и рост профессиональной заболеваемости определяются хроническими формами заболеваний и отравлений. В структуре профессиональной патологии 1987 года хронические формы составили 82,5%, острые — 17,5%.

В структуре профзаболеваемости, зарегистрированной в 1987 году, ведущие места принадлежат заболеваниям, возникшим от воздействия физических факторов, — 32,2% (вибрационная болезнь — 21,6%, неврит слухового нерва — 8,7%), заболеваниям пылевой этиологии — 22,8% (пневмокониозы — 14,4%), отравлениям и заболеваниям от воздействия химических факторов — 21,5%, от воздействия биологических факторов — 11,7%, заболеваниям, развивающимся от функционального перенапряжения органов и систем организма, — 11,2%.

По целому ряду министерств уровни профессиональной заболеваемости значительно превышают среднесоюзные показатели: наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости отмечаются на предприятиях цветной металлургии — 14,54 на 10 тыс. работающих, угольной промышленности — 8,99, Минудобрений СССР — 5,86, Минтяжмаша СССР — 5,75 и т.д. Практически не имеет тенденции к снижению профессиональная заболеваемость работающих в цветной металлургии, на предприятиях Минтяжмаша и Минэнергомаша. Свыше 55% вибрационной патологии в стране регистрируется на предприятиях угольной промышленности, черной и цветной металлургии, авиационной промышленности, агропромышленного комплекса в связи с использованием в производстве виброопасной техники и оборудования.

Вследствие высокой запыленности воздуха рабочей зоны отмечается большое количество пневмокониозов и пылевых бронхитов на предприятиях угольной промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов и др.

В результате воздействия ядохимикатов в концентрациях, превышающих предельно допустимые, растет количество отравлений в сельском хозяйстве.

Регистрируемый ежегодно уровень профессиональной патологии не отражает истинного положения дел, так как имеет место значительное недовыявление больных с профессиональными заболеваниями, что связано прежде всего с недостатками в организации и проведении периодических медицинских осмотров.

Недовыявление профессиональной патологии обусловлено также низким качеством предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся в целях предупреждения заболеваний, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний (в дальнейшем именуемыми предварительными и периодическими медицинскими осмотрами), в результате недостаточной подготовки по гигиене труда и профпатологии врачей — терапевтов цеховых врачебных участков и врачей — специалистов, проводящих осмотры, недостаточной обеспеченностью лабораторными и функционально-диагностическими приборами и оборудованием лечебно — профилактических учреждений, особенно в сельской местности.

«Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года» определили генеральную линию советского здравоохранения — повышение эффективности профилактики, которая остается основополагающим принципом охраны здоровья народа.

Для выявления ранних форм заболеваний и разработки оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику и снижение общей и профессиональной заболеваемости, предупреждение несчастных случаев на производстве, в целях снижения уровня дорожно-транспортных происшествий, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу, связанную с опасными, вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, а также периодические медицинские осмотры трудящихся и медицинские осмотры водителей индивидуальных транспортных средств.

Проводимые в стране периодические медицинские осмотры трудящихся, которыми ежегодно охвачено более тринадцати миллионов человек, явились составной частью проводимой всеобщей диспансеризации населения, они положительно влияют на качество диспансерного наблюдения за лицами трудоспособного возраста. Это в определенной степени способствовало снижению в 1987 году заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 4,5%, в 1988 году из-за подъема заболеваемости гриппом в случаях и днях временной утраты трудоспособности более, чем в 5 раз, а в целом по группе «простудные заболевания» на 20,5%, отмечен рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности по всем болезням с учетом этой группы на 4,27%, без учета — снижение на 1,5%; снижению первичного выхода на инвалидность на 0,2% в 1987 году и на 2,8% в 1988 году.

В отраслях народного хозяйства внедряются новые технологические процессы, не всегда обеспечивающие безопасные условия труда, новые химические вещества.

В целях упорядочения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств

1.1. Перечень вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в целях предупреждения профессиональных заболеваний, врачей — специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по определенным этиологическим факторам в процессе труда, медицинских противопоказаний к допуску на работу, связанную с опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами, с примечаниями (Приложение 1 с примечаниями).

1.2. Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей — специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда с примечаниями (Приложение 2 с примечаниями).

1.3. Инструкцию по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств (Приложение 3).

1.4. Список форм первичной медицинской документации, введенной Приказами Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030 и от 04.01.83 N 3, подлежащей дальнейшему использованию в измененной редакции (Приложение 4).

1.5. Список форм первичной медицинской документации, исключенной из Перечня форм, утвержденного Приказами Минздрава СССР от 22.07.85 N 974 и от 04.01.83 N 3 (Приложение 5).

1.6. Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по применению списка (Приложение 6).

1.7. Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями (Приложение 7).

1.8. Положение о Центре профпатологии (республиканском, краевом, областном, городском) (Приложение 8).

1.9. Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение 9).

2.1. Министрам здравоохранения союзных республик:

2.1.1. Обязать министров здравоохранения автономных республик, руководителей краевыми, областными и другими органами здравоохранения обеспечить организацию и качественное проведение:

предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся с целью раннего выявления профессиональных заболеваний и предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний;

Читайте так же:  Заявление об утере свидетельства о регистрации транспортного средства

предвахтовых осмотров (в т.ч. на хозрасчетной основе) и осмотров водителей индивидуальных транспортных средств.

Повысить качество диспансеризации больных, страдающих профессиональными заболеваниями, обеспечив 100% охват их диспансерным наблюдением.

2.1.2. Определить республиканские (областные) центры профпатологии (в составе научно-исследовательских институтов гигиены труда и профзаболеваний, клиник профпатологии медицинских институтов, областных (городских) больниц мощностью не менее 60 коек), возложив на них функции решения экспертных и конфликтных случаев, возникших при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, установления диагноза профессионального заболевания (связи заболевания с профессией), оказания консультативной и лечебной помощи проведения организационно-методических мероприятий и др., в соответствии с Положением о Центре профпатологии.

Разрешить выдачу медицинских заключений о наличии профессионального заболевания только центрами профпатологии.

В целях повышения ответственности руководителей предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов за улучшение условий труда, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров установить, что эти предприятия, учреждения, организации, колхозы и совхозы частично возмещают центрам профпатологии расходы на лечение трудящихся с заболеваниями, обусловленными неблагоприятными производственными условиями.

Стоимость пребывания в центрах профпатологии устанавливается соответствующим Исполкомом Совета народных депутатов по представлению министерств здравоохранения союзных республик (в соответствии с действующим законодательным актом).

2.1.3. Обеспечить проведение мероприятий по специальной подготовке врачей всех специальностей, осуществляющих предварительные и периодические медицинские осмотры, по вопросам профпатологии (в том числе путем направления их на курсы повышения квалификации), активно используя для этого центры профпатологии, научно-исследовательские институты гигиены труда и профзаболеваний и клиники профпатологии медицинских институтов.

2.1.4. Обязать научно-исследовательские институты гигиены труда и профзаболеваний, клиники профпатологии медицинских институтов оказывать органам и учреждениям здравоохранения практическую помощь в организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, анализировать их качество, состояние профзаболеваемости в регионе, отраслях промышленности, разрабатывать соответствующие рекомендации.

2.1.5. Организовать проведение осмотров в порядке, предусмотренном инструкцией по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств.

Водители индивидуальных транспортных средств, а также лица, занимающиеся индивидуальной (кооперативной) трудовой деятельностью, которым предусмотрено проведение медицинских осмотров, при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров лично оплачивают их по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке.

2.1.6. Активизировать деятельность и повысить ответственность санитарно-эпидемиологической службы в вопросах охраны окружающей среды и контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах.

2.1.7. Упразднить медицинские водительские (в том числе конфликтные) комиссии и передать их функции лечебно — профилактическим учреждениям (в том числе ведомственным) и центрам профпатологии.

2.1.8. Принять срочные меры по обеспечению лечебно — профилактических учреждений и санитарно-эпидемиологических станций, проводящих предварительные и периодические осмотры трудящихся, необходимым медицинским оборудованием и лабораторными реактивами.

2.1.9. Обязать начальников санитарно-эпидемиологических управлений министерств здравоохранения союзных республик, главных врачей республиканских санитарно-эпидемиологических станций:

усилить контроль и повысить личную ответственность главных врачей санитарно-эпидемиологических станций за качество составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда лиц, направляемых в соответствующие центры профпатологии.

2.2. Президенту Академии медицинских наук (тов. Покровский В.И.) создать Всесоюзный центр профпатологии и Центральную экспертную комиссию в научно-исследовательском институте гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР для решения особо сложных экспертных и конфликтных случаев, возникающих при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся, и установления диагноза профессионального заболевания (связи заболевания с профессией) по представлению центров профпатологии, предоставив ей право привлекать в качестве экспертов — консультантов любых специалистов учреждений систем Министерства здравоохранения СССР и АМН СССР, запрашивать любую необходимую для экспертизы документацию. В случае несогласия заявителям предоставляется право обжаловать ее решение в установленном порядке.

2.3. НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (тов. Измеров Н.Ф.) в срок до 01.11.89 разработать Положение о Всесоюзном центре профпатологии и Положение о Центральной экспертной комиссии при НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, определить их потребности, в том числе в штатах, финансировании, и представить предложения в Минздрав СССР.

2.4. Министру здравоохранения РСФСР (тов. Потапов А.И.) создать Центральную экспертную комиссию при Горьковском научно-исследовательском институте гигиены труда и профзаболеваний Минздрава РСФСР для решения особо сложных экспертных и конфликтных случаев, возникших при медицинском освидетельствовании водителей и кандидатов в водители при определении их годности к управлению автотранспортными средствами всех категорий, по представлению центров профпатологии, предоставить ей право привлекать в качестве экспертов — консультантов любых специалистов учреждений системы Министерства здравоохранения СССР и АМН СССР, запрашивать любую необходимую для экспертизы документацию.

В случае несогласия заявителям предоставляется право обжаловать ее решение в установленном порядке.

2.5. Горьковскому НИИ гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения РСФСР (тов. Благодатин В.М.) в срок до 01.11.89 разработать Положение о Центральной экспертной комиссии при Горьковском НИИ гигиены труда и профзаболеваний и представить в Министерство здравоохранения СССР.

3. Считать утратившими силу: Приказы Министерства здравоохранения СССР от 29.01.74 N 65, от 03.01.78 N 12, от 03.04.81 N 350 (приложение N 2), от 11.10.82 N 999 (п. 1.1.3.6), от 04.01.83 N 3 (приложение N 2), от 21.05.84 N 572, от 19.06.84 N 700, от 13.06.85 N 796, Инструкцию об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследованиях N 4538, утвержденную 24 декабря 1987 года главным государственным санитарным врачом СССР, Приказ Минздрава СССР от 22.07.85 N 974.

4. Разрешаю размножить Приказ в необходимом количестве экземпляров.

Министр здравоохранения СССР
Е.И.ЧАЗОВ

Приложение 3
к Приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 29 сентября 1989 г. N 555

Согласовано
с Секретариатом ВЦСПС
27 сентября 1989 г. N 20-27

1. Предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся проводятся медико-санитарными частями (ведомственными поликлиниками), а при отсутствии их — территориальными лечебно-профилактическими учреждениями, в районе деятельности которых находятся соответствующие предприятия, учреждения, организации, колхозы (в дальнейшем именуемые предприятием). При этом закрепление осуществляется по согласованию с вышестоящим органом здравоохранения, преимущественно по принципу основного (головного) предприятия.

Периодические медицинские осмотры или отдельные исследования могут проводиться также в период нахождения трудящихся в стационаре (в амбулаторно-поликлиническое учреждение (подразделение) передается выписка с указанием проведенного обследования) или в период обращения их за медицинской помощью.

Предварительные при поступлении на работу медицинские осмотры лиц, направляемых на работу вахтовым методом, могут быть проведены в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства с обязательной выдачей заключения на руки обследуемому. Осмотр психиатром проводится только в психоневрологическом диспансере (отделении, кабинете) по месту постоянной прописки обследуемого.

Периодические медицинские осмотры трудящихся, работающих вахтовым методом, в виде исключения могут проводиться лечебно — профилактическими учреждениями по месту дислокации вахт по согласованию с местными органами здравоохранения.

2. Предварительные и периодические медицинские осмотры водителей индивидуальных автотранспортных средств, в том числе минитракторов и мотоблоков, проводятся лечебно-профилактическими учреждениями, оказывающими им медицинскую помощь (по месту жительства либо по месту работы, в том числе ведомственными поликлиниками).

3. Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, которым показано прохождение медицинских обследований в соответствии с пунктом 13 Приложения 2, получают направления для их прохождения в санитарно-эпидемиологической станции по месту жительства (прописки).

4. Предварительному медицинскому осмотру подвергаются все вновь поступающие на работу с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, предусмотренными в Перечнях, утвержденных Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС, кандидаты в водители индивидуальных транспортных средств, в том числе минитракторов и мотоблоков, а также работники предприятий общественного питания, пищевой промышленности, бытового обслуживания и др.

Предварительный медицинский осмотр проводится в случаях, когда трудящийся впервые поступает (переводится) на работу с определенными вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами.

Переход на другую работу по той же специальности (профессии) в аналогичные условия труда, с теми же вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами является продолжением трудовой деятельности; в этих случаях проводятся периодические медицинские осмотры в установленные сроки. Оформление проводится по медицинским документам (медицинская карта амбулаторного больного).

5. Периодическим медицинским осмотрам подвергаются трудящиеся, работающие с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, водители индивидуальных транспортных средств, а также работники предприятий общественного питания, пищевой промышленности, бытового обслуживания и др., ранее прошедшие предварительный медицинский осмотр; периодичность осмотров определена Приложениями 1, 2 к настоящему Приказу (гр. 4).

6. Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся врачами — специалистами с применением лабораторных и функциональных исследований по Перечням, утвержденным Минздравом СССР по согласованию с ВЦСПС (Приложения 1, 2 к настоящему Приказу гр. 5 и 6).

7. Предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся в установленное решением трудового коллектива время; график работы медико-санитарной части (поликлиники) строится с учетом режима работы предприятий для обеспечения доступности медицинской помощи в удобное для работающих время.

8. Учреждения санэпидслужбы, администрация предприятия, Госавтоинспекция, администрация лечебно-профилактических учреждений имеют право направлять трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств на досрочное медицинское переосвидетельствование в порядке экспертизы (после перенесенного тяжелого заболевания, травмы и др.), повод для направления на досрочный осмотр должен быть указан в направлении.

9. Контингенты, подлежащие предварительным и периодическим медицинским осмотрам, определяет санитарно-эпидемиологическая станция совместно с администрацией и профсоюзным комитетом предприятия (по цехам, профессиям и неблагоприятным факторам) не позднее 1 декабря предшествующего года.

Санитарно-эпидемиологическая станция также осуществляет контроль за полнотой охвата и своевременностью проведения предварительных и периодических медицинских осмотров контингентов.

10. При прохождении предварительного медицинского осмотра администрация предприятия (органы Госавтоинспекции) в направлении в лечебно-профилактическое учреждение, проводящее предварительные осмотры, должна полностью указать фамилию, имя, отчество, год рождения, профессию освидетельствуемого, вредные факторы и неблагоприятные условия труда (категорию транспортных средств), в соответствии с Приложениями 1, 2 настоящего Приказа, на рабочем месте.

Администрация решает вопросы обеспечения лиц, направленных на предварительные медицинские осмотры, бланками направлений. Освидетельствуемый представляет паспорт или другой документ, его заменяющий, и военный билет.

11. Администрация профессионально-технических училищ, автошкол, курсов по профессиональной подготовке и др. и случаях, если после их окончания трудящиеся по роду своей деятельности будут подвергаться воздействию вредных и неблагоприятных условий труда, обязана направить указанный контингент для проведения предварительных медицинских осмотров (см. п. 9) до начала обучения.

12. Администрация предприятия в месячный срок на основании полученных от санэпидстанций материалов составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, с указанием наименования производств, цехов, профессий, производственных вредных факторов, воздействию которых подвергается работающий, стажа работы в данных условиях. Список согласовывается с санитарно-эпидемиологической станцией в части соответствия наименований цехов, профессий и производственных факторов.

13. Администрация предприятия издает приказ о проведении медицинских осмотров, обеспечивает и несет ответственность за своевременную и организованную явку работников на эти осмотры и обследования, осуществляет контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских осмотров.

Администрация несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический медицинский осмотр, а также недопущенных к работе по медицинским показаниям.

14. Своевременное прохождение медицинского переосвидетельствования водителей транспортных средств контролируется Госавтоинспекцией (в период проведения годового технического осмотра и выборочно).

15. Водители индивидуальных транспортных средств для прохождения периодических медицинских осмотров представляют удостоверение на право управления транспортными средствами и предыдущее заключение медицинской комиссии (медицинскую справку) — форма 083/У-89.

При прохождении периодических медицинских осмотров водители — любители представляют паспорт или другой документ, его заменяющий, и военный билет.

16. Главные врачи лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих предварительные и периодические медицинские осмотры, приказом по учреждению создают комиссию для проведения осмотров, определяют время ее работы, обеспечивают мероприятия по подготовке врачей (в том числе путем направления их на курсы повышения квалификации), выделенных для проведения медицинских осмотров, и несут ответственность за их качество, организуют проведение всех лабораторных (забор материала, получение результатов исследования) и функциональных исследований, получение необходимой информации из других лечебно-профилактических учреждений (диспансеров и др.).

17. Основным лицом, проводящим предварительные и периодические медицинские осмотры, является участковый врач — терапевт цехового врачебного участка или участковый врач — терапевт территориального врачебного участка; в предварительных медицинских осмотрах участвуют все врачи — специалисты, предусмотренные гр. 5 Приложений 1 и 2, участие врачей — специалистов (невропатолога, офтальмолога, отоларинголога, дерматовенеролога, хирурга), предусмотренных гр. 5 Приложений 1 и 2, при проведении периодических медицинских осмотров определяется врачом — терапевтом, который в случае отсутствия медицинских показаний для непосредственного участия специалистов в медицинских осмотрах и достаточной его подготовке по указанным дисциплинам проводит осмотр и делает соответствующую запись о проведенном им осмотре и его результате в медицинской карте амбулаторного больного (форма 025/У-87). Привлечение по медицинским показаниям других врачей — специалистов также определяется терапевтом. При недостатке или отсутствии врачей — специалистов в составе лечебно — профилактического учреждения, проводящего осмотры, они по указанию вышестоящего органа здравоохранения привлекаются или необходимые обследования проводятся в других учреждениях здравоохранения.

18. При проведении предварительных и периодических медицинских осмотров следует ознакомиться с характеристикой профессиональной деятельности, соответствующей профессией (специальностью) и условиями труда.

Врачи, проводящие осмотры, должны знать особенности производства и возможную профессиональную патологию у работающих.

19. Врачи, участвующие в предварительных медицинских осмотрах, при решении вопроса о пригодности к работе (отсутствии противопоказаний) руководствуются медицинскими противопоказаниями согласно перечням, утвержденным Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС (гр. 7 Приложений 1 и 2 к настоящему Приказу).

При проведении периодических медицинских осмотров вопрос пригодности к работе трудящихся решается в каждом отдельном случае индивидуально с учетом особенностей функционального состояния организма, характера и выраженности патологического процесса, возраста трудящегося профессиональной подготовки, стажа работы, условий труда и др. В п. 12 Приложения 2 индивидуальный допуск оговорен особо.

При необходимости следует запросить медицинскую документацию от соответствующих лечебно-профилактических учреждений.

В случаях, когда в медицинские противопоказания включены психические заболевания, алкоголизм, наркомания и токсикомания, в лечебно-профилактическое учреждение, проводящее медицинский осмотр, представляются, по его письменному запросу, справки из психоневрологического и наркологического диспансеров (диспансерных отделений, кабинетов по месту постоянной прописки обследуемого) о его пригодности к работе или управлению индивидуальными автомототранспортными средствами.

Читайте так же:  Приказ 1850 от 2010

20. Лечебно-профилактическое учреждение, проводящее периодические медицинские осмотры, на основании полученного от администрации предприятия поименного списка работающих, подлежащих периодическим медицинским осмотрам в соответствии с пунктом 12, составляет календарный план проведения осмотров. План согласовывается с администрацией предприятия в части сроков, с СЭС в части полного учета контингентов.

В плане указываются сроки осмотров, перечень выделяемых специалистов, характер рентгенологических, лабораторных и других видов исследований, которые необходимо провести. Объем исследований определяется по перечням, утвержденным Министерством здравоохранения СССР по согласованию с ВЦСПС (Приложения 1, 2 к настоящему Приказу).

21. Все данные медицинского обследования заносятся в медицинскую карту амбулаторного больного (форма 025/У-87), данные предварительного медицинского осмотра заносятся на бланк — вкладыш ф. 025/У-87, при этом каждый врач, принимающий участие в освидетельствовании, дает свое заключение о профессиональной пригодности. На отдельный лист формы 025/У-87 выносятся данные профессионального маршрута трудящегося (предприятие, цех, участок, профессия, вредные и неблагоприятные условия труда в соответствии с Приложениями 1, 2 к настоящему Приказу). Эти данные при прохождении периодических медицинских осмотров уточняются. В дальнейшем при изменении трудовой деятельности в лист вносятся дополнения. При увольнении или переводе на другое предприятие медицинская карта амбулаторного больного с данными предварительных и периодических медицинских осмотров передается в лечебно — профилактическое учреждение по месту новой работы.

Данные освидетельствования водителей индивидуальных транспортных средств также заносятся в медицинскую карту амбулаторного больного (форма О25/У-87) лечебно-профилактического учреждения, проводящего освидетельствование. При проведении периодических медицинских осмотров одновременно заполняется «Карта учета диспансеризации» (ф. N 131/-86).

22. После обследования в отношении каждого лица, проходящего предварительный медицинский осмотр, выносится заключение о профессиональной пригодности, в отношении каждого лица, проходящего периодический медицинский осмотр, врачи, проводящие медицинское освидетельствование, намечают лечебно-оздоровительные мероприятия:

— динамическое наблюдение и необходимое лечение лиц, у которых выявлены нерезко выраженные отклонения со стороны органов и систем, в этиологии которых основную роль играет профессиональный фактор;

— направление на стационарное и санаторно-курортное лечение, диетпитание, в дома отдыха и санатории — профилактории (в зависимости от характера выявленных заболеваний);

— временный перевод по состоянию здоровья на другую работу с исключением противопоказанных профессиональных факторов, при этом ВКК определяет характер рекомендуемой работы с учетом квалификации больного;

— перевод на работу в облегченных условиях при наличии последствий после перенесенного профессионального заболевания, являющегося противопоказанием для продолжения работы в прежних условиях;

— направление на ВТЭК для установления постоянной утраты трудоспособности, установления процента (степени) утраты трудоспособности.

Медицинское заключение о профессиональной пригодности, временном или постоянном переводе по состоянию здоровья на другую работу является обязательным для исполнения администрацией.

23. Лицам, прошедшим предварительный медицинский осмотр и признанным пригодными к работе с вредными факторами и в неблагоприятных условиях труда, выдается отрывной талон направления; водителям, годным к управлению транспортными средствами, в том числе при периодических осмотрах, выдаются заключения установленного образца — форма 083/У-89 (Приложение 1), подписанные главным врачом лечебно-профилактического учреждения, врачом — терапевтом и скрепленные печатью. В справку (форма 083/У-89) вписываются сведения об индивидуальном допуске, обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и др., а также вносятся данные о группе крови и резус-факторе.

Лицам, которым противопоказана работа с вредными факторами и в неблагоприятных условиях труда, а также к управлению транспортными средствами (по данным предварительного осмотра), заключения на руки не выдаются, а пересылаются в 3-дневный срок администрации предприятия, выдавшего направление, или в Госавтоинспекцию.

24. Лечебно-профилактические учреждения совместно с санэпидстанцией, администрацией, профсоюзным комитетом предприятия ежегодно обобщают результаты периодических медицинских осмотров работающих и составляют в течение года заключительный акт (Приложение 3), в котором указываются следующие данные:

— количество лиц, подлежащих периодическому медицинскому осмотру, в том числе женщин;

— количество осмотренных (процент охвата осмотрами), в том числе женщин;

— количество выявленных лиц с подозрением на профинтоксикацию или профессиональное заболевание (в том числе женщин);

— количество лиц с общим заболеванием;

— количество лиц, подлежащих направлению на стационарное и санаторно-курортное лечение, оздоровлению в домах отдыха, пансионатах и санаториях — профилакториях, нуждающихся в диетпитании (в зависимости от характера выявленных заболеваний);

— количество лиц, нуждающихся во временном переводе по состоянию здоровья на другую работу с исключением противопоказанных производственных факторов;

— количество лиц, нуждающихся в переводе на работу в облегченных условиях труда, при наличии последствий после перенесенного профессионального заболевания, являющихся противопоказанными для продолжения работы в прежних условиях;

— количество лиц, подлежащих направлению на ВТЭК для установления группы инвалидности;

— рекомендации по оздоровлению условий труда в цехах (участках) предприятия по результатам медицинских осмотров и санитарно-гигиенического заключения санитарного врача;

— о выполнении мероприятий, предусмотренных предыдущим актом.

В приложении к акту дается поименный список лиц, которым рекомендован перевод на другую работу, показано стационарное лечение, диетпитание и др.

Заключительный акт составляется в 4-х экземплярах и передается для исполнения и контроля администрации, профкому предприятия, санэпидстанции, один экземпляр остается в лечпрофучреждении.

25. В случаях установления при проведении медицинских осмотров признаков профессиональных заболеваний трудящиеся направляются для специального обследования с целью уточнения диагноза и установления связи заболевания с профессиональной деятельностью в установленном порядке в центры профпатологии.

Санэпидстанция по запросу лечпрофучреждения составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда обследуемого или информационную справку в соответствии с инструкцией (Приложение 2), которая подписывается главным врачом санэпидстанции и направляется с медицинской документацией в соответствующий центр профпатологии для установления окончательного диагноза профессионального заболевания (связи заболевания с профессией).

За период обследования в вышеуказанных лечпрофучреждениях обследуемому больничный лист не выдается, а сохраняется заработная плата в соответствии с действующим законодательством.

На центры профпатологии возложены также функции решения конфликтных случаев, возникших при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров.

26. Уточнение или подтверждение диагноза инфекционного или паразитарного заболевания проводится в инфекционных стационарах (отделении, больнице) врачом — инфекционистом.

Установление связи инфекционного или паразитарного заболевания с профессиональной деятельностью проводится в установленном порядке с обязательным участием инфекциониста и эпидемиолога. Основным документом, подтверждающим профессиональный характер заражения инфекционным или паразитарным заболеванием, служит карта эпидемиологического обследования (ф. 357/У или ф. 391/У с заполненным вкладным листом). Полнота и правильность заполнения эпидкарты заверяется главным врачом территориальной санэпидстанции, а в случае профессионального заражения особо опасной инфекцией — главным врачом санэпидстанции, в структуру которой входит отдел особо опасных инфекций.

27. Все лица с выявленными профессиональными заболеваниями, а также лица, у которых выявлены нерезко выраженные отклонения со стороны органов и систем, в этиологии которых основную роль играет профессиональный фактор, должны находиться на диспансерном наблюдении у соответствующих специалистов в зависимости от характера установленного патологического процесса (терапевт, невропатолог, дерматовенеролог, инфекционист и др.).

После окончания трудовой деятельности за трудящимися, страдающими профессиональными заболеваниями, сохраняется право получать медицинскую помощь в полном объеме в МСЧ (поликлиниках) по месту их прежней работы.

28. Особо сложные экспертные вопросы установления связи заболевания с профессией, а также конфликтные ситуации, возникшие при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров и не нашедших решения в лечпрофучреждениях и центрах профпатологии, рассматриваются центральными экспертными комиссиями при НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР и Горьковском НИИ гигиены труда и профзаболеваний Минздрава РСФСР в установленном порядке.

29. Данные предварительного и периодического медицинского осмотров трудящихся, предусмотренных п. 13 Приложения 2, заносятся в личную медицинскую книжку произвольного образца, которой администрация обязана обеспечить всех работающих.

30. В систему контроля за состоянием здоровья трудящихся входят для работающих вахтовым методом обязательные предвахтовые осмотры. Пункты предвахтовых медицинских осмотров организуются администрацией предприятия в местах централизованного выезда (вылета) работников на вахту.

Предвахтовые осмотры могут проводиться средними медицинскими работниками (в т.ч. на основе договоров) с предприятиями и организациями народного хозяйства.

Предрейсовые, предвахтовые осмотры включают: сбор анамнеза, измерение температуры тела (по показаниям), измерение артериального давления, определение пульса, проведение реакции на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов. Результаты осмотра заносятся в журнал учета осмотров или в санитарную книжку произвольного образца («допущен к работе»). Отметка не делается при:

а) выявлении признаков временной нетрудоспособности;

б) положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе.

Начальник
Главного управления организации
медицинской помощи Минздрава СССР
В.И.КАЛИНИН

Начальник Управления
специализированной медицинской
помощи Минздрава СССР
А.Н.ДЕМЕНКОВ

Начальник Главного
санитарно-профилактического
управления Минздрава СССР
В.И.ЧИБУРАЕВ

Приложение 1
к Инструкции
по проведению обязательных
предварительных
при поступлении на работу и
периодических медицинских
осмотров трудящихся и
медицинских осмотров водителей
индивидуальных транспортных
средств

МИНИСТЕРСТВО Код формы по ОКУД . \r\nЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР Код учреждения по ОКПО . \r\n__________________________ Медицинская документация форма \r\n(наименование учреждения) N 083/У-89 \r\n \r\n Утверждена \r\n Минздравом СССР \r\n 29 сентября 1989 г. N 555 \r\n \r\n МЕДИЦИНСКАЯ СПРАВКА N ______ \r\n (ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В ГОСАВТОИНСПЕКЦИЮ) \r\n \r\nФамилия __________________________________________________________ \r\nИмя ______________________________________________________________ \r\nОтчество _________________________________________________________ \r\nГод рождения _____________________________________________________ \r\nМесто работы _____________________________________________________ \r\n \r\nПроходил медицинское освидетельствование \r\n»__» _______________ 19__ г. \r\n»__» _______________ 19__ г. \r\n»__» _______________ 19__ г. \r\n «__» _______________ 19__ г.

Для типографии!
При изготовлении документа
формат А

Приложение 2
к Инструкции по проведению
обязательных предварительных
при поступлении на работу и
периодических медицинских
осмотров трудящихся и
медицинских осмотров водителей
индивидуальных транспортных
средств

1.1. Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда работающего является одним из документов, на основании которого решается вопрос о связи заболевания с профессиональным трудом.

1.2. Санитарно-гигиеническая характеристика выдается только санэпидстанцией.

1.3. Право на запрос санитарно-гигиенической характеристики имеют:

— главный врач медсанчасти предприятия, на котором работает заболевший;

— главный врач или его заместитель по врачебно-трудовой экспертизе территориального лечебно-профилактического учреждения общего профиля;

— главный врач или его заместитель специализированного профпатологического стационара.

1.4. Запрос на санитарно-гигиеническую характеристику направляется главному врачу СЭС по месту расположения предприятия (предприятий), на котором работает (работал) заболевший.

1.5. Санитарно-гигиеническая характеристика оформляется в 3-х экземплярах на бланках санэпидстанции, подписывается врачом СЭС; утверждается подписью главного врача СЭС и заверяется печатью СЭС. Рабочий, на которого составляется характеристика, по его просьбе может быть с ней ознакомлен. Третий экземпляр характеристики передается в отдел кадров предприятия.

1.6. Первый экземпляр санитарно-гигиенической характеристики выдается запросившему учреждению в течение 15 дней со дня получения запроса; второй экземпляр хранится в деле санэпидстанции. В случае необходимости переадресования запроса в санэпидстанцию по месту прежней работы заболевшего срок составления характеристики продлевается по согласованию с главным врачом СЭС.

1.7. При необходимости (недостаточность данных, контакт с аналогичными вредными факторами на предыдущей работе и т.п.) запрос на дополнительные данные для санитарно-гигиенической характеристики условий труда следует направить в санэпидстанцию, выдавшую ее, или в СЭС, районированную по предыдущему месту работы.

1.8. Следует отметить наличие или отсутствие случаев профессиональных заболеваний в той профессиональной группе, к которой относится рабочий, на которого составляется характеристика.

1.9. В случае возникновения заболеваний после прекращения контакта с вредными факторами производственной среды (поздний силикоз, некоторые опухолевые заболевания и др.) и невозможности представления данных об условиях труда (ликвидация цеха, участка, предприятия, его реконструкция при отсутствии документов о количественной характеристике вредных факторов) представляют другие документы (выписка из трудовой книжки и др.), подтверждающие принадлежность к профессии, связанной с вредными условиями труда.

1.10. В случае ликвидации цеха, участка, предприятия возможно моделирование условий труда заболевшего, ссылки на данные литературы по количественной характеристике факторов производственной среды и трудового процесса для аналогичных производств и другие сведения, которые включают в «Информационную справку», которая составляется в таком случае вместо санитарно — гигиенической характеристики.

2.1. В санитарно-гигиеническую характеристику последовательно вносятся следующие сведения:

— фамилия, имя, отчество работающего;

— предприятие, учреждение, ведомственная принадлежность;

— цех (участок, мастерская);

— стаж работы: общий, в данной профессии, в данном цехе (участке, отделе, мастерской);

— характеристика факторов трудового процесса;

— количественная характеристика ведущего фактора;

— количественная характеристика сопутствующих вредных факторов производственной среды;

— описание трудовой деятельности;

— перечень вредных факторов производственной среды и трудового процесса;

— с какими вредными факторами производственной среды имел контакт ранее: перечень факторов, на каком предприятии, длительность контакта (со слов работающего, другие материалы);

— хронометражные данные (время действия фактора в течение смены);

— средства индивидуальной защиты и их использование.

2.2. Описание трудовой деятельности работающего дается на основании ознакомления врача по гигиене труда с должностными обязанностями и характером труда рабочего непосредственно на рабочем месте и учитывает сведения, полученные от администрации и самого рабочего.

2.3. Перечень вредных производственных факторов и их количественная характеристика приводится на основе материалов санэпидстанций (районной, городской, областной, республиканской) по текущему санитарному надзору, результатов лабораторно — инструментальных исследований, научно-исследовательских гигиенических или медицинских институтов. При необходимости используют результаты лабораторно-инструментальных исследований санитарно-гигиенических лабораторий предприятий, ведомств и других специализированных организаций. Результаты исследований должны даваться со ссылкой на учреждение, проводившее замеры уровня вредного фактора, с указанием сроков исследований. Дополнительно могут быть привлечены и другие материалы, в том числе акты расследования случаев профзаболеваний работающих на обследуемом участке, сведения, сообщенные заболевшим, которые подтверждаются представителями администрации или работающими на данном участке.

2.4. Количественная характеристика вредного фактора производственной среды должна быть представлена в динамике за максимально возможный период работы в данной профессии.

Ведущим фактором производственной среды и трудового процесса является тот, который представляет наибольшую опасность для здоровья работающего. Его характеристика дается в полном объеме (в соответствии с разделом 3). Сопутствующие факторы перечисляются и, по возможности, количественно оцениваются.

2.5. При отсутствии или недостаточности результатов лабораторно-инструментальных исследований СЭС проводит дополнительные замеры на рабочем месте заболевшего.

2.6. Хронометражные данные представляются в виде времени действия вредного фактора на работающего в течение смены. При неравенстве выполняемой работы в разные смены выбирают другой временной отрезок — месяц, год.

Читайте так же:  Можно просить прошение

2.7. Перечисляются используемые средства индивидуальной защиты. В соответствующих случаях делается указание на нарушение использования СИЗ (несоответствие СИЗ действующему фактору, нарушение правил использования и др.).

2.8. Дается заключение об условиях труда работающего в соответствии с действующим санитарным законодательством с учетом положений «Гигиенической классификации труда» и о возможности влияния производственной среды на возникновение данного профессионального заболевания (отравления).

3.1. Шум, локальная, общая вибрация, ультра-, инфразвук.

3.1.2. Качественная характеристика фактора:

— шум — постоянный, импульсный;

— локальная вибрация: прерывистая, импульсная (ударная), высоко-, низкочастотная;

— общая вибрация (вибрация рабочих мест): транспортная, транспортно-технологическая, технологическая;

— ультразвук — воздушный, контактный, постоянный, импульсный;

3.1.3. Количественные характеристики:

— для шума — эквивалентный уровень звука в ДБА: дополнительной характеристикой для непостоянного шума является максимальный уровень звука в ДБА;

— для вибрации (локальной и общей) — корректированные значения виброскорости или виброускорения или их логарифмический уровень в дБ;

— для инфразвука — эквивалентный уровень звукового давления или степень превышения нормы в дБ с указанием частоты октавы наибольшего превышения;

— для ультразвука — рабочая частота установки и превышение нормы в дБ.

3.1.4. Наличие факторов, усугубляющих развитие патологического процесса:

— для шума — напряженность труда;

— для локальной вибрации — охлаждение, смачивание рук (с указанием температуры воды, раствора, времени охлаждения);

— для общей вибрации — нагревающий микроклимат с повышенной влажностью.

3.2.1. Характеристика пыли:

— характер и состав пыли: природная или искусственная, минеральная или органическая, однородная или смешанная, волокнистая и т.п.; присутствие газов и паров химических веществ;

— дисперсный состав: аэрозоль конденсации или дезинтергации;

— минералогический, химический состав пыли и другие характеристики физико-химических свойств пыли.

3.2.2. Количественные показатели запыленности воздуха рабочей зоны:

где МРК — максимально-разовая концентрация;

ССК — среднесменная концентрация.

3.3. Химические вещества, биологические факторы.

3.3.1. Качественная характеристика загрязнений воздуха рабочей зоны, перечень выделяющихся вредных веществ на местах постоянного и временного пребывания работающего с учетом применяемого сырья, промежуточных и конечных продуктов реакции и возможности их превращения (окисление, диструкции, гидролиз и др.).

3.3.2. Количественные характеристики выделяющихся вредных веществ:

Среднесменную концентрацию измеряют для веществ, имеющих среднесменную ПДК (ПДК сс).

3.3.3. Для веществ, опасных при поступлении через кожу (в соответствии с перечнем «ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны», утвержденным Минздравом СССР), дать оценку возможности поступления вредных веществ через кожу. Например, непосредственный контакт рук с загрязненным оборудованием, технологическими приспособлениями и т.п., возможность пролива продукта и др.

3.3.4. Количественная характеристика степени загрязнения кожных покровов проводится для веществ, имеющих предельно допустимые уровни загрязнения кожи рук (или ориентировочные ПДУ загрязнения кожи рук).

3.3.5. При подозрении на профессиональное заболевание кожи — представить полный перечень компонентов (раствора, клея, смолы, сплава и др.), с которыми имеет контакт работающий.

3.4. Неионизирующие излучения.

3.5. Микроклимат: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха, интенсивность теплового излучения.

3.5.1. Качественная характеристика:

— постоянное или непостоянное воздействие;

— источники теплового излучения.

3.5.2. Количественная характеристика:

— соответствие Санитарным нормам параметров микроклимата производственных помещений;

— перечень показателей, выходящих за пределы допустимых значений, их величины, продолжительность воздействия.

3.5.3. При выполнении работ на открытой территории приводятся сведения о наиболее вероятных, минимальных и максимальных значениях среднемесячной температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра, интенсивности прямой солнечной радиации в данной местности для холодного (декабрь — февраль) и теплого (июнь — август) периода года.

3.6. Факторы трудового процесса.

3.6.1. Характеристика факторов организации рабочего места:

— рабочая поза (свободная, вынужденная);

— время нахождения в вынужденной позе (в % от времени смены);

— наклоны корпуса (отсутствуют, вынужденные);

— углы наклона корпуса (градусы);

— количество наклонов (за операцию, за смену).

3.6.2. Характеристика факторов физической нагрузки:

— масса груза, перемещаемого вручную (кг);

— откуда перемещается груз (с пола, с рабочей поверхности);

— расстояние подъема и перемещение груза (отдельно по каждому);

— частота подъема груза за операцию, за смену;

— сменный грузооборот (тонн);

— усилия, прикладываемые к основным органам управления (Н).

3.6.3. Характеристики факторов зрительного напряжения:

— работа с оптическими приборами или без них;

— наименьший объект различения (мм);

— контраст объекта различения;

3.6.4. Характеристика режима труда и отдыха:

— длительность обеденного перерыва (мин.);

— наличие регламентированных перерывов, их длительность за смену.

Начальник Главного
санитарно-профилактического
управления Минздрава СССР
В.И.ЧИБУРАЕВ

Приложение 3
к Инструкции по проведению
обязательных предварительных
при поступлении на работу и
периодических медицинских
осмотров трудящихся и
медицинских осмотров водителей
индивидуальных транспортных
средств

______________________ Область (город) _____________________ район \r\n \r\n ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ \r\n от _____________________ 19__ г. \r\n \r\nпо результатам периодического медицинского осмотра работающих на \r\nпредприятии ______________________________________________________ \r\n(пр. N _____ 1988 г. МЗ СССР за 19__ г.) \r\nКомиссия в составе: \r\n1. Цехового врача (врача — терапевта) ____________________________ \r\n2. Представителя администрации МСЧ (поликлиники) _________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n 3. Врача СЭС _____________________________________________________ \r\n 4. Представителя администрации предприятия _______________________ \r\n5. Представителя профкома предприятия ____________________________ \r\nУстановила: \r\n1. По плану подлежало осмотру ____________________________________ \r\n из них женщин _____________________________________________ \r\nПо уточненному плану _____________________________________________ \r\n из них женщин _____________________________________________ \r\n1.1. Количество осмотренных ______________________________________ \r\n из них женщин _____________________________________________ \r\n 1.2. % охвата осмотрами __________________________________________ \r\n в т.ч. женщин _____________________________________________ \r\n1.3. Количество недоосмотренных __________________________________ \r\nПричины __________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n2. В результате осмотра выявлено: \r\n2.1. Лиц с подозрением на профинтоксикацию или профзаболевание \r\n Количество _______________________________________________________ \r\n Из них женщин ____________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n (цех, участок, Ф.И.О., профессия, вредный фактор) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n2.2. Количество лиц с общим заболеванием, выявленных впервые: \r\n__________________________________________________________________ \r\n (цех, участок, Ф.И.О., диагноз) \r\n __________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n2.3. Количество лиц, получивших инвалидность по профзаболеванию \r\nвпервые: \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n (цех, участок, Ф.И.О., диагноз, группа инвалидности,профессия) \r\n__________________________________________________________________ \r\n2.4. Количество лиц, нуждающихся во временном переводе на другую \r\n работу по состоянию здоровья (с исключением противопоказанных \r\nпроизводственных факторов) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n (Ф.И.О., диагноз, противопоказанный производственный фактор) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n 2.5. Количество лиц, нуждающихся в постоянном переводе на другую \r\n работу по состоянию здоровья (с исключением противопоказанного \r\nпроизводственного фактора) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n (Ф.И.О., диагноз, противопоказанный производственный фактор) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n2.6. Количество лиц, нуждающихся в переводе на другую работу \r\n вследствие профзаболевания _______________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n (Ф.И.О., диагноз, противопоказанный производственный фактор) \r\n__________________________________________________________________ \r\n2.7. Количество лиц, направленных на ВТЭК для установления группы \r\nинвалидности _____________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n (цех, участок, Ф.И.О., диагноз) \r\n__________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n 2.8. Количество лиц, подлежащих направлению: \r\n2.8.1. На стационарное лечение ___________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n (Ф.И.О., диагноз) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n2.8.2. На санаторно-курортное лечение ____________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n (Ф.И.О., диагноз) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n2.8.3. В санаторий — профилакторий _______________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n (Ф.И.О., диагноз) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n 2.9. Количество лиц, нуждающихся в диетпитании и спецпитании _____ \r\n __________________________________________________________________ \r\n (Ф.И.О., диагноз) \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n3. Проверено выполнение акта предыдущего года за 19__ г. _________ \r\n__________________________________________________________________ \r\nРезультаты выполнения акта _______________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n 4. По результатам периодического медицинского осмотра комиссия \r\nрекомендует следующий комплекс оздоровительных мероприятий: \r\n4.1. Директору предприятия тов. __________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n4.2. Председателю профкома тов. __________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n4.3. Главному врачу МСЧ (поликлиники) тов. _______________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n __________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n__________________________________________________________________ \r\n \r\nПодписи: \r\n \r\n Главный врач Главный врач Директор Председатель \r\nМСЧ (поликлиники) СЭС предприятия профкома \r\n \r\nЗав. отд. Врач СЭС \r\n \r\nЦеховой врач \r\n(врач — терапевт) \r\n \r\n М.П. М.П. М.П. М.П. \r\n

Для типографии!
При изготовлении документа формат
А/4. 4 стр.

Приложение 4
к Приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 29 сентября 1989 г. N 555

Заместитель начальника
Главного управления организации
медицинской помощи Минздрава СССР
Г.Ф.ЦЕРКОВНЫЙ

Приложение 5
к Приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 29 сентября 1989 г. N 555

1. Заключение медицинской комиссии (медицинская справка) форма 083/у.

2. Журнал медицинской комиссии по освидетельствованию водителей и кандидатов в водители для определения их годности к управлению автотранспортом и городским электротранспортом — форма 083-1/у.

3. Журнал учета предрейсовых осмотров водителей и предсменных осмотров рабочих — форма 139/у.

Заместитель начальника
Главного управления
организации медицинской помощи
Минздрава СССР
Г.Ф.ЦЕРКОВНЫЙ

Приложение 6
к Приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 29 сентября 1989 г. N 555

Согласован
с Секретариатом ВЦСПС
27 сентября 1989 г. N 20-27

1. Список профессиональных заболеваний является основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением предприятиями, учреждениями, организациями материального ущерба, причиненного рабочим и служащим повреждением здоровья.

2. В Список включены профессиональные заболевания, которые вызваны исключительно действием неблагоприятных производственно — профессиональных факторов (пневмокониозы, вибрационная болезнь, интоксикация и др.), а также ряд таких заболеваний, в развитии которых установлена причинная связь с воздействием определенного неблагоприятного производственно-профессионального фактора и исключено явное влияние других, непрофессиональных факторов, вызывающих аналогичные изменения в организме (бронхит, аллергические заболевания, катаракта и др.).

3. При решении вопроса о том, является ли данное заболевание профессиональным, необходимо исходить из особенностей клинической формы заболевания, характера этиологического фактора и проводимой работы, стажа, конкретных санитарно-гигиенических условий труда в определенном производстве, подтвержденных соответствующей документацией.

Отсутствие загрязнения химическими веществами на рабочих местах должно быть доказано адекватными методами исследования и достаточным числом проб. Если исследования производственной среды и уровней неблагоприятных производственно-профессиональных факторов не производились вовсе, то это не является препятствием к установлению диагноза профессионального заболевания.

Следует учесть, что в соответствующих графах настоящего документа приводится лишь примерный перечень проводимых работ и производств, а также этиологических факторов, вызывающих болезнь.

4. При клинико-экспертном заключении к профессиональным должны быть отнесены также ближайшие и отдаленные последствия профессиональных заболеваний (например, стойкие органические изменения центральной нервной системы окисью углерода), необходимо учитывать возможность развития профессионального заболевания через длительный срок после прекращения контакта с вредным фактором (поздние: силикоз, папиллома мочевого пузыря и др.); к профессиональным заболеваниям могут быть отнесены также болезни, развившиеся на фоне профессионального заболевания (например, рак легких, развившийся на фоне пневмокониоза и пылевого бронхита, следует рассматривать как профессиональное заболевание, что подтверждается однотипностью гистологических изменений в слизистой бронхов — диффузная метаплазия с элементами дисплазии с развитием, как правило, плоскоклеточного рака).

5. Если профессиональное заболевание, указанное в списке, вызывает ухудшение течения непрофессионального заболевания, приведшего к потере трудоспособности, то причина потери трудоспособности должна считаться профессиональной.

6. Диагноз острого профессионального заболевания (интоксикации) может быть установлен врачом любого лечебно — профилактического учреждения после обязательной консультации со специалистом по профпатологии и врачом по гигиене труда соответствующей СЭС. Острое профессиональное заболевание (интоксикация) возникает внезапно, после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия относительно высоких концентраций химических веществ, содержащихся в воздухе рабочей зоны, а также уровней и доз других неблагоприятных факторов.

При заболеваниях инфекционной природы (вирусный гепатит, бруцеллез, сибирская язва, пищевой энцефалит и др.) связь заболевания с профессиональной деятельностью больного устанавливает врач — эпидемиолог территориальной СЭС, проводящий эпидрасследование случая инфекционного заболевания в очаге заражения.

7. Диагноз хронического профессионального заболевания (или интоксикации) имеют право установить впервые только специализированные лечебно-профилактические учреждения — Центры профпатологии (клиники и отделы профзаболеваний НИИ, кафедры профзаболеваний медицинских институтов и ГИДУВов и др.). К хроническим профессиональным заболеваниям относятся заболевания, возникшие в результате длительного воздействия вредных производственно-профессиональных факторов. При формулировании профессионального заболевания следует указать после диагноза (в скобках) основные синдромы поражения и степень компенсации функций.

8. В практике врачебно-трудовой экспертизы необходимо учитывать, что признание заболевания профессиональным не всегда означает нарушение фактической трудоспособности. При начальных формах профессиональных заболеваний и интоксикаций заключение о трудоспособности может быть сведено только лишь к рекомендации о прекращении работы в определенных производственных условиях и рациональном трудоустройстве без снижения квалификации и заработка.

Право на установление группы инвалидности по профессиональному заболеванию и определение процента утраты трудоспособности представляется врачебно-трудовым экспертным комиссиям (ВТЭК).

9. Контроль за установлением наличия профессионального заболевания, правильным применением Списка профессиональных заболеваний и Инструкции возлагается на министерства здравоохранения союзных и автономных республик, Центральную экспертную комиссию при НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, краевые, областные, городские отделы здравоохранения, врачебно-санитарные медицинские управления министерств и ведомств.

Начальник Главного управления
организации медицинской помощи
Минздрава СССР
В.И.КАЛИНИН

Начальник Управления
специализированной медицинской
помощи Минздрава СССР
А.Н.ДЕМЕНКОВ

Начальник Главного
санитарно-профилактического
управления Минздрава СССР
В.И.ЧИБУРАЕВ

Приложение 7
к Приказу Министерства
здравоохранения СССР
от 29 сентября 1989 г. N 555

Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями является частью (дополнительным разделом) Инструкции по диспансеризации больных, практически здоровых и лиц с факторами риска в амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях) — приложение N 9 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 30.05.86 N 770.

На диспансерный учет должны быть взяты все больные профессиональными заболеваниями, включая лиц с начальными, клинически мало выраженными формами профессиональных заболеваний.

В системе диспансеризации больных профессиональными заболеваниями особое значение имеет рациональное трудоустройство, являющееся обязательной составной частью реабилитации больных.

В целях профилактики прогрессирования профессиональных заболеваний и развития осложнений все больные с выраженными формами профессиональных заболеваний должны ежегодно получать курсовое лечение в профпатологических стационарах (центрах профпатологии).

Больные с профессиональными заболеваниями подлежат диспансерному наблюдению в течение всей жизни.

Больные, подлежащие наблюдению у специалистов, не предусмотренных данным Положением, наблюдаются в соответствии с действующими рекомендациями.