Приказ 1166 от 31.12.2012 мвд россии

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (с изменениями и дополнениями)

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166
«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

С изменениями и дополнениями от:

8 сентября 2016 г.

В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений, повышения их роли в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции*(1).

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 пункт 2 изложен в новой редакции

2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции может привлекаться к выполнению служебных обязанностей, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), в порядке, установленном частью 8 статьи 31 и статьей 35 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».*(7) При этом возложение на участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного) полиции обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка, допускается только на основании письменного поручения начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо лица, его замещающего.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

5. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне:

5.1. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Наставлением.

5.2. Обеспечить в первоочередном порядке: участковых уполномоченных полиции — автомототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции — мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности).

5.3. Обеспечить в системе профессиональной служебной и физической подготовки изучение и выполнение личным составом подразделений органов внутренних дел Российской Федерации*(2) настоящего приказа и Наставления.

5.4. Исключить привлечение участковых уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

*(1) Далее — «Наставление».

*(2) Далее — «органы внутренних дел».

*(3) Зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2002 г., регистрационный N 3936.

*(4) Зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4538.

*(5) Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2006 г., регистрационный N 7849.

*(6) Зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9437.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 13, ст. 1528; N 47, ст. 6633; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1022; N 29, ст. 4356; N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. ст. 4160, 4233, 4238. Далее — «Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.

Регистрационный N 27763

Усовершенствована организация деятельности участковых уполномоченных полиции (УУП). Утверждены наставления УУП.

Участковый призван стать ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей профилактику правонарушений и преступлений, безопасность массовых мероприятий.

Детализированы и уточнены права и обязанности участковых уполномоченных, а также их руководителей. Как и прежде, участковые работают с заявлениями граждан, проводят рейды, обходы, проверяют неблагополучных жителей, выявляют пьяниц и наркоманов, проверяют чердаки и подвалы.

Новым является то, что участковых нельзя привлечь к выполнению функций, связанных с проверками по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции. Участкового можно привлекать к ряду мероприятий только в тех случаях, когда нет возможности заменить его другими сотрудниками.

Детально прописана работа УУП, которые чаще всего сталкиваются с населением. Закреплено, что должен иметь при себе участковый во время выполнения им служебных обязанностей. Он должен вручить жителям на своем участке визитную карточку, на которой обозначены его контактные данные (приведена ее форма). Визитки изготовят за счет бюджетных ассигнований. Кроме того, участковых обеспечат служебным автомобилем и мобильной связью.

Сокращен оборот служебной документации. Это должно упростить работу УУП, даст возможность больше времени уделять общению с гражданами. Установлено, какая именно документация должна находиться у участкового.

Инструкция по организации деятельности участкового уполномоченного милиции утратила силу.

Приказ МВД РФ от 31 декабря 2012 г. N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.

Регистрационный N 27763

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 27 марта 2013 г. N 65

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Приказ МВД России от 8 сентября 2016 г. N 526

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

Приказ 1166 от 31.12.2012 мвд россии

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации
от 31 декабря 2012 г. N 1166 г.
«Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

В целях совершенствования организации деятельности участковых уполномоченных полиции по профилактике преступлений и иных правонарушений, повышения их роли в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции (1).

2. Установить, что:

2.1. Начальники территориальных органов МВД России на районном уровне несут персональную ответственность за организацию оперативно-служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, находящихся в их подчинении.

2.2. По решению начальника территориального органа МВД России на районном уровне участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции привлекается к выполнению следующих обязанностей, при невозможности их выполнения иными сотрудниками полиции:

проведение проверок по заявлениям и сообщениям о происшествиях, которые могут привести к наступлению страхового случая, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий, а также содержащим признаки преступлений в сфере экономики, экологических преступлений;

участие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, привлечение к проведению следственных мероприятий вне территории закрепленных административных участков;

привлечение для дежурств в следственно-оперативных группах, группах немедленного реагирования, дежурных частях территориальных органов МВД России, а также в резерве для выполнения задач по охране и конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

3. ГУОООП МВД России (Ю.Н. Демидову):

3.1. По итогам первого полугодия 2013 года осуществить анализ практического применения настоящего приказа и Наставления, представить руководству МВД России предложения по внесению в них соответствующих изменений.

3.2. Совместно с ДТ МВД России (С.А. Сергеевым) и территориальными органами МВД России на региональном уровне до 1 июля 2013 года проанализировать состояние материально-технического обеспечения подразделений участковых уполномоченных полиции, оснащенности участковых пунктов полиции, обеспеченности участковых уполномоченных полиции жилыми помещениями, в том числе на территории закрепленных административных участков. По результатам представить руководству МВД России предложения о дополнительных мерах по улучшению материально-технической базы и социальной защищенности участковых уполномоченных полиции.

4. ДИТСиЗИ (A.M. Махонову), ДТ (С.А.Сергееву), ФЭД (С.Н. Перовой), ГУОООП (Ю.Н. Демидову) МВД России подготовить и до 1 июля 2013 года представить руководству МВД России предложения по установлению систем удаленного доступа на участковых пунктах полиции.

5. Начальникам территориальных органов МВД России на региональном уровне:

5.1. Осуществить организационно-практические меры по изготовлению бланков служебной документации и визитных карточек, предусмотренных Наставлением.

5.2. Обеспечить в первоочередном порядке: участковых уполномоченных полиции — автомототранспортом, средствами связи и другими материально-техническими ресурсами в соответствии с утвержденными нормами положенности, служебной документацией и визитными карточками в пределах выделенных бюджетных ассигнований; участковые пункты полиции — мебелью, оргтехникой, информационными стендами, нормативными правовыми актами, бытовыми принадлежностями (согласно требованиям санитарных норм и правил, а также норм положенности).

5.3. Обеспечить в системе профессиональной служебной и физической подготовки изучение и выполнение личным составом подразделений органов внутренних дел Российской Федерации (2) настоящего приказа и Наставления.

5.4. Исключить привлечение участковых уполномоченных (старших участковых уполномоченных) полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции.

6. Считать утратившими силу приказы МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900 (3), от 3 мая 2003 г. N 300 (4), от 30 марта 2006 г. N 217 (5), от 12 апреля 2007 г. N 356 (6).

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра, которые несут ответственность за соответствующие направления деятельности.

Министр
генерал-лейтенант полиции

В. Колокольцев

(1) Далее — «Наставление».

(2) Далее — «органы внутренних дел».

(3) Зарегистрирован в Минюсте России 20 ноября 2002 г., регистрационный N 3936.

Читайте так же:  Адвокат олег марфин

(4) Зарегистрирован в Минюсте России 15 мая 2003 г., регистрационный N 4538.

(5) Зарегистрирован в Минюсте России 18 мая 2006 г., регистрационный N 7849.

(6) Зарегистрирован в Минюсте России 10 мая 2007 г., регистрационный N 9437.

Зарегистрирован в Минюсте РФ 19 марта 2013 г.
Регистрационный N 27763
Опубликовано: 27 марта 2013 г. в «РГ» — Федеральный выпуск №6041
Вступает в силу:7 апреля 2013 г.

Приказ министра внутренних дел России Владимира Колокольцева, который публикует сегодня «Российская газета», касается не только полицейских, но и каждого жителя. Глава ведомства утвердил «Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

По сути это детальная регламентация работы той категории полицейских, которая наиболее ближе и чаще соприкасается с нами. Причем поводов для общения у современных «Аниськиных» с жителями своего участка гораздо больше, чем у патрульных, гаишников или тем более сыщиков уголовного розыска: опер приедет только в случае совершения преступления, например, кражи или, не дай бог, убийства.

А участковый может побеседовать с жильцами и по более «мелким» вопросам. Допустим, жена пожалуется на пьяницу-мужа или соседи сообщат, что за стенкой живет полтора десятка гастарбайтеров. Кстати, и участие в раскрытии краж и убийств тоже с участковых не снимается.

Ведь кто лучше участкового знает все ходы и выходы, жильцов, местных пьяниц и наркоманов, судимых и даже бомжей?

Вот эта «многостаночность» зачастую служила причиной, особенно в последние 10 — 15 лет, когда специальность участкового уполномоченного перестала пользоваться, мягко говоря, популярностью у сотрудников органов внутренних дел. Люди просились на любые должности, кроме этой.

Нынешний документ как раз и уточняет — до мелких деталей — права и обязанности участковых уполномоченных. Что важно, несмотря на гигантский объем задач, который обязаны решать эти сотрудники, лишнюю нагрузку наконец-то с них снимут. В своем приказе министр недвусмысленно потребовал «исключить привлечение участковых уполномоченных полиции к выполнению функций, связанных с осуществлением проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях либо административных правонарушениях, не относящихся к компетенции полиции».

И многое другое, если не облегчающее, но значительно помогающее в службе, прописано в документе. Например, что должно быть в служебном кабинете — вплоть до скрепок и туалетного мыла. А ведь совсем недавно далеко не у всех «домашних полицейских» были служебные телефоны, не говоря уже о компьютерах. Министр потребовал обеспечить участковых — особенно сельских — служебным транспортом и мобильной связью. И обязал сотрудников регулярно сообщать о своем местонахождении начальству, когда приходится выезжать в отдаленную местность. Даже визитками участковый должен быть обеспечен, чтобы информировать о себе жителей. А чтобы все эти требования не были голословными, они в приказе адресованы руководству тыла министерства.

Судя по наставлению, участковый уполномоченный остается ключевой фигурой в полиции, обеспечивающей профилактику правонарушений и преступлений. Опять же, без участкового практически невозможно расследовать преступления и обеспечивать безопасность массовых мероприятий, даже антитеррористическую защищенность отдельно взятого дома.

Например, в прямых обязанностях участкового — составить паспорт своего участка. Это значит, что должно быть в деталях изучено каждое здание, каждый перекресток, офис, магазин, бензоколонка, мастерская, складское помещение. Участковый обязан знать чердаки и подвалы, общие и платные парковки, мусорные свалки, парки и детские площадки. И указать наиболее уязвимые места, где может произойти теракт, техногенная катастрофа, стихийное бедствие. Не говоря уже о возможности совершения уголовных преступлений — уличных грабежей и разбоев, хулиганства. Скажем, он вполне может подготовить представление для местной администрации, чтобы установили в темном переулке дополнительные фонари и видеокамеры — одно это может отпугнуть уличных бандитов.

ПРИКАЗ МВД РФ от 31.12.2012 N 1166 «ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ»

I. Общие положения

1. Настоящее Наставление определяет основные направления и организацию деятельности участкового уполномоченного (старшего участкового уполномоченного, помощника участкового уполномоченного) полиции , устанавливает его компетенцию.

Далее также — «участковый уполномоченный полиции».

2. Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции является сотрудником полиции, осуществляет оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Далее применительно к оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции — «деятельность».

3. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне , выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства , по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности.

Далее — «административный участок».

Далее также — «граждане», «лица».

4. Направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции при несении службы на административном участке являются:

4.1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

4.2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.

4.3. Выявление и раскрытие преступлений.

4.4. Производство по делам об административных правонарушениях.

5. Участковый уполномоченный полиции при несении службы на административном участке принимает участие:

5.1. В обеспечении правопорядка в общественных местах.

5.2. В розыске лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; лиц, пропавших без вести, в идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе; в идентификации неопознанных трупов.

5.3. В розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием, а также уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства.

5.4. В контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия.

5.5. В обеспечении безопасности дорожного движения.

6. Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» , другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации и настоящим Наставлением. В своей деятельности участковый уполномоченный полиции руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции.

Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 900; N 27, ст. 3880, 3881; N 30, ст. 4595; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7018, 7020, 7067; N 50, ст. 7352; 2012, N 26, ст. 3441. Далее — «Федеральный закон «О полиции».

Далее — «МВД России».

7. Участковый уполномоченный полиции при несении службы осуществляет взаимодействие с подразделениями территориальных органов МВД России, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами. С учетом специфики административного участка и оперативной обстановки решением начальника территориального органа МВД России на районном уровне может вводиться зональный принцип работы участковых уполномоченных полиции совместно с сотрудниками других подразделений территориальных органов МВД России.

Далее также — «территориальный орган МВД России».

К вопросу о правовом статусе участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации

Главные вкладки

Магистрант кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов

В настоящей статье автор рассматривает вопросы нормативно-правового регулирования деятельности участкового уполномоченного полиции в Российской Федерации на современном этапе. Автор рассматривает имеющуюся проблематику и правоприменительную практику.

полиция, участковый, правовое положение, статус, Россия, РФ.

Служба участковых уполномоченных полиции занимает одно из центральных мест в системе органов внутренних дел и данная служба является гарантией защиты граждан от преступных посягательств по месту жительства. По итогам работы участковых, оценивается деятельность целиком всей системы органов внутренних дел, на основании чего строится доверие российских граждан к органам правопорядка.

Перечень обязанностей возложенных на участковых уполномоченных полиции весьма обширен. Вот лишь некоторые из них: защита жизни и здоровья от преступных посягательств; социальная реабилитация лиц, нуждающихся в помощи; работа с молодежью и подростками; разносторонняя деятельность, направленная на создание благоприятной обстановки для реализации законных прав, свобод и интересов граждан.

Участковые уполномоченные на всех этапах развития этой службы являются главным связующим звеном полиции с населением.

Участковый уполномоченный (старший участковый уполномоченный) полиции является сотрудником полиции, осуществляет оперативно-служебную деятельность на должности среднего или старшего начальствующего состава.

Участковый уполномоченный полиции при несении службы на закрепленной части территории муниципального образования, обслуживаемой территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, выполняет задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, по противодействию преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечению общественной безопасности [4].

Полномочия участкового уполномоченного полиции закреплены в приказе Министра внутренних дел Российской Федерации № 1166, от 31 декабря 2012 года, «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Участковый уполномоченный полиции наделен широкими полномочиями (перечень полномочий содержит около 90 пунктов) практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел. Также участковые уполномоченные полиции являются дознавателями в уголовном процессе, но на практике предварительным расследованием преступлений занимаются соответствующие подразделения, а участковые уполномоченные полиции участвуют в уголовном процессе лишь на стадии возбуждения уголовного дела [4].

Отдельные полномочия участковых уполномоченных полиции по назначению административных наказаний закреплены в Кодексе Российской Федерации (России) об административных правонарушениях (Ст.23.3, ч.2, п.9) [2].

Участковый уполномоченный полиции как и любой сотрудник МВД наделен правами и обязанностями, которые предусмотрены приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и Федеральным Законом «О Полиции».

Обязанности участкового уполномоченного полиции.

В целях успешного выполнения поставленных перед участковым уполномоченным задач, он наделен широким кругом обязанностей:

Читайте так же:  Требования виндовс 7 32

-Знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции;

-Знать и использовать формы и методы предупреждения преступлений и иных правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях;

— Владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции;

— Знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны;

— Владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-Участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке [5];

— А так же другие обязанности предусмотренные главой IV приказа МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Права участкового уполномоченного полиции при несении службы.

Участковый уполномоченный полиции для выполнения возложенных на него обязанностей пользуется правами, предусмотренными пунктами 1 — 5, 7, 8, 11, 13, 14, 16, 18, 20, 21, 34, 36, 37 части 1 статьи 13, частью 2 статьи 14, частью 3 статьи 15, частью 1 статьи 17, частью 1 статьи 18 Федерального закона «О полиции» [6], а также другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах компетенции [5].

Организация деятельности участковых уполномоченных полиции.

Участковые уполномоченные осуществляют свою служебную деятельность в отделах обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции. Должности предусмотренные данными отделами:

-участковый уполномоченный полиции;

-помощник участкового уполномоченного полиции;

-старший участковый уполномоченный полиции;

-заместитель начальника отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции;

-начальник отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции.

Каждый отдел уполномочен нести службу на конкретной административной зоне. Административные участки включены в административные зоны, т.е. несколько участков в одной зоне. За деятельность участковых уполномоченных полиции определенной административной зоны несет ответственность старший участковый уполномоченный полиции. Кроме того старший участковый уполномоченный осуществляет координацию деятельности сотрудников находящихся у него в подчинении, проводит обучение новых кадров и в случае отсутствия по каким либо причинам участкового уполномоченного полиции, исполняет его обязанности.

Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции весьма многообразна. Однако как часто это бывает, основным показателем работы являются конкретные цифры, которыми выражаются количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и другие результаты работы участкового, зафиксированные документально. Подобная система выполнения конкретного плана в совокупностью с постоянной отчетностью, в органах внутренних дел, подвергается постоянной и справедливой критике. Главным показателем работы участкового уполномоченного полиции является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года . То есть если при отчете предоставляется цифра ниже, чем за прошлый год, то деятельность оценивается неудовлетворительно, а представление цифры выше — удовлетворительно. Таким образом, работа ведется исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения службой участковых уполномоченных возложенных на нее задач. Кроме того следует отметить что зачастую сотрудники боятся перевыполнить эту самую требуемую цифру, потому что кроме премии они так же получат новый план, который будет соответствовать последним результатам. Ввиду всего вышеописанного сотрудники предпочитают достичь требуемого результата и остановиться на нем, что как уже было отмечено снижает эффективность работы.

Кроме всего прочего, в малонаселенных пунктах участковый уполномоченный часто является единственным представителем власти на обширной территории.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции являются:

— Производство по делам об административных правонарушениях.

— Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.

— Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений. Выявление и раскрытие преступлений. Розыск граждан в случаях предусмотренных законодательством (совершивших преступление, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей и др.).

— Обеспечение безопасности дорожного движения.

-Участковый обязан документировать каждый случай смерти человека на территории своего участка вне лечебного учреждения. Процедура вызова участкового и осмотра им тела обязательна при каждой смерти на дому [5].

На сегодняшний день сформировалась не очень хорошая практика, поручения участковому уполномоченному выполнения различного рода задач, не всегда напрямую связанных с служебными обязанностями, одной из целей таких поручений является разгрузка других подразделений. Так в подразделения участковых уполномоченных полиции передаются для рассмотрения материалы, не относящиеся к предмету деятельности полиции общественной безопасности. Зачастую участковых отправляют в оцепление на спортивные и другие мероприятия, организованные не на их участке. В связи с вышерассмотренным участковые уполномоченные полиции в шутку называют себя «универсальными солдатами».

Так же одной из проблем в деятельности участкового является большое количество заявлений и сообщений, которые не позволяют участковому проводить профилактические мероприятия среди населения, что в следствии приводит к росту преступности.

Опросы населения показывают, что доверие к участковым уполномоченным и их необходимость не снижается. Так в 1998г. около 70% граждан предпочитало бы обращаться именно к участковому уполномоченному милиции [3.C.54] По результатам опроса 2008г. 89% ответивших считают необходимым сохранить эту должность, но улучшить работу участковых (лишь 5% настаивают на упразднении участковых уполномоченных). Столько же (88%) полагают необходимыми постоянные контакты участкового с жителями подведомственного ему участка, 52% видели бы в таких контактах внимание и поддержку со стороны органов внутренних дел. Это обусловлено территориальной близостью и возможностью быстрого реагирования, то есть оперативного решения вопросов, связанных с обеспечением правопорядка.

Однако так же есть результаты опросов, которые показывают, что ситуация выглядит не столь оптимистично. 60% россиян вовсе не знают своих участковых, чаще среднего его знают в Москве (45%) и на селе (59%) [1].

Служба участковых уполномоченных, как по объему, так и по важности задач, поставленных перед органами внутренних дел, по той роли, которую они играют в охране правопорядка, занимает одно из ведущих мест в системе органов внутренних дел.

Участковый уполномоченный является главным представителем полиции на определенном участке территории, он находится в непосредственной близости к населению, выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех служб, подразделений, аппаратов органов внутренних дел. Такое должностное положение во многом предопределяет универсальный характер его деятельности, требует высокого профессионализма, знания оперативной обстановки на участке, умения использовать в своей работе не только арсенал полицейских средств и методов, но и психолого-педагогических навыков.

Участковые уполномоченные находятся на главных, передовых рубежах охраны общественного порядка и борьбы с преступностью, и составляют одну из самых многочисленных служб органов внутренних дел, в связи с чем им принадлежит пожалуй самая важная роль в решении задач возложенных на полицию. Поэтому службы участковых уполномоченных должны укомплектовываться лучшими сотрудниками полиции, имеющими достаточный опыт службы в полиции. Но к сожалению, сегодня служба участковых уполномоченных не может быть укомплектована должным образом из-за недостатка кадров.

Юридическая библиотека для полицейских

Законодательные и нормативные правовые акты — свободно, доступно

Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166

Приказ мвд 1166 об участковых уполномоченных полиции с изменениями (в ред. Приказа МВД России от 08.09.2016 N 526) актуальная редакция.

НАСТАВЛЕНИЕ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ
УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ

Приказ мвд 1166 называется «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции»

Приказом утверждается Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, а приложениями определяются виды бланков служебной документации и визитных карточек.

1166 приказ мвд рф для участковых уполномоченных полиции является основным приказом определяющим основные направления и организацию деятельности участкового уполномоченного, выполняемые задачи, обязанности и другие аспекты деятельности.

Часто задаваемые вопросы о работе участкового

Подготовлено по материалам исследований Института проблем правоприменения (ИПП)

Участковый уполномоченный полиции: роль в системе МВД и сфера ответственности

Функции и задачи участкового граждане часто воспринимают как своего рода периферию правоохранительной системы. С участковыми мы сталкиваемся редко и лишь по крайней необходимости: выправить охотничий билет, пожаловаться на шумных соседей, зафиксировать царапину на машине, припаркованной во дворе. Многим памятны также поквартирные обходы: «Этот призывник ещё в девяностые съехал, а вы каждую весну трезвоните». Должность участкового порой представляется малофункциональным рудиментом советской системы, но оказывается органично вписанной в систему функционирования МВД РФ все послесоветское время.

Исследователи-социологи образно называют участкового рабочей лошадью системы МВД. Определение, возможно, грубоватое по форме, но исключительно верное по существу. Без каждодневного труда участковых деятельность высших звеньев правоохранительной системы была бы невозможной; невозможно переоценитьих вклад в дело охраны общественного порядка. Объём же бумажной работы, который приходится проделывать участковым, превосходит все ожидания.

Практически все функции МВД, описанные в законе о полиции, дублирует на территории своего административного участка один единственный человек – участковый уполномоченный полиции.

Чем же занимается участковый помимо выдачи справок и профилактики хулиганства?

Этот вопрос требует длинного ответа, поскольку ведомственные приказы, регламентирующие деятельность участкового, написаны с исключительно широкими формулировками.

После реформ и сокращений, проведённых в структуре МВДв 2012-м году, список обязанностей участкового разросся практически до бесконечности; увеличился также размер участков.

Например, в приказе № 900, действовавшем до реформы, было чётко прописано максимальное количество жителей на административном участке, обслуживаемом участковым. В действующем приказе за номером 1166 больше не оговаривается, какое именно количество жителей должен «прикрывать» участковый.

Читайте так же:  Фактом вступления в наследство является

Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения….

Выдержка из Приложения к приказу МВД России от 31.12.2012 N 1166, П.10

То есть руководитель участкового может на свое усмотрение перекраивать участки, а также направлять подчиненных на чужие участки, если там не хватает рук. В итоге сомнительной «нормой» стали участки в 7-10 тысяч человек на участкового, в крупных городах нередко наблюдается ситуация, когда на одного участкового приходится до 20 тыс. населения

Рассматривая перечень обязанностей участкового, мы должны понимать, что как уже было указано выше, в его обязанности входят все виды деятельности, предписанные МВД вообще. Участковый работает за целое министерство, но в границах своего конкретного административного участка (размеры которого могут быть совершенно неразумными).

Ниже перечислены некоторые обязанности участкового, предусмотренные процитированным выше приказом.

1. Проведение профилактического обхода административного участка.

2. Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений.

3. Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.

4. Проведение отчетов перед населением о проделанной работе.

Рассмотрим для примера тот вид работы участкового, который наиболее заметен гражданам, а именно обходы населения.

Обходы населения – одна из первых обязанностей участкового. Задачи обхода могут быть разными. Все мы знаем о кампанейщине разного рода, связанной с «охотой на нелегалов», или поиском уклонистов от армии.

Эти кампании, именуются в МВД операциями, график которых разрабатывается централизовано и спускается территориальным отделам. Привлечение участковых происходит практически по каждой из них.

Однако участковый может прийти с визитом, даже если вы никогда «не были», «не состояли» и в вашем доме и близко нет ни мигрантов, ни квартирантов.

То есть кампании, объявляемые в связи с каким-либо ЧП или сезонные – не единственный повод для обхода территории.

В так называемых «паспортах» на дом и на административный участок, который составляет участковый, есть сведения обо всех гражданах, по тем или иным причинам попадавших в поле зрения полиции. И идеале в этих журналах должны быть переписаны все живущие на территории с отдельным учетом тех, кто называются «подучетными». В первую очередь, это группы риска: судимые с условным сроком наказания, бывшие заключённые, лица, страдающие от пагубных привычек (в том числе те, кто состоит на учёте в алко — и наркодиспансерах), социально-опасные психические больные, семейные дебоширы и т.д.

Но нужно помнить, что полиция интересуется также автовладельцами, владельцами охотничьего оружия и даже собак бойцовых пород. Анекдот про «то ли он украл, то ли у него украли» хорошо иллюстрирует подход участкового к т.н. «контингенту» (то есть гражданам, проживающим на участке, не только к представителям «групп риска») и вот почему.

Если на подведомственной территории происходит ЧП, оперативные работники и следователи в первую очередь обращаются к участковому вплоть до формата «сколько японских иномарок серебристого цвета есть в квартале» или «на вашем участке покусан гражданин, располагаете ли сведениями о псе-боксёре по кличке Рекс».

Поэтому участковый постоянно должен «держать руку на пульсе», проверяя все категории граждан, даже самых законопослушных.

Любопытно, что так называемый «паспорт участка», то есть сборник полезных сведений о гражданах, согласно должностным инструкциям, должен быть бумажным журналом, заполненным от руки. Закон о персональных данных формально не позволяет участковому создать удобную для работы электронную базу. (На практике участковые часто обходят этот запрет, пользуются Access и Excel ).

И это лишь одна сторона деятельности участкового.

Может возникнуть следующее закономерное предположение: вероятно, в оставшееся от обходов и прочей профилактики время участковый посвящает расследованию преступлений.

Не всё так просто.

Расследуют ли участковые преступления?

К сожалению, картина вдумчивого расследования происшествий «местным специалистом» (а кому как не ему лучше всего знать людей в округе), которую мы помним из советских фильмов, очень далека от действительности.

Когда по 02 в отдел полиции поступает звонок, по неочевидным случаям, где нет явного преступления, направляют именно участкового.«Пусть сходит участковый и разберется, вроде никого не убивают».

Если же внешне «несерьёзный» случай оказывается серьёзным преступлением (например, выясняется, что это не «кошка кричала на дереве», а произошло избиение или изнасилование), участкового подключают к расследованию.

Однако содержательной работы на его долю приходится немного. Участковый, как правило, выполняет всевозможные поручения служб и специалистов, которые эту работу исполняют (следователей, дознавателей, оперативных работников). Суть этих поручений обычно состоит в том, чтобы «выяснить», «установить», «опросить», «уведомить» и т. д.

Также в этом наборе, как правило, будут поручения, спущенные с регионального или федерального уровней и связанные со всякого рода проверками. «Проверить антитеррористическую защищенность объекта», «оценить доступность подъездов для пожарной техники» и т. д. В этом случае ожидается, что участковый составит рапорт или заполнит отчет по установленной форме. Наконец, участковому же отписываются все поступившие заявления и жалобы граждан, по которым не проводилось должной работы (то есть не выезжал экипаж ППС или другие сотрудники полиции).

При таком уровне загрузки участковый не имеет возможности скрупулёзно заниматься расследованием конкретного дела. Отметим однако, что такая работа считается похвальной и поощряется руководством, но в основном только морально.

Едва ли не единственное процессуальное действие, которое часто приходится принимать участковым – это решение об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку участковых фактически обязывают делать работу дознавателей по тем самым «неочевидным» делам, которыми неохотно занимаются другие подразделения МВД.

Здесь мы рекомендуем вам обратиться к разделу, посвящённому фильтрации сообщений о преступлениях на начальном этапе.

На моём подъезде висит объявление с мобильным телефоном участкового. Выходит, наш участковый – энтузиаст своего дела?

С одной стороны, это требование руководства – население должно знать участкового. И объявление, и визитки дают возможность это сделать. Часто объявление и визитки им печатаются централизованно и стандартизированно.

Но с другой стороны, это выгодно и самим участковым. Ваш участковый, скорее всего, человек добросовестный. Но в случае с мобильным телефоном им движет, в первую очередь, чувство самосохранения. Участковый старается, чтобы граждане, в том числе представители поднадзорных групп,звонили не в дежурную часть, а ему лично. Это важный механизм сокращения количества бумажной работы.

Бывает, что по прошествии времени жертва мелкого правонарушения утрачивает интерес к заявлению. Если звонок не был зарегистрирован в дежурной части, участковому достаточно просто провести беседу с нарушителем спокойствия и ограничиться рапортом о том, что «поступил звонок, проведена такая-то работа».

В случае, когда вызов проходит через дежурную часть, с большой вероятностью добавляется работа по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (см. ответ на предыдущий вопрос) и других отчетных документов, включая опросы свидетелей, сбор экспертиз и прочее.

Тактика «личного общения» позволяет участковому снизить число зарегистрированных через дежурную часть сообщений и даёт ему свободу действий: можно спустить случай на тормозах или наоборот – вызвать оперативно-следственную группу.

Человек вышел утром и обнаружил царапину на своей машине. Нужен документ из полиции для страховой компании — ему выдают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Два выпивших приятеля подрались в баре, но не имеют друг к другу претензий — полиция пишет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

В этом не было бы ничего страшного — в конце концов, какая разница, как называется бюрократическая бумага, которой фиксируется тот факт, что ничего серьезного не произошло.

Однако типовой «отказной материал» — постановление с сопутствующими документами — это от 15 до 40 страниц, заполненных преимущественно вручную: объяснения участников, свидетелей, оценка стоимости имущества, рапорты сотрудников и т. д. И такие материалы совершенно обязательны для всех официальных вызовов. И все они проверяются не только непосредственным руководителем участкового, но также начальником отдела полиции, и прокурором.

Другими словами, подготовка документа, основное содержание которого «ничего не случилось», занимает от пары часов до полного рабочего дня.

Участковые готовят более 5 миллионов отказных материалов в год. Каждый участковый готовит за неделюдо пяти постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Выходит, что личный звонок экономит участковому время и труд. При этом «безбумажное» решение проблемы может оказаться вполне осмысленным и удовлетворительным для заинтересованных сторон.

Как с минимальными потерями времени и сил добиться от участкового решения конкретной проблемы, если она выходит за пределы стандартных процедур?

Готовых рецептов здесь быть не может.

К сожалению, работа участкового в настоящее время подчиняется не соображениям общественной пользы, а чисто формальным внутриведомственным критериям. Участковый – раб статистики, а статистика формируется «сверху» вне всякой связи с реальными запросами граждан к правоохранительной системе.

Теоретически, используя механизмы, предусмотренные ведомственной субординацией (жалобы по инстанциям и т.д.), можно добиться приоритетного решения какого-то нетривиального вопроса.

В связи с последним важно отметить, что система требований и принципы обратной связи, существующие в системе МВД, не предусматривают оптимизации трудозатрат и компенсаторных механизмов в случае перегрузки работников. То есть, если ваш случай нестандартный и требует большой отдачи от специалиста, вы можете добиться своего, но не «вопреки системе», а за счёт перегрузки конкретного участкового: благодаря его энтузиазму и доброй воле, или по причине страха перед умелым давлением.

Мы надеемся, что предоставленные нами сведения помогут гражданам лучше понять работу участкового и адекватнее действовать в ситуации общения с ним.

Мы также рассчитываем, что действующие сотрудникислужбы участковых уполномоченных и её ветераны поделятся с нами своими соображениями о фактическом и желаемом положении дел на местах и дополнят наши материалы.