Правовое регулирование опеки попечительства в отношении несовершеннолетних

2.2. Органы опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 года произведена передача полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству органам государственной власти субъектов РФ (ранее, напомним, эта деятельность входила в компетенцию органов местного самоуправления).

В целях оказания методической помощи органам государственной власти субъектов РФ Министерством образования и науки РФ разработана модель Закона субъекта РФ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации». Модель Закона предполагает возложение работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и работы по опеке и попечительству в отношении отдельных категорий совершеннолетних граждан на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (например, орган управления образованием — в отношении несовершеннолетних, орган социальной защиты населения — в отношении совершеннолетних граждан).

Деятельность по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних предполагает реализацию значительного количества практических мероприятий в области оказания услуг детям, их родителям (иным законным представителям) и иным лицам, которые могут выполнять только соответствующие профессиональные службы. Подобные службы могут создаваться непосредственно в структуре органа опеки и попечительства как его специализированные подразделения с соответствующими полномочиями, необходимым кадровым и материальным обеспечением.

Другим вариантом решения рассматриваемой проблемы является организация взаимодействия органа опеки и попечительства с действующими учреждениями (организациями) независимо от их ведомственной принадлежности, осуществляющими в соответствии с законодательством определенные функции по оказанию психологической, педагогической, медицинской, социальной, правовой и иной профессиональной помощи семьям и детям. В связи с этим допускается возможность поручения органами опеки и попечительства выполнения отдельных видов работ для целей осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних соответствующим учреждениям.

К таким учреждениям, в первую очередь, относятся:

— учреждения системы образования (образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.д.);

— учреждения социального обслуживания (специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и т.д.);

— учреждения системы здравоохранения (дома ребенка и т.д.) и другие.

Указанные учреждения могут выполнять определенную работу по профилактике социального сиротства, содействию устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (в том числе работу по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в помощи государства, семей, находящихся в социально опасном положении, по проведению профессиональной экспертизы потребностей ребенка, его родителей и потенциальных замещающих семей и подготовке заключений по этим вопросам, по подготовке кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, по профессиональному сопровождению детей при передаче их на различные формы семейного воспитания). Взаимодействие с учреждением органа опеки и попечительства может осуществляться на основании соглашения о сотрудничестве, заключаемого между органом опеки и попечительства и учреждением.

В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов с 1 января 2008 г. наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.

Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами местного самоуправления в указанной сфере может осуществляться на основании заключаемого между ними соглашения о сотрудничестве.

Особое место в организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних занимает обеспечение гарантий права ребенка жить и воспитываться в семье. Данное право закреплено в основных международных документах по вопросам защиты прав и законных интересов детей (в частности, Конвенции о правах ребенка), а также в российском законодательстве. Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье предполагает следующие основные направления: профилактика социального сиротства; развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи, является приоритетным направлением деятельности органов опеки и попечительства по защите права ребенка на семью.

В качестве объектов профилактической и реабилитационной работы органа опеки и попечительства должны рассматриваться не только дети, оставшиеся без попечения родителей, но и дети, еще не лишившиеся родительского попечения, находящиеся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, прежде всего, дети из семей, где родители (иные законные представители) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию своих детей, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Обязанность органов опеки и попечительства осуществлять профилактическую и реабилитационную работу с такими детьми (при необходимости — и с другими категориями несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства) должна закрепляться в законодательстве субъектов РФ.

Деятельность органа опеки и попечительства по профилактике социального сиротства должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

— своевременное выявление ребенка, проживающего в семье и находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;

— организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;

— организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в том числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного детского учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение) ребенка;

— организация информационно-просветительской и коррекционной работы с родителями (иными законными представителями) детей, направленной на повышение их сознательности, компетентности, оказание им соответствующей психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи;

— организация комплексного социально-психологического сопровождения семьи и ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и осуществления эффективного контроля за условиями его жизни и воспитания.

Указанная работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого и утверждаемого органом опеки и попечительства плана мероприятий по защите прав и интересов ребенка.

Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье. Инициирование вопроса о лишении родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. При этом органам опеки и попечительства следует принимать меры по организации реабилитационной работы с родителями, лишенными родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им необходимой помощи с целью восстановления семьи.

Деятельность органов опеки и попечительства по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. В качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу различных причин уже оставшихся без родительского попечения, рассматриваются развитие различных форм семейного устройства таких детей, как альтернативы их воспитанию в интернатных учреждениях, расширение возможностей устройства детей в семьи граждан РФ, а также обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.

С учетом приоритетности права ребенка жить и воспитываться в семье устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение должно рассматриваться в качестве временной меры, не исключающей продолжения поиска возможностей его семейного устройства. В рамках своей деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи органы опеки и попечительства субъекта РФ обязаны обеспечить поиск и подбор граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями. Соответствующие мероприятия в этом направлении должны осуществляться как территориальными органами опеки и попечительства, так и государственным органом опеки и попечительства субъекта РФ, выполняющим функции регионального оператора.

Реализация данного направления требует планирования и организации на регулярной основе работы по информированию населения (в первую очередь, населения соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования) о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Указанную информацию надлежит размещать в источниках, доступных широкому кругу лиц:

— на телевидении и радио (как в виде роликов социальной рекламы, так и в специализированных программах, посвященных вопросам защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей); в сети Интернет; в печатных средствах массовой информации; в буклетах, брошюрах, распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;

— в общественных местах, в государственных, муниципальных и негосударственных учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах, в транспортных средствах общего пользования, в лечебно-профилактических учреждениях, организациях культуры и досуга (кинотеатрах, театрах, библиотеках), зданиях местных администраций, организациях жилищно-коммунального хозяйства, в почтовых отделениях, отделениях Сберегательного банка Российской Федерации, организациях торговли и общественного питания и т.д.), в том числе в виде объявлений, наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения).

Размещаемая информация должна содержать в том числе сведения о различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т.д.); о предъявляемых требованиях к кандидатам в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители; о законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих вопросы передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; о детях, которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан. При создании и распространении информации о детях, оставшихся без попечения родителей, следует руководствоваться требованиями статьи 8 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

В целях своевременного устройства ребенка на воспитание в семью необходимо обеспечить соблюдение учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (вне зависимости от ведомственной принадлежности этих учреждений), территориальными органами опеки и попечительства и региональным оператором установленного законодательством порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть устроены на воспитание в семью.

При этом следует учитывать, что передача сведений о ребенке в региональный и федеральный банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, не освобождает соответственно территориальные органы опеки и попечительства и регионального оператора от ответственности за устройство ребенка в семью. Территориальные органы опеки и попечительства и региональный оператор в пределах своей компетенции обязаны продолжать работу по поиску возможностей для передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.

Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка.

В связи с этим на органы опеки и попечительства возлагаются:

— обеспечение разработки программ психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

— определение органов и учреждений, ответственных за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;

— обеспечение информирования граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности и целесообразности прохождения программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) и организация прохождения ими такой программы на добровольной основе.

Читайте так же:  Лицензия officestd 2019 sngl olp nl

В настоящее время законодательство не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание. При наличии в субъекте РФ иных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством субъекта РФ может быть установлено требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка (детей) на указанную форму устройства, программы подготовки к приему в семью ребенка (детей).

В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи. Значительный объем работы по подбору, подготовке и сопровождению семей, принимающих детей на воспитание, а также обеспечению контроля за условиями жизни и воспитания детей в замещающей семье может в установленном порядке выполняться силами соответствующих служб учреждений органа опеки и попечительства. В частности, эффективной моделью организации подобных служб является создание их на базе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, различной ведомственной принадлежности, за счет перераспределения кадровых ресурсов и изменения штатного расписания учреждения с включением в него специалистов необходимого профиля, осуществляющих психолого-педагогическую, социально-педагогическую, социально-правовую работу с замещающей семьей (педагогов-психологов, социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т.д.).

Значимым аспектом организации работы органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, защите прав и законных интересов несовершеннолетних является установление показателей результативности и эффективности указанной деятельности. В качестве подобных показателей могут, в частности, рассматриваться:

— сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, и их доли в общей численности детей, проживающих в субъекте РФ;

— сокращение численности впервые выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;

— сокращение численности детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ;

— увеличение численности детей, устраиваемых на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, и их доли в общей численности детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ;

— сокращение сроков пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатном учреждении, до устройства в семью;

— уменьшение количества интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— рост числа граждан РФ, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в свои семьи;

— рост числа граждан РФ, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, прошедших подготовку к приему ребенка в семью и получивших заключение о возможности принять ребенка (детей) в свою семью;

— сокращение числа детей, родители которых отказались взять их из родильного дома (отделения) либо из иного учреждения здравоохранения, образовательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений, дали согласие на их усыновление (удочерение), подкинутых детей;

— сокращение числа отмен решений о помещении ребенка в семью;

— уменьшение численности выявленных детей, находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью или препятствующей их воспитанию, детей и семей, находящихся в социально опасном положении;

— уменьшение численности детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью детей;

— уменьшение численности детей, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, численности родителей, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах;

— увеличение численности детей, родители которых восстановлены в родительских правах или в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, численности родителей, восстановленных в родительских правах, родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах;

— увеличение численности детей, возвращенных в родную семью;

— уменьшение численности родителей (иных законных представителей), не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию своих детей;

— уменьшение количества случаев жестокого обращения с детьми;

— увеличение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, а также их доли в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в субъекте РФ;

— уменьшение случаев нарушения личных неимущественных и имущественных прав несовершеннолетних.

Указанная система показателей должна использоваться при проведении регулярного мониторинга эффективности реализуемых мероприятий по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых органами опеки и попечительства мер.

Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации Степанян Ашот Степанович

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Степанян Ашот Степанович. Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.03 Москва, 2007 194 с., Библиогр.: с. 181-193 РГБ ОД, 61:07-12/1819

Содержание к диссертации

Глава 1. Общая характеристика опеки и попечительства над несовершеннолетними

1.1. История развития опеки и попечительства над несовершеннолетними в России 16

1.2. Характеристика опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей 31

1.3. Особенности опеки и попечительства над несовершеннолетними в зарубежных странах 51

Глава 2. Правовое положение субъектов опеки и попечительства над несовершеннолетними по российскому законодательству

2.1. Правовой статус подопечного 76

2.2. Правовое регулирование деятельности опекуна и попечителя 99

2.3. Правовое положение органов опеки и попечительства 116

Глава 3. Реализация опеки и попечительства над несовершеннолетними

3.1, Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними 140

3.2. Защита прав несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством 158

Список использованной литературы 181

Введение к работе

Актуальность темы исследования, В настоящее время вопросы регулирования правоотношений по опеке и попечительству приобрели в России особую значимость. Как показано в Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 , нужно признать, что сегодня без поддержки государства многие сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, не в состоянии решить большинство социальных, жилищных, финансовых вопросов, что влечет появление многих острых проблем, таких, как пьянство, высокая смертность, преступность, в том числе и подростковая, беспризорность и т.д.

В этой связи одним из наиболее удачных решений проблемы устройства несовершеннолетних, обеспечения их надлежащими условиями жизни, питания, образования, воспитания можно назвать опеку и попечительство. Данная форма воспитания несовершеннолетних является одним из традиционных институтов обеспечения гарантированных государством конституционных прав граждан на защиту их законных интересов.

Опека и попечительство представляют собой форму временного индивидуального устройства недееспособных или не полностью дееспособных граждан, которая предназначена для восполнения недостающей дееспособности подопечного лица, а также в необходимых случаях и для обеспечения иных его интересов, в частности, применительно к несовершеннолетним, воспитания, обеспечения достойных условий жизни и т.д.

[ Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26-042007 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ» // Российская газета, JVa 90, 27,04.2007

В настоящее время активно проводится политика государства по изменению существующего порядка защиты прав граждан, нуждающихся в особом внимании в силу ряда причин, в частности, возраста, состояния здоровья, умственного и психического развития и Т,Д-

Данный институт обеспечивает перемещение бремени основных забот с государственных или муниципальных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики.

Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему содержатся в специальных детских учреждениях. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Однако не может не радовать, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Представляется очевидным, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В то же время четко не закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Следует отметить, что практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института.

В рамках подобной реформы проводятся значительные мероприятия, направленные на совершенствование применения опеки и попечительства, в том числе над несовершеннолетними. Так, были разработаны и находятся в стадии обсуждения проекты Федерального закона «Об опеке и попечительстве» и Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве». При разработке этих документов использовался положительный опыт российского и зарубежного законодательства в сфере правового регулирования опеки и попечительства, в частности, Германии, Франции, Швеции, Квебек, Китая, Японии, Латвии, Республик Беларусь, Казахстан, Украина и других государств.

Следует также отметить, что 2008 года объявлен Годом семьи в России, и проведение реформ в сфере обеспечения интересов несовершеннолетних относительно воспитания, обеспечения нормальных условий жизни, позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей, в том числе при применении опеки и попечительства.

Изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы исследования, так как теоретическая и практическая проработка проблем регулирования института опеки и попечительства над несовершеннолетними является актуальной для науки права и современной жизнедеятельности любого гражданина и государства в целом.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу применения опеки и попечительства над несовершеннолетними как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие как правоотношения по опеке и попечительству над несовершеннолетними в Российской Федерации, так и процедуру установления опеки и попечительства и правовые последствия ее применения.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном анализе правовых норм, регулирующих институт опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации, определении направлений совершенствования действующего законодательства в сфере праювого регулирования применения данного института.

Эта цель реализуется путем решения следующих задач:

1, Изучить историю развития опеки и попечительства над
несовершеннолетними в России.

2, Рассмотреть содержание опеки и попечительства как одной из форм
воспитания детей.

3, Исследовать особенности опеки и попечительства над
несовершеннолетними в зарубежных странах,

Проанализировать правовое положение подопечного, опекуна и попечителя, а также органов опеки и попечительства.

Рассмотреть порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

6, Определить способы и основные тенденции защиты прав
несовершеннолетних, находящихся под опекой и попечительством

7. Выявить теоретические и практические проблемы в рассматриваемой
сфере и разработать предложения по совершенствованию законодательства в
области регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними в
Российской Федерации.

Степень разработанности темы. Вопросам регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними было уделено достаточно большое внимание в работах российских и зарубежных авторов.

Среди трудов, посвященных проблемам семейного права и вопросам применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, следует выделить работы Э.А. Абашина, М.В. Антокольской, С.Н. Бондова, Я.Р. Веберса, М.В. Власовой, Е.М. Ворожейкина, AT. Гойбарха, К.А. Граве, В.А. Грачевой, В.В, Залесского, О.Ю. Ильиной, Ю.А. Королева, П.В, Крашенинникова, СА. Муратовой, В.П Никитиной, JLM. Пчелинцевой, О.А. Рузаковой, ВА Рясенцева, В.А. Тархова, Я.И. Функа, ЕЛ. Чефрановой, О.А. Хазовой и др.

Непосредственно проблемам применения опеки и попечительства как одной из форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, уделялось внимание в работах A.M. Беляковой, П.В, Гулидова, Н.М. Ершовой, А.В. Заряевой, СВ. Макаровой, В.Д. Майковой, Л.Ю. Михеевой, A.M. Нечаевой, СВ. Осиповой и др.

Читайте так же:  Приставы не списали долг

Однако проведенные многими авторами исследования в некоторых случаях не вполне соответствуют происходящим изменениям в социально-экономической жизни государства и общества. Кроме того, в широком

спектре применения различных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, институт опеки и попечительства представляется недостаточно разработанным, что доказывает необходимость проведения настоящего исследования.

Методологической основой исследования являются совокупность методов научного познания: формально-логического, комплексного, диалектического, исторического, сравнительного правоведения, системного анализа, статистического и т.д.

Исторический метод позволил проследить становление института опеки и попечительства в законодательстве Российской Федерации, а при сочетании с методом сравнительного правоведения — выявить элементы воздействия различных исторических этапов и событий на развитие правоотношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

Использование комплексного метода позволило рассмотреть институт опеки и попечительства над несовершеннолетними при анализе различных отраслей права, и выявить общую концепцию установления опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Теоретическую основу исследования составили теоретические и научно-практические работы российских ученых по вопросам правового регулирования установления опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации.

Положения диссертации соотносятся с мнениями и суждениями известных правоведов, специалистов в сфере применения опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Кроме того, теоретическую основу диссертации составили научно-практические комментарии семейного и гражданского законодательства Российской Федерации, а также сборники и аналитические работы по законодательному регулированию института опеки и попечительства.

Нормативная база исследования. При подготовке диссертационного исследования автор опирался на положения Конституции Российской Федерации, международно-правовые акты в области регулирования опеки и попечительства, действующее семейное, гражданское, гражданско-процессуальное законодательство Российской Федерации, подзаконные нормативные акты, содержащие правовые нормы, регулирующие институт опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Автор также использовал нормативно-правовые акты, утратившие законную силу, однако представляющие интерес при изучении истории регулирования правоотношений, составляющих объект настоящего диссертационного исследования.

Эмпирическую основу диссертационного исследования составляют материалы как опубликованной в официальных источниках, так и неопубликованной судебной практики Верховного суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, относительно вопросов правового регулирования опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Научная новизна диссертационного исследования заключается втом, что автором проведено комплексное исследование института опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации на основании действующего гражданского и семейного законодательства.

В данной работе предложено решение ряда вопросов в сфере определения правового статуса опекунов и попечителей, совершенствования работы органов опеки и попечительства, усиления мер по защите прав несовершеннолетних, находящихся под опекой (попечительством) и т.д.

В частности, сделаны вы йоды и предложения относительно необходимости предоставления отчета опекуна и попечителя о взаимодействии с подопечным, соблюдения его прав и законных интересов, в том числе по поводу принадлежащего ему имущества.

Кроме того, автором сформулированы положения, направленные на совершенствование деятельности региональных органов опеки и попечительства, в частности, в Ставропольском крае, поскольку именно разработка правовых норм регионального значения является наиболее эффективным способом обеспечения прав несовершеннолетних.

В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:

1. Согласно п. 5 ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

Однако зачастую денежные средства в предусмотренном законом размере в семьи опекунов и попечителей не поступают. Данный факт объясняется недостаточным финансированием администрации городов на указанные цели из бюджета субъекта Российской Федерации.

Поэтому предложено закрепить в законодательном порядке возможность органом опеки и попечительства установить выплату вознаграждения опекуну (попечителю) за счет доходов от имущества подопечного, используемого в предпринимательской деятельности в его интересах, бюджетных средств, средств третьих лиц, только в строго определенных случаях, если такое вознаграждение не будет ущемлять права и законные интересов подопечного лица.

2. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют
особые требования к опекуну (попечителю) относительно его родственного
отношения к подопечному. Однако подобные требования имеются в
законодательстве зарубежных стран и успешно применяются.

На практике органы опеки и попечительства также активно применяют подобные правоотношения, назначая родственников опекунами и попечителями. На основании изложенного, предлагаем закрепить данное правило в нормах действующего гражданского и семейного законодательства.

3, Действующее законодательство не содержит каких-либо прямых
указаний на установление двух или более опекунов (попечителей)
несовершеннолетнему. Подобная конструкция «соопекунства»
предусмотрена только в Проекте Федерального закона № 184675-4 «Об опеке
и попечительстве», согласно которому несколько установленных опекунов
будут нести за свои действия солидарную ответственность.

Представляется необходимым детально определить в законе основания назначения нескольких опекунов (попечителей) несовершеннолетнему, а также регламентировать распределение прав и обязанностей между ними, что будет являться дополнительной гарантией соблюдения прав подопечных.

4. Поскольку с 1 января 2008 г. функции органа опеки и попечительства
должны перейти от органов местного самоуправления к органам
государственной власти субъектов Федерации, необходимо приятие
соответствующих законов «О деятельности органов опеки и попечительства»
в каждом субъекте Российской Федерации,

Поэтому предложен проект соответствующего закона, который целесообразно принять в Ставропольском крае-

5, Нормы проекта Федерального закона «О внесении изменений и
дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в
связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве» о том,
что дети, оставшиеся без попечения родителей, могут помещаться только в
учреждения, созданные федеральными органами исполнительной власти,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации или
органами местного самоуправления, не совсем обеспечивают права
несовершеннолетних, переданных под опеку (попечительство).

Предложено обеспечить создание и функционирование негосударственных интернатных учреждений, создаваемых в частности, общественными организациями и Русской православной церковью, за счет включения соответствующей нормы в правовые акты:

«дети, оставшиеся без попечения родителей, могут помещаться только в учреждения, созданные федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации ши органами местного самоуправления, за исключением случаев необходимости соблюдения прав подопечных путем их помещения в

негосударственные интернатные учреждения, зарегистрированные в установленном порядке».

6. В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних,
находящихся под опекой (попечительством), предложено установить
обязанность опекуна (попечителя) представлять отчет органу опеки и
попечительства о действиях в отношении подопечного.

Данное требование целесообразно включить в ст. 36 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации в следующей редакции:

«Опекун (попечитель) обязан предоставлять органу опеки и попечительства отчет о своих действиях не менее чем один раз в три месяца в письменной форме. В случае нарушения установленного срока орган опеки и попечительства производят контроль за соблюдением прав подопечного в принудительном порядке».

7. Возможность выдачи разрешения органа опеки и попечительства на
отчуждение имущества подопечных предусмотрена в ст. 37 Гражданского
кодекса Российской Федерации. В положениях законопроекта «Об опеке и
попечительстве» регулируется порядок и условия выдачи органами опеки и
попечительства таких разрешений.

Однако поскольку действующее законодательство и законопроект не предусматривает ответственность должностных лиц органов опеки и попечительства в случаях, если принимаемые ими решения ущемляют имущественные интересы подопечного, полагаем, что нормы о такой ответственности, а также механизм возмещения убытков, связанных с

решениями названных выше лиц, должны быть закреплены в законе «Об опеке и попечительстве».

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предложения, касающиеся внесения изменений в некоторые положения законодательства, формулирования отдельных норм могут представлять интерес в законотворческой деятельности по совершенствованию правового регулирования института опеки и попечительства над несовершеннолетними, в правоприменительной практике судов при рассмотрении и разрешении дел о назначении опекунов и попечителей, правовом режиме имущества опекунов (попечителей) и подопечных, взаимоотношений субъектов опеки (попечительства) с третьими лицами

Кроме того, сформулированные автором выводы могут быть использованы для дальнейших теоретических, научно-практических разработок в рассматриваемой сфере, а также при разработке учебно-методических материалов, чтении курсов лекций, проведении практических занятий по гражданскому, семейному праву.

Апробация результатов исследования. Материалы и результаты диссертационного исследования использовались при преподавании курсов «Гражданское право», «Семейное право» на кафедре экономико-управленческих и правовых дисциплин филиала Российского государственного гуманитарного университета в г. Георгиевске, разработке учебно-методических пособий и комплексов.

Основные положения и выводы диссертационной работы нашли свое отражение в опубликованных работах автора, изложены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, которые поставил перед собой автор. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов и заключения, списка источников и литературы.

История развития опеки и попечительства над несовершеннолетними в России

Институт опеки и попечительства в семейном праве России возник как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью этого института было содержание, воспитание, образование этих детей, защита их прав и интересов.

Потребность в опеке как способе замены родительской власти существовала во все времена, даже в эпоху господства большой патриархальной семьи и у всех народов.

Изначально каких-либо комплексных актов не издавалось, однако первое летописное упоминание об опеке относится к 879 г., в котором Рюрик, умирая, назначает опекуном сыну своему родственника, В большинстве случаев после смерти родителей опекунами становились те ближайшие родственники, которые занимали место умерших, то есть фактически они являлись законными опекунами. За неимением ближайших родственников-мужчин опека поручалась матери, как это было, например, после смерти князя Игоря, когда опекуншей над Святославом стала его мать. Поскольку имущество принадлежало всему роду, никаких имущественных обязанностей опекун не имел.

Упоминания об опеке также содержались и просторной редакции Русской правды. Опека устанавливалась тогда, когда малолетний ребенок оставался без родителей или без отца, а мать повторно вступала в брак. Если мать в новый брак не вступала, -ю она воспитывала и содержала своих детей, которые подчинялись ее воле».

Опекун назначался волей отца, выраженной в духовном завещании. Однако перед смертью отец мог назначить опекуном совершенно стороннее лицо. При отсутствии завещания призывались самые близкие родственники. Опекуном мог быть назначен и отчим ребенка, при этом составлялся список по передаче имущества детей. По правилам Русской Правды, опекуну в любом случае передавалось во временное пользование движимое и недвижимое имущество осиротевшего ребенка за вознаграждение из доходов с этого имущества.

Следует отметить, что термин «опека» в законодательстве отсутствовал, все больше употреблялись такие выражения, как «приказать кому-либо несовершеннолетнего», «иметь его у себя на руках, в доме». Того, кому «отдавали на руки» осиротевшего ребенка, называли печальником.

При этом опека, что вполне закономерно, исходя из направлений развития российского государства, находилась под надзором общественной власти, в частности духовной, в частности, это касается, что появилась опека по назначению церковью, имеющей властные полномочия, ибо на нее уже возлагалось ведение семейных, наследственных и опекунских дел.

В Соборном уложении 1649 г. права опекуна и подопечного по сравнению с предыдущим законодательством были расширены, но само понятие опеки как правового отношения не было регламентировано3, Устанавливается предельный возраст подопечного (15 лет), что признается достижением совершеннолетия, и право совершеннолетнего обратиться с жалобой в суд, если опекун ущемляет его интересы4.

При Петре I обязанность смотреть, чтобы сироты не оставались без опекунов, возлагалась на магистраты, которым вменялось в обязанность назначать опекунов и наблюдать за ними, т.е. опека стала государственным учреждением, контролирующим деятельность опекунов. На основании Указа о единонаследии 1714 г, Петра I и Инструкции 1724 г. устанавливалась единая законная опека, которая принадлежала наследнику в недвижимом имуществе и осуществлялась государством. При этом опекун мог быть назначен либо по завещанию, либо в соответствии с законом, либо по распоряжению правительственных органов.

При Екатерине II была сделана попытка централизованного и четкого регулирования института опеки и попечительства. В первую очередь, согласно Указу 1775 года «Учреждения для управления губерний» учреждалась Дворянская опека, которая означала, что при каждом верхнем земском суде существовала дворянская опека для дворянских вдов и малолетних, о которых дворянскую опеку должен был уведомлять каждый дворянский предводитель. Дворянская опека, получив эти сведения, осведомлялась о том, кто по воле родителей определен опекунами к малолетнему и не нужно ли ей самой избирать опекунов к имению и к особе малолетнего5.

Читайте так же:  Бсо ип требования

В соответствии с нормами Указа 1775 года не могли быть опекунами: расточители собственности своего имения, если от него ничего не осталось; находящиеся или ранее находившиеся в явных и главных пороках или под наказанием судебным; совершающие суровые поступки, известные членам дворянской опеки; находящиеся в ссоре с родителями малолетнего. При этом опекуны должны были ежегодно давать отчеты Дворянской опеке, которая подчинялась Верховному земскому суду.

За труды по охране имущественных прав подопечного опекунам причиталось вознаграждение, не превышающее 5% годовых доходов малолетнего.

При каждом городовом магистрате учреждался городовой сиротский суд для установления опеки над детьми купеческих и мещанских малолетних детей, оставшихся без родителей- Этот суд занимался опекой лишь по просьбе вдовы или после обращения главы города или ближайших родственников» свойственников малолетнего.

В 1785 г., было установлено различие между опекой и попечительством: до 14 лет — опека, с 14 лет до 21 года — попечительство. В дальнейшем было выделено три возрастных категории несовершеннолетних: 1) малолетние до 14 лет; 2) лица от 14 до 17 лет; 3) лица от 17 до 21 года. Попечительство устанавливалось над лицами от 17 до 21 года.

Опека устанавливалась над детьми, оставшимися без родителей или одного из них, не достигшими 17-летнего возраста. Малолетние, состоящие под опекой, лишались права совершать какие-либо юридические действия, т.е. они признавались недееспособными, а все действия за них совершали опекуны.

Правовой статус подопечного

Представляется существенно важным рассмотреть правовой статус несовершеннолетнего, переданного под опеку (попечительство). Статья 145 СК РФ определяет, что опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лег, а попечительство устанавливается над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Следует отметить, что разграничение понятий опеки и попечительства не имеет существенного значения в сфере воспитания и образования подопечных детей, но крайне важно в сфере защиты опекунами (попечителями) их личных и имущественных прав и интересов, что во многом определяется различиями в содержании дееспособности несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет и от четырнадцати до восемнадцати лет. В гражданско-правовой сфере опека и попечительство рассматриваются как способы восполнения дееспособности граждан (частичной или неполной).

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет Таким образом, основанием для установления попечительства над ребенком служит возрастной критерий, а не его состояние. Однако при этом учитывается, что в этом возрасте он обладает достаточной психической, социальной зрелостью для самостоятельных действий и поступков. Правда, в части, касающейся осуществления им прав личного характера, защиты попечителем этих прав, разницы между опекой и попечительством по общему правилу не существует.

Относительная свобода, предоставленная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, а том числе в гражданско-правовой сфере, не означает, что им вовсе не нужна помощь в осуществлении тех прав и обязанностей, обладателями которых они являются. Эта помощь со стороны попечителя отличается большим разнообразием: она может заключаться в совете, как поступить в данной ситуации, в посещении учреждений, организаций, способных так или иначе помочь подростку35.

Как известно, малолетние в возрасте от шести до четырнадиати лет вправе самостоятельно совершать только весьма ограниченный круг сделок: мелкие бытовые сделки, сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации, а также сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Все остальные сделки за несовершеннолетнего, не достигшего возраста четырнадцати лет, совершает его опекун как законный представитель (п. 2 ст. 28 ГК РФ).

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет обладают гораздо большим объемом дееспособности в гражданско-правовой сфере, чем малолетние. Они вправе самостоятельно совершать те же сделки, что и малолетние, но также могут без согласия попечителей распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, осуществлять права автора произведений науки, литературы или искусства, изобретения или много охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности а также в соответствии с законодательством вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Для совершения других сделок подопечному в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет требуется письменное согласие законного представителя — попечителя (п. 1, 2 ст. 26 ГК). Таким образом, попечитель призван оказывать содействие несовершеннолетнему подопечному в реализации его прав в гражданско-правовой сфере.

Попечитель также должен ограждать своего подопечного от всякого рода злоупотреблений со стороны третьих лиц, бороться за трезвый образ его жизни и т.п. Здесь попечитель выступает в нескольких ролях: во-первых, как родитель, который не может безразлично относиться к своим детям; во-вторых, как их законный представитель, управомоченный на защиту прав и интересов несовершеннолетнего; в-третьих, как лицо, содействующее в осуществлении подопечным своих прав и обязанностей .

В ст. 121 СК РФ приведен примерный перечень оснований (причин) утраты детьми родительского попечения:

а) смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах или признание родителей судом недееспособными;

б) уклонение родителей от воспитания детей или от зашиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;

в) длительное отсутствие родителей, болезнь родителей и иные причины (отбывание родителями наказания в местах заключения, нахождение под стражей в период следствия, постоянное проживание родителей в другом населенном пункте, признание родителей безвестно отсутствующими, розыск их органами внутренних дел в связи с уклонением от уплаты алиментов).

Кроме того, опека или попечительство устанавливаются в отношении детей, родители которого не достигли 16 лет (ст. 62 СК РФ). Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в соответствии с п. 2 ст. 62 СК РФ вправе самостоятельно осуществлять родительские права лишь по достижении ими возраста 16 лет. До этого времени их ребенку может быть назначен опекун, однако это необязательная мера и применяется она по усмотрению органа опеки и попечительства. Необходимость в назначении опекуна вызвана тем, что сам несовершеннолетний родитель, не обладая в достаточном объеме дееспособностью, не способен представлять интересы своего ребенка

Порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними

Обязанность сообщать в орган опеки и попечительства о факте утраты детьми родительского попечения возлагается законом на всех без исключения лиц, располагающих соответствующими сведениями (независимо от должностного положения, рода деятельности и источника информации).

Несмотря на то, что деятельность каких-либо других юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, запрещена, тем не менее, в соответствии с п. 1 ст, 122 СК РФ они обязаны сообщать органам опеки и попечительства сведения о таких детях, если они стали им известны.

Своевременное выявление и учет детей, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи. В соответствии со ст. 122 СК РФ решение этих вопросов входит в компетенцию органов опеки и попечительства по фактическому месту нахождения детей.

В этих целях они должны располагать полной и достоверной информацией, которая, в свою очередь, может быть в самых разных учреждениях и организациях. Главным образом, такие сведения имеются в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и т.п.) по месту обучения несовершеннолетних, в учреждениях здравоохранения по месту лечения (смерти) их родителей, в жилищных органах (КЭУ, ЖЭК, ЖКО, ДЭЗ и др.) по месту проживания несовершеннолетних детей и их родителей, в органах предварительного следствия и прокуратуры в связи с заключением под стражу родителей, а также в органах загса по месту государственной регистрации смерти родителей несовершеннолетних или их рождения.

Так, первоначальные сведения о подкинутых (найденных) детях появляются при государственной регистрации их рождения по заявлению медицинской, воспитательной организации или организации социальной защиты населения, в которую помещен ребенок, органа внутренних дел или лица, нашедшего ребенка, органа опеки и попечительства.

Выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, происходит и при регистрации вынужденных переселенцев. Территориальными органами миграционной службы проводится опрос таких детей с заполнением опросного листа, после чего дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, передаются органам опеки и попечительства. Проведение мероприятий по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, входит также в компетенцию центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, примерное положение о которых в соответствии со ст. 13 Федерального закона Юб основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Как установлено п. 1 ст. 122 СК РФ, должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) обязаны немедленно сообщать о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

О фактах утраты детьми родительского попечения может стать известно любому гражданину и не обязательно в связи с исполнением служебных обязанностей (например, соседи или знакомые умерших родителей, родственники и т.д.). Однако не каждый гражданин по тем или иным причинам (в силу возраста, занятости по работе, стесненного материального положення и т. д.) имеет возможность самостоятельно принять неотложные меры по оказанию таким детям необходимой помощи. Тем не менее п. 1 ст. 122 СК РФ обязывает всех граждан сообщать в органы опеки и попечительства известные им сведения о детях, лишившихся родительского попечения,

Органы опеки и попечительства, получив сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны в течение трех дней провести обследование условий жизни таких детей, с целью, в частности, проверки достоверности поступившей информации об утрате детьми попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов, беседы с окружающими детей лицами и т. п.).

Наряду с этим органом опеки и попечительства принимаются меры к выяснению возможного наличия у ребенка родственников и установлению их местонахождения. При подтверждении факта отсутствия у детей попечения родителей или их родственников органы опеки и попечительства должны обеспечить защиту прав и интересов детей (включая охрану принадлежащего им имущества и закрепление за детьми занимаемой ими жилой площади), а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, ной в их помещении в воспитательное учреждение.

Все дети, оставшиеся без попечения родителей, после их выявления должны быть учтены и зарегистрированы, а сведения о них внесены в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Порядок формирования и пользования этим банком данных установлен Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, — это совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях), а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ.