Правонарушение 12.19 часть 6

Статья 12.19 КоАП РФ. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

Новая редакция Ст. 12.19 КоАП РФ

1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3.1. Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3.2. Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

6. Нарушения, предусмотренные частями 3-4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Примечание. Утратило силу.

Комментарий к Статье 12.19 КоАП РФ

1. Непосредственным объектом правонарушения являются правила остановки и стоянки транспортных средств. Стоянка и остановка транспортных средств разрешается на правой стороне дороги, на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края или на тротуарах.

2. Объективная сторона правонарушения складывается из ряда противоправных действий: несоблюдение требований остановки или стоянки транспортных средств, остановка или стоянка транспортного средства на тротуаре, нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, остановка или стоянка транспортного средства в местах, отведенных для остановки транспортных средств инвалидов.

3. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

4. Субъектом правонарушения по данной статье является водитель транспортного средства, нарушивший правила остановки или стоянки транспортных средств.

Другой комментарий к Ст. 12.19 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения — безопасность дорожного движения, Правила дорожного движения. Непосредственным объектом выступают правила остановки и стоянки транспортных средств.

Остановка представляет собой преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее время, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.

Стоянка — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой транспортного средства.

Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных п.12.2 Правил дорожного движения, — на тротуарах. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3 тонн на левой стороне дороги с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда. Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям (параллельно краю проезжей части в один ряд, если иное не предусмотрено знаками и разметкой), мотоциклам, мопедам и велосипедам при условии, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Стоянка в целях длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги (п.12 Правил).

2. Объективная сторона правонарушения складывается из ряда противоправных действий, свидетельствующих о нарушении правил остановки или стоянки транспортных средств.

Часть 1 данной статьи с объективной стороны выражается в несоблюдении требований остановки или стоянки транспортных средств, если указанные действия не подпадают под квалификацию ч.2-4 настоящей статьи. Диспозиция ч.1 ст.12.19 является бланкетной. Поэтому для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие специальные правила были нарушены. Например, стоянка осуществлена в местах, где запрещена остановка; стоянка осуществлена в населенном пункте на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1; стоянка в жилой зоне с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

Остановка или стоянка на железнодорожном переезде квалифицируется по ч.1 ст.12.10 настоящего Кодекса.

Нарушение правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками с применением блокирующих устройств, эвакуации транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер квалифицируются по ст.12.36 (воспрепятствование законной деятельности по управлению и эксплуатации транспортных средств — см. комментарий).

Как вытекает из содержания ч.2 ст.12.19, в данном случае объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении остановки или стоянки транспортного средства в местах, исключительно отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

С объективной стороны ч.3 комментируемой статьи выражается в остановке или стоянке транспортного средства на тротуаре. Однако сам факт остановки или стоянки на тротуаре не образует юридического состава правонарушения. В данном случае необходимо установить, что остановка или стоянка на тротуаре создали препятствия для движения пешеходов.

Административная ответственность по ч.4 ст.12.19 наступает за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле.

В случае нарушения правил стоянки или остановки транспортных средств, порядка пользования муниципальными, коммерческими или иными парковками запрещается применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, удержание их на стоянках, снятие номерных знаков, применение иных принудительных мер, не предусмотренных федеральным законом.

Читайте так же:  Надзорная жалоба на судебные акты арбитражных судов

3. С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ст.12.19, может быть совершено умышленно или по неосторожности.

4. Субъектом административного правонарушения является водитель транспортного средства, нарушивший правила остановки или стоянки транспортных средств.

Статья КоАП 12.19ч.6

Информация о статье

Остановка или стоянка ТС на пешеходном переходе, за исключением вынужденной остановки, либо нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов

Штраф 1000 руб.
(Для Москвы и Санкт-Петербурга — 3000 руб.),
задержание транспортного средства

Статья 12.19 КоАП РФ. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств

1. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частями 2 — 6 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

2. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, —

влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.

3. Остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3.1. Остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

3.2. Остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных частями 4 и 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

4. Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

5. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей.

6. Нарушения, предусмотренные частями 3 — 4 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

влекут наложение административного штрафа в размере трех тысяч рублей.

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ.

Комментарии к ст. 12.19 КОАП РФ

1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в области обеспечения безопасности дорожного движения. Статья состоит из четырех частей.

2. С объективной стороны комментируемое административное правонарушение выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных разделом 12 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

3. Часть 1 рассматриваемой статьи устанавливает ответственность в случае, если водитель в нарушение запрета (п. 12.4 Правил) осуществляет остановку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, создавая при этом помехи движению трамвая; на мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними; на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними; на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении и др. Стоянка запрещается в местах, где запрещена остановка, а также вне населенных пунктов на проезжей части дороги, обозначенных знаком 2.1 (см. приложение 1 к Правилам дорожного движения) и ближе 50 м от железнодорожных переездов.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

5. По ч. 3 данной статьи водители несут ответственность за остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе (за исключением вынужденной остановки), а равно за нарушение правил остановки и стоянки на тротуаре, повлекшее создание препятствий для движения пешеходов.

Пункт 12.2 Правил хотя и разрешает стоянку на тротуаре, но с условием, что это не будет препятствовать движению пешеходов. Под препятствием здесь следует понимать расположение транспортного средства на тротуаре, делающее невозможным проход пешеходов по тротуару и вынуждающее их выходить на проезжую часть дороги.

6. В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле. Под препятствием здесь следует понимать создание ситуации, затрудняющей, а порой и прекращающей процесс бесперебойного движения других транспортных средств (стоянка посередине дороги, стоянка на выезде с прилегающей территории и т.п.). Остановка и стоянка в тоннеле запрещены Правилами дорожного движения.

Учитывая опасность правонарушения, законодатель счел необходимым применять к нарушителям наряду со штрафом и такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как задержание транспортного средства (см. ст. 27.13 Кодекса).

7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.

8. С субъективной стороны комментируемое правонарушение характеризуется прямым умыслом.

9. Дела о правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (ст. 23.3).

Протоколы по указанным нарушениям составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Совершение в городах федерального значения правонарушений, связанных с неправильной остановкой или стоянкой, описываемых в частях 3 и 4 комментируемой статьи

Проверка и оплата штрафов ГИБДД

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Предмет данной части рассматриваемой статьи составляют любые случаи нарушений правил остановки либо стоянки, описываемые в частях 3, 3.1, 3.2 и 4:

  1. на пешеходном переходе или ближе, чем в пяти метрах от него, а также неправомерная парковка либо остановка на тротуаре;
  2. ближе, чем в 15 м от остановки городского транспорта или площадки легковых такси (кроме ситуаций, когда водителю требуется высадить или забрать пассажиров от края проезжей части);
  3. вблизи трамвайных путей и непосредственно на них, а также парковка не в крайнем правом ряду (за исключением случаев экстренной остановки или технической неисправности авто);
  4. при таком положении транспортного средства, когда оно становится препятствием для других машин (то есть когда остальные участники движения вынуждены совершать перестроение для объезда помехи на дороге). Сюда же относится остановка в тоннелях, под эстакадами и мостами.

За такие нарушения, совершенные на улицах Москвы и Санкт-Петербурга, водителю грозит финансовое взыскание в размере 3000 рублей. При этом его авто будет задержано и отправлено на штрафстоянку до устранения предмета правонарушения. Все расходы по транспортировке пребыванию ТС на платной парковке также должны быть возмещены лицом, совершившим административный проступок.

Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется умышленным умыслом.

Наглядно показываем внесенные изменения в КоАП: новые штрафы за нарушение правил парковки и другое

Напомним, что, согласно Правилам дорожного движения (ПДД), «остановка» — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до пяти минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства. А «стоянка» — это преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более пяти минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства. Новые штрафы за нарушение правил остановки и стоянки указаны в подписях к иллюстрациям.

С 1 июля изменится и еще одна важная статья Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) — пункт 27.13 «Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации». Теперь инспекторы дорожно-патрульной службы (ДПС) вновь получили право снимать номера за неправильно затонированные стекла! Преж­де за это грозил лишь штраф в 500 рублей. Напомним, что по техническому­ регламенту «О безо­пасности колесных транспортных средств» светопропускная способность передних боковых и лобового стекол должна быть не менее 70%. Проверить степень тонировки инспекторы имеют право в любой момент, но только с помощью специальных приборов — на каждый из них должен быть сертификат, а проведение измерений возможно лишь при требуемых погодных условиях (температура и влажность).

Читайте так же:  Судебная практика кфх

Другое нововведение касается эвакуации. До 1 июля этого года в случаях неправильной парковки она применялась только при нарушениях по статье 12.19.4 (неправильная парковка, создавшая препятствия движению других автомобилей) — теперь же эвакуировать машину могут и за парковку на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, вторым рядом и даже при простом нарушении требований знаков и разметки, регулирующих остановку и стоянку.

Изменится и порядок оплаты эвакуации. Раньше его определяли Правила задержания транспортных средств, которые были приняты Постановлением правительства №759 еще в 2003 году — они ссылались на часть 5 статьи 27.13. В 2008 году порядок изменился — эвакуация и первые сутки хранения автомобиля на спецстоянке стали бесплатными, после чего тарификация шла по часам: например, в Москве расценки составляли 40 рублей в час во вторые и третьи сутки и 80 рублей далее.

Но с 1 июля в статье 27.13 будет закреплено лишь то, что «расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства возмещаются лицом, совершившим административное правонарушение». Из КоАП исчезло упоминание того, что порядок задержания, хранения автомобилей и оплаты «услуг» эвакуации определяется правительством РФ. Теперь его должны определять законы, принимаемые властями субъектов Федерации.

По нашей информации, активная работа над подобным законом началась лишь в Санкт-Петербурге, но и там пока нет конкретных расценок. Вероятно, в большинстве регионов подобные законы будут приняты в авральном режиме прямо к 1 июля. Но в любом случае следует помнить: если вы прибыли на место задержания до того, как эвакуатор тронулся с места, вам обязаны вернуть автомобиль! Если сотрудники ГИБДД отказываются это делать, надо жаловаться по телефону доверия (есть на каждой полицейской машине) или в прокуратуру.

Однако, как водится, куда лучше не нарушать ПДД. Кстати, оплата эвакуации нарушителями — обыкновенная практика для многих стран. К примеру, во Франции машину могут увезти на штрафстоянку не только если она создает помехи движению других автомобилей, но даже если просто портит эстетический вид местности! Стоит эвакуация 113 или 126 евро (около 5000 руб­лей), а хранение в зависимости от размеров населенного пункта — шесть или десять евро в день.

Интересно, что если вы прибыли к своему автомобилю, когда решение об эвакуации принято, но его еще не увезли, вам все равно придется оплатить «предварительные работы» (15 евро), а если вы препятствуете эвакуации автомобиля, можно попасть в тюрьму на три месяца и схлопотать штраф в 3750 евро! Кстати, сами штрафы за неправильную парковку относительно небольшие: от 17 евро за нарушение правил парковки до 135 евро за создание помех движению автобусов. Правда, «расплата» может достигать и 375 евро, ведь во Франции действует балльная система нарушений с прогрессивной шкалой штрафов.

Правонарушение 12.19 часть 6

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы административного права ›
  • Административные правонарушения в области дорожного движения ›
  • Что такое нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств?

Что такое нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств?

Что такое нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств?

Правила дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее – ПДД) устанавливают, в том числе, правила остановки и стоянки транспортных средств. Они предусмотрены Разделом 12 ПДД.

Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных п. 12.2 ПДД, — на тротуаре.

На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком «Парковка (парковочное место)» и линиями дорожной разметки, знаком «Парковка (парковочное место)» с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» (при этом 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку параллельно краю проезжей части; 8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке) и линиями дорожной разметки или без таковых.

Сочетание знака «Парковка (парковочное место)» с одной из табличек 8.6.1 — 8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» (при этом 8.6.1 указывает, что все транспортные средства должны быть поставлены на стоянку параллельно краю проезжей части; 8.6.2 — 8.6.9 указывают способ постановки легковых автомобилей и мотоциклов на околотротуарной стоянке), а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Стоянка на краю тротуара, граничащего с проезжей частью, разрешается только легковым автомобилям, мотоциклам, мопедам и велосипедам в местах, обозначенных знаком «Парковка (парковочное место)» с одной из табличек 8.4.7 «Вид транспортного средства», 8.6.2, 8.6.3, 8.6.6 — 8.6.9 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» (п. 12.2 ПДД).

Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега и тому подобное вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.

ПДД запрещает остановку:

– на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;

– на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

– в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

– на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;

– на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;

– на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

– ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17 (которая обозначает места остановок маршрутных транспортных средств и стоянки такси), а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

– в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;

Читайте так же:  Игра варфейс ликвидация прохождение

– на полосе для велосипедистов.

– в местах, где запрещена остановка;

– вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;

– ближе 50 м от железнодорожных переездов.

При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.

Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.

Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.

За нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств установлена ответственность ст. 12.19 КоАП РФ. Особенностью данной статьи является установление повышенных размеров штрафов за правонарушения, совершенные в г. Москве и г. Санкт-Петербурге.

Так, ст. 12.19 КоАП РФ предусматривает, что:

а) нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств (за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ и ч. 2 — 6 ст. 12.19 КоАП РФ) влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (ч. 1 ст. 12.19 КоАП РФ);

б) нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 000 рублей (ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ);

в) остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, за исключением вынужденной остановки и случая, предусмотренного ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ, либо нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 12.19 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей (ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ);

г) остановка или стоянка транспортных средств в местах остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси либо ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, за исключением остановки для посадки или высадки пассажиров, вынужденной остановки и случаев, предусмотренных ч. 4 и 6 ст. 12.19 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 рублей (ч. 3.1 ст. 12.19 КоАП РФ);

д) остановка или стоянка транспортных средств на трамвайных путях либо остановка или стоянка транспортных средств далее первого ряда от края проезжей части, за исключением вынужденной остановки и случаев, предусмотренных ч. 4 и 6 ст. 12.19 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей (ч. 3.2 ст. 12.19 КоАП РФ);

е) нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на проезжей части, повлекшее создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановка или стоянка транспортного средства в тоннеле, за исключением случая, предусмотренного ч. 6 ст. 12.19 КоАП, влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей (ч. 4 ст. 12.19 КоАП РФ);

ж) нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.19 КоАП, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влечет наложение административного штрафа в размере 2 500 рублей (ч. 5 ст. 12.19 КоАП РФ);

з) нарушения, предусмотренные ч. 3 — 4 ст. 12.19 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, влекут наложение административного штрафа в размере 3 000 рублей (ч. 6 ст. 12.19 КоАП РФ).

Комментарий к статье 12.19

С объективной стороны состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в нарушении правил остановки и стоянки, определенных в разд. 12 Правил дорожного движения.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, образуют нарушения правил остановки и стоянки, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 12.10 КоАП РФ (остановка или стоянка на железнодорожном переезде) и ч. 2 — 6 комментируемой статьи.

В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрена ответственность водителей за нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств в местах, отведенных для остановки или стоянки транспортных средств инвалидов.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 комментируемой статьи, образует нарушение запрета на остановку или стоянку транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним, установленного в п. 12.4 Правил дорожного движения. Вынужденная остановка в таких местах не влечет наступления административной ответственности.

Вынужденная остановка трактуется как прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге (п. 1.2 Правил дорожного движения).

В такой ситуации водитель обязан включить аварийную сигнализацию и принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест (п. 7.1, 12.6 Правил дорожного движения). По рассматриваемой части статьи не могут квалифицироваться нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на пешеходном переходе и ближе 5 м перед ним, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге. Также не являются основанием для привлечения к ответственности по рассматриваемой части статьи нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

Пункты 12.4 и 12.5 Правил дорожного движения запрещают остановку и стоянку транспортных средств ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии — от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси). Нарушение данного запрета водителем образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 комментируемой статьи.

Остановка или стоянка, осуществляемые для посадки или высадки пассажиров, а также вынужденная остановка в указанных местах не влекут ответственности по рассматриваемой части статьи. По комментируемой части статьи не могут квалифицироваться действия водителя, ответственность за совершение которых установлена в ч. 4 и 6 комментируемой статьи.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.

В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за нарушение правил остановки и стоянки, повлекших создание препятствий для движения других транспортных средств, а равно остановку или стоянку транспортного средства в тоннеле.

Под препятствием в Правилах дорожного движения понимается неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Остановка и стоянка транспортных средств в тоннеле запрещены (п. 12.4, 12.5 Правил дорожного движения). Совершение названных правонарушений в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге образует состав административного правонарушения, предусмотренного в ч. 6 комментируемой статьи.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 комментируемой статьи, образуют нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 12.9 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 комментируемой статьи, образует совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3 — 4 этой статьи, совершенных в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

За совершение правонарушений, предусмотренных ч. 3 — 4, 6 ст. 12.19 КоАП РФ, в соответствии со ст. 27.13 КоАП РФ применяется задержание транспортного средства и помещение его на специализированную стоянку.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств, а их действия характеризуются умышленной формой вины.

Дела о комментируемых правонарушениях рассматривают начальник Госавтоинспекции, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, а также сотрудники Госавтоинспекции, имеющие специальное звание (ст. 23.3 КоАП РФ).

Протоколы о соответствующих правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).

Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки