Познавательно объяснительная функция науки это

Прогностическая функция. Познавательно-прогностическая функция

Научно обоснованное целеполагание, проектирование и последующее усовершенствование действующих образовательных структур, эффективное ведение политики образования — основополагающие принципы познавательно-прогностической функции.

Термин «функция», пришедший из латинского языка, имеет несколько значений: «выполнение», «совершение». Наука является мощной социальной силой, занимающейся решением глобальных проблем человеческой цивилизации. В современной жизни роль науки стабильно возрастает, порождая и видоизменяя статус культуры общественного сознания. Научная деятельность, искусство и обыденное сознание — неразрывно связанные формы познавательной активности. В научной теории существуют основные функции, каждая из которых тесно связана с другой: теоретико-познавательная, практическая и прогностическая. Примечательно, что степень и характер их проявления зависят от целей, установок и условий, в которых они изучаются.

Задача теоретико-познавательной функции сводится к раскрытию содержания законов, категорий, существенных причинно-следственных связей процессов. Она изучает характер проявления этих процессов, наличие внутренних противоречий, а также способы их преодоления для обеспечения поступательного развития общества.

Теоретико-познавательная функция служит фундаментом для любой научной дисциплины. Непосредственное познание заключается в рассмотрении фактов, наблюдении и изучении поведенческих особенностей субъектов, типичных для них явлений, на основе которых изучаются законы и категории.

Практическая функция обосновывает применение законов, необходимых для решения задач и осуществления политики, отвечающей коллективным интересам. Например, в экономике практическая функция основана на изучении рациональных форм хозяйственного управления, а также на применении мер, способствующих разрешению экономических проблем с достижением эффективного результата развития производственных субъектов и стремительного роста благосостояния населения.

Процессы и явления, материя и сознание, человек и общество — прогностическая функция в контексте философской дисциплины построена на создании прогнозов относительно форм и направлений развития объектов в будущем. Теоретическим основанием для нее служит имеющаяся система знаний об окружающей действительности.

Данные, которыми владеет наука, являются основополагающими в определении развития человеческого общества. Прогностическая функция философии заключается в изучении социально-культурного феномена науки, познания взаимодействий природы и общества. Например, изучение явления гуманизации в условиях технической революции: деятельность современного инженера обезличивает человечество, неся с собой не только блага и прогресс, но и разрушение естества, машинизацию общества, извращение духа. Прогностическая функция философского учения основана на рационально-теоретическом постижении мира, изучении присущих ему законов и закономерностей, попытках объяснения и прогнозирования их развития.

В педагогике прогностическая функция носит следующий характер: обоснованное предвидение путей развития образовательных реалий. Программное обучение, разработка ЭВМ и коммуникационных средств стали основой для развития такой отрасли науки, как педагогическая футурология. Прогностическая функция педагогики выдвигает множество теорий о прогрессивном движении образования. Например, дети будущего поколения будут обучаться либо в домашних условиях, либо в специализированных центрах.

Основой для образовательной деятельности станут теле­коммуникационные средства. Результаты педагогических исследований заключены в теориях, педагогических системах и технологиях. Прогнозы деятелей образовательной сферы представлены в виде докладов, статей, книг, учебных пособий и обучающих программ.

В экономической теории задача прогностической функции сводится к предвидению экономических процессов. Тех, что способствуют отрицательным и положительным изменениям экономических показателей. Экономические кризисы, инфляция, безработица, низкий доход — предотвращение рыночно-экономических бедствий прогностическая функция экономического знания возложила на свои плечи.

Государство и право

Теория государства и права невозможна без прогностической функции. Составление прогнозов и предсказаний, выдвижение гипотез, изучение путей развития государственно-правовых явлений имеют немаловажное значение в эволюции держав. Прогностическая функция права и государства имеет свою структуру. Это процесс построения и регулирования государственных общественных отношений в контексте права, а также изучение характерных для него явлений, попытки стабилизировать социальную, политическую и национальную обстановку, устранение противоречий в формах управления.

Структура правосознания

Этот момент не менее важен для понимания рассматриваемого вопроса. Прогностическая функция как метод моделирования социально необходимых правил поведения, регулирующих общественные отношения, является идейным источником права. Но выполняется она посредством правосознания.

Совокупность взаимных связей и действий компонентов, необходимых для целостного развития и функционирования правосознания, называют структурой правосознания. Она представляет собой два элемента: научное (идеология) и обыденное (психология) правосознание.

Под системой взглядов, представленных в форме теории, но находящих свое отражение в правовых явлениях общества, подразумевают правовую идеологию или научное правосознание. Этот элемент играет важную роль в деятельности государственных органов, занимающихся использованием правотворческих и правоприменительных идей.

Правовая психология занимается изучением настроений, превалирующих в социальных группах или у отдельно взятых индивидов относительно права и закона, которые функционируют в обществе. Другими словами, такой элемент структуры правосознания, как правовая психология, анализирует отношение населения к действующему законодательству, а также к утверждению и реализации новых законов, правовому закреплению определенных общественных норм.

Срочно познавательно-объяснительная функция науки примеры подскажите пожалуйста

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

объяснение объективно действующих законов, объяснение устройства мира

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Посмотри видео для доступа к ответу

О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Смотреть что такое «ФУНКЦИИ НАУКИ» в других словарях:

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ — совокупность ролей, к рые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных истор. опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и… … Энциклопедия культурологии

Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Энциклопедия права

Функции теории государства и права — те реальные изменения, которые данная наука способна производить в общественном сознании, государствоведческой и юридической практике. Принято выделять онтологическую, гносеологическую, или теоретическую, методологическую, мировоззренческую,… … Элементарные начала общей теории права

Функции криминалистики — общие типы решаемых криминалистической наукой задач в аспекте ее социальной функции научного обеспечения борьбы с преступностью. Ф.к. подразделяются на методологическую, объяснительную, синтезирующую и предсказательную. Методологическая Ф.к … Криминалистическая энциклопедия

Функции государства — (англ functions of state) в теории государства и права основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное значение. В зависимости от… … Большой юридический словарь

Читайте так же:  Можно ли лишить родительских прав в браке

Функции микроэкономики — Функция микроэкономики По аналогии с фундаментальной экономической теорией применительно к современной микроэкономике есть резон выделять познавательную, теоретическую, методологическую, практическую и идеологическую функции. Само название первой … Википедия

Функции Минпромнауки РФ — в соответствии с п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 г. № 812 «Об утверждении положения о Министерстве промышленности, науки и технологий Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 09.07 … Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА — основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Принято выделять следующие функции современного государства: 1. Экономическая. Применительно к современному государству… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

НАУКИ О ДУХЕ — комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих универсальные ценности, природу, функции и их проявления в человеческой жизни, коллективном и индивидуальном поведении людей. Основное предназначение универсальных ценностей (Бог, Благо, Истина, Добро,… … Философия науки: Словарь основных терминов

Функции экономических наук — составной частью общественных наук являются экономические науки. Они представляют продукт длительного исторического развития. С развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда, шел процесс познания экономических… … Словарь по экономической теории

Социальные функции науки. Взаимоотношение науки и техники. Научно-технический прогресс и его последствия. Гуманизация науки и техники.

Функциональный анализ науки – составная часть ее системно-деятельностной концепции. Обычно называют две главные функции науки — познавательную и практическую. Вообще же в литературе, касающейся данной области исследований, функции науки обычно представлены в следующей последовательности: познавательная, объяснительная, практически-действенная прогностическая, мировоззренческая и функция социальной памяти.

В качестве главных критериев выделения функций науки выступают основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Итак, главные функции науки следующие:

познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой — как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

к чис­лу важ­ней­ших функ­ций нау­ки от­но­сит­ся пред­ви­де­ние.

мировоззренческая функция тесно связана с первой, главная цель ее — разработка научного мировоззрения и научной картины мира, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя ведущую роль в этом деле играет философия;

производственная, технико-технологическая функция призвана рационализировать, «онаучивать» сферу материального производства, обеспечить его нормальное функционирование и развитие, технический и технологический прогресс, внедрение в производство новых технологий, форм организации и т п.

управленческо — регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов.

культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования.

идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает наследование, сохранение всех достижений научного «коллективного интеллекта», научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты, определенных норм, ценностей и идеалов в сфере научного производства, сообщества;

практически-действенная функция в известной мере как бы интегрирует все другие функции науки, характеризует её как универсальную преобразующую социальную силу, которая способна изменить все общество, все его сферы, стороны и отношения. Данная функция осуществляется главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации научного знания, идей ученых;

методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания, «вооружать» ученых солидным и эффективным исследовательским инструментарием; прогресс науки оценивается не только богатством новых идей, но мощью исследовательского арсенала.

Таковы основные общие функции науки. Очевидно, что практически все они так или иначе связаны между собой.

Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них – культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.

Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д.

В настоящее время развитие науки является одним из главных условий развития техники. Можно выделить три основных точки зрения на взаимоотношение науки и техники в обществе. Первая – утверждается определяющая роль науки, технику воспринимают как прикладную науку. Это модель взаимоотношения науки и техники, когда наука рассматривается как производство знания, а техника – как его применение. Такая модель – достаточно одностороннее отражение реального процесса из взаимодействия.

Другая модель – взаимовлияние науки и техники, когда они рассматриваются как независимые, самостоятельные явления, взаимодействующие на определенных этапах своего развития. Утверждается, что познанием движет стремление к истине, тогда как техника развивается для решения практических проблем. Иногда техника использует научные результаты для своих целей, иногда наука использует

технические устройства для решения своих проблем.

Третья модель утверждает ведущую роль техники: наука развивалась под влиянием потребностей техники. Создание техники определялось нуждами производства, а наука возникает и развивается как попытка понять процесс функционирования технических устройств. Действительно, мельница, часы, насосы, паровой двигатель и т.д. создавались практиками, а соответствующие разделы науки возникают позднее и представляют собой теоретическое осмысление действия технических устройств.

Беспрецедентный по своим темпам и размаху научно-технический прогресс является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает производительность общественного труда, расширяет масштабы производства. Она добилась ни с чем не сравнимых результатов в овладении силами природы. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития.

Сегодня многие отрицают гуманистическую направленность развития науки. Распространилось убеждение, что цели и устремления науки и общества в наши дни разделены и пришли в противоречие, что этические нормы современной науки едва ли не противоположны общечеловеческим социально-этическим и гуманистическим нормам и принципам, а научный поиск давно вышел из-под морального контроля и сократовский постулат «знание и добродетель неразрывны» уже списан в исторический архив.

Научно-технический прогресс не только обостряет многие из существующих противоречий современного общественного развития, но и порождает новые.

Человек теперь может побеждать многие болезни, увеличить вдвое (по сравнению с предшествующими поколениями) продолжительность жизни, существенно улучшить свой быт и рацион питания. Он усовершенствовал способы производства товаров и выпускает их теперь в невероятно массовых масштабах, он изобрел технические средства, которые могут быстро перенести его самого и его имущество через континенты и океаны, он может мгновенно связаться с кем угодно, в какой бы точке планеты он ни был.

Читайте так же:  Дроздова адвокат новороссийск

Эта новая роль человека возвышенна и благородна. Ему предстоит выполнять те функции и принимать те решения, которые он ранее относил исключительно за счет мудрости Природы. Его роль, хочет он того или нет, в том, чтобы быть лидером эволюционного процесса на Земле, и ему придется взять на себя руководство этим процессом, с тем чтобы ориентировать его в благоприятном для всех направлении.

По мере того, как возрастало могущество современного человека, все тяжелее и ощутимее становилось отсутствие в нем чувства ответственности, созвучного его новому статусу в мире. У него, так сказать, хватило ловкости похитить огонь у богов, но не было их мастерства и мудрости, чтобы им воспользоваться.

Опыт истории убедил нас, что знание – это сила, что наука открывает человеку источники невиданного могущества и власти над природой. Мы знаем, что последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятными для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профессиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Дата добавления: 2015-01-01 ; просмотров: 70 ; Нарушение авторских прав

Познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, т. е. производство нового научного знания.

Мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, ее главная цель – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоз­зренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом играет философия.

Производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки.

Культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ее достижения, идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь образовательный процесс, на содержание программ, планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность, политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

Описательная функция – сбор и накопление данных, фактов. С этой функции (этапа) начинается любая наука, т.к. она может базироваться только на большом количестве фактического материала. Так, например, научная химия могла появиться только тогда, когда ее предшественниками – алхимиками был накоплен огромный фактический материал о химических свойствах различных веществ.

Объяснительная функция – объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов.

Обобщающая функция – формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты. В качестве классических примеров можно привести классификацию биологических видов К. Линнея, теорию эволюции Ч. Дарвина, периодический закон Д.И. Менделева.

Предсказательная функция – научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления. Так, например, были открыты планеты Уран, Нептун, Плутон, с точностью до секунд астрономы могут рассчитать столкновение Земли с какой-либо кометой и т.д.

Предписывающая или нормативная функция – научные знания, например, позволяют оптимально выстраивать государственные стандарты на те или иные изделия или технологии, которые становятся обязательными для выполнения на производстве, в школе и т.д.

Позиция науки по отношению к практике, как правило, опережающая. Наука всегда была базой техники и технологии. Так, например, применение компьютеров, лазеров, методов электрохимической обработки, композиционных материалов и т.д. стало возможным только благодаря научным исследованиям. В то же время в области гуманитарных, общественных наук опережающая функция науки может быть реализована далеко не всегда в силу чрезвычайно сложного объекта исследования.

Общие закономерности развития науки

Известны шесть основных закономерностей развития науки.

1. Обусловленность развития науки потребностями общественно — исторической практики. Это главная движущая сила или источник развития науки. При этом подчеркнем, что обусловлена она не просто потребностями практики, например производственной, образовательной, а именно – обществено — исторической практики. Каждое конкретное исследование может и не обусловливаться конкретными запросами практики, а вытекать из логики развития самой науки или, к примеру, определяться личными интересами ученого.

2. Относительная самостоятельность развития науки. Какие бы конкретные задачи ни ставила практика перед наукой, решение этих задач может быть осуществлено лишь по достижении наукой определенного соответствующего уровня, определенных ступеней развития самого процесса познания действительности. При этом от ученого нередко требуется определенное мужество, когда его научные взгляды, его научные построения идут «вразрез» с устоявшимися традициями, с мнением коллег, с установками того или иного министерства или с действующими нормативами, документами и т. п.

3. Преемственность в развитии научных теорий, идей и понятий, методов и средств научного познания. Каждая более высокая ступень в развитии науки возникает на основе предшествующей ступени с сохранением всего ценного, что было накоплено раньше.

4. Чередование в развитии науки периодов относительно спокойного (эволюционного) развития и бурной (революционной) ломки теоретических основ науки, системы ее понятий и представлений. Эволюционное развитие науки — процесс постепенного накопления новых фактов, экспериментальных данных в рамках существующих теоретических воззрений, в связи с чем идет расширение, уточнение и доработка уже принятых ранее теорий, понятий, принципов. Революции в науке наступают, когда начинается коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений, пересмотр фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых данных, открытия новых явлений, не укладывающихся в рамки прежних воззрений.

Но ломке и отбрасыванию подвергается при этом не само содержание прежних знаний, а их неверное истолкование, например неправильная универсализация законов и принципов, имеющих в действительности лишь относительный, ограниченный характер. Например, в сфере гуманитарных, общественных наук мы сегодня находимся на этапе их революционного развития. При этом нередко встречаются попытки некоторых ученых, отбросить все, что было наработано этими науками за годы советской власти, и начать как бы «все сначала»; или вернуться к исходным позициям до 1917 г. или даже до 1913 г. Но, как говорится, «из песни слов не выкинешь» – ученый должен быть объективен и учитывать то позитивное, созидательное, что было достигнуто во все периоды истории.

Читайте так же:  Купля продажа в алматы

5. Взаимодействие и взаимосвязанность всех отраслей науки, в результате чего предмет одной отрасли науки может и должен исследоваться приемами и методами другой науки. В результате этого создаются необходимые условия для более полного и глубокого раскрытия сущности и законов качественно различных явлений.

6. Свобода критики, беспрепятственное обсуждение вопросов науки, открытое и свободное выражение различных мнений. Поскольку диалектически противоречивый характер явлений и процессов в природе, в обществе и человеке раскрывается в науке не сразу и не прямо, в борющихся мнениях и воззрениях отражаются лишь отдельные противоречивые стороны изучаемых процессов. В результате такой борьбы преодолевается первоначальная неизбежная односторонность различных взглядов на объект исследования и вырабатывается единое воззрение, на сегодняшний день наиболее адекватное отражение самой действительности.

Презентация к уроку обществознания «Наука»

Презентация к уроку содержит как теоретический материал по теме , так и задания формата ЕГЭ по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку обществознания «Наука»»

Обществознание 11 класс

Науковедение — наука о науке

Взаимодействие науки с другими сферами жизни общества

Закономерности функционирования и развития науки

Структуру и динамику научной деятельности

  • НАУКА – сфера деятельности человека, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности
  • НАУКА – это сфера творческой деятельности, направленной на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний.

  • Полезно (т.к. способствует интеллектуальному развитию человека, позволяет предвидеть возможные результаты деятельности и совершенствовать средства деятельности)
  • Самоценно (т.к. объективно)

  • Познавательная (познавательно-объяснительная)
  • Практически — деятельностная
  • Культурная ( культурно-мировоззренческая)
  • Социальная
  • Функция науки как непосредственной производительной силы общества

Задание: используя учебник, объясните смысл каждой функции

Задание формата ЕГЭ Приведите примеры проявления функции науки как непосредственной производительной силы общества.

  • исследование структуры атомного ядра открыло путь к использованию атомной энергии;
  • — благодаря развитию математики были созданы средства автоматизации производства и управления;
  • — изучение электрических явлений в твёрдых телах и газах послужило основой возникновения электроники.

Задание формата ЕГЭ

  • Индийский эксперт по проблемам нищеты и голода Амартья Сен, бывший ранее профессором Гарвардского университета, стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики за свой вклад в развитие экономической теории благосостояния, учёный занимался теорией распределения ресурсов в обществе.

Какую функцию науки иллюстрирует его деятельность? Ответ поясните. Приведите свой пример проявления данной функции науки.

  • Функция науки — социальная, потому что предлагая теорию распределения ресурсов, наука помогает решать острые социальные, экономические и политические проблемы человечества. Таким образом наука участвует в социальном развитии и управлении социальными процессами.

примеры проявления данной функции науки:

— научная разработка решения экологических проблем;

— научное обоснование стратегии борьбы с мировым терроризмом;

— научный анализ путей преодоления межнациональных конфликтов.

Черты современной науки:

  • Всеохватность и универсальность
  • Незавершённость
  • Сочетание индивидуального поиска и деятельности коллективов
  • Сочетание дифференциации и интеграции исследований

  • Внутренняя этика наукиавторство и плагиат; критический разбор того, что сделано со стороны и самому; публикация отрицательных результатов исследования; экспертиза и рецензирование; консультирование; популяризация
  • Внешняя этика наукивзаимоотношения между наукой и обществом, проблема социальной ответственности.

  • Не навреди
  • Научная честность и стремление к истине
  • Добросовестность научного исследования
  • Социальная ответственность

Задание формата ЕГЭ

  • Известны слова поэта: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся. » Как вы думаете, применимы ли они к современным научным исследованиям и к их последствиям? Приведите два примера, подтверждающих ваши выводы.

Задание формата ЕГЭ

Слова поэта имеют непосредственное отношение к современным научным открытиям, которые могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

— развитие генной инженерии позволило вывести новые сорта растений и животных, но привело к утрачиванию генов, которые могут понадобиться в будущем.

— развитие ядерной энергетики вооружило человечество новым источником энергии, но аварии на АЭС вызывают большое число жертв и огромные материальные потери.

  • П. 31
  • Стр. 335 «Подумайте, обсудите, сделайте», задание № 2, 3, 4.

Базовые функции современной науки

Наука – система объективно-истинных и логически связанных понятий, суждений, законов. Современная наука – это мощная самоорганизующаяся система. Ее главными контролирующими параметрами выступают экономическое материально-финансовое обеспечение и социальный заказ со стороны общества; и свобода научного поиска.

Само понятие науки многозначно. Так, принято различать следующие разновидности: 1) наука как система знаний; 2) наука как деятельность; 3) наука как социальный институт; 4) наука как культурно-исторический феномен.

Поэтому науку изучают во многих плоскостях. Но можно выделить 2 наиболее общих контекста, к которым с известной долей условности можно свести изучение научной деятельности. Это когнитивный и социально-культурный контексты научного познания.

К когнитивной плоскости относят круг тем, охватывающих внутренние концептуальные вопросы науки. Сюда включают теоретико-познавательные (или эпистемологические), методологические и логические аспекты. Социально-культурный контекст включает взаимосвязи с социальными, историческими и культурными факторами.

Основные функции современной науки: 1) социальные: культурно-мировоззренческая (объяснение и понимание реальности); непосредственная производительная сила (производство новых научных знаний); функция социальной силы (предполагает, что методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов социального и экономического развития); 2) Общие: описательная; объяснительная; прогностическая (предсказание явлений действительности на основе открываемых научных знаний).

Основными элементами науки являются: факты, закономерности, законы, научная картина мира.

///Главной функцией науки всегда являлось производство научно-теоретического знания. Многообразные функции науки можно проследить в процессе ее исторического становления. Так, античная наука демонстрировала значимость функций наблюдения, описания, объяснения. В результате развития наук появилась мировоззренческая функция науки (в современном мире именно научное знание составляет существенную основу мировоззрения личности). Культурная и технологическая функции науки связаны с формированием человека в качестве субъекта познавательной деятельности. При этом, культура формирует определенную среду, в которой рождается человек и исследует окружающий мир. Проявление регулятивной функции науки осуществляется через сложившуюся в обществе систему воспитания, обучения, образования и исследования. Наука реализует себя в функции непосредственной производственной силы, развивая хозяйство и умножая ресурсы общества. При этом, наука, в отличие от других свободных профессий не приносит сиюминутного дохода: в развитие науки необходимо вкладывать значительные средства, не надеясь их быстро окупить. Эта функция науки служит не постижению истины, а получению прибыли, что влечет за собой негативные последствия промышленного применения науки. Современная наука проявляет себя в функции социальной силы при решении глобальных проблем современности, экономических и социальных. Она все больше старается органично вписать в мир научно-технические достижения, используя свои методы и данные научных исследований для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития. Проектно-конструктивная функция науки связана с созданием новых технологий. Да и в целом, наука является неотъемлемой стороной интеллектуального поиска любого ранга. Основной функцией науки, тем не менее, является функция производства истинного научно-теоретического знания.