Повышенная пенсия льготный стаж отпуск по уходу за ребенком

Льготная пенсия по северному стажу

Каждый официально трудоустроенный гражданин нашей страны имеет право на получение пенсии при достижении определённого возраста. Но существуют такие условия труда, проработав в которых определённое время, гражданин может рассчитывать на досрочный выход на пенсию. К таким условиям труда относится работа на Крайнем севере и в местностях, которые имеют аналогичный статус. Сколько нужно иметь стажа для получения льготной пенсии?

«Северная» пенсия назначается, когда гражданин накопит определённый стаж. Он даёт право не только досрочно выйти на пенсию, но и получать её повышенный размер. Чем отличается от обычной? Повышенным размером за работу в тяжёлых климатических условиях. Ранее повышенная пенсия сохранялась, если «северные» пенсионеры выезжали из районов Крайнего севера. Теперь этот порядок упразднён. Перечень территорий, которые относятся к Крайнему северу, установлен Правительством РФ.

Для назначения северной пенсии в 2018 году необходимо иметь:/p>

  • 20 лет страхового стажа, при этом стаж работы на территории Крайнего Севера должен быть не меньше 12 лет;
  • 25 лет страхового стажа, при работе в местностях, которые приравнены к нему не менее 17 лет.

Этот стаж одинаков как для женщин, так и для мужчин, но женщины уходят на пенсию в 50 лет, а мужчины в 55. Однако, если у женщины двоё и более детей, северный стаж для неё сокращается на 3 года.

Как начисляется пенсия на севере, если полностью не выработан стаж? В этом случае, пенсия начисляется по обычной схеме, но на льготных условиях. Если стаж меньше 15 лет, но больше 7,5 лет, то пенсия рассчитывается по определённой схеме. Каждый отработанный год сверх 7,5 лет, уменьшает возраст для выхода на пенсию на 4 месяца.

При подсчёте северного стажа необходимо учитывать только те периоды, когда пенсионер работал на севере на полной ставке. Если же гражданин работал по совместительству на нескольких северных предприятиях, то выработку времени ему придётся доказывать, то есть представлять трудовые договоры, договоры подряда, акты, справки от работодателей и другие документы.

Северная пенсия для мужчин

Северная пенсия для мужчин начисляется при наличии следующих условий:

  • накоплен необходимый стаж для досрочного выхода на пенсию;
  • мужчина достиг возраста 55 лет.

Мужчины, проработавшие на севере более 7,5 лет, но не выработавшие полностью необходимый стаж, имеют право уйти на пенсию пораньше, но на общих условиях. Каждый год сверх 7,5 лет позволяет уйти на пенсию на 4 месяца раньше. Например, при стаже на Крайнем севере 10 лет, мужчина может выйти на пенсию в 56 лет и 8 месяцев.

Северная пенсия для женщин

Для выхода на пенсию на севере, женщина должна достичь 50 лет. При этом, наличие детей несколько сокращает её стаж.

Северная пенсия для женщин с двумя детьми назначается, когда женщина имеет стаж работы в районах крайнего севера и приравненных к ним территориям на 3 года меньше, чем требуется для досрочного выхода на пенсию. Северная пенсия для женщин с тремя детьми назначается точно по такой же схеме. А северная пенсия для женщин с одним ребенком назначается по общим правилам для северян.

При этом стоит учитывать, что для расчёта необходимого северного стажа, учитывается только фактически отработанное время в таких условиях. То есть, отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 и до 3 лет входит в общий страховой стаж, но не в северный.

Начисление пенсии работникам крайнего севера

Северные надбавки пенсии начисляются в соответствии с районным коэффициентом.

Каждая местность крайнего севера или приравненной к нему территории, имеет свой коэффициент «суровости». То есть, чем суровее климат, тем коэффициент надбавки выше. Его величина имеет значение при расчёте северной надбавки как к заработной плате, так и к пенсии.

Подсчет северного стажа, применение повышающего коэффициента к фиксированной выплате

В 2012 году я вышла на пенсию досрочно т.к. у меня есть северный стаж .

Повышающий коэффициент к фиксированной выплате (50% к фиксированной выплате для лиц проработавших на Крайнем севере не менее 15 лет) мне не применяют.

В Пенсионном фонде мне объяснили, что северного стажа у меня достаточно для того чтобы я вышла досрочно на пенсию (15лет 7мес 25дней), но для применения повышающего коэффициента к фиксированной выплате северного стажа не достаточно (14лет 2мес 19дней), т.к. не берут в расчет стажа отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 20.05.87 по 25.09.88г, говоря что учитываются только трудовые периоды ,ссылаются на п.4 ст.17 Федерального Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 25.12.13г.

Но я нашла информацию

Думаю что отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет с 20.05.87 по 25.09.88г должен быть включен в стаж и для применения повышающего коэффициента к фиксированной выплате.

Вопрос – прав ли Пенсионный фонд ? И если не прав как составить грамотно заявление на перерасчет пенсии.

Уточнение клиента

Почему то цитата не сохраняется в вопросе. Уточню об информации

08 Августа 2017, 14:31

Уточнение клиента

Отпуск по уходу за ребенком включается в специальный страховой стаж, но только если он имел место до 6 октября 1992 г. (т.е. до времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1, с принятием которого названный отпуск перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях). Такое разъяснение дал Верховный суд РФ в п. 15 Постановления Пленума от 20.12.2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (Российская газета. 2005. № 294. 29 дек.) и в п. 27 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. № 30.

08 Августа 2017, 14:33

Ответы юристов (16)

По вашей проблеме нашлось немного судебной практики, при этом решения как в пользу пенсионера, так и против.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 03.11.2015 по делу N 33-19300/2015
Требование: О включении в пенсионный стаж периодов трудовой деятельности и перерасчете размера начисленной пенсии.
Обстоятельства: Истица считает, что периоды отпусков по уходу за ребенком необоснованно исключены из стажа ее работы в районах Крайнего Севера.
Решение: Иск удовлетворен, так как периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком подлежат включению в стаж, поскольку действовавшая в спорные периоды ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Апелляционное определение Омского областного суда от 30.09.2015 по делу N 33-7173/2015
Требование: Об обязании установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии в повышенном размере, произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Органом Пенсионного фонда РФ не включены в стаж работы истицы в районах Крайнего Севера периоды нахождения ее в отпусках по уходу за детьми.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку органом Пенсионного фонда РФ необоснованно не включены спорные периоды в специальный стаж работы истицы и не установлен повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Практика ПРОТИВ: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.07.2016 N 33-12906/2016 по делу N 2-2385/2016
Требование: Об обязании произвести перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Обстоятельства: Истец полагает, что в целях определения права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии в стаж работы в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежит включению период отпуска по уходу за ребенком до трех лет.
Решение: В удовлетворении требования отказано.

Есть вопрос к юристу?

Вопрос – прав ли Пенсионный фонд ?

к сожалению, решить сможет только суд, в административном порядке решить спор не получится.

как составить грамотно заявление на перерасчет пенсии.

заказать составление документа вы можете в разделе сайта «Документы» или обратившись к конкретному юристу в чат (лучше выбрать юриста из вашего города, который лучше знает судебную практику по вашему региону).

Уточнение клиента

Я не спрашивала об отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, это понятно что не входит в северный стаж. Мой вопрос почему отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет ( с 20.05.87 по 25.09.88) учли при расчете северного стажа для досрочного выхода на пенсию а для применения повышающего коэффициента к фиксированной выплате его выбрасывают.

08 Августа 2017, 14:39

Добрый день, Светлана! Мое мнение — Пенсионный фонд в данном случае прав. Объясняю почему. Вот пункт 4 ст. 17 ФЗ «О страховых пенсиях»:

4. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 — 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

Тут речь именно про 15 лет работы, а не про 15 лет страхового стажа. А данный закон разделяет эти понятия.

Привожу статью 11 данного закона:

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Теперь статью 12.

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
(п. 9 введен Федеральным законом от 29.06.2015 N 173-ФЗ)

10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
(п. 10 введен Федеральным законом от 19.12.2016 N 437-ФЗ)

2. Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

То есть, с точки зрения данного закона, есть период работы, а есть иные периоды, включаемые в страховой стаж. Период отпуска по уходу за ребенком — это как раз «иной период». А в части 4 ст. 17 речь именно о 15-летнем периоде работы в районах Крайнего Севера. Поэтому, на мой взгляд, Вам все правильно посчитали в Пенсионном фонде.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30.

Пункт 27 Постановления №30 гласит:

Читайте так же:  Путин про гражданство

При разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

У вас же спор о досрочном назначении пенсии не идет, она вам уже назначена досрочно, спор идет о назначении фиксированной выплаты в повышенном размере.

Здравствуйте! Вы имеете право на перерасчет пенсии, так как отпуск по уходу за ребенком до 1992 года включался в специальный стаж.

Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком , судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Если ПФР откажет в перерасчете, то Вы вправе обратиться в суд.

Мохова обратилась в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга об обязании включить период отпуска по уходу за ребенком с 21 октября 1982 года по 25 декабря 1983 года в стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права на повышенную базовую часть трудовой пении, произвести перерасчет размера пенсии, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что является получателем трудовой пенсии по старости с 16 ноября 2012 года , в письме от 14 апреля 2016 года №… ответчик, представив расчет размера пенсии, сообщил, что период отпуска по уходу за ребенком с 21 октября 1982 года по 25 декабря 1983 года не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера для определения права на повышенную базовую часть трудовой пении, по мнению истицы, указанное решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга является незаконным.

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от , с учетом исправленных описок определением от , Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Калининском районе Санкт-Петербурга обязано включить период по уходу за ребенком с 21 октября 1982 года по 25 декабря 1983 года в специальный стаж Моховой для определения права на повышенную базовую часть трудовой пении, произвести перерасчет размера пенсии Моховой с 16 ноября 2012 года .

Я не спрашивала об отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, это понятно что не входит в северный стаж. Мой вопрос почему отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет

вы немного путаете понятия. Отпуск называется «по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», а вот пособие выплачивается только до полутора лет, а также в различные стажи сейчас засчитывают «период ухода за ребенком до 1,5 лет» — т.е. только часть «отпуска по уходу за ребенком до трех лет».

Как видите, мнения юристов также разделились, поэтому вам нужно зафиксировать обращение в ПФР, получить письменный отказ и обращаться в суд.

Мой вопрос почему отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет ( с 20.05.87 по 25.09.88) учли при расчете северного стажа для досрочного выхода на пенсию а для применения повышающего коэффициента к фиксированной выплате его выбрасывают.

Потому что в первом случае учитывается страховой стаж, куда отпуск по уходу за ребенком тоже включается. А для применения повышающего коэффициента значение имеет только стаж работы в районах Крайнего Севера. Обоснование я Вам выше уже привел.

Уточнение клиента

Да, в пенсионном так и говорят что учитывают только периоды РАБОТЫ для применения повышающего коэффициента к фиксированной выплате. В п.4 ст 17 закона 400-ФЗ слова » Лицам, проработавшим..» следует понимать как только периоды РАБОТЫ , а не специальный северный стаж?

08 Августа 2017, 15:04

Мой вопрос почему отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет ( с 20.05.87 по 25.09.88) учли при расчете северного стажа для досрочного выхода на пенсию а для применения повышающего коэффициента к фиксированной выплате его выбрасывают.

Да, все верно только отпуск до 1,5 лет включается в специальный стаж в том числе и в целях повышенного размера пенсии, но поскольку прямого указания закона на включение этого периода для ПФР нет, то споры решаются в судебном порядке.

Уточнение клиента

При расчете страховой пенсии(базовой части) отпуск по уходу за ребенком как то учли ( предоставили подробный расчет на 6 листах с кучей формул, проверить правильность простому человеку не реально, надеюсь правильно рассчитали). А вот для применения коэффициента 50% к фиксированной выплате( которая в этом году равна 4558.93) северного стажа у меня не хватает, т.к. выбрасывают отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет который был в 87-88 годах.

08 Августа 2017, 15:12

почему отпуск по уходу за ребенком до 1.5 лет ( с 20.05.87 по 25.09.88) учли при расчете северного стажа для досрочного выхода на пенсию а для применения повышающего коэффициента к фиксированной выплате его выбрасывают.

исходя из позиции, которую вам изложил коллега

То есть, с точки зрения данного закона, есть период работы, а есть иные периоды, включаемые в страховой стаж. Период отпуска по уходу за ребенком — это как раз «иной период». А в части 4 ст. 17 речь именно о 15-летнем периоде работы в районах Крайнего Севера. Поэтому, на мой взгляд, Вам все правильно посчитали в Пенсионном фонде.

Также следует отметить, что в соответствии с п. 7 Разъяснений «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет », утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N 375/24-11 от 29 ноября 1989 года ,

Время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера , а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска .

Да, все верно только отпуск до 1,5 лет включается в специальный стаж в том числе и в целях повышенного размера пенсии, но поскольку прямого указания закона на включение этого периода для ПФР нет, то споры решаются в судебном порядке.

Согласен с данной позицией.

Да, в пенсионном так и говорят что учитывают только периоды РАБОТЫ для применения повышающего коэффициента к фиксированной выплате. В п.4 ст 17 закона 400-ФЗ слова » Лицам, проработавшим..» следует понимать как только периоды РАБОТЫ, а не специальный северный стаж?

Пенсионный фонд, так и понимает этот момент. Но данную позицию можно оспорить в судебном порядке. Мой коллега Григорьев привел выдержку из нормативного акта 1989 года. Можете попробовать, конечно.

При расчете страховой пенсии(базовой части) отпуск по уходу за ребенком как то учли ( предоставили подробный расчет на 6 листах с кучей формул, проверить правильность простому человеку не реально, надеюсь правильно рассчитали). А вот для применения коэффициента 50% к фиксированной выплате( которая в этом году равна 4558.93) северного стажа у меня не хватает, т.к. выбрасывают отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет который был в 87-88 годах.

мы прекрасно поняли Вашу проблему, но, как уже указали, иного пути, как оспаривать отказ ПФР в судебном порядке, возможности решить Вашу проблему не имеется.

При этом и обращение в суд не гарантирует, что суд встанет на вашу сторону. Как я указала — практика по сходным ситуациям противоречивая. Кроме того, в каждом регионе может складываться своя тенденция в разрешении подобных споров, поэтому и рекомендовала поискать юриста на сайте из своего региона, чтобы обсудить перспективы судебного обжалования.

При расчете страховой пенсии(базовой части) отпуск по уходу за ребенком как то учли ( предоставили подробный расчет на 6 листах с кучей формул, проверить правильность простому человеку не реально, надеюсь правильно рассчитали). А вот для применения коэффициента 50% к фиксированной выплате( которая в этом году равна 4558.93) северного стажа у меня не хватает, т.к. выбрасывают отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет который был в 87-88 годах.

Светлана, если буквально толковать ФЗ «О страховых пенсиях», то Пенсионный фонд прав. С точки зрения, конкретно этого закона, при применении повышающего коэффициента учитывается именно стаж работы. Период отпуска по уходу за ребенком туда не входит. Но есть документ 1989 года, где указано иное, который мой коллега привел. Есть судебная практика по таким делам. Короче говоря, не самый однозначный момент, который можно оспорить. Но если сухо исходить из положений действующего ФЗ «О страховых пенсиях», то позиция Пенсионного фонда обоснована.

Уточнение клиента

Спасибо, Эльдар. Ваши ответы мне понятны.

08 Августа 2017, 15:22

Спасибо, Эльдар. Ваши ответы мне понятны.

Не за что! Рад помочь.

Это стандартная практика ПФР, поэтому мы и рекомендуем обратиться в районный суд. Я выше привел ссылку на судебную практику по аналогичному отказу ПФР и суд удовлетворил иск пенсионера.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Стаж на досрочную пенсию: повышение квалификации и отпуск по уходу за ребенком

Очень часто люди обращаются к нам с проблемой, когда Пенсионный Фонд не включает в льготный стаж для назначения досрочной пенсии периоды обучения/повышения квалификации. Женщинам Пенсионный фонд, как правило, не включает в льготный стаж отпуск по беременности и родам, уходу за ребенком. В данной статье я расскажу о том, как должно быть на самом деле и подлежат ли включению в льготный стаж спорные периоды.

1. Периоды повышения квалификации

Пенсионный фонд обязан их включить в случае, если вас направлял работодатель, и в период обучения/повышения квалификации вам выплачивалась заработная плата. То есть, по смыслу законодателя, период повышения квалификации – это работа, за которую работник получает деньги, а работодатель перечисляет взносы в Пенсионный фонд. Судебная практика складывается по данному вопросу следующим образом: суды повсеместно признают решения Пенсионного фонда незаконными и включают периоды повышения квалификации в льготный стаж. Поэтому, если у вас есть письменный отказ, где написано, что не подлежат включению в специальный стаж периоды повышения квалификации, смело обращайтесь к нам. Мы поможем Вам отстоять ваше право на досрочную пенсию.

2. Отпуск по уходу за ребенком

Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком засчитывается в льготный стаж, если вы вышли в отпуск до 6 октября 1992 года. Именно 6 октября 1992 года вступили в силу изменения в Кодекс законов о труде Российской Федерации. Эти изменения имели своей целью изъять из статьи 167 КЗоТ РФ возможность включения отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж на льготных условиях. Однако, данное нововведение касается только тех, кто претендует на льготную пенсию и не распространяется на женщин, заинтересованных в общем и непрерывном стаже работы. Судебная практика также на стороне женщины, которая вышла в отпуск по уходу за ребенком до 6 октября 1992г. Этот период засчитают в любом случае даже, если Вы вышли на работу в 1995 году.

Если Вы работник здравоохранения и работали в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на льготное исчисление 1 года работы как 1 год и 6 месяцев, и за вами сохранилось рабочее место (вас не уволили), то период нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком могут быть включены в специальный стаж и исчислены с применением льготного основания (1 год за 1 год 6 месяцев).

Читайте так же:  Гражданский договор найма

Пенсионный Фонд РФ отказал в назначении досрочной пенсии? Доверьте нашим юристам восстановление права на льготную пенсию! К вашим услугам: подсчет стажа и составление исковых заявлений к Пенсионному фонду онлайн. Если вы проживаете в г. Ижевске Удмуртской Республики, мы сможем оказать целый комплекс услуг по представлению ваших интересов в суде.

Кассационное определение СК Пензенского областного суда от 31 января 2012 г. N 33-192 (извлечение) (ключевые темы: отпуск по уходу за ребенком — специальный стаж — отпуск по беременности — трудовые пенсии — стаж работы)

Кассационное определение СК Пензенского областного суда
от 31 января 2012 г. N 33-192
(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда, заслушав в открытом судебном заседании по докладу З.М.В. кассационную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по г. Каменке и Каменскому району на решение Каменского городского суда Пензенской области от 01 декабря 2011 года по гражданскому делу по иску Ш.И.Г. к ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию, которым постановлено:

«Исковые требования Ш.И.Г. удовлетворить.

Обязать ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району включить Ш.И.Г. в стаж на соответствующих видах работ период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» (отпуска по беременности и родам) в льготном исчислении (1 год за 1 год 6 месяцев).

Включить в стаж на соответствующих видах работ период нахождения Ш.И.Г. в отпуске по уходу за ребенком после «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и назначить Ш.И.Г. досрочную трудовую пенсию в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ от 17.12.2001 года со дня обращения, то есть с 10.10.2011 года».

Изучив материалы дела, судебная коллегия установила:

Ш.И.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Каменке и Каменскому району о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости. В обоснование своих требований указала, что имеет необходимый стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району от «ДД.ММ.ГГГГ» N ей необоснованно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом периоды отпусков по беременности и родам с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» учтены были ответчиком в календарном, а не льготном порядке, исключены из стажа периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком после «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ».

С данным решением ответчика она не согласна и полагает, что в подсчет сроков осуществления лечебной деятельности должны быть включены в льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев) периоды, когда она находилась в отпусках по беременности и родам, также подлежит включению в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, начавшийся в период действия нормативных актов, позволявших включать такие отпуска в стаж осуществления медицинской деятельности. В связи с чем просила суд, обязать ответчика включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии, периоды: отпуск по беременности и родам с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» в льготном исчислении, а также включить в специальный стаж, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и назначить пенсию с момента обращения, то есть с 10.10.2011 года.

Каменский городской суд Пензенской области постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г. Пензе Пензенской области просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска Ш.И.Г. Кассатор указывает, что действия Управления по исключению из специального стажа для назначения истице пенсии в соответствии со подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ от 17.12.2001 года правомерны, поскольку основаны на положениях статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РФ от 25.09.1992 года N 3543-1), в соответствии с которыми по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Кроме указанного отпуска, женщине по ее заявлению, предоставляется дополнительный отпуск без сохранения зарплаты по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет с выплатой за этот период компенсации в соответствии с действующим законодательством. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, засчитывается отпуск по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет и до 06.10.1992 года.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п.п. 20 п. 1 ст. 27 названного Закона

Обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 ( часть 1 ), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( статья 39 , часть 1 ). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 ( часть 2 ) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий и условий приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения ( подпункт 20 пункта 1 статьи 27 при этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 27 названного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Аналогичная норма содержалась и в Законе РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ от 17.12.2001 года производится на основании Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения утвержденными постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, а также на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, согласно которому в льготный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно положениям пункта 5 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения» периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1-3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 настоящих Правил.

Ранее право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 года N 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением от 22.09.1999 года N 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью».

В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013 года. При этом, применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991 года (в редакции постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 года N 634 и от 22.09.1993 года N 953 ) врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.

Этим же постановлением были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которому среднему медицинскому персоналу отделений палат хирургического профиля, один год работы в этих должностях и подразделениях должен быть зачтен как один год шесть месяцев. Указанный порядок исчисления сроков выслуги был изменен постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (вступившим в силу с 01.11.1999 года)

Согласно постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 года N 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения медицинским сестрам родильного отделения один год работы засчитывается за один год шесть месяцев, при условии занятости в соответствующей должности в течение полного рабочего дня.

Судом первой инстанции установлено, что истица 10.10.2011 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ от 17.12.2001 года, заявив при этом (. )

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при ГУ УПФР по г. Каменке и Каменскому району от «ДД.ММ.ГГГГ» истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ, который по подсчетам ответчика составил (. ).

Принимая решение об отказе во включении в специальный стаж в льготном исчислении периода с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» отпуска по беременности и родам, ответчик исходил из того, что в указанный период истица не осуществляла профессиональную деятельность.

Данный вывод суд первой инстанции правомерно посчитал ошибочным.

Согласно имеющимся в материалах дела свидетельствам о рождении истица имеет детей: (. )

Из справки выданной работодателем, следует, что Ш.И.Г. в период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» находилась в отпуске по беременности и родам, в период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет, а с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Как следует из материалов дела, истица в период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» истица работала в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения в (. ) городской больнице (далее переименованной в МУЗ (. ) то есть осуществляла лечебную деятельность в должности и в учреждении, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении, что ответчиком не оспаривалось. Период работы истицы до и после предоставления отпусков по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в указанной должности ответчиком зачтен в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев. Периоды с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» ответчиком включен в стаж в календарном исчислении.

Читайте так же:  Адвокат почасовая оплата

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 года N 449, работа в должности медицинской сестры родильного отделения дает право на льготное исчисление специального стажа. Пенсионный орган принял в подсчет стажа на соответствующих видах работ период работы истицы с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» год (за исключением периодов с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» отпуска по беременности и родам) в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения в (. ) городской больнице в льготном исчислении, как один год шесть месяцев. Спорные периоды ответчик принял в подсчет специального стажа в календарном исчислении. Период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» — отпуск по уходу за ребенком исключен полностью из подсчета стажа на соответствующих видах работ.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от «ДД.ММ.ГГГГ» N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до «ДД.ММ.ГГГГ» могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

О возможности выбора лицом, обращающимся за назначением пенсии, применить тот или иной нормативный акт, действовавший в спорные периоды работы, идет речь и в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( пункт 5 ), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам ( статья 255 ТК РФ). Следовательно, отпуск по беременности и родам включается в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

В периоды нахождения в отпусках по беременности и родам истица была временно нетрудоспособна, получала пособие по государственному социальному страхованию, что является гарантией продолжения трудовых отношений. При этом указанные периоды нетрудоспособности подлежат включению в том же порядке, как и периоды самой работы.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является листок нетрудоспособности, выданный в порядке, определенном пунктом 37 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС N 13-6 от 12.11.1984 года.

Включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности предусмотрено пунктом 5 Правил от 11.07.2002 года N 516, пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ N 5 от 22.05.1996 года «О порядке применения Списков утвержденным Постановлением Минтруда РФ N 29 от 22.05.1996 года.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Таким образом, пенсионное законодательство признает спорный период подлежащим включению в стаж, как период временной нетрудоспособности. Отпуска по беременности и родам обоснованно исчислены судом в льготном порядке, как и работа, которую выполняла истица во время их предоставления.

В связи с чем, в соответствии с пунктом 2 Постановления СМ РСФСР от 06.09.1991 года N 464 суд считает, что спорный период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам, имевшие место до 01.11.1999 года, подлежит зачету в льготном исчислении (1 год за 1 год и 6 месяца) аналогично периодам работы, в течение которых данные отпуска были предоставлены.

Таким образом, ответчиком не было учтено, что периоды отпуска по беременности и родам, включаются в специальный стаж в льготном исчислении и на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» и с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.

Также суд первой инстанции, рассматривая обоснованность отказа включения в стаж на соответствующих видах работ отпуск по уходу за ребенком, продолжавшимся после «ДД.ММ.ГГГГ» до «ДД.ММ.ГГГГ», правомерно не согласился с данными выводами ответчика.

Из материала дела видно, что истица в период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» находилась в отпуске по уходу за ребенком Ш., «ДД.ММ.ГГГГ» года рождения до полутора лет. В период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Пенсионный орган частично принял в подсчет указанный отпуск по уходу за ребенком, то есть принят период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ». Период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» год в специальный стаж не принят.

В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что Ш.И.Г. в период с «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» работала в должности медицинской сестры палаты новорожденных родильного отделения (. ) городской больницы.

Исходя из указанных выше норм, суд правильно пришел к выводу о том, что отпуск по уходу за ребенком после «ДД.ММ.ГГГГ» по «ДД.ММ.ГГГГ» должен включаться в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию.

В соответствии с положениями пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости ( статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшего в спорный период, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет истице предоставлен в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.01.1981 года N 235 «О мерах по усилению государственной помощи, семьям, имеющим детей» и Разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 06.07.1982 года N 156/10-30 «Об утверждении разъяснения «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им полутора лет», приравнивающими периоды отпуска по уходу за ребенком к периодам работы.

Ответчик, отказывая включить в стаж осуществления медицинской деятельности период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет, со ссылкой на возможность включения данного отпуска только до 06.10.1992 года. Суд первой инстанции правомерно посчитал данный довод необоснованным.

На основе полного анализа действовавших в спорный период нормативных актов, касающихся предоставления женщинам дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, суд считает подлежащим отпуск по уходу за ребенком, продолжившегося после 06.10.1992 года, включению в стаж работы по специальности для назначения пенсии на льготных условиях.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста 1,5 лет и до достижения им возраста 3 лет) у истицы начался до 06.10.1992 года, то есть в период действия названных нормативных актов, с учетом положений статей 6 ( ч. 2 ), 15 ( ч. 4 ), 17 ( ч. 1 ), 18 , 19 и 55 ( ч. 1 ) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, в стаж, дающий право на досрочную пенсию, подлежит включению период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет (. ).

Положения статей 30 и 31 федерального закона N 173-ФЗ подлежат применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленным в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П и Определении Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 N 320-О.

В абзаце 8 п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 года N 320-О указано, что правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, как правило, завершаются до наступления пенсионного возраста. Принимая то или иное решение, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством. Истица, находясь в отпуске по уходу за ребенком в спорный период, ориентировалась на действующую в тот момент норму статьи 167 КЗоТ, которая предусматривала включение таких периодов в специальный трудовой стаж.

В соответствии с положениями пункта 1 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П норма пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, поскольку не препятствует гражданину осуществить оценку приобретенных им до 01.01.2002 года пенсионных прав, в том числе, в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, по нормам ранее действовавшего законодательства. В соответствии с пунктом 3.3 мотивировочной части данного Постановления у граждан сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 года N 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на который рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования, независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении N 18-П от 15.07.1998 года, а также в определении за N 320-О от 05.11.2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорные периоды деятельности истца.

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как «от 15.06.1998 г.»

Исходя из изложенного, давая оценку периоду, не зачтенному ответчиком в специальный стаж истицы, суд первой инстанции руководствовался, в том числе действовавшими в течение них нормативными правовыми актами и правомерно посчитал исковые требования Ш.И.Г. подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положением статьи 19 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ от 17.12.2001 года трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

Таким образом, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что по состоянию на 10.10.2011 года при обращении к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии истица имела необходимый 30 летний стаж на соответствующих видах работ, следовательно имела право на назначение ей досрочной трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ от 17.12.2001 года.

Оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, Каменский городской суд Пензенской области правомерно удовлетворил исковые требования истицы Ш.И.Г. Доводы кассационной жалобы являются аналогичными основаниям для отказа к назначению пенсии. Они являлись предметом судебного разбирательства, им судом дана надлежащая оценка, которую судебная коллегия признает правильной.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ (в редакции Федерального закона от 14.11.2002 N 138-ФЗ), судебная коллегия определила:

Решение Каменского городского суда Пензенской области от 1 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации по г. Каменке и Каменскому району без удовлетворения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: