Пособия по развитию речи для детей раннего возраста

Содержание:

Магазин Умный Ребенок

Занятия по развитию речи с детьми раннего возраста

Рано или поздно перед родителями встает вопрос: как заниматься развитием речи с детьми раннего возраста? Ведь все прекрасно понимают, что речь и мышление тесно взаимосвязаны, и, желая воспитать умника или умницу, следует в первую очередь обратить внимание на занятия по развитию речи.

Итак, что нужно знать родителям, желающим заниматься развитием речи своего ребенка с самого его рождения? Новорожденный лучше всего воспринимает мелодичные гласные звуки, произносимые нараспев. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал мамино пение. Оно должно быть тихим, но внятным. Современная практика заменять живое пение «фонограммами» классической или другой музыки не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка. Такие «концерты» иногда ребенка просто «оглушают». О развитии речи и в целом о развитии в этом случае говорить не приходится. Помимо пения, конечно же, необходимо как можно больше просто разговаривать с малышом буквально с самого его рождения.

Обязательно всегда откликайтесь на плач ребенка. Помимо сигнала о дискомфорте крик или плач — это еще и призыв к общению, ведь кроме пищевого голода бывает еще и сенсорный, и именно из-за него малыши из домов ребенка часто отстают в развитии от благополучных ровесников. Все действия — переодевание, кормление, купание, некоторые домашние дела — сопровождайте комментариями, подобием беседы. Например: «Сейчас посмотрим, что тебе там не нравится, почему ты плачешь».

Очень важно, чтобы малыш видел вашу мимику, а точнее артикуляцию, это правило остается в силе на протяжении всего периода освоения речи и занятий по ее развитию. Именно это поможет в дальнейшем ребенку быстрее исвоить произнесение тех или иных звуков.

Голосовое упражнение на подражание

Пока еще невозможно научить малыша подражать тем звукам, которые есть в нашей (взрослой) речи, можно научить его повторять за собой то, что уже умеет произносить он сам. «Ба-ба-ба», — лепечет малыш, и вы подхватывайте эти слоги. После некоторой паузы вы можете услышать их снова из уст ребенка.

  • лучшее время для такой игры — примерно спустя час после того, как малыш проснулся. Обязательное условие — его хорошее настроение.
  • помните, что когда вы произносите звуки, которые нужно повторить, малышу должно быть хорошо видно вашу артикуляцию.
  • начинайте с простого. Сначала ребенок произносит за взрослым отдельные звуки: «а-а-а», «у-у-у». Эти и другие звуки нужно чередовать, чтобы малыш учился «переключать» движения органов речи. Потом наступает черед подражания отдельным слогам и комбинациям их.
  • не перегружайте свою речь во время «уроков подражания»: «Сашенька, а ну-ка, скажи «а-а-а». «. Лишние слова лишь «затеняют» звук, повторения которого вы хотите добиться.

Сначала малышу будет непросто повторять за вами звуки или слоги — даже те, которые он сам произносит легко и правильно. Но месяцам к 10 умение подражать усовершенствуется, и впоследствии он сможет повторять за вами и те звукосочетания, которых в его лепете не было.

Уже со 2-й недели жизни ребенка можно начинать стимулировать тактильные ощущения его кистей рук (пальчиковые игры). Самое легкое упражнение — лег­кие круговые поглаживания ладони по часовой стрелке. Эта тактильная стимуляция необходима для развития речевого аппарата малыша. Помимо ладошки очень важно воздействовать на пальчики: каждый пальчик необходимо погладить со всех сторон. Кроме широко известной присказки «Сорока-ворона», можно использовать и другие, чтобы разнообразить ежедневные упражнения.

И конечно, самыми важными для развития речи движениями являются движения артикуляционного аппарата: языка, губ и т. д. Причем, тренировка мышц речевого аппарата младенца происходит не только, когда он гулит или лепечет, но и когда дышит, дует, глотает, сосет грудь и жуёт. Кстати, замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже «искусственников», а те малыши, которых своевременно приобщили к твердой пище, говорят намного чётче сверстников, которых долго кормили протертой пищей и жидкими кашками. Кроме этого, конечно же, есть специальные упражнения для развития речевого аппарата.

Упражнения для занятий по развитию речи с детьми раннего возраста.

Звукоподражание и артикуляционная гимнастика

Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

Игры, развивающие речевое дыхание

Как уже упоминалось, очень полезно дуть — тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т. п.). Например, если малыш уже видел снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: «Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?». Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

Помимо упражнений на голосовое подражание и стимуляции мелкой моторики, в методиках раннего развития речи важное место занимают занятия по развитию внимания, слухового восприятия, памяти, развитию речевого аппарата ребенка.

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке — без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.

Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложка, барабан, звонок, дудка и т. д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем малышу закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.

Упражнение на понимание речи. «Зайчики»

С годовалым ребенком уже можно поиграть в такую игру.

Ведущий говорит: «Давай поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а ты повторяй за мной движения».

Текст: По лесной лужайке
Разбежались зайки. (легкий бег)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»)
Сели зайчики в кружок, (присели)
Роют лапкой корешок. (движение рукой)
Вот какие зайки,
Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове, показываем «ушки»)

Очень важно, чтобы при занятиях по развитию речи с детьми раннего возраста, игровой элемент не был поглощен «образовательным», а эмоции ребенка не подавлялись. Если в процессе общения вы сделаете речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угаснет. Поэтому, используя игры и занятия по развитию речи, вы должны чутко следить за настроением малыша, а также учитывать его речевые возможности.

В заключение напомним общие для всех методик развития речи правила:

  • говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
  • каждый день читайте ребенку стихи, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
  • игра — основная деятельность ребенка. поэтому все занятия с детьми раннего возраста возможно проводить только в игровой форме.
  • не переходите на «детский язык» (не «сюсюкайте») сами и просите не делать этого других взрослых. Помните, что ваша речь — образец для подражания.

Развитие речи детей раннего возраста: игры, упражнения, пособия.

Развитие речи детей раннего возраста:

игры, упражнения, пособия.

Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребенка. Сначала он осознает речь, слышит ее и понимает, общаясь с взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный момент. Поэтому объединение слова и дела-очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений. В области речевого развития ребенка перед педагогом ставятся основные задачи, они же этапы развития речи:
Формирование активной речи;
Формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания
Развитие речи как средство управления собственным поведением.

Совершенствование пассивной речи.

Одним из важных проявлений речевого развития ребенка раннего возраста является пассивная речь. Ребенок должен научиться понимать речь взрослых. Совершенствовать грамматической структуры речи и преодоление проблемы ситуационной связанности — важнейшие моменты развития в раннем возрасте.

Помогают в решении этих проблем сказки, потешки, песенки, стихи. Но для этого педагог или родители должны так преподнести данный материал, чтобы он был понятным, доступным и интересным для малышей. Можно заинтересовать детей спектаклями разных видов театра, созданными по знакомым сказкам; выразительным чтением. Каждое литературное произведение обязательно прочитывается много раз, чтобы дети повторяли уже знакомые слова.

Можно организовать различные подвижные игры, в которых педагог

сопровождает слова соответствующими движениями.

Игра «Наши игрушки»

Мы с игрушками играем,

Мы их выше поднимаем,

Отпускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись!

А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай, посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.)

Мы гулять пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги).

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает. Не всегда употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова, которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

Игра «Встречаем гостей!»

Цель: Обогащать пассивный словарь (названия домашних животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто-то пришел. Попробуйте отгадать!

Коготки на лапах.

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у нее шерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку:

Лежит на крылечке,

Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно. Это собака. Как она лает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

Игра «Картинки»

Цель: Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).
Материал: Иллюстрации с изображением предметов мебели.
Ход игры: Детям раздается по одной иллюстрации
Воспитатель: Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть покажет ее всем.
Называются предметы мебели. Воспитатель хвалит детей.

Игра «Где же ручки?»
Цель: Обогащать пассивный словарь (название частей тела).
Ход игры: Воспитатель просит детей показать различные части тела: «Покажите, где у вас носик? Щечки? Ручки?» и т.д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?»

Развитие активной речи.

Просто разговаривать с ребенком недостаточно, необходимо развивать и активную речь малыша. Известный способ ее развития — повторение за взрослым произнесённых им звуков, фраз, т. е. подражание.

В один-три года дети ещё не умеют произносить многие сложные по артикуляции слова. В этот период они могут придумывать свои слова и звукосочетания, которые понятны только близким взрослым.

Существует ряд эффективных примеров развития активной речи ребенка. Такие как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких-либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста с движениями, с мелодией, использование иллюстраций к текстам, рифмованные закладки.

Игра «Самолеты»
Цель: Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры: Летит, летит самолет,
В небо поднимается.
Прямо, прямо и вперед,
Облаков касается.
Дети «летят», расставив в руки в стороны и произнося звук «у-у».

Игра «Передай!»
Цель: Развивать подражание движениям и речи взрослого («на», «дай»), обогащать фразы с этими словами.
Материал: Игрушки.
Ход игры: Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка. Кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить.

Игра «Отгадай!»
Цель: Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.
Материал: Картинки или игрушки-отгадки.
Ход игры: Сначала покажите детям игрушку-отгадку, затем зачитайте саму отгадку.

· То мурлычет, то играет,
То куда-то убегает,
может прыгнуть на окошко.
Ну конечно это… кошка.

· Встретишь – гогочет,
Ущипнуть хочет.
А я его не боюсь,
Потому что это… гусь.

· Он живет в лесу под елкой.
Он не в шерстке, а в иголках.
на колючку он похож.
ну конечно, это… еж.

· Он в берлоге спит зимой

· Под раскидистой сосной.
Может громко он реветь.
Это мишенька… медведь.

Развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это восприятия звуков речи, их узнавание и различие. Формирование звукопроизношения начинается с гласных и простых по артикуляции согласных (п, б, в, м, ф). Правильного звукопроизношения можно добиться с помощью речевых чистоговорок. Детям предлагается рассматривать картинки и повторять слоги из фраз. Например: мо-мо-мо – люблю эскимо, ва-ва-ва – на дворе трава. И т.д.

Пособия для развития речевого дыхания.

Четкое произношение слов и фраз зависит от степени развития речевого дыхания ребенка. Дети с удовольствием выполняют упражнения на длительный и плавный выдох. Они старательно выдувают мыльные пузыри, дуют на бумажные снежинки, осенние листья. Очень интересное пособие можно сделать из пластиковой бутылки. Наполняем бутылку конфетти, закрываем крышкой, в которой сделано отверстие по диаметру трубочки от коктейля. Деи дуют в трубочку и любуются взлетающими конфетти. Можно наполнить бутылку любой крупой, тогда сила выдоха должна быть больше. Итак, в раннем возрасте стремительно растет пассивный и активный словарь; формируются коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.

Игра «Наши игрушки»

Мы с игрушками играем,

Мы их выше поднимаем,

Отпускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись!

А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай, посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.)

Мы гулять пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги).

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает. Не всегда употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова, которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

Игра «Встречаем гостей!»

Цель: Обогащать пассивный словарь (названия домашних животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто-то пришел. Попробуйте отгадать!

Коготки на лапах.

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у нее шерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку:

Лежит на крылечке,

Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно. Это собака. Как она лает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

Игра «Картинки»

Цель: Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).
Материал: Иллюстрации с изображением предметов мебели.
Ход игры: Детям раздается по одной иллюстрации
Воспитатель: Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть покажет ее всем.
Называются предметы мебели. Воспитатель хвалит детей.
Игра «Где же ручки?»
Цель: Обогащать пассивный словарь (название частей тела).
Ход игры: Воспитатель просит детей показать различные части тела: «Покажите, где у вас носик? Щечки? Ручки?» и т.д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?»

Игра «Самолеты»
Цель: Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры:

Летит, летит самолет,
В небо поднимается.
Прямо, прямо и вперед,
Облаков касается.
Дети «летят», расставив в руки в стороны и произнося звук «у-у».

Игра «Передай!»
Цель: Развивать подражание движениям и речи взрослого («на», «дай»), обогащать фразы с этими словами.
Материал: Игрушки.
Ход игры: Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка, кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить

Игра «Отгадай!»
Цель: Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.
Материал: Картинки или игрушки-отгадки.
Ход игры: Сначала покажите детям игрушку-отгадку, затем зачитайте саму отгадку.

· То мурлычет, то играет,
То куда-то убегает,
может прыгнуть на окошко.
Ну конечно это… кошка.

· Встретишь – гогочет,
Ущипнуть хочет.
А я его не боюсь,
Потому что это… гусь.

· Он живет в лесу под елкой.
Он не в шерстке, а в иголках.
На колючку он похож.
Ну конечно, это… еж.

· Он в берлоге спит зимой

· Под раскидистой сосной.
Может громко он реветь.
Это мишенька… медведь.

Своевременное и правильное овладение речью важно для развития ребенка. Сначала он осознает речь, слышит ее и понимает, общаясь со взрослыми. Потом говорит только о том, что он видит и делает в данный момент. Поэтому объединение слова и дела – очень важная составляющая формирования активной речи. Взрослым следует помочь детям накопить словарный запас. Новые слова должны быть понятны детям. Активизировать речь возможно с помощью игр и упражнений.

В области речевого развития ребенка перед педагогом ставятся основные задачи, они же этапы развития речи:

  • развитие понимания речи окружающих, или развитие пассивной речи;
  • формирование активной речи;
  • формирование фонематического слуха и силы речевого дыхания;
  • развитие речи как средства

управления собственным поведением.

Совершенствование пассивной речи

Одним из важных проявлений речевого развития ребенка раннего возраста является пассивная речь. Ребенок должен научиться пони‐ мать речь взрослых. Совершенствование грамматической структуры речи и преодоление проблемы ситуационной связанности – важнейшие моменты развития в раннем возрасте.

Помогают в решении этих проблем сказки, потешки, песенки, стихи. Но для этого педагог или родители должны так преподнести данный материал, чтобы он был понятным, доступным и интересным для малышей. Можно заинтересовать детей спектаклями разных видов театра, созданными по знакомым сказкам; выразительным чтением. Каждое литературное произведение обязательно прочитывается много раз, чтобы дети повторяли уже знакомые слова.

Можно организовать различные подвижные игры, в которых педагог сопровождает слова соответ‐ ствующими движениями.

Игра «Наши игрушки» Мы с игрушками играем, Мы их выше поднимаем, Опускаем дружно вниз.

Ты с игрушкой покружись! А теперь идем, идем

И в корзинку их кладем!

Игра «Дождик»

Дождик, дождик, веселей! (Поднимают руки вверх и встряхивают кистями.)

Капай, капай посмелей! (Стучат пальцами одной руки по ладони другой.)

Поливай, поливай! (Встряхивают кистями рук.)

Будет крепче урожай! (Разводят руки в стороны.)

Капай, капай, не жалей! (Встряхивают кистями рук.) Мы гулять пойдем скорей! (Шагают, высоко поднимая ноги.)

Слова и выражения, смысл которых ребенок хорошо понимает, не всегда употребляются им в активной речи или употребляются очень редко. Поэтому для обогащения словарного запаса и, как следствие, для дальнейшего употребления слов в активной речи необходимы специально организованные игры. Для запоминания детям предлагаются слова,которые обозначают знакомые ребенку действия, предметы и явления.

Игра «Встречаем гостей!»

Цель. Обогащать пассивный словарь (названия домашних животных).

Материал. Игрушки: кошка, собачка.

Ход игры.

Воспитатель.

К нам в гости кто‐то пришел. Попробуйте отгадать!

Коготки на лапках,

«Мяу» говорит ребяткам. (Ответы детей.)

Как говорит кошка? Какая у неешерстка? Какая у нее мордочка?

Слышите, к нам еще гости торопятся! Отгадайте загадку: Хвост колечком,

Лежит на крылечке, Дом охраняет,Очень громко лает. (Ответы.)

Правильно, это собака. Как оналает? Что собака охраняет?

В последующих играх добавляются другие домашние животные.

Игра «Картинки»

Цель. Обогащать пассивный словарь (название предметов мебели).

Материал. Иллюстрации с изображением предметов мебели.

Ход игры. Детям раздается по одной иллюстрации.

Воспитатель. Посмотрите, какие у вас красивые картинки! Давайте поиграем! Я буду называть слово, а вы

внимательно слушайте. У кого такая картинка, пусть покажет ее всем.

Называются предметы мебели.

Воспитатель хвалит детей.

Игра «Где же ручки?»

Цель. Обогащать пассивный словарь (названия частей тела).

Ход игры. Воспитатель проситдетей показать различные части

тела: «Покажите, где у вас носик?щечки? ручки?» и т.д. Далее можно усложнить задание: «А чем вы смотрите? А чем едите?».

Развитие активной речи

Просто разговаривать с ребенком недостаточно, необходимо развивать и активную речь малыша. Известный способ ее развития – повторение за взрослым произнесенных им звуков, фраз, слов, т.е. подражание.

В один–три года дети еще не умеют произносить многие сложные по артикуляции слова. В этот период они могут придумывать свои слова и звукосочетания, которые понятны только близким взрослым.

Существует ряд эффективных приемов развития активной речи ребенка. Такие как договаривание последних слов в стихотворениях, в каких‐либо фразах, вопросы к детям, многократное повторение речевого материала, ритмическое сочетание текста с движениями, с мелодией, использование иллюстраций к текстам, рифмованные за‐ гадки.

Игра «Самолеты»

Цель. Развивать подражание движениям и речи (звуку) взрослого.

Ход игры.

Летит, летит самолет,

В небо поднимается.

Прямо, прямо и вперед,

Дети «летят», расставив руки в

стороны и произнося звук «у‐у».

Игра «Передай!»

Цель. Развивать подражание движениям и речи взрослого («на»,«дай»), обогащать фразы с этими

Материал. Игрушки.

Ход игры. Покажите детям мишку. Протяните мишке кубик и скажите: «На, мишка, кубик! На!». Затем попросите у мишки кубик: «Мишка, дай кубик! Дай!». Ваша речь должна быть эмоционально окрашена. Предложите малышам повторить.

Игра «Отгадай!»

Цель. Развивать активную речь с помощью рифмованных загадок.

Материал. Картинки или игрушки отгадки.

Ход игры. Сначала покажите детям игрушку‐отгадку, затем зачитайте саму загадку.

  • То мурлычет, то играет,То куда‐то убегает,Может прыгнуть на окошко.Ну конечно, это… кошка.
  • Встретишь – гогочет,Ущипнуть хочет.А я его не боюсь,Потому что это… гусь.
  • Он живет в лесу под елкой.Он не в шерстке, а в иголках.На колючку он похож.Ну конечно, это… еж.
  • Он в берлоге спит зимой. Под раскидистой сосной. Может громко он реветь. Это мишенька… медведь.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это восприятие звуков речи, их узнавание и различение. Формирование звукопроизношения начинается с гласных и простых по артикуляции согласных ([п], [б], [в], [м], [ф]). Правильного звукопроизношения можно добиться с помощью речевых чистоговорок. Детям предлагается рассматривать картинки и повторять слоги из фраз. Например: мо‐мо‐мо – люблю эски‐ мо, ва‐ва‐ва – на дворе трава. И т.д.

Пособия для развития речевого дыхания

Четкое произношение слов и фраз зависит от степени развития речевого дыхания ребенка. Дети с удовольствием выполняют упражнения на длительный и плавный выдох. Они старательно выдувают мыльные пузыри, дуют на бумажные сне‐ жинки, осенние листья

Очень интересное пособие можно сделать из пластиковой бутылки. Наполняем бутылку конфетти, закрываем крышкой, в которой сделано отверстие по диаметру трубочки от коктейля. Дети дуют в трубочку и любуются взлетающими конфетти. Можно наполнить бутылку любой крупой, тогда сила выдоха должна быть больше

Итак, в раннем возрасте стремительно растет пассивный и активный словарь; формируются коммуникативная, обобщающая и регулятивная функции речи; начинается усвоение грамматического строя речи.

Источники

  1. 1. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб: Детство‐пресс,
  2. 2. Дуткевич Т.В. Детская психология. Киев: Центр учебной литературы,2012.
  1. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2–3 лет.М.: Сфера, 2007.
  1. Рудик О.С. Развитие речи детей

2–4 лет в свободной деятельности: Метод. рекомендации. М.: Сфера, 2009.

  1. Смирнова Е.О. Дети раннего возраста в детском саду. М.: Пед. ун‐т«Первое сентября», 2010.
  1. Смирнова Л.Н. Развитие речи у де‐тей 2–3 лет: Пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика‐Синтез, 2007.
  1. 7. Теплюк С.Н. Ребенок третьего года жизни: Пособие для родителей и педагогов. М.: Мозаика‐Синтез, 2011.
  1. 8. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста: Метод. пособие для воспитателей и родителей. М.: Мозаика‐Синтез, 2010.

Данное пособие является результатом многолетнего творческого труда автора. Оно предназначено педагогам дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 2-3 лет. Книга также может быть полезна родителям.

При обследовании детей, поступающих в дошкольное учреждение, у большинства из них выявляется неблагополучное речевое развитие. Условно их можно разделить на три группы:

§ дети, у которых речь совсем отсутствует;

§ дети, которые говорят отдельными словами;

§ дети, которые говорят фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

И лишь несколько детей, поступающих в детский сад, имеют речь, соответствующую нормам орфоэпии и понятную окружающим.

А ведь к 2 годам в самостоятельной речи ребенка должно насчитываться не менее 50 слов. Речь малыша должна быть относительно понятной для окружающих. Но на самом деле речь детей раннего возраста оставляет желать лучшего. Это объясняется причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу.

Особенное внимание следует уделить воздействию социальных факторов. Один из них — коммуникативная депривация, то есть недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка с близкими людьми. Давно известно, что с малышом необходимо общаться начиная с самого его рождения. Однако многие родители, к сожалению, недооценивают этот факт, и поэтому дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии. А ведь речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формирование личности и характера ребенка.

Развитие речи малыша до 3 лет. Как развивать речь ребенка

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Какие факторы влияют на развитие речи

  • Биологические: наследственность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, речевых центров в мозге, органов слуха и речи; здоровая беременность и благополучные роды; здоровое физическое и психическое развитие после рождения.
  • Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, благоприятная развивающая среда.

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

  • 0 – 2 месяца. Крик. Первой формой коммуникации для ребенка становится плач. Малыш плачет, когда голоден, ему некомфортно или он устал.
  • 2 – 3 месяца. Гуление. На смену плачу приходит гуление. Появляются звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с «г». Ребенок учится понимать обращенную к нему речь и управлять своими звуковыми интонациями.
  • 3 – 6 месяцев. Лепет. Малыш начинает лепетать с самим собой и издавать звуки при обращении к нему. Поворачивает голову в сторону звука. Замирает в ответ на внезапный громкий звук. По-разному плачет в зависимости от потребностей: «я голоден», «я устал». Узнает свое имя и реагирует на него.
  • 6 месяцев. Первые слоги. С 6 месяцев можно заметить, что ребенок предпочитает всем другим строго определенные звуки: «ба», «ма» (научиться произносить их легче всего). Он может повторять их бесконечно: ему нравится, как они звучат.
  • 7 – 9 месяцев. Комбинации слогов. Лепет прогрессирует до произнесения одинаковых слогов: «ма-ма-ма», «дя-дя-дя», «ба-ба-ба».
  • 9 – 11 месяцев. Звукоподражание. Малыш имитирует звуки речи взрослых. Откликается на имя. Понимает значение слова «нет».
  • 11 – 13 месяцев. Первые осмысленные слова из двух одинаковых слогов: «папа», «мама», «баба», «дядя». 12 месяцев. Малыш всем видом демонстрирует интерес и внимание к речи других, повторяет и по-новому комбинирует звуки, соединяет их в «слова», имитируя речь взрослого. Понимает и выполняет простые односложные инструкции («садись»). Машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет». Использует жесты и звуки для привлечения внимания. Интересуется книжками.
  • 18 месяцев. Малыш легко повторяет часто слышимые слова. Знает различные части тела и указывает на них. Осваивает несложные слова (к возрасту 2 лет их запас может колебаться от 20 до 50). Отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?». Любит, когда ему читают. По просьбе взрослого указывает пальцем на картинки в книге. 2 года. Первые предложения (из двух слов). Усвоенные к 2 годам простые слова двухлетний ребенок может легко соединять в сочетания: «Мама, дай», «Хочу это», «Где киса?». Понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди своего мишку и покажи бабушке». Словарный запас может расшириться до 150 – 200 лексем, а окружающие уже могут понимать половину произносимых ребенком слов. Малыш начинает использовать местоимения, прилагательные и предлоги. Правильно держит в руках книгу. «Читает» своим игрушкам.
  • 3 года. Многословные предложения (из трех и более слов). В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому переломному моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов. Различает цвета и определения размера. Помнит и повторяет знакомые ритмы, мелодии, истории. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, из скольких слов он состоит. В целом малыш уже готов высказаться по любому поводу.

Кто быстрее: мальчики или девочки

  • «Говоруны» проявляют повышенную активность и интерес к окружающему миру. Такие дети любят что-то рассказывать, задавать много вопросов и легко осваиваются в новой обстановке. Иногда они начинают говорить раньше, чем другие дети.
  • «Молчуны» склонны к созерцательности. Им всегда требуется адаптироваться к новой обстановке. Могут начать говорить поздно, но практически сразу без дефектов. Таким малышам важно, чтобы их слышали и понимали. Поэтому родители должны постараться внимательно реагировать на вопросы ребенка. Однако, если «молчун» не начал говорить к 2 – 3 годам, нужно обратиться к специалисту.

Как помочь развитию речи детей раннего возраста

  • Осязание. Чувство № 1 в первое время. Теплые мамины руки, ее ласковые прикосновения, поглаживания, массаж, гимнастика, игрушки разных форм и фактур, пальчиковые игры — чем больше всего этого, тем лучше. Знание о самом себе, своем теле и его ощущениях формируется благодаря контактам с окружающей средой, поэтому максимально разнообразьте тактильные ощущения ребенка. Вода разной температуры (осторожно!), мягкий тканевый и резиновый мячики, пластмассовая погремушка и деревянный кубик, пальчиковые краски на палитре, песок в детской песочнице, фасолинки в банке и т. д. — мир так богат для тренировки чувства осязания!
  • Слух. Давайте малышу как можно больше информации, которую он может воспринимать на слух: звуки музыки, природы, бытовых приборов в доме, шум улицы из окна и, конечно, звуки родной речи. Разговаривайте с крохой всегда и обо всем. У мамы это получается само собой, ведь речью сопровождаются любые ее действия: она озвучивает пеленание, кормление, купание, укладывание. Она называет предметы, окружающие ребенка, указывая на них. Когда малыш начинает гулить, мама «поддерживает разговор»: отзывается на звуки, которые издает кроха, повторяет их и знакомит его с взрослой речью, которой малыш по мере взросления будет пытаться подражать.
  • Зрение. Мы заинтересовываем малыша окружающими его предметами, чтобы он научился фокусировать зрение и удерживать свое внимание на значимых объектах. Чтобы помочь ребенку концентрировать внимание, можно подвесить над кроваткой яркие цветные предметы (например, воздушные шары, пушистые помпоны — они достаточно легкие и непременно привлекут внимание). Некоторые модели мобилей укомплектовываются съемными игрушками — это помогает взрослым обеспечивать ребенку богатое стимулами пространство и разнообразить его. Это для самых маленьких. Позже арсенал предметов окружающей действительности может пополняться бесконечно и за счет игрушек в доме, и за счет тех визуальных впечатлений, которые малыш будет получать, оказываясь вне дома: на городской улице, на речке, в лесу, в зоопарке.
  • Вкус. Мамино молоко, вода, чаи, соки, протертая и твердая пища — какое разнообразие консистенций и вкусов! Знакомьте малыша с ними, постепенно расширяя ассортимент продуктов, которые вы вводите в детское питание. Чем раньше ребенок познакомится с основными вкусами, тем менее привередлив в еде он будет позже.
  • Обоняние. Знакомство с запахами не только обогащает восприятие общей картины мира, но и создает у малыша определенное настроение, ассоциации и впоследствии — приятные воспоминания. Запах свежеиспеченного хлеба и бабушкиного варенья, осенней листвы и весеннего таяния снега, грибов и полевых цветов — сколько воспоминаний за каждым из них! Не забывайте про эту сторону восприятия, узнавайте запахи вместе с ребенком, учите его различать их и сравнивать — вдруг у вас растет будущий парфюмер?
  • Крупная моторика (движения крупных мышц: корпус тела, руки, ноги). Важно мотивировать малыша активно двигаться начиная с первых недель жизни. Если вы считаете, что ребенка надо пеленать, не забывайте выделять достаточное количество времени, чтобы малыш мог свободно махать ножками и ручками. Когда кроха подрастет, создайте безопасное пространство для свободного движения в доме.
  • Мелкая моторика (тонкие движения кистей рук и пальцев). О том, что мелкая моторика и речь связаны, не слышал разве только новорожденный. Связь эта объясняется близостью расположения речевых моторных и двигательных центров в головном мозге. Поэтому любая активность, направленная на стимулирование мелкой моторики, положительно влияет и на формирование речи. И не забываем о развитии навыков самообслуживания с раннего детства: чашка, зубная щетка, столовые приборы, пуговицы на одежде, молнии и шнурки на ботинках — отличные тренажеры!

Как правильно формировать речь

  • Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
  • Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете. Разговаривайте с ним в течение всего дня.
  • Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
  • Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
  • Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
  • Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
  • Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
  • Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
  • «Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
  • Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
  • Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
  • Ставьте малышу детские песенки и сказки.
  • Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
  • Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
  • Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями. Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
  • Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
  • Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
  • Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
  • Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
  • Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
  • Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
  • Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
  • Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
  • Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
  • Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
  • Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
  • Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
  • Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
  • Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
  • И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

На что обратить внимание

  • К концу 1-го месяца ребенок не кричит перед кормлением;
  • К концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним говорят, и не гулит;
  • К концу 5-го месяца не прислушивается к музыке;
  • К 7-му месяцу не узнает голоса близких, не реагирует на интонации;
  • К концу 9-го месяца отсутствует лепет и ребенок не может повторять за взрослыми звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего;
  • К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания или ручкой в знак прощания;
  • К 1 году ребенок не может произнести ни слова и не выполняет простейшие просьбы («дай», «покажи», «принеси»);
  • К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
  • К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 6 осмысленных слов;
  • К 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких на фотографиях;
  • В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может назвать свое имя и фамилию; говорит так, что его не понимают окружающие; говорит очень быстро, проглатывая окончания, или очень медленно, растягивая слова.

Логопедические занятия по развитию речи у детей

Инфографика: «Этапы речевого развития ребенка до 3 лет»

Какие ошибки могут совершать родители при развитии речи ребенка?

Часто ребенка излишне опекают и берегут, стараются предугадать его желания — конечно, из любви к нему. Но тогда у малыша не формируется стремление трудиться самостоятельно, он не учится выражать свои мысли с помощью речи, и многие процессы в его развитии могут тормозиться.

• Понять ребенка буквально с полувзгляда близким помогает интуиция и любовь. Но общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях будет для него затруднительным, а в худшем случае — остро дискомфортным. Чтобы этого не произошло, по мере взросления нужно чаще вступать в разговор все с новыми и новыми собеседниками, и тогда ребенок просто будет вынужден совершенствовать навыки понимания речи.

• Некоторые родители занижают, а другие — завышают требования к речи малыша. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и сразу исполняются, во втором — постоянно пристают: «Скажи!», «Повтори!». Иногда в одной семье используется сразу два крайних подхода: например, папа требует, а бабушка опекает. Это очень неблагоприятно сказывается на речевом развитии ребенка.

• Старайтесь исключить сюсюканье, «детский лепет», постоянные звукоподражания в общении с малышом. Речь родителя — образец для ребенка.

• Родители могут говорить очень быстро или, наоборот, чересчур медленно, без пауз и различных интонаций, монотонно. Важно использовать все богатство и разнообразие языка при развитии речи ребенка.

• Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития малыша. Избегайте переутомления от речевых занятий, заучивания стихов.

Когда нужно обратиться к логопеду

Следует обратиться к логопеду, если:

• до 2,5 лет у ребенка не появилась речь или словарь малыша составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист-логопед умеет не только корректировать звукопроизношение, но и стимулировать появление речи у неговорящих детей;

• ребенок в 1,5 – 2,5 года не произносит нормальных, понятных слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своем» языке, причем много и активно (не нужно дожидаться 3 лет — идите к логопеду прямо сейчас);

• ребенок 4 – 5 лет смягчает все звуки: «кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька»;

• ребенок 3 лет и старше искажает слоговую структуру слова, пропускает, переставляет слоги, добавляет новые: «пувица» — «пуговица», «гебимот» — «бегемот», «пепитан» — «капитан»;

• ребенку больше 6 лет и он не произносит какие-либо звуки родного языка. В это время фонетическая система полностью сформирована, и малыш должен говорить правильно;

• ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (появились речевые запинки).

Также стоит быть внимательнее, если малыш изучает сразу несколько иностранных языков: иногда в таких случаях у него может развиться дисграфия — нарушение овладения письменной речью. Чтобы не было отклонений, нужно заниматься с малышом, как только он познакомится с буквами — обычно это умение приходит в 4 – 6 лет.

Как создать правильную среду для развития речи?

С ребенком нужно постоянно беседовать, проговаривая ситуации: одевание, раздевание, умывание, купание, еда, прогулка и подготовка ко сну. Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении и просмотре мультфильмов.

Примеры проговаривания ситуаций

1) Умывание. «Давай с тобой умоемся, включи воду. Нет, сделай воду теплее. Вот мыло. Бери его и намыливай ручки. Клади мыло в мыльницу. Три руки хорошо, а теперь смоем мыло. Подставляй ручки под воду. Теперь давай умоем лицо. Закрывай кран. Молодец. А где полотенце? Бери его и вытирай лицо и руки. Какой ты стал чистенький, умница!»

2) Сборы на прогулку, когда все вещи уже подготовлены. «Сейчас мы пойдем гулять. Где твои штанишки? Вот они. Давай наденем штаны, вот так: сначала на одну ногу, потом на другую. Теперь надо застегнуть их на пуговицу, где она, покажи. Правильно. Неси кофту. Что на ней нарисовано? Уточка, правильно. А это что на кофте? Карман, молодец». И так далее.

3) На прогулке. «Ничего себе, смотри, какая погода. Дождик идет, ты правильно сказал. Как хорошо, что ты надел сапожки. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Какая большая лужа! А что это под деревом? Листики упали, и веточки тоже упали. А какого цвета листики? Красного и желтого. Много листьев. Покажи, как много листьев».

Ребенок слышит речь взрослого и узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для него ситуацию, значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании малыша.

Анна Андреевна Притворова, логопед

Читайте так же:  Защита прав потребителей в кременчуге